Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску

Статья создана с использованием языковой модели ИИ


Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (официально — омбудсмен) — назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное рассматривать жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих[1].

Должность впервые введена Конституцией Российской Федерации 1993 года и регулируется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[2]. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам[3].

С 22 апреля 2016 года должность занимает Татьяна Николаевна Москалькова, переизбранная на второй срок 22 апреля 2021 года[4].

Законодательная база

Правовая основа института Уполномоченного по правам человека в России была заложена Декларацией прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года, принятой Верховным Советом РСФСР[5]. Статья 40 Декларации предусматривала создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека[6].

Конституционно-правовые основы:

  • Конституция Российской Федерации (статьи 45 и 103) — гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, наделяет Государственную Думу правом назначения на должность Уполномоченного[7]
  • Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» — основной закон, определяющий статус, полномочия и порядок деятельности[8]
  • Федеральный закон от 18 марта 2020 года № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» — регулирует деятельность региональных омбудсменов[9]

Международные правовые основы

Деятельность российского омбудсмена строится в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права:

История создания института

Предпосылки создания

Институт омбудсмена впервые возник в Швеции в 1809 году и получил широкое развитие после Второй мировой войны[12]. К концу XX века уполномоченные по правам человека действовали более чем в 100 странах мира[13].

Становление в России

22 ноября 1991 года — принятие Декларации прав и свобод человека и гражданина с положением о Парламентском уполномоченном по правам человека[14]

12 декабря 1993 года — принятие Конституции РФ, учредившей должность Уполномоченного по правам человека[15]

17 января 1994 года — назначение первого Уполномоченного Сергея Адамовича Ковалёва (до принятия специального закона его деятельность регулировалась указом Президента)[16]

26 февраля 1997 года — вступление в силу Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[17]

Руководители института

Статус и независимость

Уполномоченный по правам человека обладает особым конституционно-правовым статусом, обеспечивающим его независимость от всех ветвей государственной власти[23].

Принципы деятельности

  • Независимость — неподотчётность каким-либо государственным органам и должностным лицам
  • Беспристрастность — объективное рассмотрение жалоб без политических пристрастий
  • Гласность — открытость деятельности и информирование общественности
  • Доступность — возможность обращения любого лица, чьи права нарушены[24]

Гарантии независимости

  • Особый порядок назначения — требуется большинство голосов депутатов Государственной Думы[25]
  • Длительный срок полномочий — 5 лет с возможностью переназначения не более чем на 2 срока подряд[26]
  • Иммунитет — неприкосновенность в течение всего срока полномочий
  • Запрет совмещения — не может заниматься политической деятельностью, быть членом партий, совмещать с другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой)[27]

Полномочия и функции

Основные задачи

Согласно Федеральному конституционному закону, Уполномоченный способствует[28]:

  • Восстановлению нарушенных прав и свобод граждан
  • Совершенствованию законодательства о правах человека и приведению его в соответствие с международными стандартами
  • Развитию международного сотрудничества в области прав человека
  • Правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты[29]

Компетенция по рассмотрению жалоб

Уполномоченный рассматривает жалобы[30]:

  • Граждан Российской Федерации
  • Иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ
  • На решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц

Условие подачи жалобы: заявитель должен предварительно обжаловать решения в судебном или административном порядке, но не согласиться с принятыми решениями[31].

Полномочия при проведении проверок

  • Посещение государственных органов, учреждений, организаций без специального разрешения
  • Истребование документов и материалов, необходимых для проверки
  • Беседы с должностными лицами и гражданами
  • Поручение проведения проверки компетентным органам (за исключением тех, чьи действия обжалуются)[32]

Меры реагирования

  • Обращения в суд с заявлениями в защиту прав граждан
  • Обращения в Конституционный Суд с жалобами о нарушении конституционных прав
  • Направление ходатайств о возбуждении уголовных или административных дел
  • Внесение предложений о совершенствовании законодательства
  • Выступления с докладами в Государственной Думе при массовых нарушениях прав[33]

Организация деятельности

Требования к кандидату

На должность Уполномоченного может быть назначен гражданин Российской Федерации, который[34]:

  • Достиг возраста 35 лет
  • Постоянно проживает в Российской Федерации
  • Имеет познания в области прав и свобод человека и гражданина
  • Обладает опытом их защиты
  • Имеет безупречную репутацию

Порядок назначения

  • Внесение кандидатур — Президентом РФ, Советом Федерации, депутатами и депутатскими объединениями Государственной Думы[35]
  • Рассмотрение в комитетах Государственной Думы
  • Голосование тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов
  • Принесение присяги перед вступлением в должность[36]

Аппарат Уполномоченного

Для обеспечения деятельности создается аппарат Уполномоченного, включающий[37]:

  • Заместителей Уполномоченного
  • Советников и консультантов
  • Отделы по различным направлениям (конституционные права, социальные права, права в местах принудительного содержания и др.)
  • Экспертно-аналитические подразделения

Региональные уполномоченные

Становление института

Первый региональный уполномоченный по правам человека появился в 1996 году в Республике Башкортостан[38]. К настоящему времени институт региональных омбудсменов действует во всех 85 субъектах Российской Федерации[39].

Правовое регулирование

Деятельность региональных уполномоченных регулируется[40]:

  • Федеральным законом от 18 марта 2020 года № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации»
  • Региональными законами субъектов РФ
  • Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»

Координация деятельности

В 2015–2016 годах создана вертикаль уполномоченных по правам человека[41]:

  • Совет уполномоченных по правам человека — включает по одному региональному омбудсмену от каждого федерального округа
  • Координационный совет российских уполномоченных
  • Согласование кандидатур региональных омбудсменов с федеральным Уполномоченным

Социальная политика и меры поддержки

Защита социальных прав

Уполномоченный особое внимание уделяет защите социальных прав граждан[42]:

  • Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
  • Право на социальное обеспечение и пенсионные выплаты
  • Трудовые права граждан
  • Жилищные права и вопросы ЖКХ
  • Права в сфере образования

Работа с обращениями граждан

Ежегодно в аппарат Уполномоченного поступают десятки тысяч обращений граждан. За 2016 год было рассмотрено более 42 000 обращений, из которых лично Уполномоченным — 2 858[43].

Специальные программы

  • Защита прав детей — взаимодействие с Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка
  • Защита прав предпринимателей — сотрудничество с бизнес-омбудсменом
  • Защита прав военнослужащих и членов их семей
  • Поддержка лиц с инвалидностью и пожилых граждан[44]

Программы и мероприятия

Правовое просвещение

  • Публичные лекции и семинары по правам человека
  • Издание информационных материалов и брошюр
  • Сотрудничество со СМИ в освещении правозащитной тематики
  • Работа с образовательными учреждениями[45]

Мониторинговая деятельность

  • Посещение мест принудительного содержания (следственные изоляторы, исправительные учреждения, психиатрические больницы)
  • Мониторинг соблюдения избирательных прав граждан
  • Анализ правоприменительной практики
  • Подготовка специальных докладов по актуальным проблемам[46]

Взаимодействие с гражданским обществом

  • Общественный совет при Уполномоченном
  • Сотрудничество с правозащитными организациями
  • Экспертные советы по различным направлениям деятельности
  • Общественные приёмные в регионах[47]

Исследования и аналитика

Ежегодные доклады

Уполномоченный направляет доклады о своей деятельности[48]:

  • Президенту Российской Федерации
  • Совету Федерации и Государственной Думе
  • Правительству Российской Федерации
  • Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ
  • Генеральному прокурору РФ

Специальные доклады

По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады, которые могут публиковаться по решению Уполномоченного[49].

Аналитическая работа

  • Систематизация обращений граждан по тематике и регионам
  • Выявление системных проблем в области прав человека
  • Подготовка предложений по совершенствованию законодательства
  • Международные сравнительные исследования правозащитных практик[50]

Международное сотрудничество

Международный статус

В декабре 2014 года институту российского омбудсмена был присвоен международный статус «А», который означает полное соответствие Парижским принципам и даёт право выступления на сессиях правозащитных механизмов ООН[51].

Основные направления

  • Участие в международных конференциях и форумах омбудсменов
  • Двустороннее сотрудничество с омбудсменами зарубежных стран
  • Взаимодействие с международными правозащитными организациями
  • Обмен опытом в области защиты прав человека[52]

Многосторонние форматы

  • Европейский институт омбудсмена — участие в правлении с 2021 года
  • Комиссия по правам человека СНГ — председательство с ноября 2023 года
  • Евразийский альянс омбудсменов
  • Диалог с омбудсменами стран Азии, Африки и Латинской Америки[53]

Защита прав российских граждан за рубежом

  • Правовая помощь соотечественникам через дипломатические представительства
  • Содействие в получении медицинской помощи российским детям за границей
  • Координация с МИД России по вопросам защиты прав граждан[54]

Современное состояние

Цифровизация деятельности

  • Электронные обращения через официальный сайт
  • Цифровая обработка жалоб и заявлений
  • Онлайн-консультации для граждан
  • Электронный документооборот с государственными органами[55]

Актуальные вызовы

  • Защита цифровых прав граждан в условиях развития информационных технологий
  • Соблюдение прав в условиях чрезвычайных ситуаций
  • Противодействие дискриминации и экстремизму
  • Защита персональных данных граждан[56]

Статистика деятельности

За время работы института российских омбудсменов (с 1998 года) рассмотрено более миллиона обращений граждан, проведены тысячи проверок, внесены сотни предложений по совершенствованию законодательства в области прав человека[57].

См. также

Ссылки

[1] Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

[2] Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ

[3] Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»

[4] Биография Т.Н. Москальковой — ТАСС

[5] История становления института Уполномоченного по правам человека

[6] История института омбудсмена в России

[7] Конституция Российской Федерации

[8] ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»

[9] Федеральный закон от 18.03.2020 N 48-ФЗ

[10] Парижские принципы — ООН

[11] Венецианские принципы защиты и укрепления института омбудсмена

[12] История института омбудсмена

[13] Омбудсмен — Википедия

[14] История института Уполномоченного

[15] Как назначается Уполномоченный по правам человека

[16] История института Уполномоченного

[17] ФКЗ об Уполномоченном по правам человека — Совет Федерации

[18] История должности

[19] Умер первый омбудсмен России — Парламентская газета

[20] РБК о смене руководителей

[21] Назначение Эллы Памфиловой

[22] Переизбрание Т.Н. Москальковой

[23] Статус и полномочия

[24] Функции Уполномоченного

[25] Федеральный конституционный закон

[26] Уполномоченный по правам человека в РФ — Совет Федерации

[27] Кто такой омбудсмен и какие функции он выполняет — АиФ

[28] Консультант Плюс — ФКЗ об омбудсмене

[29] Полномочия и функции Уполномоченного

[30] Направления деятельности

[31] Направления деятельности УПЧ

[32] Полномочия Уполномоченного — КонсультантПлюс

[33] Полномочия УПЧ в России

[34] Требования к кандидату

[35] Порядок назначения — Совет Федерации

[36] Принят закон о региональных уполномоченных

[37] Об уполномоченном

[38] Региональные омбудсмены

[39] Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ — ГАРАНТ

[40] Федеральный закон о региональных омбудсменах

[41] Институт уполномоченных по правам человека в субъектах РФ

[42] Татьяна Москалькова — 24СМИ

[43] Статистика обращений

[44] Правовые основы деятельности

[45] Модельный закон о статусе омбудсмена

[46] Международная деятельность Уполномоченного

[47] Международное сотрудничество

[48] Доклады Уполномоченного

[49] Специальные доклады

[50] Миссия омбудсмена в многополярном мире

[51] Достижения института

[52] Взаимодействие с международными организациями

[53] Международные форматы сотрудничества

[54] Защита прав граждан за рубежом

[55] Цифровизация деятельности

[56] Современные вызовы

[57] Статистика работы института

Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.