Центры компетенций РСВ

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Центры компетенций РСВ

Центры компетенций «Россия — страна возможностей» — масштабный образовательный проект, реализуемый АНО «Россия — страна возможностей» при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ с 2021 года. Проект направлен на оценку и развитие надпрофессиональных компетенций (soft skills) у студентов российских университетов и колледжей [1].

По состоянию на октябрь 2025 года проект охватывает более 260 университетов в каждом федеральном округе России, а диагностику прошел уже 1 миллион участников [2]. Центры компетенций создаются в рамках проекта «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях», который был запущен по поручению Президента РФ Владимира Путина [3].

Законодательная база

Правовую основу деятельности Центров компетенций составляют:

  • Указ Президента Российской Федерации от 22 мая 2018 года № 251 «О создании автономной некоммерческой организации «Россия — страна возможностей»» [4]
  • Перечень поручений Президента Российской Федерации от 30 апреля 2021 года № Пр-716 по итогам заседания Наблюдательного совета АНО «Россия — страна возможностей» [5]
  • Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, устанавливающие требования к универсальным компетенциям [6]

Организационная структура

Экспертный совет

Деятельность Центров компетенций курирует Экспертный совет проекта «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях», который возглавляют:

  • Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков
  • Президент Российской академии наук Александр Сергеев]]
  • Генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей» Андрей Бетин [7]

В состав совета входят ректоры ведущих российских университетов, заместители министров федеральных ведомств, главы корпоративных университетов госкорпораций и представители бизнеса [8].

Региональные центры

К 2024 году созданы региональные Центры компетенций в Томской и Омской областях. В Тюменской области за два года работы диагностику прошли более 21 тысячи студентов, на базе центра прорабатывается создание круглогодичного Корпоративного университета [9].

Цели и задачи проекта

Главная цель — обеспечить для каждого обучающегося в российских университетах возможность самореализации через развитие карьерных, образовательных и общественных траекторий, в том числе за счет участия в конкурсах и проектах президентской платформы «Россия — страна возможностей» [10].

Основные задачи проекта:

  • Проведение диагностики надпрофессиональных компетенций студентов валидными и надежными инструментами оценки
  • Формирование индивидуальных траекторий развития на основе результатов диагностики
  • Создание цифрового профиля студента для взаимодействия с работодателями
  • Интеграция курсов и программ по развитию универсальных компетенций в образовательные программы университетов
  • Подготовка конкурентоспособных на рынке труда выпускников [11]

Диагностируемые компетенции

Центры компетенций оценивают уровень развития 11 ключевых надпрофессиональных компетенций, которые были определены на основе масштабного исследования потребностей работодателей [12]:

Базовые компетенции

  • Партнерство и сотрудничество — способность эффективно взаимодействовать в команде для достижения общих целей
  • Анализ информации и выработка решений — умение обрабатывать данные и принимать обоснованные решения
  • Планирование и организация — способность структурировать деятельность и управлять временем
  • Коммуникативная грамотность — навыки эффективного устного и письменного общения

Управленческие компетенции

  • Лидерство — способность мотивировать людей и координировать их работу для достижения целей
  • Ориентация на результат — нацеленность на достижение поставленных задач и целей
  • Клиентоориентированность — умение выявлять потребности клиентов и работать на их удовлетворение

Личностные компетенции

  • Саморазвитие — стремление к постоянному личностному и профессиональному росту
  • Стрессоустойчивость — способность сохранять продуктивность в сложных ситуациях
  • Эмоциональный интеллект — умение понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других
  • Следование правилам и процедурам — способность соблюдать установленные нормы и стандарты [13]

Методология оценки

Диагностические инструменты

Для оценки компетенций используется батарея валидизированных психометрических методик:

  • Универсальный личностный опросник — оценка базовых личностных качеств
  • Опросник жизнестойкости — измерение устойчивости к стрессовым ситуациям
  • Тесты на анализ числовой информации — оценка способности работать с количественными данными
  • Тесты на анализ вербальной информации — оценка навыков работы с текстовой информацией [14]

Процедура тестирования

Диагностика включает 8 тестов: 4 базовых (обязательных к прохождению) и 4 дополнительных. Тестирование можно проходить в любой последовательности в удобное время. В течение 48 часов после прохождения инструмента оценки в личный кабинет на сайте президентской платформы «Россия — страна возможностей» направляется персональный отчет с результатами и рекомендациями по развитию [15].

Паспорт компетенций

Паспорт универсальных компетенций — это документ, который подтверждает уровень развития надпрофессиональных навыков молодого специалиста. Паспорт выдается студентам, прошедшим полную диагностику и показавшим высокие результаты по ключевым компетенциям [16].

Практическое применение

На октябрь 2025 года 63 тысячи студентов получили паспорт компетенций. Документ признается работодателями и дает следующие преимущества:

  • При поступлении в магистратуру — Московский политехнический университет дает 5 дополнительных баллов абитуриентам с паспортом компетенций [17]
  • При трудоустройстве — Госкорпорация «Росатом» учитывает паспорта при отборе на программу развития молодых специалистов «HiPo» [18]
  • В карьерных сервисах — результаты диагностики отображаются в резюме на платформе hh.ru с подтвержденным статусом [19]

Образовательные программы

Центр компетенций АНО «Россия — страна возможностей» предлагает 22 образовательные программы для развития надпрофессиональных компетенций:

Программы развития

  • Анализ информации для принятия решений
  • Лидерство: основы
  • Эффективные межкультурные коммуникации
  • Стрессоустойчивость в современном мире
  • Коммуникативная грамотность
  • Управление конфликтами
  • Трендвотчинг: работа с трендами
  • Саморазвитие навыков
  • Я — наставник
  • Эмоциональное выгорание [20]

Программы и мероприятия

Клуб амбассадоров

Проект развивает сообщество амбассадоров Центров компетенций — проактивных студентов, которые популяризируют молодежные инициативы развития страны через Центры компетенций вузов. Более 100 амбассадоров работают во всех федеральных округах России [21].

Образовательные мероприятия

Ежегодно проводится образовательное мероприятие «На одной волне с университетами», объединяющее руководителей и сотрудников Центров компетенций для обмена лучшими практиками. В 2024 году в мероприятии приняли участие 60 представителей 30 вузов России и Киргизской Республики [22].

Интеграция с образовательными программами

Эксперты проекта «Центры компетенций» и Мастерская управления «Сенеж» проводят образовательные циклы для сотрудников вузов. С августа 2023 года по май 2024 года обучение прошли 796 представителей 69 университетов [23].

Исследования и аналитика

Профиль надпрофессиональных компетенций

В 2021 году АНО «Россия — страна возможностей» провела масштабное исследование для выявления ключевых надпрофессиональных компетенций, востребованных работодателями. В исследовании приняли участие представители ведущих российских компаний, студенты и преподаватели университетов [24].

Основные выводы исследования:

  • Работодатели отводят компетенции «клиентоориентированность» 2-е место в рейтинге, в то время как студенты и университеты ставят её на 12-е и 11-е места соответственно
  • Студенты недооценивают важность компетенции «ориентация на результат» для успешной карьеры
  • Существует значительный разрыв в понимании важности компетенции «следование правилам и процедурам» между работодателями и образовательным сообществом [25]

Мониторинг эффективности

Проект ведет постоянный мониторинг эффективности диагностики и развития компетенций студентов. Анализируются долгосрочные тенденции в оценке и развитии компетенций, изучается влияние проекта на качество подготовки выпускников [26].

Результаты реализации

Охват участников

По состоянию на октябрь 2025 года:

  • 1 миллион студентов прошли диагностику компетенций [27]
  • 263 университета участвуют в проекте [28]
  • 63 тысячи студентов получили паспорт компетенций [29]
  • 757 тысяч студентов вовлечены в проект [30]

Партнерства с работодателями

Более 300 крупных работодателей принимают паспорта компетенций как приложение к диплому. Среди крупнейших партнеров:

  • Госкорпорация «Росатом» — учитывает паспорта при трудоустройстве и карьерном развитии
  • ПАО «Газпром нефть» — использует результаты диагностики при отборе молодых специалистов
  • Более 128 партнерских организаций сотрудничают с центрами [31]

Интересные факты

  • Уфимский университет науки и технологий внедрил модуль «Саморазвитие», в рамках которого студенты работают в командах, а преподаватель оценивает профессиональные знания, а сотрудник Центра компетенций — «гибкие навыки». С 2025 года модуль стал обязательным для всех студентов вуза [32]
  • НИЯУ МИФИ расширил возможности получения Паспорта компетенций — теперь студенты могут получить документ во время обучения, а не только на выпускном курсе [33]
  • В Москве открыты 25 Центров компетенций для карьерного и личностного развития студентов [34]

Основные персоналии

  • Бетин Андрей Анатольевич — генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей», руководитель проекта
  • Гужеля Дмитрий Юрьевич — заместитель генерального директора АНО «Россия — страна возможностей»
  • Петрова Ольга — заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
  • Кучаев Артур — руководитель направления по реализации проекта «Центры компетенций» АНО «Россия — страна возможностей» [35]

См. также

Ссылки

[1] Официальная страница проекта «Центры компетенций» на сайте АНО «Россия — страна возможностей»

[2] К проекту "Центры компетенций" присоединились 1 млн студентов — ТАСС

[3] Создание центров компетенций на базе российских университетов — Минобрнауки России

[4] Россия — страна возможностей — энциклопедия

[5] Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях — ДГПУ

[6] Исследование профиля надпрофессиональных компетенций — НИУ ВШЭ

[7] Оценка и развитие управленческих компетенций — ТГУ

[8] Экспертный совет проекта — Минобрнауки России

[9] Университетские Центры компетенций подвели итоги года работы — Минобрнауки России

[10] Цели проекта «Центры компетенций»

[11] Тестирование и развитие компетенций — НИТУ МИСИС

[12] Профиль надпрофессиональных компетенций студентов — НИУ ВШЭ

[13] Компетенции, оцениваемые в Центрах — ДГПУ

[14] Методология оценки надпрофессиональных компетенций — Финансовый университет

[15] Процедура тестирования в Центрах компетенций

[16] Росатом учтёт Паспорта компетенций при трудоустройстве

[17] Паспорт компетенций при поступлении в магистратуру — Минобрнауки России

[18] Использование паспортов компетенций в Росатоме

[19] Паспорта компетенций при трудоустройстве — Skillbox

[20] Обучающие программы Центра компетенций — РГУТИС

[21] Первая встреча амбассадоров проекта «Центры компетенций»

[22] Образовательное мероприятие «На одной волне с университетами – 2024»

[23] Образовательные мероприятия для сотрудников вузов — Минобрнауки России

[24] Исследование профиля надпрофессиональных компетенций работодателей — НИУ ВШЭ

[25] Выводы исследования компетенций молодых специалистов — НАРК

[26] Мониторинг эффективности проекта — МГУТУ

[27] 1 миллион участников проекта — ТАСС

[28] 263 университета в проекте — ТАСС

[29] 63 тысячи паспортов компетенций — ТАСС

[30] 757 тысяч студентов в проекте — Минобрнауки России

[31] Партнерские организации проекта — Росмолодежь

[32] Модуль «Саморазвитие» в Уфимском университете — Минобрнауки России

[33] Расширение возможностей получения паспорта в МИФИ

[34] 25 Центров компетенций в Москве

[35] Основные персоналии проекта

Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.