Центры военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Центры военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе — совокупность государственных и общественных организаций в Российской Федерации, основной целью которых является формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, а также начальная военная подготовка [1]. Данная система является ключевым элементом государственной молодёжной политики в области патриотического воспитания и обеспечения обороноспособности страны.

Актуальность деятельности таких центров обусловлена необходимостью заблаговременной подготовки допризывного контингента к военной службе, особенно в условиях сокращения её срока до одного года, а также для противодействия деструктивным идеологическим влияниям и укрепления духовно-нравственных основ российского общества [2]. Система военно-патриотического воспитания (ВПВ) призвана решать комплексные задачи: от информационно-мировоззренческой подготовки до формирования психологической устойчивости и физической готовности молодёжи к преодолению трудностей военной службы [2].

История развития

Система военно-патриотического воспитания в России прошла несколько этапов развития, отражающих социально-политические изменения в стране [2].

  • Первый период (начало 1960-х — начало 1970-х годов): Становление системы ВПВ в СССР. В этот период, на фоне «холодной войны», военно-патриотическая работа приобрела всеохватывающий характер. Ключевую роль играло поколение ветеранов Великой Отечественной войны, передававшее свой опыт молодёжи. Была создана разветвлённая сеть кружков, секций и клубов, активно развивались военно-спортивные игры, такие как «Зарница» и «Орлёнок».
  • Второй период (середина 1970-х — конец 1980-х годов): Максимальное развитие. Система ВПВ достигла своего пика, находясь под полным государственным контролем. В учебных заведениях был введён обязательный предмет «Начальная военная подготовка» (НВП), создавались оборонно-спортивные оздоровительные лагеря. Контроль осуществлялся по линии Министерства обороны, Министерства просвещения, ЦК ВЛКСМ и ЦК ДОСААФ. Эта система позволяла эффективно влиять на все аспекты подготовки молодёжи к службе в армии.
  • Третий период (начало — середина 1990-х годов): Разрушение системы. После распада СССР система ВПВ оказалась практически полностью разрушена. В 1991 году Постановлением Совета Министров РСФСР № 253 допризывная подготовка была переложена на Министерство образования и стала проводиться в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) на факультативной основе [3]. Это привело к почти полной утрате государственной поддержки, ликвидации материально-технической базы (тиров, кабинетов НВП, музеев боевой славы) и падению престижа военной службы.
  • Четвёртый период (1996–2000 годы): Начало восстановления. На фоне внешнеполитических вызовов и ослабления Вооружённых Сил государство начало предпринимать шаги по возрождению ВПВ. Важным документом стал Указ Президента РФ от 16 мая 1996 года № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи» [4]. В 1998 году была принята Концепция «Военно-патриотического воспитания молодёжи».
  • Пятый период (с 2001 года по настоящее время): Частичное восстановление и систематизация. С принятием государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (начиная с 2001 года) ВПВ стало приобретать более целенаправленный характер. В 2000 году было утверждено «Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», которое определило ВПВ как составную часть обязательной подготовки к военной службе [5]. В последние годы активно создаются региональные центры ВПВ, учебно-методические центры «Авангард», развивается движение «Юнармия».

Законодательная база

Деятельность центров военно-патриотического воспитания регулируется широким спектром нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней.

Федеральное законодательство:

  • Конституция Российской Федерации — закрепляет долг и обязанность гражданина по защите Отечества (статья 59).
  • Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» — определяет, что военно-патриотическое воспитание является частью обязательной подготовки граждан к военной службе http://www.kremlin.ru/acts/bank/12128/ [1]].
  • Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации» — выделяет патриотическое воспитание молодёжи, в том числе военно-патриотическое, как одно из ключевых направлений молодёжной политики [6].
  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400) — называет защиту традиционных российских духовно-нравственных ценностей и патриотическое воспитание в качестве стратегических национальных приоритетов [7].
  • Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 «О государственной программе „Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы“ (и последующие программы) — определяет цели, задачи и основные мероприятия в сфере патриотического воспитания, включая создание и поддержку центров ВПВ [8].
  • Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 № 551 «О военно-патриотических молодёжных и детских объединениях» — регулирует деятельность военно-патриотических клубов и объединений, содействует их созданию и развитию [9].

На региональном уровне принимаются собственные законы и программы, направленные на патриотическое воспитание молодёжи с учётом местных особенностей и традиций.

Организации поддержки

Система военно-патриотического воспитания в России включает в себя как государственные учреждения, так и общественные организации.

Государственные организации:

  • Министерство обороны Российской Федерации — является одним из ключевых ведомств, курирующих ВПВ. Создаёт и поддерживает учебно-методические центры «Авангард», развивает движение «Юнармия», организует военно-спортивные игры и сборы.
  • Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации — отвечают за реализацию ВПВ в образовательных учреждениях через предмет ОБЖ, внеурочную деятельность, создание кадетских классов и корпусов.
  • Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) — реализует федеральные проекты и программы, направленные на патриотическое воспитание, проводит форумы, слёты, конкурсы и предоставляет грантовую поддержку общественным организациям.
  • Региональные центры военно-патриотического воспитания — создаются в субъектах РФ для координации работы на местах, организации мероприятий и методической поддержки. Примером является ГБУ «Мосволонтёр» в Москве или ГАУ «Региональный центр патриотического воспитания» в Свердловской области.

Общественные и общественно-государственные организации:

  • ДОСААФ России (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) — крупнейшая организация, занимающаяся подготовкой граждан по военно-учётным специальностям, развитием технических и военно-прикладных видов спорта [10].
  • Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение „Юнармия“ — создано по инициативе Минобороны РФ. Участники движения изучают историю России, занимаются начальной военной и спортивной подготовкой, участвуют в волонтёрской деятельности [11].
  • Поисковое движение России — занимается полевыми и архивными работами по поиску и захоронению останков погибших защитников Отечества, установлению их имён и судеб. Эта деятельность имеет огромное воспитательное значение [12].
  • Российское военно-историческое общество (РВИО) — занимается популяризацией военной истории России, установкой памятников, проведением военно-исторических фестивалей и реконструкций [13].
  • Военно-патриотические клубы (ВПК) — многочисленные объединения, создаваемые на базе школ, вузов, воинских частей. Они охватывают широкий спектр направлений: от рукопашного боя до парашютного спорта.

Социальная политика и меры поддержки

Государство реализует комплекс мер, направленных на поддержку и развитие центров ВПВ.

  • Финансовая поддержка: Осуществляется через федеральные и региональные бюджеты в рамках государственных программ. Предоставляются субсидии на создание и оснащение центров, проведение мероприятий. Значительную роль играет система грантов, в том числе гранты Президента РФ и Росмолодёжи, которые могут получать НКО, реализующие проекты в сфере ВПВ.
  • Инфраструктурная поддержка: По всей стране создаётся сеть учебно-методических центров военно-патриотического воспитания молодёжи «Авангард». Эти центры оснащены современной материально-технической базой для проведения пятидневных учебных сборов по основам военной службы для школьников и студентов [14]. Общественным объединениям предоставляются помещения на льготных условиях.
  • Методическая поддержка: Разрабатываются единые образовательные программы, методические рекомендации для педагогов и руководителей ВПК. Проводятся курсы повышения квалификации. Координацией этой работы занимается, в частности, «Роспатриотцентр» при Росмолодёжи [15].
  • Информационная поддержка: Государственные СМИ освещают деятельность центров ВПВ, проводятся всероссийские акции, конкурсы (например, конкурс на лучшую подготовку граждан к военной службе), что способствует повышению престижа военно-патриотической деятельности.

Программы и мероприятия

Деятельность центров ВПВ включает в себя разнообразные формы и методы работы с молодёжью:

  • Начальная военная подготовка: Занятия по строевой, огневой, тактической, физической подготовке, основам радиационной, химической и биологической защиты.
  • Военно-спортивные игры и соревнования: Всероссийские игры «Зарница», «Орлёнок», «Победа», а также региональные и муниципальные соревнования по военно-прикладным видам спорта.
  • Учебные сборы: Пятидневные сборы на базе центров «Авангард» и воинских частей для старшеклассников и студентов колледжей.
  • Поисковая и мемориальная работа: Участие в «Вахтах Памяти», уход за воинскими захоронениями, создание школьных музеев.
  • Военно-исторические реконструкции: Воссоздание событий ключевых сражений российской истории, что способствует наглядному изучению прошлого.
  • Встречи с ветеранами: Организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, боевых действий и военной службы.
  • Техническое творчество: Занятия в кружках авиа-, судо- и автомоделирования на базе ДОСААФ.

Исследования и аналитика

Проблемы военно-патриотического воспитания являются предметом научных исследований в области педагогики, социологии и политологии. Современные исследователи выделяют ряд системных проблем в этой сфере.

  • Отсутствие единой концептуальной основы: Несмотря на наличие госпрограмм, в научном сообществе отмечается размытость и фрагментарность концептуальных основ ВПВ, слабость его духовно-гуманитарного содержания [2].
  • Недостаточное финансирование и слабая материальная база: Особенно в дотационных регионах и сельской местности, что не позволяет вести работу на должном уровне [16].
  • Кадровые проблемы: Нехватка квалифицированных специалистов, способных работать с молодёжью на современном уровне. Система подготовки и повышения квалификации кадров для ВПВ развита слабо.
  • Формализм в работе: Многие мероприятия проводятся «для галочки», без учёта реальных интересов и потребностей молодёжи, что снижает их воспитательный эффект [17].
  • Слабая межведомственная координация: Отмечается отсутствие эффективного механизма взаимодействия между Минобороны, Минпросвещения, Росмолодёжью и общественными организациями, особенно на горизонтальном уровне [2].

В качестве путей решения проблем предлагается усиление научно-методического обеспечения, создание единого координационного органа, обновление содержания ВПВ с учётом интересов современной молодёжи и разработка чётких критериев оценки эффективности этой деятельности.

См. также

Ссылки

[1] Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

[2] Лутовинов В.И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи: учебно-методическое пособие. — М.: Изд-во РАГС, 2010.

[3] Постановление Совмина РСФСР от 14.05.1991 N 253

[4] Указ Президента РФ от 16.05.1996 N 727

[5] Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (утв. постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1441)

[6] Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации" от 30.12.2020 N 489-ФЗ

[7] Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"

[8] Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»

[9] Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 551 "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях"

[10] Официальный сайт ДОСААФ России

[11] Официальный сайт движения «Юнармия»

[12] Официальный сайт «Поискового движения России»

[13] Официальный сайт РВИО

[14] Официальный сайт УМЦ «Авангард»

[15] Официальный сайт ФГБУ «Роспатриотцентр»

[16] Закирова А., Валишина Ю. Патриотическое воспитание молодежи // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. №1

[17] Бажин К.С., Симонова Г.И., Ходырева Е.А. Состояние и перспективы патриотического воспитания молодежи в современной России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 12

Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.