Корпус общественных наблюдателей: различия между версиями
Нет описания правки |
|||
Строка 91: | Строка 91: | ||
[[Категория:Волонтёрство]] | [[Категория:Волонтёрство]] | ||
[[Категория:Федеральные проекты]] |
Текущая версия от 23:35, 15 сентября 2025
Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Корпус общественных наблюдателей — всероссийское молодёжное движение, участниками которого являются молодые и активные граждане Российской Федерации в возрасте от 18 лет [1]. Проект реализуется с 2014 года Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодёжи» (РСМ) совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) [2][3]. Основной целью Корпуса является мониторинг проведения государственной итоговой аттестации (ГИА), включая ЕГЭ и ОГЭ, для обеспечения максимальной объективности, прозрачности и соблюдения прав участников образовательного процесса [4]. Движение является одним из ключевых инструментов общественного контроля в сфере образования и способствует формированию активной гражданской позиции у молодёжи [2]. Ежегодно в проекте участвуют тысячи волонтёров по всей России, которые проходят специальное обучение и получают аккредитацию для работы в пунктах проведения экзаменов (ППЭ) и ситуационно-информационных центрах.
Законодательная база
Деятельность Корпуса общественных наблюдателей регулируется несколькими уровнями нормативно-правовых актов. Основополагающим документом является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который предусматривает возможность аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации. Это право закреплено в статье 59, часть 15, где говорится о том, что для обеспечения соблюдения порядка проведения ГИА в пункты проведения экзаменов и региональные центры обработки информации могут направляться общественные наблюдатели.
Конкретный механизм работы наблюдателей детализирован в «Порядке проведения государственной итоговой аттестации», который ежегодно утверждается совместным приказом Министерства просвещения РФ и Рособрнадзора. В этих документах прописаны права и обязанности наблюдателей, процедура их аккредитации, а также ограничения, связанные с их деятельностью. Например, наблюдателям запрещено вмешиваться в ход экзамена или оказывать содействие его участникам [5].
Правовой статус самого Корпуса как проекта Общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодёжи» определяется уставом РСМ. Взаимодействие между РСМ и Рособрнадзором осуществляется на основе государственного контракта, который закрепляет за РСМ функции по набору, обучению и координации волонтёров для осуществления общественного наблюдения [3]. Волонтёры, желающие стать наблюдателями, регистрируются на платформе Добро.рф, проходят обучение и итоговое тестирование, после чего получают официальную аккредитацию от региональных органов управления образованием. Таким образом, создана многоуровневая система, обеспечивающая легитимность и эффективность общественного контроля за одной из самых значимых процедур в системе российского образования.
Организации поддержки
Государственные организации
Ключевым государственным партнёром и одним из инициаторов создания Корпуса является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Ведомство не только участвует в разработке нормативной базы для общественных наблюдателей, но и заключает государственный контракт с Российским Союзом Молодёжи на реализацию проекта, тем самым обеспечивая его федеральный масштаб и ресурсную поддержку [2]. Рособрнадзор заинтересован в независимой оценке процедуры ГИА, поскольку это повышает доверие общества к результатам экзаменов и способствует совершенствованию системы оценки качества образования. На региональном уровне поддержку проекту оказывают министерства и департаменты образования субъектов РФ, которые проводят аккредитацию наблюдателей и обеспечивают их допуск в пункты проведения экзаменов.
Кроме того, деятельность Корпуса вписывается в более широкий контекст развития институтов общественного контроля в России, который курирует Общественная палата Российской Федерации. Хотя Общественная палата напрямую не управляет Корпусом, она формирует общую рамку для деятельности наблюдателей в различных сферах, включая выборы и социальные проекты [6][7]. Опыт, накопленный Корпусом в сфере мониторинга ГИА, часто используется для подготовки наблюдателей для других общественно значимых событий, что свидетельствует о признании его методологии на высоком уровне.
Негосударственные организации
Главной негосударственной организацией, реализующей проект, является Общероссийская общественная организация «Российский Союз Молодёжи» (РСМ) [1]. РСМ выступает федеральным оператором программы, отвечая за набор, обучение, координацию и мотивацию волонтёров по всей стране. Организация использует свою разветвлённую региональную сеть для организации работы Корпуса в более чем 80 субъектах РФ. РСМ разрабатывает методические материалы для наблюдателей, организует работу федерального ситуационно-информационного центра и обеспечивает общую координацию деятельности [2].
Для привлечения волонтёров и организации их деятельности активно используется крупнейшая в России платформа добрых дел Добро.рф, оператором которой выступает Ассоциация волонтёрских центров. На платформе создаются страницы мероприятий по набору в Корпус, где потенциальные участники могут подать заявку, узнать подробности о проекте и пройти первичный отбор [8]. Это позволяет интегрировать деятельность Корпуса в единую экосистему российского волонтёрского движения, предоставляя его участникам доступ к другим добровольческим возможностям и мерам поддержки, таким как верификация опыта в электронной книжке волонтёра.
Цели и задачи Корпуса
Основной целью Корпуса общественных наблюдателей является обеспечение объективности и прозрачности процедуры проведения государственной итоговой аттестации в Российской Федерации. Эта цель достигается через реализацию комплекса задач, направленных на создание равных условий для всех участников экзаменов [2].
Ключевые задачи Корпуса:
- Контроль за соблюдением установленного порядка проведения ГИА. Наблюдатели следят за тем, чтобы все этапы экзамена — от входа участников в пункт проведения экзаменов (ППЭ) до сдачи экзаменационных материалов — проходили в строгом соответствии с утверждёнными правилами.
- Фиксация и предотвращение нарушений. Важной задачей является выявление нарушений как со стороны участников экзамена (например, использование шпаргалок или мобильных телефонов), так и со стороны организаторов (например, создание неравных условий, подсказки). При этом подчёркивается, что цель наблюдателя — не наказать, а обеспечить соблюдение порядка [9].
- Информирование уполномоченных лиц о выявленных нарушениях. Общественный наблюдатель не имеет права самостоятельно удалять участника с экзамена или вмешиваться в работу организаторов. Его задача — оперативно сообщить о нарушении члену Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) или руководителю ППЭ для принятия решения.
- Повышение доверия к результатам ГИА. Присутствие независимых наблюдателей делает процедуру более открытой и понятной для общества, что способствует снятию социального напряжения вокруг экзаменов и повышению легитимности их результатов [10].
- Формирование гражданской позиции молодёжи. Участие в проекте даёт молодым людям уникальный опыт ответственной общественной деятельности, развивает правовую грамотность, коммуникативные навыки и чувство сопричастности к важным государственным процессам [4].
Таким образом, Корпус выполняет двойную функцию: с одной стороны, он является эффективным инструментом внешнего контроля, а с другой — важным институтом гражданского воспитания молодёжи.
Программы и мероприятия
Основным и наиболее масштабным мероприятием Корпуса является ежегодная кампания по общественному наблюдению за ходом проведения государственной итоговой аттестации. Эта кампания охватывает все регионы России и проходит в несколько этапов.
- Набор и регистрация волонтёров. Набор стартует в январе-феврале каждого года. Желающие стать наблюдателями (граждане РФ старше 18 лет) подают заявки, как правило, через платформу Добро.рф [11].
- Обучение. Кандидаты проходят обязательное многоуровневое обучение. Оно включает изучение нормативно-правовой базы, регламентирующей проведение ГИА, прав и обязанностей наблюдателя, а также разбор типичных нарушений и порядка действий при их выявлении. Обучение проходит как в дистанционном формате, так и на очных семинарах.
- Аккредитация. Успешно прошедшие обучение и итоговое тестирование кандидаты получают официальный статус общественного наблюдателя и соответствующее удостоверение от регионального органа исполнительной власти в сфере образования.
- Работа в период ГИА. В основной период экзаменов (май-июль) наблюдатели работают непосредственно в пунктах проведения экзаменов (ППЭ), а также в региональных ситуационно-информационных центрах, где ведётся онлайн-наблюдение за ходом экзаменов по всей стране. Их работа заключается в фиксации нарушений и передаче информации в режиме реального времени.
Помимо мониторинга ГИА, опыт и инфраструктура Корпуса всё чаще используются для наблюдения за другими значимыми событиями. Волонтёры Корпуса привлекаются к общественному наблюдению на выборах различного уровня, где они действуют в сотрудничестве с Общественной палатой РФ и партийными штабами для обеспечения прозрачности и легитимности избирательного процесса [12]. Это направление деятельности позволяет участникам Корпуса расширять свои компетенции и применять накопленный опыт в новой сфере.
С 2023 года география проекта расширилась: общественные наблюдатели от РСМ начали работать в Донецкой и Луганской Народных Республиках, а также в Запорожской области, что стало новым важным этапом в развитии движения [2].
Результаты и общественная значимость
За годы своего существования Корпус общественных наблюдателей доказал свою высокую эффективность и социальную значимость. Практические результаты деятельности Корпуса являются важным фактором в повышении объективности и прозрачности государственной итоговой аттестации, что напрямую влияет на качество отбора абитуриентов в вузы и колледжи [3]. Присутствие независимых наблюдателей в пунктах проведения экзаменов дисциплинирует как участников, так и организаторов, минимизируя риски нарушений и создавая атмосферу равных возможностей для всех выпускников.
Система общественного наблюдения, выстроенная РСМ и Рособрнадзором, помогает выявлять не только индивидуальные нарушения, но и системные организационные проблемы. Анализ отчётов наблюдателей позволяет совершенствовать процедуру проведения экзаменов из года в год, делая её более понятной, открытой и защищённой от злоупотреблений [10]. Ежегодно Корпус готовит более 5000 федеральных и региональных наблюдателей, которые работают в тысячах ППЭ по всей стране, обеспечивая масштабный охват мониторинга [2].
Кроме прямого влияния на процедуру ГИА, проект имеет большое значение для развития молодёжного волонтёрского движения и гражданского общества в России. Участие в Корпусе для многих молодых людей становится первым опытом серьёзной общественной работы. Они получают практические знания в области права и государственного управления, развивают навыки критического мышления, ответственности и коммуникации. Этот опыт способствует формированию активной гражданской позиции и готовит кадровый резерв для различных сфер общественной и государственной деятельности. Опыт, накопленный в Корпусе, признан настолько ценным, что его участников активно привлекают для мониторинга других важных событий, включая выборы, что подчёркивает статус Корпуса как одной из ведущих «школ» общественного контроля в стране [11].
См. также
- Ассоциация волонтёрских центров
- Волонтёрство
- Научное волонтёрство
- Всероссийская акция взаимопомощи #МЫВМЕСТЕ
- Всероссийский конкурс «Доброволец России»
- Спортивное волонтёрство
- Экологическое волонтёрство
- Международный день добровольцев
- Региональные ресурсные центры добровольчества
- Студенческое добровольчество
- Школьные волонтёрские отряды
Ссылки
[1] Корпус общественных наблюдателей | РСМ
[2] Корпус общественных наблюдателей РСМ объявляет о старте нового сезона проекта
[3] Корпус общественных наблюдателей Свердловской области
[4] Республиканский корпус Общественных наблюдателей в ОГЭ И ЕГЭ
[5] Документы - "Корпус общественных наблюдателей" КЧР
[6] В Балашихе открылся Центр общественного наблюдения за выборами в ЕДГ-2025
[7] Партии подписали соглашение о наблюдении на выборах
[8] Корпус общественных наблюдателей 2025 (Кировская область)
[9] Организация: Корпус общественных наблюдателей Свердловской области
[10] Общественные наблюдатели: кто они и для чего они присутствуют при проведении ЕГЭ и ОГЭ?
[11] "Корпус общественных наблюдателей" КЧР | DOBRO.RU
[12] Общественные наблюдатели не зафиксировали серьезных нарушений на выборах в Удмуртии
Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.