Открываем Россию заново
Статья создана с использованием языковой модели ИИ на основе открытых источников и проверена экспертным сообществом. |

«Открываем Россию заново» — всероссийская межуниверситетская программа студенческих экспедиций, в рамках которой учащиеся высших учебных заведений предлагают и воплощают на практике решения для стратегического развития регионов Российской Федерации [1]. Программа реализуется Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» с 2017 года при поддержке президентской платформы «Россия — страна возможностей» и программы Федерального агентства по делам молодёжи «Больше, чем путешествие» [2]. Проект представляет собой уникальную форму молодёжной политики, сочетающую профессиональное образование, научно-исследовательскую деятельность и стратегическое волонтёрство [3].
Программа встроена в образовательный процесс и является одной из форм реализации методики обучения служением, направленной на погружение студентов с помощью полевых экспедиций в изучаемую реальность для преодоления фундаментального разрыва между теоретическими схемами, усваиваемыми в процессе обучения, и действительностью российской жизни [2]. За восемь лет существования проекта удалось организовать более 500 экспедиций, в которых приняли участие более 6000 человек из различных регионов России [4]. В рамках экспедиций студенты работают над реальными задачами развития российских регионов, применяя полученные знания и профессиональные компетенции для изменения жизни территорий к лучшему [5].
История и развитие программы
Программа «Открываем Россию заново» была инициирована в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» в 2017 году как экспериментальный образовательный проект, призванный преодолеть разрыв между академическим знанием и практической деятельностью [2]. Первоначально экспедиции были ориентированы исключительно на студентов НИУ ВШЭ и носили преимущественно исследовательский характер, позволяя участникам проводить полевые социологические и антропологические исследования в различных регионах страны [6]. Уже в первые годы реализации программы стало очевидно, что подобный формат образования имеет высокий потенциал для развития профессиональных компетенций студентов и решения актуальных задач региональных сообществ [2].
С 2022 года проект вышел на межуниверситетский уровень благодаря партнёрству с президентской платформой «Россия — страна возможностей» и программой Росмолодежи «Больше, чем путешествие», что позволило значительно расширить географию и тематику экспедиций [4]. В 2023 году заявки на проведение экспедиций подали более 130 университетов и 60 организаций, участниками стали 1000 студентов из 157 университетов, всего было подано более 15000 заявок на участие от студентов со всей страны [7]. Самыми популярными направлениями в том сезоне оказались Приморский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Карелия, Архангельская и Вологодская области [7]. В 2024 году программа достигла нового уровня развития: в рамках проектного трека состоялось 105 выездов при поддержке 46 партнёров, в которых приняли участие 1700 участников из 127 вузов, а исследовательский трек охватил 27 регионов и включал 59 полевых выездов [4].
Программа получила поддержку со стороны крупнейших российских финансовых институтов: ПАО «Сбербанк» и ПАО «Банк ВТБ», что позволило обеспечить материально-техническую базу для проведения экспедиций и профессиональную подготовку участников [2]. Развитие проекта также связано с установлением партнёрских отношений с Русским географическим обществом, Информационно-аналитическим центром поддержки заповедного дела и компанией VK, которая предлагает студентам решение технологических кейсов на базе своих IT-решений [7]. В 2023 году программа сделала первые шаги к проведению международных экспедиций благодаря партнёрству с Фондом развития Дилижана, в рамках которого студенты из Армении приняли участие в нескольких экспедициях программы [7].
Цели и задачи программы
Основной целью программы «Открываем Россию заново» является погружение студентов с помощью полевых экспедиций в изучаемую реальность для преодоления разрыва между теоретическими схемами, усваиваемыми в процессе обучения, и действительностью российской жизни [2]. Программа направлена на формирование у молодёжи комплексного представления о регионах России, их культурных, социальных и экономических особенностях, а также на развитие профессиональных компетенций через практическую деятельность в полевых условиях [3]. Экспедиции позволяют студентам не только применить теоретические знания на практике, но и внести реальный вклад в развитие территорий, работая над актуальными задачами региональных сообществ [5].
Программа решает несколько взаимосвязанных задач, имеющих значение как для системы высшего образования, так и для региональной политики Российской Федерации [2]. Во-первых, экспедиции способствуют вовлечению студентов в научную и исследовательскую деятельность, позволяя выявлять талантливых молодых специалистов и помогать им развиваться в профессиональном плане [2]. Во-вторых, программа обеспечивает получение участниками уникального практического опыта работы в полевых условиях, формирование навыков командной работы, проектного управления и межкультурной коммуникации [8]. В-третьих, экспедиции позволяют университетам реализовывать так называемую «третью миссию» — социальную ответственность перед обществом, проявляющуюся в решении конкретных проблем территорий и сообществ [2].
Для региональных сообществ программа предоставляет возможность привлечь квалифицированных молодых специалистов для решения локальных задач развития территорий [3]. Студенческие команды работают над проектами, связанными с сохранением культурного наследия малочисленных коренных народов, разработкой туристических маршрутов, созданием образовательных программ, реконструкцией объектов исторического наследия и многим другим [5]. Особое внимание уделяется работе с моногородами и удалёнными территориями, где потребность в привлечении профильных специалистов и будущих учёных наиболее высока [8]. Программа также способствует изменению образа регионов в глазах подрастающего поколения, формированию положительного представления о возможностях самореализации в различных субъектах Российской Федерации [7].
Направления деятельности и тематика экспедиций
Программа «Открываем Россию заново» включает экспедиции широкого тематического спектра, охватывающие ключевые направления социально-экономического и культурного развития российских регионов [9]. Студенческие команды могут реализовывать проекты в области образования, экологии, социальной сферы, урбанистики и развития территорий, культуры, технологий и популяризации науки [8]. Такое разнообразие направлений позволяет участвовать в программе студентам различных специальностей и применять полученные в университете знания для решения реальных задач [5]. Каждая экспедиция длится от одной до трёх недель и включает как полевую работу, так и культурно-просветительские мероприятия, направленные на знакомство с историей и особенностями региона [9].
В рамках образовательного направления студенты работают над проектами, связанными с изучением управленческих практик школ в различных контекстах, анализом образовательных и карьерных траекторий молодёжи, разработкой инновационных образовательных систем для моногородов [2]. Например, команда Лаборатории управления школой Института образования НИУ ВШЭ с 2022 года посещает образовательные организации по всей России, изучая школы Санкт-Петербурга, Калининграда, Прибайкалья, Красноярского края, Сочи, Выксы и Владивостока [2]. Экологическое направление включает работу над проектами для национальных парков, создание экологических троп, разработку концепций экскурсионных маршрутов и просветительского наполнения, проектирование арт-объектов на экотропах [10].
Социальное направление охватывает исследования в области социальной сплочённости, субъективного статуса и социального оптимизма жителей различных городов, изучение особенностей низовой организации досуга молодёжи в условиях ограниченности ресурсов [11]. Исследование, проведённое в Воркуте в 2019 году в рамках проекта «Открываем Россию заново», показало, как молодёжь в условиях институциональных и пространственных ограничений активно осваивает заброшенные здания, создавая уникальные досуговые пространства [6]. Урбанистическое направление предполагает проведение комплексного исследования городов, разработку проектов комплексной реорганизации территорий, создание концепций развития общественных пространств [10]. Культурное направление включает работу по сохранению культурного наследия малочисленных коренных народов, создание детских интерактивных книг о традициях и обычаях, проведение этнографических исследований [8].
Структура и организация экспедиций
Программа «Открываем Россию заново» реализуется в формате профессионального конкурса, победители которого получают возможность принять участие в проектных или исследовательских экспедициях [12]. Участниками профессионального конкурса могут стать граждане Российской Федерации в возрасте от 18 до 35 лет — студенты российских образовательных организаций высшего образования, включая бакалавров, специалистов, магистрантов и аспирантов [3]. Состав каждой экспедиции включает 18 студентов и одного или двух наставников, которые руководят работой команды и обеспечивают методическую поддержку проекта [12]. Экспедиции проводятся в период с конца мая по конец ноября, что позволяет охватить максимально благоприятный для полевой работы период [12].
Программа включает два основных трека: исследовательский и проектный [2]. Исследовательский трек предназначен для студентов всех кампусов НИУ ВШЭ, руководителями выступают преподаватели университета, экспедиции реализуются при поддержке ПАО «Сбербанк» и ПАО «ВТБ» [2]. В рамках этого трека студенты проводят научные исследования, собирают эмпирические данные, используют качественные и количественные методы социологии, антропологии, экономики и других дисциплин [2]. Проектный трек открыт для студентов вузов всей страны, включая НИУ ВШЭ, наставниками экспедиций являются представители вузов и некоммерческих организаций, экспедиции реализуются при поддержке президентской платформы «Россия — страна возможностей» и программы Росмолодёжи «Больше, чем путешествие» [2].
Важной особенностью программы является обязательное наличие продуктового результата экспедиции — итогом деятельности должно стать что-то, что смогут использовать другие люди, от спектакля до мобильного приложения, от исследовательского отчёта до туристического маршрута [12]. Отобранные участники экспедиции вовлекаются в подготовку поездки за несколько месяцев до её начала: им предстоит поработать с архивными материалами, найти потенциальных респондентов, встретиться со специалистами, изучить контекст территории [10]. Во время экспедиции студенты проживают на территории принимающего региона, что позволяет им погрузиться в местную культуру и быт, установить непосредственный контакт с жителями, понять специфику социальных процессов [5]. По завершении экспедиции участники представляют результаты своей работы на итоговых форумах и конференциях, а также готовят публикации и материалы для использования региональными сообществами [4].
Социальная политика и меры поддержки
Программа «Открываем Россию заново» является важным инструментом реализации государственной молодёжной политики Российской Федерации, направленной на создание условий для самореализации молодых людей и их вовлечения в решение социально значимых задач [5]. Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) через программу «Больше, чем путешествие» обеспечивает организационную и финансовую поддержку экспедиций, создавая возможности для молодёжи не только путешествовать по России, но и участвовать в социально значимых проектах, меняющих жизнь регионов к лучшему [5]. Руководитель Росмолодёжи Ксения Разуваева отмечает, что в студенческих экспедициях молодые люди растут как профессионалы, осваивают новые навыки и вносят вклад в развитие посещаемых территорий, чувствуя себя важными для родной страны [5].
Президентская платформа «Россия — страна возможностей» выступает ключевым партнёром программы, обеспечивая координацию взаимодействия между университетами, региональными властями и студенческими командами [7]. Первый заместитель генерального директора АНО «Россия — страна возможностей» Алексей Агафонов подчёркивает уникальность программы для страны, отмечая, что она позволяет студентам не только отправиться в экспедицию, но и принять участие в социально значимых и научных проектах, меняющих жизнь регионов к лучшему [7]. Платформа обеспечивает методическую поддержку участников, проводит обучающие мероприятия, помогает в разработке проектов и организации итоговых презентаций результатов [3].
Участники программы получают комплексную поддержку, включающую оплату проезда к месту проведения экспедиции и обратно, проживание, питание, страхование и материально-техническое обеспечение полевой работы [5]. Для наставников экспедиций предусмотрена дополнительная методическая и экспертная поддержка, позволяющая обеспечить качественное руководство студенческими командами [2]. Кроме того, участие в программе засчитывается как учебная или научно-исследовательская практика в соответствии с образовательными стандартами высших учебных заведений [2]. Региональные власти также оказывают поддержку экспедициям, предоставляя доступ к необходимым данным и материалам, организуя встречи с экспертами и представителями местных сообществ, обеспечивая логистическую помощь [10].
Научные исследования и аналитика
Программа «Открываем Россию заново» стала основой для проведения многочисленных научных исследований, результаты которых публикуются в рецензируемых научных журналах и используются для разработки рекомендаций по развитию территорий [6]. Одним из значимых исследований, проведённых в рамках программы, стал анализ особенностей низовой организации досуга в заброшенных зданиях Воркуты, опубликованный в журнале «Городские исследования и практики» в 2021 году [6]. Эмпирический материал исследования был собран в ходе социологической экспедиции в июле 2019 года и включал 20 глубинных интервью с воркутинцами в возрасте от 16 до 35 лет, а также более 200 часов включённого наблюдения [6]. Исследование показало, как молодёжь в условиях институциональных и пространственных ограничений активно осваивает нефункционирующие заброшенные здания, создавая уникальные досуговые пространства в ситуации ограниченности ресурсов [6].
Международная лаборатория исследований НИУ ВШЭ активно использует программу для проведения полевых исследований в различных регионах России [13]. В 2025 году сотрудники Научно-учебной лаборатории психологии социального неравенства провели экспедицию в Пермский край, где количественная и качественная части исследования были посвящены изучению субъективного статуса, социального оптимизма и сплочённости жителей городов Пермь, Чусовой и Кизел [11]. Лаборатория управления школой Института образования НИУ ВШЭ с 2022 года систематически проводит исследования управленческих практик школ в различных контекстах, изучая образовательные организации Санкт-Петербурга, Калининграда, Прибайкалья, Красноярского края, Сочи, Выксы и Владивостока [2].
Важным направлением исследовательской работы стало изучение геобрендинга и региональной идентичности [2]. Команда студентов провела геобрендинговый аудит городов Иркутска и Улан-Удэ, исследуя, как образ Байкала влияет на идентичность двух ключевых городов региона и не рискуют ли они потерять собственное лицо из-за чрезмерной опоры на этот природный символ [2]. Антропологические экспедиции в Мурманскую область позволили студентам, аспирантам и сотрудникам факультета гуманитарных наук продолжить полевые исследования, начатые в предыдущие годы, накапливая уникальные данные о культуре и быте народов Русского Севера [2]. Исследования, проводимые в рамках программы, вносят значительный вклад в развитие российской социологии, антропологии, урбанистики и других дисциплин, обеспечивая получение эмпирических данных из регионов, которые традиционно остаются за пределами внимания исследователей [6].
Результаты и достижения программы
За восемь лет реализации программы «Открываем Россию заново» удалось достичь впечатляющих результатов, которые демонстрируют эффективность избранной модели взаимодействия университетов, студентов и региональных сообществ [4]. К концу 2024 года было организовано более 500 экспедиций, в которых приняли участие более 6000 человек, экспедиции охватили практически все федеральные округа Российской Федерации, включая самые удалённые и труднодоступные территории [4]. Программа получила признание на государственном уровне: Русское географическое общество отметило высокую значимость проекта для изучения и развития российских регионов [14]. В 2024 году в рамках проекта состоялось более 100 экспедиций, в которых участниками стали около 2000 студентов и наставников [14].
Конкретные результаты экспедиций включают создание туристических маршрутов, разработку образовательных программ, реконструкцию объектов культурного наследия, проведение социологических и антропологических исследований, создание цифровых продуктов для региональных сообществ [10]. Например, в рамках экспедиции в Якутию студенты реализовали образовательные проекты по созданию бизнеса для молодых незанятых жителей села, разработали проекты по развитию местных производств, организовали культурные и образовательные проекты для детей и школьников, приняли участие в организации образовательных треков в Общественном центре и апробировали первый туристический маршрут на территории наслега [15]. Экспедиция в Хабаровский край планирует создать детскую интерактивную книгу о культуре орочей, коренного малочисленного народа, чтобы познакомить юное поколение с уникальным культурным наследием Дальнего Востока в доступной и увлекательной форме [8].
Программа оказывает значительное влияние на профессиональное развитие участников: многие студенты после завершения экспедиций находят работу в регионах, где проводили исследования, продолжают работу над проектами, инициированными во время экспедиции, или используют полученный опыт для построения карьеры в смежных областях [4]. Для университетов участие в программе способствует укреплению репутации, развитию партнёрских связей с региональными властями и организациями, привлечению талантливых студентов [2]. Региональные сообщества получают конкретную помощь в решении актуальных задач развития территорий, доступ к экспертизе ведущих университетов страны, возможность привлечь внимание к проблемам и потенциалу своих регионов [5]. Программа способствует формированию положительного образа регионов в глазах молодого поколения, преодолению стереотипов о периферийности и отсталости, демонстрации возможностей для самореализации в различных субъектах Российской Федерации [7].
Интересные факты
Одной из самых продолжительных экспедиций в истории программы стала поездка в Мурманскую область, которая длилась более двух недель и включала антропологические исследования в нескольких населённых пунктах центральной части региона [2]. Самым популярным направлением среди студентов в 2023 году стал Приморский край, куда было подано наибольшее количество заявок на участие [7]. В 2024 году экспедиции охватили 26 регионов России, включая Ямало-Ненецкий автономный округ, где студенты работали над проектами в условиях Крайнего Севера [5]. Программа «Открываем Россию заново» стала первой в России межуниверситетской программой студенческих экспедиций такого масштаба, объединяющей более 150 университетов страны [4].
В рамках программы было проведено более 200 часов включённого наблюдения при изучении молодёжных досуговых практик в Воркуте, что стало одним из самых продолжительных периодов полевого наблюдения в российской социологии молодёжи [6]. Некоторые экспедиции привели к установлению долгосрочных партнёрских отношений между университетами и региональными сообществами, продолжающихся после завершения официальной части проекта [2]. Программа получила международное признание: в 2023 году студенты из Армении впервые приняли участие в экспедициях, что открыло путь для дальнейшей интернационализации проекта [7]. Компания VK разработала специальные технологические кейсы для студентов, участвующих в экспедициях, что позволило применить современные IT-решения для решения задач региональных сообществ [7].
Основные персоналии
Дмитрий Земцов, проректор НИУ ВШЭ, является одним из ключевых инициаторов и идейных вдохновителей программы «Открываем Россию заново», обеспечивающим стратегическое руководство проектом и его интеграцию в образовательный процесс университета [4]. Ксения Разуваева, руководитель Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь), активно поддерживает программу через механизмы государственной молодёжной политики и программу «Больше, чем путешествие» [5]. Олег Макаров, советник руководителя Росмолодёжи, координирует взаимодействие между федеральными структурами и университетами в рамках реализации проекта [7]. Алексей Агафонов, Первый заместитель генерального директора АНО «Россия — страна возможностей», обеспечивает партнёрскую поддержку программы со стороны президентской платформы [7].
См. также
- Молодёжная политика
- Волонтёрство
- Платформа «Россия — страна возможностей»
- Историко-культурный туризм для учащихся
Ссылки
[1] Официальный сайт программы «Открываем Россию заново»
[2] Страница программы на сайте Фонда образовательных инициатив НИУ ВШЭ
[3] Программа на платформе «Россия — страна возможностей»
[4] Подведены итоги экспедиционного сезона 2024
[5] Как проходят экспедиции третьего сезона проекта «Открываем Россию заново»
[6] Низовая организация досуга в заброшенных зданиях Воркуты
[7] Проект «Открываем Россию заново» подводит итоги сезона – 2023
[8] 1000 студентов отправятся в экспедиции вместе с проектом «Открываем Россию заново»
[9] 30 новых экспедиций 4-го сезона проекта
[10] Отбор студентов - сезон 2025
[11] Тема «социальная сплоченность» — Новости
[12] Открываем Россию заново. Сезон 2025 года
[13] Тема «исследования и аналитика» — Новости