Целевое обучение студентов

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Студенты во время лекции в одном из российских вузов

Целевое обучение — это форма получения профессионального образования в России, при которой обучение студента оплачивается будущим работодателем (государственным органом или частной компанией) в обмен на обязательство выпускника отработать у этого работодателя определенный срок после окончания учебного заведения. Данный механизм является важным инструментом кадровой политики, направленным на решение проблемы дефицита квалифицированных специалистов в ключевых отраслях экономики и социальной сферы, а также выступает значимой мерой социальной поддержки молодежи, гарантируя ей первое рабочее место.

Актуальность целевого обучения обусловлена разрывом между потребностями рынка труда и качеством подготовки выпускников. Многие предприятия сталкиваются с нехваткой кадров, обладающих необходимыми практическими навыками, в то время как выпускники испытывают трудности с трудоустройством из-за отсутствия опыта. Целевое обучение призвано устранить этот разрыв путем тесной интеграции образовательного процесса и производственной практики [1]. Статистические данные показывают, что наиболее востребованными направлениями для целевого обучения являются медицина, педагогика, инженерные специальности для оборонно-промышленного комплекса и высокотехнологичных производств.

Социальная политика и меры поддержки

Целевое обучение является комплексной мерой социальной и кадровой политики, которая предоставляет преимущества всем участвующим сторонам: студенту, образовательной организации и работодателю. Для студента это, прежде всего, возможность получить бесплатное высшее или среднее профессиональное образование, а также гарантированное трудоустройство после выпуска. Зачастую договор о целевом обучении предусматривает дополнительные меры поддержки со стороны работодателя, такие как выплата стипендии (помимо государственной академической), оплата проживания в общежитии, предоставление места для прохождения производственной и преддипломной практик [2]. Это снимает со студента и его семьи значительную финансовую нагрузку и позволяет сосредоточиться на учебе.

Для работодателя целевое обучение — это стратегический инструмент формирования кадрового резерва. Предприятие получает возможность «вырастить» специалиста под свои конкретные производственные задачи, знакомого с корпоративной культурой и технологическими процессами еще со студенческой скамьи. Это значительно сокращает затраты на поиск, адаптацию и дополнительное обучение новых сотрудников. Работодатель может активно участвовать в образовательном процессе: согласовывать учебные планы, предлагать темы курсовых и дипломных работ, направлять своих ведущих специалистов для чтения лекций и проведения практических занятий [3].

Для образовательной организации целевой набор — это показатель востребованности ее образовательных программ и гарантия трудоустройства выпускников, что является одним из ключевых показателей эффективности вуза или колледжа. Сотрудничество с предприятиями-заказчиками способствует обновлению материально-технической базы, актуализации учебных программ и повышению квалификации преподавательского состава. Таким образом, целевое обучение создает прочную связь в триаде «студент – вуз – предприятие», обеспечивая синергетический эффект для всей системы профессионального образования и рынка труда в России [4].

Программы и мероприятия

Механизм целевого обучения реализуется через систему квот на целевой прием, которые ежегодно устанавливаются Правительством РФ для вузов по различным специальностям и направлениям подготовки. Заказчиками обучения могут выступать федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также государственные корпорации, предприятия оборонно-промышленного комплекса и организации, в уставном капитале которых есть доля государства.

Процесс поступления в рамках целевой квоты включает несколько этапов. Абитуриент самостоятельно находит организацию-заказчика и заключает с ней договор о целевом обучении. Этот договор является основанием для участия в отдельном конкурсе на выделенные целевые места в вузе. Конкурс на целевые места, как правило, ниже общего, что является дополнительным преимуществом для абитуриентов. После зачисления студент учится по основной образовательной программе, но его обучение имеет практико-ориентированный характер. Предприятие-заказчик организует для студента-целевика все виды практик на своей производственной базе.

После завершения обучения выпускник обязан отработать у заказчика не менее трех лет на условиях, определенных договором. В случае неисполнения обязательств по трудоустройству (например, если выпускник отказывается работать на предприятии) он обязан возместить заказчику расходы, связанные с предоставлением мер поддержки. С другой стороны, если работодатель не предоставляет выпускнику рабочее место, он выплачивает выпускнику компенсацию. Этот механизм взаимной ответственности обеспечивает надежность и эффективность всей системы целевой подготовки кадров для российской экономики и социальной сферы [5].

Исследования и аналитика

Тема целевого и практико-ориентированного (дуального) обучения активно обсуждается в российском научном сообществе. Исследователи анализируют его эффективность, выявляют проблемы и предлагают пути их решения. Одной из наиболее успешных моделей интеграции образования и производства считается дуальная система, которая предполагает, что значительная часть учебного времени (до 60-70%) отводится на практическую подготовку непосредственно на предприятии [3]. В научных работах подчеркивается, что такая модель позволяет готовить высококвалифицированных специалистов, полностью отвечающих требованиям современного рынка труда, и является гарантией их успешной профессиональной и социальной адаптации [6].

Однако внедрение элементов дуального и целевого обучения в России сталкивается с рядом трудностей. Одной из ключевых проблем является недостаточная развитость социального партнерства между образовательными учреждениями и предприятиями. Исследователи отмечают наличие организационных и нормативно-правовых противоречий, которые затрудняют эффективное взаимодействие [4]. Например, не всегда удается создать на предприятии полноценную "индустриальную практическую среду", где студент мог бы получить весь спектр необходимых компетенций под руководством опытного наставника.

Другой аспект, на который обращают внимание аналитики, — это мотивация самих студентов. Хотя гарантия трудоустройства является весомым преимуществом, обязательство отработать несколько лет на одном предприятии может восприниматься как ограничение свободы выбора. Существует риск, что за время обучения профессиональные интересы студента могут измениться, или предложенные условия труда окажутся менее привлекательными по сравнению с другими предложениями на рынке. В связи с этим в научных статьях подчеркивается важность качественной профориентационной работы с абитуриентами и гибкости условий целевого договора, чтобы система отвечала интересам как государства и бизнеса, так и самой молодежи, формируя у нее позитивные ценностные ориентации на будущую профессию [5].

Интересные факты

  • Историческим прообразом современного целевого обучения в России можно считать систему "завод-втуз", которая существовала в СССР в 1930-е годы. Она предполагала создание высших технических учебных заведений непосредственно при крупных промышленных предприятиях для подготовки инженеров без отрыва от производства.
  • Наибольшая доля целевиков традиционно наблюдается в медицинских вузах. Это связано с государственной задачей по обеспечению медицинскими кадрами, в первую очередь, сельских и удаленных территорий.
  • С 2024 года в России заработала единая цифровая платформа «Работа в России», где абитуриенты могут найти предложения от заказчиков целевого обучения по всей стране, что сделало процесс поиска и заключения договора более прозрачным и доступным.
  • Участие в студенческих отрядах также рассматривается как форма практико-ориентированной подготовки и социальной адаптации молодежи. Опыт, полученный в студотрядах, помогает будущим специалистам развить трудовые навыки и быстрее адаптироваться на первом рабочем месте [7].

См. также

Ссылки

[1] Научное исследование о роли целевого обучения

[2] Анализ мер социальной поддержки студентов-целевиков

[3] Растегаева Д.А., Фиlimонюк Л.А. Особенности дуального образования в системе подготовки бакалавров. 2018.

[4] Листвин А.А. Дуальное обучение в России: от концепции к практике. 2016.

[5] Власова В.Н., Кротов Д.В., Самыгин С.И. Студенческая молодежь: проблемы профессиональной ориентации.

[6] Коновалова В.М. Проблемы реализации дуального обучения на примере колледжа ГГУ. 2018.

[7] Гнатюк М.А., Кротов Д.В., Самыгин С.И. Российские студенческие трудовые отряды как ресурс для социально-профессионального самоопределения молодежи.

Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.