Медиаобразование в школах и вузах

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Научно-практическая конференция «Преподавание основ медиаграмотности в системе среднего образования: теории, практики, перспективы»в

Медиаобразование в России — это процесс развития и саморазвития личности на материалах и с помощью средств массовой коммуникации (медиа), направленный на формирование культуры взаимодействия с медиа, развитие творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, а также обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. [1] Актуальность медиаобразования для российской молодежи обусловлена глубокой интеграцией медиа в повседневную жизнь: по данным на 2024 год, 44% детей в России находятся в сети практически круглосуточно. [2]

В России медиаобразование получило официальный статус в июне 2002 года, когда учебно-методическое объединение при Министерстве образования РФ зарегистрировало новую вузовскую специализацию 03.13.30 «Медиаобразование». [3][4] Это направление призвано помочь школьникам и студентам адаптироваться в мире медиакультуры, освоить язык средств массовой информации и развить способность к критическому анализу медиатекстов. [1]

Законодательная база

Основным документом, регулирующим сферу медиа, является Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации». Он устанавливает общие принципы свободы массовой информации, порядок регистрации и деятельности СМИ, а также права и обязанности журналистов. [5]

С точки зрения медиаобразования молодежи особое значение имеют поправки, внесенные в рамках Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Этот закон ввел возрастную маркировку для информационной продукции и установил, что деятельность СМИ, нарушающих его положения, может быть прекращена по решению суда. [6] Эти законодательные меры создают правовую основу для формирования безопасной информационной среды для детей и подростков, что является одной из задач медиаобразования.

Организации поддержки

Развитие медиаобразования в России поддерживается как государственными структурами, так и общественными организациями.

Государственные организации и инициативы

  • Министерство науки и высшего образования РФ (Минобрнауки России) выступает инициатором образовательных проектов для студентов-медийщиков. Одним из ключевых проектов является «Поколение медиа», реализуемый совместно с РЭУ им. Г.В. Плеханова. [7]
  • Министерство просвещения РФ поддерживает внедрение медиаобразовательных практик в школах, в том числе через развитие школьных медиацентров и интеграцию медиаграмотности в воспитательный процесс. [8]
  • Лига безопасного интернета — общественная организация, возглавляемая Екатериной Мизулиной, которая активно занимается вопросами медиаграмотности и кибербезопасности молодежи. Организация разрабатывает методические материалы для школ, которые интегрируются в образовательную среду и используются учителями по всей стране для проведения уроков по безопасном поведению в сети. [9]

Негосударственные организации

  • Ассоциация специалистов медиаобразования (АСМО) — первая в России некоммерческая организация, объединяющая медиапедагогов и представителей медийной сферы. Цель АСМО — развитие медиаграмотности, поддержка специалистов и формирование информационной культуры в регионах России. [10][11]
  • Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России — одно из старейших общественных объединений в этой сфере, основанное в 1967 году. Ассоциация объединяет более 300 педагогов и деятелей кино и занимается поддержкой массового кино- и медиаобразования в школах, вузах и учреждениях дополнительного образования. [1]
  • Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» и ее Российский комитет играют важную роль в продвижении идей медийной и информационной грамотности, участвуя в организации конференций и поддерживая образовательные инициативы. [12]

Социальная политика и меры поддержки

Медиаобразование в России реализуется через различные формы в школах, вузах и учреждениях дополнительного образования.

Медиаобразование в школах

В школах медиаобразование активно развивается через создание школьных медиацентров, которые становятся площадками для творческой самореализации учащихся и формирования практических навыков. Эта деятельность способствует повышению воспитательного и образовательного потенциала школы. [8] Ярким примером является опыт школ Аксайского района Ростовской области:

  • Медиацентр «Ракурс» (Аксайская школа № 2) создает контент для школьного сообщества в социальных сетях, разрабатывает авторский проект «Школьный подкаст», выпуски которого вошли в Федеральный сборник подкастов «После уроков. С педагогами о главном». [8]
  • Кружок «Юнкор» (Лицей № 1 г. Аксая) объединяет учащихся, которые публикуются в районной газете, участвуют в областных журналистских конкурсах и занимаются мультимедийным сопровождением школьных мероприятий. [8]
  • Газета «ОКНО» (Гимназия № 3 г. Аксая) регулярно выпускает тематические выпуски, а ее редколлегия неоднократно становилась победителем всероссийских конкурсов медиапроектов. [8]
  • Медиацентр «Траектория успеха» (Аксайская школа № 4) специализируется на создании поздравительных, информационных и познавательных видеороликов, развивая у учеников навыки видеосъемки и монтажа. [8]

Помимо медиацентров, в школах внедряются уроки медиаграмотности. Эксперты настаивают, что медиаобразование должно начинаться с 1-го класса, поскольку современные дети получают доступ к цифровым устройствам в раннем возрасте. [13]

Медиаобразование в вузах

В высших учебных заведениях медиаобразование представлено как отдельными магистерскими программами, так и интеграцией в обязательные дисциплины. [14]

  • Магистерские программы. Целевая подготовка специалистов в области медиаобразования ведется в ряде ведущих вузов. Например, в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) реализуется программа «Медиаобразование в социокультурной сфере». [15] В Новосибирском государственном педагогическом университете (НГПУ) действует магистерская программа «Медиаобразование», включающая такие дисциплины, как «Медиапсихология» и «Медиабезопасность». [16] РЭУ им. Г.В. Плеханова с 2021 года активно развивает Институт «Первая Академия медиа» под руководством телеведущего Эрнеста Мацкявичюса. [7]
  • Интеграция в учебный процесс. Технологии медиаобразования внедряются в преподавание традиционных дисциплин, а также в рамках факультативов и проектной деятельности, такой как создание студенческих СМИ (газет, лонгридов). [14] Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) предлагает студентам курс «Медиаграмотность», нацеленный на формирование навыков анализа новостных материалов и атрибутирования источников. [17]

Программы и мероприятия

Для популяризации и развития медиаобразования среди молодежи проводятся федеральные проекты и научные конференции.

Проект «Поколение медиа»

«Поколение медиа» — совместная образовательная инициатива Минобрнауки России и РЭУ им. Г.В. Плеханова, запущенная в 2025 году. Проект предназначен для студентов в возрасте от 18 до 35 лет, стремящихся развиваться в медиасфере. [7]

  • Цель: Поддержка талантливых студентов-медийщиков и развитие их профессиональных навыков.
  • Направления: Проект охватывает пять треков: «Наука», «Культура», «Спорт», «История» и «Управление в медиакоммуникациях».
  • Наставники: Финалисты конкурса получают возможность реализовать собственные проекты под руководством опытных наставников, среди которых представители Минобрнауки России, главные редакторы ведущих СМИ, руководители пресс-служб и эксперты в области коммуникаций.
  • Результат: Лучшие работы получают менторскую поддержку, а их авторы — дипломы о прохождении программы.

Конференции и форумы

  • Всероссийская научно-практическая конференция «Медиаобразование в России и мире: вызовы, технологии, практики». Прошла 26 марта 2025 года в РГПУ им. А. И. Герцена в рамках XV Петербургского международного образовательного форума. Конференция собрала около 400 делегатов из 60 регионов России и шести зарубежных стран для обсуждения целей, задач и перспектив развития медиаобразования. [12][18]
  • Всероссийская практическая конференция «МЕСТО | Медиаобразование 2025». Состоялась 27-28 марта 2025 года и была посвящена развитию коммуникативных, креативных и технологических навыков, критического мышления, а также вопросам подготовки медиапедагогов. [19]

Исследования и аналитика

Научно-исследовательская работа в области медиаобразования ведется на базе ведущих российских университетов и научных центров.

  • Журнал «Медиаобразование» (Media Education Journal) — международный научный журнал, издающийся с 2005 года. Является ключевой площадкой для публикации исследований по истории, теории и практике медиапедагогики. Главный редактор — Александр Викторович Фёдоров. [1]
  • Научные центры. Активные исследования проводятся на факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, в МПГУ, Таганрогском институте им. А. П. Чехова и других вузах. Исследования охватывают проблематику диссертаций, анализ современных тенденций, а также вопросы интеграции генеративного искусственного интеллекта в образовательный процесс. [20][21]

Интересные факты

  • Термин «медиаобразование» в России получил официальный статус в 2002 году. [4]
  • Одна из старейших организаций в этой сфере, Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, была основана еще в 1967 году. [1]
  • По данным на 2024 год, 44% российских детей находятся онлайн практически постоянно, а еще у 30% проявляются симптомы компьютерной зависимости, что подчеркивает острую необходимость в развитии медиаграмотности. [2]

См. также

Ссылки

[1] Медиаобразование: концепция и развитие - Российское общество «Знание»

[2] Медиаобразование: роль и место в современной России - «Университетская КНИГА»

[3] Ассоциация специалистов медиаобразования

[4] Медиаобразование в России: краткая история развития

[5] Закон РФ "О средствах массовой информации" (СМИ) - КонсультантПлюс

[6] Закон о СМИ - Википедия

[7] «Поколение медиа»: ректор РЭУ Иван Лобанов дал старт совместному проекту Минобрнауки России и Плехановского университета

[8] В настоящее время медиаобразование является активно развивающимся педагогическим направлением в системе образования России

[9] В школах появились материалы «Лиги безопасного интернета» по медиаграмотности - Газета.Ru

[10] Ассоциация специалистов медиаобразования (АСМО) - Официальный сайт

[11] Ассоциация специалистов медиаобразования - ВКонтакте

[12] Всероссийская конференция по медиаобразованию прошла в Санкт-Петербурге - ИИТО ЮНЕСКО

[13] Ирина Зуева о важности и особенностях медиаобразования в школах - JourNS

[14] Медиаобразование в России: современные тенденции (на материале российских научных публикаций 2018-2020 гг.)

[15] Защита выпускных квалификационных работ магистрантов по направлению «Медиаобразование в социокультурной сфере» - МПГУ

[16] Медиаобразование - НГПУ

[17] Программа учебной дисциплины «Медиаграмотность» - НИУ ВШЭ

[18] Медиаобразование в России и мире: итоги герценовской конференции 2025 - КиберЛенинка

[19] Всероссийская практическая конференция «МЕСТО | Медиаобразование 2025»

[20] Российское медиаобразование на современном этапе в диссертационных исследованиях

[21] Генеративный искусственный интеллект: интеграция в вузах России и мира ```