Молодёжные интернет-ресурсы: различия между версиями
Нет описания правки |
Elina (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
| Строка 1: | Строка 1: | ||
{{AI}} | {{AI}} | ||
[[Файл:Youth_Internet_Russia.png|мини|500x500пкс| Логотип ВК - крупнейшей социальной сети в России]] | |||
[[Файл:Youth_Internet_Russia.png|мини|500x500пкс| Логотип ВК - | |||
'''Молодёжные интернет-ресурсы в России''' — совокупность цифровых платформ, веб‑сайтов, социальных сетей, видеохостингов, мессенджеров, новостных агрегаторов, образовательных и сервисных экосистем, ориентированных на граждан в возрасте 14–35 лет. В 2025 году интернет‑аудитория в России оценивается в ~133 млн человек (около 92% населения), а аудитория социальных сетей — в ~106 млн; молодёжь является наиболее активной частью этой аудитории и демонстрирует устойчивый сдвиг к потреблению и созданию контента в мобильных форматах и мессенджерах [https://www.web-canape.ru/business/statistika-interneta-i-socialnyh-setej-rossii-na-2025-god-glavnye-trendy-i-cifry/ <nowiki>[1]</nowiki>]. По данным социологических исследований, молодые россияне проводят в сети значительную часть свободного времени; у фиксируемой доли респондентов виртуальная коммуникация конкурирует с офлайн‑взаимодействием, что влияет на медиапривычки, гражданскую активность и самоидентификацию поколения [https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zhivushchie-v-seti-ili-mediapotreblenie-sovremennoi-molodezhi/ <nowiki>[2]</nowiki>]. Государственная молодёжная политика, закреплённая на федеральном уровне, при этом определяет приоритет поддержке созидательного цифрового контента, развитию молодёжных медиа и обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372646/ <nowiki>[3]</nowiki>]. | '''Молодёжные интернет-ресурсы в России''' — совокупность цифровых платформ, веб‑сайтов, социальных сетей, видеохостингов, мессенджеров, новостных агрегаторов, образовательных и сервисных экосистем, ориентированных на граждан в возрасте 14–35 лет. В 2025 году интернет‑аудитория в России оценивается в ~133 млн человек (около 92% населения), а аудитория социальных сетей — в ~106 млн; молодёжь является наиболее активной частью этой аудитории и демонстрирует устойчивый сдвиг к потреблению и созданию контента в мобильных форматах и мессенджерах [https://www.web-canape.ru/business/statistika-interneta-i-socialnyh-setej-rossii-na-2025-god-glavnye-trendy-i-cifry/ <nowiki>[1]</nowiki>]. По данным социологических исследований, молодые россияне проводят в сети значительную часть свободного времени; у фиксируемой доли респондентов виртуальная коммуникация конкурирует с офлайн‑взаимодействием, что влияет на медиапривычки, гражданскую активность и самоидентификацию поколения [https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zhivushchie-v-seti-ili-mediapotreblenie-sovremennoi-molodezhi/ <nowiki>[2]</nowiki>]. Государственная молодёжная политика, закреплённая на федеральном уровне, при этом определяет приоритет поддержке созидательного цифрового контента, развитию молодёжных медиа и обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372646/ <nowiki>[3]</nowiki>]. | ||
Под молодёжными интернет‑ресурсами понимаются цифровые сервисы, где молодёжь выступает и аудиторией, и создателями: социальные сети (ВКонтакте), мессенджеры и соцмедиа (Telegram), видеохостинги (YouTube, RuTube), контент‑платформы (Дзен), платформы гражданского участия и добровольчества (ДОБРО.РФ), а также специализированные порталы государства и общественных организаций (например, «Росмолодёжь.События») [https://events.myrosmol.ru/ <nowiki>[ | Под молодёжными интернет‑ресурсами понимаются цифровые сервисы, где молодёжь выступает и аудиторией, и создателями: социальные сети (ВКонтакте), мессенджеры и соцмедиа (Telegram), видеохостинги (YouTube, RuTube), контент‑платформы (Дзен), платформы гражданского участия и добровольчества (ДОБРО.РФ), а также специализированные порталы государства и общественных организаций (например, «Росмолодёжь.События») [https://events.myrosmol.ru/ <nowiki>[4]</nowiki>]. В государственном правовом поле молодёжью признаются граждане 14–35 лет; информационное обеспечение и поддержка молодёжных СМИ и медиаинициатив прямо закреплены в целях и задачах государственной молодёжной политики [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372646/ <nowiki>[3]</nowiki>]. | ||
По оценкам отраслевых обзоров, проникновение интернета и соцсетей в РФ стабильно высоко, а молодёжь чаще других групп использует мобильный доступ и мультиплатформенное потребление контента [https://www.web-canape.ru/business/statistika-interneta-i-socialnyh-setej-rossii-na-2025-god-glavnye-trendy-i-cifry/ <nowiki>[1]</nowiki>]. Социологические данные фиксируют, что значимая доля молодых людей отводит цифровым коммуникациям центральное место в повседневности (в ряде опросов доля тех, кто предпочитает онлайновое общение офлайн‑встречам, превышает долю ориентированных на личные контакты), что влияет на форматы досуга, обучения и гражданского участия [https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zhivushchie-v-seti-ili-mediapotreblenie-sovremennoi-molodezhi/ <nowiki>[2]</nowiki>]. Материалы отраслевых и деловых СМИ подчёркивают: подростки и молодёжь активно осваивают короткое видео, стриминг и паблик‑чаты, а также используют сети как канал самообразования и профориентации [https://www.rbc.ru/technology_and_media/01/03/2025/67c1b67a9a7947a146b068c3 <nowiki>[ | По оценкам отраслевых обзоров, проникновение интернета и соцсетей в РФ стабильно высоко, а молодёжь чаще других групп использует мобильный доступ и мультиплатформенное потребление контента [https://www.web-canape.ru/business/statistika-interneta-i-socialnyh-setej-rossii-na-2025-god-glavnye-trendy-i-cifry/ <nowiki>[1]</nowiki>]. Социологические данные фиксируют, что значимая доля молодых людей отводит цифровым коммуникациям центральное место в повседневности (в ряде опросов доля тех, кто предпочитает онлайновое общение офлайн‑встречам, превышает долю ориентированных на личные контакты), что влияет на форматы досуга, обучения и гражданского участия [https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zhivushchie-v-seti-ili-mediapotreblenie-sovremennoi-molodezhi/ <nowiki>[2]</nowiki>]. Материалы отраслевых и деловых СМИ подчёркивают: подростки и молодёжь активно осваивают короткое видео, стриминг и паблик‑чаты, а также используют сети как канал самообразования и профориентации [https://www.rbc.ru/technology_and_media/01/03/2025/67c1b67a9a7947a146b068c3 <nowiki>[5]</nowiki>]. | ||
== Типология платформ и популярные ресурсы == | == Типология платформ и популярные ресурсы == | ||
'''Социальные сети и мессенджеры.''' ВКонтакте остаётся крупнейшим социальным сервисом в стране по месячной аудитории и глубине коммуникаций; Telegram укрепился как универсальная платформа с экосистемой каналов, чатов и ботов, в том числе образовательных и волонтёрских [https://ppc.world/articles/auditoriya-vosmi-krupneyshih-socsetey-v-rossii-issledovaniya-i-cifry/ <nowiki>[ | '''Социальные сети и мессенджеры.''' ВКонтакте остаётся крупнейшим социальным сервисом в стране по месячной аудитории и глубине коммуникаций; Telegram укрепился как универсальная платформа с экосистемой каналов, чатов и ботов, в том числе образовательных и волонтёрских [https://ppc.world/articles/auditoriya-vosmi-krupneyshih-socsetey-v-rossii-issledovaniya-i-cifry/ <nowiki>[6]</nowiki>]. Молодёжная аудитория использует эти платформы для новостного потребления, самоорганизации, тьюторинга и комьюнити‑практик, что стимулирует рост создательской экономики (UGC, микроблогинг, подкасты) [https://ppc.world/articles/auditoriya-vosmi-krupneyshih-socsetey-v-rossii-issledovaniya-i-cifry/ <nowiki>[6]</nowiki>]. | ||
'''Видеохостинги и контент‑платформы.''' YouTube сохраняет значимую роль как площадка для образовательного и развлекательного видео, в то время как RuTube демонстрирует рост и расширение партнёрских проектов с молодыми авторами; Дзен остаётся заметной платформой для статей и видеонарративов [https://ppc.world/articles/auditoriya-vosmi-krupneyshih-socsetey-v-rossii-issledovaniya-i-cifry/ <nowiki>[ | '''Видеохостинги и контент‑платформы.''' YouTube сохраняет значимую роль как площадка для образовательного и развлекательного видео, в то время как RuTube демонстрирует рост и расширение партнёрских проектов с молодыми авторами; Дзен остаётся заметной платформой для статей и видеонарративов [https://ppc.world/articles/auditoriya-vosmi-krupneyshih-socsetey-v-rossii-issledovaniya-i-cifry/ <nowiki>[6]</nowiki>]. Короткие вертикальные видео усиливают кросс‑платформенную конкуренцию, повышая требования к медиаграмотности, авторскому праву и этике сетевого взаимодействия [https://www.web-canape.ru/business/statistika-interneta-i-socialnyh-setej-rossii-na-2025-god-glavnye-trendy-i-cifry/ <nowiki>[1]</nowiki>]. | ||
'''Гражданская активность и добровольчество.''' Платформа ДОБРО.РФ агрегирует волонтёрские инициативы, рекрутирует молодёжь в проекты взаимопомощи и гражданского участия, а также служит витриной для региональных молодёжных медиаинициатив [https://dobro.ru/project/32000 <nowiki>[ | '''Гражданская активность и добровольчество.''' Платформа ДОБРО.РФ агрегирует волонтёрские инициативы, рекрутирует молодёжь в проекты взаимопомощи и гражданского участия, а также служит витриной для региональных молодёжных медиаинициатив [https://dobro.ru/project/32000 <nowiki>[7]</nowiki>]. Использование цифровых инструментов повышает прозрачность, масштабируемость и мультимедийность волонтёрских проектов, что делает участие более доступным для подростков и студентов [https://dobro.ru/project/32000 <nowiki>[7]</nowiki>]. | ||
'''Образовательные и событийные платформы.''' «Росмолодёжь.События» аккумулирует федеральные и региональные мероприятия с медиа‑треками (форумы, школы, акселераторы), позволяя молодым авторам получать наставничество, гранты и стажировки [https://events.myrosmol.ru/ <nowiki>[ | '''Образовательные и событийные платформы.''' «Росмолодёжь.События» аккумулирует федеральные и региональные мероприятия с медиа‑треками (форумы, школы, акселераторы), позволяя молодым авторам получать наставничество, гранты и стажировки [https://events.myrosmol.ru/ <nowiki>[4]</nowiki>]. Программа «Поколение медиа» Минобрнауки России и партнёров ориентирована на развитие навыков медиакоммуникаций, проектного управления и отраслевой специализации (наука, культура, спорт, история, управление) [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/97812/ <nowiki>[8]</nowiki>]. | ||
== Государственная политика и институты поддержки == | == Государственная политика и институты поддержки == | ||
'''Росмолодёжь''' (Федеральное агентство по делам молодёжи) выступает системным оператором развития молодёжных медиа: грантовая поддержка, образовательные модули, профильные смены на форумах, стимулирование позитивной повестки и комьюнити авторов [https://fadm.gov.ru/ <nowiki>[ | '''Росмолодёжь''' (Федеральное агентство по делам молодёжи) выступает системным оператором развития молодёжных медиа: грантовая поддержка, образовательные модули, профильные смены на форумах, стимулирование позитивной повестки и комьюнити авторов [https://fadm.gov.ru/ <nowiki>[9]</nowiki>]. На портале проектов представлены направления для молодых создателей контента, включая профильные конкурсы и интеграции с учреждениями культуры, науки и спорта [https://fadm.gov.ru/projects/ <nowiki>[10]</nowiki>]. | ||
'''Форумная кампания.''' Всероссийские форумы («Таврида», «Машук», «Территория смыслов» и др.) включают «медиа»-направления: участники осваивают сторителлинг, видеопродакшн, SMM, медиаменеджмент и могут защитить собственные проекты перед экспертами, заявляясь на грантовую поддержку [https://events.myrosmol.ru/ <nowiki>[ | '''Форумная кампания.''' Всероссийские форумы («Таврида», «Машук», «Территория смыслов» и др.) включают «медиа»-направления: участники осваивают сторителлинг, видеопродакшн, SMM, медиаменеджмент и могут защитить собственные проекты перед экспертами, заявляясь на грантовую поддержку [https://events.myrosmol.ru/ <nowiki>[4]</nowiki>]. Такая инфраструктура выполняет роль сетевого университета практических медиа, формируя сообщества выпускников и наставников [https://events.myrosmol.ru/ <nowiki>[4]</nowiki>]. | ||
'''Партнёрские и ведомственные инициативы.''' Минобрнауки и вузы развивают студенческие редакции, медиашколы и инкубаторы; в рамках «Поколения медиа» к наставничеству привлекаются управленцы, главные редакторы и публичные деятели [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/97812/ <nowiki>[ | '''Партнёрские и ведомственные инициативы.''' Минобрнауки и вузы развивают студенческие редакции, медиашколы и инкубаторы; в рамках «Поколения медиа» к наставничеству привлекаются управленцы, главные редакторы и публичные деятели [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/97812/ <nowiki>[8]</nowiki>]. НКО и профильные ассоциации (например, МАСТ) получают поддержку через грантовые механизмы для развития молодёжных медиацентров и региональных сетей [https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/application/item?id=8297181A-A424-47E5-A41B-1F18B178C6BE <nowiki>[11]</nowiki>]. | ||
== Законодательная база == | == Законодательная база == | ||
'''Федеральный закон № 489‑ФЗ «О молодёжной политике в РФ».''' Устанавливает возрастные рамки молодёжи (14–35) и относит информационное обеспечение молодёжной политики, поддержку молодёжных СМИ и медиаобразовательных практик к её задачам [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372646/ <nowiki>[3]</nowiki>]. | '''Федеральный закон № 489‑ФЗ «О молодёжной политике в РФ».''' Устанавливает возрастные рамки молодёжи (14–35) и относит информационное обеспечение молодёжной политики, поддержку молодёжных СМИ и медиаобразовательных практик к её задачам [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372646/ <nowiki>[3]</nowiki>]. | ||
'''Федеральный закон № 149‑ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».''' Базовый акт, регулирующий информационные отношения в сети, права на поиск и распространение информации, применение ИТ и защиту информации, включая нормы для операторов платформ и пользователей [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ <nowiki>[ | '''Федеральный закон № 149‑ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».''' Базовый акт, регулирующий информационные отношения в сети, права на поиск и распространение информации, применение ИТ и защиту информации, включая нормы для операторов платформ и пользователей [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ <nowiki>[12]</nowiki>]. Текст действующей редакции также опубликован на ресурсах Роскомнадзора и правовых систем [https://eais.rkn.gov.ru/docs/149.pdf <nowiki>[13]</nowiki>]. | ||
'''Федеральный закон № 152‑ФЗ «О персональных данных».''' Определяет принципы и условия обработки персональных данных, права субъектов, требования к согласиям, трансграничной передаче и локализации; критически важен для молодёжных медиа и образовательных платформ [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ <nowiki>[ | '''Федеральный закон № 152‑ФЗ «О персональных данных».''' Определяет принципы и условия обработки персональных данных, права субъектов, требования к согласиям, трансграничной передаче и локализации; критически важен для молодёжных медиа и образовательных платформ [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ <nowiki>[14]</nowiki>]. | ||
'''Федеральный закон № 436‑ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».''' Вводит возрастную маркировку (0+, 6+, 12+, 16+, 18+), механизмы экспертизы информационной продукции и ограничения для деструктивного контента; обязателен для медиапроизводителей и организаторов распространения [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ <nowiki>[ | '''Федеральный закон № 436‑ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».''' Вводит возрастную маркировку (0+, 6+, 12+, 16+, 18+), механизмы экспертизы информационной продукции и ограничения для деструктивного контента; обязателен для медиапроизводителей и организаторов распространения [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ <nowiki>[15]</nowiki>]. | ||
'''Иные нормы.''' В регулятивный контур также входят положения о рекламе и её маркировке в интернете, требования к организаторам распространения информации, меры по противодействию противоправному контенту и защите прав пользователей; соответствующие блоки отражены в действующих редакциях профильных законов и ведомственных актах [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ <nowiki>[ | '''Иные нормы.''' В регулятивный контур также входят положения о рекламе и её маркировке в интернете, требования к организаторам распространения информации, меры по противодействию противоправному контенту и защите прав пользователей; соответствующие блоки отражены в действующих редакциях профильных законов и ведомственных актах [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ <nowiki>[12]</nowiki>]. | ||
== Социальная политика и меры поддержки == | == Социальная политика и меры поддержки == | ||
'''Грантовая поддержка.''' Конкурсы Росмолодёжи предоставляют финансирование молодым авторам и организациям на производство социально значимого медиаконтента, запуск региональных медиацентров и проведение образовательных школ; подача и сопровождение проектов ведутся в цифровых сервисах ведомства [https://fadm.gov.ru/projects/ <nowiki>[ | '''Грантовая поддержка.''' Конкурсы Росмолодёжи предоставляют финансирование молодым авторам и организациям на производство социально значимого медиаконтента, запуск региональных медиацентров и проведение образовательных школ; подача и сопровождение проектов ведутся в цифровых сервисах ведомства [https://fadm.gov.ru/projects/ <nowiki>[10]</nowiki>]. Параллельно Президентский фонд культурных инициатив и Фонд президентских грантов поддерживают медиапроекты НКО, включая молодёжные медиа и просветительские форматы [https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/application/item?id=8297181A-A424-47E5-A41B-1F18B178C6BE <nowiki>[11]</nowiki>]. | ||
'''Образовательные треки и акселерация.''' На форумах и в партнерских программах («Поколение медиа») молодые журналисты, блогеры, продюсеры и SMM‑специалисты проходят интенсивы по редакционной политике, фактчекингу, авторскому праву, производству видео и работе с данными [https://events.myrosmol.ru/ <nowiki>[ | '''Образовательные треки и акселерация.''' На форумах и в партнерских программах («Поколение медиа») молодые журналисты, блогеры, продюсеры и SMM‑специалисты проходят интенсивы по редакционной политике, фактчекингу, авторскому праву, производству видео и работе с данными [https://events.myrosmol.ru/ <nowiki>[4]</nowiki>]. Дополнительные модули посвящены построению устойчивых бизнес‑моделей молодёжных медиа, монетизации и этике [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/97812/ <nowiki>[8]</nowiki>]. | ||
'''Отраслевые премии и профессионализация.''' Всероссийская молодёжная премия «ШУМ» стимулирует качество и разнообразие молодёжного контента, формируя витрину лучших практик и карьерных лифтов [https://fadm.gov.ru/news/ <nowiki>[ | '''Отраслевые премии и профессионализация.''' Всероссийская молодёжная премия «ШУМ» стимулирует качество и разнообразие молодёжного контента, формируя витрину лучших практик и карьерных лифтов [https://fadm.gov.ru/news/ <nowiki>[16]</nowiki>]. | ||
== Программы и мероприятия == | == Программы и мероприятия == | ||
'''Форумная кампания Росмолодёжи.''' Единая цифровая витрина мероприятий объединяет федеральные форумы, региональные школы и медиалаборатории; анкета участника и треки (медиа, креативные индустрии, ИТ) доступны на платформе «Росмолодёжь.События» [https://events.myrosmol.ru/ <nowiki>[ | '''Форумная кампания Росмолодёжи.''' Единая цифровая витрина мероприятий объединяет федеральные форумы, региональные школы и медиалаборатории; анкета участника и треки (медиа, креативные индустрии, ИТ) доступны на платформе «Росмолодёжь.События» [https://events.myrosmol.ru/ <nowiki>[4]</nowiki>]. На ряде площадок добавлены питч‑сессии под гранты, коллаборации с медиаиндустрией и карьерные сервисы [https://events.myrosmol.ru/ <nowiki>[4]</nowiki>]. | ||
'''Региональные практики.''' «Молодежные медиа» (Костромская область) — пример формирования медиацентра как среды развития коммуникационных навыков подростков и молодых авторов; проект транслирует региональную повестку через созидательный цифровой контент [https://dobro.ru/project/32000 <nowiki>[ | '''Региональные практики.''' «Молодежные медиа» (Костромская область) — пример формирования медиацентра как среды развития коммуникационных навыков подростков и молодых авторов; проект транслирует региональную повестку через созидательный цифровой контент [https://dobro.ru/project/32000 <nowiki>[7]</nowiki>]. Молодёжная медиа‑школа «MediaFriends» (ХМАО) — пример муниципальной инициативы, получившей грантовую поддержку для обучения и запуска авторских медиапроектов [https://xn--80ajpld2c.xn--80af5akm8c.xn--p1ai/award/project/05bdc155-8fb0-4a56-b35a-6a937f0733cd/about?activeTab=1 <nowiki>[17]</nowiki>]. | ||
'''Молодёжные медиацентры и студредакции.''' Университетские и региональные медиацентры функционируют как креативные пространства с доступом к оборудованию, наставничеству и методической поддержке, обеспечивая «мост» от учебных проектов к профессиональным редакциям [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/97812/ <nowiki>[ | '''Молодёжные медиацентры и студредакции.''' Университетские и региональные медиацентры функционируют как креативные пространства с доступом к оборудованию, наставничеству и методической поддержке, обеспечивая «мост» от учебных проектов к профессиональным редакциям [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/97812/ <nowiki>[8]</nowiki>]. Ассоциации, такие как МАСТ, консолидируют сеть студенческих медиа, транслируя стандарты качества и этики [https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/application/item?id=8297181A-A424-47E5-A41B-1F18B178C6BE <nowiki>[11]</nowiki>]. | ||
'''Интеграция с государственными и общественными платформами.''' Молодёжные редакции и авторы регулярно коллаборируют с ведомствами, музеями, университетами и НКО, создавая просветительский и социальный контент, ориентированный на локальные сообщества и федеральную повестку [https://fadm.gov.ru/ <nowiki>[ | '''Интеграция с государственными и общественными платформами.''' Молодёжные редакции и авторы регулярно коллаборируют с ведомствами, музеями, университетами и НКО, создавая просветительский и социальный контент, ориентированный на локальные сообщества и федеральную повестку [https://fadm.gov.ru/ <nowiki>[9]</nowiki>]. | ||
== Безопасность, права и этика == | == Безопасность, права и этика == | ||
'''Защита несовершеннолетних.''' 436‑ФЗ закрепляет возрастную маркировку и требования к экспертизе информационной продукции, формируя регламент для платформ и авторов, работающих с подростковой аудиторией [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ <nowiki>[ | '''Защита несовершеннолетних.''' 436‑ФЗ закрепляет возрастную маркировку и требования к экспертизе информационной продукции, формируя регламент для платформ и авторов, работающих с подростковой аудиторией [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ <nowiki>[15]</nowiki>]. Практики медиагигиены и медиаграмотности поддерживаются через просветительские модули и кампании, включая «Единый урок безопасного интернета» в образовательной системе [https://events.myrosmol.ru/ <nowiki>[4]</nowiki>]. | ||
'''Персональные данные и приватность.''' 152‑ФЗ защищает права субъектов персональных данных; молодёжные медиа и платформы обязаны соблюдать принципы минимизации, информированного согласия и безопасности обработки [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ <nowiki>[ | '''Персональные данные и приватность.''' 152‑ФЗ защищает права субъектов персональных данных; молодёжные медиа и платформы обязаны соблюдать принципы минимизации, информированного согласия и безопасности обработки [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ <nowiki>[14]</nowiki>]. В совокупности с 149‑ФЗ формируется правовая рамка для ответственной модерации, хранения данных и прозрачности алгоритмов [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ <nowiki>[12]</nowiki>]. | ||
== Образование и медиаграмотность == | == Образование и медиаграмотность == | ||
'''Поколение медиа.''' Образовательный проект Минобрнауки и партнёров развивает компетенции молодых журналистов, продюсеров и редакторов, включён в ведомственную экосистему подготовки кадров для медиаотрасли [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/97812/ <nowiki>[ | '''Поколение медиа.''' Образовательный проект Минобрнауки и партнёров развивает компетенции молодых журналистов, продюсеров и редакторов, включён в ведомственную экосистему подготовки кадров для медиаотрасли [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/97812/ <nowiki>[8]</nowiki>]. В программах особое внимание уделяется этике, фактчекингу, безопасности, управлению проектами и работе с государственными и общественными институтами [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/97812/ <nowiki>[8]</nowiki>]. | ||
'''Просветительские форматы.''' Публичные лекции, медиаворкшопы и олимпиады, реализуемые при поддержке вузов, общественных организаций и просветительских институтов, повышают уровень медийной культуры и критического мышления молодёжи [https://events.myrosmol.ru/ <nowiki>[ | '''Просветительские форматы.''' Публичные лекции, медиаворкшопы и олимпиады, реализуемые при поддержке вузов, общественных организаций и просветительских институтов, повышают уровень медийной культуры и критического мышления молодёжи [https://events.myrosmol.ru/ <nowiki>[4]</nowiki>]. | ||
== Исследования и аналитика == | == Исследования и аналитика == | ||
'''Цифровая компетентность и неравенства.''' Российские исследования фиксируют рост цифровой компетентности молодёжи, но указывают на наличие «цифровых разрывов» по территориальным, социально‑экономическим и образовательным признакам, влияющих на формы участия и качество медиапотребления [https://kasogve.elpub.ru/jour/article/download/185/155 <nowiki>[ | '''Цифровая компетентность и неравенства.''' Российские исследования фиксируют рост цифровой компетентности молодёжи, но указывают на наличие «цифровых разрывов» по территориальным, социально‑экономическим и образовательным признакам, влияющих на формы участия и качество медиапотребления [https://kasogve.elpub.ru/jour/article/download/185/155 <nowiki>[18]</nowiki>]. Выравнивание доступа к широкополосному интернету и развитие медиаграмотности обозначаются как приоритетные направления социальной политики [https://kasogve.elpub.ru/jour/article/download/185/155 <nowiki>[18]</nowiki>]. | ||
'''Онлайн‑коммуникация и гражданское участие.''' Анализы сетевой активности молодёжи показывают, что социальные платформы становятся каналом вовлечения в локальные и федеральные сообщества, а также инструментом горизонтальной координации и культурной самопрезентации [https://galacticamedia.com/index.php/gmd/article/download/363/277 <nowiki>[ | '''Онлайн‑коммуникация и гражданское участие.''' Анализы сетевой активности молодёжи показывают, что социальные платформы становятся каналом вовлечения в локальные и федеральные сообщества, а также инструментом горизонтальной координации и культурной самопрезентации [https://galacticamedia.com/index.php/gmd/article/download/363/277 <nowiki>[19]</nowiki>]. Исследования подчёркивают роль модерации, доверия к источникам и алгоритмических рекомендаций в формировании повестки дня молодёжных сообществ [https://digitalsociology.guu.ru/jour/article/download/125/83 <nowiki>[20]</nowiki>]. | ||
== Тренды 2024–2025 == | == Тренды 2024–2025 == | ||
'''Мессенджеризация медиапотребления.''' Telegram укрепился как универсальная среда, совмещающая паблишинг, коммуникации и сервисы; для молодых создателей важна связка каналов, чатов и ботов с кросспостингом на видео‑ и соцплатформы [https://ppc.world/articles/auditoriya-vosmi-krupneyshih-socsetey-v-rossii-issledovaniya-i-cifry/ <nowiki>[ | '''Мессенджеризация медиапотребления.''' Telegram укрепился как универсальная среда, совмещающая паблишинг, коммуникации и сервисы; для молодых создателей важна связка каналов, чатов и ботов с кросспостингом на видео‑ и соцплатформы [https://ppc.world/articles/auditoriya-vosmi-krupneyshih-socsetey-v-rossii-issledovaniya-i-cifry/ <nowiki>[6]</nowiki>]. | ||
'''Рост короткого видео и live‑форматов.''' Вертикальные видео, клиповые нарративы и стриминг усиливают конкуренцию за внимание, повышая значимость аналитики аудитории и бережной модерации [https://www.web-canape.ru/business/statistika-interneta-i-socialnyh-setej-rossii-na-2025-god-glavnye-trendy-i-cifry/ <nowiki>[1]</nowiki>]. | '''Рост короткого видео и live‑форматов.''' Вертикальные видео, клиповые нарративы и стриминг усиливают конкуренцию за внимание, повышая значимость аналитики аудитории и бережной модерации [https://www.web-canape.ru/business/statistika-interneta-i-socialnyh-setej-rossii-na-2025-god-glavnye-trendy-i-cifry/ <nowiki>[1]</nowiki>]. | ||
'''Импортозамещение платформ и инфраструктур.''' Динамика RuTube и Дзена, а также интеграция с форумной и грантовой инфраструктурой создают устойчивый контур для запуска и масштабирования молодёжных медиаизданий [https://fadm.gov.ru/projects/ <nowiki>[ | '''Импортозамещение платформ и инфраструктур.''' Динамика RuTube и Дзена, а также интеграция с форумной и грантовой инфраструктурой создают устойчивый контур для запуска и масштабирования молодёжных медиаизданий [https://fadm.gov.ru/projects/ <nowiki>[10]</nowiki>]. | ||
== Практики и примеры == | == Практики и примеры == | ||
'''Локальные редакции и коридоры роста.''' Региональные медиа‑команды создают контент о городской среде, добровольчестве, культуре, науке; лучшие команды получают гранты, наставничество и выход на федеральные площадки [https://dobro.ru/project/32000 <nowiki>[ | '''Локальные редакции и коридоры роста.''' Региональные медиа‑команды создают контент о городской среде, добровольчестве, культуре, науке; лучшие команды получают гранты, наставничество и выход на федеральные площадки [https://dobro.ru/project/32000 <nowiki>[7]</nowiki>]. Программы медиашкол («MediaFriends») демонстрируют, как муниципальные инициативы запускают устойчивые практики с участием школ и колледжей [https://xn--80ajpld2c.xn--80af5akm8c.xn--p1ai/award/project/05bdc155-8fb0-4a56-b35a-6a937f0733cd/about?activeTab=1 <nowiki>[17]</nowiki>]. | ||
== Интересные факты == | == Интересные факты == | ||
* Для значимой части молодёжи виртуальная коммуникация сопоставима по значимости с офлайн‑взаимодействием; это отражается в выборе форматов обучения, досуга и самореализации [https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zhivushchie-v-seti-ili-mediapotreblenie-sovremennoi-molodezhi/ <nowiki>[2]</nowiki>]. | * Для значимой части молодёжи виртуальная коммуникация сопоставима по значимости с офлайн‑взаимодействием; это отражается в выборе форматов обучения, досуга и самореализации [https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zhivushchie-v-seti-ili-mediapotreblenie-sovremennoi-molodezhi/ <nowiki>[2]</nowiki>]. | ||
* Короткие видео и паблик‑чаты обеспечивают быстрый охват и глубокое вовлечение, но требуют развитой медиаграмотности и навыков фактчекинга [https://ppc.world/articles/auditoriya-vosmi-krupneyshih-socsetey-v-rossii-issledovaniya-i-cifry/ <nowiki>[ | * Короткие видео и паблик‑чаты обеспечивают быстрый охват и глубокое вовлечение, но требуют развитой медиаграмотности и навыков фактчекинга [https://ppc.world/articles/auditoriya-vosmi-krupneyshih-socsetey-v-rossii-issledovaniya-i-cifry/ <nowiki>[6]</nowiki>]. | ||
* Форумные медиа‑смены и гранты Росмолодёжи стали одним из ключевых каналов «выращивания» молодых редакций и авторов в регионах [https://fadm.gov.ru/projects/ <nowiki>[ | * Форумные медиа‑смены и гранты Росмолодёжи стали одним из ключевых каналов «выращивания» молодых редакций и авторов в регионах [https://fadm.gov.ru/projects/ <nowiki>[10]</nowiki>]. | ||
== См. также == | == См. также == | ||
| Строка 96: | Строка 95: | ||
[3] [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372646/ Федеральный закон «О молодёжной политике в Российской Федерации» от 30.12.2020 № 489‑ФЗ] | [3] [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372646/ Федеральный закон «О молодёжной политике в Российской Федерации» от 30.12.2020 № 489‑ФЗ] | ||
[4] [https:// | [4] [https://events.myrosmol.ru/ Платформа «Росмолодёжь.События»] | ||
[5] [https://www.rbc.ru/technology_and_media/01/03/2025/67c1b67a9a7947a146b068c3 Как дети и подростки пользуются интернетом в России (РБК, 2025)] | |||
[ | [6] [https://ppc.world/articles/auditoriya-vosmi-krupneyshih-socsetey-v-rossii-issledovaniya-i-cifry/ Исследования аудитории соцсетей в России в 2025 году] | ||
[ | [7] [https://dobro.ru/project/32000 Региональный проект «Молодёжные медиа» на платформе ДОБРО.РФ] | ||
[ | [8] [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/97812/ Проект «Поколение медиа»: молодые медийщики и наставники отрасли] | ||
[ | [9] [https://fadm.gov.ru/ Официальный сайт Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь)] | ||
[ | [10] [https://fadm.gov.ru/projects/ Проекты и конкурсные направления Росмолодёжи] | ||
[ | [11] [https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/application/item?id=8297181A-A424-47E5-A41B-1F18B178C6BE Проект «Третий этап развития Молодёжного центра медиа и коммуникаций» (Фонд президентских грантов)] | ||
[ | [12] [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ Федеральный закон от 27.07.2006 № 149‑ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»] | ||
[ | [13] [https://eais.rkn.gov.ru/docs/149.pdf Текст Федерального закона № 149‑ФЗ на сайте Роскомнадзора] | ||
[ | [14] [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ Федеральный закон от 27.07.2006 № 152‑ФЗ «О персональных данных»] | ||
[ | [15] [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ Федеральный закон от 29.12.2010 № 436‑ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»] | ||
[ | [16] [https://fadm.gov.ru/news/ Новости Росмолодёжи: отраслевые инициативы и премия «ШУМ»] | ||
[ | [17] [https://xn--80ajpld2c.xn--80af5akm8c.xn--p1ai/award/project/05bdc155-8fb0-4a56-b35a-6a937f0733cd/about?activeTab=1 Молодёжная медиа‑школа «MediaFriends»] | ||
[ | [18] [https://kasogve.elpub.ru/jour/article/download/185/155 Digital competence of Russian youth: state and factors of influence] | ||
[ | [19] [https://galacticamedia.com/index.php/gmd/article/download/363/277 Cross‑regional online interaction among Russian youth (SNA‑подход)] | ||
[ | [20] [https://digitalsociology.guu.ru/jour/article/download/125/83 Civic participation digitalisation: ограничения цифровых неравенств] | ||
[[Категория:Медиа и контент]] | [[Категория:Медиа и контент]] | ||
Текущая версия от 00:57, 3 ноября 2025
Статья создана с использованием языковой модели ИИ на основе открытых источников, ожидает проверку экспертного сообщества. |

Молодёжные интернет-ресурсы в России — совокупность цифровых платформ, веб‑сайтов, социальных сетей, видеохостингов, мессенджеров, новостных агрегаторов, образовательных и сервисных экосистем, ориентированных на граждан в возрасте 14–35 лет. В 2025 году интернет‑аудитория в России оценивается в ~133 млн человек (около 92% населения), а аудитория социальных сетей — в ~106 млн; молодёжь является наиболее активной частью этой аудитории и демонстрирует устойчивый сдвиг к потреблению и созданию контента в мобильных форматах и мессенджерах [1]. По данным социологических исследований, молодые россияне проводят в сети значительную часть свободного времени; у фиксируемой доли респондентов виртуальная коммуникация конкурирует с офлайн‑взаимодействием, что влияет на медиапривычки, гражданскую активность и самоидентификацию поколения [2]. Государственная молодёжная политика, закреплённая на федеральном уровне, при этом определяет приоритет поддержке созидательного цифрового контента, развитию молодёжных медиа и обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних [3].
Под молодёжными интернет‑ресурсами понимаются цифровые сервисы, где молодёжь выступает и аудиторией, и создателями: социальные сети (ВКонтакте), мессенджеры и соцмедиа (Telegram), видеохостинги (YouTube, RuTube), контент‑платформы (Дзен), платформы гражданского участия и добровольчества (ДОБРО.РФ), а также специализированные порталы государства и общественных организаций (например, «Росмолодёжь.События») [4]. В государственном правовом поле молодёжью признаются граждане 14–35 лет; информационное обеспечение и поддержка молодёжных СМИ и медиаинициатив прямо закреплены в целях и задачах государственной молодёжной политики [3].
По оценкам отраслевых обзоров, проникновение интернета и соцсетей в РФ стабильно высоко, а молодёжь чаще других групп использует мобильный доступ и мультиплатформенное потребление контента [1]. Социологические данные фиксируют, что значимая доля молодых людей отводит цифровым коммуникациям центральное место в повседневности (в ряде опросов доля тех, кто предпочитает онлайновое общение офлайн‑встречам, превышает долю ориентированных на личные контакты), что влияет на форматы досуга, обучения и гражданского участия [2]. Материалы отраслевых и деловых СМИ подчёркивают: подростки и молодёжь активно осваивают короткое видео, стриминг и паблик‑чаты, а также используют сети как канал самообразования и профориентации [5].
Типология платформ и популярные ресурсы
Социальные сети и мессенджеры. ВКонтакте остаётся крупнейшим социальным сервисом в стране по месячной аудитории и глубине коммуникаций; Telegram укрепился как универсальная платформа с экосистемой каналов, чатов и ботов, в том числе образовательных и волонтёрских [6]. Молодёжная аудитория использует эти платформы для новостного потребления, самоорганизации, тьюторинга и комьюнити‑практик, что стимулирует рост создательской экономики (UGC, микроблогинг, подкасты) [6].
Видеохостинги и контент‑платформы. YouTube сохраняет значимую роль как площадка для образовательного и развлекательного видео, в то время как RuTube демонстрирует рост и расширение партнёрских проектов с молодыми авторами; Дзен остаётся заметной платформой для статей и видеонарративов [6]. Короткие вертикальные видео усиливают кросс‑платформенную конкуренцию, повышая требования к медиаграмотности, авторскому праву и этике сетевого взаимодействия [1].
Гражданская активность и добровольчество. Платформа ДОБРО.РФ агрегирует волонтёрские инициативы, рекрутирует молодёжь в проекты взаимопомощи и гражданского участия, а также служит витриной для региональных молодёжных медиаинициатив [7]. Использование цифровых инструментов повышает прозрачность, масштабируемость и мультимедийность волонтёрских проектов, что делает участие более доступным для подростков и студентов [7].
Образовательные и событийные платформы. «Росмолодёжь.События» аккумулирует федеральные и региональные мероприятия с медиа‑треками (форумы, школы, акселераторы), позволяя молодым авторам получать наставничество, гранты и стажировки [4]. Программа «Поколение медиа» Минобрнауки России и партнёров ориентирована на развитие навыков медиакоммуникаций, проектного управления и отраслевой специализации (наука, культура, спорт, история, управление) [8].
Государственная политика и институты поддержки
Росмолодёжь (Федеральное агентство по делам молодёжи) выступает системным оператором развития молодёжных медиа: грантовая поддержка, образовательные модули, профильные смены на форумах, стимулирование позитивной повестки и комьюнити авторов [9]. На портале проектов представлены направления для молодых создателей контента, включая профильные конкурсы и интеграции с учреждениями культуры, науки и спорта [10].
Форумная кампания. Всероссийские форумы («Таврида», «Машук», «Территория смыслов» и др.) включают «медиа»-направления: участники осваивают сторителлинг, видеопродакшн, SMM, медиаменеджмент и могут защитить собственные проекты перед экспертами, заявляясь на грантовую поддержку [4]. Такая инфраструктура выполняет роль сетевого университета практических медиа, формируя сообщества выпускников и наставников [4].
Партнёрские и ведомственные инициативы. Минобрнауки и вузы развивают студенческие редакции, медиашколы и инкубаторы; в рамках «Поколения медиа» к наставничеству привлекаются управленцы, главные редакторы и публичные деятели [8]. НКО и профильные ассоциации (например, МАСТ) получают поддержку через грантовые механизмы для развития молодёжных медиацентров и региональных сетей [11].
Законодательная база
Федеральный закон № 489‑ФЗ «О молодёжной политике в РФ». Устанавливает возрастные рамки молодёжи (14–35) и относит информационное обеспечение молодёжной политики, поддержку молодёжных СМИ и медиаобразовательных практик к её задачам [3].
Федеральный закон № 149‑ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Базовый акт, регулирующий информационные отношения в сети, права на поиск и распространение информации, применение ИТ и защиту информации, включая нормы для операторов платформ и пользователей [12]. Текст действующей редакции также опубликован на ресурсах Роскомнадзора и правовых систем [13].
Федеральный закон № 152‑ФЗ «О персональных данных». Определяет принципы и условия обработки персональных данных, права субъектов, требования к согласиям, трансграничной передаче и локализации; критически важен для молодёжных медиа и образовательных платформ [14].
Федеральный закон № 436‑ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Вводит возрастную маркировку (0+, 6+, 12+, 16+, 18+), механизмы экспертизы информационной продукции и ограничения для деструктивного контента; обязателен для медиапроизводителей и организаторов распространения [15].
Иные нормы. В регулятивный контур также входят положения о рекламе и её маркировке в интернете, требования к организаторам распространения информации, меры по противодействию противоправному контенту и защите прав пользователей; соответствующие блоки отражены в действующих редакциях профильных законов и ведомственных актах [12].
Социальная политика и меры поддержки
Грантовая поддержка. Конкурсы Росмолодёжи предоставляют финансирование молодым авторам и организациям на производство социально значимого медиаконтента, запуск региональных медиацентров и проведение образовательных школ; подача и сопровождение проектов ведутся в цифровых сервисах ведомства [10]. Параллельно Президентский фонд культурных инициатив и Фонд президентских грантов поддерживают медиапроекты НКО, включая молодёжные медиа и просветительские форматы [11].
Образовательные треки и акселерация. На форумах и в партнерских программах («Поколение медиа») молодые журналисты, блогеры, продюсеры и SMM‑специалисты проходят интенсивы по редакционной политике, фактчекингу, авторскому праву, производству видео и работе с данными [4]. Дополнительные модули посвящены построению устойчивых бизнес‑моделей молодёжных медиа, монетизации и этике [8].
Отраслевые премии и профессионализация. Всероссийская молодёжная премия «ШУМ» стимулирует качество и разнообразие молодёжного контента, формируя витрину лучших практик и карьерных лифтов [16].
Программы и мероприятия
Форумная кампания Росмолодёжи. Единая цифровая витрина мероприятий объединяет федеральные форумы, региональные школы и медиалаборатории; анкета участника и треки (медиа, креативные индустрии, ИТ) доступны на платформе «Росмолодёжь.События» [4]. На ряде площадок добавлены питч‑сессии под гранты, коллаборации с медиаиндустрией и карьерные сервисы [4].
Региональные практики. «Молодежные медиа» (Костромская область) — пример формирования медиацентра как среды развития коммуникационных навыков подростков и молодых авторов; проект транслирует региональную повестку через созидательный цифровой контент [7]. Молодёжная медиа‑школа «MediaFriends» (ХМАО) — пример муниципальной инициативы, получившей грантовую поддержку для обучения и запуска авторских медиапроектов [17].
Молодёжные медиацентры и студредакции. Университетские и региональные медиацентры функционируют как креативные пространства с доступом к оборудованию, наставничеству и методической поддержке, обеспечивая «мост» от учебных проектов к профессиональным редакциям [8]. Ассоциации, такие как МАСТ, консолидируют сеть студенческих медиа, транслируя стандарты качества и этики [11].
Интеграция с государственными и общественными платформами. Молодёжные редакции и авторы регулярно коллаборируют с ведомствами, музеями, университетами и НКО, создавая просветительский и социальный контент, ориентированный на локальные сообщества и федеральную повестку [9].
Безопасность, права и этика
Защита несовершеннолетних. 436‑ФЗ закрепляет возрастную маркировку и требования к экспертизе информационной продукции, формируя регламент для платформ и авторов, работающих с подростковой аудиторией [15]. Практики медиагигиены и медиаграмотности поддерживаются через просветительские модули и кампании, включая «Единый урок безопасного интернета» в образовательной системе [4].
Персональные данные и приватность. 152‑ФЗ защищает права субъектов персональных данных; молодёжные медиа и платформы обязаны соблюдать принципы минимизации, информированного согласия и безопасности обработки [14]. В совокупности с 149‑ФЗ формируется правовая рамка для ответственной модерации, хранения данных и прозрачности алгоритмов [12].
Образование и медиаграмотность
Поколение медиа. Образовательный проект Минобрнауки и партнёров развивает компетенции молодых журналистов, продюсеров и редакторов, включён в ведомственную экосистему подготовки кадров для медиаотрасли [8]. В программах особое внимание уделяется этике, фактчекингу, безопасности, управлению проектами и работе с государственными и общественными институтами [8].
Просветительские форматы. Публичные лекции, медиаворкшопы и олимпиады, реализуемые при поддержке вузов, общественных организаций и просветительских институтов, повышают уровень медийной культуры и критического мышления молодёжи [4].
Исследования и аналитика
Цифровая компетентность и неравенства. Российские исследования фиксируют рост цифровой компетентности молодёжи, но указывают на наличие «цифровых разрывов» по территориальным, социально‑экономическим и образовательным признакам, влияющих на формы участия и качество медиапотребления [18]. Выравнивание доступа к широкополосному интернету и развитие медиаграмотности обозначаются как приоритетные направления социальной политики [18].
Онлайн‑коммуникация и гражданское участие. Анализы сетевой активности молодёжи показывают, что социальные платформы становятся каналом вовлечения в локальные и федеральные сообщества, а также инструментом горизонтальной координации и культурной самопрезентации [19]. Исследования подчёркивают роль модерации, доверия к источникам и алгоритмических рекомендаций в формировании повестки дня молодёжных сообществ [20].
Тренды 2024–2025
Мессенджеризация медиапотребления. Telegram укрепился как универсальная среда, совмещающая паблишинг, коммуникации и сервисы; для молодых создателей важна связка каналов, чатов и ботов с кросспостингом на видео‑ и соцплатформы [6].
Рост короткого видео и live‑форматов. Вертикальные видео, клиповые нарративы и стриминг усиливают конкуренцию за внимание, повышая значимость аналитики аудитории и бережной модерации [1].
Импортозамещение платформ и инфраструктур. Динамика RuTube и Дзена, а также интеграция с форумной и грантовой инфраструктурой создают устойчивый контур для запуска и масштабирования молодёжных медиаизданий [10].
Практики и примеры
Локальные редакции и коридоры роста. Региональные медиа‑команды создают контент о городской среде, добровольчестве, культуре, науке; лучшие команды получают гранты, наставничество и выход на федеральные площадки [7]. Программы медиашкол («MediaFriends») демонстрируют, как муниципальные инициативы запускают устойчивые практики с участием школ и колледжей [17].
Интересные факты
- Для значимой части молодёжи виртуальная коммуникация сопоставима по значимости с офлайн‑взаимодействием; это отражается в выборе форматов обучения, досуга и самореализации [2].
- Короткие видео и паблик‑чаты обеспечивают быстрый охват и глубокое вовлечение, но требуют развитой медиаграмотности и навыков фактчекинга [6].
- Форумные медиа‑смены и гранты Росмолодёжи стали одним из ключевых каналов «выращивания» молодых редакций и авторов в регионах [10].
См. также
- Противодействие негативному контенту в Интернете
- Молодёжные подкасты и аудиопроекты
- Создание позитивного контента для молодёжи
- Программы медиаграмотности для молодёжи
Ссылки
[1] Статистика интернета России на 2025 год: главные цифры и тренды
[2] Живущие в сети, или Медиапотребление современной молодёжи. ВЦИОМ
[3] Федеральный закон «О молодёжной политике в Российской Федерации» от 30.12.2020 № 489‑ФЗ
[4] Платформа «Росмолодёжь.События»
[5] Как дети и подростки пользуются интернетом в России (РБК, 2025)
[6] Исследования аудитории соцсетей в России в 2025 году
[7] Региональный проект «Молодёжные медиа» на платформе ДОБРО.РФ
[8] Проект «Поколение медиа»: молодые медийщики и наставники отрасли
[9] Официальный сайт Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь)
[10] Проекты и конкурсные направления Росмолодёжи
[11] Проект «Третий этап развития Молодёжного центра медиа и коммуникаций» (Фонд президентских грантов)
[13] Текст Федерального закона № 149‑ФЗ на сайте Роскомнадзора
[14] Федеральный закон от 27.07.2006 № 152‑ФЗ «О персональных данных»
[16] Новости Росмолодёжи: отраслевые инициативы и премия «ШУМ»
[17] Молодёжная медиа‑школа «MediaFriends»
[18] Digital competence of Russian youth: state and factors of influence
[19] Cross‑regional online interaction among Russian youth (SNA‑подход)
[20] Civic participation digitalisation: ограничения цифровых неравенств