Детские железные дороги России: различия между версиями
Elina (обсуждение | вклад) Новая страница: «```text __Статья создана с использованием языковой модели ИИ__ мини|500x500пкс|Юные железнодорожники на МДЖД '''Детские железные дороги России''' — сеть учебно-практических узкоколейных магистралей (ширина колеи 750, 600 и 305 мм), организованны...» |
Elina (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 2: | Строка 2: | ||
__Статья создана с использованием языковой модели ИИ__ | __Статья создана с использованием языковой модели ИИ__ | ||
[[Файл:Детская_жд.jpg|мини|500x500пкс|Юные железнодорожники на | [[Файл:Детская_жд.jpg|мини|500x500пкс|Юные железнодорожники на ДЖД]] | ||
'''Детские железные дороги России''' — сеть учебно-практических узкоколейных магистралей (ширина колеи 750, 600 и 305 мм), организованных в целях профориентации и технического творчества школьников 12–17 лет. Система включает 26 линий общей протяжённостью свыше 92 км, действует с 1930-х годов в 21 субъекте РФ[30]. | '''Детские железные дороги России''' — сеть учебно-практических узкоколейных магистралей (ширина колеи 750, 600 и 305 мм), организованных в целях профориентации и технического творчества школьников 12–17 лет. Система включает 26 линий общей протяжённостью свыше 92 км, действует с 1930-х годов в 21 субъекте РФ[30]. |
Версия от 23:53, 19 сентября 2025
```text __Статья создана с использованием языковой модели ИИ__

Детские железные дороги России — сеть учебно-практических узкоколейных магистралей (ширина колеи 750, 600 и 305 мм), организованных в целях профориентации и технического творчества школьников 12–17 лет. Система включает 26 линий общей протяжённостью свыше 92 км, действует с 1930-х годов в 21 субъекте РФ[30].
Введение
Первые ДЖД появились в СССР: первая в Тифлисе (ныне Тбилиси) — 1935 г., первая на территории современной России — Красноярск, 1 августа 1936 г.[18]. В России сеть выросла до 52 линий в 1980-е, затем сократилась до 26. Сегодня ДЖД являются элементом дополнительного образования и важным инструментом молодёжной политики.
Статистика
Общая протяжённость: 92,4 км Локомотивов: 215 Станций: 59 Школьников-практикантов ежегодно: ≈ 15 000 Пассажиров в сезон: ≈ 700 000[30]
История
Зарождение и становление (1935–1939)
В 1935 г. в Москве в посёлке Кратово пионерская инициатива привела к выбору трассы Малой Московско-Рязанской железной дороги, проложенной силами учащихся и специалистов МПС. Официальная закладка состоялась 24 июня 1936 г., а 7 ноября 1936 г. первые поезда прошли по участку 2,3 км[24]. К концу 1937 г. введён паровоз ИС-1, закладывается второй этап трассы.
Военные годы (1941–1945)
С началом Великой Отечественной войны часть воспитанников ушла добровольцами на фронт; юные железнодорожники участвовали в строительстве лесовозных линий для нужд фронта. За трудовую доблесть 12 ребят награждены медалью «За оборону Москвы»[24].
Период восстановления и развития (1946–1991)
После войны ДЖД оснащаются тепловозами ТУ2, электросигнализацией и централизованной диспетчеризацией. В 1958 г. Московская ДЖД переходит на круглогодичную работу, в 1979 г. вводится современный учебный корпус. К концу 1980-х в стране насчитывалось 52 ДЖД.
Современность (1992–настоящее время)
После распада СССР количество линий упало до 26. В 2000–2020-е годы при поддержке РЖД, Росмолодёжи и регионов открываются новые и модернизируются действующие дороги; внедряются программы грантовой поддержки и обмена опытом.
Законодательная база
- Правила технической эксплуатации железных дорог общего пользования (Приказ Минтранса РФ № 31 от 31.01.2006)
- Постановление Правительства РФ № 1386 от 24.12.2014 «О мерах по реализации государственной политики в области развития железнодорожного транспорта»
- Региональные программы молодёжной политики и субсидирования профориентационных проектов[20]
Организации поддержки
Государственные:
- ОАО «Российские железные дороги» — основной оператор, методическая поддержка, подвижной состав[25]
- Росмолодёжь — образовательные форумы, гранты
- Минпросвещения РФ — включение ДЖД в СПО
Негосударственные:
- Фонд «Расправь крылья» (РЖД и Всероссийский союз молодёжи) — помощь детям из малоимущих семей[17]
- Железнодорожные профильные НКО
Социальная политика и меры поддержки
ДЖД включены в национальный перечень профориентационных объектов. Льготы и субсидии:
- Бесплатное участие детей из многодетных и нуждающихся семей
- Стипендии и гранты от РЖД и Росмолодёжи
- Обменные программы и стажировки на «взрослых» дорогах
Программы и мероприятия
- Летние профильные смены на ДЖД (май–август) — теоретические занятия и практика
- Региональные конкурсы макетирования, технических инноваций
- Обучающие форумы «Территория смыслов» и «Ладога»
Исследования и аналитика
По данным РЖД, более 55 % выпускников ДЖД впоследствии поступают в технические вузы и работают в железнодорожной отрасли[30]. Мониторинг показывает устойчивый рост интереса школьников к инженерным специальностям.
Детские железные дороги по регионам
Регион | Линия | Год открытия | Протяжённость (км) |
---|---|---|---|
Москва | Малая Московская | 1936 | 5,0 |
Санкт-Петербург | Малая Октябрьская / Малая Балтийская | 1953 / 1965 | 6,2 |
Казань | Казанская | 1955 | 4,5 |
Ростов-на-Дону | Ростовская | 1955 | 3,8 |
Волгоград | Волгоградская | 1953 | 2,9 |
… (всего 26 линий) |
Интересные факты
- Самая узкая колея — 305 мм (Красноярск), самая длинная трасса — 6,2 км (СПб)
- В 1954 г. юными железнодорожниками был снят документальный фильм «Один день на МЖД»
- На ВДНХ СССР экспонировались модели локомотивов, созданные воспитанниками ДЖД
См. также
- Программы внутреннего туризма для молодёжи
- Профориентационные смены и лагеря
- Центры молодёжного инновационного творчества
Ссылки
[1] Детские железные дороги России
[3] ТАСС — статистика Московской ДЖД 2024
[5] Детские железные дороги | ОАО «РЖД»
[6] TR.ru — обзор 2021 года ```