Международные студенческие обмены

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску

Международные студенческие обмены – это процесс, в рамках которого студенты высших учебных заведений временно обучаются в зарубежном университете-партнере. Такие программы являются ключевым элементом интернационализации высшего образования и важным инструментом "мягкой силы" государства на мировой арене. [3][2] В России международная академическая мобильность активно развивается и поддерживается на государственном уровне. По данным на 2023 год, в российских вузах обучалось 355 тысяч иностранных студентов, а к 2030 году поставлена национальная цель увеличить их число до 500 тысяч. [12] Это свидетельствует о высокой значимости студенческих обменов для образовательной, научной и внешней политики страны.

Основная цель таких обменов — не только академическое развитие и получение новых знаний, но и личностный рост, развитие межкультурных компетенций, а также формирование позитивного образа России за рубежом. [20][4] Российские студенты, в свою очередь, получают возможность бесплатно пройти обучение в ведущих мировых университетах, познакомиться с другой культурой и системой образования, что значительно повышает их конкурентоспособность на рынке труда. Участие в обмене обычно не предполагает дополнительной оплаты за обучение в принимающем вузе; студенты покрывают расходы на проезд, проживание и визу. [10][11]

Законодательная база

Международное сотрудничество в сфере образования в Российской Федерации регулируется рядом нормативно-правовых актов. Основополагающим документом является Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Статья 105 данного закона определяет цели и формы международного сотрудничества. Среди них:

  • Расширение возможностей граждан РФ и иностранных граждан для получения доступа к образованию.
  • Координация взаимодействия России с другими странами и международными организациями по развитию образования.
  • Содействие развитию международной академической мобильности обучающихся, педагогических и научных работников.
  • Привлечение иностранных граждан к обучению в российских образовательных организациях. [22]

Закон предоставляет образовательным организациям право заключать договоры с иностранными организациями и гражданами по вопросам образования, что и является правовой основой для программ обмена.

Также важное значение имеет Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Статья 33 этого закона прямо указывает на право высших учебных заведений участвовать в международном сотрудничестве, в том числе через:

  • Участие в программах двустороннего и многостороннего обмена студентами, аспирантами и научными работниками.
  • Проведение совместных научных исследований, конференций и симпозиумов.
  • Участие в международных программах по совершенствованию высшего образования. [21][23]

Подготовка иностранных граждан в России может осуществляться как на основе межгосударственных договоров (в пределах установленной Правительством РФ квоты), так и по прямым договорам между вузами и иностранными гражданами. [21] Это создает гибкую систему, позволяющую развивать академическую мобильность по разным каналам.

Организации поддержки и социальная политика

Поддержка международных студенческих обменов в России осуществляется на нескольких уровнях: государственном, ведомственном и университетском.

Государственная поддержка Ключевую роль в координации международных образовательных программ играет Министерство науки и высшего образования РФ. Ведомство курирует межправительственные соглашения, в рамках которых осуществляется распределение квот на бесплатное обучение для иностранных граждан. [19] Указом Президента РФ от 7 мая 2024 года дальнейшее развитие экспорта российского образования было обозначено как одна из национальных целей, что подразумевает создание благоприятных условий для иностранных студентов и развитие программ мобильности. [12]

Организации поддержки На уровне университетов действуют международные отделы, которые занимаются организацией и сопровождением программ обмена. Они проводят конкурсный отбор участников, консультируют по вопросам оформления документов и поддерживают связь с вузами-партнерами.

Крупнейшие российские вузы имеют разветвленную сеть партнерских соглашений с университетами по всему миру:

  • Российский университет дружбы народов (РУДН) — один из лидеров по числу иностранных студентов и количеству программ обмена. [6][25]
  • Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ) — предлагает программы обмена для студентов старших курсов, магистрантов и аспирантов. [6][25]
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) — активно развивает как долгосрочную (семестровую), так и краткосрочную мобильность. [14]
  • Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова (РЭУ) — предоставляет студентам возможность пройти семестровое обучение в одном из многочисленных вузов-партнеров. [10]

Меры социальной поддержки Основной мерой поддержки для участников программ обмена является бесплатное обучение в принимающем университете. Студенты также могут претендовать на различные стипендии, покрывающие расходы на проживание. Например, некоторые межправительственные программы включают ежемесячную стипендию, бесплатное проживание и медицинскую страховку. [19] В рамках программы Эразмус+, в которой также участвовали российские вузы, студенты получали гранты, покрывающие значительную часть расходов. [4][8]

Программы и мероприятия

Международные студенческие обмены в России реализуются в различных форматах, что позволяет охватить широкую аудиторию молодых людей с разными академическими интересами.

Долгосрочные программы (академический семестр или год) Это наиболее распространенный формат, при котором студент проводит один или два семестра в зарубежном вузе-партнере. [14] Обучение проходит по индивидуальному учебному плану, который согласовывается обоими университетами. По возвращении изученные дисциплины могут быть перезачтены. Конкурсный отбор на такие программы обычно проводится дважды в год и включает оценку академической успеваемости, уровня владения иностранным языком и мотивационного письма. [6] Как правило, участвовать могут студенты бакалавриата (со 2-го курса), специалитета и магистратуры. [10][7]

Краткосрочные программы К этому формату относятся летние и зимние школы, научные стажировки и участие в международных конференциях. [25] Эти программы позволяют за короткий срок (от нескольких недель до месяца) углубить знания в конкретной области и получить международный опыт. За последние годы в таких школах приняли участие тысячи иностранных студентов. [15] Особой популярностью пользуются исторические школы, направленные на популяризацию российской истории и культуры. Например, в 2021 году в I Международной летней исторической школе в Выборге приняли участие студенты из 50 стран мира. [15]

Программы двойных дипломов Некоторые российские вузы, такие как МГТУ им. Н.Э. Баумана, предлагают программы, позволяющие студентам по окончании обучения получить дипломы сразу двух университетов – российского и зарубежного. [30] Это значительно повышает ценность выпускника на международном рынке труда.

Исследования и аналитика

Тема международных студенческих обменов активно изучается в российском научном сообществе. Исследования подтверждают многогранное положительное влияние академической мобильности.

Личностное и профессиональное развитие Многочисленные исследования показывают, что участие в программах обмена способствует личностному росту студентов, развитию у них самостоятельности, ответственности и адаптивности. [1] Опыт российских студентов, участвовавших в программе Эразмус, свидетельствует о значительном развитии межкультурной компетенции и профессиональных навыков. [4][8]

Инструмент "мягкой силы" Академические обмены рассматриваются как эффективный инструмент "мягкой силы" и публичной дипломатии. Они способствуют формированию положительного имиджа страны, укреплению международных связей и распространению языка и культуры. [2][3][20] Иностранные студенты, получившие положительный опыт обучения в России, становятся "послами" российской культуры и образования в своих странах.

Научное и экономическое влияние Академическая мобильность стимулирует научное развитие. Установлено, что индекс цитируемости исследователей, участвующих в программах обмена, в среднем на 20% выше, чем у их коллег, не имеющих такого опыта. Это связано с расширением профессиональных контактов и исследовательского поля. [5] Кроме того, привлечение иностранных студентов имеет и экономический эффект, так как их расходы на обучение и проживание вносят вклад в экономику принимающей страны. [5] В 2020-2021 годах в международных обменах с Россией участвовали студенты из 178 стран, что подчеркивает глобальный охват и значимость этого направления. [15]

См. также

Ссылки

[1] Влияние программ международного обмена студентами на формирование и развитие имиджа университета

[2] Студенческие обмены как инструмент "мягкой силы" на примере программы обучения "Эразмус"

[3] Роль международной академической мобильности в усилении эффективности политики «мягкой силы» современной России

[4] Эразмус глазами участников программ студенческого обмена: опыт российских студентов

[5] Академическая мобильность как инструмент продвижения бренда университета на международном рынке образовательных услуг

[6] 10 российских вузов с программами студенческого обмена

[7] Программы международных студенческих обменов

[8] Эразмус глазами участников программ студенческого обмена (PDF)

[9] Международный обмен студентами: история и современность

[10] Программы международных студенческих обменов - РЭУ им. Г. В. Плеханова

[11] Программы академических обменов - ННГУ им. Н.И. Лобачевского

[12] Экспорт образования как национальная цель РФ

[13] Развитие академической мобильности студентов в условиях интернационализации высшего образования

[14] Международная студенческая мобильность - НИУ ВШЭ

[15] В международных обменах с Россией участвуют студенты из 178 стран - Минобрнауки России

[16] Эффективность международного академического обмена: институциональный и коммуникативный аспекты

[17] Международная академическая мобильность - СПбПУ

[18] Учеба по обмену в России для иностранных студентов - НИУ ВШЭ

[19] Программы мобильности по линии Министерства науки и высшего образования РФ

[20] Роль международной академической мобильности в усилении эффективности политики "мягкой силы" современной России

[21] Статья 33. Осуществление международного сотрудничества... (ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании")

[22] Статья 105. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования (ФЗ "Об образовании в РФ")

[23] Статья 33 - Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

[24] Международный студенческий обмен: что нужно о нем знать

[25] Программы обмена для будущих студентов

[26] Программа студенческого обмена - Wikipedia

[27] Государственные программы образовательной миграции и академической мобильности

[28] Международно-правовое регулирование академической мобильности как социального процесса в высшей школе

[29] Обучение за рубежом по программам обмена - СПбГУ

[30] Международные программы - МГТУ им. Н.Э. Баумана

Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.