Международный день толерантности в образовательных организациях: различия между версиями

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ'''
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ'''


'''Международный день толерантности в образовательных организациях''' — ежегодное событие, отмечаемое '''16 ноября''', направленное на утверждение и продвижение ценностей терпимости, уважения к многообразию культур и форм самовыражения в молодежной среде. В России, как в многонациональном и многоконфессиональном государстве, этот день имеет особое значение для воспитания подрастающего поколения в духе межнационального согласия и профилактики экстремизма.


= Введение =
Праздник был учрежден в 1995 году по инициативе ЮНЕСКО в связи с принятием «Декларации принципов терпимости» [http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml <nowiki>[1]</nowiki>]. Российская Федерация официально присоединилась к празднованию в 2005 году [https://ikp-rao.ru/16-noyabrya-mezhdunarodnyj-den-tolerantnosti/ <nowiki>[2]</nowiki>]. Актуальность этой темы для российской молодежи подтверждается социологическими исследованиями. Например, мониторинг в Республике Татарстан показал, что до 40% молодых людей в той или иной степени испытывают антипатию к представителям других национальностей, что делает межэтнические отношения наиболее значимым полем для проявлений экстремизма [https://minmol.tatarstan.ru/file/pub/pub_2733167.pdf <nowiki>[3]</nowiki>]. Проведение мероприятий в рамках Дня толерантности в школах, колледжах и вузах является важной частью государственной молодежной политики, нацеленной на формирование общероссийской гражданской идентичности.
'''Международный день толерантности в образовательных организациях''' отмечается ежегодно 16 ноября и направлен на формирование уважения и понимания культурного многообразия среди обучающихся. Этот день установлен Декларацией принципов терпимости ЮНЕСКО, принятой 16 ноября 1995 года на 28-й Генеральной конференции организации[https://www.unesco.org/ru/days/tolerance <nowiki>[1]</nowiki>], и провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН в 1996 году[https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C,_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%89%D1%91%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BF%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8 <nowiki>[2]</nowiki>]. В России праздник официально отмечается с 2005 года, акцентируя внимание на воспитании толерантности среди детей и подростков в школах, колледжах и вузах[https://dsr.sovrnhmao.ru/m-p-d/?ELEMENT_ID=92869 <nowiki>[3]</nowiki>].


= Законодательная база =
== Законодательная база ==
Российская государственная политика в области образования закреплена Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который предусматривает «защиту национальных культур и традиций в условиях многонационального государства» и формирование у обучающихся гражданской и межкультурной компетентности[http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ <nowiki>[4]</nowiki>].
Формирование толерантного сознания и профилактика экстремизма в молодежной среде в России регулируются на нескольких уровнях законодательства. Основополагающим документом является '''Конституция Российской Федерации''', которая гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка и отношения к религии [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ <nowiki>[4]</nowiki>].


= Организации поддержки =
Ключевые федеральные законы и стратегические документы, формирующие правовое поле для этой работы:
* Министерство просвещения Российской Федерации проводит методические семинары и выпуски рекомендаций для школьных и вузовских педагогов, направленные на внедрение уроков толерантности в учебный процесс[https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/21660/ <nowiki>[5]</nowiki>].
* '''Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»''' — определяет правовые и организационные основы противодействия экстремизму, включая профилактические меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе в образовательной сфере [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/ <nowiki>[5]</nowiki>].
* Региональные центры гражданского и патриотического воспитания организуют конкурсы эссе, тематические выставки и волонтёрские акции, приуроченные к 16 ноября.
* '''Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»''' — устанавливает воспитание как неотъемлемую часть образования, направленную на развитие личности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ <nowiki>[6]</nowiki>].
* '''Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации»''' — одной из целей молодежной политики называет создание системы нравственных и смысловых ориентиров, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма и ксенофобии [http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300126 <nowiki>[7]</nowiki>].
* '''Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года''' (Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666) — нацелена на упрочение общероссийского гражданского самосознания, обеспечение межнационального мира и согласия, а также на формирование у молодежи активной гражданской позиции и патриотизма [https://docs.cntd.ru/document/902387360 <nowiki>[8]</nowiki>].
* '''Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей''' (Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809) — определяет традиционные ценности как основу российского общества, способствующую укреплению гражданского единства и межнационального согласия [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/ <nowiki>[9]</nowiki>].


= Социальная политика и меры поддержки =
Уголовный кодекс РФ также содержит статьи, направленные на защиту от проявлений нетерпимости, в частности, статью 282, предусматривающую ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение человеческого достоинства.
Государственные и негосударственные фонды финансируют:
* разработку учебно-методических материалов по формированию толерантности;
* тренинги для педагогов по межкультурной коммуникации;
* грантовые конкурсы для школьных проектов о дружбе народов России.


= Программы и мероприятия =
== Организации поддержки ==
В образовательных организациях в ноябре проводятся:
В России действует разветвленная сеть государственных и общественных организаций, которые занимаются вопросами воспитания толерантности и профилактики экстремизма среди молодежи.
* классные часы и уроки истории «Основы толерантности»;
* тренинги и групповые занятия «Будь толерантным» с элементами ролевых игр и дискуссий[https://ie-teh.ru/%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C-%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-2/ <nowiki>[6]</nowiki>];
* школьные фестивали национальных культур и выставки декоративно-прикладного искусства.


= Исследования и аналитика =
=== Государственные органы ===
Педагогические исследования подчёркивают, что регулярное включение тем толерантности в учебные программы способствует снижению проявлений ксенофобии и агрессии среди подростков.
* '''Министерство просвещения Российской Федерации''' — координирует воспитательную работу в школах и колледжах, разрабатывает методические рекомендации для педагогов по профилактике распространения деструктивных идеологий и формированию культуры межнационального общения [https://edu.gov.ru/activity/bezopasnost/ <nowiki>[10]</nowiki>].
* '''Министерство науки и высшего образования Российской Федерации]''' — отвечает за реализацию аналогичной политики в вузах. При его поддержке в университетах создаются координационные центры по вопросам профилактики экстремизма, проводятся исследования и реализуются проекты, направленные на адаптацию иностранных студентов и гармонизацию студенческой среды.
* '''Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь)''' — реализует комплексные программы и всероссийские проекты, направленные на самореализацию молодежи и формирование системы нравственных ориентиров. Агентство проводит тематические форумы и предоставляет гранты на проекты по профилактике экстремизма и укреплению межнационального согласия.
* '''Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН)''' — организует мероприятия, направленные на гармонизацию межнациональных отношений, поддержку этнокультурного многообразия, и проводит научные исследования в сфере противодействия национальному экстремизму.
* '''Правоохранительные органы''' (МВД России, ФСБ России, Генеральная прокуратура РФ) — участвуют в профилактической работе в образовательных организациях, проводят лекции, семинары и другие мероприятия, направленные на правовое просвещение молодежи и предупреждение правонарушений экстремистской направленности [https://мвд.рф/dejatelnost/protivodejstvie-ekstremizmu <nowiki>[11]</nowiki>].


= Интересные факты =
=== Негосударственные и общественные организации ===
* Первые уроки толерантности в российских школах начали проводиться в рамках пилотного проекта ЮНЕСКО в 2003 году.
* '''Движение первых''' — общероссийское общественно-государственное движение детей и молодёжи, одной из целей которого является воспитание на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, уважения к культуре и истории народов России.
* В 2020 году Минпросвещения инициировало всероссийский онлайн-конкурс «Школа терпимости» среди школьников.
* '''Этнокультурные объединения и национально-культурные автономии''' — играют важную роль в сохранении и популяризации культурного наследия народов России, организуют фестивали, выставки и образовательные проекты, способствующие межкультурному диалогу среди молодежи.
* '''Волонтёрские (добровольческие) организации и студенческие клубы''' — на базе многих вузов создаются объединения (например, клубы интернациональной дружбы), которые помогают иностранным студентам адаптироваться, организуют совместные культурные и спортивные мероприятия, способствуя формированию толерантной среды.
* '''[[Дом народов России]]''' — учреждение, подведомственное ФАДН России, которое является ресурсным центром и площадкой для взаимодействия этнокультурных организаций и реализации проектов в сфере межнациональных отношений.


= Основные персоналии в России =
== Социальная политика и меры поддержки ==
* [[Сергей Кравцов]] — Министр просвещения Российской Федерации.
Государственная политика в сфере воспитания толерантности у молодежи носит комплексный характер и реализуется через систему мер в образовательных организациях. Эта работа ведется по нескольким ключевым направлениям:


= См. также =
*'''Диагностика и мониторинг.''' Проводятся социологические исследования и анкетирования среди учащихся для выявления уровня напряженности в межнациональных отношениях, оценки рисков и определения актуальных проблем. Это позволяет планировать профилактическую работу адресно [https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-mery-formirovaniya-tolerantnosti-v-molodezhnoy-srede-otsenka-effektivnosti <nowiki>[12]</nowiki>].
*'''Индивидуальная профилактическая работа.''' Особое внимание уделяется работе с обучающимися из «группы риска», которые могут быть подвержены влиянию деструктивных идеологий. С ними и их семьями работают психологи, социальные педагоги и другие специалисты.
*'''Развитие системы воспитания.''' Внедрение в образовательные программы курсов и модулей, направленных на формирование толерантности, гражданской идентичности и уважения к культурам народов России. Ведется подготовка педагогических кадров к ведению этой работы.
*'''Создание позитивной информационной среды.''' Поддержка молодежных медиа, создание контента, продвигающего ценности дружбы народов, патриотизма и гуманизма. Организация публичных мероприятий, акций и флешмобов в онлайн- и офлайн-пространстве.
*'''Грантовая поддержка.''' Предоставление государственных грантов (например, через Росмолодёжь) на реализацию молодежных проектов, направленных на гармонизацию межнациональных отношений, профилактику экстремизма и развитие межкультурного диалога.
 
Работа строится на трех уровнях взаимодействия: с учащимися, с педагогическим составом (повышение квалификации) и с родителями (информирование и консультирование).
 
== Программы и мероприятия в образовательных организациях ==
В Международный день толерантности и в течение всего учебного года в российских школах, колледжах и вузах проводится множество тематических мероприятий. Их формы разнообразны и адаптированы для разных возрастных групп.
 
*'''Тематические уроки и классные часы:'''
**«Уроки толерантности», «Уроки дружбы», «Уроки взаимоуважения»**, на которых обсуждаются вопросы многообразия культур, недопустимости дискриминации и важности уважительного общения [https://ikp-rao.ru/16-noyabrya-mezhdunarodnyj-den-tolerantnosti/ <nowiki>[2]</nowiki>].
**Радиолинейки и информационные стенды**, посвященные истории и значению Дня толерантности [http://2spbg.ru/events/68/ <nowiki>[13]</nowiki>].
 
*'''Интерактивные и игровые форматы:'''
**Дебатные турниры**, где молодежь учится аргументированно отстаивать свою позицию и уважать мнение оппонента.
**Викторины и квесты** на знание культур, традиций и истории народов России и мира (например, квест «Народов дружная семья») [http://2spbg.ru/events/68/ <nowiki>[13]</nowiki>].
**Интерактивные игры**, такие как «Лучший знаток толерантного поведения», направленные на формирование навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях [http://www.kkdms-dom.ru/upload/iblock/9f0/9f03927c78343a02fc2b038d0a7dc84b.pdf <nowiki>[14]</nowiki>].
 
*'''Творческие и культурные мероприятия:'''
**Фестивали национальных культур** (например, «Танцующая планета»), где учащиеся представляют танцы, песни, костюмы и кухню разных народов [http://2spbg.ru/events/68/ <nowiki>[13]</nowiki>].
**Конкурсы рисунков, плакатов и эссе** на тему «Мы разные, но мы вместе».
**Кинопоказы** художественных и документальных фильмов, затрагивающих темы толерантности, дружбы и взаимопомощи.
 
*'''Акции и проекты:'''
**Социальные акции**, например, «Улыбка — это сила!», направленные на создание дружелюбной атмосферы в образовательном учреждении [http://www.kkdms-dom.ru/upload/iblock/9f0/9f03927c78343a02fc2b038d0a7dc84b.pdf <nowiki>[14]</nowiki>].
**Создание клубов интернациональной дружбы**, где организуются встречи с представителями разных национальностей и культур.
**Участие в молодежных форумах и слетах**, таких как молодежный межнациональный форум «Урал – национальная география», для обмена опытом и развития компетенций в сфере межнационального взаимодействия.
 
== См. также ==
* [[Федеральное агентство по делам национальностей]]
* [[Федеральное агентство по делам национальностей]]
* [[Совет по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации]]
* [[Совет по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации]]
Строка 52: Строка 84:


== Ссылки ==
== Ссылки ==
[1] [https://www.unesco.org/ru/days/tolerance Официальный сайт ЮНЕСКО]
[1] [http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml Декларация принципов терпимости — ООН]
 
[2] [https://ikp-rao.ru/16-noyabrya-mezhdunarodnyj-den-tolerantnosti/ 16 ноября – Международный день толерантности — ИКП РАО]
 
[3] [https://minmol.tatarstan.ru/file/pub/pub_2733167.pdf Методическое руководство «Профилактика экстремизма и формирование толерантности в молодежной среде» — Министерство по делам молодежи Республики Татарстан]
 
[4] [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ Конституция Российской Федерации — КонсультантПлюс]
 
[5] [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/ Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 N 114-ФЗ — КонсультантПлюс]
 
[6] [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ — КонсультантПлюс]
 
[7] [http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300126 Федеральный закон «О молодёжной политике в Российской Федерации» от 30.12.2020 N 489-ФЗ — Официальный интернет-портал правовой информации]
 
[8] [https://docs.cntd.ru/document/902387360 Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» — Кодекс]
 
[9] [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/ Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» — КонсультантПлюс]


[2] [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C,_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%89%D1%91%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BF%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8 Википедия]
[10] [https://edu.gov.ru/activity/bezopasnost/ Противодействие терроризму и его идеологии — Министерство просвещения РФ]


[3] [https://dsr.sovrnhmao.ru/m-p-d/?ELEMENT_ID=92869 Описание инициативы в документах региональных органов]
[11] [https://мвд.рф/dejatelnost/protivodejstvie-ekstremizmu Противодействие экстремизму и терроризму — Министерство внутренних дел РФ]


[4] [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ Текст Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»]
[12] [https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-mery-formirovaniya-tolerantnosti-v-molodezhnoy-srede-otsenka-effektivnosti Государственные меры формирования толерантности в молодежной среде: оценка эффективности — КиберЛенинка]


[5] [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/21660/ Новость Минпросвещения]
[13] [http://2spbg.ru/events/68/ «Международный день толерантности в начальной школе» — ГБОУ СОШ №2]


[6] [https://ie-teh.ru/%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C-%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-2/ Описание мероприятия в образовательной организации]
[14] [http://www.kkdms-dom.ru/upload/iblock/9f0/9f03927c78343a02fc2b038d0a7dc84b.pdf План мероприятий, посвященный Международному дню толерантности — Городской округ Домодедово]


''Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.''
''Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.''

Версия от 12:21, 26 сентября 2025

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Международный день толерантности в образовательных организациях — ежегодное событие, отмечаемое 16 ноября, направленное на утверждение и продвижение ценностей терпимости, уважения к многообразию культур и форм самовыражения в молодежной среде. В России, как в многонациональном и многоконфессиональном государстве, этот день имеет особое значение для воспитания подрастающего поколения в духе межнационального согласия и профилактики экстремизма.

Праздник был учрежден в 1995 году по инициативе ЮНЕСКО в связи с принятием «Декларации принципов терпимости» [1]. Российская Федерация официально присоединилась к празднованию в 2005 году [2]. Актуальность этой темы для российской молодежи подтверждается социологическими исследованиями. Например, мониторинг в Республике Татарстан показал, что до 40% молодых людей в той или иной степени испытывают антипатию к представителям других национальностей, что делает межэтнические отношения наиболее значимым полем для проявлений экстремизма [3]. Проведение мероприятий в рамках Дня толерантности в школах, колледжах и вузах является важной частью государственной молодежной политики, нацеленной на формирование общероссийской гражданской идентичности.

Законодательная база

Формирование толерантного сознания и профилактика экстремизма в молодежной среде в России регулируются на нескольких уровнях законодательства. Основополагающим документом является Конституция Российской Федерации, которая гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка и отношения к религии [4].

Ключевые федеральные законы и стратегические документы, формирующие правовое поле для этой работы:

  • Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» — определяет правовые и организационные основы противодействия экстремизму, включая профилактические меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе в образовательной сфере [5].
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — устанавливает воспитание как неотъемлемую часть образования, направленную на развитие личности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [6].
  • Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации» — одной из целей молодежной политики называет создание системы нравственных и смысловых ориентиров, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма и ксенофобии [7].
  • Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666) — нацелена на упрочение общероссийского гражданского самосознания, обеспечение межнационального мира и согласия, а также на формирование у молодежи активной гражданской позиции и патриотизма [8].
  • Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809) — определяет традиционные ценности как основу российского общества, способствующую укреплению гражданского единства и межнационального согласия [9].

Уголовный кодекс РФ также содержит статьи, направленные на защиту от проявлений нетерпимости, в частности, статью 282, предусматривающую ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение человеческого достоинства.

Организации поддержки

В России действует разветвленная сеть государственных и общественных организаций, которые занимаются вопросами воспитания толерантности и профилактики экстремизма среди молодежи.

Государственные органы

  • Министерство просвещения Российской Федерации — координирует воспитательную работу в школах и колледжах, разрабатывает методические рекомендации для педагогов по профилактике распространения деструктивных идеологий и формированию культуры межнационального общения [10].
  • Министерство науки и высшего образования Российской Федерации] — отвечает за реализацию аналогичной политики в вузах. При его поддержке в университетах создаются координационные центры по вопросам профилактики экстремизма, проводятся исследования и реализуются проекты, направленные на адаптацию иностранных студентов и гармонизацию студенческой среды.
  • Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) — реализует комплексные программы и всероссийские проекты, направленные на самореализацию молодежи и формирование системы нравственных ориентиров. Агентство проводит тематические форумы и предоставляет гранты на проекты по профилактике экстремизма и укреплению межнационального согласия.
  • Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) — организует мероприятия, направленные на гармонизацию межнациональных отношений, поддержку этнокультурного многообразия, и проводит научные исследования в сфере противодействия национальному экстремизму.
  • Правоохранительные органы (МВД России, ФСБ России, Генеральная прокуратура РФ) — участвуют в профилактической работе в образовательных организациях, проводят лекции, семинары и другие мероприятия, направленные на правовое просвещение молодежи и предупреждение правонарушений экстремистской направленности [11].

Негосударственные и общественные организации

  • Движение первых — общероссийское общественно-государственное движение детей и молодёжи, одной из целей которого является воспитание на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, уважения к культуре и истории народов России.
  • Этнокультурные объединения и национально-культурные автономии — играют важную роль в сохранении и популяризации культурного наследия народов России, организуют фестивали, выставки и образовательные проекты, способствующие межкультурному диалогу среди молодежи.
  • Волонтёрские (добровольческие) организации и студенческие клубы — на базе многих вузов создаются объединения (например, клубы интернациональной дружбы), которые помогают иностранным студентам адаптироваться, организуют совместные культурные и спортивные мероприятия, способствуя формированию толерантной среды.
  • Дом народов России — учреждение, подведомственное ФАДН России, которое является ресурсным центром и площадкой для взаимодействия этнокультурных организаций и реализации проектов в сфере межнациональных отношений.

Социальная политика и меры поддержки

Государственная политика в сфере воспитания толерантности у молодежи носит комплексный характер и реализуется через систему мер в образовательных организациях. Эта работа ведется по нескольким ключевым направлениям:

  • Диагностика и мониторинг. Проводятся социологические исследования и анкетирования среди учащихся для выявления уровня напряженности в межнациональных отношениях, оценки рисков и определения актуальных проблем. Это позволяет планировать профилактическую работу адресно [12].
  • Индивидуальная профилактическая работа. Особое внимание уделяется работе с обучающимися из «группы риска», которые могут быть подвержены влиянию деструктивных идеологий. С ними и их семьями работают психологи, социальные педагоги и другие специалисты.
  • Развитие системы воспитания. Внедрение в образовательные программы курсов и модулей, направленных на формирование толерантности, гражданской идентичности и уважения к культурам народов России. Ведется подготовка педагогических кадров к ведению этой работы.
  • Создание позитивной информационной среды. Поддержка молодежных медиа, создание контента, продвигающего ценности дружбы народов, патриотизма и гуманизма. Организация публичных мероприятий, акций и флешмобов в онлайн- и офлайн-пространстве.
  • Грантовая поддержка. Предоставление государственных грантов (например, через Росмолодёжь) на реализацию молодежных проектов, направленных на гармонизацию межнациональных отношений, профилактику экстремизма и развитие межкультурного диалога.

Работа строится на трех уровнях взаимодействия: с учащимися, с педагогическим составом (повышение квалификации) и с родителями (информирование и консультирование).

Программы и мероприятия в образовательных организациях

В Международный день толерантности и в течение всего учебного года в российских школах, колледжах и вузах проводится множество тематических мероприятий. Их формы разнообразны и адаптированы для разных возрастных групп.

  • Тематические уроки и классные часы:
    • «Уроки толерантности», «Уроки дружбы», «Уроки взаимоуважения»**, на которых обсуждаются вопросы многообразия культур, недопустимости дискриминации и важности уважительного общения [2].
    • Радиолинейки и информационные стенды**, посвященные истории и значению Дня толерантности [13].
  • Интерактивные и игровые форматы:
    • Дебатные турниры**, где молодежь учится аргументированно отстаивать свою позицию и уважать мнение оппонента.
    • Викторины и квесты** на знание культур, традиций и истории народов России и мира (например, квест «Народов дружная семья») [13].
    • Интерактивные игры**, такие как «Лучший знаток толерантного поведения», направленные на формирование навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях [14].
  • Творческие и культурные мероприятия:
    • Фестивали национальных культур** (например, «Танцующая планета»), где учащиеся представляют танцы, песни, костюмы и кухню разных народов [13].
    • Конкурсы рисунков, плакатов и эссе** на тему «Мы разные, но мы вместе».
    • Кинопоказы** художественных и документальных фильмов, затрагивающих темы толерантности, дружбы и взаимопомощи.
  • Акции и проекты:
    • Социальные акции**, например, «Улыбка — это сила!», направленные на создание дружелюбной атмосферы в образовательном учреждении [14].
    • Создание клубов интернациональной дружбы**, где организуются встречи с представителями разных национальностей и культур.
    • Участие в молодежных форумах и слетах**, таких как молодежный межнациональный форум «Урал – национальная география», для обмена опытом и развития компетенций в сфере межнационального взаимодействия.

См. также

Ссылки

[1] Декларация принципов терпимости — ООН

[2] 16 ноября – Международный день толерантности — ИКП РАО

[3] Методическое руководство «Профилактика экстремизма и формирование толерантности в молодежной среде» — Министерство по делам молодежи Республики Татарстан

[4] Конституция Российской Федерации — КонсультантПлюс

[5] Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 N 114-ФЗ — КонсультантПлюс

[6] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ — КонсультантПлюс

[7] Федеральный закон «О молодёжной политике в Российской Федерации» от 30.12.2020 N 489-ФЗ — Официальный интернет-портал правовой информации

[8] Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» — Кодекс

[9] Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» — КонсультантПлюс

[10] Противодействие терроризму и его идеологии — Министерство просвещения РФ

[11] Противодействие экстремизму и терроризму — Министерство внутренних дел РФ

[12] Государственные меры формирования толерантности в молодежной среде: оценка эффективности — КиберЛенинка

[13] «Международный день толерантности в начальной школе» — ГБОУ СОШ №2

[14] План мероприятий, посвященный Международному дню толерантности — Городской округ Домодедово

Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.