Туристско-краеведческие объединения учащихся: различия между версиями

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ'''
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' исправлены ссылки 1-10 и 21


[[Файл:turizm-kraevedenie-uchashchikhsya.jpg|мини|500x500пкс|Юные участники туристско-краеведческого похода во время выполнения учебно-исследовательского задания на местности]]
[[Файл:turizm-kraevedenie-uchashchikhsya.jpg|мини|500x500пкс|Юные участники туристско-краеведческого похода во время выполнения учебно-исследовательского задания на местности]]


'''Туристско-краеведческие объединения учащихся''' — это устойчивые формы детско-юношеских сообществ в общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования, использующие туристскую, экскурсионную и краеведческую деятельность как средство обучения, воспитания, социализации и оздоровления детей и подростков в России. Актуальность темы подтверждается стабильно высоким интересом школьников к активным формам познания родного края и результатами федеральных проектов, объединяющих тысячи участников в разных регионах страны. Так, в 2024 году Всероссийский слёт юных туристов собрал в Северной Осетии более 300 ребят из десятков субъектов РФ, показав значимость школьного туризма для воспитания, патриотического образования и пропаганды здорового образа жизни<ref name="edu_gov_slet">[https://edu.gov.ru/press/8694/vserossiyskiy-slet-yunyh-turistov-obedinit-v-severnoy-osetii-bolee-300-rebyat/ Пресс-релиз Минпросвещения РФ о Всероссийском слёте юных туристов 2024]</ref><ref name="edu_ru_slet">[https://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/bolee-300-rebyat-iz-29-regionov-rossii-prinyali-uc/ Сообщение «Российского образовательного портала» о результатах слёта (более 300 участников из 29 регионов)]</ref>. Ключевую методическую и координационную роль в развитии сети туристско-краеведческих объединений играет ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения» (ФЦДЮТиК), ведущий федеральный оператор, обеспечивающий программы, мероприятия и нормативно-методическую поддержку для педагогов и обучающихся<ref name="fcdtk_main">[https://fcdtk.ru Официальная платформа ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения»]</ref>. Важной особенностью таких объединений является сочетание практикоориентированных занятий (топография, ориентирование, техника безопасности, организация быта в походе) с исследовательской работой (экологическое, историческое, этнографическое и военно-историческое краеведение) и социально-проектной активностью, что соответствует целям воспитания и дополнительного образования, закреплённым федеральным законодательством<ref name="consultant_edu_law">[https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/2f0cff66d896f7b9817e26dba7e5f3207df5c43e/ Статья 75 Федерального закона № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»]</ref><ref name="cntd_prikaz_629">[https://docs.cntd.ru/document/351746582 Приказ Минпросвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»]</ref>. В современной России туристско-краеведческие объединения активно интегрируются в национальные проекты и молодёжные программы (включая образовательные путешествия и межрегиональную мобильность), что усиливает их вклад в достижение целей воспитания, просвещения, формирования гражданской идентичности и развитие внутреннего туризма<ref name="garant_youth_policy">[https://base.garant.ru/400156192/ Федеральный закон от 30.12.2020 № 489‑ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации» (актуальная редакция)]</ref><ref name="natproj_tourism">[https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/turizm/ Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» (официальный портал)]</ref><ref name="morethantrip">[https://morethantrip.ru/about О программе Росмолодёжи «Больше, чем путешествие»]</ref>.
'''Туристско-краеведческие объединения учащихся''' — это устойчивые формы детско-юношеских сообществ в общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования, использующие туристскую, экскурсионную и краеведческую деятельность как средство обучения, воспитания, социализации и оздоровления детей и подростков в России. Актуальность темы подтверждается стабильно высоким интересом школьников к активным формам познания родного края и результатами федеральных проектов, объединяющих тысячи участников в разных регионах страны. Так, в 2024 году Всероссийский слёт юных туристов собрал в Северной Осетии более 300 ребят из десятков субъектов РФ, показав значимость школьного туризма для воспитания, патриотического образования и пропаганды здорового образа жизни[https://edu.gov.ru/press/8694/vserossiyskiy-slet-yunyh-turistov-obedinit-v-severnoy-osetii-bolee-300-rebyat/ [1]][https://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/bolee-300-rebyat-iz-29-regionov-rossii-prinyali-uc/ [2]]. Ключевую методическую и координационную роль в развитии сети туристско-краеведческих объединений играет ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения» (ФЦДЮТиК), ведущий федеральный оператор, обеспечивающий программы, мероприятия и нормативно-методическую поддержку для педагогов и обучающихся[https://fcdtk.ru [3]]. Важной особенностью таких объединений является сочетание практикоориентированных занятий (топография, ориентирование, техника безопасности, организация быта в походе) с исследовательской работой (экологическое, историческое, этнографическое и военно-историческое краеведение) и социально-проектной активностью, что соответствует целям воспитания и дополнительного образования, закреплённым федеральным законодательством[https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/2f0cff66d896f7b9817e26dba7e5f3207df5c43e/ [4]][https://docs.cntd.ru/document/351746582 [5]]. В современной России туристско-краеведческие объединения активно интегрируются в национальные проекты и молодёжные программы (включая образовательные путешествия и межрегиональную мобильность), что усиливает их вклад в достижение целей воспитания, просвещения, формирования гражданской идентичности и развитие внутреннего туризма[https://base.garant.ru/400156192/ [6]][https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/turizm/ [7]][https://morethantrip.ru/about [8]].


== Определение и задачи ==
== Определение и задачи ==
Туристско-краеведческое объединение учащихся — это образовательное сообщество школьников и педагогов, организованное при школе, центре детско-юношеского туризма, дворце творчества или ином учреждении дополнительного образования, реализующее дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы туристско-краеведческой направленности. Его деятельность строится на сочетании учебных занятий и практики: тренировок по ориентированию, технике пешеходного и водного туризма, отработке безопасности, правилах поведения в природе, а также на исследовательских заданиях по краеведению и образовательных экскурсиях. Содержательные ориентиры и ожидаемые результаты таких программ определяются нормами федерального законодательства об образовании (в том числе задачами дополнительного образования детей и взрослых) и актуальным порядком организации дополнительного образования, который устанавливает требования к качеству, доступности и безопасности образовательного процесса<ref name="consultant_edu_law" /><ref name="cntd_prikaz_629" />. К базовым задачам относятся: укрепление физического и психического здоровья обучающихся, формирование культуры безопасного поведения, развитие навыков командной работы, воспитание патриотизма и бережного отношения к природе, профориентация и формирование умений исследовательской и проектной деятельности в условиях реальной местности<ref name="cntd_prikaz_629" /><ref name="edu_ru_slet" />. Как правило, объединения используют ступенчатые программы от начального уровня к углублённому, включая учебно-тренировочные сборы и походы различной категории сложности, что способствует устойчивому личностному росту школьников и их социальной интеграции через участие в движении юных туристов<ref name="fcdtk_main" />. В структуре деятельности важную роль играет система маршрутно-квалификационных комиссий (МКК) — экспертных органов, сопровождающих подготовку, выпуск на маршрут и зачёт туристского опыта у детских групп, что повышает безопасность и методическую выверенность походов<ref name="fcdtk_mkk">[https://xn--d1aa2abrz.xn--p1ai/k3tkn/%D0%BC%D0%BA%D0%BA/ Информация о маршрутно-квалификационных комиссиях (МКК) в детско-юношеском туризме]</ref>. Поддержка участия в межрегиональных поездках и мероприятиях дополняется мерами молодёжной политики и федеральными инициативами, обеспечивающими доступность образовательных путешествий для школьников и молодёжи<ref name="garant_youth_policy" /><ref name="natproj_tourism" /><ref name="klassnayastrana_main">[https://klassnayastrana.ru Официальный сайт международной программы «Классная страна»]</ref>.
Туристско-краеведческое объединение учащихся — это образовательное сообщество школьников и педагогов, организованное при школе, центре детско-юношеского туризма, дворце творчества или ином учреждении дополнительного образования, реализующее дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы туристско-краеведческой направленности. Его деятельность строится на сочетании учебных занятий и практики: тренировок по ориентированию, технике пешеходного и водного туризма, отработке безопасности, правилах поведения в природе, а также на исследовательских заданиях по краеведению и образовательных экскурсиях. Содержательные ориентиры и ожидаемые результаты таких программ определяются нормами федерального законодательства об образовании (в том числе задачами дополнительного образования детей и взрослых) и актуальным порядком организации дополнительного образования, который устанавливает требования к качеству, доступности и безопасности образовательного процесса[https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ [4]][https://docs.cntd.ru/document/351746582 [5]. К базовым задачам относятся: укрепление физического и психического здоровья обучающихся, формирование культуры безопасного поведения, развитие навыков командной работы, воспитание патриотизма и бережного отношения к природе, профориентация и формирование умений исследовательской и проектной деятельности в условиях реальной местности[https://docs.cntd.ru/document/351746582 [5][https://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/bolee-300-rebyat-iz-29-regionov-rossii-prinyali-uc/ [2]]. Как правило, объединения используют ступенчатые программы от начального уровня к углублённому, включая учебно-тренировочные сборы и походы различной категории сложности, что способствует устойчивому личностному росту школьников и их социальной интеграции через участие в движении юных туристов[https://fcdtk.ru [3]]. В структуре деятельности важную роль играет система маршрутно-квалификационных комиссий (МКК) — экспертных органов, сопровождающих подготовку, выпуск на маршрут и зачёт туристского опыта у детских групп, что повышает безопасность и методическую выверенность походов[https://xn--d1aa2abrz.xn--p1ai/k3tkn/%D0%BC%D0%BA%D0%BA/ [9]]. Поддержка участия в межрегиональных поездках и мероприятиях дополняется мерами молодёжной политики и федеральными инициативами, обеспечивающими доступность образовательных путешествий для школьников и молодёжи[https://base.garant.ru/400156192/ [6]] [https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/turizm/ [7]][https://klassnayastrana.ru [10]].


== История и развитие ==
== История и развитие ==
Государственные основы работы с юными туристами и краеведами в России сложились ещё в начале XX века; в 1918 году возникли организационные структуры, которые со временем определили общегосударственное развитие туристско-краеведческого движения в школе и системе внешкольного образования. Современный Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения унаследовал и развил эти традиции в виде педагогически обоснованных программ, методик и всероссийских мероприятий, ориентированных на многопрофильное развитие обучающихся<ref name="tssr_fcdtk_history">[https://tssr.ru/child/473/ Информационный материал о ФЦДЮТиК и истоках деятельности (основание 1918 год)]</ref><ref name="fcdtk_main" />. К концу XX — началу XXI века в большинстве субъектов РФ сформировались региональные центры и станции юных туристов, клубы и школьные объединения, открылись профильные лагеря и краеведческие экспедиции, что стало базисом для массового вовлечения школьников в спортивно-оздоровительный и познавательный туризм<ref name="laplandiya">[https://www.laplandiya.org/centers/regionalnyj-centr-detsko-yunosheskogo-turizma-sporta-i-kraevedeniya/ Региональный центр детско-юношеского туризма, спорта и краеведения (Мурманская область, «Лапландия»)]</ref>. Цифровизация 2010–2020-х годов усилила федеральную координацию: создана единая информационная платформа, на которой аккумулируется нормативно-методическая база, объявления о мероприятиях, каталоги площадок для детского отдыха и профильных смен<ref name="fcdtk_main" /><ref name="fcdtk_camps">[https://fcdtk.ru/camps Каталог лагерей и профильных смен на платформе ФЦДЮТиК]</ref>. Одновременно рос масштаб всероссийских мероприятий: туристские слёты, соревнования по туристскому многоборью, краеведческие конференции и полевые лагеря стали регулярными, поддерживая преемственность поколений и формируя у школьников устойчивую мотивацию к познанию своей страны<ref name="alania_slet">[https://alania.gov.ru/news/14509 Правительство РСО–Алания: о финале Всероссийского слёта юных туристов 2024]</ref><ref name="fcdtk_news_slet">[https://xn--h1ablngdde3e2a.xn--p1ai/news-item/1721721755474-vserossijskij-slet-yunyh-turistov Новости ФЦДЮТиК: Всероссийский слёт юных туристов]</ref>. С 2020-х годов турклубы школьников активно встроены в национальные и молодёжные проекты, что расширило спектр образовательных путешествий, межрегиональных связей и проектной деятельности, усилило кадровую поддержку педагогов и закрепило ориентир на безопасность, качество и доступность<ref name="garant_youth_policy" /><ref name="natproj_tourism" /><ref name="morethantrip" />.
Государственные основы работы с юными туристами и краеведами в России сложились ещё в начале XX века; в 1918 году возникли организационные структуры, которые со временем определили общегосударственное развитие туристско-краеведческого движения в школе и системе внешкольного образования. Современный Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения унаследовал и развил эти традиции в виде педагогически обоснованных программ, методик и всероссийских мероприятий, ориентированных на многопрофильное развитие обучающихся[https://tssr.ru/child/473/ [11]][https://fcdtk.ru [3]]. К концу XX — началу XXI века в большинстве субъектов РФ сформировались региональные центры и станции юных туристов, клубы и школьные объединения, открылись профильные лагеря и краеведческие экспедиции, что стало базисом для массового вовлечения школьников в спортивно-оздоровительный и познавательный туризм[https://www.laplandiya.org/centers/regionalnyj-centr-detsko-yunosheskogo-turizma-sporta-i-kraevedeniya/ [12]]. Цифровизация 2010–2020-х годов усилила федеральную координацию: создана единая информационная платформ, на которой аккумулируется нормативно-методическая база, объявления о мероприятиях, каталоги площадок для детского отдыха и профильных смен[https://fcdtk.ru [3]][https://fcdtk.ru/camps [13]]. Одновременно рос масштаб всероссийских мероприятий: туристские слёты, соревнования по туристскому многоборью, краеведческие конференции и полевые лагеря стали регулярными, поддерживая преемственность поколений и формируя у школьников устойчивую мотивацию к познанию своей страны[https://alania.gov.ru/news/14509 [14]][https://xn--h1ablngdde3e2a.xn--p1ai/news-item/1721721755474-vserossijskij-slet-yunyh-turistov [15]]. С 2020-х годов турклубы школьников активно встроены в национальные и молодёжные проекты, что расширило спектр образовательных путешествий, межрегиональных связей и проектной деятельности, усилило кадровую поддержку педагогов и закрепило ориентир на безопасность, качество и доступность[https://base.garant.ru/400156192/ [6]][https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/turizm/ [7]][https://morethantrip.ru/about[8]].


== Законодательная база ==
== Законодательная база ==
Правовые основы деятельности туристско-краеведческих объединений учащихся определяются Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и подзаконными актами Минпросвещения России. Статья 75 Закона № 273‑ФЗ закрепляет цели и задачи дополнительного образования детей и взрослых: развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организацию свободного времени обучающихся; эти положения прямо коррелируют с содержанием туристско-краеведческих программ и практик<ref name="consultant_edu_law" />. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам установлен приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 (взамен прежнего приказа № 196), который определяет требования к структуре программ, условиям реализации, учёту особенностей обучающихся с ОВЗ, а также к обеспечению безопасности и кадрового сопровождения<ref name="cntd_prikaz_629" />. Молодёжная составляющая туристско-краеведческой активности поддерживается Федеральным законом от 30.12.2020 № 489‑ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации», закрепляющим цели, принципы, направления и формы реализации молодёжной политики, включая создание условий для самореализации, личностного развития и участия молодёжи в общественной жизни, что непосредственно связано с образовательными путешествиями и социальным проектированием<ref name="garant_youth_policy" />. Реализация потенциала школьного туризма интегрирована с национальным проектом «Туризм и индустрия гостеприимства», предполагающим повышение доступности туристских услуг и развитие инфраструктуры, что создаёт условия для расширения географии и качества образовательных маршрутов для детей и молодёжи<ref name="natproj_tourism" />. Дополнительно на уровне методического обеспечения применяется система маршрутно-квалификационных комиссий (МКК) для детско-юношеского туризма, поддержанная соответствующими положениями и разъяснениями (включая материалы по организации МКК в образовательных организациях и методические рекомендации по работе комиссий)<ref name="fcdtk_mkk" /><ref name="mkk_recs">[https://dm-centre.ru/wp-content/uploads/2022/01/metod-rek.-po-rabote-mkk-ou-2020-g.-1.pdf Методические рекомендации по работе МКК в образовательных организациях]</ref>.
Правовые основы деятельности туристско-краеведческих объединений учащихся определяются Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и подзаконными актами Минпросвещения России. Статья 75 Закона № 273-ФЗ закрепляет цели и задачи дополнительного образования детей и взрослых: развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организацию свободного времени обучающихся; эти положения прямо коррелируют с содержанием туристско-краеведческих программ и практик[https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ [4]]. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам установлен приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 (взамен прежнего приказа № 196), который определяет требования к структуре программ, условиям реализации, учёту особенностей обучающихся с ОВЗ, а также к обеспечению безопасности и кадрового сопровождения[https://docs.cntd.ru/document/351746582 [5]]. Молодёжная составляющая туристско-краеведческой активности поддерживается Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации», закрепляющим цели, принципы, направления и формы реализации молодёжной политики, включая создание условий для самореализации, личностного развития и участия молодёжи в общественной жизни, что непосредственно связано с образовательными путешествиями и социальным проектированием[https://base.garant.ru/400156192/ [6]]. Реализация потенциала школьного туризма интегрирована с национальным проектом «Туризм и индустрия гостеприимства», предполагающим повышение доступности туристских услуг и развитие инфраструктуры, что создаёт условия для расширения географии и качества образовательных маршрутов для детей и молодёжи[https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/turizm/ [7]]. Дополнительно на уровне методического обеспечения применяется система маршрутно-квалификационных комиссий (МКК) для детско-юношеского туризма, поддержанная соответствующими положениями и разъяснениями (включая материалы по организации МКК в образовательных организациях и методические рекомендации по работе комиссий)[https://xn--d1aa2abrz.xn--p1ai/k3tkn/ [9]][https://dm-centre.ru/wp-content/uploads/2022/01/metod-rek.-po-rabote-mkk-ou-2020-g.-1.pdf [16]].


== Организации поддержки ==
== Организации поддержки ==
Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения (ФЦДЮТиК) — головная организация федерального уровня, координирующая туристско-краеведческую, экскурсионную и исследовательскую деятельность обучающихся; центр формирует нормативно-методическую базу, проводит всероссийские мероприятия, обучает педагогов и аккумулирует информацию о профильных программах и площадках<ref name="fcdtk_main" />. На уровне субъектов РФ действуют региональные центры и объединения (например, Региональный центр детско-юношеского туризма, спорта и краеведения Мурманской области на базе Дворца детского и юношеского творчества «Лапландия»), выполняющие функции организационно-методических опорных площадок и операторов массовых соревнований, слётов, экспедиций и конференций<ref name="laplandiya" />. Важнейшими партнёрами в развитии образовательного туризма для школьников стали Минпросвещения России и Агентство стратегических инициатив (АСИ), запустившие международную программу «Классная страна», интегрирующую путешествия в учебный процесс и объединяющую региональные команды педагогов, учащихся, властей и турбизнеса<ref name="edu_gov_klassnaya">[https://edu.gov.ru/press/8630/programma-obrazovatelnogo-i-proforientacionnogo-turizma-klassnaya-strana-nachnetsya-s-otkrytogo-obucheniya-dlya-pedagogov/ Минпросвещения РФ: открытое обучение для педагогов в рамках программы «Классная страна»]</ref><ref name="asi_klassnaya">[https://asi.ru/tourism/klassnaya-strana/ АСИ: международная программа «Классная страна» (цели, механика, результаты)]</ref><ref name="klassnayastrana_main" />. Молодёжное измерение межрегиональной мобильности и просветительских поездок усиливает программа Росмолодёжи «Больше, чем путешествие», входящая в экосистему федерального ведомства и реализуемая при поддержке «Движения первых», Президентской платформы «Россия – страна возможностей», Минкультуры, Минпросвещения и других институтов<ref name="morethantrip" /><ref name="dobro_morethantrip">[https://dobro.ru/organizations/10062999/info Официальная страница АНО «Больше, чем путешествие» в экосистеме Росмолодёжи.Добро]</ref>. В совокупности эта инфраструктура обеспечивает преемственность, доступность и безопасность туристско-краеведческой деятельности школьников, расширяя спектр образовательных маршрутов, полевых практик, исследовательских проектов и социальных инициатив<ref name="fcdtk_main" /><ref name="natproj_tourism" />.
Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения (ФЦДЮТиК) — головная организация федерального уровня, координирующая туристско-краеведческую, экскурсионную и исследовательскую деятельность обучающихся; центр формирует нормативно-методическую базу, проводит всероссийские мероприятия, обучает педагогов и аккумулирует информацию о профильных программах и площадках[https://fcdtk.ru [3]]. На уровне субъектов РФ действуют региональные центры и объединения (например, Региональный центр детско-юношеского туризма, спорта и краеведения Мурманской области на базе Дворца детского и юношеского творчества «Лапландия»), выполняющие функции организационно-методических опорных площадок и операторов массовых соревнований, слётов, экспедиций и конференций[12]. Важнейшими партнёрами в развитии образовательного туризма для школьников стали Минпросвещения России и Агентство стратегических инициатив (АСИ), запустившие международную программу «Классная страна», интегрирующую путешествия в учебный процесс и объединяющую региональные команды педагогов, учащихся, властей и турбизнеса[https://edu.gov.ru/press/8630/ [17]][https://asi.ru/tourism/klassnaya-strana/ [18]][https://klassnayastrana.ru [10]]. Молодёжное измерение межрегиональной мобильности и просветительских поездок усиливает программа Росмолодёжи «Больше, чем путешествие», входящая в экосистему федерального ведомства и реализуемая при поддержке «Движения первых», Президентской платформы «Россия – страна возможностей», Минкультуры, Минпросвещения и других институтов[https://morethantrip.ru/about [8][https://dobro.ru/organizations/10062999/info [19]]. В совокупности эта инфраструктура обеспечивает преемственность, доступность и безопасность туристско-краеведческой деятельности школьников, расширяя спектр образовательных маршрутов, полевых практик, исследовательских проектов и социальных инициатив[https://fcdtk.ru[3]][https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/turizm/ [7]].


== Социальная политика и меры поддержки ==
== Социальная политика и меры поддержки ==
Развитие туристско-краеведческих объединений учащихся тесно связано с государственной молодёжной и образовательной политикой, направленной на создание условий для самореализации и всестороннего развития детей и молодёжи. Федеральный закон № 489‑ФЗ фиксирует цели и формы реализации молодёжной политики, в числе которых поддержка общественных инициатив, добровольчества, просвещения и просоциальной активности, что включает образовательные поездки и проектную деятельность в туристско-краеведческом формате<ref name="garant_youth_policy" />. Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» предусматривает повышение доступности туристских услуг и развитие инфраструктуры, создавая основу для новых школьных маршрутов, межрегиональных слётов и расширения географии образовательного туризма для детей и молодёжи<ref name="natproj_tourism" />. В рамках просветительско-воспитательного блока особое место заняли «Классная страна» (АСИ и Минпросвещения), обеспечивающая методическую и проектную поддержку школам, и «Больше, чем путешествие» (Росмолодёжь), благодаря которой свыше 290 тысяч молодых людей уже совершили познавательные поездки по России с погружением в достижения регионов, университетов и предприятий, а также с выполнением социальных проектов<ref name="asi_klassnaya" /><ref name="morethantrip" />. Эти инициативы усиливают кадровые и ресурсные возможности школьных объединений, предоставляют педагогам и организаторам доступ к обучающим материалам, а обучающимся — к маршрутам, конкурсам, грантовым и волонтёрским возможностям, соответствующим задачам воспитания и профориентации<ref name="edu_gov_klassnaya" /><ref name="dobro_morethantrip" />. На операционном уровне безопасность школьных походов и экспедиций обеспечивается через систему МКК, локальные регламенты образовательных организаций и использование федеральной методической базы, что позволяет масштабировать практики без снижения стандартов качества и безопасности<ref name="fcdtk_mkk" /><ref name="mkk_recs" />.
Развитие туристско-краеведческих объединений учащихся тесно связано с государственной молодёжной и образовательной политикой, направленной на создание условий для самореализации и всестороннего развития детей и молодёжи. Федеральный закон № 489-ФЗ фиксирует цели и формы реализации молодёжной политики, в числе которых поддержка общественных инициатив, добровольчества, просвещения и просоциальной активности, что включает образовательные поездки и проектную деятельность в туристско-краеведческом формате[https://base.garant.ru/400156192/ [6]. Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» предусматривает повышение доступности туристских услуг и развитие инфраструктуры, создавая основу для новых школьных маршрутов, межрегиональных слётов и расширения географии образовательного туризма для детей и молодёжи[https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/turizm/ [7]]. В рамках просветительско-воспитательного блока особое место заняли «Классная страна» (АСИ и Минпросвещения), обеспечивающая методическую и проектную поддержку школам, и «Больше, чем путешествие» (Росмолодёжь), благодаря которой свыше 290 тысяч молодых людей уже совершили познавательные поездки по России с погружением в достижения регионов, университетов и предприятий, а также с выполнением социальных проектов[18][https://morethantrip.ru/about [8]]. Эти инициативы усиливают кадровые и ресурсные возможности школьных объединений, предоставляют педагогам и организаторам доступ к обучающим материалам, а обучающимся — к маршрутам, конкурсам, грантовым и волонтёрским возможностям, соответствующим задачам воспитания и профориентации[17][19]. На операционном уровне безопасность школьных походов и экспедиций обеспечивается через систему МКК, локальные регламенты образовательных организаций и использование федеральной методической базы, что позволяет масштабировать практики без снижения стандартов качества и безопасности[https://xn--d1aa2abrz.xn--p1ai/k3tkn/ [9]][16].


== Программы и мероприятия ==
== Программы и мероприятия ==
Содержание и календарь деятельности туристско-краеведческих объединений выстраиваются вокруг многоуровневых образовательных программ и всероссийских событий, среди которых ключевое место занимает Всероссийский слёт юных туристов. В 2024 году финал слёта проходил в Республике Северная Осетия — Алания, объединив команды из многих регионов; участники прошли пешеходные маршруты с выполнением краеведческих заданий, защитили отчёты и приняли участие в конкурсной программе, что соответствует формату сочетания спортивно-туристской и исследовательской практики<ref name="alania_slet" /><ref name="edu_gov_slet" /><ref name="fcdtk_news_slet" />. Системообразующими элементами подготовки являются учебно-тренировочные занятия (техника туризма, ориентирование, топография, первая помощь), тренировочные походы выходного дня и многодневные маршруты с защитой краеведческого исследования, а также участие в соревнованиях по туристскому многоборью, что отражено в типовых программах дополнительного образования<ref>[https://ddut.vsevobr.ru/data/ckfsys2/files/files/2024-2025/09/programs/167_masterstvo_turizma_2025.pdf Пример дополнительной общеразвивающей программы «Мастерство туризма»]</ref>. Важнейший механизм обеспечения качества и безопасности — работа МКК, которые сопровождают детские группы на этапе планирования (подбор района, маршрута, графика, состава с учётом опыта), выпуска на маршрут и зачёта по итогу похода, опираясь на утверждённые формы маршрутных документов и методические рекомендации<ref name="fcdtk_mkk" /><ref name="mkk_recs" />. На федеральном уровне дополнительно действуют образовательные и профориентационные форматы, такие как «Классная страна» (создание и апробация школьных маршрутов, обучение педагогов, межрегиональные обмены) и «Больше, чем путешествие» (поездки, посещение производств и университетов, социальное проектирование), которые расширяют «горизонт событий» школьных туристско-краеведческих объединений<ref name="asi_klassnaya" /><ref name="klassnayastrana_main" /><ref name="morethantrip" />. Событийная инфраструктура поддерживается федеральными и региональными центрами, профильными площадками и лагерями, сведения о которых аккумулируются на единой платформе ФЦДЮТиК, включая каталог лагерей и профильных смен, что облегчает планирование и тиражирование лучших практик<ref name="fcdtk_main" /><ref name="fcdtk_camps" />.
Содержание и календарь деятельности туристско-краеведческих объединений выстраиваются вокруг многоуровневых образовательных программ и всероссийских событий, среди которых ключевое место занимает Всероссийский слёт юных туристов. В 2024 году финал слёта проходил в Республике Северная Осетия — Алания, объединив команды из многих регионов; участники прошли пешеходные маршруты с выполнением краеведческих заданий, защитили отчёты и приняли участие в конкурсной программе, что соответствует формату сочетания спортивно-туристской и исследовательской практики[14][https://edu.gov.ru/press/8694/vserossiyskiy-slet-yunyh-turistov-obedinit-v-severnoy-osetii-bolee-300-rebyat/ [1]][15]. Системообразующими элементами подготовки являются учебно-тренировочные занятия (техника туризма, ориентирование, топография, первая помощь), тренировочные походы выходного дня и многодневные маршруты с защитой краеведческого исследования, а также участие в соревнованиях по туристскому многоборью, что отражено в типовых программах дополнительного образования[https://ddut.vsevobr.ru/data/ckfsys2/files/files/2024-2025/09/programs/167_masterstvo_turizma_2025.pdf [20]]. Важнейший механизм обеспечения качества и безопасности — работа МКК, которые сопровождают детские группы на этапе планирования (подбор района, маршрута, графика, состава с учётом опыта), выпуска на маршрут и зачёта по итогу похода, опираясь на утверждённые формы маршрутных документов и методические рекомендации[https://xn--d1aa2abrz.xn--p1ai/k3tkn/ [9]][16]. На федеральном уровне дополнительно действуют образовательные и профориентационные форматы, такие как «Классная страна» (создание и апробация школьных маршрутов, обучение педагогов, межрегиональные обмены) и «Больше, чем путешествие» (поездки, посещение производств и университетов, социальное проектирование), которые расширяют «горизонт событий» школьных туристско-краеведческих объединений[18][https://klassnayastrana.ru [10]][https://morethantrip.ru/about [8]]. Событийная инфраструктура поддерживается федеральными и региональными центрами, профильными площадками и лагерями, сведения о которых аккумулируются на единой платформе ФЦДЮТиК, включая каталог лагерей и профильных смен, что облегчает планирование и тиражирование лучших практик[https://fcdtk.ru [3]][13].


== Исследования и аналитика ==
== Исследования и аналитика ==
Верифицируемые результаты участия школьников в туристско-краеведческих программах проявляются в росте уровня физической подготовки, навыков безопасного поведения, умений ориентироваться в природной и социальной среде, а также в готовности к самостоятельной исследовательской работе, что подтверждается конкурсными и полевыми форматами всероссийских мероприятий. Регулярные всероссийские слёты и конференции позволяют оценивать динамику вовлечённости и качество исследовательских проектов, демонстрируя широкую географию участников и межрегиональную коллаборацию образовательных организаций<ref name="edu_gov_slet" /><ref name="edu_ru_slet" />. В цифровой среде ФЦДЮТиК публикуются регламенты, методические материалы, а также данные о профильных лагерях и программах — это позволяет выстраивать сопоставимые метрики по охвату, географии, направлениям (экология, история, этнография, спортивный туризм) и обеспечивать прозрачность для родителей и педагогов<ref name="fcdtk_main" /><ref name="fcdtk_camps" />. По линиям молодёжной политики существенный аналитический вклад дают проекты Росмолодёжи и АСИ: «Больше, чем путешествие» отражает массовый формат просветительских поездок (свыше 290 тыс. участников), а «Классная страна» — концентрат образовательных маршрутов, интегрируемых в учебный процесс, с тиражированием практик, повышением квалификации педагогов и экспертной оценкой программ<ref name="morethantrip" /><ref name="tass_klassnaya">[https://tass.ru/obschestvo/23819507 TACC: Итоги международной программы «Классная страна» 2024/2025 и образовательный туризм]</ref><ref name="asi_klassnaya" />. В частности, по итогам 2024/2025 учебного года «Классная страна» собрала тысячи участников, представив свыше сотни образовательных маршрутов для детей и молодёжи и подтвердив востребованность образовательного туризма как инструмента обучения и воспитания на межрегиональных примерах<ref name="tass_klassnaya" />.
Верифицируемые результаты участия школьников в туристско-краеведческих программах проявляются в росте уровня физической подготовки, навыков безопасного поведения, умений ориентироваться в природной и социальной среде, а также в готовности к самостоятельной исследовательской работе, что подтверждается конкурсными и полевыми форматами всероссийских мероприятий. Регулярные всероссийские слёты и конференции позволяют оценивать динамику вовлечённости и качество исследовательских проектов, демонстрируя широкую географию участников и межрегиональную коллаборацию образовательных организаций[https://edu.gov.ru/press/8694/vserossiyskiy-slet-yunyh-turistov-obedinit-v-severnoy-osetii-bolee-300-rebyat/ [1]][https://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/bolee-300-rebyat-iz-29-regionov-rossii-prinyali-uc/ [2]]. В цифровой среде ФЦДЮТиК публикуются регламенты, методические материалы, а также данные о профильных лагерях и программах — это позволяет выстраивать сопоставимые метрики по охвату, географии, направлениям (экология, история, этнография, спортивный туризм) и обеспечивать прозрачность для родителей и педагогов[https://fcdtk.ru [3]][13]. По линиям молодёжной политики существенный аналитический вклад дают проекты Росмолодёжи и АСИ: «Больше, чем путешествие» отражает массовый формат просветительских поездок (свыше 290 тыс. участников), а «Классная страна» — концентрат образовательных маршрутов, интегрируемых в учебный процесс, с тиражированием практик, повышением квалификации педагогов и экспертной оценкой программ [https://morethantrip.ru/about[8]][https://tass.ru/obschestvo/23819507[21]][18]. В частности, по итогам 2024/2025 учебного года «Классная страна» собрала тысячи участников, представив свыше сотни образовательных маршрутов для детей и молодёжи и подтвердив востребованность образовательного туризма как инструмента обучения и воспитания на межрегиональных примерах[https://tass.ru/obschestvo/23819507 [21]].


== Интересные факты ==
== Интересные факты ==
* Истоки организованного школьного туризма и краеведения на государственном уровне восходят к 1918 году; именно тогда были заложены институциональные основы, которые привели к формированию современной федеральной сети центров и объединений юных туристов в России<ref name="tssr_fcdtk_history" />.
* Истоки организованного школьного туризма и краеведения на государственном уровне восходят к 1918 году; именно тогда были заложены институциональные основы, которые привели к формированию современной федеральной сети центров и объединений юных туристов в России[11].
* В 2024 году во время Всероссийского слёта юных туристов в Северной Осетии прошла первая полевая туристско-краеведческая сессия по школьному научно-познавательному туризму «Туристскими тропами к познанию Родины», где юные исследователи из десятков регионов представили маршруты и проекты<ref name="alania_slet" />.
* В 2024 году во время Всероссийского слёта юных туристов в Северной Осетии прошла первая полевая туристско-краеведческая сессия по школьному научно-познавательному туризму «Туристскими тропами к познанию Родины», где юные исследователи из десятков регионов представили маршруты и проекты[14].
* «Классная страна» в 2024/2025 учебном году получила международный статус, объединив участников из стран БРИКС+, а эксперты отметили её вклад в формирование модели образовательного туризма для школьников и молодёжи с интеграцией в учебный процесс<ref name="tass_klassnaya" />.
* «Классная страна» в 2024/2025 учебном году получила международный статус, объединив участников из стран БРИКС+, а эксперты отметили её вклад в формирование модели образовательного туризма для школьников и молодёжи с интеграцией в учебный процесс[https://tass.ru/obschestvo/23819507 [21]].
* Программа Росмолодёжи «Больше, чем путешествие» стала частью экосистемы национального проекта «Молодёжь и дети», а совокупный охват — сотни тысяч молодых граждан, которые знакомятся с регионами, предприятиями, вузами и создают собственные социальные проекты в поездках<ref name="morethantrip" />.
* Программа Росмолодёжи «Больше, чем путешествие» стала частью экосистемы нацпроекта «Молодёжь и дети», а совокупный охват — сотни тысяч молодых граждан, которые знакомятся с регионами, предприятиями, вузами и создают собственные социальные проекты в поездках[https://morethantrip.ru/about [8]].


== См. также ==
== См. также ==
Строка 38: Строка 38:


== Ссылки ==
== Ссылки ==
<references />
[1] [https://edu.gov.ru/press/8694/vserossiyskiy-slet-yunyh-turistov-obedinit-v-severnoy-osetii-bolee-300-rebyat/ Пресс-релиз Минпросвещения РФ о Всероссийском слёте юных туристов 2024]


''Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.''
[2] [https://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/bolee-300-rebyat-iz-29-regionov-rossii-prinyali-uc/ Сообщение «Российского образовательного портала» о результатах слёта]


[3] [https://fcdtk.ru Официальная платформа ФЦДЮТиК]
[4] [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ Статья 75 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»]
[5] [https://docs.cntd.ru/document/351746582 Приказ Минпросвещения РФ от 27.07.2022 № 629]
[6] [https://base.garant.ru/400156192/ Федеральный закон № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации»]
[7] [https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/turizm/ Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства»]
[8] [https://morethantrip.ru/about Программа Росмолодёжи «Больше, чем путешествие»]
[9] [https://xn--d1aa2abrz.xn--p1ai/k3tkn/ Информация о маршрутно-квалификационных комиссиях (МКК)]
[10] [https://klassnayastrana.ru Международная программа «Классная страна»]
[11] [https://tssr.ru/child/473/ Исторические материалы о ФЦДЮТиК]
[12] [https://www.laplandiya.org/centers/regionalnyj-centr-detsko-yunosheskogo-turizma-sporta-i-kraevedeniya/ Региональный центр «Лапландия»]
[13] [https://fcdtk.ru/camps Каталог лагерей и профильных смен ФЦДЮТиК]
[14] [https://alania.gov.ru/news/14509 Правительство РСО–Алания: о Всероссийском слёте юных туристов 2024]
[15] [https://xn--h1ablngdde3e2a.xn--p1ai/news-item/1721721755474-vserossijskij-slet-yunyh-turistov Новости ФЦДЮТиК]
[16] [https://dm-centre.ru/wp-content/uploads/2022/01/metod-rek.-po-rabote-mkk-ou-2020-g.-1.pdf Методические рекомендации по работе МКК]
[17] [https://edu.gov.ru/press/8630/ Открытое обучение для педагогов в рамках программы «Классная страна»]
[18] [https://asi.ru/tourism/klassnaya-strana/ АСИ: «Классная страна»]
[19] [https://dobro.ru/organizations/10062999/info Страница АНО «Больше, чем путешествие»]
[20] [https://ddut.vsevobr.ru/data/ckfsys2/files/files/2024-2025/09/programs/167_masterstvo_turizma_2025.pdf Пример программы «Мастерство туризма»]
[21] [https://tass.ru/obschestvo/23819507 TASS: итоги программы «Классная страна» 2024/2025]
''Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.'' 
[[Категория:Досуг и отдых]]
[[Категория:Досуг и отдых]]
```

Версия от 00:20, 23 сентября 2025

Статья создана с использованием языковой модели ИИ исправлены ссылки 1-10 и 21

Юные участники туристско-краеведческого похода во время выполнения учебно-исследовательского задания на местности

Туристско-краеведческие объединения учащихся — это устойчивые формы детско-юношеских сообществ в общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования, использующие туристскую, экскурсионную и краеведческую деятельность как средство обучения, воспитания, социализации и оздоровления детей и подростков в России. Актуальность темы подтверждается стабильно высоким интересом школьников к активным формам познания родного края и результатами федеральных проектов, объединяющих тысячи участников в разных регионах страны. Так, в 2024 году Всероссийский слёт юных туристов собрал в Северной Осетии более 300 ребят из десятков субъектов РФ, показав значимость школьного туризма для воспитания, патриотического образования и пропаганды здорового образа жизни[1][2]. Ключевую методическую и координационную роль в развитии сети туристско-краеведческих объединений играет ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения» (ФЦДЮТиК), ведущий федеральный оператор, обеспечивающий программы, мероприятия и нормативно-методическую поддержку для педагогов и обучающихся[3]. Важной особенностью таких объединений является сочетание практикоориентированных занятий (топография, ориентирование, техника безопасности, организация быта в походе) с исследовательской работой (экологическое, историческое, этнографическое и военно-историческое краеведение) и социально-проектной активностью, что соответствует целям воспитания и дополнительного образования, закреплённым федеральным законодательством[4][5]. В современной России туристско-краеведческие объединения активно интегрируются в национальные проекты и молодёжные программы (включая образовательные путешествия и межрегиональную мобильность), что усиливает их вклад в достижение целей воспитания, просвещения, формирования гражданской идентичности и развитие внутреннего туризма[6][7][8].

Определение и задачи

Туристско-краеведческое объединение учащихся — это образовательное сообщество школьников и педагогов, организованное при школе, центре детско-юношеского туризма, дворце творчества или ином учреждении дополнительного образования, реализующее дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы туристско-краеведческой направленности. Его деятельность строится на сочетании учебных занятий и практики: тренировок по ориентированию, технике пешеходного и водного туризма, отработке безопасности, правилах поведения в природе, а также на исследовательских заданиях по краеведению и образовательных экскурсиях. Содержательные ориентиры и ожидаемые результаты таких программ определяются нормами федерального законодательства об образовании (в том числе задачами дополнительного образования детей и взрослых) и актуальным порядком организации дополнительного образования, который устанавливает требования к качеству, доступности и безопасности образовательного процесса[4][5. К базовым задачам относятся: укрепление физического и психического здоровья обучающихся, формирование культуры безопасного поведения, развитие навыков командной работы, воспитание патриотизма и бережного отношения к природе, профориентация и формирование умений исследовательской и проектной деятельности в условиях реальной местности[5[2]. Как правило, объединения используют ступенчатые программы от начального уровня к углублённому, включая учебно-тренировочные сборы и походы различной категории сложности, что способствует устойчивому личностному росту школьников и их социальной интеграции через участие в движении юных туристов[3]. В структуре деятельности важную роль играет система маршрутно-квалификационных комиссий (МКК) — экспертных органов, сопровождающих подготовку, выпуск на маршрут и зачёт туристского опыта у детских групп, что повышает безопасность и методическую выверенность походов[9]. Поддержка участия в межрегиональных поездках и мероприятиях дополняется мерами молодёжной политики и федеральными инициативами, обеспечивающими доступность образовательных путешествий для школьников и молодёжи[6] [7][10].

История и развитие

Государственные основы работы с юными туристами и краеведами в России сложились ещё в начале XX века; в 1918 году возникли организационные структуры, которые со временем определили общегосударственное развитие туристско-краеведческого движения в школе и системе внешкольного образования. Современный Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения унаследовал и развил эти традиции в виде педагогически обоснованных программ, методик и всероссийских мероприятий, ориентированных на многопрофильное развитие обучающихся[11][3]. К концу XX — началу XXI века в большинстве субъектов РФ сформировались региональные центры и станции юных туристов, клубы и школьные объединения, открылись профильные лагеря и краеведческие экспедиции, что стало базисом для массового вовлечения школьников в спортивно-оздоровительный и познавательный туризм[12]. Цифровизация 2010–2020-х годов усилила федеральную координацию: создана единая информационная платформ, на которой аккумулируется нормативно-методическая база, объявления о мероприятиях, каталоги площадок для детского отдыха и профильных смен[3][13]. Одновременно рос масштаб всероссийских мероприятий: туристские слёты, соревнования по туристскому многоборью, краеведческие конференции и полевые лагеря стали регулярными, поддерживая преемственность поколений и формируя у школьников устойчивую мотивацию к познанию своей страны[14][15]. С 2020-х годов турклубы школьников активно встроены в национальные и молодёжные проекты, что расширило спектр образовательных путешествий, межрегиональных связей и проектной деятельности, усилило кадровую поддержку педагогов и закрепило ориентир на безопасность, качество и доступность[6][7][8].

Законодательная база

Правовые основы деятельности туристско-краеведческих объединений учащихся определяются Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и подзаконными актами Минпросвещения России. Статья 75 Закона № 273-ФЗ закрепляет цели и задачи дополнительного образования детей и взрослых: развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организацию свободного времени обучающихся; эти положения прямо коррелируют с содержанием туристско-краеведческих программ и практик[4]. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам установлен приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 (взамен прежнего приказа № 196), который определяет требования к структуре программ, условиям реализации, учёту особенностей обучающихся с ОВЗ, а также к обеспечению безопасности и кадрового сопровождения[5]. Молодёжная составляющая туристско-краеведческой активности поддерживается Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации», закрепляющим цели, принципы, направления и формы реализации молодёжной политики, включая создание условий для самореализации, личностного развития и участия молодёжи в общественной жизни, что непосредственно связано с образовательными путешествиями и социальным проектированием[6]. Реализация потенциала школьного туризма интегрирована с национальным проектом «Туризм и индустрия гостеприимства», предполагающим повышение доступности туристских услуг и развитие инфраструктуры, что создаёт условия для расширения географии и качества образовательных маршрутов для детей и молодёжи[7]. Дополнительно на уровне методического обеспечения применяется система маршрутно-квалификационных комиссий (МКК) для детско-юношеского туризма, поддержанная соответствующими положениями и разъяснениями (включая материалы по организации МКК в образовательных организациях и методические рекомендации по работе комиссий)[9][16].

Организации поддержки

Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения (ФЦДЮТиК) — головная организация федерального уровня, координирующая туристско-краеведческую, экскурсионную и исследовательскую деятельность обучающихся; центр формирует нормативно-методическую базу, проводит всероссийские мероприятия, обучает педагогов и аккумулирует информацию о профильных программах и площадках[3]. На уровне субъектов РФ действуют региональные центры и объединения (например, Региональный центр детско-юношеского туризма, спорта и краеведения Мурманской области на базе Дворца детского и юношеского творчества «Лапландия»), выполняющие функции организационно-методических опорных площадок и операторов массовых соревнований, слётов, экспедиций и конференций[12]. Важнейшими партнёрами в развитии образовательного туризма для школьников стали Минпросвещения России и Агентство стратегических инициатив (АСИ), запустившие международную программу «Классная страна», интегрирующую путешествия в учебный процесс и объединяющую региональные команды педагогов, учащихся, властей и турбизнеса[17][18][10]. Молодёжное измерение межрегиональной мобильности и просветительских поездок усиливает программа Росмолодёжи «Больше, чем путешествие», входящая в экосистему федерального ведомства и реализуемая при поддержке «Движения первых», Президентской платформы «Россия – страна возможностей», Минкультуры, Минпросвещения и других институтов[8[19]. В совокупности эта инфраструктура обеспечивает преемственность, доступность и безопасность туристско-краеведческой деятельности школьников, расширяя спектр образовательных маршрутов, полевых практик, исследовательских проектов и социальных инициатив[3][7].

Социальная политика и меры поддержки

Развитие туристско-краеведческих объединений учащихся тесно связано с государственной молодёжной и образовательной политикой, направленной на создание условий для самореализации и всестороннего развития детей и молодёжи. Федеральный закон № 489-ФЗ фиксирует цели и формы реализации молодёжной политики, в числе которых поддержка общественных инициатив, добровольчества, просвещения и просоциальной активности, что включает образовательные поездки и проектную деятельность в туристско-краеведческом формате[6. Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» предусматривает повышение доступности туристских услуг и развитие инфраструктуры, создавая основу для новых школьных маршрутов, межрегиональных слётов и расширения географии образовательного туризма для детей и молодёжи[7]. В рамках просветительско-воспитательного блока особое место заняли «Классная страна» (АСИ и Минпросвещения), обеспечивающая методическую и проектную поддержку школам, и «Больше, чем путешествие» (Росмолодёжь), благодаря которой свыше 290 тысяч молодых людей уже совершили познавательные поездки по России с погружением в достижения регионов, университетов и предприятий, а также с выполнением социальных проектов[18][8]. Эти инициативы усиливают кадровые и ресурсные возможности школьных объединений, предоставляют педагогам и организаторам доступ к обучающим материалам, а обучающимся — к маршрутам, конкурсам, грантовым и волонтёрским возможностям, соответствующим задачам воспитания и профориентации[17][19]. На операционном уровне безопасность школьных походов и экспедиций обеспечивается через систему МКК, локальные регламенты образовательных организаций и использование федеральной методической базы, что позволяет масштабировать практики без снижения стандартов качества и безопасности[9][16].

Программы и мероприятия

Содержание и календарь деятельности туристско-краеведческих объединений выстраиваются вокруг многоуровневых образовательных программ и всероссийских событий, среди которых ключевое место занимает Всероссийский слёт юных туристов. В 2024 году финал слёта проходил в Республике Северная Осетия — Алания, объединив команды из многих регионов; участники прошли пешеходные маршруты с выполнением краеведческих заданий, защитили отчёты и приняли участие в конкурсной программе, что соответствует формату сочетания спортивно-туристской и исследовательской практики[14][1][15]. Системообразующими элементами подготовки являются учебно-тренировочные занятия (техника туризма, ориентирование, топография, первая помощь), тренировочные походы выходного дня и многодневные маршруты с защитой краеведческого исследования, а также участие в соревнованиях по туристскому многоборью, что отражено в типовых программах дополнительного образования[20]. Важнейший механизм обеспечения качества и безопасности — работа МКК, которые сопровождают детские группы на этапе планирования (подбор района, маршрута, графика, состава с учётом опыта), выпуска на маршрут и зачёта по итогу похода, опираясь на утверждённые формы маршрутных документов и методические рекомендации[9][16]. На федеральном уровне дополнительно действуют образовательные и профориентационные форматы, такие как «Классная страна» (создание и апробация школьных маршрутов, обучение педагогов, межрегиональные обмены) и «Больше, чем путешествие» (поездки, посещение производств и университетов, социальное проектирование), которые расширяют «горизонт событий» школьных туристско-краеведческих объединений[18][10][8]. Событийная инфраструктура поддерживается федеральными и региональными центрами, профильными площадками и лагерями, сведения о которых аккумулируются на единой платформе ФЦДЮТиК, включая каталог лагерей и профильных смен, что облегчает планирование и тиражирование лучших практик[3][13].

Исследования и аналитика

Верифицируемые результаты участия школьников в туристско-краеведческих программах проявляются в росте уровня физической подготовки, навыков безопасного поведения, умений ориентироваться в природной и социальной среде, а также в готовности к самостоятельной исследовательской работе, что подтверждается конкурсными и полевыми форматами всероссийских мероприятий. Регулярные всероссийские слёты и конференции позволяют оценивать динамику вовлечённости и качество исследовательских проектов, демонстрируя широкую географию участников и межрегиональную коллаборацию образовательных организаций[1][2]. В цифровой среде ФЦДЮТиК публикуются регламенты, методические материалы, а также данные о профильных лагерях и программах — это позволяет выстраивать сопоставимые метрики по охвату, географии, направлениям (экология, история, этнография, спортивный туризм) и обеспечивать прозрачность для родителей и педагогов[3][13]. По линиям молодёжной политики существенный аналитический вклад дают проекты Росмолодёжи и АСИ: «Больше, чем путешествие» отражает массовый формат просветительских поездок (свыше 290 тыс. участников), а «Классная страна» — концентрат образовательных маршрутов, интегрируемых в учебный процесс, с тиражированием практик, повышением квалификации педагогов и экспертной оценкой программ [8][21][18]. В частности, по итогам 2024/2025 учебного года «Классная страна» собрала тысячи участников, представив свыше сотни образовательных маршрутов для детей и молодёжи и подтвердив востребованность образовательного туризма как инструмента обучения и воспитания на межрегиональных примерах[21].

Интересные факты

  • Истоки организованного школьного туризма и краеведения на государственном уровне восходят к 1918 году; именно тогда были заложены институциональные основы, которые привели к формированию современной федеральной сети центров и объединений юных туристов в России[11].
  • В 2024 году во время Всероссийского слёта юных туристов в Северной Осетии прошла первая полевая туристско-краеведческая сессия по школьному научно-познавательному туризму «Туристскими тропами к познанию Родины», где юные исследователи из десятков регионов представили маршруты и проекты[14].
  • «Классная страна» в 2024/2025 учебном году получила международный статус, объединив участников из стран БРИКС+, а эксперты отметили её вклад в формирование модели образовательного туризма для школьников и молодёжи с интеграцией в учебный процесс[21].
  • Программа Росмолодёжи «Больше, чем путешествие» стала частью экосистемы нацпроекта «Молодёжь и дети», а совокупный охват — сотни тысяч молодых граждан, которые знакомятся с регионами, предприятиями, вузами и создают собственные социальные проекты в поездках[8].

См. также

Ссылки

[1] Пресс-релиз Минпросвещения РФ о Всероссийском слёте юных туристов 2024

[2] Сообщение «Российского образовательного портала» о результатах слёта

[3] Официальная платформа ФЦДЮТиК

[4] Статья 75 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[5] Приказ Минпросвещения РФ от 27.07.2022 № 629

[6] Федеральный закон № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации»

[7] Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства»

[8] Программа Росмолодёжи «Больше, чем путешествие»

[9] Информация о маршрутно-квалификационных комиссиях (МКК)

[10] Международная программа «Классная страна»

[11] Исторические материалы о ФЦДЮТиК

[12] Региональный центр «Лапландия»

[13] Каталог лагерей и профильных смен ФЦДЮТиК

[14] Правительство РСО–Алания: о Всероссийском слёте юных туристов 2024

[15] Новости ФЦДЮТиК

[16] Методические рекомендации по работе МКК

[17] Открытое обучение для педагогов в рамках программы «Классная страна»

[18] АСИ: «Классная страна»

[19] Страница АНО «Больше, чем путешествие»

[20] Пример программы «Мастерство туризма»

[21] TASS: итоги программы «Классная страна» 2024/2025

Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование. ```