Семьеведение: различия между версиями
Нет описания правки |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
Семьеведение ( | Семьеведение (синонимичный термин — фамилистика) представляет собой междисциплинарную отрасль научного знания, системно изучающую генезис семьи, закономерности трансформации её форм, функций и типов в современном обществе, её место в системе социальных отношений, а также формы и методы социальной работы с данным институтом [https://studopedia.ru/10_276413_semievevedenie—kak-nauka-o-stanovlenii-i-razvitii-semi.html <nowiki>[1]</nowiki>]. Данная дисциплина осуществляет интеграцию знаний о семье, накопленных в социологии, психологии, экономике, педагогике, этике, демографии, медицине, юриспруденции и других науках, что позволяет сформировать целостное системное представление об этом фундаментальном социальном институте. | ||
Параллельно семьеведение является учебной дисциплиной в системе общего образования, нацеленной на формирование у обучающихся нравственных основ семейной жизни, понимания социальной сущности брака и семьи, основ ведения домохозяйства, юридических обязательств членов семьи, а также на ознакомление с социально-демографическими тенденциями развития брачно-семейных отношений в Российской Федерации [https://journal.kuzgau.ru/index.php/kuzgau/article/view/1556 <nowiki>[2]</nowiki>]. Его центральная цель заключается в подготовке подростков к будущей семейной жизни и формировании ответственного отношения к браку и родительству. С 1 сентября 2024 года курс «Семьеведение» вводится в российских школах в качестве внеурочной деятельности [https://www.rbc.ru/society/28/03/2025/67e6778c9a794780b796ca1e <nowiki>[3]</nowiki>]. | |||
== Семьеведение как | == Семьеведение как область научного знания == | ||
Объектом научного изучения в семьеведении выступает семья как общественная группа и процесс её формирования и развития в качестве устойчивой социальной системы. Предметная область семьеведения охватывает сферу межличностных отношений внутри семьи, брачно-семейных связей и механизмов воздействия потребностей общества на семейный образ жизни через систему социальных норм, ценностей, традиций и сложившихся моделей поведения [https://studopedia.ru/10_276413_semievevedenie—kak-nauka-o-stanovlenii-i-razvitii-semi.html <nowiki>[1]</nowiki>]. В более широком контексте предмет может быть определен как комплексное исследование причинно-следственных связей влияния семьи как социального института на социализацию индивидов, динамику брачности, рождаемости и разводимости, образ жизни населения, мотивацию вступления в брак и специфику детско-родительских отношений. | |||
== | == Исторический опыт в СССР == | ||
В | История преподавания основ семейной жизни в советской школе характеризуется сложной и нелинейной динамикой. В 1920-1930-х годах проблематике полового воспитания уделялось значительное внимание в рамках развивавшейся педологии. Однако после принятия Постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» в 1936 году не только педология была дискредитирована, но и любые формы обсуждения вопросов полового просвещения и подготовки к семейной жизни в образовательных учреждениях были прекращены на продолжительный период [https://russian7.ru/post/kak-v-sssr-zanimalis-polovym-vospitaniem/ <nowiki>[4]</nowiki>]. | ||
Возвращение к вопросу о роли школы в подготовке к семейной жизни произошло в начале 1960-х годов с введением в учебную программу курса «Основы советской семьи и семейного воспитания». Знаковым событием стало утверждение в 1982 году программы «Этика и психология семейной жизни», разработка которой была инициирована на фоне осложнения демографической ситуации и роста числа абортов. Указанный курс предусматривал как совместные занятия для юношей и девушек, так и раздельное изучение специфических вопросов. Несмотря на положительные оценки педагогического сообщества, программа не получила повсеместного распространения в связи с дефицитом квалифицированных кадров и наличием тем, обсуждение которых было ограничено идеологическими рамками [https://proza.ru/2016/02/19/2102 <nowiki>[5]</nowiki>]. | |||
== Современный этап в Российской Федерации == | |||
Современный учебный предмет «Семьеведение» является преемником и продолжением курса «Этика и психология семейной жизни». С начала 2000-х годов наблюдается активизация методической работы в данном направлении, обусловленная осознанием новых социальных рисков и угроз институту семьи. В ряде субъектов Российской Федерации (Пензенская область, Республика Татарстан) осуществлялась апробация курса в качестве факультативного компонента образовательных программ [https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-uchastnikov-obrazovatelnogo-protsessa-v-shkolah <nowiki>[6]</nowiki>] [https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20329236 <nowiki>[7]</nowiki>]. | |||
Значимым событием стало выступление Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка А.Ю. Кузнецовой в апреле 2017 года с инициативой о начале систематической подготовки к семейной жизни в общеобразовательных организациях (https://ria.ru/20170419/1492539726.html <nowiki>[8]</nowiki>). Это послужило импульсом для разработки и последующего внедрения курса «Семьеведение» на федеральном уровне. Важную роль в научно-методическом обеспечении дисциплины сыграл академик РАО А.А. Реан, разработавший учебно-методический комплекс для обучающихся при поддержке Фонда Андрея Первозванного [https://rg.ru/2019/11/19/v-shkolnoj-programme-poiavitsia-novyj-predmet-semievevedenie.html <nowiki>[9]</nowiki>]. | |||
В | В марте 2021 года Министерство просвещения Российской Федерации интегрировало содержание курса по семьеведению в учебники по обществознанию, включив его таким образом в обязательный компонент образовательной программы [https://www.kommersant.ru/doc/4742142 <nowiki>[10]</nowiki>]. Окончательное решение о повсеместном внедрении было утверждено в июне 2024 года, когда вице-премьер Т.А. Голикова сообщила о введении с 1 сентября 2024 года «Семьеведения» в качестве внеурочного курса [https://www.rbc.ru/society/28/03/2025/67e6778c9a794780b796ca1e <nowiki>[3]</nowiki>]. Данная мера ознаменовала собой оформление подготовки к семейной жизни в качестве элемента государственной образовательной политики. | ||
==См. также == | ==См. также == | ||
Строка 30: | Строка 26: | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
Данная статься основана на статье [https://ru.ruwiki.ru/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 ruwiki Семьеведение.] | |||
[1] [https://studopedia.ru/10_276413_semievevedenie—kak-nauka-o-stanovlenii-i-razvitii-semi.html Семьеведение — как наука о становлении и развитии семьи. — Студопедия.] | |||
[2] [https://journal.kuzgau.ru/index.php/kuzgau/article/view/1556 Карцева Л.В. Обучение школьников семьеведению как социальная проблема // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1.] | |||
[3] [https://www.rbc.ru/society/28/03/2025/67e6778c9a794780b796ca1e Голикова: Минпросвещения подготовит школьный курс "Семьеведение" // РБК. 2025. 28 марта.] | |||
[4] [https://russian7.ru/post/kak-v-sssr-zanimalis-polovym-vospitaniem/ Как в СССР занимались половым образованием // Русская семёрка.] | |||
[5] [https://proza.ru/2016/02/19/2102 Этика и психология семейной жизни (Ирина Мещёрская) / Проза.ру.] | |||
[6] [https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-uchastnikov-obrazovatelnogo-protsessa-v-shkolah Редя Г.П. Ценностные ориентации участников образовательного процесса в школах // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2010. № 3.] | |||
[7] [https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20329236 Карцева Л.В. и др. Семьеведение: учебно-методическое пособие. Казань: РИЦ "Школа", 2013.] | |||
[8] [https://ria.ru/20170419/1492539726.html Детский омбудсмен предложила начинать подготовку к семейной жизни со школы // РИА Новости. 2017. 19 апреля.] | |||
[9] [https://rg.ru/2019/11/19/v-shkolnoj-programme-poiavitsia-novyj-predmet-semievevedenie.html В школьной программе появится новый предмет - "Семьеведение" // Российская газета. 2019. 19 ноября.] | |||
[10] [https://www.kommersant.ru/doc/4742142 Семейные ценности пропишут в учебники // Коммерсантъ. 2021. 17 марта.] | |||
== Дополнительные материалы == | == Дополнительные материалы == |
Версия от 11:20, 29 августа 2025
Семьеведение (синонимичный термин — фамилистика) представляет собой междисциплинарную отрасль научного знания, системно изучающую генезис семьи, закономерности трансформации её форм, функций и типов в современном обществе, её место в системе социальных отношений, а также формы и методы социальной работы с данным институтом [1]. Данная дисциплина осуществляет интеграцию знаний о семье, накопленных в социологии, психологии, экономике, педагогике, этике, демографии, медицине, юриспруденции и других науках, что позволяет сформировать целостное системное представление об этом фундаментальном социальном институте.
Параллельно семьеведение является учебной дисциплиной в системе общего образования, нацеленной на формирование у обучающихся нравственных основ семейной жизни, понимания социальной сущности брака и семьи, основ ведения домохозяйства, юридических обязательств членов семьи, а также на ознакомление с социально-демографическими тенденциями развития брачно-семейных отношений в Российской Федерации [2]. Его центральная цель заключается в подготовке подростков к будущей семейной жизни и формировании ответственного отношения к браку и родительству. С 1 сентября 2024 года курс «Семьеведение» вводится в российских школах в качестве внеурочной деятельности [3].
Семьеведение как область научного знания
Объектом научного изучения в семьеведении выступает семья как общественная группа и процесс её формирования и развития в качестве устойчивой социальной системы. Предметная область семьеведения охватывает сферу межличностных отношений внутри семьи, брачно-семейных связей и механизмов воздействия потребностей общества на семейный образ жизни через систему социальных норм, ценностей, традиций и сложившихся моделей поведения [1]. В более широком контексте предмет может быть определен как комплексное исследование причинно-следственных связей влияния семьи как социального института на социализацию индивидов, динамику брачности, рождаемости и разводимости, образ жизни населения, мотивацию вступления в брак и специфику детско-родительских отношений.
Исторический опыт в СССР
История преподавания основ семейной жизни в советской школе характеризуется сложной и нелинейной динамикой. В 1920-1930-х годах проблематике полового воспитания уделялось значительное внимание в рамках развивавшейся педологии. Однако после принятия Постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» в 1936 году не только педология была дискредитирована, но и любые формы обсуждения вопросов полового просвещения и подготовки к семейной жизни в образовательных учреждениях были прекращены на продолжительный период [4].
Возвращение к вопросу о роли школы в подготовке к семейной жизни произошло в начале 1960-х годов с введением в учебную программу курса «Основы советской семьи и семейного воспитания». Знаковым событием стало утверждение в 1982 году программы «Этика и психология семейной жизни», разработка которой была инициирована на фоне осложнения демографической ситуации и роста числа абортов. Указанный курс предусматривал как совместные занятия для юношей и девушек, так и раздельное изучение специфических вопросов. Несмотря на положительные оценки педагогического сообщества, программа не получила повсеместного распространения в связи с дефицитом квалифицированных кадров и наличием тем, обсуждение которых было ограничено идеологическими рамками [5].
Современный этап в Российской Федерации
Современный учебный предмет «Семьеведение» является преемником и продолжением курса «Этика и психология семейной жизни». С начала 2000-х годов наблюдается активизация методической работы в данном направлении, обусловленная осознанием новых социальных рисков и угроз институту семьи. В ряде субъектов Российской Федерации (Пензенская область, Республика Татарстан) осуществлялась апробация курса в качестве факультативного компонента образовательных программ [6] [7].
Значимым событием стало выступление Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка А.Ю. Кузнецовой в апреле 2017 года с инициативой о начале систематической подготовки к семейной жизни в общеобразовательных организациях (https://ria.ru/20170419/1492539726.html [8]). Это послужило импульсом для разработки и последующего внедрения курса «Семьеведение» на федеральном уровне. Важную роль в научно-методическом обеспечении дисциплины сыграл академик РАО А.А. Реан, разработавший учебно-методический комплекс для обучающихся при поддержке Фонда Андрея Первозванного [9].
В марте 2021 года Министерство просвещения Российской Федерации интегрировало содержание курса по семьеведению в учебники по обществознанию, включив его таким образом в обязательный компонент образовательной программы [10]. Окончательное решение о повсеместном внедрении было утверждено в июне 2024 года, когда вице-премьер Т.А. Голикова сообщила о введении с 1 сентября 2024 года «Семьеведения» в качестве внеурочного курса [3]. Данная мера ознаменовала собой оформление подготовки к семейной жизни в качестве элемента государственной образовательной политики.
См. также
Ссылки
Данная статься основана на статье ruwiki Семьеведение.
[1] Семьеведение — как наука о становлении и развитии семьи. — Студопедия.
[3] Голикова: Минпросвещения подготовит школьный курс "Семьеведение" // РБК. 2025. 28 марта.
[4] Как в СССР занимались половым образованием // Русская семёрка.
[5] Этика и психология семейной жизни (Ирина Мещёрская) / Проза.ру.
[7] Карцева Л.В. и др. Семьеведение: учебно-методическое пособие. Казань: РИЦ "Школа", 2013.
[9] В школьной программе появится новый предмет - "Семьеведение" // Российская газета. 2019. 19 ноября.
[10] Семейные ценности пропишут в учебники // Коммерсантъ. 2021. 17 марта.
Дополнительные материалы
- Полезные ресурсы и внешние ссылки для дальнейшего изучения темы.