Комплексное развитие сельских территорий
Статья создана с использованием языковой модели ИИ
Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» (ГП КРСТ) — это стратегическая инициатива Правительства России, направленная на кардинальное улучшение качества жизни сельского населения, сокращение разрыва в уровне социально-экономического развития между городом и селом, а также на создание благоприятных условий для устойчивого развития сельских территорий. [1] Программа была утверждена Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2019 года № 696 и рассчитана на период с 2020 по 2025 годы. [2]
Актуальность программы обусловлена системными проблемами, с которыми сталкиваются сельские территории России: демографический отток, особенно молодежи; недостаточный уровень развития социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры; более низкий уровень доходов по сравнению с городским населением. [3] По данным Всероссийской переписи населения 2021 года, в стране насчитывалось 153,2 тыс. сельских населенных пунктов, в которых проживало 37,1 млн человек. При этом количество сёл и деревень без населения увеличилось до 24,8 тыс., что подчеркивает остроту проблемы. [3]
Ключевыми целями ГП КРСТ являются:
- Сохранение доли сельского населения в общей численности населения России на уровне не менее 25,3%.
- Достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 80%.
- Повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50%. [2]
Общий объем финансирования программы на 2020–2025 годы составляет около 2,3 трлн рублей, из которых 1 трлн рублей — средства федерального бюджета. [2] Ответственным исполнителем программы выступает Министерство сельского хозяйства Российской Федерации [4] .
Законодательная база
1. Федеральное законодательство
Основополагающим документом, регулирующим реализацию программы, является Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». [3] Этот документ определяет цели, задачи, структуру, объемы и источники финансирования, а также целевые индикаторы и ожидаемые результаты программы.
ГП КРСТ стала преемницей ранее действовавших инициатив, направленных на поддержку села:
- Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года».
- Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», которая в 2018 году была преобразована в подпрограмму, а затем в ведомственную целевую программу в рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства. [3]
2. Региональное законодательство
Федеральное законодательство рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать собственные региональные государственные программы, направленные на достижение целей ГП КРСТ. [3] Это позволяет адаптировать федеральные меры поддержки к специфике и потребностям конкретных территорий, устанавливать дополнительные меры поддержки и определять приоритетные проекты развития на местном уровне.
Структура и основные направления
Государственная программа имеет сложную структуру, включающую проектную и процессную части, которые охватывают все ключевые сферы жизнедеятельности на селе. [2]
Проектная часть
Включает пять ведомственных проектов, направленных на решение конкретных инфраструктурных и социальных задач:
- «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений»: Основной инструмент — программа Сельская ипотека с льготной ставкой до 3% годовых. Также предусматриваются субсидии на строительство и приобретение жилья для молодых специалистов и семей.
- «Содействие занятости сельского населения»: Направлен на создание новых рабочих мест и повышение квалификации сельских жителей. Включает поддержку фермеров, развитие агротуризма и реализацию таких программ, как Кадры для села.
- «Развитие инженерной инфраструктуры на сельских территорияях»: Финансирование строительства и модернизации сетей газо-, водо-, тепло- и электроснабжения, а также развитие телекоммуникационной инфраструктуры.
- «Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях»: Строительство и реконструкция автомобильных дорог, ведущих к общественно значимым объектам и производственным площадкам. Участником этого направления является [5] Росавтодор.
- «Благоустройство сельских территорий»: Предоставление грантов на реализацию проектов по созданию парков, скверов, детских и спортивных площадок, освещению улиц и других инициатив, направленных на создание комфортной среды.
Процессная часть
Состоит из трех ведомственных целевых программ, обеспечивающих системный подход к развитию:
- «Обеспечение государственного мониторинга сельских территорий»: Сбор и анализ данных о социально-экономическом положении сельских территорий для оценки эффективности программы и корректировки мер поддержки.
- «Аналитическая и информационная поддержка комплексного развития сельских территорий»: Информирование населения и бизнеса о возможностях программы, популяризация жизни на селе.
- «Современный облик сельских территорий»: Реализация комплексных проектов по застройке и развитию сельских населенных пунктов или агломераций, которые предусматривают создание всей необходимой инфраструктуры «под ключ».
Организации поддержки
Государственные организации
- Министерство сельского хозяйства РФ [4]: Главный координатор и исполнитель программы, отвечает за разработку нормативной базы и распределение финансирования.
- Правительство РФ [6]: Утверждает программу, вносит в нее изменения и осуществляет общий контроль за ее реализацией.
- Росавтодор [5]: Ключевой участник в части развития транспортной инфраструктуры.
- Росмолодёжь [7]: Является соразработчиком и партнером в реализации молодежных направлений, в частности, программы Кадры для села. [8]
- Региональные и муниципальные органы власти: Разрабатывают и реализуют местные программы, выступают заказчиками проектов, доводят субсидии до конечных получателей.
Негосударственные организации
- Российский союз сельской молодежи (РССМ)[9] : Одна из ключевых общественных организаций, работающих с молодежью на селе. РССМ является инициатором и соразработчиком программы «Кадры для села», проводит конкурсы, образовательные мероприятия и проекты, направленные на закрепление молодежи в сельской местности.
- АО «ДОМ.РФ»[10] : Выступает оператором ряда ипотечных программ, включая сельскую ипотеку.
- Сельскохозяйственные кооперативы и фермерские ассоциации: Участвуют в программах поддержки, получают гранты («Агростартап») и субсидии на развитие производства.
Программы и мероприятия
В рамках ГП КРСТ реализуется множество конкретных программ и проектов, направленных на поддержку различных категорий сельского населения.
- Сельская ипотека: Одна из самых востребованных мер, позволяющая приобрести или построить жилье на сельских территориях по ставке до 3% годовых. Программа пользуется высоким спросом и является важным фактором для привлечения людей в села.
- Кадры для села: Комплексная программа, разработанная совместно РССМ, Росмолодёжью и профильными министерствами. [8] Она направлена на профориентацию школьников, целевое обучение студентов для АПК и социальной сферы, а также на содействие в трудоустройстве и адаптации молодых специалистов.
- Грант «Агростартап»: Финансовая поддержка для начинающих фермеров на создание или развитие собственного хозяйства.
- Проекты благоустройства: Через конкурсный отбор финансируются сотни проектов по всей стране: от установки детской площадки до комплексного благоустройства центральной площади села. [11]
- Программы «Земский доктор» и «Земский учитель»: Хотя эти программы существуют отдельно, они тесно связаны с целями ГП КРСТ, так как направлены на привлечение в сельскую местность ключевых специалистов в области здравоохранения и образования.
- Развитие агротуризма: Поддержка фермеров, которые создают туристические объекты на базе своих хозяйств, что способствует диверсификации сельской экономики и созданию новых рабочих мест.
Исследования и аналитика
Для оценки эффективности ГП КРСТ ведется постоянный мониторинг. [2] Аналитические центры, включая ведомственные структуры Минсельхоза, а также научные институты, проводят исследования по проблемам реализации программы. Экспертные опросы показывают, что среди ключевых вызовов — нехватка квалифицированных кадров в муниципалитетах для подготовки качественных проектных заявок, низкая вовлеченность местного бизнеса и недостаточный опыт в проектном управлении на местах. Эти данные используются для корректировки механизмов программы и повышения ее эффективности. Официальный портал программы [11] предоставляет открытую статистику по многим реализованным мероприятиям.
См. также
Ссылки
[1] Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» на сайте Правительства России
[2] Справка к постановлению об утверждении госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий»
[3] Постановление Правительства РФ от 31.05.2019 N 696 (с изменениями)
[4] Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ
[5] Официальный сайт Федерального дорожного агентства (Росавтодор)
[6] Официальный сайт Правительства Российской Федерации
[7] Официальный сайт Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь)
[8] Всероссийская программа «Кадры для села»
[9] Официальный сайт Российского союза сельской молодежи
[10] Официальный сайт АО «ДОМ.РФ»
[11] Официальный портал Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий»