Общественные воспитатели несовершеннолетних

Материал из Росмолодежь.Метода
Версия от 22:23, 10 октября 2025; Elina (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Награждение лучших общественных воспитателей Татарстана

Общественные воспитатели несовершеннолетних — это граждане Российской Федерации, добровольно возлагающие на себя обязанности по воспитанию и наставничеству несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, склонных к совершению правонарушений и антиобщественных действий [1]. Институт общественных воспитателей является важным элементом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России, направленным на защиту семьи и детства, повышение гражданской ответственности в воспитании подрастающего поколения [2].

Общественный воспитатель выступает в роли наставника несовершеннолетнего, его задачей является социальная защита подростка, создание условий для эффективной реабилитации и всестороннего развития [2]. Согласно законодательству, общественный воспитатель выполняет обязанности на безвозмездной основе и закрепляется за несовершеннолетним постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального района из числа представителей органов и учреждений системы профилактики, трудовых коллективов, общественных объединений, студентов педагогических специальностей и других граждан РФ [3].

По состоянию на 2025 год в различных регионах России действуют республиканские конкурсы «Лучший общественный воспитатель несовершеннолетних», которые проводятся с целью поддержки наставников, помогающих подросткам сделать верный выбор, развивающих их таланты и поддерживающих в сложных ситуациях [4].

Правовая основа

Деятельность общественных воспитателей регулируется федеральным и региональным законодательством Российской Федерации [1]. Основополагающим нормативным актом является Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который устанавливает правовую основу системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также основные права и обязанности субъектов профилактики [5].

В ряде субъектов Российской Федерации приняты специальные региональные законы об общественных воспитателях несовершеннолетних. Например, в Республике Татарстан действует Закон Республики Татарстан от 20 декабря 2010 года «Об общественных воспитателях несовершеннолетних», который определяет статус, права и обязанности общественных воспитателей [6]. Аналогичные нормативные акты приняты в Новосибирской области, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Калмыкия и других регионах [3].

Важным стратегическим документом является Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 22 марта 2017 года № 520-р, которая определяет основные направления совершенствования системы профилактики, включая развитие института общественных воспитателей [7].

Требования к кандидатам

Общественным воспитателем несовершеннолетнего может стать гражданин Российской Федерации, соответствующий определенным требованиям [8]. Согласно региональным положениям, общественным воспитателем может быть назначен гражданин, достигший возраста от 18 до 25 лет (в зависимости от региона), способный по своим деловым и моральным качествам быть авторитетным наставником для несовершеннолетнего [3].

В качестве общественных воспитателей могут назначаться представители государственной власти, органов местного самоуправления, специалисты органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представители трудовых коллективов, общественных объединений, военнослужащие, студенты образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку по педагогическим специальностям, волонтерских движений и другие граждане РФ [2].

Общественными воспитателями не могут быть лица, признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными, а также имеющие непогашенную или неснятую судимость [9].

Основные задачи

Основными задачами общественного воспитателя являются [10]:

  • Оказание помощи родителям или лицам, их заменяющим, в воспитании несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, склонных к нарушениям общественного порядка [2]
  • Участие в осуществлении мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних в пределах своих полномочий [11]
  • Проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними в целях предупреждения антиобщественных действий, совершения повторных общественно опасных деяний и преступлений [2]
  • Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних [12]

Общественный воспитатель проводит свою работу в тесном контакте с родителями несовершеннолетнего (лицами, их заменяющими), органами и учреждениями системы профилактики, трудовыми коллективами, а также общественными организациями по месту учебы, работы или жительства несовершеннолетнего [12].

Права и обязанности

Права общественного воспитателя

Согласно законодательству, общественный воспитатель имеет право [6]:

  • Посещать несовершеннолетнего по месту жительства, учебы или работы, а с согласия родителей (лиц, их заменяющих) – также по месту его жительства совместно с органами и учреждениями системы профилактики [5]
  • Давать несовершеннолетнему необходимые советы по соблюдению правил поведения, в случае неоднократного невыполнения его требований либо отсутствия положительных результатов в перевоспитании – вносить вопрос на обсуждение комиссии по делам несовершеннолетних для применения к нему других мер воздействия [11]
  • Содействовать несовершеннолетнему в организации его досуга, продолжении учебы, получении медицинского обслуживания, проведении систематического осмотра врачами-специалистами [6]
  • Принимать меры по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего [11]
  • Участвовать в работе комиссии по делам несовершеннолетних при рассмотрении вопросов, затрагивающих права несовершеннолетнего, по отношению к которому является общественным воспитателем [6]
  • Получать от органов и учреждений системы профилактики необходимую информацию о несовершеннолетнем и его родителях, необходимую помощь и содействие в реализации индивидуальной программы реабилитации [6]

Обязанности общественного воспитателя

В соответствии с законодательством, общественный воспитатель обязан [11]:

  • Оказывать родителям или иным законным представителям помощь в воспитании несовершеннолетнего, проводить профилактическую работу, направленную на предупреждение правонарушений [11]
  • Встречаться с семьей подростка для оказания помощи в воспитании и исправлении несовершеннолетнего, с представителями образовательного учреждения [11]
  • Составлять совместно с комиссией индивидуальную программу реабилитации несовершеннолетнего (ИПР) и вести карту социального сопровождения [11]
  • Ежеквартально представлять в комиссию отчет о ходе выполнения плана ИПР несовершеннолетнего [11]
  • Направлять ходатайство в комиссию о снятии подростка с учета по его исправлению [11]

Организации и поддержка

Государственные органы

Координацию деятельности общественных воспитателей осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП), действующие на федеральном, региональном и муниципальном уровнях [13]. Комиссии назначают общественных воспитателей, контролируют их работу, рассматривают отчеты о ходе выполнения индивидуальных программ реабилитации несовершеннолетних [11].

Важную роль в поддержке института общественных воспитателей играет Федеральный центр «Профилактика», который занимается вопросами профессионального развития специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [14].

На региональном уровне организации поддержки общественных воспитателей включают органы управления образованием, органы опеки и попечительства, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, социальные службы для несовершеннолетних, учреждения здравоохранения и образования [15].

Общественные организации

Важную роль в развитии института наставничества играют общественные организации, такие как Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи "Движение Первых", которое занимается организацией воспитательной работы с детьми и молодежью [16].

Всероссийская общественная организация «Воспитатели России» содействует развитию профессиональной сферы дошкольного образования и проводит всероссийские конкурсы воспитателей [17]. Программа «Орлята России» вовлекает младших и старших школьников, учителей, родителей и советников директоров по воспитанию в единую образовательную систему [18].

На региональном уровне реализуются проекты по внедрению модели «Общественный воспитатель» в практику гражданской активности по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав [19].

Меры поддержки

Для стимулирования деятельности общественных воспитателей в регионах Российской Федерации проводятся конкурсы «Лучший общественный воспитатель несовершеннолетних года» [4]. В рамках конкурсов участники представляют свои уникальные проекты и методики работы с несовершеннолетними, делятся успешным опытом профилактической работы, творческими инициативами и инновационными подходами к социализации подростков [4].

В 2025 году конкурсы проводились на зональном и республиканском уровнях во многих регионах России, включая Республику Татарстан, где собирались наставники из восьми районов для определения лучших общественных воспитателей [4]. Победители зональных этапов получают право представлять свои районы на республиканском уровне [20].

Республиканские конкурсы направлены на поддержку общественных воспитателей несовершеннолетних, стимулирование их деятельности и распространение лучших практик наставничества [21].

Программы и мероприятия

Индивидуальная программа реабилитации

Основным инструментом работы общественного воспитателя является индивидуальная программа реабилитации несовершеннолетнего (ИПР), которая составляется совместно с комиссией по делам несовершеннолетних [11]. ИПР включает комплекс мероприятий по социальной, психологической, педагогической реабилитации несовершеннолетнего, направленных на исправление его поведения и предупреждение совершения правонарушений [11].

Общественный воспитатель ведет карту социального сопровождения на несовершеннолетнего правонарушителя, в которой фиксируются все проведенные мероприятия, встречи с семьей подростка, представителями образовательного учреждения, результаты профилактической работы [11].

Профилактическая работа

Деятельность общественных воспитателей включает проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними в целях предупреждения антиобщественных действий, совершения повторных общественно опасных деяний и преступлений [2]. Профилактическая работа предусматривает регулярные встречи с несовершеннолетним, беседы по соблюдению правил поведения, содействие в организации досуга, получении образования, медицинского обслуживания [6].

Важным направлением работы является взаимодействие общественного воспитателя с родителями несовершеннолетнего, оказание помощи в воспитании, обращение внимания на ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, разъяснение их ответственности за поведение несовершеннолетнего [6].

Межведомственное взаимодействие

Эффективность работы общественных воспитателей обеспечивается межведомственным взаимодействием с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [12]. К системе профилактики относятся комиссии по делам несовершеннолетних, органы управления социальной защитой населения, образованием, здравоохранением, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел [15].

Общественный воспитатель получает от органов и учреждений системы профилактики содействие в реализации индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего, необходимую информацию и консультационную помощь по вопросам, связанным с исполнением обязанностей общественного воспитателя [5].

Исследования и аналитика

Статистика правонарушений несовершеннолетних

По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, проблема правонарушений среди несовершеннолетних остается актуальной для современной России [15]. В 2020 году было зарегистрировано 6000 преступлений, совершенных несовершеннолетними (0,003% от общего числа), а в 2019 году – 7000 преступлений (0,2%) [15]. Административных правонарушений в 2020 году было зарегистрировано 47, а в 2019 году – 56, что означает снижение на 1,5% [15].

Анализ статистических данных о преступлениях и правонарушениях, совершенных несовершеннолетними в России за период с 2016 по 2021 год, показал необходимость усиления профилактической работы, включая развитие института общественных воспитателей [15].

Эффективность работы общественных воспитателей

Исследования показывают, что для успешной профилактики девиантного поведения у подростков необходима поддержка и понимание со стороны близких, однако родители не всегда готовы прийти на помощь [2]. Поэтому важно, чтобы рядом с подростком в трудный момент оказался взрослый, который покажет, что жизнь может быть другой, предложит позитивные решения и вовремя даст мудрый совет [2].

Эксперты отмечают высокий уровень профессионализма, искреннюю вовлеченность и неравнодушие общественных воспитателей, участвующих в республиканских конкурсах [4]. Конкурсанты представляют уникальные проекты и методики работы с несовершеннолетними, делятся успешным опытом профилактической работы, творческими инициативами и инновационными подходами к социализации подростков [4].

Роль наставничества

Опыт наставничества для российского общества не нов: раньше наставников выбирали на общих собраниях трудовых коллективов или жильцов дома [2]. Их миссия была почетной и ответственной – помочь родителям или тем, кто их заменял, вырастить из трудного подростка достойного человека [2].

В настоящее время роль общественных воспитателей является не менее важной, поскольку количество преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних продолжает оставаться высоким, проблема является актуальной и требует особого внимания [2].

Интересные факты

  • Институт общественных воспитателей имеет глубокие исторические корни в СССР, где наставничество было широко распространено на производстве и в общественной жизни [2]
  • В 2025 году в Высокогорском муниципальном районе Республики Татарстан прошел зональный этап конкурса, в котором приняли участие наставники из восьми ближайших районов [4]
  • Общественный воспитатель назначается только одному несовершеннолетнему комиссией по делам несовершеннолетних, что позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому подростку [22]
  • Согласно высказыванию выдающегося педагога А.С. Макаренко: «Хорошо воспитывать ребенка может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а, кроме того, это – дело приятное, радостное, счастливое» [8]
  • Елабужский межмуниципальный филиал ФКУИИ УФСИН России по Республике Татарстан активно занимается развитием института общественных воспитателей, назначая их освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы несовершеннолетним [23]

См. также

Ссылки

[1] Об общественных воспитателях несовершеннолетних — справочная информация на Портале Консультант

[2] Институт общественных воспитателей — Центр поддержки семьи, Омск

[3] Положение об общественных воспитателях несовершеннолетних Новосибирской области

[4] Лучший общественный воспитатель несовершеннолетних года — Республика Татарстан, 2025

[5] Об общественных воспитателях несовершеннолетних — права общественного воспитателя

[6] Закон Республики Татарстан об общественных воспитателях несовершеннолетних от 20 декабря 2010 года

[7] Распоряжение Правительства РФ от 22 марта 2017 г. № 520-р — Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года

[8] Общественные воспитатели – кто они? — Комиссия по делам несовершеннолетних

[9] Положение об общественных воспитателях несовершеннолетних — Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики

[10] Статья 2. Цели и задачи общественных воспитателей несовершеннолетних

[11] Памятка общественного воспитателя — Права и обязанности

[12] Положение об общественных воспитателях несовершеннолетних в Каякентском районе

[13] Постановления Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав за 2025 год

[14] Федеральный центр «Профилактика» — Официальный сайт

[15] Административные правонарушения и противоправное поведение несовершеннолетних: вопросы профилактики, правового просвещения и правового информирования в РФ

[16] Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение Первых»

[17] Всероссийская общественная организация «Воспитатели России»

[18] Программа «Орлята России» — Официальный сайт

[19] Внедрение модели «Общественный воспитатель» в практику гражданской активности

[20] Лучший общественный воспитатель несовершеннолетних — Чистопольский муниципальный район

[21] Положение о ежегодном республиканском конкурсе «Лучший общественный воспитатель несовершеннолетних»

[22] Порядок назначения общественных воспитателей несовершеннолетних

[23] О работе в качестве общественного воспитателя несовершеннолетних — Научная статья ```