Российское движение школьников: различия между версиями
Новая страница: «мини|500x500пкс|Логотип Российского движения школьников с символикой трёх пересекающихся кругов '''Российское движение школьников''' ('''РДШ''') — общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация, созданная в 2015 году д...» |
|||
Строка 39: | Строка 39: | ||
Региональные исследования демонстрируют неравномерность развития инфраструктуры движения в различных субъектах Российской Федерации. Наибольшую активность показывают московские, санкт-петербургские и региональные отделения в Республике Татарстан, Свердловской области, Краснодарском крае [https://www.pnp.ru/social/chislo-uchastnikov-dvizheniya-pervykh-uvelichilos-pochti-v-260-raz.html [2]]. | Региональные исследования демонстрируют неравномерность развития инфраструктуры движения в различных субъектах Российской Федерации. Наибольшую активность показывают московские, санкт-петербургские и региональные отделения в Республике Татарстан, Свердловской области, Краснодарском крае [https://www.pnp.ru/social/chislo-uchastnikov-dvizheniya-pervykh-uvelichilos-pochti-v-260-raz.html [2]]. | ||
== См. также == | == См. также == | ||
* [[Молодёжная политика России]] | |||
* [[Патриотическое воспитание в России]] | |||
* [[Детские общественные организации]] | |||
* [[Всероссийский детский центр «Орлёнок»]] | |||
* [[Российский союз молодёжи]] | |||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
[1] [https://base.garant.ru/404992173/ Федеральный закон от 14.07.2022 N 261-ФЗ "О российском движении детей и молодежи"] | [1] [https://base.garant.ru/404992173/ Федеральный закон от 14.07.2022 N 261-ФЗ "О российском движении детей и молодежи"] |
Версия от 14:11, 1 сентября 2025

Российское движение школьников (РДШ) — общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация, созданная в 2015 году для совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения. В 2022 году организация была преобразована в Российское движение детей и молодёжи «Движение первых» [1]. РДШ является крупнейшей молодёжной организацией в России, объединяющей более 6,5 миллионов участников по всей стране [2]. Движение осуществляет свою деятельность по четырём основным направлениям: личностное развитие школьников, гражданская активность, военно-патриотическое и информационно-медийное направления [3]. В рамках организации реализуются масштабные образовательные программы, включая всероссийские проекты «Орлята России» для младших школьников и конкурс «Большая перемена» для учащихся средней школы [4].
Законодательная база
Российское движение школьников было учреждено Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации „Российское движение школьников"» [5]. Данный указ определил основные цели организации: совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей. Учредителем РДШ от имени Российской Федерации стало Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь). В уставе организации было предусмотрено, что высшим органом управления является съезд, созываемый по решению координационного совета [5]. В июле 2022 года был принят Федеральный закон от 14 июля 2022 года № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи», который создал правовую основу для функционирования преемника РДШ — Российского движения детей и молодёжи «Движение первых» [1]. Закон определил основные принципы деятельности движения: добровольность участия, равенство прав участников, открытость, непрерывность и систематичность деятельности. Согласно новому законодательству, участниками движения могут стать все школьники и студенты в возрасте от 6 до 25 лет, а организацией их воспитания и досуга занимаются взрослые-наставники. Структура движения включает региональные, местные и первичные отделения, формируемые в каждом субъекте, муниципалитете и учреждениях образования [1].
Организации поддержки
Государственные структуры
Ключевую роль в поддержке российского движения школьников играют федеральные органы исполнительной власти. Министерство просвещения Российской Федерации осуществляет общую координацию образовательных программ движения и обеспечивает их интеграцию в систему общего образования [6]. Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) выступает соорганизатором крупнейших проектов движения, включая всероссийский конкурс «Большая перемена» и координирует деятельность региональных отделений [4]. Агентство также обеспечивает финансовую поддержку мероприятий и программ развития молодёжи в рамках национальной молодёжной политики. На региональном уровне поддержку движению оказывают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственные за молодёжную политику и образование. К 2024 году во всех 85 субъектах Российской Федерации созданы региональные отделения движения с соответствующей инфраструктурой поддержки [2].
Негосударственные организации
Среди негосударственных партнёров движения особое место занимают автономные некоммерческие организации «Россия — страна возможностей» и «Большая Перемена», которые обеспечивают реализацию флагманских конкурсов и образовательных программ для российских школьников [4]. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Всероссийский детский центр „Орлёнок"» является ключевым партнёром в реализации программы «Орлята России» для младших школьников и проведении образовательных смен [6]. Крупные российские корпорации также выступают генеральными партнёрами движения: ОАО «Российские железные дороги», Госкорпорация «Росатом», ПАО «Сбербанк», VK, Госкорпорация «Роскосмос» участвуют в разработке образовательных программ и предоставлении стажировок для участников [7].
Социальная политика и меры поддержки
Российское движение школьников реализует комплексную систему мер поддержки участников на всех уровнях образования. Для активных участников предусмотрены меры поощрения в виде дополнительного образования, путёвок в детские лагеря, образовательных стажировок и денежных премий [1]. Победители всероссийского конкурса «Большая перемена» получают денежные премии до 1 миллиона рублей на образование и запуск собственных проектов, дополнительные баллы при поступлении в вузы, а также путешествия по знаковым городам России [4]. Педагоги-наставники также получают поощрения до 150 тысяч рублей и возможности профессионального развития в ведущих образовательных центрах страны. В рамках программы «Орлята России» для младших школьников предусмотрена система треков развития социальной активности. Программа охватывает учащихся начальных классов всех общеобразовательных организаций России и способствует формированию ключевых базовых ценностей: Родина, семья, природа, дружба, труд, милосердие [6]. Особое внимание уделяется поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья. В различных регионах создаются специализированные первичные отделения движения на базе благотворительных фондов и специальных образовательных учреждений, обеспечивающих инклюзивное участие в программах [8].
Программы и мероприятия
Орлята России
Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» является одним из ключевых проектов российского движения школьников [6]. Программа была создана в 2021 году по инициативе министра просвещения РФ Сергея Кравцова и направлена на воспитание патриотов своего Отечества, людей неравнодушных, отзывчивых, стремящихся к знаниям и спортивным достижениям. Программа предусматривает участие обучающихся в коллективных творческих делах по семи тематическим трекам: «Орлёнок - Лидер», «Орлёнок - Эрудит», «Орлёнок - Мастер», «Орлёнок - Спортсмен», «Орлёнок - Доброволец», «Орлёнок - Эколог», «Орлёнок - Хранитель исторической памяти» [6]. Каждый трек рассчитан на развитие определённых компетенций и ценностных ориентиров младших школьников. Участниками программы становятся не только дети, но и педагоги, родители, ученики-наставники из старших классов. В содружестве и сотворчестве участники проходят образовательные треки, выполняют задания, получая уникальный опыт командной работы. Программа охватывает все виды внеурочной деятельности и обеспечивает учителей комплексной методической системой [6].
Большая перемена
Всероссийский конкурс «Большая перемена» является флагманским проектом Российского движения детей и молодёжи «Движение первых» [4]. Конкурс стартовал в 2020 году и стал самым масштабным проектом для детей и подростков в России, участниками которого за все сезоны стали более 6 миллионов человек. Конкурс предусматривает 12 направлений («вызовов») — от науки и технологий до искусства и творчества. В «Большой перемене» оценивается не академическая успеваемость, а навыки, которые пригодятся детям и подросткам в современном мире: умение работать в команде, находить нестандартные решения в сложных ситуациях, творческое мышление и организаторские способности [4]. Участниками конкурса могут стать школьники с 1 по 10 класс, студенты колледжей и техникумов, а также старшеклассники из-за рубежа. Конкурс проводится при поддержке Федерального агентства по делам молодёжи, Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ. С 2025 года «Большая перемена» стала частью национального проекта «Молодёжь и дети» [9].
Дни единых действий
Дни единых действий представляют собой систематические мероприятия, проводимые во всех первичных отделениях российского движения школьников по единому календарю. Эти мероприятия направлены на формирование у участников чувства причастности к важным историческим датам и событиям, развитие гражданской активности и патриотического воспитания Л.Г._Березовская СОШ.docx [10]. В рамках Дней единых действий проводятся мероприятия, посвящённые Дню знаний, Дню учителя, Дню народного единства, Дню Конституции, Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, Дню космонавтики, Дню Победы и другим значимым датам российского календаря. Участники первичных отделений готовят тематические проекты, проводят акции памяти, организуют концерты и выставки.
Исследования и аналитика
Деятельность российского движения школьников регулярно становится объектом научных исследований российских учёных. Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ проводит систематические исследования эффективности программ движения и их влияния на развитие гражданской активности молодёжи [7]. Исследования показывают, что участие в программах российского движения школьников способствует формированию у детей и подростков активной гражданской позиции, развитию лидерских качеств и социальных компетенций. Анализ результатов программы «Орлята России» демонстрирует положительную динамику в развитии личностной рефлексии младших школьников и их мотивации к участию в общественно-полезной деятельности [11]. Мониторинг участия школьников в различных проектах движения выявил высокий уровень заинтересованности детей и подростков в развитии добровольческой деятельности. Около 30% участников программ движения имеют опыт волонтёрской работы продолжительностью более 30 часов в год, что свидетельствует о формировании устойчивых ценностных ориентиров [12]. Региональные исследования демонстрируют неравномерность развития инфраструктуры движения в различных субъектах Российской Федерации. Наибольшую активность показывают московские, санкт-петербургские и региональные отделения в Республике Татарстан, Свердловской области, Краснодарском крае [2].
См. также
- Молодёжная политика России
- Патриотическое воспитание в России
- Детские общественные организации
- Всероссийский детский центр «Орлёнок»
- Российский союз молодёжи
Ссылки
[1] Федеральный закон от 14.07.2022 N 261-ФЗ "О российском движении детей и молодежи"
[2] Число участников «Движения Первых» увеличилось почти в 260 раз
[3] Российское движение школьников - Белгородская средняя школа №2
[4] Большая перемена - Россия — страна возможностей
[6] О Программе - Орлята России
[7] Марафон Первых: время вперед! - НИУ ВШЭ
[8] «Движение первых» охватило в России 3,5 млн участников
[9] Всероссийский конкурс "Большая перемена"
[10] Л.Г._Березовская СОШ.docx Первые шаги в Российском движении школьников
[11] Development of reflection of junior school students in academic and extra-curricular interaction
[12] Что может детская общественная организация?
Статья создана с использованием языковой модели ИИ