Ясли и детские сады для детей до 3 лет
Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Ясли и детские сады для детей до 3 лет в России представляют собой первый уровень системы образования, ориентированный на уход, присмотр, развитие и оздоровление детей младенческого и раннего возраста. Эти учреждения играют ключевую роль в реализации демографической политики, а также в поддержке молодых семей, позволяя родителям, в частности матерям, совмещать семейные обязанности с профессиональной деятельностью [25]. Основная задача ясельных групп — создание безопасной и развивающей среды для адаптации малышей к социальному взаимодействию, формирование базовых навыков самостоятельности и познания окружающего мира [18].
В Российской Федерации законодательно закреплена возможность отдать ребенка в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) с двухмесячного возраста [3]. Однако на практике группы для детей до года практически отсутствуют. Наиболее распространены ясельные группы для детей от 1,5 до 3 лет. В зависимости от возраста выделяют несколько типов групп:
- Первая группа раннего возраста (от 2 месяцев до 1 года) — встречается крайне редко.
- Вторая группа раннего возраста (от 1 года до 2 лет).
- Первая младшая группа (от 2 до 3 лет) — наиболее распространенный формат яслей [11].
По состоянию на конец 2020 года, доступность яслей для детей до трех лет в России выросла почти на 30% за четыре года, и около 30% детей этого возраста были зачислены в дошкольные учреждения. В рамках национального проекта «Демография» Правительство РФ поставило задачу к 2021 году обеспечить 100%-ю доступность яслей, на что в 2018–2019 годах было выделено по 50 миллиардов рублей субсидий регионам на создание новых мест [11]. Несмотря на это, проблема нехватки мест, особенно в малых городах и сельской местности, остается актуальной и является одним из ключевых барьеров для выхода женщин на работу после рождения ребенка [25].
Законодательная база
Деятельность яслей и детских садов для детей до 3 лет в России регулируется широким спектром федеральных и региональных нормативно-правовых актов. Основополагающим документом является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Статья 64 данного закона определяет дошкольное образование как уровень общего образования, направленный на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, а также на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста [1].
С 1 сентября 2023 года все детские сады, включая ясельные группы, перешли на работу по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО) [9]. ФОП ДО устанавливает единые для всей страны базовые объем и содержание дошкольного образования и планируемые результаты освоения программы. Она позволяет реализовать несколько ключевых функций дошкольного образования: обучение и воспитание, присмотр и уход, а также оздоровление детей. Программа определяет задачи и содержание образования по нескольким направлениям, включая физическое, социальное, познавательное и речевое развитие, адаптированные для детей раннего возраста [10].
Особое место в регулировании занимают Санитарные правила и нормы (СанПиН), устанавливающие требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ. Ключевые документы:
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» устанавливает требования к размещению, территории, помещениям, водоснабжению, питанию и режиму дня. Например, площадь игровых помещений для ясельных групп (до 3 лет) должна быть не менее 2,5 кв.м на одного ребенка [5].
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» регламентирует продолжительность занятий: для детей от 1,5 до 3 лет — не более 10 минут на одно занятие и не более 20 минут в день. Дневной сон для детей до 3 лет должен составлять около 3 часов [5].
- СанПиН 2.4.1.3049-13 (хотя и заменен новыми правилами, некоторые его положения остаются ориентиром) устанавливал предельную наполняемость групп: до 1 года — не более 10 детей, от 1 до 3 лет — не более 15 детей [6]. Также в нем содержались требования к мебели, например, кровать для детей до 3 лет должна иметь длину 120 см и ширину 60 см [4].
Кроме того, существуют санитарные правила, регламентирующие расположение зданий ДОУ — на обособленных участках, с радиусом обслуживания не более 300 м в жилой застройке и на расстоянии не менее 25 м от «красной линии» улиц [7]. Эти нормы направлены на обеспечение безопасности, охрану здоровья и создание оптимальных условий для развития детей раннего возраста.
Социальная политика и меры поддержки
Государственная социальная политика в отношении семей с детьми до 3 лет направлена на создание благоприятных условий для рождения и воспитания детей, а также на повышение доступности дошкольного образования. Ключевой мерой является реализация национального проекта «Демография», в рамках которого осуществляется масштабное строительство и переоборудование яслей по всей стране. Цель проекта — обеспечить к 2024 году 100%-ную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет [11]. Для этого регионам предоставляются федеральные субсидии на создание новых мест.
Помимо прямого строительства государственных ДОУ, правительство активно поддерживает развитие частного сектора в сфере дошкольного образования. Предусмотрены меры субсидирования частных детских садов и яслей, которые предоставляют места по бюджетным тарифам для детей, не попавших в муниципальные учреждения. Такая поддержка может включать компенсацию затрат на аренду помещений и выплату заработной платы педагогам, что делает услуги частных яслей более доступными для семей [12].
Финансовая поддержка семей также является важной частью социальной политики. В 2025 году семьи с детьми могут рассчитывать на следующие меры:
- Единое пособие для детей и беременных женщин: назначается семьям с низким доходом. Его размер зависит от регионального прожиточного минимума.
- Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет: выплачивается одному из родителей или опекуну, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком.
- Материнский (семейный) капитал: крупная единовременная выплата при рождении детей, которую можно направить на улучшение жилищных условий, образование детей или накопительную пенсию матери [14].
- Программа «Молодая семья»: предоставляет социальные выплаты на покупку жилья или погашение ипотеки молодым семьям (до 35 лет), в том числе с детьми. Размер выплаты составляет 35% от расчетной стоимости жилья для семей с детьми [13].
Эти меры в комплексе направлены на снижение финансовых барьеров для рождения детей и создание условий, при которых родители могут совмещать работу и воспитание, в том числе благодаря доступности яслей.
Организации поддержки
Система поддержки яслей и детских садов для детей до 3 лет в России включает в себя деятельность как государственных, так и негосударственных структур. На федеральном уровне ключевую роль играет Министерство просвещения Российской Федерации. Ведомство отвечает за формирование и реализацию государственной политики в сфере общего образования, включая дошкольное. Оно осуществляет нормативно-правовое регулирование, разрабатывает федеральные образовательные программы (ФОП ДО) и координирует деятельность региональных органов управления образованием [15].
Важным инструментом поддержки со стороны Минпросвещения являются гранты. В рамках национального проекта «Образование» предоставляются гранты на различные цели, в том числе на создание центров психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям, воспитывающим детей до 7 лет. Эти гранты помогают развивать систему ранней помощи и повышать родительскую компетентность [15].
Научно-методическое сопровождение системы дошкольного образования осуществляют специализированные научные организации. Одной из ведущих является Лаборатория развития дошкольного образования Института развития, здоровья и адаптации ребенка (ИРЗАР). Ее деятельность направлена на:
- Организационно-методическое сопровождение и внедрение ФОП ДО в образовательную практику регионов России.
- Разработку инструментов для мониторинга развития детей младенческого и раннего возраста.
- Создание и апробацию программ просветительской деятельности для родителей.
- Разработку программ повышения квалификации для педагогических кадров, работающих с детьми раннего возраста [16].
На региональном и муниципальном уровнях функционируют органы управления образованием, которые непосредственно занимаются комплектованием детских садов, распределением мест, контролем за соблюдением законодательства и оказанием методической поддержки ДОУ.
Помимо государственных структур, существуют общественные и некоммерческие организации, которые также вносят вклад в развитие системы раннего образования. Они могут выступать с законодательными инициативами, участвовать в общественном контроле и реализовывать собственные проекты по поддержке семей и детей. Например, Общественная палата РФ и Общероссийский народный фронт (ОНФ) активно участвуют в обсуждении проблем доступности яслей и выработке предложений по их решению [12][11].
Программы и мероприятия
Для обеспечения детей до 3 лет местами в яслях и повышения качества дошкольного образования в России реализуется ряд целевых программ и мероприятий. Ключевым является федеральный проект «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» в рамках национального проекта «Демография». Этот проект был запущен в ответ на острую потребность в ясельных местах и направлен на достижение 100% доступности дошкольного образования для данной возрастной категории [11]. Мероприятия проекта включают выделение субсидий из федерального бюджета регионам на строительство, реконструкцию и оснащение зданий детских садов.
В рамках образовательного процесса в ясельных группах применяются различные программы, соответствующие Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и новой ФОП ДО. Эти программы направлены на всестороннее развитие ребенка. Например:
- Программа «От рождения до школы» — одна из самых популярных комплексных программ, охватывающая все возрастные группы дошкольников.
- Программа «ПРОдетей» — опирается на международную систему «Tools of the Mind» и игровой подход. Особое внимание уделяется развитию у детей навыков планирования и самоорганизации. Пространство группы делится на «центры активности», что способствует индивидуализации обучения [17].
- Программа «Миры детства» — делает акцент на сотрудничестве с семьей. Для родителей предлагается специальный дидактический календарь с заданиями для совместной деятельности с ребенком дома, что помогает включить семью в образовательный процесс [17].
Особое внимание уделяется адаптации детей к условиям детского сада, так как для ребенка раннего возраста это серьезный стресс. Разрабатываются специальные адаптационные программы, которые помогают малышам легче пережить разлуку с родителями и привыкнуть к новому режиму и коллективу. Такие программы включают:
- Постепенное увеличение времени пребывания ребенка в группе.
- Использование игровых методов, элементов фольклора (пестушки, потешки) для создания положительного эмоционального фона.
- Психолого-педагогическое сопровождение семей, консультирование родителей по вопросам адаптации [21].
Цель таких программ — создание благоприятных условий для сохранения физического и психического здоровья ребенка в адаптационный период [22].
Исследования и аналитика
Тема доступности и качества яслей для детей до 3 лет является предметом постоянного внимания со стороны исследователей в области социологии, экономики и педагогики. Исследования подтверждают высокую социальную и экономическую значимость развития системы раннего дошкольного образования.
Одним из ключевых направлений анализа является влияние доступности яслей на занятость женщин. Качественные исследования, основанные на интервью с матерями, показывают, что невозможность устроить ребенка в ясли является главным барьером для возвращения женщины на рынок труда после отпуска по уходу за ребенком. Особенно остро эта проблема стоит в малых городах и сельской местности, где детские сады либо отсутствуют, либо находятся далеко, а ясельных групп нет в принципе. В крупных городах запрос смещается в сторону «хороших садов» с квалифицированными воспитателями и небольшими группами. Таким образом, доступность яслей напрямую связана с экономическим благополучием молодых семей и гендерным равенством на рынке труда [25].
Другим важным аспектом является оценка качества дошкольного образования в группах раннего возраста. Согласно ФГОС ДО, в фокусе оценки находятся условия образовательной среды, созданные для развития детей. Исследователи, анализируя международный опыт (например, Германии), выделяют две группы условий: 1. «Рамочные» условия: соотношение числа детей и педагогов, уровень квалификации персонала, пространственные условия (площадь, оснащенность помещений). 2. Процессуальные условия: качество взаимодействия педагога с детьми, организация образовательного процесса, индивидуализация подхода.
Для оценки качества разрабатывается специальный инструментарий, включающий шкалы для наблюдения за образовательной средой, анкеты для педагогов и родителей. Такая оценка помогает выявлять сильные и слабые стороны в работе ДОУ и планировать пути повышения качества [23]. Также разрабатываются критерии оценки эффективности деятельности самих воспитателей ясельных групп, которые включают такие показатели, как состояние здоровья и заболеваемость детей, санитарное состояние группы, качество организации образовательного процесса и физкультурно-оздоровительных мероприятий [24].
Аналитика в этой сфере помогает правительству и органам управления образованием принимать обоснованные решения при планировании мер поддержки и развития системы дошкольного образования, а также отслеживать эффективность реализуемых программ, таких как национальный проект «Демография».
См. также
- Всероссийский день семьи, любви и верности
- Семейные и детские центры
- Всероссийский конкурс «Семья года»
- Семейные и детские центры
- Курсы для будущих родителей
- Многофункциональные семейные центры
- Программы профилактики семейного неблагополучия
- Консультативные центры для родителей
- Ясли и детские сады для детей до 3 лет
- Программы поддержки многодетных семей
Ссылки
[1] Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
[2] Куда отдать ребенка до 3 лет в 2025 году: ясли, ГКП
[3] Когда и как оформить ребенка в ясли
[5] СанПиН для детских садов в 2025 году
[6] Законодательно вернуть нормы предельной наполняемости групп дошкольных учреждений
[7] Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений (яслей, яслей-садов, садов)
[9] ФОП ДО - новая федеральная образовательная программа дошкольного образования
[10] Федеральная образовательная программа дошкольного образования
[11] Для самой младшей группы: в России за четыре года доступность яслей выросла почти на 30%
[12] Частные детские сады предложили субсидировать
[13] Господдержка семей в 2025: выплаты, льготы, пособия и как их получить
[14] Выплаты и пособия на детей в 2025 году
[15] Гранты как средство развития дошкольного образования
[16] Лаборатория развития дошкольного образования
[17] Обзор 5 популярных программ детских садов, соответствующих ФГОС
[18] Ясельная группа в детском саду: стандарт оснащения и оформления
[19] Ясельная группа от 1 года
[20] Ясельная группа детского сада
[21] Программа «Адаптация детей 2-3 лет к условиям детского сада»
[22] Программа по адаптации детей в ДОУ «Встречи без слёз»
[23] Оценка качества дошкольного образования в группах раннего возраста
[24] Критерии эффективности деятельности воспитателя ясельных групп
[25] Занятость российских женщин после рождения детей: стимулы и барьеры
Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование