Семьеведение: различия между версиями

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску
Новая страница: «== Введение ==»
 
 
(не показано 5 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
== Введение ==
Семьеведение (см. также фамилистика) — наука, изучающая историю формирования семьи, закономерности изменения ее форм, функции и типы семьи в современном обществе, ее место в системе общественных отношений, а также формы и методы социальной работы с нейСемьеведение как междисциплинарная отрасль научного знания интегрирует в своей объектно-предметной сфере познания все накопленные знания о семье, имеющиеся в других науках, изучающих семью: социологии, психологии, экономике, педагогике, этике, демографии, медицине, юриспруденции и др.
 
Семьеве́дение — школьный учебный предмет, обучающий нравственным основам семейной жизни, социальной сущности брака и семьи, основы ведения домохозяйства, юридических обязательств супругов родителей и их детей друг перед другом, социально-демографическим тенденциям развития брачно-семейных отношений в современной России
 
== Семьеведение как школьный предмет ==
 
==== Преподавание в СССР ====
В СССР в 20-30-х годах XX века проблеме полового воспитания уделялось большое внимание. Стремительное развитие такой науки, как педология, позволило собрать и проанализировать множество данных об особенностях развития детей, в том числе и сексуального. Благодаря этому были созданы специальные программы полового воспитания подростков, которые активно воплощались в жизнь. Однако в 1936 году вышло постановление ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», после чего педология была признана лженаукой. Вопрос о половом образовании детей оказался закрыт на долгие годы.
 
В течение 25 лет молчания образовательных учреждений подготовкой своих детей к взрослой жизни занимались исключительно родители. К вопросу о роли школы в этом процессе вернулись только в начале 60-х годов. Именно тогда в школьную программу был включен курс «Основы советской семьи и семейного воспитания». Некоторые моменты подготовки подростков к взрослой жизни преподавали на своих уроках и учителя других предметов.
 
В 80-х годах число абортов в стране резко увеличилось. Поэтому к проблеме полового воспитания все же пришлось вернуться. В 1982 году была создана специальная учебная программа «Этика и психология семейной жизни». Появился целый ряд учебных пособий. В последующие 10 лет она активно внедрялась в школьную программу старших классов и получила множество положительных оценок от педагогов. Данный предмет появился для воспитания культуры половых отношений среди старшеклассников. В нём были разделы, которые мальчики и девочки слушали вместе, были и такие, что надо было говорить только с девочками или только с мальчиками. Однако отсутствие подготовленных кадров для преподавания нового предмета и наличие закрытых на ту пору тем для обсуждения с детьми стало одной из основных причин отказа от обучения учащихся средних общеобразовательных школ основам супружества и семейной жизни.
 
==== Преподавание в современной России ====
Школьный предмет «Семьеведение» является логическим продолжением курса «Этика и психология семейной жизни». С начала 2000-х годов актуализируется методическая работа по семьеведению. В некоторых регионах (Пензенская область, Республика Татарстан) в пилотном режиме внедряется семьеведение как факультативный курс. Появляется целый ряд учебных пособий по семьеведению.
 
В апреле 2017 года детский омбудсмен Анна Кузнецова предложила начинать подготовку к семейной жизни со школы В дальнейшем Кузнецова активно участвовала в разработке и внедрении в учебную программу средней школы курса «Семьеведение» или «Уроков семейного счастья». Занятия должны быть направлены на пропаганду традиционных семейных ценностей и способствовать защите материнства и детства. В декабре 2017 Минобрнауки одобрило данную инициативу. Одним из пилотных регионов по внедрению проекта стала Северная Осетия, затем подключилась Башкирия. В 2019 году более 60 регионов РФ стали развивать эту инициативу.
 
В 2019 году академик РАО Артур Реан при поддержке детского омбудсмена Анны Кузнецовой и Фонда Андрея Первозванного разработал школьный курс «Семьеведение».
 
В июле 2020 года Кузнецова сообщила о подготовке к включению модульных программ по семьеведению в новый ФГОС. В марте 2021 года Министерство просвещения включило в учебники обществознания курс по семьеведению.
 
В марте 2023 года глава семейного комитета Госдумы Нина Останина (КПРФ) предложила добавить семьеведение в школьные программы. Позже вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что этот предмет будет внеурочным. Правительство планирует ввести преподавание семьеведения в школах и колледжах в 2024 году.
 
==См. также ==
* [[ Исследования молодежных семей]]
* [[ Молодая семья]]
* [[Студенческая семья]]
* [[ Меры поддержки молодых семей]]
 
== Ссылки ==
 
== Дополнительные материалы ==
* Полезные ресурсы и внешние ссылки для дальнейшего изучения темы.
 
[[Категория:Молодые семьи]]

Текущая версия от 17:12, 28 августа 2025

Семьеведение (см. также фамилистика) — наука, изучающая историю формирования семьи, закономерности изменения ее форм, функции и типы семьи в современном обществе, ее место в системе общественных отношений, а также формы и методы социальной работы с нейСемьеведение как междисциплинарная отрасль научного знания интегрирует в своей объектно-предметной сфере познания все накопленные знания о семье, имеющиеся в других науках, изучающих семью: социологии, психологии, экономике, педагогике, этике, демографии, медицине, юриспруденции и др.

Семьеве́дение — школьный учебный предмет, обучающий нравственным основам семейной жизни, социальной сущности брака и семьи, основы ведения домохозяйства, юридических обязательств супругов родителей и их детей друг перед другом, социально-демографическим тенденциям развития брачно-семейных отношений в современной России

Семьеведение как школьный предмет

Преподавание в СССР

В СССР в 20-30-х годах XX века проблеме полового воспитания уделялось большое внимание. Стремительное развитие такой науки, как педология, позволило собрать и проанализировать множество данных об особенностях развития детей, в том числе и сексуального. Благодаря этому были созданы специальные программы полового воспитания подростков, которые активно воплощались в жизнь. Однако в 1936 году вышло постановление ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», после чего педология была признана лженаукой. Вопрос о половом образовании детей оказался закрыт на долгие годы.

В течение 25 лет молчания образовательных учреждений подготовкой своих детей к взрослой жизни занимались исключительно родители. К вопросу о роли школы в этом процессе вернулись только в начале 60-х годов. Именно тогда в школьную программу был включен курс «Основы советской семьи и семейного воспитания». Некоторые моменты подготовки подростков к взрослой жизни преподавали на своих уроках и учителя других предметов.

В 80-х годах число абортов в стране резко увеличилось. Поэтому к проблеме полового воспитания все же пришлось вернуться. В 1982 году была создана специальная учебная программа «Этика и психология семейной жизни». Появился целый ряд учебных пособий. В последующие 10 лет она активно внедрялась в школьную программу старших классов и получила множество положительных оценок от педагогов. Данный предмет появился для воспитания культуры половых отношений среди старшеклассников. В нём были разделы, которые мальчики и девочки слушали вместе, были и такие, что надо было говорить только с девочками или только с мальчиками. Однако отсутствие подготовленных кадров для преподавания нового предмета и наличие закрытых на ту пору тем для обсуждения с детьми стало одной из основных причин отказа от обучения учащихся средних общеобразовательных школ основам супружества и семейной жизни.

Преподавание в современной России

Школьный предмет «Семьеведение» является логическим продолжением курса «Этика и психология семейной жизни». С начала 2000-х годов актуализируется методическая работа по семьеведению. В некоторых регионах (Пензенская область, Республика Татарстан) в пилотном режиме внедряется семьеведение как факультативный курс. Появляется целый ряд учебных пособий по семьеведению.

В апреле 2017 года детский омбудсмен Анна Кузнецова предложила начинать подготовку к семейной жизни со школы В дальнейшем Кузнецова активно участвовала в разработке и внедрении в учебную программу средней школы курса «Семьеведение» или «Уроков семейного счастья». Занятия должны быть направлены на пропаганду традиционных семейных ценностей и способствовать защите материнства и детства. В декабре 2017 Минобрнауки одобрило данную инициативу. Одним из пилотных регионов по внедрению проекта стала Северная Осетия, затем подключилась Башкирия. В 2019 году более 60 регионов РФ стали развивать эту инициативу.

В 2019 году академик РАО Артур Реан при поддержке детского омбудсмена Анны Кузнецовой и Фонда Андрея Первозванного разработал школьный курс «Семьеведение».

В июле 2020 года Кузнецова сообщила о подготовке к включению модульных программ по семьеведению в новый ФГОС. В марте 2021 года Министерство просвещения включило в учебники обществознания курс по семьеведению.

В марте 2023 года глава семейного комитета Госдумы Нина Останина (КПРФ) предложила добавить семьеведение в школьные программы. Позже вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что этот предмет будет внеурочным. Правительство планирует ввести преподавание семьеведения в школах и колледжах в 2024 году.

См. также

Ссылки

Дополнительные материалы

  • Полезные ресурсы и внешние ссылки для дальнейшего изучения темы.