Центры компетенций РСВ
Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Центры компетенций «Россия — страна возможностей» — масштабный образовательный проект, реализуемый АНО «Россия — страна возможностей» при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ с 2021 года. Проект направлен на оценку и развитие надпрофессиональных компетенций (soft skills) у студентов российских университетов и колледжей [1].
По состоянию на октябрь 2025 года проект охватывает более 260 университетов в каждом федеральном округе России, а диагностику прошел уже 1 миллион участников [2]. Центры компетенций создаются в рамках проекта «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях», который был запущен по поручению Президента РФ Владимира Путина [3].
Законодательная база
Правовую основу деятельности Центров компетенций составляют:
- Указ Президента Российской Федерации от 22 мая 2018 года № 251 «О создании автономной некоммерческой организации «Россия — страна возможностей»» [4]
- Перечень поручений Президента Российской Федерации от 30 апреля 2021 года № Пр-716 по итогам заседания Наблюдательного совета АНО «Россия — страна возможностей» [5]
- Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, устанавливающие требования к универсальным компетенциям [6]
Организационная структура
Экспертный совет
Деятельность Центров компетенций курирует Экспертный совет проекта «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях», который возглавляют:
- Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков
- Президент Российской академии наук Александр Сергеев]]
- Генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей» Андрей Бетин [7]
В состав совета входят ректоры ведущих российских университетов, заместители министров федеральных ведомств, главы корпоративных университетов госкорпораций и представители бизнеса [8].
Региональные центры
К 2024 году созданы региональные Центры компетенций в Томской и Омской областях. В Тюменской области за два года работы диагностику прошли более 21 тысячи студентов, на базе центра прорабатывается создание круглогодичного Корпоративного университета [9].
Цели и задачи проекта
Главная цель — обеспечить для каждого обучающегося в российских университетах возможность самореализации через развитие карьерных, образовательных и общественных траекторий, в том числе за счет участия в конкурсах и проектах президентской платформы «Россия — страна возможностей» [10].
Основные задачи проекта:
- Проведение диагностики надпрофессиональных компетенций студентов валидными и надежными инструментами оценки
- Формирование индивидуальных траекторий развития на основе результатов диагностики
- Создание цифрового профиля студента для взаимодействия с работодателями
- Интеграция курсов и программ по развитию универсальных компетенций в образовательные программы университетов
- Подготовка конкурентоспособных на рынке труда выпускников [11]
Диагностируемые компетенции
Центры компетенций оценивают уровень развития 11 ключевых надпрофессиональных компетенций, которые были определены на основе масштабного исследования потребностей работодателей [12]:
Базовые компетенции
- Партнерство и сотрудничество — способность эффективно взаимодействовать в команде для достижения общих целей
- Анализ информации и выработка решений — умение обрабатывать данные и принимать обоснованные решения
- Планирование и организация — способность структурировать деятельность и управлять временем
- Коммуникативная грамотность — навыки эффективного устного и письменного общения
Управленческие компетенции
- Лидерство — способность мотивировать людей и координировать их работу для достижения целей
- Ориентация на результат — нацеленность на достижение поставленных задач и целей
- Клиентоориентированность — умение выявлять потребности клиентов и работать на их удовлетворение
Личностные компетенции
- Саморазвитие — стремление к постоянному личностному и профессиональному росту
- Стрессоустойчивость — способность сохранять продуктивность в сложных ситуациях
- Эмоциональный интеллект — умение понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других
- Следование правилам и процедурам — способность соблюдать установленные нормы и стандарты [13]
Методология оценки
Диагностические инструменты
Для оценки компетенций используется батарея валидизированных психометрических методик:
- Универсальный личностный опросник — оценка базовых личностных качеств
- Опросник жизнестойкости — измерение устойчивости к стрессовым ситуациям
- Тесты на анализ числовой информации — оценка способности работать с количественными данными
- Тесты на анализ вербальной информации — оценка навыков работы с текстовой информацией [14]
Процедура тестирования
Диагностика включает 8 тестов: 4 базовых (обязательных к прохождению) и 4 дополнительных. Тестирование можно проходить в любой последовательности в удобное время. В течение 48 часов после прохождения инструмента оценки в личный кабинет на сайте президентской платформы «Россия — страна возможностей» направляется персональный отчет с результатами и рекомендациями по развитию [15].
Паспорт компетенций
Паспорт универсальных компетенций — это документ, который подтверждает уровень развития надпрофессиональных навыков молодого специалиста. Паспорт выдается студентам, прошедшим полную диагностику и показавшим высокие результаты по ключевым компетенциям [16].
Практическое применение
На октябрь 2025 года 63 тысячи студентов получили паспорт компетенций. Документ признается работодателями и дает следующие преимущества:
- При поступлении в магистратуру — Московский политехнический университет дает 5 дополнительных баллов абитуриентам с паспортом компетенций [17]
- При трудоустройстве — Госкорпорация «Росатом» учитывает паспорта при отборе на программу развития молодых специалистов «HiPo» [18]
- В карьерных сервисах — результаты диагностики отображаются в резюме на платформе hh.ru с подтвержденным статусом [19]
Образовательные программы
Центр компетенций АНО «Россия — страна возможностей» предлагает 22 образовательные программы для развития надпрофессиональных компетенций:
Программы развития
- Анализ информации для принятия решений
- Лидерство: основы
- Эффективные межкультурные коммуникации
- Стрессоустойчивость в современном мире
- Коммуникативная грамотность
- Управление конфликтами
- Трендвотчинг: работа с трендами
- Саморазвитие навыков
- Я — наставник
- Эмоциональное выгорание [20]
Программы и мероприятия
Клуб амбассадоров
Проект развивает сообщество амбассадоров Центров компетенций — проактивных студентов, которые популяризируют молодежные инициативы развития страны через Центры компетенций вузов. Более 100 амбассадоров работают во всех федеральных округах России [21].
Образовательные мероприятия
Ежегодно проводится образовательное мероприятие «На одной волне с университетами», объединяющее руководителей и сотрудников Центров компетенций для обмена лучшими практиками. В 2024 году в мероприятии приняли участие 60 представителей 30 вузов России и Киргизской Республики [22].
Интеграция с образовательными программами
Эксперты проекта «Центры компетенций» и Мастерская управления «Сенеж» проводят образовательные циклы для сотрудников вузов. С августа 2023 года по май 2024 года обучение прошли 796 представителей 69 университетов [23].
Исследования и аналитика
Профиль надпрофессиональных компетенций
В 2021 году АНО «Россия — страна возможностей» провела масштабное исследование для выявления ключевых надпрофессиональных компетенций, востребованных работодателями. В исследовании приняли участие представители ведущих российских компаний, студенты и преподаватели университетов [24].
Основные выводы исследования:
- Работодатели отводят компетенции «клиентоориентированность» 2-е место в рейтинге, в то время как студенты и университеты ставят её на 12-е и 11-е места соответственно
- Студенты недооценивают важность компетенции «ориентация на результат» для успешной карьеры
- Существует значительный разрыв в понимании важности компетенции «следование правилам и процедурам» между работодателями и образовательным сообществом [25]
Мониторинг эффективности
Проект ведет постоянный мониторинг эффективности диагностики и развития компетенций студентов. Анализируются долгосрочные тенденции в оценке и развитии компетенций, изучается влияние проекта на качество подготовки выпускников [26].
Результаты реализации
Охват участников
По состоянию на октябрь 2025 года:
- 1 миллион студентов прошли диагностику компетенций [27]
- 263 университета участвуют в проекте [28]
- 63 тысячи студентов получили паспорт компетенций [29]
- 757 тысяч студентов вовлечены в проект [30]
Партнерства с работодателями
Более 300 крупных работодателей принимают паспорта компетенций как приложение к диплому. Среди крупнейших партнеров:
- Госкорпорация «Росатом» — учитывает паспорта при трудоустройстве и карьерном развитии
- ПАО «Газпром нефть» — использует результаты диагностики при отборе молодых специалистов
- Более 128 партнерских организаций сотрудничают с центрами [31]
Интересные факты
- Уфимский университет науки и технологий внедрил модуль «Саморазвитие», в рамках которого студенты работают в командах, а преподаватель оценивает профессиональные знания, а сотрудник Центра компетенций — «гибкие навыки». С 2025 года модуль стал обязательным для всех студентов вуза [32]
- НИЯУ МИФИ расширил возможности получения Паспорта компетенций — теперь студенты могут получить документ во время обучения, а не только на выпускном курсе [33]
- В Москве открыты 25 Центров компетенций для карьерного и личностного развития студентов [34]
Основные персоналии
- Бетин Андрей Анатольевич — генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей», руководитель проекта
- Гужеля Дмитрий Юрьевич — заместитель генерального директора АНО «Россия — страна возможностей»
- Петрова Ольга — заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
- Кучаев Артур — руководитель направления по реализации проекта «Центры компетенций» АНО «Россия — страна возможностей» [35]
См. также
- Молодежная политика России
- Профессиональная ориентация молодежи
- Карьерное развитие студентов
- Система образования России
- Российские студенческие отряды
- Развитие кадрового потенциала России
Ссылки
[1] Официальная страница проекта «Центры компетенций» на сайте АНО «Россия — страна возможностей»
[2] К проекту "Центры компетенций" присоединились 1 млн студентов — ТАСС
[3] Создание центров компетенций на базе российских университетов — Минобрнауки России
[4] Россия — страна возможностей — энциклопедия
[5] Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях — ДГПУ
[6] Исследование профиля надпрофессиональных компетенций — НИУ ВШЭ
[7] Оценка и развитие управленческих компетенций — ТГУ
[8] Экспертный совет проекта — Минобрнауки России
[9] Университетские Центры компетенций подвели итоги года работы — Минобрнауки России
[10] Цели проекта «Центры компетенций»
[11] Тестирование и развитие компетенций — НИТУ МИСИС
[12] Профиль надпрофессиональных компетенций студентов — НИУ ВШЭ
[13] Компетенции, оцениваемые в Центрах — ДГПУ
[14] Методология оценки надпрофессиональных компетенций — Финансовый университет
[15] Процедура тестирования в Центрах компетенций
[16] Росатом учтёт Паспорта компетенций при трудоустройстве
[17] Паспорт компетенций при поступлении в магистратуру — Минобрнауки России
[18] Использование паспортов компетенций в Росатоме
[19] Паспорта компетенций при трудоустройстве — Skillbox
[20] Обучающие программы Центра компетенций — РГУТИС
[21] Первая встреча амбассадоров проекта «Центры компетенций»
[22] Образовательное мероприятие «На одной волне с университетами – 2024»
[23] Образовательные мероприятия для сотрудников вузов — Минобрнауки России
[24] Исследование профиля надпрофессиональных компетенций работодателей — НИУ ВШЭ
[25] Выводы исследования компетенций молодых специалистов — НАРК
[26] Мониторинг эффективности проекта — МГУТУ
[27] 1 миллион участников проекта — ТАСС
[28] 263 университета в проекте — ТАСС
[29] 63 тысячи паспортов компетенций — ТАСС
[30] 757 тысяч студентов в проекте — Минобрнауки России
[31] Партнерские организации проекта — Росмолодежь
[32] Модуль «Саморазвитие» в Уфимском университете — Минобрнауки России
[33] Расширение возможностей получения паспорта в МИФИ
[34] 25 Центров компетенций в Москве
[35] Основные персоналии проекта
Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.