Реестр социально ориентированных НКО: различия между версиями
Elina (обсуждение | вклад) Новая страница: «```text '''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' мини|500x500пкс|Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций ведется Министерством экономического развития Российской Федерации '''Реестр социально орие...» |
Elina (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' | '''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' | ||
[[Файл:Government of Russia logo.svg|мини|500x500пкс|Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций ведется Министерством экономического развития Российской Федерации]] | [[Файл:Government of Russia logo.svg|мини|500x500пкс|Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций ведется Министерством экономического развития Российской Федерации]] |
Версия от 00:26, 2 октября 2025
Статья создана с использованием языковой модели ИИ
Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) — это единая государственная информационная база данных, содержащая сведения о социально ориентированных некоммерческих организациях, которые получают государственную и муниципальную поддержку в России. Реестр был создан для систематизации информации об НКО, упрощения доступа к мерам государственной поддержки, повышения прозрачности деятельности «третьего сектора» и стимулирования частных пожертвований. Ведение реестра уполномочено Министерством экономического развития Российской Федерации. [1]
По состоянию на 2024 год в России действовало 133 812 социально ориентированных некоммерческих организаций, что на 3 280 организаций больше, чем в 2023 году. [2] В реестр СО НКО, который ведет Минэкономразвития, включено более 50,8 тысячи организаций. [3] Наличие организации в реестре является ключевым условием для получения ряда преференций как для самой НКО, так и для ее доноров.
История создания и развития
Формирование реестра СО НКО прошло несколько этапов. Изначально, в 2020 году, на фоне пандемии COVID-19 и вызванных ею экономических трудностей, Правительство РФ создало два временных реестра для оказания экстренной помощи некоммерческому сектору. [4]
- Реестр НКО, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (Постановление Правительства РФ от 11.06.2020 № 847). В него вошли организации, работающие в наиболее пострадавших отраслях.
- Реестр СО НКО, получающих меры поддержки (Постановление Правительства РФ от 23.06.2020 № 906). Этот реестр включал НКО, которые уже являлись получателями грантов и субсидий.
Эти временные меры позволили оперативно оказать поддержку тысячам организаций. Успешный опыт и необходимость создания единой, постоянно действующей системы привели к решению об их объединении. С 1 января 2022 года, после вступления в силу Постановления Правительства РФ № 1290, начал функционировать постоянный единый реестр социально ориентированных некоммерческих организаций. [5] На момент запуска в нем было зарегистрировано более 45 тысяч организаций. [4]
Законодательная база
Деятельность СО НКО и их государственная поддержка регулируются рядом федеральных законов и нормативных актов.
- Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Статья 31.2 данного закона устанавливает обязанность органов власти, оказывающих поддержку СО НКО, формировать и вести соответствующие реестры. [6]
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 г. № 1290 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций». Этот документ утвердил положение о ведении единого реестра и определил Минэкономразвития России как уполномоченный орган. [5]
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Предоставляет налоговые льготы для СО НКО (пониженные страховые взносы) и для их жертвователей (налоговые вычеты). [7]
В 2024 году было внесено несколько важных изменений в законодательство:
- Расширен перечень приоритетных направлений деятельности СО НКО, включив поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, помощь детям-сиротам, защиту животных и благоустройство территорий.
- Для повышения прозрачности НКО обязали публиковать свои уставы на информационном ресурсе Минюста РФ.
- Упрощен процесс отчетности, который теперь осуществляется исключительно в электронном виде. [2]
Критерии для включения в реестр
Постановление Правительства РФ № 1290 определяет исчерпывающий перечень критериев, по которым НКО может быть включена в реестр. Организация должна соответствовать хотя бы одному из следующих условий: [4][5]
- Получатели грантов и субсидий. Организации, которые в течение трех лет, предшествующих включению в реестр, получали поддержку от Фонда президентских грантов, федеральных, региональных или муниципальных органов власти.
- Исполнители общественно полезных услуг. НКО, включенные в реестр исполнителей общественно полезных услуг, который ведет Министерство юстиции РФ.
- Поставщики социальных услуг. Организации, включенные в реестр поставщиков социальных услуг в своем субъекте РФ.
- Частные образовательные организации. Организации, осуществляющие образовательную деятельность на основании лицензии в качестве основного вида деятельности.
- Благотворительные организации. Организации, которые зарегистрированы в установленном порядке и представили в Минюст отчетность за два года, предшествующие дате включения.
- Получатели имущественной поддержки. НКО, получившие имущественную поддержку (например, помещение в льготную аренду) от органов власти.
- Соответствие региональным критериям. НКО, соответствующие специальным критериям, утвержденным органом исполнительной власти субъекта РФ.
В реестр не могут быть включены организации, учредителями которых являются органы государственной власти или местного самоуправления. [5]
Организации поддержки
Система поддержки СО НКО включает в себя несколько ключевых институтов:
- Министерство экономического развития РФ. Является федеральным органом, ответственным за выработку государственной политики в сфере поддержки СО НКО, ведение единого реестра и мониторинг развития сектора.
- Фонд президентских грантов. Ключевой оператор грантовой поддержки некоммерческих организаций в России. Проводит конкурсы на предоставление грантов Президента РФ на реализацию социально значимых проектов. В 2024 году Фонд распределил 7,7 млрд рублей между 2905 НКО. [2]
- Президентский фонд культурных инициатив. Поддерживает проекты в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий. В 2024 году поддержал 1034 проекта НКО на общую сумму более 6 млрд рублей. [2]
- Региональные и муниципальные органы власти. Предоставляют финансовую, имущественную и информационную поддержку на местном уровне. Объем региональной поддержки в 2023 году составил 87 млрд рублей. [3]
Меры поддержки и привилегии
Включение в реестр открывает доступ к комплексным мерам поддержки.
Прямая финансовая поддержка
Общий объем государственного финансирования НКО в 2025 году прогнозируется на уровне 419 млрд рублей, что на 8% больше, чем в предыдущем году. [7] Поддержка включает:
- Гранты на реализацию конкретных проектов (через Фонд президентских грантов, Президентский фонд культурных инициатив, региональные конкурсы).
- Субсидии на возмещение затрат или финансовое обеспечение деятельности.
Налоговые льготы
Это одна из наиболее значимых форм поддержки, стимулирующая как сами НКО, так и их доноров.
- Для СО НКО: организации из реестра имеют право на применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6% (вместо стандартных 30%). [7]
- Для юридических лиц (жертвователей): компании, перечисляющие пожертвования в адрес СО НКО из реестра, могут применять инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль. Эта мера привела к росту корпоративных пожертвований с 10,4 млрд рублей в 2020 году до 90,8 млрд в 2023 году. [3]
- Для физических лиц (жертвователей): граждане могут получить социальный налоговый вычет по НДФЛ с сумм, направленных на благотворительность. Количество граждан, воспользовавшихся вычетом, выросло с 13,8 тысяч в 2022 году до 618,8 тысяч в 2023 году, а сумма пожертвований — с 9,4 млрд до 25,4 млрд рублей. [8]
Имущественная, информационная и консультационная поддержка
- Предоставление государственного и муниципального имущества (помещений, оборудования) в безвозмездное пользование или льготную аренду.
- Бесплатное размещение социальной рекламы в СМИ.
- Организация обучения и повышения квалификации сотрудников НКО.
- Консультационная поддержка по юридическим, бухгалтерским и другим вопросам.
Статистика и аналитика
Развитие сектора СО НКО в России демонстрирует положительную динамику.
- Рост числа организаций: По данным Росстата, в 2024 году в России действовало 133 812 СО НКО. Особенно заметен рост организаций в сфере добровольчества — их число увеличилось на 6,7% до 11 228. [9]
- Финансирование: Ассигнования федерального бюджета на поддержку СО НКО в 2024 году составили 278,8 млрд рублей (распределены между 4809 организациями). [2] Регионы дополнительно выделили 110,9 млрд рублей. [2]
- Прозрачность сектора: Доля СО НКО, сдающих ненулевую бухгалтерскую отчетность, выросла с 50% до 55% за последние три года, что свидетельствует о повышении прозрачности. [8]
- Эндаументы (целевые капиталы): Число фондов целевого капитала с 2007 года выросло в 16 раз. К концу 2022 года в России насчитывалось 267 таких организаций с общим объемом активов 140 млрд рублей. [3]
Проблемы и перспективы развития
Несмотря на значительные успехи, сектор СО НКО сталкивается с рядом вызовов и имеет большие перспективы для дальнейшего роста.
Проблемы
- Эмоциональное выгорание сотрудников: По данным опросов, в 2024 году 43% НКО назвали выгорание сотрудников одной из главных проблем (в 2022 году — 32%). [10]
- Региональные диспропорции: Условия для работы НКО и доступ к ресурсам сильно различаются в зависимости от региона. Организации в малых населенных пунктах и дотационных регионах часто испытывают нехватку финансирования и кадровый голод. [11]
- Бюрократизация и отчетность: Несмотря на шаги по упрощению, процедуры получения грантов и отчетность по-прежнему остаются сложными для многих небольших организаций.
Перспективы
- Цифровизация: Планируется запуск единой цифровой платформы для упрощения взаимодействия НКО с государством и гражданами. [7] Обсуждается введение критериев цифровизации как обязательных при отборе проектов на господдержку. [12]
- Вовлечение в национальные цели: Государство планирует активнее привлекать НКО к реализации национальных целей развития, что потребует долгосрочного планирования и, возможно, создания специальных правовых режимов («регуляторных песочниц»). [11]
- Повышение доверия: Предлагается создать механизмы сертификации НКО по критериям прозрачности и эффективности для повышения доверия со стороны общества, бизнеса и государства. [12]
Интересные факты
- В 2024 году социально ориентированные НКО оказали услуги более чем 95 миллионам человек в России. Этот показатель вырос в пять раз за последние 12 лет. [13]
- В 2024 году в деятельности СО НКО приняли участие более 4,8 миллиона добровольцев (волонтеров), что на 900 тысяч человек больше, чем в предыдущем году. [14]
- Объем пожертвований от российских компаний в адрес СО НКО в 2023 году достиг рекордной отметки в 90,8 млрд рублей, что более чем вдвое превышает показатель 2022 года (41,1 млрд рублей). [15]
- Существует значительная концентрация фандрайзинговых сборов: в 2023 году всего пять благотворительных фондов («Алеша», «Банк еды „Русь“», «Подари жизнь», Русфонд и WorldVita) собрали 28% от общего объема в 33,5 млрд рублей, привлеченных всеми фандрайзинговыми НКО. [16]
- Самыми массовыми сферами деятельности для СО НКО в 2024 году стали физическая культура и спорт (32 315 организаций) и оказание социальных услуг (31 456 организаций). [14]
- Москва является абсолютным лидером по числу зарегистрированных СО НКО — почти 12 000 организаций по итогам 2024 года. За ней следуют Краснодарский край (5 644) и Московская область (5 218). [13]
См. также
- Система субсидирования НКО молодёжной направленности
- Ресурсные центры НКО молодёжной направленности
- Конкурс грантов Президента Российской Федерации для поддержки НКО
- Социально ориентированные НКО в молодёжной сфере
Ссылки
[1] Официальный сайт Минэкономразвития России. Реестр СО НКО
[2] Минэкономразвития опубликовал доклад о развитии СО НКО в 2024 году. Агентство социальной информации
[4] Единый реестр для СО НКО: как туда попасть и какие привилегии он дает. Ресурсный центр НКО
[5] Реестр СОНКО: критерии, порядок и условия
[6] Статья 31.2. Федерального закона «О некоммерческих организациях». КонсультантПлюс
[7] В 2025 году НКО получат весомую поддержку от государства. Партнер НКО
[8] Рейтинг «Регион-НКО»-2024: аналитика. RAEX
[9] Отчет по развитию СО НКО за 2024 год: рост показателей. Партнер НКО
[11] НКО решили привлечь к реализации национальных целей. Ведомости
[13] Количество СОНКО в 2024 году превысило 133 тысяч организаций. национальныепроекты.рф
[14] В России работают более 130 тыс. социально ориентированных НКО. Евразийский журнал
[15] Сколько пожертвовали российские компании НКО за 2023 год. Проводник
[16] 33,5 млрд рублей за 2023 год: итоги работы фандрайзиговых организаций. Журнал о благотворительности ```