Система наставничества в образовательных организациях: различия между версиями

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 3: Строка 3:


== Введение ==
== Введение ==
'''Система наставничества в образовательных организациях''' — это социально-педагогическая технология и форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей, направленная на сопровождение личностного и профессионального развития человека и формирование у него традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Источники: [http://government.ru/docs/all/159117/ <nowiki>[1]</nowiki>], [https://docs.cntd.ru/document/350611183 <nowiki>[3]</nowiki>]. В Российской Федерации наставничество рассматривается как ключевой инструмент развития кадрового потенциала в системе образования, содействия профессиональному росту молодых педагогов, а также как важный элемент воспитательной работы с обучающимися.
'''Система наставничества в образовательных организациях''' — это социально-педагогическая технология и форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей, направленная на сопровождение личностного и профессионального развития человека и формирование у него традиционных российских духовно-нравственных ценностей [http://government.ru/docs/all/159117/ <nowiki>[1]</nowiki>], [https://docs.cntd.ru/document/350611183 <nowiki>[3]</nowiki>]. В Российской Федерации наставничество рассматривается как ключевой инструмент развития кадрового потенциала в системе образования, содействия профессиональному росту молодых педагогов, а также как важный элемент воспитательной работы с обучающимися.


Актуальность развития института наставничества подчёркнута на государственном уровне. В '''Концепции развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года''' поставлен целевой ориентир: к 2030 году доля государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих систему наставничества, должна составить не менее 70%. Источник: [http://government.ru/docs/all/159117/ <nowiki>[1]</nowiki>]. Это свидетельствует о стратегической важности наставничества для достижения национальных целей в сфере образования и молодёжной политики.
Актуальность развития института наставничества подчёркнута на государственном уровне. В '''Концепции развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года''' поставлен целевой ориентир: к 2030 году доля государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих систему наставничества, должна составить не менее 70% [http://government.ru/docs/all/159117/ <nowiki>[1]</nowiki>]. Это свидетельствует о стратегической важности наставничества для достижения национальных целей в сфере образования и молодёжной политики.


Система направлена на решение нескольких задач:
Система направлена на решение нескольких задач:
Строка 12: Строка 12:
* '''Для опытных педагогов-наставников:''' систематизация и передача накопленного опыта, профессиональная самореализация и получение общественного признания.
* '''Для опытных педагогов-наставников:''' систематизация и передача накопленного опыта, профессиональная самореализация и получение общественного признания.


Развитие наставничества является одним из основных направлений реализации молодёжной политики в России, что закреплено в профильном федеральном законе. Источник: [http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202012300003 <nowiki>[2]</nowiki>]. Оно интегрировано в крупные федеральные проекты, такие как «Современная школа», «Успех каждого ребенка» и «Молодые профессионалы», что подчёркивает его системный и многоаспектный характер. Источник: [https://docs.cntd.ru/document/350611183 <nowiki>[3]</nowiki>].
Развитие наставничества является одним из основных направлений реализации молодёжной политики в России, что закреплено в профильном федеральном законе [http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202012300003 <nowiki>[2]</nowiki>]. Оно интегрировано в крупные федеральные проекты, такие как «Современная школа», «Успех каждого ребенка» и «Молодые профессионалы», что подчёркивает его системный и многоаспектный характер [https://docs.cntd.ru/document/350611183 <nowiki>[3]</nowiki>].


== Законодательная база ==
== Законодательная база ==
Строка 20: Строка 20:
=== Федеральное законодательство ===
=== Федеральное законодательство ===
* '''Концепция развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года''' (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 21.05.2025 № 1264-р):
* '''Концепция развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года''' (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 21.05.2025 № 1264-р):
** Является основополагающим документом, определяющим государственную политику в сфере наставничества. Источник: [http://government.ru/docs/all/159117/ <nowiki>[1]</nowiki>].
** Является основополагающим документом, определяющим государственную политику в сфере наставничества [http://government.ru/docs/all/159117/ <nowiki>[1]</nowiki>].
** Вводит единую терминологию: «наставничество», «наставник», «наставляемый».
** Вводит единую терминологию: «наставничество», «наставник», «наставляемый».
** Определяет цели, задачи и формы наставничества (индивидуальная и коллективная).
** Определяет цели, задачи и формы наставничества (индивидуальная и коллективная).
** Ставит целевые показатели по внедрению наставничества в образовательных организациях. Источник: [http://government.ru/docs/55086/ <nowiki>[8]</nowiki>].
** Ставит целевые показатели по внедрению наставничества в образовательных организациях [http://government.ru/docs/55086/ <nowiki>[8]</nowiki>].


* '''Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»:'''
* '''Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»:'''
** В статье 6 относит '''развитие института наставничества''' к основным направлениям реализации молодёжной политики. Это создаёт правовую основу для интеграции наставнических практик в работу с молодёжью. Источник: [http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202012300003 <nowiki>[2]</nowiki>].
** В статье 6 относит '''развитие института наставничества''' к основным направлениям реализации молодёжной политики. Это создаёт правовую основу для интеграции наставнических практик в работу с молодёжью [http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202012300003 <nowiki>[2]</nowiki>].


* '''Трудовой кодекс Российской Федерации:'''
* '''Трудовой кодекс Российской Федерации:'''
** С 1 марта 2025 года дополнен статьёй 351.8 «Особенности регулирования труда работников, выполняющих работу по наставничеству в сфере труда».
** С 1 марта 2025 года дополнен статьёй 351.8 «Особенности регулирования труда работников, выполняющих работу по наставничеству в сфере труда».
** Статья закрепляет понятие «наставничество в сфере труда», требует письменного согласия работника и предусматривает установление доплат за наставническую деятельность в трудовом договоре или локальных нормативных актах. Источник: [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/bd6d94a038b1f4918343ec0c601a0c04a702ee28/ <nowiki>[4]</nowiki>].
** Статья закрепляет понятие «наставничество в сфере труда», требует письменного согласия работника и предусматривает установление доплат за наставническую деятельность в трудовом договоре или локальных нормативных актах [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/bd6d94a038b1f4918343ec0c601a0c04a702ee28/ <nowiki>[4]</nowiki>].


* '''Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества:'''
* '''Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества:'''
** Разработаны Министерством просвещения РФ совместно с Общероссийским Профсоюзом образования (письмо от 21.12.2021 № АЗ-1128/08/657). Документ предлагает практические инструменты для организации наставничества на уровне образовательных организаций. Источник: [https://docs.cntd.ru/document/350611183 <nowiki>[3]</nowiki>].
** Разработаны Министерством просвещения РФ совместно с Общероссийским Профсоюзом образования (письмо от 21.12.2021 № АЗ-1128/08/657). Документ предлагает практические инструменты для организации наставничества на уровне образовательных организаций [https://docs.cntd.ru/document/350611183 <nowiki>[3]</nowiki>].
** Направлены на встраивание региональных и муниципальных практик в единую федеральную систему научно-методического сопровождения педагогов.
** Направлены на встраивание региональных и муниципальных практик в единую федеральную систему научно-методического сопровождения педагогов.
** Способствуют координации развития наставничества с внедрением новой квалификационной категории '''«педагог-наставник»'''.
** Способствуют координации развития наставничества с внедрением новой квалификационной категории '''«педагог-наставник»'''.


* '''Распоряжение Минпросвещения РФ от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность»:'''
* '''Распоряжение Минпросвещения РФ от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность»:'''
** Документ заложил основы для внедрения наставничества по формам «ученик-ученик», «студент-ученик», «работодатель-ученик». Цель — формирование гибких навыков, необходимых для гармоничного развития и профессиональной ориентации обучающихся. Источник: [https://base.garant.ru/73473531/ <nowiki>[7]</nowiki>].
** Документ заложил основы для внедрения наставничества по формам «ученик-ученик», «студент-ученик», «работодатель-ученик». Цель — формирование гибких навыков, необходимых для гармоничного развития и профессиональной ориентации обучающихся [https://base.garant.ru/73473531/ <nowiki>[7]</nowiki>].


=== Региональное законодательство ===
=== Региональное законодательство ===
Строка 47: Строка 47:


=== Государственные организации ===
=== Государственные организации ===
* '''Министерство просвещения Российской Федерации''' — ключевой федеральный орган, координирующий разработку и внедрение моделей наставничества в системе общего, среднего профессионального и дополнительного образования. Отвечает за нормативное и методическое обеспечение. Источник: [https://docs.cntd.ru/document/350611183 <nowiki>[3]</nowiki>].
* '''Министерство просвещения Российской Федерации''' — ключевой федеральный орган, координирующий разработку и внедрение моделей наставничества в системе общего, среднего профессионального и дополнительного образования. Отвечает за нормативное и методическое обеспечение [https://docs.cntd.ru/document/350611183 <nowiki>[3]</nowiki>].
* '''Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь)''' — реализует программы и проекты, направленные на развитие наставничества в молодёжной среде, поддерживает молодёжные инициативы и вовлекает молодых людей в наставническую деятельность в рамках [[Молодёжная политика|молодёжной политики]].
* '''Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь)''' — реализует программы и проекты, направленные на развитие наставничества в молодёжной среде, поддерживает молодёжные инициативы и вовлекает молодых людей в наставническую деятельность в рамках [[Молодёжная политика|молодёжной политики]].
* '''Органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере образования''' — отвечают за внедрение и развитие систем наставничества на региональном уровне, координируют работу муниципальных органов и образовательных организаций.
* '''Органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере образования''' — отвечают за внедрение и развитие систем наставничества на региональном уровне, координируют работу муниципальных органов и образовательных организаций.
Строка 53: Строка 53:


=== Негосударственные организации и платформы ===
=== Негосударственные организации и платформы ===
* '''[[Цифровые платформы наставничества]]''' — играют важную роль в масштабировании наставничества. Ключевой платформой является '''«Наставник.рф»''', созданная на базе платформы ДОБРО.РФ. Она объединяет верифицированных наставников, организации и наставляемых из разных сфер. Источник: [https://mentor.dobro.ru/ <nowiki>[5]</nowiki>].
* '''[[Цифровые платформы наставничества]]''' — играют важную роль в масштабировании наставничества. Ключевой платформой является '''«Наставник.рф»''', созданная на базе платформы ДОБРО.РФ. Она объединяет верифицированных наставников, организации и наставляемых из разных сфер [https://mentor.dobro.ru/ <nowiki>[5]</nowiki>].
* '''Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодёжи «Движение первых»''' — активно использует наставничество как инструмент воспитания и развития участников. В рамках движения реализуются проекты, где более опытные участники или взрослые эксперты выступают наставниками для детей и подростков. Источник: [http://government.ru/docs/all/159117/ <nowiki>[1]</nowiki>].
* '''Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодёжи «Движение первых»''' — активно использует наставничество как инструмент воспитания и развития участников. В рамках движения реализуются проекты, где более опытные участники или взрослые эксперты выступают наставниками для детей и подростков [http://government.ru/docs/all/159117/ <nowiki>[1]</nowiki>].
* '''Ассоциация волонтёрских центров (АВЦ)''' — развивает наставничество в рамках добровольческой деятельности, помогая тиражировать лучшие практики и вовлекая волонтёров в социальное наставничество.
* '''Ассоциация волонтёрских центров (АВЦ)''' — развивает наставничество в рамках добровольческой деятельности, помогая тиражировать лучшие практики и вовлекая волонтёров в социальное наставничество.


Строка 74: Строка 74:
=== Меры поддержки наставников ===
=== Меры поддержки наставников ===
Для повышения престижа и мотивации наставников предусмотрены различные меры поддержки:
Для повышения престижа и мотивации наставников предусмотрены различные меры поддержки:
* '''Материальное стимулирование:''' Введение доплат за наставническую деятельность, закреплённое в Трудовом кодексе РФ, является важнейшим шагом. Размер выплат определяется коллективными договорами или локальными актами организации. Источник: [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/bd6d94a038b1f4918343ec0c601a0c04a702ee28/ <nowiki>[4]</nowiki>].
* '''Материальное стимулирование:''' Введение доплат за наставническую деятельность, закреплённое в Трудовом кодексе РФ, является важнейшим шагом. Размер выплат определяется коллективными договорами или локальными актами организации [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/bd6d94a038b1f4918343ec0c601a0c04a702ee28/ <nowiki>[4]</nowiki>].
* '''Нематериальная мотивация:'''
* '''Нематериальная мотивация:'''
** Введение квалификационной категории '''«педагог-методист»''' и '''«педагог-наставник»''' в рамках новой системы аттестации.
** Введение квалификационной категории '''«педагог-методист»''' и '''«педагог-наставник»''' в рамках новой системы аттестации.
Строка 83: Строка 83:
== Программы и мероприятия ==
== Программы и мероприятия ==
Для популяризации и развития наставничества в России проводится ряд масштабных мероприятий.
Для популяризации и развития наставничества в России проводится ряд масштабных мероприятий.
* '''[[Всероссийский конкурс «Наставник года»]]''': Ежегодный конкурс, проводимый под эгидой Министерства просвещения РФ, направленный на выявление и распространение лучших практик наставничества и поощрение лучших наставников страны. Источник: [https://edu.gov.ru/press/10173/dmitriy-chernyshenko-i-sergey-kravcov-otmetili-vazhnost-sistemy-nastavnichestva-v-rossii/ <nowiki>[6]</nowiki>].
* '''[[Всероссийский конкурс «Наставник года»]]''': Ежегодный конкурс, проводимый под эгидой Министерства просвещения РФ, направленный на выявление и распространение лучших практик наставничества и поощрение лучших наставников страны [https://edu.gov.ru/press/10173/dmitriy-chernyshenko-i-sergey-kravcov-otmetili-vazhnost-sistemy-nastavnichestva-v-rossii/ <nowiki>[6]</nowiki>].
* '''Форумы и конференции:''' Регулярно проводятся мероприятия, такие как Всероссийский форум «Наставничество», где происходит обмен опытом между представителями образования, бизнеса и власти.
* '''Форумы и конференции:''' Регулярно проводятся мероприятия, такие как Всероссийский форум «Наставничество», где происходит обмен опытом между представителями образования, бизнеса и власти.
* '''Интеграция в федеральные проекты:'''
* '''Интеграция в федеральные проекты:'''
** В рамках проекта '''«Современная школа»''' наставничество помогает внедрять новые методики обучения.
** В рамках проекта '''«Современная школа»''' наставничество помогает внедрять новые методики обучения.
** В проекте '''«Успех каждого ребёнка»''' наставничество является инструментом выявления и поддержки одарённых детей.
** В проекте '''«Успех каждого ребёнка»''' наставничество является инструментом выявления и поддержки одарённых детей.
** В проекте '''«Молодые профессионалы»''' (СПО) наставничество способствует подготовке кадров, востребованных на рынке труда. Источник: [https://docs.cntd.ru/document/350611183 <nowiki>[3]</nowiki>].
** В проекте '''«Молодые профессионалы»''' (СПО) наставничество способствует подготовке кадров, востребованных на рынке труда [https://docs.cntd.ru/document/350611183 <nowiki>[3]</nowiki>].


== См. также ==
== См. также ==

Версия от 16:15, 13 октября 2025

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Наставник помогает обучающемуся в образовательной организации

Введение

Система наставничества в образовательных организациях — это социально-педагогическая технология и форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей, направленная на сопровождение личностного и профессионального развития человека и формирование у него традиционных российских духовно-нравственных ценностей [1], [3]. В Российской Федерации наставничество рассматривается как ключевой инструмент развития кадрового потенциала в системе образования, содействия профессиональному росту молодых педагогов, а также как важный элемент воспитательной работы с обучающимися.

Актуальность развития института наставничества подчёркнута на государственном уровне. В Концепции развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года поставлен целевой ориентир: к 2030 году доля государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих систему наставничества, должна составить не менее 70% [1]. Это свидетельствует о стратегической важности наставничества для достижения национальных целей в сфере образования и молодёжной политики.

Система направлена на решение нескольких задач:

  • Для молодых педагогов: ускорение процесса адаптации в профессии, преодоление профессиональных трудностей, развитие необходимых компетенций и предотвращение оттока кадров из образовательных организаций.
  • Для обучающихся: помощь в самоопределении и социализации, профессиональной ориентации, развитии талантов и гибких навыков, а также профилактика девиантного поведения.
  • Для опытных педагогов-наставников: систематизация и передача накопленного опыта, профессиональная самореализация и получение общественного признания.

Развитие наставничества является одним из основных направлений реализации молодёжной политики в России, что закреплено в профильном федеральном законе [2]. Оно интегрировано в крупные федеральные проекты, такие как «Современная школа», «Успех каждого ребенка» и «Молодые профессионалы», что подчёркивает его системный и многоаспектный характер [3].

Законодательная база

Нормативно-правовое регулирование системы наставничества в образовательных организациях осуществляется на федеральном и региональном уровнях и включает в себя ряд стратегических документов и законодательных актов.

Федеральное законодательство

  • Концепция развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 21.05.2025 № 1264-р):
    • Является основополагающим документом, определяющим государственную политику в сфере наставничества [1].
    • Вводит единую терминологию: «наставничество», «наставник», «наставляемый».
    • Определяет цели, задачи и формы наставничества (индивидуальная и коллективная).
    • Ставит целевые показатели по внедрению наставничества в образовательных организациях [8].
  • Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»:
    • В статье 6 относит развитие института наставничества к основным направлениям реализации молодёжной политики. Это создаёт правовую основу для интеграции наставнических практик в работу с молодёжью [2].
  • Трудовой кодекс Российской Федерации:
    • С 1 марта 2025 года дополнен статьёй 351.8 «Особенности регулирования труда работников, выполняющих работу по наставничеству в сфере труда».
    • Статья закрепляет понятие «наставничество в сфере труда», требует письменного согласия работника и предусматривает установление доплат за наставническую деятельность в трудовом договоре или локальных нормативных актах [4].
  • Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества:
    • Разработаны Министерством просвещения РФ совместно с Общероссийским Профсоюзом образования (письмо от 21.12.2021 № АЗ-1128/08/657). Документ предлагает практические инструменты для организации наставничества на уровне образовательных организаций [3].
    • Направлены на встраивание региональных и муниципальных практик в единую федеральную систему научно-методического сопровождения педагогов.
    • Способствуют координации развития наставничества с внедрением новой квалификационной категории «педагог-наставник».
  • Распоряжение Минпросвещения РФ от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность»:
    • Документ заложил основы для внедрения наставничества по формам «ученик-ученик», «студент-ученик», «работодатель-ученик». Цель — формирование гибких навыков, необходимых для гармоничного развития и профессиональной ориентации обучающихся [7].

Региональное законодательство

Субъекты Российской Федерации на основе федеральных рамочных документов разрабатывают и утверждают собственные нормативные акты, дорожные карты и положения о наставничестве. Они учитывают региональную специфику, потребности образовательных организаций и рынка труда. Региональное законодательство конкретизирует меры поддержки наставников, порядок отбора и обучения, а также механизмы координации деятельности.

Организации поддержки

Система наставничества поддерживается на государственном уровне и через общественные инициативы.

Государственные организации

  • Министерство просвещения Российской Федерации — ключевой федеральный орган, координирующий разработку и внедрение моделей наставничества в системе общего, среднего профессионального и дополнительного образования. Отвечает за нормативное и методическое обеспечение [3].
  • Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) — реализует программы и проекты, направленные на развитие наставничества в молодёжной среде, поддерживает молодёжные инициативы и вовлекает молодых людей в наставническую деятельность в рамках молодёжной политики.
  • Органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере образования — отвечают за внедрение и развитие систем наставничества на региональном уровне, координируют работу муниципальных органов и образовательных организаций.
  • Центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ) — создаются в регионах в рамках нацпроекта «Образование» и выступают ресурсными центрами, в том числе для обучения наставников и методического сопровождения наставнических программ.

Негосударственные организации и платформы

  • Цифровые платформы наставничества — играют важную роль в масштабировании наставничества. Ключевой платформой является «Наставник.рф», созданная на базе платформы ДОБРО.РФ. Она объединяет верифицированных наставников, организации и наставляемых из разных сфер [5].
  • Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодёжи «Движение первых» — активно использует наставничество как инструмент воспитания и развития участников. В рамках движения реализуются проекты, где более опытные участники или взрослые эксперты выступают наставниками для детей и подростков [1].
  • Ассоциация волонтёрских центров (АВЦ) — развивает наставничество в рамках добровольческой деятельности, помогая тиражировать лучшие практики и вовлекая волонтёров в социальное наставничество.

Социальная политика и меры поддержки

Государственная политика в области наставничества направлена на создание комплексной системы мотивации и поддержки всех участников этого процесса.

Модели наставничества

В образовательных организациях реализуются различные формы и модели наставничества:

  • Педагог — Педагог:
    • Опытный педагог — молодой специалист: Классическая модель, направленная на адаптацию, введение в должность и развитие профессиональных компетенций начинающего учителя.
    • Педагог-лидер — педагог: Помощь в освоении новых образовательных технологий, методик, подготовке к профессиональным конкурсам.
  • Ученик — Ученик (равный — равному):
    • Старшеклассник помогает младшему школьнику в адаптации, учёбе или внеучебной деятельности. Эта модель развивает у наставника-школьника лидерские качества и ответственность.
  • Студент — Ученик:
    • Студенты педагогических или профильных вузов помогают школьникам в профориентации, подготовке к олимпиадам, реализации проектов.
  • Работодатель/Представитель предприятия — Ученик/Студент:
    • Направлена на раннюю профориентацию, знакомство с реальным производством и формирование практических навыков.

Меры поддержки наставников

Для повышения престижа и мотивации наставников предусмотрены различные меры поддержки:

  • Материальное стимулирование: Введение доплат за наставническую деятельность, закреплённое в Трудовом кодексе РФ, является важнейшим шагом. Размер выплат определяется коллективными договорами или локальными актами организации [4].
  • Нематериальная мотивация:
    • Введение квалификационной категории «педагог-методист» и «педагог-наставник» в рамках новой системы аттестации.
    • Учёт наставнической деятельности при аттестации на высшую квалификационную категорию.
    • Награждение ведомственными и государственными наградами, например, знаком отличия «За наставничество», учреждённым Указом Президента РФ.
    • Публичное признание (размещение информации на сайте школы, в СМИ), направление на статусные профессиональные конкурсы.

Программы и мероприятия

Для популяризации и развития наставничества в России проводится ряд масштабных мероприятий.

  • Всероссийский конкурс «Наставник года»: Ежегодный конкурс, проводимый под эгидой Министерства просвещения РФ, направленный на выявление и распространение лучших практик наставничества и поощрение лучших наставников страны [6].
  • Форумы и конференции: Регулярно проводятся мероприятия, такие как Всероссийский форум «Наставничество», где происходит обмен опытом между представителями образования, бизнеса и власти.
  • Интеграция в федеральные проекты:
    • В рамках проекта «Современная школа» наставничество помогает внедрять новые методики обучения.
    • В проекте «Успех каждого ребёнка» наставничество является инструментом выявления и поддержки одарённых детей.
    • В проекте «Молодые профессионалы» (СПО) наставничество способствует подготовке кадров, востребованных на рынке труда [3].

См. также

Ссылки

[1] Распоряжение Правительства РФ от 21.05.2025 № 1264-р «Об утверждении Концепции развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года»

[2] Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»

[3] Письмо Минпросвещения России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 21.12.2021 N АЗ-1128/08/657 «О направлении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников»

[4] Статья 351.8 Трудового кодекса Российской Федерации

[5] Цифровая платформа «Наставник.рф»

[6] Пресс-релиз Минпросвещения России о старте Всероссийского конкурса «Наставничество»

[7] Распоряжение Минпросвещения РФ от 25 декабря 2019 г. N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся»

[8] Правительство утвердило Концепцию развития наставничества до 2030 года