Студенческие СМИ и медиацентры
```text Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Студенческие СМИ и медиацентры в России — это структурные подразделения или общественные объединения на базе высших учебных заведений, созданные с целью информационного освещения жизни университета, развития профессиональных компетенций студентов в области медиа и формирования единого молодежного информационного пространства. [1] Они являются важным элементом экосистемы молодежной политики и корпоративной культуры вуза, предоставляя платформу для самореализации, творческого роста и карьерного старта для молодых специалистов в сфере журналистики, SMM, дизайна, видеопроизводства и других медианаправлений. [2]
Актуальность студенческих медиа в России подтверждается их растущей популярностью и охватом. По данным мониторинга Министерства науки и высшего образования РФ, в сентябре 2024 года в рейтинг медийной активности входили 340 сообществ в социальной сети «ВКонтакте», 150 страниц в Telegram и 8 каналов на Rutube, принадлежащих студенческим СМИ. [3] За один только сентябрь 2024 года количество просмотров в ВК-сообществах студенческих СМИ выросло более чем на 6 миллионов, а в Telegram — более чем на 4 миллиона. Общее число подписчиков увеличилось более чем на 30 тысяч человек. [3] Эти цифры свидетельствуют о высокой вовлеченности молодежной аудитории и значимости студенческих медиа как канала коммуникации и обратной связи между студентами, администрацией вузов и государственными органами. [4]
Студенческие медиа прошли долгий путь от печатных университетских газет до многоформатных медиацентров, производящих контент для различных платформ — от социальных сетей до подкастов и видеошоу. [5] Современные студенческие редакции — это не просто отчеты о конференциях, а полноценные медиа, которые говорят со своей аудиторией на одном языке, поднимают актуальные для молодежи темы и становятся «точкой входа» в профессию для тысяч молодых людей. [6]
Цели и функции
Основными целями и задачами студенческих СМИ и медиацентров являются:
- Информационная функция: Оперативное и объективное освещение событий университетской, городской и федеральной повестки, касающихся молодежи.
- Образовательная функция: Создание условий для получения студентами практических навыков (soft skills и hard skills) в медиасфере: написание текстов, фото- и видеосъемка, монтаж, дизайн, SMM, продюсирование. [6]
- Коммуникационная функция: Формирование площадки для диалога между студентами, преподавателями, администрацией вуза и внешними партнерами. [4]
- Имиджевая функция: Формирование и поддержание положительного имиджа университета во внутренней и внешней среде.
- Социализирующая функция: Вовлечение студентов в общественную жизнь, развитие их гражданской активности и творческого потенциала. [2]
- Профориентационная функция: Помощь в построении карьеры, создание портфолио и установление контактов с представителями медиаиндустрии.
Законодательная база
Деятельность студенческих СМИ и медиацентров в России регулируется на нескольких уровнях. На федеральном уровне она подпадает под действие общих законодательных актов, включая Конституцию РФ, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», а также законодательство о средствах массовой информации и общественных объединениях. Специализированного федерального закона, который бы отдельно регулировал исключительно студенческие медиа, на данный момент не существует.
Основная правовая регламентация их деятельности происходит на уровне локальных нормативных актов самих образовательных организаций. [7] Как правило, каждый медиацентр действует на основании:
- Устава университета, который определяет общие принципы функционирования студенческих объединений.
- Положения о студенческом медиацентре — ключевого документа, который определяет цели, задачи, структуру, права и обязанности объединения. В нем прописываются порядок создания медиапродуктов, взаимодействия с администрацией вуза и другими организациями. [8]
Согласно типовым положениям, медиацентры имеют право запрашивать информацию у органов управления вуза, вносить предложения по улучшению информационного пространства, пользоваться материально-технической базой университета и участвовать в планировании внеучебных мероприятий. [7]
Организации поддержки
Поддержка студенческих медиа в России осуществляется как на государственном, так и на общественном уровне.
Государственные организации
- Министерство науки и высшего образования РФ (Минобрнауки России) является ключевым государственным органом, курирующим развитие студенческих медиа. По инициативе министерства в 2021 году был создан Студенческий медиацентр Минобрнауки России. [9] Министерство регулярно проводит мониторинг и составляет рейтинги медийной активности студенческих СМИ, что стимулирует их развитие и здоровую конкуренцию. [10] Также министерство инициирует создание региональных студенческих медиацентров, которые становятся опорными площадками для молодежных медиа в субъектах РФ, как, например, в Южно-Уральском государственном университете и Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ». [11] [12]
- Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) поддерживает студенческие медиа в рамках своих грантовых конкурсов (проект «Росмолодёжь.Гранты») и образовательных форумов. Молодые медийщики могут получить финансовую поддержку на реализацию своих проектов, а также пройти обучение на таких площадках, как форум «ШУМ». [1]
- Региональные и муниципальные органы власти. На уровне городов и регионов также существуют программы поддержки. Например, проект «Молодежь Москвы» Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы активно сотрудничает со студенческими СМИ, организуя для них конкурсы и премии, такие как «МедиаДвиж». [13]
Негосударственные организации и проекты
- Студенческий медиацентр при Минобрнауки России (проект «НОС» — Научно-образовательная политика) — это крупное сообщество и агрегатор, целью которого является формирование единого федерального пула студенческих СМИ. [14] Проект направлен на создание центров притяжения для молодежных медиа в регионах, вовлечение молодежи в популяризацию науки и образования, а также на повышение профессиональных навыков участников. [14]
Социальная политика и меры поддержки
Поддержка студенческих медиацентров является важной частью молодежной политики в России. Она включает в себя комплекс мер, направленных на создание благоприятных условий для их функционирования и развития.
- Материально-техническое обеспечение. Вузы, при поддержке Минобрнауки, создают и оснащают медиацентры современным оборудованием: фото- и видеокамерами, студиями звукозаписи, компьютерами для монтажа и дизайна. Например, производственной базой регионального медиацентра в Южно-Уральском государственном университете (ЮУрГУ) стал медиакомплекс «ЮУрГУ-ТВ», включающий телекомпанию, радио, конвергентный ньюсрум и лаборатории виртуальной реальности. [11]
- Образовательная поддержка. Для участников студенческих СМИ организуются обучающие интенсивы, тренинги, мастер-классы и воркшопы с участием профессионалов медиаиндустрии. [15] Например, в рамках проекта «Мастерская по производству контента» в Санкт-Петербурге участники разбирали успешные кейсы и учились создавать востребованный контент. [16]
- Грантовая поддержка. Студенческие медиакоманды и отдельные авторы могут участвовать в грантовых конкурсах, таких как конкурс от Росмолодёжи, для получения финансирования на запуск или развитие своих медиапроектов.
- Продвижение и признание. Проведение всероссийских конкурсов (например, «МедиаДвиж», «Фокус») и составление рейтингов позволяет выявлять лучшие практики, поощрять наиболее активные и качественные студенческие СМИ и способствовать их известности. [13] [17]
- Формирование кадрового резерва. Активные участники студенческих медиацентров попадают в кадровый резерв, что дает им возможность для дальнейшего трудоустройства и карьерного роста в медиасфере. [14] Участники медиацентров получают возможность работать в пресс-центрах на крупных всероссийских и международных мероприятиях, таких как форум «Технопром». [9]
Роль в популяризации науки
Одной из ключевых задач, стоящих перед студенческими СМИ, является популяризация науки и пробуждение интереса к исследованиям среди молодежи. Минобрнауки России активно поддерживает это направление. [9]
Студенческие медиа создают специальные проекты, чтобы рассказать о достижениях российских ученых доступным и интересным языком. Примеры таких проектов:
- Научно-популярное шоу SCIENCEshot (студенческий медиацентр «ETU Media», СПбГЭТУ «ЛЭТИ»). Проект представляет собой серию коротких видеоинтервью об актуальных исследованиях и разработках молодых ученых Санкт-Петербурга. [9]
- Региональный молодежный медиафестиваль «Освети науку».
- Подкасты и интервью с молодыми учеными, где они делятся личными историями своего пути в науку.
Эксперты рекомендуют молодым журналистам при создании научно-популярного контента строить драматургическую линию, рассказывая о процессе научного поиска, и уделять особое внимание визуальному оформлению, чтобы удерживать внимание широкой аудитории. [9]
Исследования и аналитика
Активность студенческих медиа регулярно анализируется для оценки их развития. Помимо ежемесячного рейтинга Минобрнауки, проводятся и социологические исследования.
Портрет участника студенческого СМИ
В начале 2025 года агрегатор «НОС» провел исследование, в котором приняли участие 168 студентов-медийщиков из 37 регионов России. [6] Основные выводы:
- Активный период — первые четыре года обучения (71% опрошенных).
- Непрофильное образование: 70% студентов-медийщиков учатся на специальностях, не связанных с медиа (инженеры, врачи, юристы и др.). Для них это хобби и способ самореализации.
- Высокая вовлеченность: Более 77% участников состоят в студенческих СМИ от полугода до трех и более лет, что говорит о низкой «текучке» кадров.
- Популярные форматы: Самый распространенный формат — медиацентр, объединяющий несколько направлений (фото, видео, текст, SMM).
- Основные платформы: «ВКонтакте» и Telegram являются главными площадками, причем VK немного опережает за счет более широкого функционала для презентации контента.
- Интересующие темы: Наибольший интерес у аудитории вызывают новости вуза, культура и искусство, а также юмор.
- Пути в медиа: Большинство студентов приходят в медиацентры по объявлению в соцсетях вуза или по рекомендации друзей и преподавателей.
- Приобретаемые навыки: Участники развивают как профессиональные навыки (копирайтинг, съемка, монтаж), так и «мягкие навыки» (коммуникабельность, критическое мышление, работа в команде).
- Главная мотивация — возможность реализовать творческий потенциал, познакомиться с интересными людьми и получить опыт для будущей карьеры.
Рейтинг медийной активности (сентябрь 2024 г.)
Лидеры рейтинга, составляемого Минобрнауки: [3] ВКонтакте:
- Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) (Молодежь МГЮА | ИнфоБлок)
- Уральский федеральный университет (Студент УрФУ)
- РТУ МИРЭА (Студенческий союз МИРЭА)
Telegram:
- РТУ МИРЭА (Студенческий союз МИРЭА)
- Иркутский государственный университет (MY ISU)
- Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) (Молодежь МГЮА | Инфоблок)
Rutube:
- Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП) (Студенческий медиацентр ГУАП)
- Луганский государственный университет им. В. Даля (Русский культурно-образовательный центр)
- Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского («Мне нравится»)
Интересные факты и успешные кейсы
- Премия «МедиаДвиж» в Москве: Проект «Молодежь Москвы» учредил премию для поощрения талантливых студенческих медиакоманд. Например, медиакоманда «Студенты РГУТИС» неоднократно становилась призером этой премии, а также была отмечена Минобрнауки РФ как лучшее студенческое СМИ по итогам медиарейтинга. [13]
- Рубрика «Преподаватели без галстуков»: Медиацентр Московского государственного университета спорта и туризма запустил рубрику-интервью с преподавателями, где студенты могут задать им неформальные вопросы об учебном процессе, что способствует улучшению коммуникации. [13]
- Высокая оценка дизайна: В своей презентации ведущий советник отдела медиапроектов Минобрнауки РФ Ольга Сорокина отдельно отметила высокое качество дизайна постов, которые публикует Студенческий медиацентр СПбГАСУ в своей группе «ВКонтакте». [16]
- Международное признание: Проекты российских студентов получают признание и на международном уровне. Например, на Международном слёте студенческих СМИ в Волгограде проект студентов РУДН из Чада и Афганистана взял «золото» в конкурсе медиапроектов. [18]
См. также
Ссылки
[1] Студенческие медиацентры – что это такое и как они помогают
[2] Студенческие СМИ как способ реализации и развития внутреннего потенциала молодежи
[3] Рейтинг студенческих СМИ (сентябрь)
[4] Особенности медиакоммуникации молодежи с государством в социальных сетях
[5] Студенческие СМИ: о чем писали в прошлом и с какими проблемами сталкиваются сегодня
[6] Как работают студенческие СМИ сегодня? 10 выводов из свежего исследования агрегатора «НОС»
[7] Устав Медиацентра (пример)
[8] Положение о студенческом медиацентре (пример)
[9] Настоящие герои в мире науки: как студенческие СМИ пробуждают интерес к исследованиям
[10] VK-страница «СГУщёнки» вошла в число самых рейтинговых студенческих СМИ страны
[11] Региональный медиацентр Минобрнауки РФ в ЮУрГУ: развиваем студенческие медиа
[13] Голос студенчества: как «Молодежь Москвы» развивает студенческие СМИ
[14] Студенческий медиацентр (проект «НОС»)
[15] Студенческий Медиацентр НИУ «МЭИ»
[16] Студенческий медиацентр СПбГАСУ отмечен Министерством образования и науки России в числе лучших