Международный день толерантности в образовательных организациях

Материал из Росмолодежь.Метода
Версия от 12:22, 26 сентября 2025; ASkomorokhov (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Международный день толерантности в образовательных организациях — ежегодное событие, отмечаемое 16 ноября, направленное на утверждение и продвижение ценностей терпимости, уважения к многообразию культур и форм самовыражения в молодежной среде. В России, как в многонациональном и многоконфессиональном государстве, этот день имеет особое значение для воспитания подрастающего поколения в духе межнационального согласия и профилактики экстремизма.

Праздник был учрежден в 1995 году по инициативе ЮНЕСКО в связи с принятием «Декларации принципов терпимости» [1]. Российская Федерация официально присоединилась к празднованию в 2005 году [2]. Актуальность этой темы для российской молодежи подтверждается социологическими исследованиями. Например, мониторинг в Республике Татарстан показал, что до 40% молодых людей в той или иной степени испытывают антипатию к представителям других национальностей, что делает межэтнические отношения наиболее значимым полем для проявлений экстремизма [3]. Проведение мероприятий в рамках Дня толерантности в школах, колледжах и вузах является важной частью государственной молодежной политики, нацеленной на формирование общероссийской гражданской идентичности.

Законодательная база

Формирование толерантного сознания и профилактика экстремизма в молодежной среде в России регулируются на нескольких уровнях законодательства. Основополагающим документом является Конституция Российской Федерации, которая гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка и отношения к религии [4].

Ключевые федеральные законы и стратегические документы, формирующие правовое поле для этой работы:

  • Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» — определяет правовые и организационные основы противодействия экстремизму, включая профилактические меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе в образовательной сфере [5].
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — устанавливает воспитание как неотъемлемую часть образования, направленную на развитие личности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [6].
  • Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации» — одной из целей молодежной политики называет создание системы нравственных и смысловых ориентиров, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма и ксенофобии [7].
  • Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666) — нацелена на упрочение общероссийского гражданского самосознания, обеспечение межнационального мира и согласия, а также на формирование у молодежи активной гражданской позиции и патриотизма [8].
  • Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809) — определяет традиционные ценности как основу российского общества, способствующую укреплению гражданского единства и межнационального согласия [9].

Уголовный кодекс РФ также содержит статьи, направленные на защиту от проявлений нетерпимости, в частности, статью 282, предусматривающую ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение человеческого достоинства.

Организации поддержки

В России действует разветвленная сеть государственных и общественных организаций, которые занимаются вопросами воспитания толерантности и профилактики экстремизма среди молодежи.

Государственные органы

  • Министерство просвещения Российской Федерации — координирует воспитательную работу в школах и колледжах, разрабатывает методические рекомендации для педагогов по профилактике распространения деструктивных идеологий и формированию культуры межнационального общения [10].
  • Министерство науки и высшего образования Российской Федерации] — отвечает за реализацию аналогичной политики в вузах. При его поддержке в университетах создаются координационные центры по вопросам профилактики экстремизма, проводятся исследования и реализуются проекты, направленные на адаптацию иностранных студентов и гармонизацию студенческой среды.
  • Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) — реализует комплексные программы и всероссийские проекты, направленные на самореализацию молодежи и формирование системы нравственных ориентиров. Агентство проводит тематические форумы и предоставляет гранты на проекты по профилактике экстремизма и укреплению межнационального согласия.
  • Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) — организует мероприятия, направленные на гармонизацию межнациональных отношений, поддержку этнокультурного многообразия, и проводит научные исследования в сфере противодействия национальному экстремизму.
  • Правоохранительные органы (МВД России, ФСБ России, Генеральная прокуратура РФ) — участвуют в профилактической работе в образовательных организациях, проводят лекции, семинары и другие мероприятия, направленные на правовое просвещение молодежи и предупреждение правонарушений экстремистской направленности [11].

Негосударственные и общественные организации

  • Движение первых — общероссийское общественно-государственное движение детей и молодёжи, одной из целей которого является воспитание на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, уважения к культуре и истории народов России.
  • Этнокультурные объединения и национально-культурные автономии — играют важную роль в сохранении и популяризации культурного наследия народов России, организуют фестивали, выставки и образовательные проекты, способствующие межкультурному диалогу среди молодежи.
  • Волонтёрские (добровольческие) организации и студенческие клубы — на базе многих вузов создаются объединения (например, клубы интернациональной дружбы), которые помогают иностранным студентам адаптироваться, организуют совместные культурные и спортивные мероприятия, способствуя формированию толерантной среды.
  • Дом народов России — учреждение, подведомственное ФАДН России, которое является ресурсным центром и площадкой для взаимодействия этнокультурных организаций и реализации проектов в сфере межнациональных отношений.

Социальная политика и меры поддержки

Государственная политика в сфере воспитания толерантности у молодежи носит комплексный характер и реализуется через систему мер в образовательных организациях. Эта работа ведется по нескольким ключевым направлениям:

  • Диагностика и мониторинг. Проводятся социологические исследования и анкетирования среди учащихся для выявления уровня напряженности в межнациональных отношениях, оценки рисков и определения актуальных проблем. Это позволяет планировать профилактическую работу адресно [12].
  • Индивидуальная профилактическая работа. Особое внимание уделяется работе с обучающимися из «группы риска», которые могут быть подвержены влиянию деструктивных идеологий. С ними и их семьями работают психологи, социальные педагоги и другие специалисты.
  • Развитие системы воспитания. Внедрение в образовательные программы курсов и модулей, направленных на формирование толерантности, гражданской идентичности и уважения к культурам народов России. Ведется подготовка педагогических кадров к ведению этой работы.
  • Создание позитивной информационной среды. Поддержка молодежных медиа, создание контента, продвигающего ценности дружбы народов, патриотизма и гуманизма. Организация публичных мероприятий, акций и флешмобов в онлайн- и офлайн-пространстве.
  • Грантовая поддержка. Предоставление государственных грантов (например, через Росмолодёжь) на реализацию молодежных проектов, направленных на гармонизацию межнациональных отношений, профилактику экстремизма и развитие межкультурного диалога.

Работа строится на трех уровнях взаимодействия: с учащимися, с педагогическим составом (повышение квалификации) и с родителями (информирование и консультирование).

Программы и мероприятия в образовательных организациях

В Международный день толерантности и в течение всего учебного года в российских школах, колледжах и вузах проводится множество тематических мероприятий. Их формы разнообразны и адаптированы для разных возрастных групп.

  • Тематические уроки и классные часы:
    • «Уроки толерантности», «Уроки дружбы», «Уроки взаимоуважения», на которых обсуждаются вопросы многообразия культур, недопустимости дискриминации и важности уважительного общения [2].
    • Радиолинейки и информационные стенды, посвященные истории и значению Дня толерантности [13].
  • Интерактивные и игровые форматы:
    • Дебатные турниры, где молодежь учится аргументированно отстаивать свою позицию и уважать мнение оппонента.
    • Викторины и квесты на знание культур, традиций и истории народов России и мира (например, квест «Народов дружная семья») [13].
    • Интерактивные игры, такие как «Лучший знаток толерантного поведения», направленные на формирование навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях [14].
  • Творческие и культурные мероприятия:
    • Фестивали национальных культур (например, «Танцующая планета»), где учащиеся представляют танцы, песни, костюмы и кухню разных народов [13].
    • Конкурсы рисунков, плакатов и эссе на тему «Мы разные, но мы вместе».
    • Кинопоказы художественных и документальных фильмов, затрагивающих темы толерантности, дружбы и взаимопомощи.
  • Акции и проекты:
    • Социальные акции, например, «Улыбка — это сила!», направленные на создание дружелюбной атмосферы в образовательном учреждении [14].
    • Создание клубов интернациональной дружбы, где организуются встречи с представителями разных национальностей и культур.
    • Участие в молодежных форумах и слетах, таких как молодежный межнациональный форум «Урал – национальная география», для обмена опытом и развития компетенций в сфере межнационального взаимодействия.

См. также

Ссылки

[1] Декларация принципов терпимости — ООН

[2] 16 ноября – Международный день толерантности — ИКП РАО

[3] Методическое руководство «Профилактика экстремизма и формирование толерантности в молодежной среде» — Министерство по делам молодежи Республики Татарстан

[4] Конституция Российской Федерации — КонсультантПлюс

[5] Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 N 114-ФЗ — КонсультантПлюс

[6] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ — КонсультантПлюс

[7] Федеральный закон «О молодёжной политике в Российской Федерации» от 30.12.2020 N 489-ФЗ — Официальный интернет-портал правовой информации

[8] Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» — Кодекс

[9] Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» — КонсультантПлюс

[10] Противодействие терроризму и его идеологии — Министерство просвещения РФ

[11] Противодействие экстремизму и терроризму — Министерство внутренних дел РФ

[12] Государственные меры формирования толерантности в молодежной среде: оценка эффективности — КиберЛенинка

[13] «Международный день толерантности в начальной школе» — ГБОУ СОШ №2

[14] План мероприятий, посвященный Международному дню толерантности — Городской округ Домодедово

Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.