Общественные наблюдательные комиссии

Материал из Росмолодежь.Метода
Версия от 23:01, 12 октября 2025; Elina (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Члены Общественной наблюдательной комиссии во время посещения места принудительного содержания

Общественные наблюдательные комиссии (ОНК) — институт гражданского общества в Российской Федерации, осуществляющий общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействие лицам, находящимся в них [1]. В настоящее время ОНК осуществляют свою деятельность в 85 субъектах РФ, общее количество членов ОНК на 2025 год составляет свыше 1,2 тысячи человек [2]. Институт ОНК является важнейшим элементом правозащитной системы России, обеспечивая прозрачность деятельности учреждений пенитенциарной системы и защиту прав граждан, лишенных свободы [3].

История создания

Институт ОНК зародился до принятия соответствующего федерального закона в 2008 году [4]. Первые упоминания об общественном контроле за местами принудительного содержания относятся к началу 2000-х годов, когда речь шла преимущественно о контроле исключительно за учреждениями уголовно-исполнительной системы [5].

Ключевую роль в формировании института ОНК сыграли российские правозащитники, которые стояли у истоков создания системы общественного контроля [6]. Благодаря их усилиям институт охватил более широкий спектр учреждений принудительного содержания, включая места, находящиеся в ведении различных федеральных органов исполнительной власти [7].

Федеральный закон № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» был принят Государственной Думой 21 мая 2008 года и одобрен Советом Федерации 30 мая 2008 года [1]. Закон был подписан Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 10 июня 2008 года [1]. В 2008 году было образовано 50 составов ОНК в 50 регионах России [7].

Принятый в 2008 году закон стал поворотным моментом: целью контроля стали именно условия содержания, а не вмешательство в уголовные дела и ход расследования [5]. Общественный наблюдатель контролирует условия, в которых содержатся люди, соблюдение их прав и законных интересов [8].

Законодательная база

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность общественных наблюдательных комиссий, является Федеральный закон от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» [1]. Данный закон неоднократно изменялся и дополнялся: в 2010, 2011, 2013, 2014, 2015, 2017, 2018, 2021, 2022 и 2025 годах [1].

Значимые изменения в законодательство были внесены Федеральным законом от 01 апреля 2025 года № 57-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания"» [9]. Согласно новым правилам, организация может выдвинуть не более двух кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии [9]. Решение о выдвижении кандидатур принимается высшим органом управления либо постоянно действующим руководящим органом организации [9].

Деятельность ОНК также регулируется положениями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации [10]. Статья 24 УИК РФ устанавливает порядок посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, представителями общественности [10]. Статья 38 УИК РФ определяет контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы [11].

Работа членов ОНК регулируется также Кодексом этики членов общественных наблюдательных комиссий, который устанавливает этические стандарты и правила поведения при осуществлении общественного контроля [3]. Кодекс этики запрещает разглашение без согласия лиц, находящихся в местах принудительного содержания, информации, полученной в ходе проверки [8]. Также запрещается проявление грубости, высокомерия, пренебрежительного тона или предвзятых замечаний к людям [8].

Организации поддержки

Общественная палата Российской Федерации

Общественная палата Российской Федерации является ключевой государственной структурой, осуществляющей формирование и координацию деятельности общественных наблюдательных комиссий [12]. Совет Общественной палаты РФ назначает членов ОНК из числа кандидатов, предложенных общественными организациями [1]. При Общественной палате РФ действует Комиссия по безопасности и взаимодействию с ОНК, которую возглавляет Михаил Станиславович Аничкин [13].

В рамках Общественной палаты РФ функционирует Координационный совет общественных наблюдательных комиссий субъектов Российской Федерации, председателем которого является первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Васильевич Воронцов [13]. Координационный совет обеспечивает согласованную работу ОНК во всех регионах страны, обмен опытом и выработку единых подходов к осуществлению общественного контроля [14].

Российский Красный Крест

Российский Красный Крест является одной из крупнейших общероссийских организаций, имеющих членство в ОНК регионов [3]. За 14 лет членства в ОНК организация заслужила доверие со стороны граждан, находящихся в местах принудительного содержания [3]. Представители Российского Красного Креста стали членами ОНК в 37 регионах России [15].

Основными объектами внимания со стороны Российского Красного Креста является доступ к оказанию медицинской помощи, своевременное обследование и ранняя диагностика социально значимых заболеваний, наличие в соответствующем ассортименте перечня жизненно важных лекарственных средств, бытовые условия, гигиена и питание, право на переписку и встречу с родственниками [3]. Члены ОНК от региональных отделений Российского Красного Креста проводят в исправительных колониях просветительские мероприятия, направленные на профилактику социально значимых заболеваний, организуют группы взаимопомощи и поддержки для ВИЧ-положительных осужденных, реализуют проекты по подготовке к освобождению, оказывают гуманитарную помощь [3].

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации осуществляет взаимодействие с общественными наблюдательными комиссиями и может инициировать процедуры дополнения состава ОНК новыми членами [9]. Институт уполномоченного по правам человека тесно сотрудничает с ОНК в части защиты прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания [16].

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека участвует в формировании и развитии института ОНК [5]. Совет может вносить предложения по дополнению состава общественных наблюдательных комиссий новыми членами [9].

Полномочия и функции

Места принудительного содержания

Члены ОНК имеют право осуществлять контроль в следующих категориях мест принудительного содержания [17]:

  • Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы (СИЗО)
  • Изоляторы временного содержания (ИВС), находящиеся в ведении органов внутренних дел и органов пограничной службы
  • Учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие наказание в виде лишения свободы (исправительные колонии различных режимов, тюрьмы)
  • Места отбывания административного задержания и административного ареста
  • Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, находящиеся в ведении органов внутренних дел
  • Учебно-воспитательные заведения закрытого типа для несовершеннолетних
  • Гауптвахты и дисциплинарные воинские части
  • Специальные учреждения для временного содержания иностранных лиц и лиц без гражданства, подлежащих высылке и реадмиссии
  • Психиатрические больницы закрытого типа, подведомственные Министерству здравоохранения РФ
  • Исправительные центры и участки, функционирующие как исправительные центры

Порядок осуществления контроля

Посещение мест принудительного содержания осуществляется в уведомительном порядке [8]. ОНК уведомляет о планируемом посещении региональный орган, в ведении которого находятся контролируемые места принудительного содержания, указывая в уведомлении намеченные места посещения и даты посещения [17]. Посещение ОНК не требует разрешения от контролируемого органа или учреждения [17]. ОНК также вправе уведомить о планируемом посещении регионального прокурора и прокуроров специализированных прокуратур [17].

Посещение места принудительного содержания проводят не менее двух членов ОНК [17]. Посещающие члены ОНК вправе беседовать с лицами, находящимися в местах принудительного содержания, и иметь доступ в помещения, в которых содержатся или могут находиться данные лица [17]. Члены ОНК имеют уникальную возможность беспрепятственно посещать любые учреждения с местами принудительного содержания МВД, ФСИН, ФСБ, Минобороны, Минобразования, Минздрава [3].

Члены ОНК вправе использовать в установленном законом порядке средства видеофиксации — фотоаппараты и видеокамеры [3]. Лицо, находящееся в месте принудительного содержания, может отозвать свое согласие на кино-, фото- и видеосъемку [18].

Основные направления деятельности

Члены ОНК осуществляют следующие виды деятельности [17]:

  • Посещение мест принудительного содержания с целью контроля за соблюдением прав лиц, находящихся в них
  • Участие в комиссиях исправительных учреждений, которые решают вопросы о переводе осужденных из одних условий отбывания наказания в другие
  • Рассмотрение обращений от лиц, находящихся в местах принудительного содержания, и от иных лиц, которым стало известно о нарушениях прав человека
  • Подготовка заключений, предложений и обращений рекомендательного характера по результатам контроля
  • Направление заключений в компетентные органы власти, заинтересованные общественные организации и средства массовой информации
  • Содействие сотрудничеству некоммерческих и иных общественных организаций, администраций мест принудительного содержания, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления
  • Оказание помощи администрации места принудительного содержания в организации досуга осужденных к лишению свободы и несовершеннолетних правонарушителей

Формирование состава ОНК

Требования к членам ОНК

Членом общественной наблюдательной комиссии может стать гражданин Российской Федерации, не имеющий иностранного гражданства, подданства или вида на жительство, не младше 25 лет, с опытом работы в области защиты прав граждан [4]. У кандидата не должно быть неснятой или непогашенной судимости, а также близких родственников, отбывающих наказание в местах лишения свободы [4].

Не могут стать членами ОНК граждане, которые ранее были назначены членами ОНК одного субъекта РФ три раза подряд, адвокаты, лица, замещающие государственные должности РФ, должности федеральной государственной службы, государственные должности субъектов РФ, должности государственной гражданской службы субъектов РФ, должности муниципальной службы, а также муниципальные должности [4].

Если в месте принудительного содержания содержится близкий родственник члена ОНК или содержится лицо, являющееся участником судопроизводства по уголовному делу, в котором участником судопроизводства является и член ОНК, то данный член ОНК не вправе осуществлять контроль данного места принудительного содержания [17].

Процедура ротации

Процедура ротации составов ОНК проходит в несколько этапов [4]. Не позднее чем за 120 дней до истечения срока полномочий ОНК публикуется уведомление о начале процедуры выдвижения кандидатур в новый состав [4]. Не позднее 60 дней организация направляет секретарю Общественной палаты РФ заявление о выдвижении кандидатуры [4]. Совет Общественной палаты России рассматривает заявления и принимает решение о назначении члена ОНК либо об отклонении предложенной кандидатуры [4].

В 2025 году состав общественных наблюдательных комиссий обновился в 58 регионах России [19]. В феврале 2025 года начиналась процедура дополнения состава общественной наблюдательной комиссии новыми членами Общественной палаты России [20].

Право выдвижения кандидатур

Правом на выдвижение кандидатур в состав ОНК обладают общественные объединения, ассоциации (союзы), фонды, автономные некоммерческие организации, имеющие государственную регистрацию и осуществляющие свою деятельность не менее трех лет со дня создания [9]. Уставной целью или направлением деятельности организации должна быть защита или содействие защите прав и свобод человека и гражданина [9]. Организации, за исключением общероссийских общественных объединений, должны не менее одного года иметь государственную регистрацию или осуществлять свою деятельность в субъекте РФ, в котором образована или будет образована ОНК [9].

Организации, которые получили письменное предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, а также включенные в реестр иностранных агентов, не могут предлагать кандидатов [4]. Политические партии и религиозные организации также не имеют права выдвигать кандидатов в состав ОНК [3].

Программы и мероприятия

Система пробации

Общественная палата РФ выступает важным субъектом общественного контроля в рамках реализации закона о пробации [4]. Пробация включает в себя вопросы социализации, ресоциализации и адаптации лиц, возвращающихся из мест принудительного содержания [4].

В число пилотных регионов по внедрению закона о пробации вошел Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, где создан Центр пробации «Перезагрузка» для сопровождаемого проживания бывших осужденных [4]. Проект направлен на ресоциализацию, социальную адаптацию и реабилитацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы [4].

Можайская воспитательная колония реализует пилотный проект по социализации, социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание [4]. Здесь реализуют прямое трудоустройство осужденных после освобождения [4].

В Московской области действуют центры пробации, каждый из которых ориентирован на работу с определенной категорией осужденных [4]. Центр пробации на базе АНО «Социально-реабилитационный центр для бездомных людей "Теплый прием"» оказывает комплексную поддержку бывшим осужденным в соответствии с их индивидуальными планами пробации [4].

На базе Благотворительного фонда помощи детям-сиротам и многодетным семьям «Русская береза» открыт центр пробации для женщин с несовершеннолетними детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации [4]. Женщинам оказывается помощь во временном размещении в доме милосердия, приобретении одежды и продуктов питания, а также психологическая и юридическая поддержка, социальное сопровождение [4].

Работа с несовершеннолетними

Члены ОНК уделяют особое внимание защите прав несовершеннолетних, находящихся в местах принудительного содержания [21]. Социально-правовая защита несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, является первостепенным направлением в государственной политике [21]. На базе воспитательных колоний применяются специальные и общесоциальные средства социально-правовой защиты, направленные на успешную подготовку к жизни в обществе и интеграцию молодых людей [21].

Интересные факты

  • В разных регионах в состав ОНК входит от 5 до 40 человек [3].
  • Работа в общественных наблюдательных комиссиях является общественной, правозащитной и потому неоплачиваемой [3].
  • В декабре 2011 года Президент РФ подписал дополнения к Федеральному закону № 76-ФЗ, расширив состав ОНК до 40 человек [3].
  • Согласование посещений ОНК носит уведомительный характер, когда члены ОНК за день, а при необходимости и за пять минут уведомляют об этом начальника территориального органа [3].
  • При беседе членов ОНК с подозреваемыми или обвиняемыми, содержащимися под стражей, условия беседы должны позволять представителям администрации следственного изолятора или изолятора временного содержания видеть и слышать участников беседы [17].

Основные персоналии

Основатели института ОНК

Мария Валерьевна Каннабих (умерла в конце 2024 года) — ключевая фигура в становлении института общественных наблюдательных комиссий [5]. Являлась председателем Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК, секретарем Общественного совета при Министерстве юстиции РФ, членом Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека [5]. Стояла у истоков формирования закона об ОНК, помогая найти точки соприкосновения между органами власти и правозащитниками [5]. Неоднократно обращала внимание на необходимость соблюдения двух основных принципов при посещении учреждений: соблюдение закона и равное отношение ко всем участникам процесса [5].

Валерий Борщев — российский правозащитник, стоявший у истоков формирования института ОНК [4]. Член Московской Хельсинкской группы, занимал пост председателя ОНК по Москве [22]. Внес значительный вклад в расширение института ОНК и охват более широкого спектра учреждений принудительного содержания [7].

Андрей Бабушкин — российский правозащитник, один из основателей института общественных наблюдательных комиссий [4]. Входил в рабочую группу по повышению эффективности ОНК при Совете при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека [23]. Сыграл важную роль в становлении контроля за местами принудительного содержания в начале 2000-х годов [5].

См. также

Ссылки

[1] Федеральный закон от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»

[2] Официальный сайт Общественной палаты РФ — статистика ОНК на 2025 год

[3] Российский Красный Крест — общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания

[4] С правом на справедливость: как работают общественные наблюдательные комиссии — Добро.Медиа, 25 мая 2025

[5] Соблюдение закона и равное отношение ко всем: как ОП РФ развивала институт ОНК в России — Аргументы и факты, 8 апреля 2025

[6] Общественная палата РФ — история развития института ОНК

[7] Как ОП РФ развивала институт ОНК в России — Общественная палата Курганской области, 9 апреля 2025

[8] Законный контроль за колючей проволокой — что изменится в работе общественников, 9 июня 2008

[9] Федеральный закон от 01.04.2025 N 57-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания"»

[10] Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Статья 24. Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания

[11] Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Статья 38. Контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы

[12] Общественные наблюдательные комиссии — официальный раздел на сайте Общественной палаты РФ

[13] Комиссия Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК — состав

[14] Заседание Координационного совета ОНК субъектов РФ

[15] Стратегия развития Российского Красного Креста — участие в работе ОНК

[16] О работе Общественной наблюдательной комиссии Ленинградской области в июле 2025 года

[17] Общественная наблюдательная комиссия — Википедия

[18] Статья 16. Полномочия членов общественной наблюдательной комиссии

[19] В 2025 году состав общественных наблюдательных комиссий обновится в 58 регионах России

[20] Процедура дополнения состава общественной наблюдательной комиссии новыми членами Общественной палаты России — 27 февраля 2025

[21] Социально-правовая защита несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы — Молодой ученый, 16 апреля 2015

[22] Лидер «Офицеров России» избран главой Общественной наблюдательной комиссии Москвы

[23] Яна Лантратова, Андрей Бабушкин и Мария Каннабих вошли в рабочую группу по повышению эффективности ОНК — Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека ```