Профилактика суицидального поведения среди молодёжи: различия между версиями

Материал из Гид по молодежной политике
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ'''
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ'''


[[Файл:SuicidePreventionYouth.jpg|мини|500x500пкс|Логотип многих профилактических бесед со школьниками]]
[[Файл:SuicidePreventionYouth.jpg|мини|500x500пкс|Профилактическая беседа со школьниками]]


= Введение =
= Введение =
Профилактика суицидального поведения среди молодёжи — система мероприятий, направленных на снижение уровня суицидов и суицидальных попыток в возрастной группе от 14 до 24 лет на территории Российской Федерации. По данным Ведомостей, за первую половину 2025 года в России было зафиксировано 395 подростковых суицидов [https://www.vedomosti.ru/society/articles/2025/08/14/1131401-za-pervuyu-polovinu-2025-goda-v-rossii-395-podrostkov-sovershili-suitsid <nowiki>[1]</nowiki>], а в 2024 году — 735 случаев суицида среди несовершеннолетних [https://www.rbc.ru/society/07/07/2022/62c594289a7947eece23ead6 <nowiki>[2]</nowiki>]. Ежегодно около 2 800 детей и подростков погибают вследствие суицида или суицидальных действий [https://sh66-eushta-r69.gosweb.gosuslugi.ru/nasha-shkola/profilaktika/profilaktika-suitsidalnogo-povedeniya/ <nowiki>[3]</nowiki>]. По статистике Российской Федерации, в среднем на 100 тысяч населения приходится 17,1 случаев самоубийств и селфхарма у детей [https://gospitalnaya.ru/blog/podrostkovyj-suiczid <nowiki>[23]</nowiki>]. Проблема требует комплексного межведомственного подхода с привлечением образовательных, медицинских, социальных служб и семьи [https://vdtd.ru/psychological-risk-factors-for-suicidal-behavior-in-adolescents/ <nowiki>[24]</nowiki>].
**Профилактика суицидального поведения среди молодёжи** — система мероприятий, направленных на снижение уровня суицидов и суицидальных попыток в возрастной группе от 14 до 24 лет на территории Российской Федерации. По данным Ведомостей, за первую половину 2025 года в России было зафиксировано 395 подростковых суицидов [https://www.vedomosti.ru/society/articles/2025/08/14/1131401-za-pervuyu-polovinu-2025-goda-v-rossii-395-podrostkov-sovershili-suitsid <nowiki>[1]</nowiki>], а в 2024 году — 735 случаев суицида среди несовершеннолетних [https://www.rbc.ru/society/07/07/2022/62c594289a7947eece23ead6 <nowiki>[2]</nowiki>]. Ежегодно около 2 800 детей и подростков погибают вследствие суицида или суицидальных действий [https://sh66-eushta-r69.gosweb.gosuslugi.ru/nasha-shkola/profilaktika/profilaktika-suitsidalnogo-povedeniya/ <nowiki>[3]</nowiki>]. По статистике Российской Федерации, в среднем на 100 тысяч населения приходится 17,1 случаев самоубийств и селфхарма у детей [https://gospitalnaya.ru/blog/podrostkovyj-suiczid <nowiki>[4]</nowiki>]. Проблема требует комплексного межведомственного подхода с привлечением образовательных, медицинских, социальных служб и семьи [https://vdtd.ru/psychological-risk-factors-for-suicidal-behavior-in-adolescents/ <nowiki>[5]</nowiki>].


= Законодательная база =
= Законодательная база =
Федеральное законодательство содержит нормы, влияющие на профилактику суицидального поведения.
Федеральное законодательство содержит нормы, влияющие на профилактику суицидального поведения. **Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»** № 323-ФЗ от 21.11.2011 определяет мероприятия по психолого-педагогической поддержке подростков и обязывает медицинские организации оказывать специализированную психиатрическую помощь несовершеннолетним [https://base.garant.ru/12191967/ <nowiki>[6]</nowiki>]. **Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»** № 273-ФЗ от 29.12.2012 требует создания в образовательных организациях служб психологической помощи и социально-педагогического сопровождения обучающихся [https://base.garant.ru/70291362/ <nowiki>[7]</nowiki>]. **Приказ Минздрава России от 28.12.2016 № 1005н** «Об утверждении порядка оказания психологической помощи детям» регламентирует работу «телефонов доверия», горячих линий и мобильных групп реагирования, устанавливая стандарты экстренной психологической помощи [https://base.garant.ru/71598878/ <nowiki>[8]</nowiki>]. **Федеральный закон № 120-ФЗ** «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет полномочия комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки, образовательных и медицинских учреждений в профилактической работе с детьми группы риска [https://base.garant.ru/12116087/ <nowiki>[9]</nowiki>]. **Распоряжение Правительства РФ от 26.04.2021 № 1058-р** утверждает комплекс мер до 2025 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних, включая развитие психологических служб, повышение квалификации специалистов и информирование молодёжи о доступной помощи [https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400626405/ <nowiki>[10]</nowiki>].
 
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011 определяет мероприятия по психолого-педагогической поддержке подростков и обязывает медицинские организации оказывать специализированную психиатрическую помощь несовершеннолетним [https://base.garant.ru/12191967/ <nowiki>[4]</nowiki>].  
 
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 требует создания в образовательных организациях служб психологической помощи и социально-педагогического сопровождения обучающихся [https://base.garant.ru/70291362/ <nowiki>[5]</nowiki>].  
 
Приказ Минздрава России от 28.12.2016 № 1005н «Об утверждении порядка оказания психологической помощи детям» регламентирует работу «телефонов доверия», горячих линий и мобильных групп реагирования, устанавливая стандарты экстренной психологической помощи [https://base.garant.ru/71598878/ <nowiki>[6]</nowiki>].  
 
Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет полномочия комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки, образовательных и медицинских учреждений в профилактической работе с детьми группы риска [https://base.garant.ru/12116087/ <nowiki>[25]</nowiki>].  
 
Распоряжение Правительства РФ от 26.04.2021 № 1058-р утверждает комплекс мер до 2025 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних, включая развитие психологических служб, повышение квалификации специалистов и информирование молодёжи о доступной помощи [https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400626405/ <nowiki>[26]</nowiki>].


= Факторы риска =
= Факторы риска =
Развитие суицидального поведения у подростков обусловлено комплексом биологических, психологических и социальных факторов. К семейным факторам риска относятся: случаи суицида в семейной истории, алкоголизм или наркомания у близких родственников, насилие в семье (физическое и психологическое), авторитарный стиль воспитания с жестким контролем, отсутствие эмоциональной привязанности между родителями и ребенком, развод родителей или смерть близких [https://gospitalnaya.ru/blog/podrostkovyj-suiczid <nowiki>[23]</nowiki>] [https://cmphmao.ru/node/169210 <nowiki>[27]</nowiki>].  
Развитие суицидального поведения у подростков обусловлено комплексом биологических, психологических и социальных факторов. К **семейным факторам риска** относятся: случаи суицида в семейной истории, алкоголизм или наркомания у близких родственников, насилие в семье (физическое и психологическое), авторитарный стиль воспитания с жестким контролем, отсутствие эмоциональной привязанности между родителями и ребенком, развод родителей или смерть близких [https://gospitalnaya.ru/blog/podrostkovyj-suiczid <nowiki>[4]</nowiki>] [https://cmphmao.ru/node/169210 <nowiki>[11]</nowiki>]. **Психологические факторы** включают: аффективные расстройства (депрессия, биполярное расстройство), низкую самооценку и чувство несостоятельности, фрустрированные психологические потребности (хронический неуспех в достижении целей), снижение когнитивных функций и потерю интереса к обучению, чувство безнадежности и безвыходности [https://gospitalnaya.ru/blog/podrostkovyj-suiczid <nowiki>[4]</nowiki>] [https://vdtd.ru/psychological-risk-factors-for-suicidal-behavior-in-adolescents/ <nowiki>[5]</nowiki>]. К **социальным факторам** относятся: проблемы в межличностных отношениях со сверстниками, социальная изоляция и одиночество, буллинг (травля) в школьной среде, неудачи в романтических отношениях, употребление психоактивных веществ и алкоголя, девиантное и асоциальное поведение [https://gospitalnaya.ru/blog/podrostkovyj-suiczid <nowiki>[4]</nowiki>] [https://rrmedicine.ru/journal/article/1841/ <nowiki>[12]</nowiki>]. Статистика показывает, что на развитие суицидального поведения влияют также пол, возраст, место проживания и состояние здоровья подростка [https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-riska-razvitiya-suitsidalnogo-povedeniya <nowiki>[13]</nowiki>].
 
Психологические факторы включают: аффективные расстройства (депрессия, биполярное расстройство), низкую самооценку и чувство несостоятельности, фрустрированные психологические потребности (хронический неуспех в достижении целей), снижение когнитивных функций и потерю интереса к обучению, чувство безнадежности и безвыходности [https://gospitalnaya.ru/blog/podrostkovyj-suiczid <nowiki>[23]</nowiki>] [https://vdtd.ru/psychological-risk-factors-for-suicidal-behavior-in-adolescents/ <nowiki>[24]</nowiki>]. К **социальным факторам** относятся: проблемы в межличностных отношениях со сверстниками, социальная изоляция и одиночество, буллинг (травля) в школьной среде, неудачи в романтических отношениях, употребление психоактивных веществ и алкоголя, девиантное и асоциальное поведение [https://gospitalnaya.ru/blog/podrostkovyj-suiczid <nowiki>[23]</nowiki>] [https://rrmedicine.ru/journal/article/1841/ <nowiki>[28]</nowiki>]. Статистика показывает, что на развитие суицидального поведения влияют также пол, возраст, место проживания и состояние здоровья подростка [https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-riska-razvitiya-suitsidalnogo-povedeniya <nowiki>[29]</nowiki>].


= Признаки суицидального поведения =
= Признаки суицидального поведения =
Специалисты выделяют характерные поведенческие признаки, указывающие на суицидальный риск: перемены в поведении (замкнутость, уединение, рискованные действия), резкое падение успеваемости и эмоциональные взрывы в школе, засыпание на уроках из-за нарушений сна, затяжные нарушения сна с кошмарами (катастрофы, катаклизмы), депрессия и изменения в режиме питания и сна [https://omsk.sledcom.ru/PAMJATKI_bezopasnogo_povedenija_dlja_det/item/1022364/ <nowiki>[30]</nowiki>] [https://zhuravushka86.ru/sites/default/files/pamyatka_o_podrostkovom_suicide.pdf <nowiki>[31]</nowiki>].  
Специалисты выделяют характерные **поведенческие признаки**, указывающие на суицидальный риск: перемены в поведении (замкнутость, уединение, рискованные действия), резкое падение успеваемости и эмоциональные взрывы в школе, засыпание на уроках из-за нарушений сна, затяжные нарушения сна с кошмарами (катастрофы, катаклизмы), депрессия и изменения в режиме питания и сна [https://omsk.sledcom.ru/PAMJATKI_bezopasnogo_povedenija_dlja_det/item/1022364/ <nowiki>[14]</nowiki>] [https://zhuravushka86.ru/sites/default/files/pamyatka_o_podrostkovom_suicide.pdf <nowiki>[15]</nowiki>]. **Эмоциональные признаки** включают: усиление чувства беспокойства и безнадежности, чувство вины и потеря интереса к общественной жизни, апатия и безмолвие (тяжесть на подъем, уход от обязанностей), выраженное чувство несостоятельности и неуверенности в себе, которое может маскироваться вызывающим поведением и дерзостью [https://omsk.sledcom.ru/PAMJATKI_bezopasnogo_povedenija_dlja_det/item/1022364/ <nowiki>[14]</nowiki>] [https://zhuravushka86.ru/sites/default/files/pamyatka_o_podrostkovom_suicide.pdf <nowiki>[15]</nowiki>]. К **вербальным признакам** относятся: устные заявления типа «Я желаю быть мёртвым», «Оставь меня в покое», излишнее проявление интереса к теме смерти и усиленное внимание к оккультизму, интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера [https://omsk.sledcom.ru/PAMJATKI_bezopasnogo_povedenija_dlja_det/item/1022364/ <nowiki>[14]</nowiki>] [https://zhuravushka86.ru/sites/default/files/pamyatka_o_podrostkovom_suicide.pdf <nowiki>[15]</nowiki>]. Важным маркером является **наличие предыдущей суицидальной попытки** и примеры самоубийств в близком окружении (родители, друзья), что значительно повышает риск повторного суицидального поведения [https://zhuravushka86.ru/sites/default/files/pamyatka_o_podrostkovom_suicide.pdf <nowiki>[15]</nowiki>].
 
Эмоциональные признаки включают: усиление чувства беспокойства и безнадежности, чувство вины и потеря интереса к общественной жизни, апатия и безмолвие (тяжесть на подъем, уход от обязанностей), выраженное чувство несостоятельности и неуверенности в себе, которое может маскироваться вызывающим поведением и дерзостью [https://omsk.sledcom.ru/PAMJATKI_bezopasnogo_povedenija_dlja_det/item/1022364/ <nowiki>[30]</nowiki>] [https://zhuravushka86.ru/sites/default/files/pamyatka_o_podrostkovom_suicide.pdf <nowiki>[31]</nowiki>].  
 
К вербальным признакам относятся: устные заявления типа «Я желаю быть мёртвым», «Оставь меня в покое», излишнее проявление интереса к теме смерти и усиленное внимание к оккультизму, интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера [https://omsk.sledcom.ru/PAMJATKI_bezopasnogo_povedenija_dlja_det/item/1022364/ <nowiki>[30]</nowiki>] [https://zhuravushka86.ru/sites/default/files/pamyatka_o_podrostkovom_suicide.pdf <nowiki>[31]</nowiki>].  
 
Важным маркером является наличие предыдущей суицидальной попытки и примеры самоубийств в близком окружении (родители, друзья), что значительно повышает риск повторного суицидального поведения [https://zhuravushka86.ru/sites/default/files/pamyatka_o_podrostkovom_suicide.pdf <nowiki>[31]</nowiki>].


= Организации поддержки =
= Организации поддержки =
В Российской Федерации функционирует развитая система организаций, оказывающих психологическую и социальную поддержку подросткам и молодёжи.  
В Российской Федерации функционирует развитая система организаций, оказывающих психологическую и социальную поддержку подросткам и молодёжи. **Детский телефон доверия** (тел. 8-800-2000-122) работает круглосуточно, бесплатно и анонимно по всей территории России, оказывая экстренную психологическую помощь детям, подросткам и родителям [https://telefon-doveria.ru <nowiki>[16]</nowiki>]. **Единая горячая линия Министерства здравоохранения РФ** по вопросам психического здоровья (тел. 122) обеспечивает консультирование по вопросам психиатрической помощи и направление в специализированные медицинские учреждения [https://minzdrav.gov.ru <nowiki>[17]</nowiki>]. На региональном уровне действуют **кризисные центры** и отделения службы «Социальная гостиница» при органах социальной защиты, предоставляющие временное убежище и психосоциальное сопровождение подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации [https://mintrud.gov.ru <nowiki>[18]</nowiki>]. Негосударственный сектор представлен организациями, такими как **НКО «Вместе против суицида»**, которая реализует обучающие семинары, акции по повышению стрессоустойчивости подростков и информационные кампании в социальных сетях [https://suicide.ru <nowiki>[19]</nowiki>]. **Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь)** координирует программы поддержки молодёжи, включая гранты для проектов, направленных на профилактику деструктивного поведения и развитие психологического благополучия [https://fadm.gov.ru <nowiki>[20]</nowiki>].
 
Детский телефон доверия (тел. 8-800-2000-122) работает круглосуточно, бесплатно и анонимно по всей территории России, оказывая экстренную психологическую помощь детям, подросткам и родителям [https://telefon-doveria.ru <nowiki>[7]</nowiki>].  
 
Единая горячая линия Министерства здравоохранения РФ по вопросам психического здоровья (тел. 122) обеспечивает консультирование по вопросам психиатрической помощи и направление в специализированные медицинские учреждения [https://minzdrav.gov.ru <nowiki>[8]</nowiki>].  
 
На региональном уровне действуют кризисные центры и отделения службы «Социальная гостиница» при органах социальной защиты, предоставляющие временное убежище и психосоциальное сопровождение подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации [https://mintrud.gov.ru <nowiki>[9]</nowiki>]. Негосударственный сектор представлен организациями, такими как НКО «Вместе против суицида», которая реализует обучающие семинары, акции по повышению стрессоустойчивости подростков и информационные кампании в социальных сетях [https://suicide.ru <nowiki>[10]</nowiki>].  
 
Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) координирует программы поддержки молодёжи, включая гранты для проектов, направленных на профилактику деструктивного поведения и развитие психологического благополучия [https://fadm.gov.ru <nowiki>[13]</nowiki>].


= Роль семьи =
= Роль семьи =
Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование или профилактику суицидальной склонности у подростков. Статистика показывает, что истинной причиной подросткового суицида, выявляемой при детальном анализе ситуации, как правило, оказываются нарушенные взаимоотношения в семье [https://cmphmao.ru/node/169210 <nowiki>[27]</nowiki>].
Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование или профилактику суицидальной склонности у подростков. Статистика показывает, что истинной причиной подросткового суицида, выявляемой при детальном анализе ситуации, как правило, оказываются нарушенные взаимоотношения в семье [https://cmphmao.ru/node/169210 <nowiki>[11]</nowiki>]. Специфика подросткового возраста — повышенная чувствительность к эмоциональному климату в семье, что усиливается трудностями периода самоидентификации и вхождения в социум [https://tkfk.ru/docs/rod_vseobuch/rrvpspp.pdf <nowiki>[21]</nowiki>]. **Первое и главное правило** предотвращения подросткового суицида — доверительные, искренние отношения в семье, понимание является лучшим лекарством от суицида [https://tkfk.ru/docs/rod_vseobuch/rrvpspp.pdf <nowiki>[21]</nowiki>]. Родителям рекомендуется: учить ребенка принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия («Что будет, если...»), воспитывать привычку рассказывать не только о достижениях, но и о тревогах, сомнениях и страхах, не иронизировать над ребенком в ситуациях его слабости, а помогать и поддерживать, обсудить работу служб экстренной помощи и записать номера телефонов доверия [https://tkfk.ru/docs/rod_vseobuch/rrvpspp.pdf <nowiki>[21]</nowiki>]. Для предупреждения самоубийств необходимо воспитание чувства собственного достоинства, важно, чтобы ребенок ощущал себя личностью и уважал свои взгляды и убеждения [https://tkfk.ru/docs/rod_vseobuch/rrvpspp.pdf <nowiki>[21]</nowiki>] [https://irkobl.ru/sites/society/news/newsterr/2585868/?type=special <nowiki>[22]</nowiki>].
 
Специфика подросткового возраста — повышенная чувствительность к эмоциональному климату в семье, что усиливается трудностями периода самоидентификации и вхождения в социум [https://tkfk.ru/docs/rod_vseobuch/rrvpspp.pdf <nowiki>[32]</nowiki>]. Первое и главное правило предотвращения подросткового суицида — доверительные, искренние отношения в семье, понимание является лучшим лекарством от суицида [https://tkfk.ru/docs/rod_vseobuch/rrvpspp.pdf <nowiki>[32]</nowiki>]. Родителям рекомендуется: учить ребенка принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия («Что будет, если...»), воспитывать привычку рассказывать не только о достижениях, но и о тревогах, сомнениях и страхах, не иронизировать над ребенком в ситуациях его слабости, а помогать и поддерживать, обсудить работу служб экстренной помощи и записать номера телефонов доверия [https://tkfk.ru/docs/rod_vseobuch/rrvpspp.pdf <nowiki>[32]</nowiki>]. Для предупреждения самоубийств необходимо воспитание чувства собственного достоинства, важно, чтобы ребенок ощущал себя личностью и уважал свои взгляды и убеждения [https://tkfk.ru/docs/rod_vseobuch/rrvpspp.pdf <nowiki>[32]</nowiki>] [https://irkobl.ru/sites/society/news/newsterr/2585868/?type=special <nowiki>[33]</nowiki>].


= Социальная политика и меры поддержки =
= Социальная политика и меры поддержки =
В образовательных организациях и общественных институтах реализуются следующие меры профилактики. Ежегодное социально-психологическое тестирование проводится для выявления «группы риска» по суицидальным мыслям и попыткам, а также факторов психологической уязвимости обучающихся [https://edu.gov.ru <nowiki>[11]</nowiki>]. В школах и вузах организуются тренинги и занятия по развитию навыков эмоциональной саморегуляции, стрессоустойчивости, конфликт-менеджмента и безопасного поведения в интернете [https://minobrnauki.gov.ru <nowiki>[12]</nowiki>].  
В образовательных организациях и общественных институтах реализуются следующие меры профилактики. Ежегодное **социально-психологическое тестирование** проводится для выявления «группы риска» по суицидальным мыслям и попыткам, а также факторов психологической уязвимости обучающихся [https://edu.gov.ru <nowiki>[23]</nowiki>]. В школах и вузах организуются **тренинги и занятия** по развитию навыков эмоциональной саморегуляции, стрессоустойчивости, конфликт-менеджмента и безопасного поведения в интернете [https://minobrnauki.gov.ru <nowiki>[24]</nowiki>]. Проводятся **информационно-просветительские кампании** «Говори, если трудно», «Живи!», «Ты не один» с участием медийных лиц, блогеров и волонтёров НКО, направленные на снижение стигматизации психологических проблем [https://fadm.gov.ru <nowiki>[20]</nowiki>]. При школах и домах культуры действуют **«семейные клубы»** для гармонизации внутрисемейных отношений, где проводятся совместные занятия родителей и детей, консультации психологов и тренинги детско-родительских отношений [https://mkrf.ru <nowiki>[25]</nowiki>]. Обеспечивается **психолого-педагогическое сопровождение** учащихся, переживших кризисные ситуации (потерю близких, насилие, буллинг), с участием педагогов-психологов, социальных работников и при необходимости врачей-психиатров [https://edu.gov.ru <nowiki>[23]</nowiki>]. На федеральном уровне реализуются **меры информационной безопасности**: мониторинг и блокировка интернет-ресурсов, содержащих информацию о способах суицида, пропаганду самоубийств и «группы смерти» в социальных сетях [https://rkn.gov.ru <nowiki>[26]</nowiki>].
 
Проводятся информационно-просветительские кампании «Говори, если трудно», «Живи!», «Ты не один» с участием медийных лиц, блогеров и волонтёров НКО, направленные на снижение стигматизации психологических проблем [https://fadm.gov.ru <nowiki>[13]</nowiki>]. При школах и домах культуры действуют «семейные клубы» для гармонизации внутрисемейных отношений, где проводятся совместные занятия родителей и детей, консультации психологов и тренинги детско-родительских отношений [https://mkrf.ru <nowiki>[14]</nowiki>]. Обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение учащихся, переживших кризисные ситуации (потерю близких, насилие, буллинг), с участием педагогов-психологов, социальных работников и при необходимости врачей-психиатров [https://edu.gov.ru <nowiki>[15]</nowiki>].  
 
На федеральном уровне реализуются меры информационной безопасности: мониторинг и блокировка интернет-ресурсов, содержащих информацию о способах суицида, пропаганду самоубийств и «группы смерти» в социальных сетях [https://rkn.gov.ru <nowiki>[34]</nowiki>].


= Программы и мероприятия =
= Программы и мероприятия =


== Национальные программы ==
== Национальные программы ==
**Программа «Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков»** Минпросвещения РФ (2022) включает три основных направления: выявление и сопровождение «группы риска» через регулярный скрининг и индивидуальное консультирование, пропаганду здорового образа жизни и психологическое просвещение (психообразование) через классные часы и тематические недели, оптимизацию межличностных отношений в образовательной среде путем профилактики буллинга и развития навыков коммуникации [https://edu.gov.ru <nowiki>[16]</nowiki>].  
**Программа «Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков»** Минпросвещения РФ (2022) включает три основных направления: выявление и сопровождение «группы риска» через регулярный скрининг и индивидуальное консультирование, пропаганду здорового образа жизни и психологическое просвещение (психообразование) через классные часы и тематические недели, оптимизацию межличностных отношений в образовательной среде путем профилактики буллинга и развития навыков коммуникации [https://edu.gov.ru <nowiki>[23]</nowiki>]. **Федеральный проект «Детство без тревог»** в рамках национального проекта «Демография» направлен на финансирование обучения школьных психологов и социальных педагогов, создание региональных кризисных центров для детей и подростков, оснащение образовательных организаций кабинетами психологической разгрузки [https://government.ru <nowiki>[27]</nowiki>]. **Комплекс мер до 2025 года** по совершенствованию системы профилактики суицида включает: повышение доступности психологической помощи, развитие служб медиации в школах, подготовку педагогов к раннему выявлению признаков суицидального поведения, информирование подростков о возможностях получения помощи [https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400626405/ <nowiki>[10]</nowiki>].
 
Федеральный проект «Детство без тревог» в рамках национального проекта «Демография» направлен на финансирование обучения школьных психологов и социальных педагогов, создание региональных кризисных центров для детей и подростков, оснащение образовательных организаций кабинетами психологической разгрузки [https://government.ru <nowiki>[17]</nowiki>]. Комплекс мер до 2025 года по совершенствованию системы профилактики суицида включает: повышение доступности психологической помощи, развитие служб медиации в школах, подготовку педагогов к раннему выявлению признаков суицидального поведения, информирование подростков о возможностях получения помощи [https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400626405/ <nowiki>[26]</nowiki>].


== Региональные инициативы ==
== Региональные инициативы ==
В Московской области функционирует программа «Телефон второй родины»: мобильная группа психологов выезжает по вызову школ и семей для оказания экстренной психологической помощи подросткам в кризисной ситуации [https://mosreg.ru <nowiki>[18]</nowiki>].  
В **Московской области** функционирует программа «Телефон второй родины»: мобильная группа психологов выезжает по вызову школ и семей для оказания экстренной психологической помощи подросткам в кризисной ситуации [https://mosreg.ru <nowiki>[28]</nowiki>]. В **Приморском крае** реализуется программа «Жизнь как ценность» с участием краевого колледжа искусств, где проводятся арт-терапевтические занятия, направленные на развитие эмоционального интеллекта и самовыражения подростков через творчество [https://primorsky.ru <nowiki>[29]</nowiki>]. В **Республике Татарстан** действует межведомственная программа профилактики суицидов среди несовершеннолетних до 2025 года, включающая обучение специалистов, мониторинг факторов риска и создание реабилитационных центров [https://ktnhp.tatarstan.ru <nowiki>[30]</nowiki>]. В **Алтайском крае**, регионе с традиционно высокими показателями подросткового суицида, реализуется комплексная программа межведомственного взаимодействия органов образования, здравоохранения и социальной защиты [http://izvestia.asu.ru/en/article/218/ <nowiki>[31]</nowiki>].
 
В Приморском крае реализуется программа «Жизнь как ценность» с участием краевого колледжа искусств, где проводятся арт-терапевтические занятия, направленные на развитие эмоционального интеллекта и самовыражения подростков через творчество [https://primorsky.ru <nowiki>[19]</nowiki>].
 
В Республике Татарстан действует межведомственная программа профилактики суицидов среди несовершеннолетних до 2025 года, включающая обучение специалистов, мониторинг факторов риска и создание реабилитационных центров [https://ktnhp.tatarstan.ru <nowiki>[35]</nowiki>].  
 
В Алтайском крае, регионе с традиционно высокими показателями подросткового суицида, реализуется комплексная программа межведомственного взаимодействия органов образования, здравоохранения и социальной защиты [http://izvestia.asu.ru/en/article/218/ <nowiki>[36]</nowiki>].


= Исследования и аналитика =
= Исследования и аналитика =
По данным Росстата, в 2021 году число суицидов среди подростков 15–17 лет составило 375 случаев, что на 37,4 % больше по сравнению с 2020 годом, что связывают с последствиями пандемии COVID-19 и длительной социальной изоляции [https://rosstat.gov.ru <nowiki>[20]</nowiki>].  
По данным **Росстата**, в 2021 году число суицидов среди подростков 15–17 лет составило 375 случаев, что на 37,4 % больше по сравнению с 2020 годом, что связывают с последствиями пандемии COVID-19 и длительной социальной изоляции [https://rosstat.gov.ru <nowiki>[32]</nowiki>]. Исследования психологов отмечают **гендерные особенности**: завершённые суициды чаще совершают юноши (соотношение 3:1), в то время как попытки суицида чаще предпринимают девушки, что объясняется различиями в выборе способов и целей суицидального поведения [https://psy.ru <nowiki>[33]</nowiki>]. Анализ **посмертных судебных экспертиз** выявил, что среди несовершеннолетних 9-12 лет преобладают внутрисемейные формы конфликтов, в подростковом и юношеском возрасте существенное значение приобретают конфликты внутриличностного характера, связанные с проблемами в школе, самоидентификацией и межполовыми отношениями [https://rrmedicine.ru/journal/article/1841/ <nowiki>[12]</nowiki>]. Исследования **региональной специфики** показывают, что в регионах Сибири и Дальнего Востока уровень подросткового суицида в 2-3 раза выше среднероссийского, что связано с социально-экономическими факторами и особенностями коренных народов [http://izvestia.asu.ru/en/article/218/ <nowiki>[31]</nowiki>].
 
Исследования психологов отмечают гендерные особенности: завершённые суициды чаще совершают юноши (соотношение 3:1), в то время как попытки суицида чаще предпринимают девушки, что объясняется различиями в выборе способов и целей суицидального поведения [https://psyrus.ru/ <nowiki>[21]</nowiki>]. Анализ посмертных судебных экспертиз выявил, что среди несовершеннолетних 9-12 лет преобладают внутрисемейные формы конфликтов, в подростковом и юношеском возрасте существенное значение приобретают конфликты внутриличностного характера, связанные с проблемами в школе, самоидентификацией и межполовыми отношениями [https://rrmedicine.ru/journal/article/1841/ <nowiki>[28]</nowiki>]. Исследования региональной специфики показывают, что в регионах Сибири и Дальнего Востока уровень подросткового суицида в 2-3 раза выше среднероссийского, что связано с социально-экономическими факторами и особенностями коренных народов [http://izvestia.asu.ru/en/article/218/ <nowiki>[36]</nowiki>].


= Интересные факты =
= Интересные факты =
С начала работы Детского телефона доверия 8-800-2000-122 в 2010–2024 годах было принято более 10 миллионов звонков от подростков и родителей, из них около 15% обращений связаны с суицидальными мыслями и кризисными состояниями [https://telefon-doveria.ru <nowiki>[7]</nowiki>].  
С начала работы **Детского телефона доверия** 8-800-2000-122 в 2010–2024 годах было принято более 10 миллионов звонков от подростков и родителей, из них около 15% обращений связаны с суицидальными мыслями и кризисными состояниями [https://telefon-doveria.ru <nowiki>[16]</nowiki>]. В регионах с развитой службой **школьных психологов** (не менее 1 специалиста на 500 учащихся) уровень суицидальных попыток среди учащихся ниже среднего по стране на 12-15%, что подтверждает эффективность раннего выявления и психологического сопровождения [https://rosstat.gov.ru <nowiki>[32]</nowiki>]. Исследования показывают, что **90% подростков**, совершивших суицидальную попытку, в течение предшествующих 2-4 недель демонстрировали характерные признаки суицидального поведения, которые могли быть замечены родителями или педагогами [https://psy.ru <nowiki>[33]</nowiki>].
 
В регионах с развитой службой школьных психологов (не менее 1 специалиста на 500 учащихся) уровень суицидальных попыток среди учащихся ниже среднего по стране на 12-15%, что подтверждает эффективность раннего выявления и психологического сопровождения [https://rosstat.gov.ru <nowiki>[20]</nowiki>].
 
Исследования показывают, что 90% подростков, совершивших суицидальную попытку, в течение предшествующих 2-4 недель демонстрировали характерные признаки суицидального поведения, которые могли быть замечены родителями или педагогами [https://psyrus.ru/ <nowiki>[21]</nowiki>].


= См. также =
= См. также =
Строка 96: Строка 50:
[3] [https://sh66-eushta-r69.gosweb.gosuslugi.ru/nasha-shkola/profilaktika/profilaktika-suitsidalnogo-povedeniya/ Официальный сайт школы: профилактика суицидального поведения]
[3] [https://sh66-eushta-r69.gosweb.gosuslugi.ru/nasha-shkola/profilaktika/profilaktika-suitsidalnogo-povedeniya/ Официальный сайт школы: профилактика суицидального поведения]


[4] [https://base.garant.ru/12191967/ Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан]
[4] [https://gospitalnaya.ru/blog/podrostkovyj-suiczid Подростковый суицид: признаки, причины и факторы риска]
 
[5] [https://base.garant.ru/70291362/ Федеральный закон об образовании в РФ]


[6] [https://base.garant.ru/71598878/ Приказ Минздрава о порядке оказания психологической помощи детям]
[5] [https://vdtd.ru/psychological-risk-factors-for-suicidal-behavior-in-adolescents/ Психологические факторы риска суицидального поведения у подростков]


[7] [https://telefon-doveria.ru Детский телефон доверия 8-800-2000-122]
[6] [https://base.garant.ru/12191967/ Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан]


[8] [https://minzdrav.gov.ru Министерство здравоохранения РФ]
[7] [https://base.garant.ru/70291362/ Федеральный закон об образовании в РФ]


[9] [https://mintrud.gov.ru Министерство труда и социальной защиты РФ]
[8] [https://base.garant.ru/71598878/ Приказ Минздрава о порядке оказания психологической помощи детям]


[10] [https://suicide.ru НКО «Вместе против суицида»]
[9] [https://base.garant.ru/12116087/ Федеральный закон № 120-ФЗ о профилактике безнадзорности]


[11] [https://edu.gov.ru Министерство просвещения РФ - социально-психологическое тестирование]
[10] [https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400626405/ Распоряжение Правительства РФ № 1058-р]


[12] [https://minobrnauki.gov.ru Министерство науки и высшего образования РФ]
[11] [https://cmphmao.ru/node/169210 Особенности суицидального поведения подростков]


[13] [https://fadm.gov.ru Федеральное агентство по делам молодёжи]
[12] [https://rrmedicine.ru/journal/article/1841/ Факторы риска суицидального поведения несовершеннолетних]


[14] [https://mkrf.ru Министерство культуры РФ]
[13] [https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-riska-razvitiya-suitsidalnogo-povedeniya Факторы риска развития суицидального поведения]


[15] [https://edu.gov.ru Министерство просвещения РФ - психолого-педагогическое сопровождение]
[14] [https://omsk.sledcom.ru/PAMJATKI_bezopasnogo_povedenija_dlja_det/item/1022364/ Памятка «Как предотвратить детско-подростковый суицид»]


[16] [https://edu.gov.ru Программа профилактики Минпросвещения]
[15] [https://zhuravushka86.ru/sites/default/files/pamyatka_o_podrostkovom_suicide.pdf Признаки суицидального поведения у подростков]


[17] [https://government.ru Правительство РФ - проект «Детство без тревог»]
[16] [https://telefon-doveria.ru Детский телефон доверия 8-800-2000-122]


[18] [https://mosreg.ru Правительство Московской области]
[17] [https://minzdrav.gov.ru Министерство здравоохранения РФ]


[19] [https://primorsky.ru Администрация Приморского края]
[18] [https://mintrud.gov.ru Министерство труда и социальной защиты РФ]


[20] [https://rosstat.gov.ru Федеральная служба государственной статистики]
[19] [https://suicide.ru НКО «Вместе против суицида»]


[21] [https://psyrus.ru/ Российское психологическое общество]
[20] [https://fadm.gov.ru Федеральное агентство по делам молодёжи]


[23] [https://gospitalnaya.ru/blog/podrostkovyj-suiczid Подростковый суицид: признаки, причины и факторы риска]
[21] [https://tkfk.ru/docs/rod_vseobuch/rrvpspp.pdf Роль родителей в профилактике суицидального поведения подростков]


[24] [https://vdtd.ru/psychological-risk-factors-for-suicidal-behavior-in-adolescents/ Психологические факторы риска суицидального поведения у подростков]
[22] [https://irkobl.ru/sites/society/news/newsterr/2585868/?type=special Роль семьи в профилактике суицидального поведения]


[25] [https://base.garant.ru/12116087/ Федеральный закон № 120-ФЗ о профилактике безнадзорности]
[23] [https://edu.gov.ru Министерство просвещения РФ]


[26] [https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400626405/ Распоряжение Правительства РФ № 1058-р]
[24] [https://minobrnauki.gov.ru Министерство науки и высшего образования РФ]


[27] [https://cmphmao.ru/node/169210 Особенности суицидального поведения подростков]
[25] [https://mkrf.ru Министерство культуры РФ]


[28] [https://rrmedicine.ru/journal/article/1841/ Факторы риска суицидального поведения несовершеннолетних]
[26] [https://rkn.gov.ru Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций]


[29] [https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-riska-razvitiya-suitsidalnogo-povedeniya Факторы риска развития суицидального поведения]
[27] [https://government.ru Правительство РФ - проект «Детство без тревог»]


[30] [https://omsk.sledcom.ru/PAMJATKI_bezopasnogo_povedenija_dlja_det/item/1022364/ Памятка «Как предотвратить детско-подростковый суицид»]
[28] [https://mosreg.ru Правительство Московской области]


[31] [https://zhuravushka86.ru/sites/default/files/pamyatka_o_podrostkovom_suicide.pdf Признаки суицидального поведения у подростков]
[29] [https://primorsky.ru Администрация Приморского края]


[32] [https://tkfk.ru/docs/rod_vseobuch/rrvpspp.pdf Роль родителей в профилактике суицидального поведения подростков]
[30] [https://ktnhp.tatarstan.ru Комплекс мер профилактики суицида в Республике Татарстан]


[33] [https://irkobl.ru/sites/society/news/newsterr/2585868/?type=special Роль семьи в профилактике суицидального поведения]
[31] [http://izvestia.asu.ru/en/article/218/ Факторы распространения суицидальных рисков подростков в Алтайском крае]


[34] [https://rkn.gov.ru Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций]
[32] [https://rosstat.gov.ru Федеральная служба государственной статистики]


[35] [https://ktnhp.tatarstan.ru Комплекс мер профилактики суицида в Республике Татарстан]
[33] [https://psy.ru Российское психологическое общество]


[36] [http://izvestia.asu.ru/en/article/218/ Факторы распространения суицидальных рисков подростков в Алтайском крае]
''Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.''


''Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.''
''Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.''
```
```
[[Категория:Профилактика правонарушений]]
[[Категория:Профилактика правонарушений]]

Версия от 20:30, 22 октября 2025

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Профилактическая беседа со школьниками

Введение

    • Профилактика суицидального поведения среди молодёжи** — система мероприятий, направленных на снижение уровня суицидов и суицидальных попыток в возрастной группе от 14 до 24 лет на территории Российской Федерации. По данным Ведомостей, за первую половину 2025 года в России было зафиксировано 395 подростковых суицидов [1], а в 2024 году — 735 случаев суицида среди несовершеннолетних [2]. Ежегодно около 2 800 детей и подростков погибают вследствие суицида или суицидальных действий [3]. По статистике Российской Федерации, в среднем на 100 тысяч населения приходится 17,1 случаев самоубийств и селфхарма у детей [4]. Проблема требует комплексного межведомственного подхода с привлечением образовательных, медицинских, социальных служб и семьи [5].

Законодательная база

Федеральное законодательство содержит нормы, влияющие на профилактику суицидального поведения. **Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»** № 323-ФЗ от 21.11.2011 определяет мероприятия по психолого-педагогической поддержке подростков и обязывает медицинские организации оказывать специализированную психиатрическую помощь несовершеннолетним [6]. **Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»** № 273-ФЗ от 29.12.2012 требует создания в образовательных организациях служб психологической помощи и социально-педагогического сопровождения обучающихся [7]. **Приказ Минздрава России от 28.12.2016 № 1005н** «Об утверждении порядка оказания психологической помощи детям» регламентирует работу «телефонов доверия», горячих линий и мобильных групп реагирования, устанавливая стандарты экстренной психологической помощи [8]. **Федеральный закон № 120-ФЗ** «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет полномочия комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки, образовательных и медицинских учреждений в профилактической работе с детьми группы риска [9]. **Распоряжение Правительства РФ от 26.04.2021 № 1058-р** утверждает комплекс мер до 2025 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних, включая развитие психологических служб, повышение квалификации специалистов и информирование молодёжи о доступной помощи [10].

Факторы риска

Развитие суицидального поведения у подростков обусловлено комплексом биологических, психологических и социальных факторов. К **семейным факторам риска** относятся: случаи суицида в семейной истории, алкоголизм или наркомания у близких родственников, насилие в семье (физическое и психологическое), авторитарный стиль воспитания с жестким контролем, отсутствие эмоциональной привязанности между родителями и ребенком, развод родителей или смерть близких [4] [11]. **Психологические факторы** включают: аффективные расстройства (депрессия, биполярное расстройство), низкую самооценку и чувство несостоятельности, фрустрированные психологические потребности (хронический неуспех в достижении целей), снижение когнитивных функций и потерю интереса к обучению, чувство безнадежности и безвыходности [4] [5]. К **социальным факторам** относятся: проблемы в межличностных отношениях со сверстниками, социальная изоляция и одиночество, буллинг (травля) в школьной среде, неудачи в романтических отношениях, употребление психоактивных веществ и алкоголя, девиантное и асоциальное поведение [4] [12]. Статистика показывает, что на развитие суицидального поведения влияют также пол, возраст, место проживания и состояние здоровья подростка [13].

Признаки суицидального поведения

Специалисты выделяют характерные **поведенческие признаки**, указывающие на суицидальный риск: перемены в поведении (замкнутость, уединение, рискованные действия), резкое падение успеваемости и эмоциональные взрывы в школе, засыпание на уроках из-за нарушений сна, затяжные нарушения сна с кошмарами (катастрофы, катаклизмы), депрессия и изменения в режиме питания и сна [14] [15]. **Эмоциональные признаки** включают: усиление чувства беспокойства и безнадежности, чувство вины и потеря интереса к общественной жизни, апатия и безмолвие (тяжесть на подъем, уход от обязанностей), выраженное чувство несостоятельности и неуверенности в себе, которое может маскироваться вызывающим поведением и дерзостью [14] [15]. К **вербальным признакам** относятся: устные заявления типа «Я желаю быть мёртвым», «Оставь меня в покое», излишнее проявление интереса к теме смерти и усиленное внимание к оккультизму, интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера [14] [15]. Важным маркером является **наличие предыдущей суицидальной попытки** и примеры самоубийств в близком окружении (родители, друзья), что значительно повышает риск повторного суицидального поведения [15].

Организации поддержки

В Российской Федерации функционирует развитая система организаций, оказывающих психологическую и социальную поддержку подросткам и молодёжи. **Детский телефон доверия** (тел. 8-800-2000-122) работает круглосуточно, бесплатно и анонимно по всей территории России, оказывая экстренную психологическую помощь детям, подросткам и родителям [16]. **Единая горячая линия Министерства здравоохранения РФ** по вопросам психического здоровья (тел. 122) обеспечивает консультирование по вопросам психиатрической помощи и направление в специализированные медицинские учреждения [17]. На региональном уровне действуют **кризисные центры** и отделения службы «Социальная гостиница» при органах социальной защиты, предоставляющие временное убежище и психосоциальное сопровождение подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации [18]. Негосударственный сектор представлен организациями, такими как **НКО «Вместе против суицида»**, которая реализует обучающие семинары, акции по повышению стрессоустойчивости подростков и информационные кампании в социальных сетях [19]. **Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь)** координирует программы поддержки молодёжи, включая гранты для проектов, направленных на профилактику деструктивного поведения и развитие психологического благополучия [20].

Роль семьи

Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование или профилактику суицидальной склонности у подростков. Статистика показывает, что истинной причиной подросткового суицида, выявляемой при детальном анализе ситуации, как правило, оказываются нарушенные взаимоотношения в семье [11]. Специфика подросткового возраста — повышенная чувствительность к эмоциональному климату в семье, что усиливается трудностями периода самоидентификации и вхождения в социум [21]. **Первое и главное правило** предотвращения подросткового суицида — доверительные, искренние отношения в семье, понимание является лучшим лекарством от суицида [21]. Родителям рекомендуется: учить ребенка принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия («Что будет, если...»), воспитывать привычку рассказывать не только о достижениях, но и о тревогах, сомнениях и страхах, не иронизировать над ребенком в ситуациях его слабости, а помогать и поддерживать, обсудить работу служб экстренной помощи и записать номера телефонов доверия [21]. Для предупреждения самоубийств необходимо воспитание чувства собственного достоинства, важно, чтобы ребенок ощущал себя личностью и уважал свои взгляды и убеждения [21] [22].

Социальная политика и меры поддержки

В образовательных организациях и общественных институтах реализуются следующие меры профилактики. Ежегодное **социально-психологическое тестирование** проводится для выявления «группы риска» по суицидальным мыслям и попыткам, а также факторов психологической уязвимости обучающихся [23]. В школах и вузах организуются **тренинги и занятия** по развитию навыков эмоциональной саморегуляции, стрессоустойчивости, конфликт-менеджмента и безопасного поведения в интернете [24]. Проводятся **информационно-просветительские кампании** «Говори, если трудно», «Живи!», «Ты не один» с участием медийных лиц, блогеров и волонтёров НКО, направленные на снижение стигматизации психологических проблем [20]. При школах и домах культуры действуют **«семейные клубы»** для гармонизации внутрисемейных отношений, где проводятся совместные занятия родителей и детей, консультации психологов и тренинги детско-родительских отношений [25]. Обеспечивается **психолого-педагогическое сопровождение** учащихся, переживших кризисные ситуации (потерю близких, насилие, буллинг), с участием педагогов-психологов, социальных работников и при необходимости врачей-психиатров [23]. На федеральном уровне реализуются **меры информационной безопасности**: мониторинг и блокировка интернет-ресурсов, содержащих информацию о способах суицида, пропаганду самоубийств и «группы смерти» в социальных сетях [26].

Программы и мероприятия

Национальные программы

    • Программа «Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков»** Минпросвещения РФ (2022) включает три основных направления: выявление и сопровождение «группы риска» через регулярный скрининг и индивидуальное консультирование, пропаганду здорового образа жизни и психологическое просвещение (психообразование) через классные часы и тематические недели, оптимизацию межличностных отношений в образовательной среде путем профилактики буллинга и развития навыков коммуникации [23]. **Федеральный проект «Детство без тревог»** в рамках национального проекта «Демография» направлен на финансирование обучения школьных психологов и социальных педагогов, создание региональных кризисных центров для детей и подростков, оснащение образовательных организаций кабинетами психологической разгрузки [27]. **Комплекс мер до 2025 года** по совершенствованию системы профилактики суицида включает: повышение доступности психологической помощи, развитие служб медиации в школах, подготовку педагогов к раннему выявлению признаков суицидального поведения, информирование подростков о возможностях получения помощи [10].

Региональные инициативы

В **Московской области** функционирует программа «Телефон второй родины»: мобильная группа психологов выезжает по вызову школ и семей для оказания экстренной психологической помощи подросткам в кризисной ситуации [28]. В **Приморском крае** реализуется программа «Жизнь как ценность» с участием краевого колледжа искусств, где проводятся арт-терапевтические занятия, направленные на развитие эмоционального интеллекта и самовыражения подростков через творчество [29]. В **Республике Татарстан** действует межведомственная программа профилактики суицидов среди несовершеннолетних до 2025 года, включающая обучение специалистов, мониторинг факторов риска и создание реабилитационных центров [30]. В **Алтайском крае**, регионе с традиционно высокими показателями подросткового суицида, реализуется комплексная программа межведомственного взаимодействия органов образования, здравоохранения и социальной защиты [31].

Исследования и аналитика

По данным **Росстата**, в 2021 году число суицидов среди подростков 15–17 лет составило 375 случаев, что на 37,4 % больше по сравнению с 2020 годом, что связывают с последствиями пандемии COVID-19 и длительной социальной изоляции [32]. Исследования психологов отмечают **гендерные особенности**: завершённые суициды чаще совершают юноши (соотношение 3:1), в то время как попытки суицида чаще предпринимают девушки, что объясняется различиями в выборе способов и целей суицидального поведения [33]. Анализ **посмертных судебных экспертиз** выявил, что среди несовершеннолетних 9-12 лет преобладают внутрисемейные формы конфликтов, в подростковом и юношеском возрасте существенное значение приобретают конфликты внутриличностного характера, связанные с проблемами в школе, самоидентификацией и межполовыми отношениями [12]. Исследования **региональной специфики** показывают, что в регионах Сибири и Дальнего Востока уровень подросткового суицида в 2-3 раза выше среднероссийского, что связано с социально-экономическими факторами и особенностями коренных народов [31].

Интересные факты

С начала работы **Детского телефона доверия** 8-800-2000-122 в 2010–2024 годах было принято более 10 миллионов звонков от подростков и родителей, из них около 15% обращений связаны с суицидальными мыслями и кризисными состояниями [16]. В регионах с развитой службой **школьных психологов** (не менее 1 специалиста на 500 учащихся) уровень суицидальных попыток среди учащихся ниже среднего по стране на 12-15%, что подтверждает эффективность раннего выявления и психологического сопровождения [32]. Исследования показывают, что **90% подростков**, совершивших суицидальную попытку, в течение предшествующих 2-4 недель демонстрировали характерные признаки суицидального поведения, которые могли быть замечены родителями или педагогами [33].

См. также

Ссылки

[1] Ведомости: статистика подростковых суицидов 2025

[2] РБК: рост числа детских суицидов в России

[3] Официальный сайт школы: профилактика суицидального поведения

[4] Подростковый суицид: признаки, причины и факторы риска

[5] Психологические факторы риска суицидального поведения у подростков

[6] Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан

[7] Федеральный закон об образовании в РФ

[8] Приказ Минздрава о порядке оказания психологической помощи детям

[9] Федеральный закон № 120-ФЗ о профилактике безнадзорности

[10] Распоряжение Правительства РФ № 1058-р

[11] Особенности суицидального поведения подростков

[12] Факторы риска суицидального поведения несовершеннолетних

[13] Факторы риска развития суицидального поведения

[14] Памятка «Как предотвратить детско-подростковый суицид»

[15] Признаки суицидального поведения у подростков

[16] Детский телефон доверия 8-800-2000-122

[17] Министерство здравоохранения РФ

[18] Министерство труда и социальной защиты РФ

[19] НКО «Вместе против суицида»

[20] Федеральное агентство по делам молодёжи

[21] Роль родителей в профилактике суицидального поведения подростков

[22] Роль семьи в профилактике суицидального поведения

[23] Министерство просвещения РФ

[24] Министерство науки и высшего образования РФ

[25] Министерство культуры РФ

[26] Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

[27] Правительство РФ - проект «Детство без тревог»

[28] Правительство Московской области

[29] Администрация Приморского края

[30] Комплекс мер профилактики суицида в Республике Татарстан

[31] Факторы распространения суицидальных рисков подростков в Алтайском крае

[32] Федеральная служба государственной статистики

[33] Российское психологическое общество

Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.

Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование. ```