Профессиональные стандарты наставнической деятельности: различия между версиями
Новая страница: «'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' мини|500x500пкс|Наставник обсуждает рабочие задачи с молодым специалистом == Введение == '''Профессиональный стандарт наставнической деятельности''' в Российской Федерации — это нор...» |
(нет различий)
|
Версия от 17:21, 13 октября 2025
Статья создана с использованием языковой модели ИИ
Введение
Профессиональный стандарт наставнической деятельности в Российской Федерации — это нормативный документ, который определяет требования к квалификации, знаниям, умениям и трудовым функциям специалиста, выполняющего роль наставника. Разработка и внедрение такого стандарта направлены на формализацию и систематизацию наставничества, повышение его качества и признание наставнической деятельности как отдельного вида профессиональной работы [1], [2].
Актуальность темы обусловлена стратегическим курсом государства на развитие кадрового потенциала страны. В 2023 году, объявленном Годом педагога и наставника, была активизирована работа по созданию нормативной базы для наставнической деятельности [3]. Профессиональный стандарт призван установить единые требования к компетенциям наставников в различных сферах: на производстве, в образовании, в социальной сфере и в работе с молодежью. Это позволит не только повысить социальную роль наставника, но и создать систему мотивации и поддержки, а также ввести должность «наставник» в штатное расписание организаций [4], [5].
Законодательная база
Нормативное регулирование наставнической деятельности в России находится в стадии активного формирования. Ключевым элементом этой системы должен стать федеральный закон «О наставничестве» и профессиональный стандарт «Наставник».
Федеральное законодательство
- Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»: В статье 6 в качестве одного из основных направлений реализации молодежной политики выделяет «развитие института наставничества»[file:1]. Это создает законодательную основу для интеграции наставничества в систему государственной молодежной политики.
- Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 г. № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника»: Указ и последующий план мероприятий, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 18.02.2023 г. № 399-р, стали катализатором для разработки нормативной базы наставничества. План включает мероприятия, направленные на признание особого статуса наставников и развитие института наставничества [3].
- Распоряжение Правительства РФ от 20.08.2021 г. № 2283-р: Внесло изменения в «Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников». Документ предписывает разработку и внедрение системы наставничества в образовательных организациях и утверждение региональных положений о наставничестве [6].
Проект профессионального стандарта «Наставник»
В 2023 году по инициативе Министерства просвещения РФ, Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования и Государственного университета просвещения началась разработка проекта профессионального стандарта «Наставник» [1], [7].
Основная цель вида профессиональной деятельности, согласно проекту, — наставническая поддержка жизненного и профессионального самоопределения, освоения профессии и корпоративной культуры, профессионального развития и карьерного роста [8].
Проект стандарта выделяет несколько обобщенных трудовых функций (ОТФ), отражающих специфику наставничества в разных контекстах:
- ОТФ A: Выполнение рабочими (служащими) функций наставника на рабочем месте.
- ОТФ B: Выполнение руководителями и специалистами функций наставника на рабочем месте.
- ОТФ C: Выполнение функций наставника детей и молодежи в образовательных и просветительских организациях.
- ОТФ D: Выполнение функций наставника детей в организациях для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.
Каждая ОТФ детализируется через конкретные трудовые функции (ТФ), необходимые умения и знания. Например, для наставника на рабочем месте (ОТФ B) предусмотрены следующие ТФ:
- Планирование наставничества (разработка индивидуальных планов развития).
- Организация деятельности наставляемых (практическое обучение, введение в корпоративную культуру).
- Консультирование и поддержка (помощь в решении профессиональных задач).
- Контроль и оценка (мониторинг прогресса наставляемого) [8].
Организации поддержки и развития наставничества
В разработке и продвижении стандартов наставничества участвует широкий круг государственных и общественных институтов.
Государственные организации
- Министерство просвещения Российской Федерации — является ключевым координатором разработки профессионального стандарта «Наставник» и федерального закона о наставничестве. Создало Координационный совет по наставничеству [4], [5].
- Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации — отвечает за утверждение профессиональных стандартов и их регистрацию.
- Росмолодёжь — реализует программы, включающие элементы наставничества, в рамках государственной молодежной политики. В частности, в рамках Всероссийской премии молодежных достижений «Время молодых» существует номинация «Наставничество» [3].
Негосударственные и экспертные организации
- Совет по профессиональным квалификациям (СПК) в сфере образования — один из инициаторов и ключевых разработчиков проекта профстандарта. Обеспечивает экспертную оценку и согласование стандарта с потребностями образовательной сферы [1].
- Государственный университет просвещения — выступает научной и методической площадкой для разработки стандарта.
- АНО «Россия — страна возможностей» — проводит конкурсы, направленные на выявление и поддержку лучших наставнических практик, например, проект «Флагманы образования» [3].
Социальная политика и меры поддержки
Институционализация наставничества через профстандарт предполагает создание системы мотивации для наставников. Обсуждаемые меры поддержки включают:
- Материальное стимулирование: Введение доплат, надбавок или отдельных тарифных ставок для работников, выполняющих функции наставника. Профстандарт легитимизирует такие выплаты.
- Нематериальная мотивация: Присвоение почетных званий (например, нагрудный знак «Почетный наставник»), организация конкурсов профессионального мастерства, публичное признание заслуг [3].
- Карьерные перспективы: Включение наставнического опыта в критерии для карьерного роста и аттестации.
- Создание цифровых платформ: Развитие онлайн-ресурсов, таких как цифровая платформа «НАСТАВНИК.РФ», для обмена опытом, обучения и взаимодействия наставников и наставляемых [9].
Исследования и аналитика
Разработка профессионального стандарта «Наставник» сопровождается обширной исследовательской работой.
- Анализ лучших практик: Рабочие группы при Минпросвещения России и СПК в сфере образования изучают существующие модели наставничества в различных отраслях — от промышленности до социальной сферы, чтобы выделить универсальные и специфические трудовые функции [1].
- Общественные и региональные обсуждения: Проект стандарта проходит широкое обсуждение с привлечением экспертов, работодателей и представителей образовательных организаций из разных регионов России для обеспечения его релевантности и применимости.
- Научное обоснование: В научных публикациях, например, в статье Л.Н. Духаниной «Профессиональный стандарт как инструмент институциализации наставничества», дается теоретическое обоснование структуры и содержания стандарта, описывается алгоритм его создания [2].
См. также
- Российская ассоциация наставников
- Система наставничества в образовательных организациях
- Наставничество в детских домах и интернатных учреждениях
- Бизнес-наставничество для молодых предпринимателей
- Программы подготовки наставников
- Методические центры развития наставничества
- Научное руководство и академическое наставничество
Ссылки
[1] Презентация «О нормативном закреплении наставнической деятельности»
[2] Статья «Профессиональный стандарт как инструмент институциализации наставничества»
[3] План основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года педагога и наставника
[4] Сообщение Минпросвещения России о разработке профстандарта наставника
[5] Статья «Наставлять по стандарту» на портале «Правда о СРО»
[6] Распоряжение Правительства РФ от 20.08.2021 г. № 2283-р
[7] Сообщение Минпросвещения России о разработке проекта ФЗ «О наставничестве»
[8] Проект профессионального стандарта «Наставник» от 19.09.2023