Международный день толерантности в образовательных организациях: различия между версиями
Нет описания правки |
Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' | '''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' | ||
'''Международный день толерантности в образовательных организациях''' — ежегодное событие, отмечаемое '''16 ноября''', направленное на утверждение и продвижение ценностей терпимости, уважения к многообразию культур и форм самовыражения в молодежной среде. В России, как в многонациональном и многоконфессиональном государстве, этот день имеет особое значение для воспитания подрастающего поколения в духе межнационального согласия и профилактики экстремизма. | |||
Праздник был учрежден в 1995 году по инициативе ЮНЕСКО в связи с принятием «Декларации принципов терпимости» [http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml <nowiki>[1]</nowiki>]. Российская Федерация официально присоединилась к празднованию в 2005 году [https://ikp-rao.ru/16-noyabrya-mezhdunarodnyj-den-tolerantnosti/ <nowiki>[2]</nowiki>]. Актуальность этой темы для российской молодежи подтверждается социологическими исследованиями. Например, мониторинг в Республике Татарстан показал, что до 40% молодых людей в той или иной степени испытывают антипатию к представителям других национальностей, что делает межэтнические отношения наиболее значимым полем для проявлений экстремизма [https://minmol.tatarstan.ru/file/pub/pub_2733167.pdf <nowiki>[3]</nowiki>]. Проведение мероприятий в рамках Дня толерантности в школах, колледжах и вузах является важной частью государственной молодежной политики, нацеленной на формирование общероссийской гражданской идентичности. | |||
= Законодательная база = | == Законодательная база == | ||
Формирование толерантного сознания и профилактика экстремизма в молодежной среде в России регулируются на нескольких уровнях законодательства. Основополагающим документом является '''Конституция Российской Федерации''', которая гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка и отношения к религии [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ <nowiki>[4]</nowiki>]. | |||
Ключевые федеральные законы и стратегические документы, формирующие правовое поле для этой работы: | |||
* | * '''Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»''' — определяет правовые и организационные основы противодействия экстремизму, включая профилактические меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе в образовательной сфере [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/ <nowiki>[5]</nowiki>]. | ||
* | * '''Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»''' — устанавливает воспитание как неотъемлемую часть образования, направленную на развитие личности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ <nowiki>[6]</nowiki>]. | ||
* '''Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации»''' — одной из целей молодежной политики называет создание системы нравственных и смысловых ориентиров, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма и ксенофобии [http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300126 <nowiki>[7]</nowiki>]. | |||
* '''Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года''' (Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666) — нацелена на упрочение общероссийского гражданского самосознания, обеспечение межнационального мира и согласия, а также на формирование у молодежи активной гражданской позиции и патриотизма [https://docs.cntd.ru/document/902387360 <nowiki>[8]</nowiki>]. | |||
* '''Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей''' (Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809) — определяет традиционные ценности как основу российского общества, способствующую укреплению гражданского единства и межнационального согласия [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/ <nowiki>[9]</nowiki>]. | |||
Уголовный кодекс РФ также содержит статьи, направленные на защиту от проявлений нетерпимости, в частности, статью 282, предусматривающую ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение человеческого достоинства. | |||
= | == Организации поддержки == | ||
В | В России действует разветвленная сеть государственных и общественных организаций, которые занимаются вопросами воспитания толерантности и профилактики экстремизма среди молодежи. | ||
= | === Государственные органы === | ||
* '''Министерство просвещения Российской Федерации''' — координирует воспитательную работу в школах и колледжах, разрабатывает методические рекомендации для педагогов по профилактике распространения деструктивных идеологий и формированию культуры межнационального общения [https://edu.gov.ru/activity/bezopasnost/ <nowiki>[10]</nowiki>]. | |||
* '''Министерство науки и высшего образования Российской Федерации]''' — отвечает за реализацию аналогичной политики в вузах. При его поддержке в университетах создаются координационные центры по вопросам профилактики экстремизма, проводятся исследования и реализуются проекты, направленные на адаптацию иностранных студентов и гармонизацию студенческой среды. | |||
* '''Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь)''' — реализует комплексные программы и всероссийские проекты, направленные на самореализацию молодежи и формирование системы нравственных ориентиров. Агентство проводит тематические форумы и предоставляет гранты на проекты по профилактике экстремизма и укреплению межнационального согласия. | |||
* '''Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН)''' — организует мероприятия, направленные на гармонизацию межнациональных отношений, поддержку этнокультурного многообразия, и проводит научные исследования в сфере противодействия национальному экстремизму. | |||
* '''Правоохранительные органы''' (МВД России, ФСБ России, Генеральная прокуратура РФ) — участвуют в профилактической работе в образовательных организациях, проводят лекции, семинары и другие мероприятия, направленные на правовое просвещение молодежи и предупреждение правонарушений экстремистской направленности [https://мвд.рф/dejatelnost/protivodejstvie-ekstremizmu <nowiki>[11]</nowiki>]. | |||
= | === Негосударственные и общественные организации === | ||
* | * '''Движение первых''' — общероссийское общественно-государственное движение детей и молодёжи, одной из целей которого является воспитание на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, уважения к культуре и истории народов России. | ||
* | * '''Этнокультурные объединения и национально-культурные автономии''' — играют важную роль в сохранении и популяризации культурного наследия народов России, организуют фестивали, выставки и образовательные проекты, способствующие межкультурному диалогу среди молодежи. | ||
* '''Волонтёрские (добровольческие) организации и студенческие клубы''' — на базе многих вузов создаются объединения (например, клубы интернациональной дружбы), которые помогают иностранным студентам адаптироваться, организуют совместные культурные и спортивные мероприятия, способствуя формированию толерантной среды. | |||
* '''[[Дом народов России]]''' — учреждение, подведомственное ФАДН России, которое является ресурсным центром и площадкой для взаимодействия этнокультурных организаций и реализации проектов в сфере межнациональных отношений. | |||
= | == Социальная политика и меры поддержки == | ||
Государственная политика в сфере воспитания толерантности у молодежи носит комплексный характер и реализуется через систему мер в образовательных организациях. Эта работа ведется по нескольким ключевым направлениям: | |||
= См. также = | *'''Диагностика и мониторинг.''' Проводятся социологические исследования и анкетирования среди учащихся для выявления уровня напряженности в межнациональных отношениях, оценки рисков и определения актуальных проблем. Это позволяет планировать профилактическую работу адресно [https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-mery-formirovaniya-tolerantnosti-v-molodezhnoy-srede-otsenka-effektivnosti <nowiki>[12]</nowiki>]. | ||
*'''Индивидуальная профилактическая работа.''' Особое внимание уделяется работе с обучающимися из «группы риска», которые могут быть подвержены влиянию деструктивных идеологий. С ними и их семьями работают психологи, социальные педагоги и другие специалисты. | |||
*'''Развитие системы воспитания.''' Внедрение в образовательные программы курсов и модулей, направленных на формирование толерантности, гражданской идентичности и уважения к культурам народов России. Ведется подготовка педагогических кадров к ведению этой работы. | |||
*'''Создание позитивной информационной среды.''' Поддержка молодежных медиа, создание контента, продвигающего ценности дружбы народов, патриотизма и гуманизма. Организация публичных мероприятий, акций и флешмобов в онлайн- и офлайн-пространстве. | |||
*'''Грантовая поддержка.''' Предоставление государственных грантов (например, через Росмолодёжь) на реализацию молодежных проектов, направленных на гармонизацию межнациональных отношений, профилактику экстремизма и развитие межкультурного диалога. | |||
Работа строится на трех уровнях взаимодействия: с учащимися, с педагогическим составом (повышение квалификации) и с родителями (информирование и консультирование). | |||
== Программы и мероприятия в образовательных организациях == | |||
В Международный день толерантности и в течение всего учебного года в российских школах, колледжах и вузах проводится множество тематических мероприятий. Их формы разнообразны и адаптированы для разных возрастных групп. | |||
*'''Тематические уроки и классные часы:''' | |||
**«Уроки толерантности», «Уроки дружбы», «Уроки взаимоуважения»**, на которых обсуждаются вопросы многообразия культур, недопустимости дискриминации и важности уважительного общения [https://ikp-rao.ru/16-noyabrya-mezhdunarodnyj-den-tolerantnosti/ <nowiki>[2]</nowiki>]. | |||
**Радиолинейки и информационные стенды**, посвященные истории и значению Дня толерантности [http://2spbg.ru/events/68/ <nowiki>[13]</nowiki>]. | |||
*'''Интерактивные и игровые форматы:''' | |||
**Дебатные турниры**, где молодежь учится аргументированно отстаивать свою позицию и уважать мнение оппонента. | |||
**Викторины и квесты** на знание культур, традиций и истории народов России и мира (например, квест «Народов дружная семья») [http://2spbg.ru/events/68/ <nowiki>[13]</nowiki>]. | |||
**Интерактивные игры**, такие как «Лучший знаток толерантного поведения», направленные на формирование навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях [http://www.kkdms-dom.ru/upload/iblock/9f0/9f03927c78343a02fc2b038d0a7dc84b.pdf <nowiki>[14]</nowiki>]. | |||
*'''Творческие и культурные мероприятия:''' | |||
**Фестивали национальных культур** (например, «Танцующая планета»), где учащиеся представляют танцы, песни, костюмы и кухню разных народов [http://2spbg.ru/events/68/ <nowiki>[13]</nowiki>]. | |||
**Конкурсы рисунков, плакатов и эссе** на тему «Мы разные, но мы вместе». | |||
**Кинопоказы** художественных и документальных фильмов, затрагивающих темы толерантности, дружбы и взаимопомощи. | |||
*'''Акции и проекты:''' | |||
**Социальные акции**, например, «Улыбка — это сила!», направленные на создание дружелюбной атмосферы в образовательном учреждении [http://www.kkdms-dom.ru/upload/iblock/9f0/9f03927c78343a02fc2b038d0a7dc84b.pdf <nowiki>[14]</nowiki>]. | |||
**Создание клубов интернациональной дружбы**, где организуются встречи с представителями разных национальностей и культур. | |||
**Участие в молодежных форумах и слетах**, таких как молодежный межнациональный форум «Урал – национальная география», для обмена опытом и развития компетенций в сфере межнационального взаимодействия. | |||
== См. также == | |||
* [[Федеральное агентство по делам национальностей]] | * [[Федеральное агентство по делам национальностей]] | ||
* [[Совет по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации]] | * [[Совет по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации]] | ||
Строка 52: | Строка 84: | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
[1] [https://www. | [1] [http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml Декларация принципов терпимости — ООН] | ||
[2] [https://ikp-rao.ru/16-noyabrya-mezhdunarodnyj-den-tolerantnosti/ 16 ноября – Международный день толерантности — ИКП РАО] | |||
[3] [https://minmol.tatarstan.ru/file/pub/pub_2733167.pdf Методическое руководство «Профилактика экстремизма и формирование толерантности в молодежной среде» — Министерство по делам молодежи Республики Татарстан] | |||
[4] [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ Конституция Российской Федерации — КонсультантПлюс] | |||
[5] [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/ Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 N 114-ФЗ — КонсультантПлюс] | |||
[6] [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ — КонсультантПлюс] | |||
[7] [http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300126 Федеральный закон «О молодёжной политике в Российской Федерации» от 30.12.2020 N 489-ФЗ — Официальный интернет-портал правовой информации] | |||
[8] [https://docs.cntd.ru/document/902387360 Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» — Кодекс] | |||
[9] [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/ Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» — КонсультантПлюс] | |||
[ | [10] [https://edu.gov.ru/activity/bezopasnost/ Противодействие терроризму и его идеологии — Министерство просвещения РФ] | ||
[ | [11] [https://мвд.рф/dejatelnost/protivodejstvie-ekstremizmu Противодействие экстремизму и терроризму — Министерство внутренних дел РФ] | ||
[ | [12] [https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-mery-formirovaniya-tolerantnosti-v-molodezhnoy-srede-otsenka-effektivnosti Государственные меры формирования толерантности в молодежной среде: оценка эффективности — КиберЛенинка] | ||
[ | [13] [http://2spbg.ru/events/68/ «Международный день толерантности в начальной школе» — ГБОУ СОШ №2] | ||
[ | [14] [http://www.kkdms-dom.ru/upload/iblock/9f0/9f03927c78343a02fc2b038d0a7dc84b.pdf План мероприятий, посвященный Международному дню толерантности — Городской округ Домодедово] | ||
''Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.'' | ''Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.'' |
Версия от 12:21, 26 сентября 2025
Статья создана с использованием языковой модели ИИ
Международный день толерантности в образовательных организациях — ежегодное событие, отмечаемое 16 ноября, направленное на утверждение и продвижение ценностей терпимости, уважения к многообразию культур и форм самовыражения в молодежной среде. В России, как в многонациональном и многоконфессиональном государстве, этот день имеет особое значение для воспитания подрастающего поколения в духе межнационального согласия и профилактики экстремизма.
Праздник был учрежден в 1995 году по инициативе ЮНЕСКО в связи с принятием «Декларации принципов терпимости» [1]. Российская Федерация официально присоединилась к празднованию в 2005 году [2]. Актуальность этой темы для российской молодежи подтверждается социологическими исследованиями. Например, мониторинг в Республике Татарстан показал, что до 40% молодых людей в той или иной степени испытывают антипатию к представителям других национальностей, что делает межэтнические отношения наиболее значимым полем для проявлений экстремизма [3]. Проведение мероприятий в рамках Дня толерантности в школах, колледжах и вузах является важной частью государственной молодежной политики, нацеленной на формирование общероссийской гражданской идентичности.
Законодательная база
Формирование толерантного сознания и профилактика экстремизма в молодежной среде в России регулируются на нескольких уровнях законодательства. Основополагающим документом является Конституция Российской Федерации, которая гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка и отношения к религии [4].
Ключевые федеральные законы и стратегические документы, формирующие правовое поле для этой работы:
- Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» — определяет правовые и организационные основы противодействия экстремизму, включая профилактические меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе в образовательной сфере [5].
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — устанавливает воспитание как неотъемлемую часть образования, направленную на развитие личности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [6].
- Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации» — одной из целей молодежной политики называет создание системы нравственных и смысловых ориентиров, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма и ксенофобии [7].
- Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666) — нацелена на упрочение общероссийского гражданского самосознания, обеспечение межнационального мира и согласия, а также на формирование у молодежи активной гражданской позиции и патриотизма [8].
- Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809) — определяет традиционные ценности как основу российского общества, способствующую укреплению гражданского единства и межнационального согласия [9].
Уголовный кодекс РФ также содержит статьи, направленные на защиту от проявлений нетерпимости, в частности, статью 282, предусматривающую ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение человеческого достоинства.
Организации поддержки
В России действует разветвленная сеть государственных и общественных организаций, которые занимаются вопросами воспитания толерантности и профилактики экстремизма среди молодежи.
Государственные органы
- Министерство просвещения Российской Федерации — координирует воспитательную работу в школах и колледжах, разрабатывает методические рекомендации для педагогов по профилактике распространения деструктивных идеологий и формированию культуры межнационального общения [10].
- Министерство науки и высшего образования Российской Федерации] — отвечает за реализацию аналогичной политики в вузах. При его поддержке в университетах создаются координационные центры по вопросам профилактики экстремизма, проводятся исследования и реализуются проекты, направленные на адаптацию иностранных студентов и гармонизацию студенческой среды.
- Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) — реализует комплексные программы и всероссийские проекты, направленные на самореализацию молодежи и формирование системы нравственных ориентиров. Агентство проводит тематические форумы и предоставляет гранты на проекты по профилактике экстремизма и укреплению межнационального согласия.
- Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) — организует мероприятия, направленные на гармонизацию межнациональных отношений, поддержку этнокультурного многообразия, и проводит научные исследования в сфере противодействия национальному экстремизму.
- Правоохранительные органы (МВД России, ФСБ России, Генеральная прокуратура РФ) — участвуют в профилактической работе в образовательных организациях, проводят лекции, семинары и другие мероприятия, направленные на правовое просвещение молодежи и предупреждение правонарушений экстремистской направленности [11].
Негосударственные и общественные организации
- Движение первых — общероссийское общественно-государственное движение детей и молодёжи, одной из целей которого является воспитание на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, уважения к культуре и истории народов России.
- Этнокультурные объединения и национально-культурные автономии — играют важную роль в сохранении и популяризации культурного наследия народов России, организуют фестивали, выставки и образовательные проекты, способствующие межкультурному диалогу среди молодежи.
- Волонтёрские (добровольческие) организации и студенческие клубы — на базе многих вузов создаются объединения (например, клубы интернациональной дружбы), которые помогают иностранным студентам адаптироваться, организуют совместные культурные и спортивные мероприятия, способствуя формированию толерантной среды.
- Дом народов России — учреждение, подведомственное ФАДН России, которое является ресурсным центром и площадкой для взаимодействия этнокультурных организаций и реализации проектов в сфере межнациональных отношений.
Социальная политика и меры поддержки
Государственная политика в сфере воспитания толерантности у молодежи носит комплексный характер и реализуется через систему мер в образовательных организациях. Эта работа ведется по нескольким ключевым направлениям:
- Диагностика и мониторинг. Проводятся социологические исследования и анкетирования среди учащихся для выявления уровня напряженности в межнациональных отношениях, оценки рисков и определения актуальных проблем. Это позволяет планировать профилактическую работу адресно [12].
- Индивидуальная профилактическая работа. Особое внимание уделяется работе с обучающимися из «группы риска», которые могут быть подвержены влиянию деструктивных идеологий. С ними и их семьями работают психологи, социальные педагоги и другие специалисты.
- Развитие системы воспитания. Внедрение в образовательные программы курсов и модулей, направленных на формирование толерантности, гражданской идентичности и уважения к культурам народов России. Ведется подготовка педагогических кадров к ведению этой работы.
- Создание позитивной информационной среды. Поддержка молодежных медиа, создание контента, продвигающего ценности дружбы народов, патриотизма и гуманизма. Организация публичных мероприятий, акций и флешмобов в онлайн- и офлайн-пространстве.
- Грантовая поддержка. Предоставление государственных грантов (например, через Росмолодёжь) на реализацию молодежных проектов, направленных на гармонизацию межнациональных отношений, профилактику экстремизма и развитие межкультурного диалога.
Работа строится на трех уровнях взаимодействия: с учащимися, с педагогическим составом (повышение квалификации) и с родителями (информирование и консультирование).
Программы и мероприятия в образовательных организациях
В Международный день толерантности и в течение всего учебного года в российских школах, колледжах и вузах проводится множество тематических мероприятий. Их формы разнообразны и адаптированы для разных возрастных групп.
- Тематические уроки и классные часы:
- Интерактивные и игровые форматы:
- Дебатные турниры**, где молодежь учится аргументированно отстаивать свою позицию и уважать мнение оппонента.
- Викторины и квесты** на знание культур, традиций и истории народов России и мира (например, квест «Народов дружная семья») [13].
- Интерактивные игры**, такие как «Лучший знаток толерантного поведения», направленные на формирование навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях [14].
- Творческие и культурные мероприятия:
- Фестивали национальных культур** (например, «Танцующая планета»), где учащиеся представляют танцы, песни, костюмы и кухню разных народов [13].
- Конкурсы рисунков, плакатов и эссе** на тему «Мы разные, но мы вместе».
- Кинопоказы** художественных и документальных фильмов, затрагивающих темы толерантности, дружбы и взаимопомощи.
- Акции и проекты:
- Социальные акции**, например, «Улыбка — это сила!», направленные на создание дружелюбной атмосферы в образовательном учреждении [14].
- Создание клубов интернациональной дружбы**, где организуются встречи с представителями разных национальностей и культур.
- Участие в молодежных форумах и слетах**, таких как молодежный межнациональный форум «Урал – национальная география», для обмена опытом и развития компетенций в сфере межнационального взаимодействия.
См. также
- Федеральное агентство по делам национальностей
- Совет по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации
- Общероссийская ассоциация общественных объединений «Российские соотечественники»
- Ассамблея народов России
- Дом народов России
- Институт этнологии и антропологии РАН
- Национально-культурные автономии
- Молодёжные интернациональные клубы
- Фестиваль «Россия — страна возможностей» (межэтническое направление)
- Центры межнационального сотрудничества
- Программы профилактики экстремизма в образовательной среде
- Региональные дома дружбы народов
- Программы интеграции для молодёжи из семей мигрантов
- Конкурсы лучших практик межнационального мира
- Фестивали национальных культур народов России
Ссылки
[1] Декларация принципов терпимости — ООН
[2] 16 ноября – Международный день толерантности — ИКП РАО
[4] Конституция Российской Федерации — КонсультантПлюс
[6] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ — КонсультантПлюс
[10] Противодействие терроризму и его идеологии — Министерство просвещения РФ
[11] Противодействие экстремизму и терроризму — Министерство внутренних дел РФ
[13] «Международный день толерантности в начальной школе» — ГБОУ СОШ №2
[14] План мероприятий, посвященный Международному дню толерантности — Городской округ Домодедово
Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.