Ювенальная юстиция в Российской Федерации: различия между версиями

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ'''
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ'''


'''Ювенальная юстиция в Российской Федерации''' — специализированная судебно-правовая система защиты прав несовершеннолетних, развивающаяся в России с 1990-х годов на основе международных стандартов и национального законодательства. Система призвана контролировать исправление и реабилитацию несовершеннолетних преступников, проводить профилактику детской преступности, а также предоставлять социальную защиту семьи и прав несовершеннолетних [http://ssl.rosstat.gov.ru/ <nowiki>[1]</nowiki>].
'''Ювенальная юстиция в Российской Федерации''' — специализированная судебно-правовая система защиты прав несовершеннолетних, развивающаяся в России с 1990-х годов на основе международных стандартов и национального законодательства. Система призвана контролировать исправление и реабилитацию несовершеннолетних преступников, проводить профилактику детской преступности, а также предоставлять социальную защиту семьи и прав несовершеннолетних [https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-model-yuvenalnoy-yustitsii-problemy-effektivnogo-funktsionirovaniya-i-puti-ih-ustraneniya <nowiki>[1]</nowiki>].


В России работа над внедрением ювенальной юстиции проводится в рамках Европейской социальной хартии, закрепляющей ряд общественных прав человека, а также на основе ратифицированной '''Конвенции о правах ребёнка''' и её положений, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. По данным на 2024 год в России проживает более 30 миллионов детей, что составляет около 21% от общей численности населения страны [https://deti.gov.ru/ <nowiki>[2]</nowiki>].
В России работа над внедрением ювенальной юстиции проводится в рамках Европейской социальной хартии, закрепляющей ряд общественных прав человека, а также на основе ратифицированной '''Конвенции о правах ребёнка''' и её положений, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. По данным на 2024 год в России проживает более 30 миллионов детей, что составляет около 21% от общей численности населения страны [https://deti.gov.ru/ <nowiki>[2]</nowiki>].
Строка 9: Строка 9:
Российская система ювенальной юстиции основывается на комплексе федеральных законов и подзаконных актов, среди которых основными являются:
Российская система ювенальной юстиции основывается на комплексе федеральных законов и подзаконных актов, среди которых основными являются:


'''Семейный кодекс Российской Федерации''' содержит главу 11 «Права несовершеннолетних детей», где закреплены основные права несовершеннолетних, включая право жить и воспитываться в семье (статья 54), право на общение с родителями и другими родственниками (статья 55), право на защиту (статья 56) [https://consultant.ru/ <nowiki>[3]</nowiki>]. Статья 62 Семейного кодекса определяет права несовершеннолетних родителей, предоставляя им возможность самостоятельно осуществлять родительские права по достижении возраста шестнадцати лет [https://consultant.ru/ <nowiki>[4]</nowiki>].
'''Семейный кодекс Российской Федерации''' содержит главу 11 «Права несовершеннолетних детей», где закреплены основные права несовершеннолетних, включая право жить и воспитываться в семье (статья 54), право на общение с родителями и другими родственниками (статья 55), право на защиту (статья 56) [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ <nowiki>[3]</nowiki>]. Статья 62 Семейного кодекса определяет права несовершеннолетних родителей, предоставляя им возможность самостоятельно осуществлять родительские права по достижении возраста шестнадцати лет [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/9452033cb42e765502573b793132207963321356/ <nowiki>[4]</nowiki>].


'''Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»''' от 24.06.1999 № 120-ФЗ определяет правовые основы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устанавливает систему органов и учреждений профилактики [https://base.garant.ru/ <nowiki>[5]</nowiki>]. Согласно статье 4 закона, в систему профилактики входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы здравоохранения, органы службы занятости, органы внутренних дел [https://base.garant.ru/ <nowiki>[6]</nowiki>].
'''Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»''' от 24.06.1999 № 120-ФЗ определяет правовые основы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устанавливает систему органов и учреждений профилактики [https://base.garant.ru/12116087/ <nowiki>[5]</nowiki>]. Согласно статье 4 закона, в систему профилактики входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы здравоохранения, органы службы занятости, органы внутренних дел [https://base.garant.ru/12116087/1b93c134b90c6071b4dc3f495464b753/ <nowiki>[6]</nowiki>].


В '''Уголовном кодексе РФ''' и '''Уголовно-исполнительном кодексе РФ''' содержатся специальные разделы, посвященные особенностям уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. В 2022 году были внесены изменения в Уголовный кодекс, признавшие утратившими силу отдельные нормы о пребывании несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа [https://deti.gov.ru/ <nowiki>[7]</nowiki>].
В '''Уголовном кодексе РФ''' и '''Уголовно-исполнительном кодексе РФ''' содержатся специальные разделы, посвященные особенностям уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. В 2022 году были внесены изменения в Уголовный кодекс, признавшие утратившими силу отдельные нормы о пребывании несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа [https://deti.gov.ru/Press-Centr/region-news/9709 <nowiki>[7]</nowiki>].


'''Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»''' от 24.07.1998 № 124-ФЗ устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации, определяет цели государственной политики в интересах детей [https://deti.gov.ru/ <nowiki>[8]</nowiki>].
'''Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»''' от 24.07.1998 № 124-ФЗ устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации, определяет цели государственной политики в интересах детей [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ <nowiki>[8]</nowiki>].


== Организации поддержки ==
== Организации поддержки ==
Строка 21: Строка 21:
=== Государственные органы ===
=== Государственные органы ===


'''Институт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка''' является центральным элементом системы защиты прав детей в России. С 2024 года должность занимает '''Мария Львова-Белова''', которая координирует деятельность по защите прав детей на федеральном уровне [https://deti.gov.ru/ <nowiki>[9]</nowiki>]. В 2024 году в аппарат федерального уполномоченного поступило 17 917 обращений от граждан РФ, что на 22,8% больше, чем в предыдущем году [https://deti.gov.ru/ <nowiki>[10]</nowiki>].
'''Институт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка''' является центральным элементом системы защиты прав детей в России. С 2024 года должность занимает '''Мария Львова-Белова''', которая координирует деятельность по защите прав детей на федеральном уровне [https://deti.gov.ru/Upolnomochennyy <nowiki>[9]</nowiki>]. В 2024 году в аппарат федерального уполномоченного поступило 17 917 обращений от граждан РФ, что на 22,8% больше, чем в предыдущем году [https://deti.gov.ru/deyatelnost/doki/ <nowiki>[10]</nowiki>].


В каждом субъекте Российской Федерации действуют '''региональные уполномоченные по правам ребенка''', которые работают в тесном взаимодействии с федеральным уполномоченным. По состоянию на 2024 год институт уполномоченных действует во всех 85 субъектах РФ [https://deti.gov.ru/ <nowiki>[11]</nowiki>].
В каждом субъекте Российской Федерации действуют '''региональные уполномоченные по правам ребенка''', которые работают в тесном взаимодействии с федеральным уполномоченным. По состоянию на 2024 год институт уполномоченных действует во всех 85 субъектах РФ [https://deti.gov.ru/Upolnomochennyy/subordinate <nowiki>[11]</nowiki>].


'''Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав''' являются координирующими органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В 2019 году территориальные комиссии рассмотрели 199 тысяч протоколов и постановлений об административных правонарушениях, допущенных несовершеннолетними, и 505 тысяч протоколов в отношении их родителей и законных представителей [https://deti.gov.ru/ <nowiki>[12]</nowiki>].
'''Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав''' являются координирующими органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В 2019 году территориальные комиссии рассмотрели 199 тысяч протоколов и постановлений об административных правонарушениях, допущенных несовершеннолетними, и 505 тысяч протоколов в отношении их родителей и законных представителей [https://deti.gov.ru/Press-Centr/news/581 <nowiki>[12]</nowiki>].


'''Органы опеки и попечительства''' осуществляют защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 2024 год в России действует 2 316 органов опеки и попечительства с общей численностью специалистов 11 738 человек [https://psyjournals.ru/ <nowiki>[13]</nowiki>]. В 2024 году общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составила 340 055 человек, что на 5% меньше чем в 2023 году [https://deti.gov.ru/ <nowiki>[14]</nowiki>].
'''Органы опеки и попечительства''' осуществляют защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 2024 год в России действует 2 316 органов опеки и попечительства с общей численностью специалистов 11 738 человек [http://government.ru/docs/all/158995/ <nowiki>[13]</nowiki>]. В 2024 году общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составила 340 055 человек, что на 5% меньше чем в 2023 году [https://deti.gov.ru/Press-Centr/news/1535 <nowiki>[14]</nowiki>].


'''Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав''' является координационным органом, образованным для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних [http://government.ru/ <nowiki>[15]</nowiki>].
'''Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав''' является координационным органом, образованным для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних [http://government.ru/department/446/about/ <nowiki>[15]</nowiki>].


=== Негосударственные организации ===
=== Негосударственные организации ===
Строка 41: Строка 41:
=== Профилактика социального сиротства ===
=== Профилактика социального сиротства ===


Одним из приоритетных направлений российской ювенальной юстиции является '''профилактика социального сиротства'''. С 1 октября 2024 года в Российской Федерации реализуется специальный проект «Вызов» стратегической программы «Дети в семье», направленный на изменение подходов в работе с семьями группы риска [https://deti.gov.ru/ <nowiki>[18]</nowiki>].
Одним из приоритетных направлений российской ювенальной юстиции является '''профилактика социального сиротства'''. С 1 октября 2024 года в Российской Федерации реализуется специальный проект «Вызов» стратегической программы «Дети в семье», направленный на изменение подходов в работе с семьями группы риска [https://deti.gov.ru/Press-Centr/news/1576 <nowiki>[18]</nowiki>].


В 2024 году число социальных сирот сократилось на 9,5% по сравнению с предыдущим годом и составило 26 594 ребенка [https://deti.gov.ru/ <nowiki>[19]</nowiki>]. Численность родителей, лишённых родительских прав, сократилась на 12,1% и составила 21 631 человек, а численность родителей, восстановленных в родительских правах, выросла на 5,2% до 887 человек [https://deti.gov.ru/ <nowiki>[20]</nowiki>].
В 2024 году число социальных сирот сократилось на 9,5% по сравнению с предыдущим годом и составило 26 594 ребенка [https://deti.gov.ru/Press-Centr/news/1535 <nowiki>[19]</nowiki>]. Численность родителей, лишённых родительских прав, сократилась на 12,1% и составила 21 631 человек, а численность родителей, восстановленных в родительских правах, выросла на 5,2% до 887 человек [https://deti.gov.ru/Press-Centr/news/1535 <nowiki>[20]</nowiki>].


=== Система наставничества ===
=== Система наставничества ===


С 2024 года в Российской Федерации введен '''институт наставничества''' в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Наставники — это граждане, прошедшие специальное обучение, и организации, готовые взаимодействовать с подростками, их законными представителями и органами системы профилактики [https://deti.gov.ru/ <nowiki>[21]</nowiki>]. Подбор наставника для конкретного подростка осуществляется комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав [https://deti.gov.ru/ <nowiki>[22]</nowiki>].
С 2024 года в Российской Федерации введен '''институт наставничества''' в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Наставники — это граждане, прошедшие специальное обучение, и организации, готовые взаимодействовать с подростками, их законными представителями и органами системы профилактики [https://fadm.gov.ru/news/rosmolodyezh-otkryla-registratsiyu-na-vserossiyskiy-proekt-masterskaya-nastavnikov/ <nowiki>[21]</nowiki>]. Подбор наставника для конкретного подростка осуществляется комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав [https://deti.gov.ru/Press-Centr/region-news/22 <nowiki>[22]</nowiki>].


=== Комплексные центры защиты прав детей ===
=== Комплексные центры защиты прав детей ===


В мае 2025 года Правительством РФ была утверждена '''Концепция совершенствования деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан''', предусматривающая создание сети комплексных центров по защите прав и интересов детей [https://ouzs.ru/ <nowiki>[23]</nowiki>]. Фактически речь идет о создании новой сети организаций ювенального характера, которые будут в дополнение к действующим органам опеки и попечительства заниматься вопросами «защиты прав детей» [https://ouzs.ru/ <nowiki>[24]</nowiki>].
В мае 2025 года Правительством РФ была утверждена '''Концепция совершенствования деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан''', предусматривающая создание сети комплексных центров по защите прав и интересов детей [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_505456/ <nowiki>[23]</nowiki>]. Фактически речь идет о создании новой сети организаций ювенального характера, которые будут в дополнение к действующим органам опеки и попечительства заниматься вопросами «защиты прав детей» [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_505456/ <nowiki>[24]</nowiki>].


== Программы и мероприятия ==
== Программы и мероприятия ==
Строка 57: Строка 57:
=== Всероссийская инспекция социальных проектов (ВИСП) ===
=== Всероссийская инспекция социальных проектов (ВИСП) ===


В 2024-2025 годах под руководством Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка была проведена '''Всероссийская инспекция социальных проектов''', направленная на профилактику социального сиротства. За период с 1 июля 2024 года по 1 апреля 2025 года удалось сократить на 10,2% одномоментное нахождение детей в детских домах и приютах — с 60 061 до 53 900 детей [https://deti.gov.ru/ <nowiki>[25]</nowiki>]. Более 7 000 детей получили семейное окружение благодаря непосредственной работе с семьями в трудной жизненной ситуации [https://deti.gov.ru/ <nowiki>[26]</nowiki>].
В 2024-2025 годах под руководством Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка была проведена '''Всероссийская инспекция социальных проектов''', направленная на профилактику социального сиротства. За период с 1 июля 2024 года по 1 апреля 2025 года удалось сократить на 10,2% одномоментное нахождение детей в детских домах и приютах — с 60 061 до 53 900 детей [https://deti.gov.ru/Press-Centr/news/1438 <nowiki>[25]</nowiki>]. Более 7 000 детей получили семейное окружение благодаря непосредственной работе с семьями в трудной жизненной ситуации [https://deti.gov.ru/Press-Centr/news/1438 <nowiki>[26]</nowiki>].


=== Карта действий уполномоченных ===
=== Карта действий уполномоченных ===
Строка 79: Строка 79:
* 307,2 тысяч детей-сирот воспитываются в семьях
* 307,2 тысяч детей-сирот воспитываются в семьях
* 29,5 тысяч детей проживают в 911 специализированных организациях
* 29,5 тысяч детей проживают в 911 специализированных организациях
* Выявлено 39 583 детей-сирот, что на 5,7% меньше чем в 2023 году [https://deti.gov.ru/ <nowiki>[29]</nowiki>]
* Выявлено 39 583 детей-сирот, что на 5,7% меньше чем в 2023 году [https://tass.ru/obschestvo/24142451 <nowiki>[29]</nowiki>]


=== Мониторинг эффективности ===
=== Мониторинг эффективности ===


Уполномоченные по правам ребенка в субъектах РФ регулярно проводят мониторинг эффективности системы ювенальной юстиции. Так, в 2024 году в Санкт-Петербурге случаев отобрания детей в порядке статьи 77 СК РФ не зафиксировано, при этом численность детей, выявленных и учтенных за первый квартал, составила 190 человек [https://deti.gov.ru/ <nowiki>[30]</nowiki>].
Уполномоченные по правам ребенка в субъектах РФ регулярно проводят мониторинг эффективности системы ювенальной юстиции. Так, в 2024 году в Санкт-Петербурге случаев отобрания детей в порядке статьи 77 СК РФ не зафиксировано, при этом численность детей, выявленных и учтенных за первый квартал, составила 190 человек [https://deti.gov.ru/Press-Centr/region-news/13082 <nowiki>[30]</nowiki>].


=== Региональные исследования ===
=== Региональные исследования ===


В различных регионах России проводятся специализированные исследования в области защиты прав детей. Например, в Алтайском крае в 2024 году аппаратом Уполномоченного рассмотрено более 700 обращений, при этом 28% из них касались права несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье [https://deti.gov.ru/ <nowiki>[31]</nowiki>].
В различных регионах России проводятся специализированные исследования в области защиты прав детей. Например, в Алтайском крае в 2024 году аппаратом Уполномоченного рассмотрено более 700 обращений, при этом 28% из них касались права несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье [https://deti.gov.ru/uploads/magic/ru-RU/Document-0-381-src-1750674134.9229.pdf <nowiki>[31]</nowiki>].


== Интересные факты ==
== Интересные факты ==
Строка 122: Строка 122:
== Ссылки ==
== Ссылки ==


[1] [http://ssl.rosstat.gov.ru/ Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики]
[1] [https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-model-yuvenalnoy-yustitsii-problemy-effektivnogo-funktsionirovaniya-i-puti-ih-ustraneniya Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики]


[2] [https://deti.gov.ru/ Официальный сайт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка]
[2] [https://deti.gov.ru/ Официальный сайт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка]


[3] [https://consultant.ru/ Семейный кодекс Российской Федерации - КонсультантПлюс]
[3] [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ Семейный кодекс Российской Федерации - КонсультантПлюс]


[4] [https://consultant.ru/ Статья 62 Семейного кодекса РФ о правах несовершеннолетних родителей]
[4] [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/9452033cb42e765502573b793132207963321356/ Статья 62 Семейного кодекса РФ о правах несовершеннолетних родителей - КонсультантПлюс]


[5] [https://base.garant.ru/ Федеральный закон об основах системы профилактики безнадзорности - Гарант]
[5] [https://base.garant.ru/12116087/ Федеральный закон об основах системы профилактики безнадзорности - Гарант]


[6] [https://base.garant.ru/ Статья 4 ФЗ о системе профилактики - органы и учреждения]
[6] [https://base.garant.ru/12116087/1b93c134b90c6071b4dc3f495464b753/ Статья 4 ФЗ о системе профилактики - органы и учреждения - Гарант]


[7] [https://deti.gov.ru/ Новое в законодательстве - изменения в Уголовный кодекс РФ]
[7] [https://deti.gov.ru/Press-Centr/region-news/9709 Новое в законодательстве - изменения в Кодекс административного судопроизводства РФ ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»]


[8] [https://deti.gov.ru/ Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ]
[8] [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ - КонсультантПлюс]


[9] [https://deti.gov.ru/ Биография Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка]
[9] [https://deti.gov.ru/Upolnomochennyy Биография Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка]


[10] [https://deti.gov.ru/ Статистика обращений к федеральному уполномоченному за 2024 год]
[10] [https://deti.gov.ru/deyatelnost/doki/ Доклады о деятельности Уполномоченного]


[11] [https://deti.gov.ru/ Институт уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ]
[11] [https://deti.gov.ru/Upolnomochennyy/subordinate Институт уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ]


[12] [https://deti.gov.ru/ Статистика работы комиссий по делам несовершеннолетних]
[12] [https://deti.gov.ru/Press-Centr/news/581 Анна Кузнецова: комиссия по делам несовершеннолетних должна стать синонимом поддержки]


[13] [https://psyjournals.ru/ Обзор результатов деятельности органов опеки и попечительства]
[13] [http://government.ru/docs/all/158995/ Распоряжение Правительства РФ от 16.05.2025 N 1217-р "Об утверждении Концепции совершенствования деятельности органов опеки и попечительства"]


[14] [https://deti.gov.ru/ Снижение числа детей-сирот в России за 2024 год]
[14] [https://deti.gov.ru/Press-Centr/news/1535 Снижение числа детей-сирот в России за 2024 год]


[15] [http://government.ru/ Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних]
[15] [http://government.ru/department/446/about/ Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних]


[16] [https://deti.gov.ru/ Деятельность НКО в системе профилактики]
[16] [https://deti.gov.ru/ Деятельность НКО в системе профилактики]
Строка 156: Строка 156:
[17] [https://nakanune.ru/ Институт развития семейного устройства о реформе опеки]
[17] [https://nakanune.ru/ Институт развития семейного устройства о реформе опеки]


[18] [https://deti.gov.ru/ Проект "Вызов" стратегической программы "Дети в семье"]
[18] [https://deti.gov.ru/Press-Centr/news/1576 Проект "Вызов" стратегической программы "Дети в семье"]


[19] [https://deti.gov.ru/ Сокращение числа социальных сирот в 2024 году]
[19] [https://deti.gov.ru/Press-Centr/news/1535 Сокращение числа социальных сирот в 2024 году]


[20] [https://deti.gov.ru/ Статистика лишения и восстановления родительских прав]
[20] [https://deti.gov.ru/Press-Centr/news/1535 Статистика лишения и восстановления родительских прав]


[21] [https://deti.gov.ru/ Институт наставничества в системе профилактики]
[21] [https://fadm.gov.ru/news/rosmolodyezh-otkryla-registratsiyu-na-vserossiyskiy-proekt-masterskaya-nastavnikov/ Институт наставничества в системе профилактики]


[22] [https://deti.gov.ru/ Функции комиссий по делам несовершеннолетних в наставничестве]
[22] [https://deti.gov.ru/Press-Centr/region-news/22 Функции комиссий по делам несовершеннолетних в наставничестве]


[23] [https://ouzs.ru/ Концепция совершенствования органов опеки и попечительства]
[23] [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_505456/ Концепция совершенствования органов опеки и попечительства]


[24] [https://ouzs.ru/ Создание комплексных центров защиты прав детей]
[24] [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_505456/ Создание комплексных центров защиты прав детей]


[25] [https://deti.gov.ru/ Итоги Всероссийской инспекции социальных проектов]
[25] [https://deti.gov.ru/Press-Centr/news/1438 Итоги Всероссийской инспекции социальных проектов]


[26] [https://deti.gov.ru/ Результаты работы с семьями в трудной жизненной ситуации]
[26] [https://deti.gov.ru/Press-Centr/news/1438 Результаты работы с семьями в трудной жизненной ситуации]


[27] [https://kalugapravo.ru/ Карта действий уполномоченных по правам ребенка на 2024 год]
[27] [https://kalugapravo.ru/ Карта действий уполномоченных по правам ребенка на 2024 год]
Строка 178: Строка 178:
[28] [https://tadviser.ru/ ГИС профилактики безнадзорности и правонарушений]
[28] [https://tadviser.ru/ ГИС профилактики безнадзорности и правонарушений]


[29] [https://deti.gov.ru/ Официальная статистика по детям-сиротам в России]
[29] [https://tass.ru/obschestvo/24142451 Официальная статистика по детям-сиротам в России]


[30] [https://deti.gov.ru/ Мониторинг случаев отобрания детей в Санкт-Петербурге]
[30] [https://deti.gov.ru/Press-Centr/region-news/13082 Мониторинг случаев отобрания детей в Санкт-Петербурге]


[31] [https://deti.gov.ru/ Доклад уполномоченного Алтайского края за 2024 год]
[31] [https://deti.gov.ru/uploads/magic/ru-RU/Document-0-381-src-1750674134.9229.pdf Доклад уполномоченного Алтайского края за 2024 год]


[32] [https://femida-science.ru/ История ювенальных судов в России]
[32] [https://femida-science.ru/ История ювенальных судов в России]

Версия от 20:01, 29 сентября 2025

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Ювенальная юстиция в Российской Федерации — специализированная судебно-правовая система защиты прав несовершеннолетних, развивающаяся в России с 1990-х годов на основе международных стандартов и национального законодательства. Система призвана контролировать исправление и реабилитацию несовершеннолетних преступников, проводить профилактику детской преступности, а также предоставлять социальную защиту семьи и прав несовершеннолетних [1].

В России работа над внедрением ювенальной юстиции проводится в рамках Европейской социальной хартии, закрепляющей ряд общественных прав человека, а также на основе ратифицированной Конвенции о правах ребёнка и её положений, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. По данным на 2024 год в России проживает более 30 миллионов детей, что составляет около 21% от общей численности населения страны [2].

Законодательная база

Российская система ювенальной юстиции основывается на комплексе федеральных законов и подзаконных актов, среди которых основными являются:

Семейный кодекс Российской Федерации содержит главу 11 «Права несовершеннолетних детей», где закреплены основные права несовершеннолетних, включая право жить и воспитываться в семье (статья 54), право на общение с родителями и другими родственниками (статья 55), право на защиту (статья 56) [3]. Статья 62 Семейного кодекса определяет права несовершеннолетних родителей, предоставляя им возможность самостоятельно осуществлять родительские права по достижении возраста шестнадцати лет [4].

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ определяет правовые основы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устанавливает систему органов и учреждений профилактики [5]. Согласно статье 4 закона, в систему профилактики входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы здравоохранения, органы службы занятости, органы внутренних дел [6].

В Уголовном кодексе РФ и Уголовно-исполнительном кодексе РФ содержатся специальные разделы, посвященные особенностям уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. В 2022 году были внесены изменения в Уголовный кодекс, признавшие утратившими силу отдельные нормы о пребывании несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа [7].

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации, определяет цели государственной политики в интересах детей [8].

Организации поддержки

Государственные органы

Институт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка является центральным элементом системы защиты прав детей в России. С 2024 года должность занимает Мария Львова-Белова, которая координирует деятельность по защите прав детей на федеральном уровне [9]. В 2024 году в аппарат федерального уполномоченного поступило 17 917 обращений от граждан РФ, что на 22,8% больше, чем в предыдущем году [10].

В каждом субъекте Российской Федерации действуют региональные уполномоченные по правам ребенка, которые работают в тесном взаимодействии с федеральным уполномоченным. По состоянию на 2024 год институт уполномоченных действует во всех 85 субъектах РФ [11].

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются координирующими органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В 2019 году территориальные комиссии рассмотрели 199 тысяч протоколов и постановлений об административных правонарушениях, допущенных несовершеннолетними, и 505 тысяч протоколов в отношении их родителей и законных представителей [12].

Органы опеки и попечительства осуществляют защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 2024 год в России действует 2 316 органов опеки и попечительства с общей численностью специалистов 11 738 человек [13]. В 2024 году общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составила 340 055 человек, что на 5% меньше чем в 2023 году [14].

Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав является координационным органом, образованным для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних [15].

Негосударственные организации

Важную роль в системе ювенальной юстиции играют некоммерческие организации, которые занимаются профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Среди наиболее значимых можно выделить МОО «Формула счастья», которая проводит образовательные интенсивы для специалистов системы профилактики [16].

Институт развития семейного устройства (ИРСУ) занимается методическим обеспечением деятельности органов опеки и попечительства, разработкой новых подходов к семейному устройству детей-сирот [17].

Социальная политика и меры поддержки

Профилактика социального сиротства

Одним из приоритетных направлений российской ювенальной юстиции является профилактика социального сиротства. С 1 октября 2024 года в Российской Федерации реализуется специальный проект «Вызов» стратегической программы «Дети в семье», направленный на изменение подходов в работе с семьями группы риска [18].

В 2024 году число социальных сирот сократилось на 9,5% по сравнению с предыдущим годом и составило 26 594 ребенка [19]. Численность родителей, лишённых родительских прав, сократилась на 12,1% и составила 21 631 человек, а численность родителей, восстановленных в родительских правах, выросла на 5,2% до 887 человек [20].

Система наставничества

С 2024 года в Российской Федерации введен институт наставничества в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Наставники — это граждане, прошедшие специальное обучение, и организации, готовые взаимодействовать с подростками, их законными представителями и органами системы профилактики [21]. Подбор наставника для конкретного подростка осуществляется комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав [22].

Комплексные центры защиты прав детей

В мае 2025 года Правительством РФ была утверждена Концепция совершенствования деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, предусматривающая создание сети комплексных центров по защите прав и интересов детей [23]. Фактически речь идет о создании новой сети организаций ювенального характера, которые будут в дополнение к действующим органам опеки и попечительства заниматься вопросами «защиты прав детей» [24].

Программы и мероприятия

Всероссийская инспекция социальных проектов (ВИСП)

В 2024-2025 годах под руководством Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка была проведена Всероссийская инспекция социальных проектов, направленная на профилактику социального сиротства. За период с 1 июля 2024 года по 1 апреля 2025 года удалось сократить на 10,2% одномоментное нахождение детей в детских домах и приютах — с 60 061 до 53 900 детей [25]. Более 7 000 детей получили семейное окружение благодаря непосредственной работе с семьями в трудной жизненной ситуации [26].

Карта действий уполномоченных

Ежегодно для региональных уполномоченных по правам ребенка разрабатывается Карта действий, определяющая основные векторы деятельности. На 2024 год были определены четыре приоритетных направления:

  1. Организация питания и медицинской помощи для детей в образовательных организациях
  2. Охрана здоровья детей, оказание им квалифицированной психиатрической помощи
  3. Трудоустройство подростков
  4. Комплексная помощь родителям, страдающим зависимостями, в целях сохранения семьи [27]

Государственная информационная система профилактики

В 2024 году начато создание Государственной информационной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В создаваемую базу будут вноситься данные о несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, нуждающихся в индивидуальной профилактической работе [28].

Исследования и аналитика

Статистические данные

По данным Министерства просвещения РФ, по состоянию на 2024 год в России:

  • Общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составила 340 055 человек
  • 307,2 тысяч детей-сирот воспитываются в семьях
  • 29,5 тысяч детей проживают в 911 специализированных организациях
  • Выявлено 39 583 детей-сирот, что на 5,7% меньше чем в 2023 году [29]

Мониторинг эффективности

Уполномоченные по правам ребенка в субъектах РФ регулярно проводят мониторинг эффективности системы ювенальной юстиции. Так, в 2024 году в Санкт-Петербурге случаев отобрания детей в порядке статьи 77 СК РФ не зафиксировано, при этом численность детей, выявленных и учтенных за первый квартал, составила 190 человек [30].

Региональные исследования

В различных регионах России проводятся специализированные исследования в области защиты прав детей. Например, в Алтайском крае в 2024 году аппаратом Уполномоченного рассмотрено более 700 обращений, при этом 28% из них касались права несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье [31].

Интересные факты

  • Первый ювенальный суд в современной России был открыт в 2004 году в Таганроге [32]
  • В России нет единого закона о ювенальной юстиции — законодательную базу составляют различные кодексы и федеральные законы [33]
  • На 100 мест в детских садах в среднем по России приходится 102 ребенка, что свидетельствует о дефиците мест в дошкольных учреждениях [34]
  • В 2024 году число детей в детских садах сократилось на 4,9% до 6,67 млн человек в связи со снижением рождаемости [35]
  • За последние 10 лет детей в России стало больше на 16%, составив 30,2 млн человек на 1 января 2019 года [36]

Основные персоналии

Федеральный уровень

  • Мария Львова-Белова — Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка с 2021 года
  • Анна Кузнецова — предыдущий Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка (2016-2021)
  • Павел Астахов — первый Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка (2009-2016)

Региональный уровень

  • Ирина Черкасова — Уполномоченный по правам ребенка в Ростовской области
  • Игорь Мороков — Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области
  • Анна Митянина — Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге

См. также

Ссылки

[1] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики

[2] Официальный сайт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка

[3] Семейный кодекс Российской Федерации - КонсультантПлюс

[4] Статья 62 Семейного кодекса РФ о правах несовершеннолетних родителей - КонсультантПлюс

[5] Федеральный закон об основах системы профилактики безнадзорности - Гарант

[6] Статья 4 ФЗ о системе профилактики - органы и учреждения - Гарант

[7] Новое в законодательстве - изменения в Кодекс административного судопроизводства РФ ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

[8] Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ - КонсультантПлюс

[9] Биография Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка

[10] Доклады о деятельности Уполномоченного

[11] Институт уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ

[12] Анна Кузнецова: комиссия по делам несовершеннолетних должна стать синонимом поддержки

[13] Распоряжение Правительства РФ от 16.05.2025 N 1217-р "Об утверждении Концепции совершенствования деятельности органов опеки и попечительства"

[14] Снижение числа детей-сирот в России за 2024 год

[15] Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних

[16] Деятельность НКО в системе профилактики

[17] Институт развития семейного устройства о реформе опеки

[18] Проект "Вызов" стратегической программы "Дети в семье"

[19] Сокращение числа социальных сирот в 2024 году

[20] Статистика лишения и восстановления родительских прав

[21] Институт наставничества в системе профилактики

[22] Функции комиссий по делам несовершеннолетних в наставничестве

[23] Концепция совершенствования органов опеки и попечительства

[24] Создание комплексных центров защиты прав детей

[25] Итоги Всероссийской инспекции социальных проектов

[26] Результаты работы с семьями в трудной жизненной ситуации

[27] Карта действий уполномоченных по правам ребенка на 2024 год

[28] ГИС профилактики безнадзорности и правонарушений

[29] Официальная статистика по детям-сиротам в России

[30] Мониторинг случаев отобрания детей в Санкт-Петербурге

[31] Доклад уполномоченного Алтайского края за 2024 год

[32] История ювенальных судов в России

[33] Особенности российской ювенальной юстиции

[34] Исследование ВШЭ о детских садах в России

[35] Детские сады в России - статистика 2024

[36] Демографические тенденции детского населения России

Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.