Целевое обучение студентов: различия между версиями

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 4: Строка 4:
[[Файл:Students_at_university.jpg|мини|500x500пкс|Студенты во время лекции в одном из российских вузов]]
[[Файл:Students_at_university.jpg|мини|500x500пкс|Студенты во время лекции в одном из российских вузов]]


'''Целевое обучение''' — это форма получения профессионального образования в России, при которой обучение студента оплачивается будущим работодателем (государственным органом или частной компанией) в обмен на обязательство выпускника отработать у этого работодателя определенный срок после окончания учебного заведения. Данный механизм является важным инструментом кадровой политики, направленным на решение проблемы дефицита квалифицированных специалистов в ключевых отраслях экономики и социальной сферы, а также выступает значимой мерой социальной поддержки молодежи, гарантируя ей первое рабочее место.
'''Целевое обучение''' — это форма получения высшего или среднего профессионального образования в России, при которой обучение студента оплачивается будущим работодателем (заказчиком) в обмен на обязательство выпускника отработать в данной организации определённый срок после получения диплома. [https://www.hse.ru/news/admission/1056092998.html <nowiki>[1]</nowiki>] [https://family.rambler.ru/shkolniki/54241805-kuda-poyti-uchitsya-kvoty-na-tselevoe-obuchenie-v-vuzah-v-2025-godu/ <nowiki>[2]</nowiki>] Данный механизм является ключевым инструментом государственной кадровой политики, направленным на устранение дефицита специалистов в приоритетных отраслях экономики и социальной сферы, а также в регионах, испытывающих нехватку квалифицированных работников. [http://government.ru/news/24903/ <nowiki>[3]</nowiki>]


Актуальность целевого обучения обусловлена разрывом между потребностями рынка труда и качеством подготовки выпускников. Многие предприятия сталкиваются с нехваткой кадров, обладающих необходимыми практическими навыками, в то время как выпускники испытывают трудности с трудоустройством из-за отсутствия опыта. Целевое обучение призвано устранить этот разрыв путем тесной интеграции образовательного процесса и производственной практики [http://example.com/research1 <nowiki>[1]</nowiki>]. Статистические данные показывают, что наиболее востребованными направлениями для целевого обучения являются медицина, педагогика, инженерные специальности для оборонно-промышленного комплекса и высокотехнологичных производств.
Заказчиками целевого обучения могут выступать федеральные и региональные органы власти, государственные корпорации, предприятия оборонно-промышленного комплекса, а также частные компании и индивидуальные предприниматели, соответствующие определённым критериям. [https://www.hse.ru/news/admission/1056092998.html <nowiki>[1]</nowiki>] С 1 мая 2024 года вступили в силу новые правила, унифицировавшие и сделавшие более прозрачным процесс поступления: все предложения от заказчиков публикуются на единой цифровой платформе «Работа в России». [https://family.rambler.ru/shkolniki/54241805-kuda-poyti-uchitsya-kvoty-na-tselevoe-obuchenie-v-vuzah-v-2025-godu/ <nowiki>[2]</nowiki>]
 
Масштабы программы постоянно растут. На 2025/2026 учебный год Правительством РФ было выделено более 145 тысяч бюджетных мест для приёма на целевое обучение по 838 специальностям. [https://family.rambler.ru/shkolniki/54241805-kuda-poyti-uchitsya-kvoty-na-tselevoe-obuchenie-v-vuzah-v-2025-godu/ <nowiki>[2]</nowiki>] [http://government.ru/docs/54272/ <nowiki>[4]</nowiki>] Наиболее высокие квоты традиционно устанавливаются для медицинских специальностей («Лечебное дело» — 70% мест, «Педиатрия» — 75%), а также для стратегически важных направлений, таких как проектирование авиационных и ракетных двигателей (70%), эксплуатация железных дорог (70%) и кораблестроение (45%). [https://family.rambler.ru/shkolniki/54241805-kuda-poyti-uchitsya-kvoty-na-tselevoe-obuchenie-v-vuzah-v-2025-godu/ <nowiki>[2]</nowiki>] Это подчёркивает значимость целевого обучения как для обеспечения национальной безопасности, так и для решения острых социальных задач, в первую очередь, в сфере здравоохранения.


== Социальная политика и меры поддержки ==
== Социальная политика и меры поддержки ==
Целевое обучение предлагает студентам ряд значительных преимуществ и мер социальной поддержки, что делает его привлекательным вариантом получения образования. Основным преимуществом является поступление в вуз в рамках отдельной квоты, что предполагает собственный конкурс и, как правило, более низкие проходные баллы по сравнению с общим конкурсом на бюджетные места. [https://www.hse.ru/news/admission/1056092998.html <nowiki>[1]</nowiki>] Исторически конкурс на целевые места был минимальным, иногда составляя всего одного человека на место, что создавало «тепличные условия» для абитуриентов. [http://government.ru/news/24903/ <nowiki>[3]</nowiki>]


Целевое обучение является комплексной мерой социальной и кадровой политики, которая предоставляет преимущества всем участвующим сторонам: студенту, образовательной организации и работодателю. Для студента это, прежде всего, возможность получить бесплатное высшее или среднее профессиональное образование, а также гарантированное трудоустройство после выпуска. Зачастую договор о целевом обучении предусматривает дополнительные меры поддержки со стороны работодателя, такие как выплата стипендии (помимо государственной академической), оплата проживания в общежитии, предоставление места для прохождения производственной и преддипломной практик [http://example.com/research2 <nowiki>[2]</nowiki>]. Это снимает со студента и его семьи значительную финансовую нагрузку и позволяет сосредоточиться на учебе.
Помимо бесплатного обучения, договор о целевой подготовке обязывает заказчика оказывать студенту меры поддержки на протяжении всего периода учёбы. Эти меры закрепляются в договоре и могут включать:
* '''Материальное стимулирование:''' выплата дополнительной стипендии сверх академической, оплата проезда к месту учёбы и обратно.
* '''Образовательная поддержка:''' оплата дополнительных платных образовательных услуг, курсов повышения квалификации, которые не входят в основную программу.
* '''Решение жилищного вопроса:''' предоставление или оплата найма жилого помещения, в том числе на период практик. [https://vaael.ru/article/view?id=3206 <nowiki>[5]</nowiki>]
* '''Практическая и научная интеграция:''' организация прохождения всех видов практик на базе предприятия-заказчика, предоставление наставников из числа опытных сотрудников для помощи в написании курсовых и дипломной работ. [https://www.hse.ru/news/admission/1056092998.html <nowiki>[1]</nowiki>]


Для работодателя целевое обучение — это стратегический инструмент формирования кадрового резерва. Предприятие получает возможность «вырастить» специалиста под свои конкретные производственные задачи, знакомого с корпоративной культурой и технологическими процессами еще со студенческой скамьи. Это значительно сокращает затраты на поиск, адаптацию и дополнительное обучение новых сотрудников. Работодатель может активно участвовать в образовательном процессе: согласовывать учебные планы, предлагать темы курсовых и дипломных работ, направлять своих ведущих специалистов для чтения лекций и проведения практических занятий [http://example.com/dual-education-features <nowiki>[3]</nowiki>].
Ключевой мерой поддержки и одновременно главным обязательством является '''гарантированное трудоустройство''' по окончании вуза. Выпускник получает рабочее место в соответствии с полученной квалификацией, а срок обязательной трудовой деятельности составляет от трёх до пяти лет, что фиксируется в договоре. [https://family.rambler.ru/shkolniki/54241805-kuda-poyti-uchitsya-kvoty-na-tselevoe-obuchenie-v-vuzah-v-2025-godu/ <nowiki>[2]</nowiki>] Это обеспечивает молодому специалисту стабильность на начальном этапе карьеры и защищает от безработицы.


Для образовательной организации целевой набор — это показатель востребованности ее образовательных программ и гарантия трудоустройства выпускников, что является одним из ключевых показателей эффективности вуза или колледжа. Сотрудничество с предприятиями-заказчиками способствует обновлению материально-технической базы, актуализации учебных программ и повышению квалификации преподавательского состава. Таким образом, целевое обучение создает прочную связь в триаде «студент – вуз – предприятие», обеспечивая синергетический эффект для всей системы профессионального образования и рынка труда в России [http://example.com/dual-education-practice <nowiki>[4]</nowiki>].
== Программы и мероприятия ==
Процесс организации целевого обучения представляет собой многоэтапную систему взаимодействия между государством, заказчиками и абитуриентами. Он строго регламентирован и направлен на удовлетворение кадровых потребностей регионов и отраслей.


== Программы и мероприятия ==
Ежегодно Правительство РФ на основе заявок от регионов утверждает квоты приёма на целевое обучение по конкретным специальностям и направлениям подготовки. [http://government.ru/docs/54272/ <nowiki>[4]</nowiki>] Этот процесс позволяет гибко реагировать на изменяющиеся потребности рынка труда. Например, на 2025 год квоты были увеличены по 77 направлениям и дополнительно введены по 12 новым, среди которых «Наносистемы и наноматериалы» и «Регионоведение России». [http://government.ru/docs/54272/ <nowiki>[4]</nowiki>]


Механизм целевого обучения реализуется через систему квот на целевой прием, которые ежегодно устанавливаются Правительством РФ для вузов по различным специальностям и направлениям подготовки. Заказчиками обучения могут выступать федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также государственные корпорации, предприятия оборонно-промышленного комплекса и организации, в уставном капитале которых есть доля государства.
С 2024 года ключевым элементом программы стала единая цифровая платформа «Работа в России». Все заказчики обязаны размещать на ней свои предложения до 10 июня. [https://family.rambler.ru/shkolniki/54241805-kuda-poyti-uchitsya-kvoty-na-tselevoe-obuchenie-v-vuzah-v-2025-godu/ <nowiki>[2]</nowiki>] Каждое предложение содержит исчерпывающую информацию:
* Данные о заказчике и будущем работодателе.
* Вуз, кампус и образовательная программа.
* Конкретные меры поддержки студента (размер стипендии, предоставление жилья и т.д.).
* Требования к успеваемости.
* Контактные данные для связи.


Процесс поступления в рамках целевой квоты включает несколько этапов. Абитуриент самостоятельно находит организацию-заказчика и заключает с ней договор о целевом обучении. Этот договор является основанием для участия в отдельном конкурсе на выделенные целевые места в вузе. Конкурс на целевые места, как правило, ниже общего, что является дополнительным преимуществом для абитуриентов. После зачисления студент учится по основной образовательной программе, но его обучение имеет практико-ориентированный характер. Предприятие-заказчик организует для студента-целевика все виды практик на своей производственной базе.
Абитуриент может подать заявку на целевое обучение только в один вуз и на одну образовательную программу, выбрав предложение одного заказчика. Это повышает осознанность выбора и ответственность сторон.


После завершения обучения выпускник обязан отработать у заказчика не менее трех лет на условиях, определенных договором. В случае неисполнения обязательств по трудоустройству (например, если выпускник отказывается работать на предприятии) он обязан возместить заказчику расходы, связанные с предоставлением мер поддержки. С другой стороны, если работодатель не предоставляет выпускнику рабочее место, он выплачивает выпускнику компенсацию. Этот механизм взаимной ответственности обеспечивает надежность и эффективность всей системы целевой подготовки кадров для российской экономики и социальной сферы [http://example.com/student-orientation <nowiki>[5]</nowiki>].
Программы целевого обучения реализуются ведущими вузами страны. Например, в НИУ ВШЭ на 2025 год было выделено 512 мест в бакалавриате/специалитете и 214 мест в магистратуре. [https://www.hse.ru/news/admission/1056092998.html <nowiki>[1]</nowiki>] Особую роль целевое обучение играет в подготовке кадров для оборонно-промышленного комплекса и педагогического образования, где реализуются специальные трёхсторонние договоры «регион – вуз – студент». [http://government.ru/news/24903/ <nowiki>[3]</nowiki>]


== Исследования и аналитика ==
== Исследования и аналитика ==
Несмотря на свою значимость для кадровой политики, система целевого обучения на протяжении многих лет является объектом критики и научных исследований, выявляющих ряд системных проблем. Эффективность этого механизма часто ставится под сомнение как работодателями, так и экспертами в области образования.


Тема целевого и практико-ориентированного (дуального) обучения активно обсуждается в российском научном сообществе. Исследователи анализируют его эффективность, выявляют проблемы и предлагают пути их решения. Одной из наиболее успешных моделей интеграции образования и производства считается дуальная система, которая предполагает, что значительная часть учебного времени (до 60-70%) отводится на практическую подготовку непосредственно на предприятии [http://example.com/dual-education-features <nowiki>[3]</nowiki>]. В научных работах подчеркивается, что такая модель позволяет готовить высококвалифицированных специалистов, полностью отвечающих требованиям современного рынка труда, и является гарантией их успешной профессиональной и социальной адаптации [http://example.com/dual-education-implementation <nowiki>[6]</nowiki>].
Одной из главных проблем, которая активно обсуждалась до реформы 2024 года, был '''низкий уровень подготовки абитуриентов'''. Поступление в рамках отдельного конкурса с минимальной конкуренцией приводило к тому, что средний балл ЕГЭ у «целевиков» был значительно ниже, чем у студентов, поступивших по общему конкурсу (например, в 2016 году разница составляла 4 балла — 62,3 против 66,3). [http://government.ru/news/24903/ <nowiki>[3]</nowiki>] Это вызывало опасения, что стратегически важные отрасли пополняются недостаточно подготовленными специалистами. [https://vaael.ru/article/view?id=3206 <nowiki>[5]</nowiki>]


Однако внедрение элементов дуального и целевого обучения в России сталкивается с рядом трудностей. Одной из ключевых проблем является недостаточная развитость социального партнерства между образовательными учреждениями и предприятиями. Исследователи отмечают наличие организационных и нормативно-правовых противоречий, которые затрудняют эффективное взаимодействие [http://example.com/dual-education-practice <nowiki>[4]</nowiki>]. Например, не всегда удается создать на предприятии полноценную "индустриальную практическую среду", где студент мог бы получить весь спектр необходимых компетенций под руководством опытного наставника.
Вторая серьёзная проблема — '''недостаточная эффективность в удержании кадров'''. Научные статьи и анализ практики показывают, что выпускники, особенно в высокооплачиваемых сферах (медицина, IT), нередко предпочитают расторгнуть договор, выплатить государству штраф (стоимость обучения) и уйти работать в частный сектор на более высокую зарплату. [https://www.pnp.ru/social/deputat-nazval-provalom-rezultaty-programmy-po-celevomu-obucheniyu.html <nowiki>[6]</nowiki>] Это сводит на нет усилия государства по закрытию кадрового дефицита в бюджетных учреждениях. Причина кроется в том, что предлагаемые меры поддержки («пряник») часто не могут конкурировать с рыночными условиями и не компенсируют обязательство («кнут») работать несколько лет на фиксированном месте. [https://www.pnp.ru/social/deputat-nazval-provalom-rezultaty-programmy-po-celevomu-obucheniyu.html <nowiki>[6]</nowiki>]


Другой аспект, на который обращают внимание аналитики, — это мотивация самих студентов. Хотя гарантия трудоустройства является весомым преимуществом, обязательство отработать несколько лет на одном предприятии может восприниматься как ограничение свободы выбора. Существует риск, что за время обучения профессиональные интересы студента могут измениться, или предложенные условия труда окажутся менее привлекательными по сравнению с другими предложениями на рынке. В связи с этим в научных статьях подчеркивается важность качественной профориентационной работы с абитуриентами и гибкости условий целевого договора, чтобы система отвечала интересам как государства и бизнеса, так и самой молодежи, формируя у нее позитивные ценностные ориентации на будущую профессию [http://example.com/student-orientation <nowiki>[5]</nowiki>].
Исследования также указывают на '''слабую вовлечённость заказчиков в процесс обучения'''. Работодатели, заключившие договор, часто не имеют реальных инструментов для контроля успеваемости и влияния на образовательный процесс своего будущего сотрудника. [https://vaael.ru/article/view?id=3206 <nowiki>[5]</nowiki>] Взаимодействие между предприятием и студентом во время учёбы носит формальный характер, что снижает эффективность практической подготовки. [https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-problem-tselevoy-podgotovki-studentov-inzhenernyh-spetsialnostey <nowiki>[7]</nowiki>] Ряд исследований, например, проведённых Ю.С. Эзрохом, доказывает недостаточную общую эффективность использования инструмента целевого обучения и предлагает пути его совершенствования. [https://cyberleninka.ru/article/n/tselevoy-priyom-v-rossiyskie-vuzy-tekuschee-sostoyanie-problemy-i-puti-ih-resheniya <nowiki>[8]</nowiki>]


== Интересные факты ==
== Интересные факты ==
 
* По некоторым наиболее дефицитным специальностям медицинской ординатуры (например, «акушерство и гинекология», «детская хирургия», «гастроэнтерология») квота на целевое обучение в 2025 году составила 100%. Это означает, что поступить на бюджет по этим направлениям можно только по целевому договору. [https://family.rambler.ru/shkolniki/54241805-kuda-poyti-uchitsya-kvoty-na-tselevoe-obuchenie-v-vuzah-v-2025-godu/ <nowiki>[2]</nowiki>]
*   Историческим прообразом современного целевого обучения в России можно считать систему "завод-втуз", которая существовала в СССР в 1930-е годы. Она предполагала создание высших технических учебных заведений непосредственно при крупных промышленных предприятиях для подготовки инженеров без отрыва от производства.
* Общая численность студентов, уже проходящих целевое обучение по инженерным специальностям в российских вузах, составляет более 67 тысяч человек. [https://vaael.ru/article/view?id=3206 <nowiki>[5]</nowiki>]
*   Наибольшая доля целевиков традиционно наблюдается в медицинских вузах. Это связано с государственной задачей по обеспечению медицинскими кадрами, в первую очередь, сельских и удаленных территорий.
* До реформы 2024 года абитуриенты должны были самостоятельно искать информацию о целевом наборе на сайтах потенциальных заказчиков. Централизация всех предложений на портале «Работа в России» стала кардинальным изменением, направленным на повышение прозрачности и доступности программы. [https://family.rambler.ru/shkolniki/54241805-kuda-poyti-uchitsya-kvoty-na-tselevoe-obuchenie-v-vuzah-v-2025-godu/ <nowiki>[2]</nowiki>]
*   С 2024 года в России заработала единая цифровая платформа «Работа в России», где абитуриенты могут найти предложения от заказчиков целевого обучения по всей стране, что сделало процесс поиска и заключения договора более прозрачным и доступным.
* Хотя система целевого обучения является федеральной инициативой, её содержание (перечень специальностей и количество мест) в значительной степени определяется запросами конкретных регионов, что позволяет учитывать локальную специфику рынка труда. [http://government.ru/docs/54272/ <nowiki>[4]</nowiki>]
*  Участие в студенческих отрядах также рассматривается как форма практико-ориентированной подготовки и социальной адаптации молодежи. Опыт, полученный в [[Российские студенческие отряды|студотрядах]], помогает будущим специалистам развить трудовые навыки и быстрее адаптироваться на первом рабочем месте [http://example.com/student-teams-role <nowiki>[7]</nowiki>].


== См. также ==
== См. также ==
*   [[Волонтёрство]]
* [[Волонтёрство]]
*   [[Волонтёры Победы]]
* [[Волонтёры Победы]]
*   [[Волонтёры-медики]]
* [[Волонтёры-медики]]
*   [[Волонтёры культуры]]
* [[Волонтёры культуры]]
*   [[Добро.РФ]]
* [[Добро.РФ]]
*   [[МЫВМЕСТЕ]]
* [[МЫВМЕСТЕ]]
*   [[Российское движение школьников]]
* [[Российское движение школьников]]
*   [[Студенческая семья]]
* [[Студенческая семья]]
*  [[Дуальное образование]]
*  [[Молодёжная политика в России]]


== Ссылки ==
== Ссылки ==
[1] [http://example.com/research1 Научное исследование о роли целевого обучения]
[1] [https://www.hse.ru/news/admission/1056092998.html Целевое обучение в Вышке — НИУ ВШЭ]
 
[2] [https://family.rambler.ru/shkolniki/54241805-kuda-poyti-uchitsya-kvoty-na-tselevoe-obuchenie-v-vuzah-v-2025-godu/ Квоты на целевое обучение в вузах в 2025 году — Рамблер/семья]


[2] [http://example.com/research2 Анализ мер социальной поддержки студентов-целевиков]
[3] [http://government.ru/news/24903/ О повышении эффективности целевого обучения и целевого приёма — Правительство России]


[3] [http://example.com/dual-education-features Растегаева Д.А., Фиlimонюк Л.А. Особенности дуального образования в системе подготовки бакалавров. 2018.]
[4] [http://government.ru/docs/54272/ Правительство утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год — Правительство России]


[4] [http://example.com/dual-education-practice Листвин А.А. Дуальное обучение в России: от концепции к практике. 2016.]
[5] [https://vaael.ru/article/view?id=3206 Гневашева В.А. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2024. № 1. С. 24-36]


[5] [http://example.com/student-orientation Власова В.Н., Кротов Д.В., Самыгин С.И. Студенческая молодежь: проблемы профессиональной ориентации.]
[6] [https://www.pnp.ru/social/deputat-nazval-provalom-rezultaty-programmy-po-celevomu-obucheniyu.html Депутат назвал «провалом» результаты программы по целевому обучению — Парламентская газета]


[6] [http://example.com/dual-education-implementation Коновалова В.М. Проблемы реализации дуального обучения на примере колледжа ГГУ. 2018.]
[7] [https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-problem-tselevoy-podgotovki-studentov-inzhenernyh-spetsialnostey Пономарева Д.И., Пономарев В.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Управленческий учет. 2022. № 1-3. С. 488-494]


[7] [http://example.com/student-teams-role Гнатюк М.А., Кротов Д.В., Самыгин С.И. Российские студенческие трудовые отряды как ресурс для социально-профессионального самоопределения молодежи.]
[8] [https://cyberleninka.ru/article/n/tselevoy-priyom-v-rossiyskie-vuzy-tekuschee-sostoyanie-problemy-i-puti-ih-resheniya Эзрох Ю.С. ЦЕЛЕВОЙ ПРИЁМ В РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 2. С. 46-64]


''Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.''
''Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.''


[[Категория:Молодёжная политика]]
[[Категория:Трудоустройство молодёжи]]
[[Категория:Образование в России]]
[[Категория:Труд и занятость]]

Версия от 02:07, 24 сентября 2025

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Студенты во время лекции в одном из российских вузов

Целевое обучение — это форма получения высшего или среднего профессионального образования в России, при которой обучение студента оплачивается будущим работодателем (заказчиком) в обмен на обязательство выпускника отработать в данной организации определённый срок после получения диплома. [1] [2] Данный механизм является ключевым инструментом государственной кадровой политики, направленным на устранение дефицита специалистов в приоритетных отраслях экономики и социальной сферы, а также в регионах, испытывающих нехватку квалифицированных работников. [3]

Заказчиками целевого обучения могут выступать федеральные и региональные органы власти, государственные корпорации, предприятия оборонно-промышленного комплекса, а также частные компании и индивидуальные предприниматели, соответствующие определённым критериям. [1] С 1 мая 2024 года вступили в силу новые правила, унифицировавшие и сделавшие более прозрачным процесс поступления: все предложения от заказчиков публикуются на единой цифровой платформе «Работа в России». [2]

Масштабы программы постоянно растут. На 2025/2026 учебный год Правительством РФ было выделено более 145 тысяч бюджетных мест для приёма на целевое обучение по 838 специальностям. [2] [4] Наиболее высокие квоты традиционно устанавливаются для медицинских специальностей («Лечебное дело» — 70% мест, «Педиатрия» — 75%), а также для стратегически важных направлений, таких как проектирование авиационных и ракетных двигателей (70%), эксплуатация железных дорог (70%) и кораблестроение (45%). [2] Это подчёркивает значимость целевого обучения как для обеспечения национальной безопасности, так и для решения острых социальных задач, в первую очередь, в сфере здравоохранения.

Социальная политика и меры поддержки

Целевое обучение предлагает студентам ряд значительных преимуществ и мер социальной поддержки, что делает его привлекательным вариантом получения образования. Основным преимуществом является поступление в вуз в рамках отдельной квоты, что предполагает собственный конкурс и, как правило, более низкие проходные баллы по сравнению с общим конкурсом на бюджетные места. [1] Исторически конкурс на целевые места был минимальным, иногда составляя всего одного человека на место, что создавало «тепличные условия» для абитуриентов. [3]

Помимо бесплатного обучения, договор о целевой подготовке обязывает заказчика оказывать студенту меры поддержки на протяжении всего периода учёбы. Эти меры закрепляются в договоре и могут включать:

  • Материальное стимулирование: выплата дополнительной стипендии сверх академической, оплата проезда к месту учёбы и обратно.
  • Образовательная поддержка: оплата дополнительных платных образовательных услуг, курсов повышения квалификации, которые не входят в основную программу.
  • Решение жилищного вопроса: предоставление или оплата найма жилого помещения, в том числе на период практик. [5]
  • Практическая и научная интеграция: организация прохождения всех видов практик на базе предприятия-заказчика, предоставление наставников из числа опытных сотрудников для помощи в написании курсовых и дипломной работ. [1]

Ключевой мерой поддержки и одновременно главным обязательством является гарантированное трудоустройство по окончании вуза. Выпускник получает рабочее место в соответствии с полученной квалификацией, а срок обязательной трудовой деятельности составляет от трёх до пяти лет, что фиксируется в договоре. [2] Это обеспечивает молодому специалисту стабильность на начальном этапе карьеры и защищает от безработицы.

Программы и мероприятия

Процесс организации целевого обучения представляет собой многоэтапную систему взаимодействия между государством, заказчиками и абитуриентами. Он строго регламентирован и направлен на удовлетворение кадровых потребностей регионов и отраслей.

Ежегодно Правительство РФ на основе заявок от регионов утверждает квоты приёма на целевое обучение по конкретным специальностям и направлениям подготовки. [4] Этот процесс позволяет гибко реагировать на изменяющиеся потребности рынка труда. Например, на 2025 год квоты были увеличены по 77 направлениям и дополнительно введены по 12 новым, среди которых «Наносистемы и наноматериалы» и «Регионоведение России». [4]

С 2024 года ключевым элементом программы стала единая цифровая платформа «Работа в России». Все заказчики обязаны размещать на ней свои предложения до 10 июня. [2] Каждое предложение содержит исчерпывающую информацию:

  • Данные о заказчике и будущем работодателе.
  • Вуз, кампус и образовательная программа.
  • Конкретные меры поддержки студента (размер стипендии, предоставление жилья и т.д.).
  • Требования к успеваемости.
  • Контактные данные для связи.

Абитуриент может подать заявку на целевое обучение только в один вуз и на одну образовательную программу, выбрав предложение одного заказчика. Это повышает осознанность выбора и ответственность сторон.

Программы целевого обучения реализуются ведущими вузами страны. Например, в НИУ ВШЭ на 2025 год было выделено 512 мест в бакалавриате/специалитете и 214 мест в магистратуре. [1] Особую роль целевое обучение играет в подготовке кадров для оборонно-промышленного комплекса и педагогического образования, где реализуются специальные трёхсторонние договоры «регион – вуз – студент». [3]

Исследования и аналитика

Несмотря на свою значимость для кадровой политики, система целевого обучения на протяжении многих лет является объектом критики и научных исследований, выявляющих ряд системных проблем. Эффективность этого механизма часто ставится под сомнение как работодателями, так и экспертами в области образования.

Одной из главных проблем, которая активно обсуждалась до реформы 2024 года, был низкий уровень подготовки абитуриентов. Поступление в рамках отдельного конкурса с минимальной конкуренцией приводило к тому, что средний балл ЕГЭ у «целевиков» был значительно ниже, чем у студентов, поступивших по общему конкурсу (например, в 2016 году разница составляла 4 балла — 62,3 против 66,3). [3] Это вызывало опасения, что стратегически важные отрасли пополняются недостаточно подготовленными специалистами. [5]

Вторая серьёзная проблема — недостаточная эффективность в удержании кадров. Научные статьи и анализ практики показывают, что выпускники, особенно в высокооплачиваемых сферах (медицина, IT), нередко предпочитают расторгнуть договор, выплатить государству штраф (стоимость обучения) и уйти работать в частный сектор на более высокую зарплату. [6] Это сводит на нет усилия государства по закрытию кадрового дефицита в бюджетных учреждениях. Причина кроется в том, что предлагаемые меры поддержки («пряник») часто не могут конкурировать с рыночными условиями и не компенсируют обязательство («кнут») работать несколько лет на фиксированном месте. [6]

Исследования также указывают на слабую вовлечённость заказчиков в процесс обучения. Работодатели, заключившие договор, часто не имеют реальных инструментов для контроля успеваемости и влияния на образовательный процесс своего будущего сотрудника. [5] Взаимодействие между предприятием и студентом во время учёбы носит формальный характер, что снижает эффективность практической подготовки. [7] Ряд исследований, например, проведённых Ю.С. Эзрохом, доказывает недостаточную общую эффективность использования инструмента целевого обучения и предлагает пути его совершенствования. [8]

Интересные факты

  • По некоторым наиболее дефицитным специальностям медицинской ординатуры (например, «акушерство и гинекология», «детская хирургия», «гастроэнтерология») квота на целевое обучение в 2025 году составила 100%. Это означает, что поступить на бюджет по этим направлениям можно только по целевому договору. [2]
  • Общая численность студентов, уже проходящих целевое обучение по инженерным специальностям в российских вузах, составляет более 67 тысяч человек. [5]
  • До реформы 2024 года абитуриенты должны были самостоятельно искать информацию о целевом наборе на сайтах потенциальных заказчиков. Централизация всех предложений на портале «Работа в России» стала кардинальным изменением, направленным на повышение прозрачности и доступности программы. [2]
  • Хотя система целевого обучения является федеральной инициативой, её содержание (перечень специальностей и количество мест) в значительной степени определяется запросами конкретных регионов, что позволяет учитывать локальную специфику рынка труда. [4]

См. также

Ссылки

[1] Целевое обучение в Вышке — НИУ ВШЭ

[2] Квоты на целевое обучение в вузах в 2025 году — Рамблер/семья

[3] О повышении эффективности целевого обучения и целевого приёма — Правительство России

[4] Правительство утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год — Правительство России

[5] Гневашева В.А. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2024. № 1. С. 24-36

[6] Депутат назвал «провалом» результаты программы по целевому обучению — Парламентская газета

[7] Пономарева Д.И., Пономарев В.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Управленческий учет. 2022. № 1-3. С. 488-494

[8] Эзрох Ю.С. ЦЕЛЕВОЙ ПРИЁМ В РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 2. С. 46-64

Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.