Всероссийская военно-спортивная игра «Зарница»

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Всероссийская военно-спортивная игра «Зарница» — советская и российская массовая военно-патриотическая игра для молодёжи, представляющая собой комплекс образовательных, спортивных и тактических мероприятий. В современной России игра была существенно модернизирована и получила название «Зарница 2.0», став флагманским проектом Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых». [1] Целью игры является патриотическое воспитание, физическая подготовка, обучение основам безопасности жизнедеятельности, а также развитие командного духа и лидерских качеств у детей и подростков. [2] Игра является важным элементом единой системы патриотического воспитания молодых граждан Российской Федерации, формируя у них чувство верности долгу по защите Отечества. [3] [4] В 2025 году в мероприятиях приняли участие более 3,1 миллиона школьников и студентов СПО из 89 регионов России. [5]

История игры

Истоки «Зарницы» уходят в советское время, где она являлась частью системы начальной военной подготовки школьников и одним из ключевых инструментов военно-патриотического воспитания пионеров. [6] Игра представляла собой имитацию боевых действий, схожую с военными учениями, в ходе которой участники соревновались в различных военно-прикладных видах спорта. [7]

Первые правила игры были разработаны в Пермской области учительницей Зоей Кротовой. 23 февраля 1964 года состоялась первая игра, проведенная совместно с военнослужащими. [6] [8]

Официально Всесоюзная военно-спортивная игра «Зарница» была учреждена в 1967 году по инициативе ЦК ВЛКСМ, Центрального совета пионерской организации, Главного политического управления Советской армии и редакции газеты «Пионерская правда». [6] 10 января 1967 года «Пионерская правда» опубликовала Положение об игре и приказ № 1 первого командующего игрой, Героя Советского Союза, маршала артиллерии Василия Ивановича Казакова. [7] Приказ ставил задачу создания юнармейских батальонов для обучения молодёжи навыкам армейской жизни и воспитания готовности к защите Родины. [6]

Первый всесоюзный финал «Зарницы» прошел с 21 по 25 июня 1967 года в Севастополе и завершился символическим штурмом Сапун-горы. [6] Впоследствии игра стала массовой, в нее были вовлечены миллионы школьников по всему СССР. В 1970-х годах для подростков старшего возраста была создана аналогичная, но более сложная игра «Орлёнок». Часто игры проходили на территориях воинских частей с привлечением кадровых военных и использованием настоящей военной техники. [9]

После распада СССР игра не исчезла и продолжила свое существование в России, сохранив свои основные цели и задачи, но адаптируясь к новым реалиям. [10]

Современный этап: «Зарница 2.0»

В 2024 году произошла масштабная перезагрузка игры, которая получила название «Зарница 2.0». [2] Этот проект стал современной высокотехнологичной версией классической игры, сочетающей традиционное патриотическое воспитание с освоением передовых технологий. [1]

Ключевые особенности «Зарницы 2.0»:

  • Цифровизация: Игра активно использует цифровые технологии, включая GPS-трекинг, мобильные приложения для получения заданий, симуляторы для обучения управлению беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) и платформы для онлайн-регистрации и отслеживания результатов. [1] [2]
  • Современные дисциплины: Наряду с классическими элементами (строевая подготовка, знание истории, первая помощь), в программу включены новые условно-военные специальности: оператор БПЛА, специалист по кибербезопасности, сапёр, военкор и другие. [2] [4]
  • Использование современного оборудования: В ходе соревнований применяется лазертаг-оборудование, что позволяет безопасно моделировать тактические столкновения. [1] Для обучения пилотированию используются специализированные симуляторы, такие как «Квадросим» и «Академия дронов». [2]
  • Масштабность и многоуровневость: Игра проводится в несколько этапов: отборочный, муниципальный, региональный, окружной и всероссийский финал, что позволяет вовлечь максимальное количество участников со всей страны. [11]

Возрастные категории и состав отрядов: Участники делятся на несколько возрастных групп:

  • Младшая: от 8 до 11 лет. [12]
  • Средняя: от 8 до 14 лет.
  • Старшая: от 14 до 18 лет.
  • Специальная: для обучающихся в организациях среднего профессионального образования (СПО) в возрасте от 18 до 21 года. [4]

Стандартный отряд состоит из 10 человек, каждый из которых выполняет определенную роль: командир, два штурмовика, два медика, сапёр, два оператора БПЛА, военкор и политрук. [2] [4]

Законодательная база и организация

Проведение Всероссийской военно-патриотической игры «Зарница 2.0» регламентируется специальным Положением, утвержденным Министерством просвещения РФ, Федеральным агентством по делам молодёжи (Росмолодёжь), правлением «Движения первых» и другими организаторами. [13] Этот документ определяет цели, задачи, порядок проведения всех этапов игры, условия участия, а также требования к командам и правила соревнований. [14] На региональном уровне могут приниматься собственные нормативные акты, уточняющие порядок проведения игры с учетом местных особенностей, как, например, в Архангельской области. [15]

Основные организаторы и партнёры игры:

Игра реализуется в рамках национального проекта «Молодёжь и дети», что подчёркивает её государственный статус и значимость.

Программы и мероприятия

Игровой процесс «Зарницы 2.0» состоит из комплекса соревновательных и образовательных мероприятий, которые проверяют как физическую, так и интеллектуальную подготовку участников.

Основные дисциплины и состязания:

  • Тактическая подготовка: Включает ориентирование на местности, маскировку, тактические маневры и ведение условного боя с использованием лазертаг-оборудования. [2]
  • Огневая подготовка: Стрельба из пневматического или лазерного оружия.
  • Инженерная подготовка (сапёрное дело): Задания по обнаружению и обезвреживанию учебных мин. [2]
  • Тактическая медицина: Отработка навыков оказания первой помощи в полевых условиях. [1]
  • Управление БПЛА: Пилотирование дронов на специальных симуляторах и на практике, выполнение разведывательных и тактических задач. [1]
  • Строевая подготовка: Смотр строя и песни, демонстрация слаженности действий отряда. [18]
  • Общевойсковая грамотность и знание истории: Викторины и тесты на знание военной истории России, её государственной символики и основ российской государственности. [1]
  • Физическая подготовка: Спортивные эстафеты, силовые упражнения, преодоление полосы препятствий. [6]

Важной частью проекта является наставничество. В качестве инструкторов и наставников для команд привлекаются ветераны боевых действий, в том числе участники специальной военной операции, которые делятся своим опытом и служат примером для молодёжи. [2]

См. также

Ссылки

[1] Отборочный этап военно-патриотической игры "Зарница 2.0" прошли более 350 тыс. участников — ТАСС

[2] «Зарница 2.0»: что это за игра и как принять в ней участие — Газета.ru

[3] «Зарница 2.0»: дан старт Всероссийской военно-патриотической игре

[4] Стартовал новый сезон Всероссийской военно-патриотической игры «Зарница 2.0» — Движение Первых

[5] Стартовал финал Всероссийской военно-патриотической игры «Зарница 2.0» для старшей возрастной категории

[6] Зарница (игра) — Википедия

[7] История игры «Зарница» — МБОУ "Школа № 176"

[8] История игры "Зарница"

[9] Чем стала военно-спортивная игра "Зарница" для миллионов советских школьников — Родина

[10] История штаба «Зарница» — Самарский Дворец детского и юношеского творчества

[11] По всей стране пройдут окружные этапы и сборы Всероссийской военно-патриотической игры «Зарница 2.0» — ЮНАРМИЯ

[12] Военно-патриотическая игра «Зарница 2.0» — Региональный центр «Орион»

[13] Положение об организации и проведении Всероссийской военно-патриотической игры "Зарница 2.0" — КонсультантПлюс

[14] Положение Зарница 2.0 (формат .docx)

[15] Положение о проведении военно-спортивной игры "Зарница" и соревнований "Школа безопасности" (Архангельск)

Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.