Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
Статья создана с использованием языковой модели ИИ
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (официально — омбудсмен) — назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное рассматривать жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих[1].
Должность впервые введена Конституцией Российской Федерации 1993 года и регулируется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[2]. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам[3].
С 22 апреля 2016 года должность занимает Татьяна Николаевна Москалькова, переизбранная на второй срок 22 апреля 2021 года[4].
Законодательная база
Правовая основа института Уполномоченного по правам человека в России была заложена Декларацией прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года, принятой Верховным Советом РСФСР[5]. Статья 40 Декларации предусматривала создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека[6].
Конституционно-правовые основы:
- Конституция Российской Федерации (статьи 45 и 103) — гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, наделяет Государственную Думу правом назначения на должность Уполномоченного[7]
- Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» — основной закон, определяющий статус, полномочия и порядок деятельности[8]
- Федеральный закон от 18 марта 2020 года № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» — регулирует деятельность региональных омбудсменов[9]
Международные правовые основы
Деятельность российского омбудсмена строится в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права:
- Всеобщая декларация прав человека 1948 года
- Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года
- Парижские принципы — международные стандарты для национальных правозащитных учреждений[10]
- Венецианские принципы защиты и укрепления института омбудсмена 2019 года[11]
История создания института
Предпосылки создания
Институт омбудсмена впервые возник в Швеции в 1809 году и получил широкое развитие после Второй мировой войны[12]. К концу XX века уполномоченные по правам человека действовали более чем в 100 странах мира[13].
Становление в России
22 ноября 1991 года — принятие Декларации прав и свобод человека и гражданина с положением о Парламентском уполномоченном по правам человека[14]
12 декабря 1993 года — принятие Конституции РФ, учредившей должность Уполномоченного по правам человека[15]
17 января 1994 года — назначение первого Уполномоченного Сергея Адамовича Ковалёва (до принятия специального закона его деятельность регулировалась указом Президента)[16]
26 февраля 1997 года — вступление в силу Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[17]
Руководители института
- 1994–1995 — Ковалёв, Сергей Адамович (освобождён досрочно)[18]
- 1998–2004 — Миронов, Олег Орестович — первый конституционный омбудсмен, доктор юридических наук[19]
- 2004–2014 — Лукин, Владимир Петрович[20]
- 2014–2016 — Памфилова, Элла Александровна[21]
- с 2016 — Москалькова, Татьяна Николаевна[22]
Статус и независимость
Уполномоченный по правам человека обладает особым конституционно-правовым статусом, обеспечивающим его независимость от всех ветвей государственной власти[23].
Принципы деятельности
- Независимость — неподотчётность каким-либо государственным органам и должностным лицам
- Беспристрастность — объективное рассмотрение жалоб без политических пристрастий
- Гласность — открытость деятельности и информирование общественности
- Доступность — возможность обращения любого лица, чьи права нарушены[24]
Гарантии независимости
- Особый порядок назначения — требуется большинство голосов депутатов Государственной Думы[25]
- Длительный срок полномочий — 5 лет с возможностью переназначения не более чем на 2 срока подряд[26]
- Иммунитет — неприкосновенность в течение всего срока полномочий
- Запрет совмещения — не может заниматься политической деятельностью, быть членом партий, совмещать с другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой)[27]
Полномочия и функции
Основные задачи
Согласно Федеральному конституционному закону, Уполномоченный способствует[28]:
- Восстановлению нарушенных прав и свобод граждан
- Совершенствованию законодательства о правах человека и приведению его в соответствие с международными стандартами
- Развитию международного сотрудничества в области прав человека
- Правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты[29]
Компетенция по рассмотрению жалоб
Уполномоченный рассматривает жалобы[30]:
- Граждан Российской Федерации
- Иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ
- На решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц
Условие подачи жалобы: заявитель должен предварительно обжаловать решения в судебном или административном порядке, но не согласиться с принятыми решениями[31].
Полномочия при проведении проверок
- Посещение государственных органов, учреждений, организаций без специального разрешения
- Истребование документов и материалов, необходимых для проверки
- Беседы с должностными лицами и гражданами
- Поручение проведения проверки компетентным органам (за исключением тех, чьи действия обжалуются)[32]
Меры реагирования
- Обращения в суд с заявлениями в защиту прав граждан
- Обращения в Конституционный Суд с жалобами о нарушении конституционных прав
- Направление ходатайств о возбуждении уголовных или административных дел
- Внесение предложений о совершенствовании законодательства
- Выступления с докладами в Государственной Думе при массовых нарушениях прав[33]
Организация деятельности
Требования к кандидату
На должность Уполномоченного может быть назначен гражданин Российской Федерации, который[34]:
- Достиг возраста 35 лет
- Постоянно проживает в Российской Федерации
- Имеет познания в области прав и свобод человека и гражданина
- Обладает опытом их защиты
- Имеет безупречную репутацию
Порядок назначения
- Внесение кандидатур — Президентом РФ, Советом Федерации, депутатами и депутатскими объединениями Государственной Думы[35]
- Рассмотрение в комитетах Государственной Думы
- Голосование тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов
- Принесение присяги перед вступлением в должность[36]
Аппарат Уполномоченного
Для обеспечения деятельности создается аппарат Уполномоченного, включающий[37]:
- Заместителей Уполномоченного
- Советников и консультантов
- Отделы по различным направлениям (конституционные права, социальные права, права в местах принудительного содержания и др.)
- Экспертно-аналитические подразделения
Региональные уполномоченные
Становление института
Первый региональный уполномоченный по правам человека появился в 1996 году в Республике Башкортостан[38]. К настоящему времени институт региональных омбудсменов действует во всех 85 субъектах Российской Федерации[39].
Правовое регулирование
Деятельность региональных уполномоченных регулируется[40]:
- Федеральным законом от 18 марта 2020 года № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации»
- Региональными законами субъектов РФ
- Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»
Координация деятельности
В 2015–2016 годах создана вертикаль уполномоченных по правам человека[41]:
- Совет уполномоченных по правам человека — включает по одному региональному омбудсмену от каждого федерального округа
- Координационный совет российских уполномоченных
- Согласование кандидатур региональных омбудсменов с федеральным Уполномоченным
Социальная политика и меры поддержки
Защита социальных прав
Уполномоченный особое внимание уделяет защите социальных прав граждан[42]:
- Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
- Право на социальное обеспечение и пенсионные выплаты
- Трудовые права граждан
- Жилищные права и вопросы ЖКХ
- Права в сфере образования
Работа с обращениями граждан
Ежегодно в аппарат Уполномоченного поступают десятки тысяч обращений граждан. За 2016 год было рассмотрено более 42 000 обращений, из которых лично Уполномоченным — 2 858[43].
Специальные программы
- Защита прав детей — взаимодействие с Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка
- Защита прав предпринимателей — сотрудничество с бизнес-омбудсменом
- Защита прав военнослужащих и членов их семей
- Поддержка лиц с инвалидностью и пожилых граждан[44]
Программы и мероприятия
Правовое просвещение
- Публичные лекции и семинары по правам человека
- Издание информационных материалов и брошюр
- Сотрудничество со СМИ в освещении правозащитной тематики
- Работа с образовательными учреждениями[45]
Мониторинговая деятельность
- Посещение мест принудительного содержания (следственные изоляторы, исправительные учреждения, психиатрические больницы)
- Мониторинг соблюдения избирательных прав граждан
- Анализ правоприменительной практики
- Подготовка специальных докладов по актуальным проблемам[46]
Взаимодействие с гражданским обществом
- Общественный совет при Уполномоченном
- Сотрудничество с правозащитными организациями
- Экспертные советы по различным направлениям деятельности
- Общественные приёмные в регионах[47]
Исследования и аналитика
Ежегодные доклады
Уполномоченный направляет доклады о своей деятельности[48]:
- Президенту Российской Федерации
- Совету Федерации и Государственной Думе
- Правительству Российской Федерации
- Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ
- Генеральному прокурору РФ
Специальные доклады
По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады, которые могут публиковаться по решению Уполномоченного[49].
Аналитическая работа
- Систематизация обращений граждан по тематике и регионам
- Выявление системных проблем в области прав человека
- Подготовка предложений по совершенствованию законодательства
- Международные сравнительные исследования правозащитных практик[50]
Международное сотрудничество
Международный статус
В декабре 2014 года институту российского омбудсмена был присвоен международный статус «А», который означает полное соответствие Парижским принципам и даёт право выступления на сессиях правозащитных механизмов ООН[51].
Основные направления
- Участие в международных конференциях и форумах омбудсменов
- Двустороннее сотрудничество с омбудсменами зарубежных стран
- Взаимодействие с международными правозащитными организациями
- Обмен опытом в области защиты прав человека[52]
Многосторонние форматы
- Европейский институт омбудсмена — участие в правлении с 2021 года
- Комиссия по правам человека СНГ — председательство с ноября 2023 года
- Евразийский альянс омбудсменов
- Диалог с омбудсменами стран Азии, Африки и Латинской Америки[53]
Защита прав российских граждан за рубежом
- Правовая помощь соотечественникам через дипломатические представительства
- Содействие в получении медицинской помощи российским детям за границей
- Координация с МИД России по вопросам защиты прав граждан[54]
Современное состояние
Цифровизация деятельности
- Электронные обращения через официальный сайт
- Цифровая обработка жалоб и заявлений
- Онлайн-консультации для граждан
- Электронный документооборот с государственными органами[55]
Актуальные вызовы
- Защита цифровых прав граждан в условиях развития информационных технологий
- Соблюдение прав в условиях чрезвычайных ситуаций
- Противодействие дискриминации и экстремизму
- Защита персональных данных граждан[56]
Статистика деятельности
За время работы института российских омбудсменов (с 1998 года) рассмотрено более миллиона обращений граждан, проведены тысячи проверок, внесены сотни предложений по совершенствованию законодательства в области прав человека[57].
См. также
- Права человека в России
- Конституционные права и свободы в России
- Гражданские права и свободы
- Омбудсмен
- Европейский суд по правам человека
Ссылки
[1] Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
[2] Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ
[3] Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»
[4] Биография Т.Н. Москальковой — ТАСС
[5] История становления института Уполномоченного по правам человека
[6] История института омбудсмена в России
[7] Конституция Российской Федерации
[8] ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»
[9] Федеральный закон от 18.03.2020 N 48-ФЗ
[11] Венецианские принципы защиты и укрепления института омбудсмена
[12] История института омбудсмена
[14] История института Уполномоченного
[15] Как назначается Уполномоченный по правам человека
[16] История института Уполномоченного
[17] ФКЗ об Уполномоченном по правам человека — Совет Федерации
[18] История должности
[19] Умер первый омбудсмен России — Парламентская газета
[20] РБК о смене руководителей
[21] Назначение Эллы Памфиловой
[22] Переизбрание Т.Н. Москальковой
[23] Статус и полномочия
[25] Федеральный конституционный закон
[26] Уполномоченный по правам человека в РФ — Совет Федерации
[27] Кто такой омбудсмен и какие функции он выполняет — АиФ
[28] Консультант Плюс — ФКЗ об омбудсмене
[29] Полномочия и функции Уполномоченного
[31] Направления деятельности УПЧ
[32] Полномочия Уполномоченного — КонсультантПлюс
[35] Порядок назначения — Совет Федерации
[36] Принят закон о региональных уполномоченных
[37] Об уполномоченном
[39] Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ — ГАРАНТ
[40] Федеральный закон о региональных омбудсменах
[41] Институт уполномоченных по правам человека в субъектах РФ
[42] Татьяна Москалькова — 24СМИ
[43] Статистика обращений
[44] Правовые основы деятельности
[45] Модельный закон о статусе омбудсмена
[46] Международная деятельность Уполномоченного
[47] Международное сотрудничество
[49] Специальные доклады
[50] Миссия омбудсмена в многополярном мире
[51] Достижения института
[52] Взаимодействие с международными организациями
[53] Международные форматы сотрудничества
[54] Защита прав граждан за рубежом
[55] Цифровизация деятельности
[56] Современные вызовы
[57] Статистика работы института
Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.