Государственная программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Материал из Росмолодежь.Метода
Версия от 12:56, 8 октября 2025; Elina (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' мини|500x500пкс|Профилактическая работа с несовершеннолетними в образовательных учреждениях '''Государственная программа профилактики безнадзорности и правонарушений несоверше...»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Профилактическая работа с несовершеннолетними в образовательных учреждениях

Государственная программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — комплекс социальных, правовых, педагогических и иных мер, реализуемых в Российской Федерации для предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.[1], [2].

В 2025 году в России зафиксирован рост подростковой преступности — число преступлений, совершенных несовершеннолетними, увеличилось на 27,5% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.[3], [4]. За первые четыре месяца 2025 года выявлено 9522 криминальных проявления подростков, включая 41 убийство и 178 преступлений на сексуальной почве.[4]. Государственная система профилактики направлена на защиту прав несовершеннолетних, выявление и устранение причин безнадзорности, создание условий для успешной социализации молодежи.[2].

Законодательная база

Правовую основу системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России составляют федеральные законы и подзаконные акты, устанавливающие полномочия органов власти, принципы и направления профилактической работы.[1].

Федеральное законодательство

Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» является базовым нормативным актом в данной сфере.[1], [5]. Закон определяет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, устанавливает полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления образованием, здравоохранением, социальной защиты, органов внутренних дел и других субъектов системы профилактики.[1].

В феврале 2025 года в закон были внесены дополнения, предусматривающие создание государственной информационной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.[6]. Закон основывается на принципах законности, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи, индивидуального подхода, конфиденциальности информации и государственной поддержки деятельности общественных объединений.[5].

Профилактика безнадзорности определяется как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. [5]. Индивидуальная профилактическая работа представляет собой деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения правонарушений. [5].

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регулирует вопросы профилактической работы в образовательных организациях. [7]. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов детей в России. [7].

Концепция и программные документы

Распоряжением Правительства РФ от 22 марта 2017 года № 520-р утверждена Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года. [8], [2]. В 2021 году был утвержден План мероприятий на 2021-2025 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года. [9].

Цель Концепции — создание условий для успешной социализации (ресоциализации) несовершеннолетних, формирования у них готовности к саморазвитию, самоопределению и ответственному отношению к своей жизни. [2]. Концепция предусматривает задачи по укреплению института семьи, защите прав несовершеннолетних, созданию условий для формирования достойной жизненной перспективы.[2].

Основные направления развития системы включают совершенствование нормативно-правового регулирования, развитие эффективной модели системы профилактики, развитие кадрового потенциала. [2]. План мероприятий содержит 36 направлений деятельности по совершенствованию механизмов управления органами и учреждениями системы профилактики, включая повышение эффективности межведомственного взаимодействия, совершенствование технологий и методов профилактической работы.[2].

Целевые показатели эффективности реализации Концепции: снижение доли несовершеннолетних, совершивших преступления, в общей численности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17 лет; снижение доли осужденных несовершеннолетних, совершивших повторные преступления; повышение до 100% доли несовершеннолетних, приступивших к обучению в общеобразовательных организациях.[2].

Региональное законодательство

Субъекты Российской Федерации принимают собственные законы и программы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учитывающие региональную специфику. [8]. Правительство РФ рекомендует органам исполнительной власти субъектов Федерации руководствоваться положениями Концепции при решении задач в сфере профилактики безнадзорности, а также при разработке региональных программ. [8].

Организации поддержки

Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России включает государственные органы и общественные организации, координирующие свою деятельность для защиты прав детей и предупреждения правонарушений.[1].

Государственные органы

Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав является координационным органом, образованным для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. [10], [11]. Основные задачи Комиссии: координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, связанной с обеспечением исполнения законодательства в сфере профилактики безнадзорности; выработка предложений и рекомендаций органам и учреждениям системы профилактики; организационно-методическое обеспечение деятельности федеральных органов.[10].

Министерство просвещения Российской Федерации выполняет функции оператора государственной информационной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.[12]. Министерство координирует деятельность образовательных организаций по профилактике правонарушений, разрабатывает методические рекомендации для педагогических работников.[13].

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. [14]. Комиссии создаются на трех уровнях: Правительственная комиссия; комиссии субъектов Российской Федерации; муниципальные комиссии.[14].

Комиссии в пределах своей компетенции обеспечивают: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.[14].

Органы внутренних дел осуществляют выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями. [1]. Органы управления образованием и образовательные организации оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с отклонениями в поведении, выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, обеспечивают организацию спортивных секций, кружков и клубов. [7].

Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания предоставляют социальные услуги несовершеннолетним и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. [1]. Органы управления здравоохранением обеспечивают медицинскую помощь несовершеннолетним, профилактику алкоголизма, наркомании и токсикомании.[1]. Органы по делам молодежи организуют мероприятия по социальной адаптации, трудовой занятости и досугу несовершеннолетних. [1].

Негосударственные организации

Ассоциация волонтерских центров является поставщиком информации в государственную информационную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. [12]. Общественные объединения участвуют в организации досуга и занятости несовершеннолетних, реализуют программы профилактики правонарушений, обеспечивают наставничество. [15].

Система наставничества предусматривает назначение несовершеннолетним, состоящим на различных видах учета, наставников, которые оказывают поддержку и содействие в сфере досуга, профориентации, вовлечения в волонтерскую деятельность.[15]. На базе государственной информационной системы формируется реестр наставников.[15].

Социальная политика и меры поддержки

Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних реализуется через комплекс мер социальной поддержки, образовательных и воспитательных программ, направленных на защиту прав детей и предупреждение отклоняющегося поведения. [1].

Меры ранней профилактики

Образовательные организации осуществляют выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам. [7]. В школах организуется внутришкольный учет школьников и семей, находящихся в социально опасном положении, что носит профилактический характер и является основанием для организации индивидуальной профилактической работы. [16].

Социально-психологическая и педагогическая помощь оказывается несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья, отклонениями в поведении или проблемами в обучении. [7]. Педагоги-психологи, социальные педагоги и классные руководители осуществляют индивидуальную работу с детьми и родителями, посещают социально неблагополучные семьи, организуют встречи учащихся с сотрудниками правоохранительных органов.[16].

Выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей является приоритетным направлением работы.[7]. Проводятся рейды по неблагополучным семьям, работа Советов профилактики школ, родительский лекторий, индивидуальные беседы с учащимися и родителями. [16].

Организация досуга и занятости

Образовательные организации обеспечивают организацию общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних. [7]. Организуется отдых и оздоровление детей из малообеспеченных семей и семей, находящихся в социально опасном положении, а также временная трудовая деятельность несовершеннолетних. [16].

Органы по делам молодежи реализуют программы по профориентации, вовлечению в волонтерскую деятельность, организации досуговых мероприятий для несовершеннолетних. [1]. Осуществляются меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. [7].

Работа с несовершеннолетними правонарушителями

Индивидуальная профилактическая работа проводится с несовершеннолетними, состоящими на учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних, уголовно-исполнительных инспекциях. [1]. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа обеспечивают психологическую, медицинскую и педагогическую помощь несовершеннолетним с девиантным поведением. [1].

Осуществляется социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ.[14]. Проводится работа по предупреждению повторных правонарушений среди осужденных несовершеннолетних. [2].

Программы и мероприятия

В рамках реализации государственной программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляются целевые мероприятия федерального, регионального и муниципального уровней, направленные на предупреждение правонарушений и социальную адаптацию молодежи. [2].

Государственная информационная система

Постановлением Правительства РФ от 1 апреля 2025 года № 411 утверждено Положение о государственной информационной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. [17], [18]. Система создается на основе автоматизированной информационной системы в сфере защиты прав несовершеннолетних и профилактики их антиобщественного и противоправного поведения.[17].

Цели создания ГИС: автоматизация деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав; контроль за такой деятельностью. [12]. Оператором системы является Министерство просвещения РФ, поставщиками информации — органы и учреждения системы профилактики, Ассоциация волонтерских центров, уполномоченные по правам ребенка. [12].

Планируется, что система будет предусматривать информационный обмен между различными ведомствами и учреждениями для координации действий при сопровождении несовершеннолетних, состоящих на разных видах учета. [15]. Министерство просвещения РФ должно обеспечить ввод сведений о поставщиках информации до 1 декабря 2025 года. [17], [19].

Межведомственное взаимодействие

План мероприятий на 2021-2025 годы предусматривает совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. [2]. Вопросы профилактики правонарушений систематически рассматриваются на педагогических советах, совещаниях, заседаниях методических объединений классных руководителей, Советах по профилактике правонарушений и безнадзорности, родительских собраниях. [16].

Организуется взаимодействие с правоохранительными органами, комиссиями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, учреждениями здравоохранения и социальной защиты. [1]. Проводятся совместные мероприятия по выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, организуются рейды по неблагополучным семьям.[16].

Образовательные программы

Реализуются программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, правовое просвещение, профилактику экстремизма, наркомании и алкоголизма. [7]. Проводятся тематические классные часы, беседы, встречи с представителями правоохранительных органов, психологами, врачами.[16].

Организуются общешкольные собрания с участием членов комиссий по делам несовершеннолетних, сотрудников органов и учреждений системы профилактики, посвященные повышению ответственности родителей за воспитание детей.[16]. Оказывается психолого-педагогическая помощь несовершеннолетним, проводятся индивидуальные и групповые консультации, диагностика, профориентационная работа.[16].

Исследования и аналитика

Мониторинг эффективности системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется на основе статистических данных и социологических исследований, анализирующих динамику подростковой преступности и результативность профилактических мер. [2].

Статистика подростковой преступности

В 2024 году в России было зарегистрировано более 95,8 тысячи преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних.[20]. Наибольшее число зарегистрированных преступлений зафиксировано в Приволжском федеральном округе — более 21 тысячи, в Центральном федеральном округе — 17,2 тысячи, в Сибирском федеральном округе — 16 тысяч. [20].

За весь 2024 год было выявлено более 21 тысячи подростков, причастных к преступлениям. [3]. Большинство из них — школьники и студенты, при этом 4000 из них ранее уже совершали преступления, а 1400 были судимы.[3]. В первом квартале 2025 года зафиксировано 5904 случая преступлений, совершенных несовершеннолетними, что на 27,5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.[3].

По итогам четырех месяцев 2025 года отмечается рост числа всех криминальных проявлений подростков на четверть — с 7630 до 9522.[4]. В 1,5 раза увеличилось число тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних, включая 41 убийство, 22 факта умышленного причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, 178 преступлений на сексуальной почве. [4].

Больше всего преступлений среди несовершеннолетних зафиксировали в Карелии (6,2%), Республике Коми (6,1%) и Новгородской области (5,9%). [3]. Самые низкие показатели — в Москве (0,7%) и Чечне (0,3%). [3]. Основную часть преступлений составляют кражи и преступления, связанные с наркотиками. [3].

Анализ причин правонарушений

Противоправное поведение подростков нередко обусловлено отрицательным примером взрослых с преступным опытом. [4]. В последнее время распространены преступления, вызванные воздействием на детей негативной информации в интернете и вовлечением подростков в криминальную деятельность через мессенджеры неустановленными лицами. [4].

Почти 4 тысячи деяний, совершенных подростками в 2024 году, связаны с незаконным оборотом наркотиков, при этом использовались современные цифровые способы связи. [4]. Число подростковых наркопреступлений в России выросло в 1,8 раза с 2022 года, сбыт запрещенных веществ увеличился в 2,4 раза. [3].

Взрослые преступники предпочитают заманивать в криминальную деятельность подростков, выходя на детей через мессенджеры, теневые сегменты интернета и трафареты на зданиях. [3]. Это определяет необходимость усиления профилактической работы в информационной среде и повышения медиаграмотности несовершеннолетних.[4].

Научные исследования

Федеральная служба государственной статистики до 1 декабря 2025 года должна утвердить формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению, связанные с реализацией постановления о государственной информационной системе профилактики безнадзорности.[17]. Это позволит систематизировать сбор и анализ данных о состоянии системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.[17].

В 2021 году состоялся круглый стол, посвященный актуальным вопросам профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних, в котором приняли участие представители прокуратуры, МВД, министерств, научных и общественных организаций. [21], [22] , [23] Обсуждались вопросы совершенствования законодательства, межведомственного взаимодействия, внедрения инновационных методов профилактической работы. [23]

Интересные факты

В 2016 году в России было зарегистрировано 48,6 тысячи преступлений, совершенных несовершеннолетними, что на 10,7% меньше, чем в 2014 году (54,4 тысячи). [21] По данным 2016 года, численность несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, составила 142,8 тысячи человек, что на 10,6% меньше показателя 2014 года (159,8 тысячи). [21]

В 2015-2016 годах наблюдалось снижение числа несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности — 53,1% от показателей 2013-2014 годов. [21] В 2016 году было выявлено 3082 преступления, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения, что составило 15,5% от общего числа преступлений подростков. [21]

С 1 июня 2016 года в России начал действовать общероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-122, обслуживающий 68 субъектов РФ. [21]/ К 2021 году работало 68 линий детского телефона доверия, за год поступало около 10-10,5 тысяч звонков, из них 15% — от подростков. [23]

В период с 2017 по 2020 год реализовывался первый этап Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусматривавший создание дополнительных механизмов по выявлению и устранению причин и условий, способствующих правонарушениям несовершеннолетних. [2]. В 2021 году был утвержден новый План мероприятий на период до 2025 года, продливший действие Концепции. [9].

См. также

Ссылки

[1] Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

[2] Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года

[3] В России подростковая преступность с начала года выросла более чем на четверть

[4] СК: в России число совершенных подростками преступлений выросло на четверть

[5] Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ на сайте Президента РФ

[6] Нововведения в законодательстве о профилактике безнадзорности

[7] О направлении методических рекомендаций от 19 декабря 2017 г.

[8] Распоряжение Правительства РФ от 22 марта 2017 г. № 520-р

[9] План мероприятий на 2021-2025 годы по реализации Концепции

[10] Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

[11] Правительственная комиссия на сайте Министерства просвещения РФ

[12] Обзор законодательства за период с 31.03.2025 г. по 06.04.2025 г.

[13] В Москве эксперты обсуждают профилактику безнадзорности

[14] Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав — Википедия

[15] В РФ появится платформа профилактики безнадзорности несовершеннолетних

[16] Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

[17] Постановление Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2025 г. № 411

[18] О государственной информационной системе профилактики безнадзорности

[19] До 1 декабря будет запущена платформа для профилактики безнадзорности и правонарушений детей

[20] В МВД назвали число преступлений против детей в России

[21] «Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2017 № 520-р, PDF)

[22] правонарушений и антиобщественных действий молодежи» (методические рекомендации для образовательных организаций, PDF)

[23] Актуальные вопросы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних сборник материалов круглого стола Университет прокуратуры Российской Федерации ```