Семьеведение: различия между версиями

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
Семьеведение (см. также фамилистика) — наука, изучающая историю формирования семьи, закономерности изменения ее форм, функции и типы семьи в современном обществе, ее место в системе общественных отношений, а также формы и методы социальной работы с нейСемьеведение как междисциплинарная отрасль научного знания интегрирует в своей объектно-предметной сфере познания все накопленные знания о семье, имеющиеся в других науках, изучающих семью: социологии, психологии, экономике, педагогике, этике, демографии, медицине, юриспруденции и др.  
Семьеведение (синонимичный термин — фамилистика) представляет собой междисциплинарную отрасль научного знания, системно изучающую генезис семьи, закономерности трансформации её форм, функций и типов в современном обществе, её место в системе социальных отношений, а также формы и методы социальной работы с данным институтом [https://studopedia.ru/10_276413_semievevedenie—kak-nauka-o-stanovlenii-i-razvitii-semi.html <nowiki>[1]</nowiki>]. Данная дисциплина осуществляет интеграцию знаний о семье, накопленных в социологии, психологии, экономике, педагогике, этике, демографии, медицине, юриспруденции и других науках, что позволяет сформировать целостное системное представление об этом фундаментальном социальном институте.


Семьеве́дение — школьный учебный предмет, обучающий нравственным основам семейной жизни, социальной сущности брака и семьи, основы ведения домохозяйства, юридических обязательств супругов родителей и их детей друг перед другом, социально-демографическим тенденциям развития брачно-семейных отношений в современной России
Параллельно семьеведение является учебной дисциплиной в системе общего образования, нацеленной на формирование у обучающихся нравственных основ семейной жизни, понимания социальной сущности брака и семьи, основ ведения домохозяйства, юридических обязательств членов семьи, а также на ознакомление с социально-демографическими тенденциями развития брачно-семейных отношений в Российской Федерации [https://journal.kuzgau.ru/index.php/kuzgau/article/view/1556 <nowiki>[2]</nowiki>]. Его центральная цель заключается в подготовке подростков к будущей семейной жизни и формировании ответственного отношения к браку и родительству. С 1 сентября 2024 года курс «Семьеведение» вводится в российских школах в качестве внеурочной деятельности [https://www.rbc.ru/society/28/03/2025/67e6778c9a794780b796ca1e <nowiki>[3]</nowiki>].


== Семьеведение как школьный предмет ==
== Семьеведение как область научного знания ==
Объектом научного изучения в семьеведении выступает семья как общественная группа и процесс её формирования и развития в качестве устойчивой социальной системы. Предметная область семьеведения охватывает сферу межличностных отношений внутри семьи, брачно-семейных связей и механизмов воздействия потребностей общества на семейный образ жизни через систему социальных норм, ценностей, традиций и сложившихся моделей поведения [https://studopedia.ru/10_276413_semievevedenie—kak-nauka-o-stanovlenii-i-razvitii-semi.html <nowiki>[1]</nowiki>]. В более широком контексте предмет может быть определен как комплексное исследование причинно-следственных связей влияния семьи как социального института на социализацию индивидов, динамику брачности, рождаемости и разводимости, образ жизни населения, мотивацию вступления в брак и специфику детско-родительских отношений.


==== Преподавание в СССР ====
== Исторический опыт в СССР ==
В СССР в 20-30-х годах XX века проблеме полового воспитания уделялось большое внимание. Стремительное развитие такой науки, как педология, позволило собрать и проанализировать множество данных об особенностях развития детей, в том числе и сексуального. Благодаря этому были созданы специальные программы полового воспитания подростков, которые активно воплощались в жизнь. Однако в 1936 году вышло постановление ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», после чего педология была признана лженаукой. Вопрос о половом образовании детей оказался закрыт на долгие годы.
История преподавания основ семейной жизни в советской школе характеризуется сложной и нелинейной динамикой. В 1920-1930-х годах проблематике полового воспитания уделялось значительное внимание в рамках развивавшейся педологии. Однако после принятия Постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» в 1936 году не только педология была дискредитирована, но и любые формы обсуждения вопросов полового просвещения и подготовки к семейной жизни в образовательных учреждениях были прекращены на продолжительный период [https://russian7.ru/post/kak-v-sssr-zanimalis-polovym-vospitaniem/ <nowiki>[4]</nowiki>].


В течение 25 лет молчания образовательных учреждений подготовкой своих детей к взрослой жизни занимались исключительно родители. К вопросу о роли школы в этом процессе вернулись только в начале 60-х годов. Именно тогда в школьную программу был включен курс «Основы советской семьи и семейного воспитания». Некоторые моменты подготовки подростков к взрослой жизни преподавали на своих уроках и учителя других предметов.
Возвращение к вопросу о роли школы в подготовке к семейной жизни произошло в начале 1960-х годов с введением в учебную программу курса «Основы советской семьи и семейного воспитания». Знаковым событием стало утверждение в 1982 году программы «Этика и психология семейной жизни», разработка которой была инициирована на фоне осложнения демографической ситуации и роста числа абортов. Указанный курс предусматривал как совместные занятия для юношей и девушек, так и раздельное изучение специфических вопросов. Несмотря на положительные оценки педагогического сообщества, программа не получила повсеместного распространения в связи с дефицитом квалифицированных кадров и наличием тем, обсуждение которых было ограничено идеологическими рамками [https://proza.ru/2016/02/19/2102 <nowiki>[5]</nowiki>].


В 80-х годах число абортов в стране резко увеличилось. Поэтому к проблеме полового воспитания все же пришлось вернуться. В 1982 году была создана специальная учебная программа «Этика и психология семейной жизни». Появился целый ряд учебных пособий. В последующие 10 лет она активно внедрялась в школьную программу старших классов и получила множество положительных оценок от педагогов. Данный предмет появился для воспитания культуры половых отношений среди старшеклассников. В нём были разделы, которые мальчики и девочки слушали вместе, были и такие, что надо было говорить только с девочками или только с мальчиками. Однако отсутствие подготовленных кадров для преподавания нового предмета и наличие закрытых на ту пору тем для обсуждения с детьми стало одной из основных причин отказа от обучения учащихся средних общеобразовательных школ основам супружества и семейной жизни.
== Современный этап в Российской Федерации ==
Современный учебный предмет «Семьеведение» является преемником и продолжением курса «Этика и психология семейной жизни». С начала 2000-х годов наблюдается активизация методической работы в данном направлении, обусловленная осознанием новых социальных рисков и угроз институту семьи. В ряде субъектов Российской Федерации (Пензенская область, Республика Татарстан) осуществлялась апробация курса в качестве факультативного компонента образовательных программ [https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-uchastnikov-obrazovatelnogo-protsessa-v-shkolah <nowiki>[6]</nowiki>] [https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20329236 <nowiki>[7]</nowiki>].


==== Преподавание в современной России ====
Значимым событием стало выступление Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка А.Ю. Кузнецовой в апреле 2017 года с инициативой о начале систематической подготовки к семейной жизни в общеобразовательных организациях (https://ria.ru/20170419/1492539726.html <nowiki>[8]</nowiki>). Это послужило импульсом для разработки и последующего внедрения курса «Семьеведение» на федеральном уровне. Важную роль в научно-методическом обеспечении дисциплины сыграл академик РАО А.А. Реан, разработавший учебно-методический комплекс для обучающихся при поддержке Фонда Андрея Первозванного [https://rg.ru/2019/11/19/v-shkolnoj-programme-poiavitsia-novyj-predmet-semievevedenie.html <nowiki>[9]</nowiki>].
Школьный предмет «Семьеведение» является логическим продолжением курса «Этика и психология семейной жизни». С начала 2000-х годов актуализируется методическая работа по семьеведению. В некоторых регионах (Пензенская область, Республика Татарстан) в пилотном режиме внедряется семьеведение как факультативный курс. Появляется целый ряд учебных пособий по семьеведению.


В апреле 2017 года детский омбудсмен Анна Кузнецова предложила начинать подготовку к семейной жизни со школы В дальнейшем Кузнецова активно участвовала в разработке и внедрении в учебную программу средней школы курса «Семьеведение» или «Уроков семейного счастья». Занятия должны быть направлены на пропаганду традиционных семейных ценностей и способствовать защите материнства и детства. В декабре 2017 Минобрнауки одобрило данную инициативу. Одним из пилотных регионов по внедрению проекта стала Северная Осетия, затем подключилась Башкирия. В 2019 году более 60 регионов РФ стали развивать эту инициативу.
В марте 2021 года Министерство просвещения Российской Федерации интегрировало содержание курса по семьеведению в учебники по обществознанию, включив его таким образом в обязательный компонент образовательной программы [https://www.kommersant.ru/doc/4742142 <nowiki>[10]</nowiki>]. Окончательное решение о повсеместном внедрении было утверждено в июне 2024 года, когда вице-премьер Т.А. Голикова сообщила о введении с 1 сентября 2024 года «Семьеведения» в качестве внеурочного курса [https://www.rbc.ru/society/28/03/2025/67e6778c9a794780b796ca1e <nowiki>[3]</nowiki>]. Данная мера ознаменовала собой оформление подготовки к семейной жизни в качестве элемента государственной образовательной политики.


В 2019 году академик РАО Артур Реан при поддержке детского омбудсмена Анны Кузнецовой и Фонда Андрея Первозванного разработал школьный курс «Семьеведение».
В июле 2020 года Кузнецова сообщила о подготовке к включению модульных программ по семьеведению в новый ФГОС. В марте 2021 года Министерство просвещения включило в учебники обществознания курс по семьеведению.
В марте 2023 года глава семейного комитета Госдумы Нина Останина (КПРФ) предложила добавить семьеведение в школьные программы. Позже вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что этот предмет будет внеурочным. Правительство планирует ввести преподавание семьеведения в школах и колледжах в 2024 году.


==См. также ==
==См. также ==
Строка 30: Строка 26:


== Ссылки ==
== Ссылки ==
Данная статься основана на статье [https://ru.ruwiki.ru/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 ruwiki Семьеведение.]
[1] [https://studopedia.ru/10_276413_semievevedenie—kak-nauka-o-stanovlenii-i-razvitii-semi.html Семьеведение — как наука о становлении и развитии семьи. — Студопедия.]
[2] [https://journal.kuzgau.ru/index.php/kuzgau/article/view/1556 Карцева Л.В. Обучение школьников семьеведению как социальная проблема // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1.]
[3] [https://www.rbc.ru/society/28/03/2025/67e6778c9a794780b796ca1e Голикова: Минпросвещения подготовит школьный курс "Семьеведение" // РБК. 2025. 28 марта.]
[4] [https://russian7.ru/post/kak-v-sssr-zanimalis-polovym-vospitaniem/ Как в СССР занимались половым образованием // Русская семёрка.]
[5] [https://proza.ru/2016/02/19/2102 Этика и психология семейной жизни (Ирина Мещёрская) / Проза.ру.]
[6] [https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-uchastnikov-obrazovatelnogo-protsessa-v-shkolah Редя Г.П. Ценностные ориентации участников образовательного процесса в школах // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2010. № 3.]
[7] [https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20329236 Карцева Л.В. и др. Семьеведение: учебно-методическое пособие. Казань: РИЦ "Школа", 2013.]
[8] [https://ria.ru/20170419/1492539726.html Детский омбудсмен предложила начинать подготовку к семейной жизни со школы // РИА Новости. 2017. 19 апреля.]
[9] [https://rg.ru/2019/11/19/v-shkolnoj-programme-poiavitsia-novyj-predmet-semievevedenie.html В школьной программе появится новый предмет - "Семьеведение" // Российская газета. 2019. 19 ноября.]
[10] [https://www.kommersant.ru/doc/4742142 Семейные ценности пропишут в учебники // Коммерсантъ. 2021. 17 марта.]


== Дополнительные материалы ==
== Дополнительные материалы ==

Версия от 11:20, 29 августа 2025

Семьеведение (синонимичный термин — фамилистика) представляет собой междисциплинарную отрасль научного знания, системно изучающую генезис семьи, закономерности трансформации её форм, функций и типов в современном обществе, её место в системе социальных отношений, а также формы и методы социальной работы с данным институтом [1]. Данная дисциплина осуществляет интеграцию знаний о семье, накопленных в социологии, психологии, экономике, педагогике, этике, демографии, медицине, юриспруденции и других науках, что позволяет сформировать целостное системное представление об этом фундаментальном социальном институте.

Параллельно семьеведение является учебной дисциплиной в системе общего образования, нацеленной на формирование у обучающихся нравственных основ семейной жизни, понимания социальной сущности брака и семьи, основ ведения домохозяйства, юридических обязательств членов семьи, а также на ознакомление с социально-демографическими тенденциями развития брачно-семейных отношений в Российской Федерации [2]. Его центральная цель заключается в подготовке подростков к будущей семейной жизни и формировании ответственного отношения к браку и родительству. С 1 сентября 2024 года курс «Семьеведение» вводится в российских школах в качестве внеурочной деятельности [3].

Семьеведение как область научного знания

Объектом научного изучения в семьеведении выступает семья как общественная группа и процесс её формирования и развития в качестве устойчивой социальной системы. Предметная область семьеведения охватывает сферу межличностных отношений внутри семьи, брачно-семейных связей и механизмов воздействия потребностей общества на семейный образ жизни через систему социальных норм, ценностей, традиций и сложившихся моделей поведения [1]. В более широком контексте предмет может быть определен как комплексное исследование причинно-следственных связей влияния семьи как социального института на социализацию индивидов, динамику брачности, рождаемости и разводимости, образ жизни населения, мотивацию вступления в брак и специфику детско-родительских отношений.

Исторический опыт в СССР

История преподавания основ семейной жизни в советской школе характеризуется сложной и нелинейной динамикой. В 1920-1930-х годах проблематике полового воспитания уделялось значительное внимание в рамках развивавшейся педологии. Однако после принятия Постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» в 1936 году не только педология была дискредитирована, но и любые формы обсуждения вопросов полового просвещения и подготовки к семейной жизни в образовательных учреждениях были прекращены на продолжительный период [4].

Возвращение к вопросу о роли школы в подготовке к семейной жизни произошло в начале 1960-х годов с введением в учебную программу курса «Основы советской семьи и семейного воспитания». Знаковым событием стало утверждение в 1982 году программы «Этика и психология семейной жизни», разработка которой была инициирована на фоне осложнения демографической ситуации и роста числа абортов. Указанный курс предусматривал как совместные занятия для юношей и девушек, так и раздельное изучение специфических вопросов. Несмотря на положительные оценки педагогического сообщества, программа не получила повсеместного распространения в связи с дефицитом квалифицированных кадров и наличием тем, обсуждение которых было ограничено идеологическими рамками [5].

Современный этап в Российской Федерации

Современный учебный предмет «Семьеведение» является преемником и продолжением курса «Этика и психология семейной жизни». С начала 2000-х годов наблюдается активизация методической работы в данном направлении, обусловленная осознанием новых социальных рисков и угроз институту семьи. В ряде субъектов Российской Федерации (Пензенская область, Республика Татарстан) осуществлялась апробация курса в качестве факультативного компонента образовательных программ [6] [7].

Значимым событием стало выступление Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка А.Ю. Кузнецовой в апреле 2017 года с инициативой о начале систематической подготовки к семейной жизни в общеобразовательных организациях (https://ria.ru/20170419/1492539726.html [8]). Это послужило импульсом для разработки и последующего внедрения курса «Семьеведение» на федеральном уровне. Важную роль в научно-методическом обеспечении дисциплины сыграл академик РАО А.А. Реан, разработавший учебно-методический комплекс для обучающихся при поддержке Фонда Андрея Первозванного [9].

В марте 2021 года Министерство просвещения Российской Федерации интегрировало содержание курса по семьеведению в учебники по обществознанию, включив его таким образом в обязательный компонент образовательной программы [10]. Окончательное решение о повсеместном внедрении было утверждено в июне 2024 года, когда вице-премьер Т.А. Голикова сообщила о введении с 1 сентября 2024 года «Семьеведения» в качестве внеурочного курса [3]. Данная мера ознаменовала собой оформление подготовки к семейной жизни в качестве элемента государственной образовательной политики.


См. также

Ссылки

Данная статься основана на статье ruwiki Семьеведение.

[1] Семьеведение — как наука о становлении и развитии семьи. — Студопедия.

[2] Карцева Л.В. Обучение школьников семьеведению как социальная проблема // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1.

[3] Голикова: Минпросвещения подготовит школьный курс "Семьеведение" // РБК. 2025. 28 марта.

[4] Как в СССР занимались половым образованием // Русская семёрка.

[5] Этика и психология семейной жизни (Ирина Мещёрская) / Проза.ру.

[6] Редя Г.П. Ценностные ориентации участников образовательного процесса в школах // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2010. № 3.

[7] Карцева Л.В. и др. Семьеведение: учебно-методическое пособие. Казань: РИЦ "Школа", 2013.

[8] Детский омбудсмен предложила начинать подготовку к семейной жизни со школы // РИА Новости. 2017. 19 апреля.

[9] В школьной программе появится новый предмет - "Семьеведение" // Российская газета. 2019. 19 ноября.

[10] Семейные ценности пропишут в учебники // Коммерсантъ. 2021. 17 марта.

Дополнительные материалы

  • Полезные ресурсы и внешние ссылки для дальнейшего изучения темы.