Региональные центры развития наставничества: различия между версиями
Новая страница: «'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' мини|500x500пкс|Логотип регионального центра развития наставничества == Введение == '''Региональные центры развития наставничества''' (также '''Региональные наставнические центры''')...» |
Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' | '''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' | ||
[[Файл:Mentor-logo-example. | [[Файл:Mentor-logo-example.jpeg|мини|500x500пкс|Региональные центры развития наставничества]] | ||
== Введение == | == Введение == |
Версия от 18:38, 13 октября 2025
Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Введение
Региональные центры развития наставничества (также Региональные наставнические центры) — это организации или структурные подразделения в субъектах Российской Федерации, которые координируют, методически сопровождают и развивают систему наставничества на региональном уровне. Их создание является ключевым элементом государственной политики по развитию института наставничества, направленной на личностное и профессиональное развитие детей и молодёжи, а также на передачу традиционных российских духовно-нравственных ценностей [1].
Деятельность центров регулируется федеральными и региональными нормативными актами. Ключевым документом, определяющим их роль, является Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 г. № Р-145, утвердившее методологию (целевую модель) наставничества. Согласно этой модели, на региональный центр возлагаются функции по организационному, методическому и аналитическому сопровождению программ наставничества [2]. Центры создаются на базе ведущих образовательных организаций, таких как институты развития образования, педагогические колледжи и университеты. Примеры действующих центров можно найти в Ставропольском крае на базе Невинномысского государственного гуманитарно-технического института [3], в Омской области на базе Омского педагогического колледжа №1 [4], и в Красноярском крае [5].
Значимость региональных центров обусловлена необходимостью систематизации и масштабирования лучших практик наставничества в рамках реализации национальных проектов «Образование» (в частности, федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка») и «Молодёжь и дети». Они становятся ключевым звеном между федеральной повесткой и её практической реализацией в образовательных организациях каждого конкретного региона [3].
Законодательная база
Формирование и функционирование региональных центров развития наставничества опирается на многоуровневую систему нормативно-правовых актов.
Федеральное законодательство
- Концепция развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 21 мая 2025 г. № 1264-р) — стратегический документ, определяющий цели, задачи и приоритеты государственной политики в сфере наставничества. Концепция предусматривает формирование единых подходов к реализации наставничества, обобщение действующих практик и совершенствование мер поддержки [6]. План мероприятий по реализации концепции включает утверждение региональных мер поддержки наставничества [7].
- Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся...» — основополагающий документ, который ввёл понятие «Региональный наставнический центр» и определил его как организацию, наделенную функциями по организационному, методическому и аналитическому сопровождению программ наставничества. Документ стандартизирует подходы к внедрению наставничества в образовательных организациях [2].
- Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» — устанавливает общие правовые рамки для работы с молодёжью, включая развитие и поддержку добровольчества (волонтерства) и наставничества как важных направлений молодёжной политики.
- Указы Президента Российской Федерации — импульс развитию института наставничества был дан по итогам заседания Госсовета 27 декабря 2023 года, после которого Президент поручил разработать целостную систему наставничества [8]. Проведение в 2023 году Года педагога и наставника также способствовало повышению престижа наставнической деятельности [9].
Региональное законодательство
На уровне субъектов РФ деятельность центров регулируется местными нормативными актами, которые конкретизируют федеральные установки:
- Приказы региональных министерств образования — центры создаются на основании приказов региональных органов исполнительной власти в сфере образования. Например, Региональный центр наставничества в Ставропольском крае был создан приказом министерства образования Ставропольского края от 30.09.2020 №1150-пр [3].
- Региональные целевые модели и программы — субъекты РФ разрабатывают собственные положения и программы развития наставничества, адаптируя федеральную целевую модель под местные условия и приоритеты [10].
- Локальные акты образовательных организаций — организации, на базе которых действуют центры, утверждают положения о центре, определяющие его структуру, цели, задачи и функции [11].
Цели, задачи и функции
Главной целью региональных центров является создание условий для формирования в субъекте РФ эффективной системы наставничества, обеспечивающей личностное и профессиональное самоопределение молодёжи [12].
Основные задачи
- Координация и внедрение: Организация внедрения и реализации целевой модели наставничества в образовательных организациях региона (общеобразовательных, профессиональных, дополнительного образования) [4].
- Методическое сопровождение: Разработка и распространение методических рекомендаций, инструментов и лучших практик наставнической деятельности [11].
- Обучение и развитие компетенций: Организация повышения квалификации для кураторов программ наставничества и самих наставников [5][13].
- Мониторинг и аналитика: Сбор и анализ данных об эффективности реализуемых программ наставничества, оценка их влияния на наставляемых [4].
- Формирование сообщества: Создание и поддержка регионального сообщества наставников, организация площадок для обмена опытом (конференций, форумов, вебинаров) [11].
- Популяризация наставничества: Продвижение идей и ценностей наставничества в обществе, проведение конкурсов для выявления лучших практик [12].
Функции
Для решения поставленных задач центры выполняют следующие функции:
- Организационная: Сопровождение деятельности кураторов, формирование региональных баз данных наставников и программ [11].
- Информационная: Создание и ведение онлайн-ресурсов (сайтов, страниц в соцсетях), информирующих о мероприятиях и возможностях в сфере наставничества [4].
- Консультационная: Оказание поддержки образовательным организациям по вопросам внедрения и реализации наставнических программ [4].
- Экспертно-аналитическая: Анализ состояния системы наставничества в регионе и разработка предложений по её совершенствованию [11].
Организации поддержки
Государственные организации
- Министерство просвещения Российской Федерации — федеральный орган, определяющий государственную политику и методологию наставничества.
- Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) — поддерживает проекты в сфере наставничества, в том числе через грантовые конкурсы и развитие цифровой платформы «НАСТАВНИК.РФ» [14].
- Органы исполнительной власти субъектов РФ — осуществляют общую координацию и обеспечивают условия для деятельности региональных центров [2].
- Центр знаний «Машук» — на его базе запущен первый федеральный методический центр по развитию института наставничества [15].
Негосударственные организации
- Агентство стратегических инициатив (АСИ) — поддерживает и продвигает успешные практики наставничества по всей стране.
- Ассоциация волонтёрских центров (Добро.рф) — крупнейшая платформа для волонтёров и НКО, на которой размещаются проекты и организации, связанные с наставничеством [16].
- Россия — страна возможностей — проводит Всероссийский конкурс «Наставничество», направленный на выявление и поощрение лучших наставнических практик [17].
- Движение Первых — активно вовлекает в наставническую деятельность ветеранов боевых действий и реализует совместные с Росмолодёжью проекты [14].
- Благотворительные фонды — многие фонды, такие как «Арифметика добра», реализуют собственные программы наставничества и способствуют их тиражированию в регионы [18].
- Всероссийское общественное движение наставников детей и молодежи «Наставники России» — общественная организация, целью которой является развитие наставничества в различных сферах [19].
Программы и мероприятия
Региональные центры координируют и проводят разнообразные мероприятия для развития наставничества:
- Программы повышения квалификации: Курсы для будущих кураторов и наставников, направленные на освоение педагогических технологий и методик наставнической деятельности [5].
- Вебинары и семинары: Регулярные онлайн-мероприятия для обмена опытом и обсуждения актуальных вопросов, например, по особенностям реализации программ в центрах «Точка роста» [3].
- Конкурсы и фестивали: Организация региональных этапов всероссийских конкурсов, а также собственных мероприятий для выявления и тиражирования лучших практик [20].
- Создание цифровых ресурсов: Разработка региональных онлайн-карт наставнических практик, баз данных наставников и методических материалов, как, например, в Омской области [4].
См. также
- Всероссийская программа наставничества
- Система наставничества в образовательных организациях
- Корпоративные программы наставничества
- Программы подготовки наставников
- Методические центры развития наставничества
- Молодёжное наставничество «равный — равному»
- Цифровые платформы наставничества
Ссылки
[1] Концепция развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года
[3] Региональный центр наставничества (Ставропольский край)
[4] Региональный наставнический центр «Вместе к успеху» (Омская область)
[5] Региональный центр наставничества (Красноярский край)
[6] Распоряжение Правительства РФ от 21.05.2025 № 1264-р
[7] Правительство утвердило Концепцию развития наставничества до 2030 года
[8] Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета
[9] План основных мероприятий по проведению в РФ Года педагога и наставника
[10] Муниципальная программа «Развитие наставничества в Томском районе»
[11] Положение о Региональном наставническом центре (Удмуртская Республика)
[12] Региональный ресурс по развитию системы наставничества (Санкт-Петербург)
[13] Программы повышения квалификации РЦН
[14] План мероприятий по реализации Концепции развития наставничества
[15] В России запущен первый федеральный методический центр по развитию института наставничества
[16] АНО РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА
[17] Стартовал всероссийский конкурс «Наставничество»
[18] Региональное развитие программы наставничества фонда «Арифметика добра»
[19] Всероссийское общественное движение наставников «Наставники России»
[20] О центре - Региональный центр наставничества (Красноярск)