Общественный контроль в сфере молодёжной политики

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Файл:Public Council of the Ministry of Defence of the Russian Federation 2017-04-18.jpg
Заседание Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации. Общественные советы являются одним из ключевых инструментов общественного контроля.

Общественный контроль в сфере молодёжной политики — это деятельность граждан, молодёжных общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, направленная на наблюдение за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, а также государственных и муниципальных организаций, осуществляющих полномочия в сфере молодёжной политики. Целью такого контроля является проверка соответствия их деятельности законодательству, а также учёт и защита прав и законных интересов молодёжи в России. [1]

Значимость общественного контроля обусловлена необходимостью повышения прозрачности и эффективности государственного управления, предотвращения коррупции, а также вовлечения молодых граждан в процессы принятия решений, затрагивающих их жизнь. [2] В современной России, где молодёжь составляет значительную часть населения (около 37,9 млн человек в возрасте от 14 до 35 лет на 1 января 2023 года), эффективная молодёжная политика является стратегическим приоритетом государства. Общественный контроль выступает механизмом обратной связи, позволяющим корректировать государственные программы и инициативы в соответствии с реальными потребностями и запросами молодого поколения. [3]

Актуальность темы усиливается в контексте реализации Стратегии реализации молодёжной политики в Российской Федерации на период до 2030 года, которая предусматривает активное участие молодёжи в жизни общества и создание условий для её самореализации. [3] Общественный контроль позволяет не только выявлять недостатки в работе государственных структур, но и способствует развитию гражданского общества, формированию у молодёжи активной жизненной позиции, правовой грамотности и ответственности.

Законодательная база

Правовую основу общественного контроля в сфере молодёжной политики в Российской Федерации составляет система нормативных правовых актов, действующих на федеральном и региональном уровнях.

Федеральное законодательство:

  • Конституция Российской Федерации: Статья 32 закрепляет право граждан России участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, что является фундаментальной основой для осуществления общественного контроля.
  • Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" [1] — ключевой закон, устанавливающий цели, задачи, принципы и формы общественного контроля. Он определяет субъектов контроля (общественные палаты, общественные советы при органах власти, общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, группы общественного контроля и иные организационные структуры). Закон регламентирует такие формы контроля, как общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза, общественные обсуждения и общественные (публичные) слушания. Эти механизмы в полной мере применимы и к сфере молодёжной политики.
  • Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ "О молодёжной политике в Российской Федерации" [4] — основной отраслевой закон, который напрямую предусматривает участие молодёжи в реализации молодёжной политики. Статья 7 закона определяет формы такого участия, включая деятельность в консультативных и совещательных органах при органах власти, участие в форумах, проведение исследований и реализацию инициатив. Особое значение имеет статья 12, посвящённая мониторингу реализации молодёжной политики. [5] Этот мониторинг, по сути, является формой общественного контроля, поскольку его результаты (в виде ежегодного доклада о положении молодёжи) являются публичными и служат основанием для оценки эффективности действий властей.
  • Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" — определяет статус и полномочия Общественной палаты РФ как одного из ключевых субъектов общественного контроля в стране. Палата активно участвует в экспертизе законопроектов, касающихся молодёжи, и организует слушания по актуальным вопросам молодёжной политики.

Региональное законодательство: На уровне субъектов Российской Федерации принимаются собственные законы и нормативные акты, конкретизирующие положения федерального законодательства. Как правило, это законы "О молодёжной политике" и "Об общественном контроле" в соответствующем регионе. Они определяют полномочия региональных органов власти, порядок создания и функционирования общественных советов при региональных министерствах и ведомствах, занимающихся делами молодёжи, а также молодёжных парламентов и правительств. Примером может служить закон Томской области "Об основах государственной молодежной политики на территории Томской области", который предусматривает создание Общественного экспертно-консультативного Совета по молодежной политике. [6]

Таким образом, законодательная база создаёт многоуровневую систему, которая обеспечивает правовые рамки для участия граждан и их объединений в контроле за реализацией молодёжной политики на всех уровнях власти.

Организации поддержки

В России действует разветвлённая сеть государственных и негосударственных организаций, которые являются субъектами или инфраструктурой для осуществления общественного контроля в сфере молодёжной политики.

Государственные и окологосударственные организации:

  • Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь): Является ключевым федеральным органом исполнительной власти, координирующим молодёжную политику. [7] При Росмолодёжи действует Общественный совет, состоящий из представителей молодёжных организаций, экспертов и общественных деятелей. Совет проводит экспертизу нормативных актов, программ и проектов агентства, рассматривает отчёты о его деятельности и даёт рекомендации по повышению её эффективности. Это один из главных институциональных механизмов общественного контроля на федеральном уровне. [8]
  • Общественная палата Российской Федерации: Важнейший институт гражданского общества, который осуществляет общественный контроль в различных сферах, включая молодёжную политику. В структуре ОП РФ действуют профильные комиссии (например, Комиссия по делам молодёжи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию), которые организуют общественные слушания, готовят экспертные заключения по законопроектам и проводят мониторинг реализации прав молодёжи.
  • Общественные советы при федеральных и региональных органах исполнительной власти: Созданы при большинстве министерств и ведомств. Их задача — обеспечивать учёт потребностей и интересов граждан, в том числе молодёжи, при осуществлении государственной политики. Например, общественные советы при Министерстве науки и высшего образования, Министерстве просвещения, Министерстве труда и социальной защиты также затрагивают вопросы, связанные с молодёжной политикой.
  • Молодёжные парламенты и правительства: Эти консультативно-совещательные структуры создаются при законодательных и исполнительных органах власти на федеральном и региональном уровнях. Они являются площадкой для вовлечения молодёжи в обсуждение законопроектов и государственных программ, а также для подготовки предложений по совершенствованию молодёжной политики. Их деятельность можно рассматривать как форму общественного контроля и лоббирования интересов молодёжи.

Негосударственные организации:

  • Молодёжные и детские общественные объединения: Организации, такие как Российский союз молодёжи (РСМ), Российские студенческие отряды (РСО), общероссийское общественно-государственное движение детей и молодёжи «Движение первых», являются ключевыми субъектами общественного контроля. Они представляют интересы различных групп молодёжи, участвуют в работе общественных советов, инициируют собственные проекты и проводят независимый мониторинг ситуации в молодёжной среде.
  • Экспертные и аналитические центры: Некоммерческие организации и научные учреждения, занимающиеся исследованиями молодёжных проблем. Их доклады и аналитические материалы часто становятся информационной основой для общественного контроля, предоставляя объективные данные о состоянии дел в сфере молодёжной политики.
  • Проектные инициативы и школы: Для повышения компетенций молодых активистов создаются специальные образовательные проекты. Примером является "Школа общественного контроля", организуемая Общественной палатой РФ. Её цель — обучить молодёжь правовым основам и методикам общественного контроля, что позволяет готовить квалифицированных общественных инспекторов и экспертов. [9]

Эти организации формируют экосистему, в рамках которой молодёжь и гражданское общество могут эффективно взаимодействовать с государством, контролируя его деятельность и влияя на принимаемые решения.

Социальная политика и меры поддержки

Общественный контроль в сфере молодёжной политики реализуется через конкретные формы и механизмы, предусмотренные законодательством. Эти механизмы позволяют гражданскому обществу системно наблюдать за работой органов власти и влиять на неё.

Формы общественного контроля (согласно ФЗ-212):

  • Общественный мониторинг: Систематическое наблюдение за деятельностью органов власти. В сфере молодёжной политики это может быть мониторинг реализации региональных программ поддержки молодых семей, доступности молодёжных центров, трудоустройства выпускников, эффективности грантовых конкурсов Росмолодёжи. Результаты мониторинга оформляются в виде итоговых документов, которые направляются в органы власти и публикуются в СМИ. Статья 12 ФЗ "О молодёжной политике" фактически институционализирует мониторинг как обязательный элемент государственной политики, создавая основу для общественного участия в этом процессе. [5]
  • Общественная экспертиза: Анализ и оценка проектов нормативных правовых актов, государственных и муниципальных программ, затрагивающих права и интересы молодёжи. Например, молодёжные общественные объединения могут проводить экспертизу проекта регионального бюджета в части расходов на молодёжную политику или проекта закона об организации летнего отдыха детей и молодёжи. Заключение общественной экспертизы носит рекомендательный характер, но подлежит обязательному рассмотрению органом власти.
  • Общественная проверка: Исследование и оценка конкретных фактов и обстоятельств, касающихся деятельности органов власти. Поводом для проверки может стать информация о нарушении прав студентов в общежитии, о нецелевом расходовании средств, выделенных на молодёжный форум, или о недоступности объектов для молодых людей с инвалидностью. Проверки могут инициироваться общественными палатами или советами.
  • Общественные (публичные) слушания и обсуждения: Формы прямого диалога между представителями власти и общественности. На слушания выносятся наиболее важные вопросы: проекты стратегий развития молодёжной политики, градостроительные планы, затрагивающие молодёжную инфраструктуру, и т.д. Это позволяет обеспечить максимальную открытость при принятии решений и учесть мнения различных групп молодёжи.

Меры поддержки субъектов общественного контроля: Государство оказывает поддержку организациям, занимающимся общественным контролем, через различные механизмы:

  • Грантовые конкурсы: Фонд президентских грантов и Росмолодёжь (через конкурс "Росмолодёжь.Гранты") выделяют средства на реализацию проектов, направленных на развитие гражданского общества, в том числе на проекты в области общественного контроля.
  • Информационная и консультационная поддержка: Органы власти обязаны предоставлять информацию о своей деятельности (за исключением сведений, составляющих государственную тайну). Общественные палаты и советы оказывают методическую и консультационную помощь активистам и НКО.
  • Создание инфраструктуры: Поддержка деятельности ресурсных центров для НКО, молодёжных пространств, которые могут использоваться как площадки для проведения общественных мероприятий и работы активистов.

Эти меры и формы в совокупности создают условия для того, чтобы общественный контроль был не просто декларацией, а реальным и действенным инструментом улучшения качества молодёжной политики в России.

Программы и мероприятия

Для вовлечения молодёжи в общественный контроль и повышения её правовой грамотности в России реализуется ряд целевых программ и мероприятий. Они направлены на обучение, практическую подготовку и создание площадок для взаимодействия молодых активистов с органами власти.

Образовательные программы и школы:

  • Школа общественного контроля: Проект, реализуемый Общественной палатой РФ совместно с партнёрами. Цель школы — дать молодым людям теоретические знания о законодательстве в сфере общественного контроля и практические навыки его осуществления. Участники изучают, как проводить мониторинг, общественную экспертизу, как фиксировать нарушения и взаимодействовать с органами власти. [9] Выпускники школы формируют кадровый резерв для общественных советов и наблюдательных комиссий.
  • Проект "Национальная лига студенческих клубов": В рамках этого проекта, поддерживаемого Росмолодёжью, студенческие объединения получают возможность развивать свои инициативы, в том числе в сфере студенческого самоуправления и контроля за соблюдением прав студентов. Лига проводит образовательные мероприятия, направленные на повышение правовой грамотности и развитие лидерских качеств.
  • Всероссийский проект "Твой Ход": Хотя проект имеет более широкие цели, он создаёт среду для развития студенческих инициатив, многие из которых направлены на улучшение университетской среды. Студенты предлагают проекты по развитию кампусов, оценке качества образования, что является элементом общественного контроля на локальном уровне.

Форумы и площадки для диалога:

  • Всероссийские молодёжные образовательные форумы: Форумы, такие как "Территория смыслов", "Машук", "Таврида", "Амур", являются крупнейшими площадками для диалога молодёжи с представителями власти, включая министров, губернаторов и руководителей федеральных агентств. В рамках образовательных смен и панельных дискуссий молодые люди могут задавать острые вопросы, высказывать критику и предлагать свои решения. Это неформальная, но действенная форма общественного контроля.
  • Платформа "Росмолодёжь.События": Агрегатор молодёжных мероприятий по всей стране. Участвуя в них, молодёжь не только получает новые знания и навыки, но и оценивает качество организации и содержания этих мероприятий, предоставляя обратную связь организаторам, в том числе государственным учреждениям. [7]

Конкурсы и грантовая поддержка:

  • "Росмолодёжь.Гранты": Один из ключевых инструментов поддержки молодёжных инициатив. Ежегодно тысячи молодых людей получают финансирование на свои социальные проекты. Среди них есть проекты, напрямую связанные с общественным контролем: создание независимых студенческих СМИ, проекты по мониторингу доступной среды для молодёжи с ОВЗ, правозащитные инициативы. Таким образом, государство косвенно финансирует деятельность по общественному контролю.
  • Конкурс "Лидеры России": Хотя это кадровый конкурс, его участники в рамках заданий часто анализируют реальные управленческие проблемы в регионах и предлагают пути их решения. Эта деятельность схожа с общественной экспертизой и позволяет выявлять системные проблемы, в том числе в молодёжной политике.

Эти программы и мероприятия формируют активное сообщество молодых граждан, которые обладают необходимыми компетенциями и мотивацией для конструктивного диалога с властью и эффективного контроля за её деятельностью.

Исследования и аналитика

Исследования и аналитика являются информационной основой и неотъемлемой частью системы общественного контроля в сфере молодёжной политики. Они позволяют получать объективные данные о положении молодёжи, оценивать эффективность государственных мер и выявлять системные проблемы, требующие внимания со стороны органов власти и общества.

Мониторинг реализации молодёжной политики: Центральное место в аналитической работе занимает мониторинг реализации молодёжной политики, закреплённый в статье 12 Федерального закона "О молодёжной политике в Российской Федерации". [5] Этот мониторинг представляет собой комплексный и плановый сбор, обобщение и анализ информации по широкому кругу вопросов:

  • Положение молодёжи, молодых семей и молодёжных общественных объединений.
  • Обеспечение межнационального и межконфессионального согласия в молодёжной среде.
  • Профилактика экстремизма и других деструктивных явлений.
  • Формирование у молодёжи традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
  • Деятельность инфраструктуры молодёжной политики.

Организация мониторинга осуществляется на трёх уровнях: 1. Федеральный уровень: уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (фактически, Росмолодёжь). 2. Региональный уровень: уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ. 3. Муниципальный уровень: уполномоченные органы местного самоуправления.

Итогом этой работы является ежегодный Доклад о положении молодёжи в Российской Федерации. Этот документ доводится до сведения всех органов власти и подлежит публичному размещению. [4] Для субъектов общественного контроля этот доклад является важнейшим источником верифицированных данных для проведения собственных проверок, экспертиз и для аргументации своей позиции в диалоге с властью.

Роль научных и экспертных организаций: Помимо государственного мониторинга, важную роль играют независимые исследования, проводимые:

  • Научно-исследовательскими институтами и университетами: Социологические, политологические и экономические исследования позволяют получить глубокое представление о ценностных ориентациях, социальных установках, проблемах и потребностях современной молодёжи.
  • Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фондом "Общественное мнение" (ФОМ) и другими социологическими службами. Они регулярно проводят опросы по темам, связанным с молодёжью, результаты которых широко используются в работе общественных советов и СМИ.
  • Некоммерческими аналитическими центрами, которые могут специализироваться на отдельных аспектах молодёжной политики (например, молодёжное предпринимательство, добровольчество, неформальное образование).

Данные этих исследований позволяют субъектам общественного контроля не только реагировать на уже возникшие проблемы, но и прогнозировать развитие ситуации, выявлять скрытые тенденции и предлагать органам власти превентивные меры. Таким образом, аналитическая работа является фундаментом для доказательного и аргументированного общественного контроля.

См. также

Ссылки

[1] Федеральный закон "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" от 21.07.2014 N 212-ФЗ

[2] Бутова Т. В., Аветисян А. Д. Сущность общественного контроля в современной России // Вестник Университета. 2015. №8.

[3] Стратегия молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года

[4] Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации" от 30.12.2020 N 489-ФЗ

[5] Статья 12. Мониторинг реализации молодежной политики. "КонсультантПлюс"

[6] Закон Томской области от 10.09.2003 N 115-ОЗ "Об основах государственной молодежной политики на территории Томской области"

[7] Официальный сайт Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь)

[8] Государственная Дума приняла новую редакцию закона «О молодёжной политике в Российской Федерации»

[9] Продолжается работа школы общественного контроля для молодежи. Сайт Общественной палаты РФ.

Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование