Ювенальная юстиция в Российской Федерации: различия между версиями
Нет описания правки |
AKlyus (обсуждение | вклад) |
||
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' | '''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' | ||
'''Ювенальная юстиция в Российской Федерации''' — специализированная судебно-правовая система защиты прав несовершеннолетних, развивающаяся в России с 1990-х годов на основе международных стандартов и национального законодательства. Система призвана контролировать исправление и реабилитацию несовершеннолетних преступников, проводить профилактику детской преступности, а также предоставлять социальную защиту семьи и прав несовершеннолетних [ | '''Ювенальная юстиция в Российской Федерации''' — специализированная судебно-правовая система защиты прав несовершеннолетних, развивающаяся в России с 1990-х годов на основе международных стандартов и национального законодательства. Система призвана контролировать исправление и реабилитацию несовершеннолетних преступников, проводить профилактику детской преступности, а также предоставлять социальную защиту семьи и прав несовершеннолетних [https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-model-yuvenalnoy-yustitsii-problemy-effektivnogo-funktsionirovaniya-i-puti-ih-ustraneniya <nowiki>[1]</nowiki>]. | ||
В России работа над внедрением ювенальной юстиции проводится в рамках Европейской социальной хартии, закрепляющей ряд общественных прав человека, а также на основе ратифицированной '''Конвенции о правах ребёнка''' и её положений, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. По данным на 2024 год в России проживает более 30 миллионов детей, что составляет около 21% от общей численности населения страны [https://deti.gov.ru/ <nowiki>[2]</nowiki>]. | В России работа над внедрением ювенальной юстиции проводится в рамках Европейской социальной хартии, закрепляющей ряд общественных прав человека, а также на основе ратифицированной '''Конвенции о правах ребёнка''' и её положений, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. По данным на 2024 год в России проживает более 30 миллионов детей, что составляет около 21% от общей численности населения страны [https://deti.gov.ru/ <nowiki>[2]</nowiki>]. | ||
Строка 9: | Строка 9: | ||
Российская система ювенальной юстиции основывается на комплексе федеральных законов и подзаконных актов, среди которых основными являются: | Российская система ювенальной юстиции основывается на комплексе федеральных законов и подзаконных актов, среди которых основными являются: | ||
'''Семейный кодекс Российской Федерации''' содержит главу 11 «Права несовершеннолетних детей», где закреплены основные права несовершеннолетних, включая право жить и воспитываться в семье (статья 54), право на общение с родителями и другими родственниками (статья 55), право на защиту (статья 56) [https://consultant.ru/ <nowiki>[3]</nowiki>]. Статья 62 Семейного кодекса определяет права несовершеннолетних родителей, предоставляя им возможность самостоятельно осуществлять родительские права по достижении возраста шестнадцати лет [https://consultant.ru/ <nowiki>[4]</nowiki>]. | '''Семейный кодекс Российской Федерации''' содержит главу 11 «Права несовершеннолетних детей», где закреплены основные права несовершеннолетних, включая право жить и воспитываться в семье (статья 54), право на общение с родителями и другими родственниками (статья 55), право на защиту (статья 56) [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ <nowiki>[3]</nowiki>]. Статья 62 Семейного кодекса определяет права несовершеннолетних родителей, предоставляя им возможность самостоятельно осуществлять родительские права по достижении возраста шестнадцати лет [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/9452033cb42e765502573b793132207963321356/ <nowiki>[4]</nowiki>]. | ||
'''Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»''' от 24.06.1999 № 120-ФЗ определяет правовые основы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устанавливает систему органов и учреждений профилактики [https://base.garant.ru/ <nowiki>[5]</nowiki>]. Согласно статье 4 закона, в систему профилактики входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы здравоохранения, органы службы занятости, органы внутренних дел [https://base.garant.ru/ <nowiki>[6]</nowiki>]. | '''Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»''' от 24.06.1999 № 120-ФЗ определяет правовые основы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устанавливает систему органов и учреждений профилактики [https://base.garant.ru/12116087/ <nowiki>[5]</nowiki>]. Согласно статье 4 закона, в систему профилактики входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы здравоохранения, органы службы занятости, органы внутренних дел [https://base.garant.ru/12116087/1b93c134b90c6071b4dc3f495464b753/ <nowiki>[6]</nowiki>]. | ||
В '''Уголовном кодексе РФ''' и '''Уголовно-исполнительном кодексе РФ''' содержатся специальные разделы, посвященные особенностям уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. В 2022 году были внесены изменения в Уголовный кодекс, признавшие утратившими силу отдельные нормы о пребывании несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа [https://deti.gov.ru/ <nowiki>[7]</nowiki>]. | В '''Уголовном кодексе РФ''' и '''Уголовно-исполнительном кодексе РФ''' содержатся специальные разделы, посвященные особенностям уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. В 2022 году были внесены изменения в Уголовный кодекс, признавшие утратившими силу отдельные нормы о пребывании несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа [https://deti.gov.ru/Press-Centr/region-news/9709 <nowiki>[7]</nowiki>]. | ||
'''Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»''' от 24.07.1998 № 124-ФЗ устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации, определяет цели государственной политики в интересах детей [https:// | '''Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»''' от 24.07.1998 № 124-ФЗ устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации, определяет цели государственной политики в интересах детей [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ <nowiki>[8]</nowiki>]. | ||
== Организации поддержки == | == Организации поддержки == | ||
Строка 21: | Строка 21: | ||
=== Государственные органы === | === Государственные органы === | ||
'''Институт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка''' является центральным элементом системы защиты прав детей в России. С 2024 года должность занимает '''Мария Львова-Белова''', которая координирует деятельность по защите прав детей на федеральном уровне [https://deti.gov.ru/ <nowiki>[9]</nowiki>]. В 2024 году в аппарат федерального уполномоченного поступило 17 917 обращений от граждан РФ, что на 22,8% больше, чем в предыдущем году | '''Институт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка''' является центральным элементом системы защиты прав детей в России. С 2024 года должность занимает '''Мария Львова-Белова''', которая координирует деятельность по защите прав детей на федеральном уровне [https://deti.gov.ru/Upolnomochennyy <nowiki>[9]</nowiki>]. В 2024 году в аппарат федерального уполномоченного поступило 17 917 обращений от граждан РФ, что на 22,8% больше, чем в предыдущем году. | ||
В каждом субъекте Российской Федерации действуют '''региональные уполномоченные по правам ребенка''', которые работают в тесном взаимодействии с федеральным уполномоченным. По состоянию на 2024 год институт уполномоченных действует во всех 85 субъектах РФ [https://deti.gov.ru/ <nowiki>[11]</nowiki>]. | В каждом субъекте Российской Федерации действуют '''региональные уполномоченные по правам ребенка''', которые работают в тесном взаимодействии с федеральным уполномоченным. По состоянию на 2024 год институт уполномоченных действует во всех 85 субъектах РФ [https://deti.gov.ru/Upolnomochennyy/subordinate <nowiki>[11]</nowiki>]. | ||
'''Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав''' являются координирующими органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В 2019 году территориальные комиссии рассмотрели 199 тысяч протоколов и постановлений об административных правонарушениях, допущенных несовершеннолетними, и 505 тысяч протоколов в отношении их родителей и законных представителей [https://deti.gov.ru/ <nowiki>[12]</nowiki>]. | '''Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав''' являются координирующими органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В 2019 году территориальные комиссии рассмотрели 199 тысяч протоколов и постановлений об административных правонарушениях, допущенных несовершеннолетними, и 505 тысяч протоколов в отношении их родителей и законных представителей [https://deti.gov.ru/Press-Centr/news/581 <nowiki>[12]</nowiki>]. | ||
'''Органы опеки и попечительства''' осуществляют защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 2024 год в России действует 2 316 органов опеки и попечительства с общей численностью специалистов 11 738 человек [ | '''Органы опеки и попечительства''' осуществляют защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 2024 год в России действует 2 316 органов опеки и попечительства с общей численностью специалистов 11 738 человек [http://government.ru/docs/all/158995/ <nowiki>[13]</nowiki>]. В 2024 году общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составила 340 055 человек, что на 5% меньше чем в 2023 году [https://deti.gov.ru/Press-Centr/news/1535 <nowiki>[14]</nowiki>]. | ||
'''Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав''' является координационным органом, образованным для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних [http://government.ru/ <nowiki>[15]</nowiki>]. | '''Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав''' является координационным органом, образованным для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних [http://government.ru/department/446/about/ <nowiki>[15]</nowiki>]. | ||
=== Негосударственные организации === | === Негосударственные организации === | ||
Строка 35: | Строка 35: | ||
Важную роль в системе ювенальной юстиции играют '''некоммерческие организации''', которые занимаются профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Среди наиболее значимых можно выделить МОО «Формула счастья», которая проводит образовательные интенсивы для специалистов системы профилактики [https://deti.gov.ru/ <nowiki>[16]</nowiki>]. | Важную роль в системе ювенальной юстиции играют '''некоммерческие организации''', которые занимаются профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Среди наиболее значимых можно выделить МОО «Формула счастья», которая проводит образовательные интенсивы для специалистов системы профилактики [https://deti.gov.ru/ <nowiki>[16]</nowiki>]. | ||
'''Институт развития семейного устройства (ИРСУ)''' занимается методическим обеспечением деятельности органов опеки и попечительства, разработкой новых подходов к семейному устройству детей-сирот [https:// | '''Институт развития семейного устройства (ИРСУ)''' занимается методическим обеспечением деятельности органов опеки и попечительства, разработкой новых подходов к семейному устройству детей-сирот [https://irsu.info/ <nowiki>[17]</nowiki>]. | ||
== Социальная политика и меры поддержки == | == Социальная политика и меры поддержки == | ||
Строка 41: | Строка 41: | ||
=== Профилактика социального сиротства === | === Профилактика социального сиротства === | ||
Одним из приоритетных направлений российской ювенальной юстиции является '''профилактика социального сиротства'''. С 1 октября 2024 года в Российской Федерации реализуется специальный проект «Вызов» стратегической программы «Дети в семье», направленный на изменение подходов в работе с семьями группы риска [https://deti.gov.ru/ <nowiki>[18]</nowiki>]. | Одним из приоритетных направлений российской ювенальной юстиции является '''профилактика социального сиротства'''. С 1 октября 2024 года в Российской Федерации реализуется специальный проект «Вызов» стратегической программы «Дети в семье», направленный на изменение подходов в работе с семьями группы риска [https://deti.gov.ru/Press-Centr/news/1576 <nowiki>[18]</nowiki>]. | ||
В 2024 году число социальных сирот сократилось на 9,5% по сравнению с предыдущим годом и составило 26 594 ребенка [https://deti.gov.ru/ <nowiki>[19]</nowiki>]. Численность родителей, лишённых родительских прав, сократилась на 12,1% и составила 21 631 человек, а численность родителей, восстановленных в родительских правах, выросла на 5,2% до 887 человек [https://deti.gov.ru/ <nowiki>[20]</nowiki>]. | В 2024 году число социальных сирот сократилось на 9,5% по сравнению с предыдущим годом и составило 26 594 ребенка [https://deti.gov.ru/Press-Centr/news/1535 <nowiki>[19]</nowiki>]. Численность родителей, лишённых родительских прав, сократилась на 12,1% и составила 21 631 человек, а численность родителей, восстановленных в родительских правах, выросла на 5,2% до 887 человек [https://deti.gov.ru/Press-Centr/news/1535 <nowiki>[20]</nowiki>]. | ||
=== Система наставничества === | === Система наставничества === | ||
С 2024 года в Российской Федерации введен '''институт наставничества''' в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Наставники — это граждане, прошедшие специальное обучение, и организации, готовые взаимодействовать с подростками, их законными представителями и органами системы профилактики [https:// | С 2024 года в Российской Федерации введен '''институт наставничества''' в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Наставники — это граждане, прошедшие специальное обучение, и организации, готовые взаимодействовать с подростками, их законными представителями и органами системы профилактики [https://fadm.gov.ru/news/rosmolodyezh-otkryla-registratsiyu-na-vserossiyskiy-proekt-masterskaya-nastavnikov/ <nowiki>[21]</nowiki>]. Подбор наставника для конкретного подростка осуществляется комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав [https://deti.gov.ru/Press-Centr/region-news/22 <nowiki>[22]</nowiki>]. | ||
=== Комплексные центры защиты прав детей === | === Комплексные центры защиты прав детей === | ||
В мае 2025 года Правительством РФ была утверждена '''Концепция совершенствования деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан''', предусматривающая создание сети комплексных центров по защите прав и интересов детей [https:// | В мае 2025 года Правительством РФ была утверждена '''Концепция совершенствования деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан''', предусматривающая создание сети комплексных центров по защите прав и интересов детей [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_505456/ <nowiki>[23]</nowiki>]. Фактически речь идет о создании новой сети организаций ювенального характера, которые будут в дополнение к действующим органам опеки и попечительства заниматься вопросами «защиты прав детей» [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_505456/ <nowiki>[24]</nowiki>]. | ||
== Программы и мероприятия == | == Программы и мероприятия == | ||
Строка 57: | Строка 57: | ||
=== Всероссийская инспекция социальных проектов (ВИСП) === | === Всероссийская инспекция социальных проектов (ВИСП) === | ||
В 2024-2025 годах под руководством Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка была проведена '''Всероссийская инспекция социальных проектов''', направленная на профилактику социального сиротства. За период с 1 июля 2024 года по 1 апреля 2025 года удалось сократить на 10,2% одномоментное нахождение детей в детских домах и приютах — с 60 061 до 53 900 детей [https://deti.gov.ru/ <nowiki>[25]</nowiki>]. Более 7 000 детей получили семейное окружение благодаря непосредственной работе с семьями в трудной жизненной ситуации [https://deti.gov.ru/ <nowiki>[26]</nowiki>]. | В 2024-2025 годах под руководством Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка была проведена '''Всероссийская инспекция социальных проектов''', направленная на профилактику социального сиротства. За период с 1 июля 2024 года по 1 апреля 2025 года удалось сократить на 10,2% одномоментное нахождение детей в детских домах и приютах — с 60 061 до 53 900 детей [https://deti.gov.ru/Press-Centr/news/1438 <nowiki>[25]</nowiki>]. Более 7 000 детей получили семейное окружение благодаря непосредственной работе с семьями в трудной жизненной ситуации [https://deti.gov.ru/Press-Centr/news/1438 <nowiki>[26]</nowiki>]. | ||
=== Карта действий уполномоченных === | === Карта действий уполномоченных === | ||
Строка 69: | Строка 69: | ||
=== Государственная информационная система профилактики === | === Государственная информационная система профилактики === | ||
В 2024 году начато создание '''Государственной информационной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних'''. В создаваемую базу будут вноситься данные о несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, нуждающихся в индивидуальной профилактической работе | В 2024 году начато создание '''Государственной информационной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних'''. В создаваемую базу будут вноситься данные о несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, нуждающихся в индивидуальной профилактической работе. | ||
== Исследования и аналитика == | == Исследования и аналитика == | ||
Строка 79: | Строка 79: | ||
* 307,2 тысяч детей-сирот воспитываются в семьях | * 307,2 тысяч детей-сирот воспитываются в семьях | ||
* 29,5 тысяч детей проживают в 911 специализированных организациях | * 29,5 тысяч детей проживают в 911 специализированных организациях | ||
* Выявлено 39 583 детей-сирот, что на 5,7% меньше чем в 2023 году [https:// | * Выявлено 39 583 детей-сирот, что на 5,7% меньше чем в 2023 году [https://tass.ru/obschestvo/24142451 <nowiki>[29]</nowiki>] | ||
=== Мониторинг эффективности === | === Мониторинг эффективности === | ||
Уполномоченные по правам ребенка в субъектах РФ регулярно проводят мониторинг эффективности системы ювенальной юстиции. Так, в 2024 году в Санкт-Петербурге случаев отобрания детей в порядке статьи 77 СК РФ не зафиксировано, при этом численность детей, выявленных и учтенных за первый квартал, составила 190 человек [https://deti.gov.ru/ <nowiki>[30]</nowiki>]. | Уполномоченные по правам ребенка в субъектах РФ регулярно проводят мониторинг эффективности системы ювенальной юстиции. Так, в 2024 году в Санкт-Петербурге случаев отобрания детей в порядке статьи 77 СК РФ не зафиксировано, при этом численность детей, выявленных и учтенных за первый квартал, составила 190 человек [https://deti.gov.ru/Press-Centr/region-news/13082 <nowiki>[30]</nowiki>]. | ||
=== Региональные исследования === | === Региональные исследования === | ||
В различных регионах России проводятся специализированные исследования в области защиты прав детей. Например, в Алтайском крае в 2024 году аппаратом Уполномоченного рассмотрено более 700 обращений, при этом 28% из них касались права несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье [https://deti.gov.ru/ | В различных регионах России проводятся специализированные исследования в области защиты прав детей. Например, в Алтайском крае в 2024 году аппаратом Уполномоченного рассмотрено более 700 обращений, при этом 28% из них касались права несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье [https://deti.gov.ru/uploads/magic/ru-RU/Document-0-381-src-1750674134.9229.pdf <nowiki>[31]</nowiki>]. | ||
== См. также == | == См. также == | ||
Строка 122: | Строка 100: | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
[1] [ | [1] [https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-model-yuvenalnoy-yustitsii-problemy-effektivnogo-funktsionirovaniya-i-puti-ih-ustraneniya Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики] | ||
[2] [https://deti.gov.ru/ Официальный сайт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка] | [2] [https://deti.gov.ru/ Официальный сайт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка] | ||
[3] [https://consultant.ru/ Семейный кодекс Российской Федерации - КонсультантПлюс] | [3] [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ Семейный кодекс Российской Федерации - КонсультантПлюс] | ||
[4] [https://consultant.ru/ Статья 62 Семейного кодекса РФ о правах несовершеннолетних родителей] | [4] [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/9452033cb42e765502573b793132207963321356/ Статья 62 Семейного кодекса РФ о правах несовершеннолетних родителей - КонсультантПлюс] | ||
[5] [https://base.garant.ru/ Федеральный закон об основах системы профилактики безнадзорности - Гарант] | [5] [https://base.garant.ru/12116087/ Федеральный закон об основах системы профилактики безнадзорности - Гарант] | ||
[6] [https://base.garant.ru/ Статья 4 ФЗ о системе профилактики - органы и учреждения] | [6] [https://base.garant.ru/12116087/1b93c134b90c6071b4dc3f495464b753/ Статья 4 ФЗ о системе профилактики - органы и учреждения - Гарант] | ||
[7] [https://deti.gov.ru/ Новое в законодательстве - изменения в | [7] [https://deti.gov.ru/Press-Centr/region-news/9709 Новое в законодательстве - изменения в Кодекс административного судопроизводства РФ ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»] | ||
[8] [https:// | [8] [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ - КонсультантПлюс] | ||
[9] [https://deti.gov.ru/ Биография Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка] | [9] [https://deti.gov.ru/Upolnomochennyy Биография Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка] | ||
[10] [https://deti.gov.ru/ | [10] [https://deti.gov.ru/deyatelnost/doki/ Доклады о деятельности Уполномоченного] | ||
[11] [https://deti.gov.ru/ Институт уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ] | [11] [https://deti.gov.ru/Upolnomochennyy/subordinate Институт уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ] | ||
[12] [https://deti.gov.ru/ | [12] [https://deti.gov.ru/Press-Centr/news/581 Анна Кузнецова: комиссия по делам несовершеннолетних должна стать синонимом поддержки] | ||
[13] [ | [13] [http://government.ru/docs/all/158995/ Распоряжение Правительства РФ от 16.05.2025 N 1217-р "Об утверждении Концепции совершенствования деятельности органов опеки и попечительства"] | ||
[14] [https://deti.gov.ru/ Снижение числа детей-сирот в России за 2024 год] | [14] [https://deti.gov.ru/Press-Centr/news/1535 Снижение числа детей-сирот в России за 2024 год] | ||
[15] [http://government.ru/ Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних] | [15] [http://government.ru/department/446/about/ Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних] | ||
[16] [https://deti.gov.ru/ Деятельность НКО в системе профилактики] | [16] [https://deti.gov.ru/ Деятельность НКО в системе профилактики] | ||
[17] [https:// | [17] [https://irsu.info/ Институт развития семейного устройства] | ||
[18] [https://deti.gov.ru/ Проект "Вызов" стратегической программы "Дети в семье"] | [18] [https://deti.gov.ru/Press-Centr/news/1576 Проект "Вызов" стратегической программы "Дети в семье"] | ||
[19] [https://deti.gov.ru/ Сокращение числа социальных сирот в 2024 году] | [19] [https://deti.gov.ru/Press-Centr/news/1535 Сокращение числа социальных сирот в 2024 году] | ||
[20] [https://deti.gov.ru/ Статистика лишения и восстановления родительских прав] | [20] [https://deti.gov.ru/Press-Centr/news/1535 Статистика лишения и восстановления родительских прав] | ||
[21] [https:// | [21] [https://fadm.gov.ru/news/rosmolodyezh-otkryla-registratsiyu-na-vserossiyskiy-proekt-masterskaya-nastavnikov/ Институт наставничества в системе профилактики] | ||
[22] [https://deti.gov.ru/ Функции комиссий по делам несовершеннолетних в наставничестве] | [22] [https://deti.gov.ru/Press-Centr/region-news/22 Функции комиссий по делам несовершеннолетних в наставничестве] | ||
[23] [https:// | [23] [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_505456/ Концепция совершенствования органов опеки и попечительства] | ||
[24] [https:// | [24] [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_505456/ Создание комплексных центров защиты прав детей] | ||
[25] [https://deti.gov.ru/ Итоги Всероссийской инспекции социальных проектов] | [25] [https://deti.gov.ru/Press-Centr/news/1438 Итоги Всероссийской инспекции социальных проектов] | ||
[26] [https://deti.gov.ru/ Результаты работы с семьями в трудной жизненной ситуации] | [26] [https://deti.gov.ru/Press-Centr/news/1438 Результаты работы с семьями в трудной жизненной ситуации] | ||
[27] [https://kalugapravo.ru/ Карта действий уполномоченных по правам ребенка на 2024 год] | [27] [https://kalugapravo.ru/ Карта действий уполномоченных по правам ребенка на 2024 год] | ||
[ | [29] [https://tass.ru/obschestvo/24142451 Официальная статистика по детям-сиротам в России] | ||
[ | [30] [https://deti.gov.ru/Press-Centr/region-news/13082 Мониторинг случаев отобрания детей в Санкт-Петербурге] | ||
[ | [31] [https://deti.gov.ru/uploads/magic/ru-RU/Document-0-381-src-1750674134.9229.pdf Доклад уполномоченного Алтайского края за 2024 год] | ||
''Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.'' | ''Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.'' | ||
[[Категория:Права молодёжи]] | [[Категория:Права молодёжи]] |
Текущая версия от 12:46, 30 сентября 2025
Статья создана с использованием языковой модели ИИ
Ювенальная юстиция в Российской Федерации — специализированная судебно-правовая система защиты прав несовершеннолетних, развивающаяся в России с 1990-х годов на основе международных стандартов и национального законодательства. Система призвана контролировать исправление и реабилитацию несовершеннолетних преступников, проводить профилактику детской преступности, а также предоставлять социальную защиту семьи и прав несовершеннолетних [1].
В России работа над внедрением ювенальной юстиции проводится в рамках Европейской социальной хартии, закрепляющей ряд общественных прав человека, а также на основе ратифицированной Конвенции о правах ребёнка и её положений, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. По данным на 2024 год в России проживает более 30 миллионов детей, что составляет около 21% от общей численности населения страны [2].
Законодательная база
Российская система ювенальной юстиции основывается на комплексе федеральных законов и подзаконных актов, среди которых основными являются:
Семейный кодекс Российской Федерации содержит главу 11 «Права несовершеннолетних детей», где закреплены основные права несовершеннолетних, включая право жить и воспитываться в семье (статья 54), право на общение с родителями и другими родственниками (статья 55), право на защиту (статья 56) [3]. Статья 62 Семейного кодекса определяет права несовершеннолетних родителей, предоставляя им возможность самостоятельно осуществлять родительские права по достижении возраста шестнадцати лет [4].
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ определяет правовые основы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устанавливает систему органов и учреждений профилактики [5]. Согласно статье 4 закона, в систему профилактики входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы здравоохранения, органы службы занятости, органы внутренних дел [6].
В Уголовном кодексе РФ и Уголовно-исполнительном кодексе РФ содержатся специальные разделы, посвященные особенностям уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. В 2022 году были внесены изменения в Уголовный кодекс, признавшие утратившими силу отдельные нормы о пребывании несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа [7].
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации, определяет цели государственной политики в интересах детей [8].
Организации поддержки
Государственные органы
Институт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка является центральным элементом системы защиты прав детей в России. С 2024 года должность занимает Мария Львова-Белова, которая координирует деятельность по защите прав детей на федеральном уровне [9]. В 2024 году в аппарат федерального уполномоченного поступило 17 917 обращений от граждан РФ, что на 22,8% больше, чем в предыдущем году.
В каждом субъекте Российской Федерации действуют региональные уполномоченные по правам ребенка, которые работают в тесном взаимодействии с федеральным уполномоченным. По состоянию на 2024 год институт уполномоченных действует во всех 85 субъектах РФ [11].
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются координирующими органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В 2019 году территориальные комиссии рассмотрели 199 тысяч протоколов и постановлений об административных правонарушениях, допущенных несовершеннолетними, и 505 тысяч протоколов в отношении их родителей и законных представителей [12].
Органы опеки и попечительства осуществляют защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 2024 год в России действует 2 316 органов опеки и попечительства с общей численностью специалистов 11 738 человек [13]. В 2024 году общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составила 340 055 человек, что на 5% меньше чем в 2023 году [14].
Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав является координационным органом, образованным для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних [15].
Негосударственные организации
Важную роль в системе ювенальной юстиции играют некоммерческие организации, которые занимаются профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Среди наиболее значимых можно выделить МОО «Формула счастья», которая проводит образовательные интенсивы для специалистов системы профилактики [16].
Институт развития семейного устройства (ИРСУ) занимается методическим обеспечением деятельности органов опеки и попечительства, разработкой новых подходов к семейному устройству детей-сирот [17].
Социальная политика и меры поддержки
Профилактика социального сиротства
Одним из приоритетных направлений российской ювенальной юстиции является профилактика социального сиротства. С 1 октября 2024 года в Российской Федерации реализуется специальный проект «Вызов» стратегической программы «Дети в семье», направленный на изменение подходов в работе с семьями группы риска [18].
В 2024 году число социальных сирот сократилось на 9,5% по сравнению с предыдущим годом и составило 26 594 ребенка [19]. Численность родителей, лишённых родительских прав, сократилась на 12,1% и составила 21 631 человек, а численность родителей, восстановленных в родительских правах, выросла на 5,2% до 887 человек [20].
Система наставничества
С 2024 года в Российской Федерации введен институт наставничества в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Наставники — это граждане, прошедшие специальное обучение, и организации, готовые взаимодействовать с подростками, их законными представителями и органами системы профилактики [21]. Подбор наставника для конкретного подростка осуществляется комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав [22].
Комплексные центры защиты прав детей
В мае 2025 года Правительством РФ была утверждена Концепция совершенствования деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, предусматривающая создание сети комплексных центров по защите прав и интересов детей [23]. Фактически речь идет о создании новой сети организаций ювенального характера, которые будут в дополнение к действующим органам опеки и попечительства заниматься вопросами «защиты прав детей» [24].
Программы и мероприятия
Всероссийская инспекция социальных проектов (ВИСП)
В 2024-2025 годах под руководством Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка была проведена Всероссийская инспекция социальных проектов, направленная на профилактику социального сиротства. За период с 1 июля 2024 года по 1 апреля 2025 года удалось сократить на 10,2% одномоментное нахождение детей в детских домах и приютах — с 60 061 до 53 900 детей [25]. Более 7 000 детей получили семейное окружение благодаря непосредственной работе с семьями в трудной жизненной ситуации [26].
Карта действий уполномоченных
Ежегодно для региональных уполномоченных по правам ребенка разрабатывается Карта действий, определяющая основные векторы деятельности. На 2024 год были определены четыре приоритетных направления:
- Организация питания и медицинской помощи для детей в образовательных организациях
- Охрана здоровья детей, оказание им квалифицированной психиатрической помощи
- Трудоустройство подростков
- Комплексная помощь родителям, страдающим зависимостями, в целях сохранения семьи [27]
Государственная информационная система профилактики
В 2024 году начато создание Государственной информационной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В создаваемую базу будут вноситься данные о несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, нуждающихся в индивидуальной профилактической работе.
Исследования и аналитика
Статистические данные
По данным Министерства просвещения РФ, по состоянию на 2024 год в России:
- Общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составила 340 055 человек
- 307,2 тысяч детей-сирот воспитываются в семьях
- 29,5 тысяч детей проживают в 911 специализированных организациях
- Выявлено 39 583 детей-сирот, что на 5,7% меньше чем в 2023 году [29]
Мониторинг эффективности
Уполномоченные по правам ребенка в субъектах РФ регулярно проводят мониторинг эффективности системы ювенальной юстиции. Так, в 2024 году в Санкт-Петербурге случаев отобрания детей в порядке статьи 77 СК РФ не зафиксировано, при этом численность детей, выявленных и учтенных за первый квартал, составила 190 человек [30].
Региональные исследования
В различных регионах России проводятся специализированные исследования в области защиты прав детей. Например, в Алтайском крае в 2024 году аппаратом Уполномоченного рассмотрено более 700 обращений, при этом 28% из них касались права несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье [31].
См. также
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
- Институт Уполномоченного по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
- Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
- Центр защиты прав и интересов детей
- Всероссийский день правовой помощи детям
- Центры правовой помощи многодетным семьям
Ссылки
[1] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
[2] Официальный сайт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка
[3] Семейный кодекс Российской Федерации - КонсультантПлюс
[4] Статья 62 Семейного кодекса РФ о правах несовершеннолетних родителей - КонсультантПлюс
[5] Федеральный закон об основах системы профилактики безнадзорности - Гарант
[6] Статья 4 ФЗ о системе профилактики - органы и учреждения - Гарант
[8] Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ - КонсультантПлюс
[9] Биография Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка
[10] Доклады о деятельности Уполномоченного
[11] Институт уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ
[12] Анна Кузнецова: комиссия по делам несовершеннолетних должна стать синонимом поддержки
[14] Снижение числа детей-сирот в России за 2024 год
[15] Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних
[16] Деятельность НКО в системе профилактики
[17] Институт развития семейного устройства
[18] Проект "Вызов" стратегической программы "Дети в семье"
[19] Сокращение числа социальных сирот в 2024 году
[20] Статистика лишения и восстановления родительских прав
[21] Институт наставничества в системе профилактики
[22] Функции комиссий по делам несовершеннолетних в наставничестве
[23] Концепция совершенствования органов опеки и попечительства
[24] Создание комплексных центров защиты прав детей
[25] Итоги Всероссийской инспекции социальных проектов
[26] Результаты работы с семьями в трудной жизненной ситуации
[27] Карта действий уполномоченных по правам ребенка на 2024 год
[29] Официальная статистика по детям-сиротам в России
[30] Мониторинг случаев отобрания детей в Санкт-Петербурге
[31] Доклад уполномоченного Алтайского края за 2024 год
Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.