Целевое обучение студентов

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Студенты во время лекции в одном из российских вузов

Целевое обучение — это форма получения профессионального образования в России, при которой обучение студента в вузе или колледже оплачивается будущим работодателем (заказчиком). После завершения учёбы выпускник обязан отработать у этого работодателя определённый срок, как правило, не менее трёх лет. [1] Эта система является одним из ключевых инструментов государственной кадровой политики, направленным на решение проблемы дефицита квалифицированных специалистов в стратегически важных отраслях экономики и социальной сферы, а также в регионах, испытывающих нехватку кадров. [2]

Актуальность целевого обучения значительно возросла в последние годы в связи с необходимостью обеспечения технологического суверенитета и устойчивого развития страны. Система позволяет напрямую связать образовательные учреждения с рынком труда, гарантируя выпускникам первое рабочее место, а предприятиям – приток молодых специалистов, подготовленных с учётом их специфических требований. С 1 мая 2024 года в России вступили в силу новые правила приёма на целевое обучение, которые сделали систему более прозрачной и доступной. Все предложения от заказчиков теперь публикуются на единой цифровой платформе «Работа в России», что позволяет любому абитуриенту выбрать будущего работодателя на конкурсной основе. [1] По данным Правительства РФ, в 2024 году было запланировано около 145 тысяч мест для целевиков в российских вузах. [3]

Механизм целевого обучения и меры поддержки

Основой целевого обучения является договор о целевом обучении, который заключается между абитуриентом (или уже студентом), заказчиком (работодателем) и, в некоторых случаях, образовательной организацией. С 2024 года договор заключается уже после зачисления абитуриента, но до начала учебного года. [2] Этот документ чётко прописывает права и обязанности всех сторон.

Обязанности заказчика (работодателя):

  • Меры поддержки. Работодатель обязан оказывать студенту-целевику материальную и нематериальную поддержку на протяжении всего периода обучения. Это могут быть:
    • Дополнительная стипендия к государственной.
    • Оплата проживания в общежитии или аренда жилья.
    • Оплата проезда до места учёбы.
    • Предоставление учебных материалов и доступа к корпоративным ресурсам.
    • Организация практик и стажировок на предприятии.
  • Трудоустройство. После окончания обучения заказчик обязан трудоустроить выпускника на должность, соответствующую полученной квалификации. [4]

Обязанности студента (гражданина):

  • Освоение образовательной программы. Студент должен успешно учиться и получить диплом об образовании по выбранной специальности.
  • Трудовая деятельность. После выпуска молодой специалист обязан отработать у заказчика срок, указанный в договоре (не менее 3 лет, но не более 5 лет). [2]

В случае неисполнения обязательств одной из сторон предусмотрены штрафные санкции. Если студент отчисляется по собственному желанию или не выполняет обязательство по трудоустройству, он должен возместить работодателю все расходы, понесённые на его обучение и поддержку. Если же работодатель не трудоустраивает выпускника, он выплачивает штраф в размере трёхкратной среднемесячной заработной платы в регионе, а также возмещает расходы бюджета на обучение студента. Это создаёт систему взаимной ответственности и повышает надёжность целевого обучения как для студента, так и для государства и работодателя. [5]

Программы и мероприятия

С введением новых правил с 2024 года процесс поиска и заключения договоров о целевом обучении стал централизованным. Ключевым элементом системы стала Единая цифровая платформа «Работа в России». [1]

Работодатели, желающие заключить договор на целевое обучение, обязаны размещать свои предложения на этой платформе. В предложении указываются:

  • Специальность и направление подготовки.
  • Образовательная организация (вуз или колледж).
  • Меры поддержки для студента (размер стипендии, предоставление жилья и т.д.).
  • Будущее место работы, должность и уровень заработной платы.
  • Требования к кандидатам.

Абитуриенты, в свою очередь, могут ознакомиться со всеми доступными предложениями по всей стране и подать заявку на целевое обучение вместе с заявлением о приёме в вуз. Это создаёт прозрачный и конкурентный механизм отбора. Абитуриент может выбрать только одного заказчика и одну образовательную программу для заключения договора. [5]

Приоритетными направлениями для целевого обучения традиционно являются:

  • Здравоохранение: подготовка врачей и среднего медицинского персонала для региональных больниц и поликлиник.
  • Образование: обеспечение школ учителями, особенно в сельской местности.
  • Оборонно-промышленный комплекс (ОПК): подготовка инженеров и технических специалистов для стратегических предприятий.
  • Сельское хозяйство, транспорт, IT и высокотехнологичные отрасли, где наблюдается острый кадровый голод. [6]

Таким образом, целевое обучение превратилось из разрозненной практики в общенациональную программу, направленную на стратегическое планирование кадрового потенциала страны и поддержку молодёжи на старте карьеры.

Исследования и аналитика

Целевое обучение как социально-экономический институт активно изучается российскими учёными. В научных статьях анализируются его преимущества, недостатки и пути совершенствования. Многие исследователи рассматривают целевое обучение в контексте более широкого понятия дуального образования — модели, при которой теоретическая подготовка в учебном заведении тесно интегрирована с практической работой на предприятии. [7] В отличие от классического дуального образования, где практика является неотъемлемой частью учебного процесса, целевое обучение в большей степени фокусируется на гарантиях трудоустройства после окончания учёбы.

Преимущества системы, отмечаемые в исследованиях:

  • Мотивация студентов: Студенты-целевики часто более мотивированы, так как у них есть ясное представление о будущем месте работы и карьерных перспективах. [4]
  • Снижение молодёжной безработицы: Целевое обучение является эффективным инструментом борьбы с безработицей среди выпускников, которая остаётся одной из острых социальных проблем. [8]
  • Практико-ориентированность: Взаимодействие с работодателем во время учёбы (через практики и стажировки) позволяет студентам получать актуальные знания и навыки, востребованные на конкретном предприятии.

Проблемы и риски, обсуждаемые в аналитических работах:

  • Формальный подход: Некоторые работодатели могут рассматривать целевое обучение лишь как способ закрыть кадровые бреши дешёвыми специалистами, не вкладываясь в их развитие.
  • «Крепостное право»: Существует риск, что студент, связанный договором, может быть вынужден работать в неудовлетворительных условиях или на низкой зарплате, не имея возможности сменить работодателя без серьёзных финансовых потерь. [9]
  • Разрыв между ожиданиями и реальностью: Выбор, сделанный в 17-18 лет, может оказаться ошибочным, и к концу обучения студент может потерять интерес к выбранной профессии или работодателю.

Несмотря на эти риски, большинство исследователей сходятся во мнении, что недавние изменения в законодательстве, направленные на повышение прозрачности и конкурентности, являются шагом в правильном направлении. Централизация предложений на платформе «Работа в России» и ужесточение ответственности сторон призваны минимизировать существующие проблемы и сделать целевое обучение более сбалансированным и эффективным инструментом кадровой политики. [5]

Интересные факты

  • Идея целевой подготовки кадров не нова для России и является преемницей советской системы распределения выпускников, однако в современном варианте она основана на рыночных механизмах и договорных отношениях.
  • С 2024 года заказчиками целевого обучения могут выступать не только государственные органы и корпорации, но и частные компании, включённые в специальный реестр, а также резиденты территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток. [2]
  • Если на одно целевое место претендуют несколько абитуриентов, заказчик может провести дополнительный отбор, чтобы выбрать наиболее мотивированного кандидата.
  • В случае, если студент-целевик был призван на военную службу, срок отработки по договору переносится на период после её окончания.
  • Новые правила предусматривают, что студент может перевестись на другую программу или в другой вуз, но только с согласия заказчика, который должен подтвердить, что новое направление также соответствует его кадровым потребностям. [3]

См. также

Ссылки

[1] Единая цифровая платформа «Работа в России». Раздел «Целевое обучение»

[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.2023 № 1990 "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования"

[3] В 2024 году на целевое обучение в вузы планируют принять порядка 145 тысяч человек // Парламентская газета

[4] Попова Е. А. Целевое обучение как фактор повышения мотивации студентов к обучению // Научная электронная библиотека eLibrary.ru

[5] Новые правила целевого обучения в вузах и колледжах с 1 мая 2024 года // ГАРАНТ.РУ

[6] Целевое обучение как инструмент формирования кадрового потенциала региона // КиберЛенинка

[7] Растегаева Д.А., Филимонюк Л.А. Особенности дуального образования в системе подготовки бакалавров // Научная электронная библиотека eLibrary.ru

[8] Рабочая сила, занятость и безработица в России (по итогам выборочных обследований рабочей силы). Статистический сборник // Росстат

[9] Целевое обучение в России: проблемы правового регулирования и пути их решения // КиберЛенинка

Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.