Всероссийский конкурс научно-технологических проектов: различия между версиями
KKulikova (обсуждение | вклад) Новая страница: «'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование''' Файл:Science_fair_project.jpg|мини|500x500пкс|Участники представляют свои проекты на научно-технологическом конкурсе. Подобные мероприятия способствуют развитию у мол...» |
KKulikova (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
| (не показано 5 промежуточных версий 2 участников) | |||
| Строка 1: | Строка 1: | ||
{{AI}} | |||
'''Всероссийский конкурс научно-технологических проектов''' — это комплексное мероприятие, направленное на выявление и поддержку талантливых молодых людей в | |||
[[Файл:Science_fair_project.jpg|мини|500x500пкс|Участники конкурса "Большие вызовы", 2025 г. ]] | |||
'''Всероссийский конкурс научно-технологических проектов''' — это комплексное мероприятие, направленное на выявление и поддержку талантливых молодых людей в России, проявляющих интерес к научной, исследовательской, инженерно-технической и инновационной деятельности. Наиболее известным и масштабным конкурсом в этой категории является «Большие вызовы», организуемый Образовательным центром «Сириус» [https://konkurs.sochisirius.ru <nowiki>[1]</nowiki>] Конкурс является ключевым элементом национальной системы поддержки одаренной молодежи и содействует достижению целей Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Его основная задача — вовлечение школьников и студентов колледжей в решение актуальных задач современной науки и технологий, а также создание проектных работ под руководством ведущих ученых и экспертов [https://konkurs.sochisirius.ru/about <nowiki>[2]</nowiki>]. За время своего существования конкурс «Большие вызовы» привлек более 120 000 участников из 87 регионов России, что свидетельствует о его высокой значимости и популярности среди молодежи [https://konkurs.sochisirius.ru/about <nowiki>[2]</nowiki>]. Помимо «Больших вызовов», в России проводится ряд других значимых конкурсов, таких как «Технологии Первых» [https://unicornroad.ru/competition/tpost/nrj1f0jp71-vserossiiskii-konkurs-nauchno-tehnologic <nowiki>[3]</nowiki>], «Молодёжь и будущее авиации и космонавтики» [https://vk.com/aerofuture <nowiki>[4]</nowiki>] и «Орбита молодёжи» [https://www.ssau.ru/news/24352-obyavlen-vserossiyskiy-molodezhnyy-konkurs-nauchno-tekhnicheskikh-rabot-orbita-molodezhi-2025-goda <nowiki>[5]</nowiki>], каждый из которых вносит свой вклад в развитие научно-технического творчества молодежи. | |||
== Законодательная база == | == Законодательная база == | ||
Правовую основу для проведения Всероссийского конкурса научно-технологических проектов составляют несколько уровней нормативных актов. Ключевым документом является Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», который определяет цели и принципы государственной поддержки молодежи, включая содействие в научной и инновационной деятельности. Проведение конкурсов напрямую способствует реализации положений этого закона, направленных на создание условий для самореализации молодого поколения. | Правовую основу для проведения Всероссийского конкурса научно-технологических проектов составляют несколько уровней нормативных актов. Ключевым документом является Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», который определяет цели и принципы государственной поддержки молодежи, включая содействие в научной и инновационной деятельности. Проведение конкурсов напрямую способствует реализации положений этого закона, направленных на создание условий для самореализации молодого поколения. | ||
Непосредственно порядок организации и проведения таких мероприятий регулируется ведомственными актами. Например, Приказ Минобрнауки России от 13.12.2013 № 1345 (в последующих редакциях) утверждает Перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи | Непосредственно порядок организации и проведения таких мероприятий регулируется ведомственными актами. Например, Приказ Минобрнауки России от 13.12.2013 № 1345 (в последующих редакциях) утверждает Перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158297/341e93648b1e1f9eafa9a3b86cd36a145a542270/ <nowiki>[6]</nowiki>]. Включение конкурса в этот перечень придает ему официальный статус и позволяет его победителям и призерам претендовать на различные преференции, в том числе при поступлении в вузы. | ||
Каждый конкретный конкурс проводится на основании собственного Положения, которое детализирует все аспекты его организации. Например, Положение о Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы» определяет его цели, задачи, этапы, сроки, требования к участникам и проектам, а также критерии оценки | Каждый конкретный конкурс проводится на основании собственного Положения, которое детализирует все аспекты его организации. Например, Положение о Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы» определяет его цели, задачи, этапы, сроки, требования к участникам и проектам, а также критерии оценки [https://olympmo.ru/news_img/docs/bigv/bv_2020_2021/pol_bv_vseros_2020_2021.pdf <nowiki>[7]</nowiki>]. Этот документ является основным руководством для организаторов, экспертов и участников. В нем, в частности, прописаны обязательства организаторов по публикации работ победителей, а также права на дисквалификацию участников в случае нарушения правил [https://olympmo.ru/news_img/docs/bigv/bv_2020_2021/pol_bv_vseros_2020_2021.pdf <nowiki>[7]</nowiki>]. Кроме того, важным юридическим аспектом является получение согласия родителей или законных представителей на обработку и публикацию персональных данных несовершеннолетних участников и их работ [https://olympmo.ru/news_img/docs/bigv/bv_2020_2021/pol_bv_vseros_2020_2021.pdf <nowiki>[7]</nowiki>]. | ||
== Организации поддержки == | == Организации поддержки == | ||
| Строка 15: | Строка 18: | ||
'''Государственные организации:''' | '''Государственные организации:''' | ||
* '''Образовательный Фонд «Талант и успех»''' и его структурное подразделение '''Образовательный центр «Сириус»''' являются главными организаторами конкурса «Большие вызовы» | * '''Образовательный Фонд «Талант и успех»''' и его структурное подразделение '''Образовательный центр «Сириус»''' являются главными организаторами конкурса «Большие вызовы» [https://konkurs.sochisirius.ru/about <nowiki>[2]</nowiki>]. «Сириус» не только проводит конкурс, но и предоставляет площадку для финальных этапов, а также организует образовательные программы и стажировки для победителей. | ||
* '''Министерство науки и высшего образования Российской Федерации''' осуществляет общую координацию и нормативно-правовое регулирование в сфере поддержки научной деятельности молодежи. Ведомство утверждает перечни олимпиад и конкурсов, дающих право на получение государственных преференций, и организует собственные конкурсы, например, #ВЦЕНТРЕНАУКИ | * '''Министерство науки и высшего образования Российской Федерации''' осуществляет общую координацию и нормативно-правовое регулирование в сфере поддержки научной деятельности молодежи. Ведомство утверждает перечни олимпиад и конкурсов, дающих право на получение государственных преференций, и организует собственные конкурсы, например, #ВЦЕНТРЕНАУКИ [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/announcements/60457/ <nowiki>[8]</nowiki>][https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158297/341e93648b1e1f9eafa9a3b86cd36a145a542270/ <nowiki>[6]</nowiki>]. | ||
* '''Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодёжь)''' является оператором грантовых конкурсов для физических лиц и некоммерческих организаций, в том числе на реализацию научно-популярных и исследовательских проектов | * '''Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодёжь)''' является оператором грантовых конкурсов для физических лиц и некоммерческих организаций, в том числе на реализацию научно-популярных и исследовательских проектов [https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/new-opportunities/poluchit-grant-na-sobstvennyy-proekt-/ <nowiki>[9]</nowiki>]. Грантовая поддержка от Росмолодёжи может стать важным ресурсом для молодых исследователей, желающих развить свои проекты. | ||
* '''Региональные центры выявления и поддержки одаренных детей''', созданные по модели «Сириуса», выступают организаторами региональных треков конкурса «Большие вызовы», обеспечивая вовлечение школьников по всей стране | * '''Региональные центры выявления и поддержки одаренных детей''', созданные по модели «Сириуса», выступают организаторами региональных треков конкурса «Большие вызовы», обеспечивая вовлечение школьников по всей стране [https://konkurs.sochisirius.ru/about <nowiki>[2]</nowiki>]. | ||
'''Негосударственные организации и партнеры:''' | '''Негосударственные организации и партнеры:''' | ||
* '''Высшие учебные заведения''' и '''научно-исследовательские институты''' активно участвуют в конкурсах в качестве экспертов, наставников и площадок для стажировок. Вузы также заинтересованы в привлечении талантливых абитуриентов и предоставляют победителям до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении | * '''Высшие учебные заведения''' и '''научно-исследовательские институты''' активно участвуют в конкурсах в качестве экспертов, наставников и площадок для стажировок. Вузы также заинтересованы в привлечении талантливых абитуриентов и предоставляют победителям до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении [https://konkurs.sochisirius.ru <nowiki>[1]</nowiki>]. | ||
* '''Государственные корпорации и технологические компании''' выступают индустриальными партнерами конкурса. Они формируют тематику направлений, предоставляют наставников из числа своих сотрудников и предлагают стажировки для лучших участников. Это позволяет молодежи работать над реальными задачами, стоящими перед российской экономикой | * '''Государственные корпорации и технологические компании''' выступают индустриальными партнерами конкурса. Они формируют тематику направлений, предоставляют наставников из числа своих сотрудников и предлагают стажировки для лучших участников. Это позволяет молодежи работать над реальными задачами, стоящими перед российской экономикой [https://vk.com/bigchallanges <nowiki>[10]</nowiki>]. | ||
== Социальная политика и меры поддержки == | == Социальная политика и меры поддержки == | ||
| Строка 28: | Строка 31: | ||
'''Академические преференции:''' | '''Академические преференции:''' | ||
* '''Дополнительные баллы при поступлении в вузы''': Победители и призеры заключительного этапа конкурса «Большие вызовы» могут получить до 10 дополнительных баллов к результатам ЕГЭ при поступлении в ведущие университеты России, что значительно повышает их шансы на зачисление на бюджетные места | * '''Дополнительные баллы при поступлении в вузы''': Победители и призеры заключительного этапа конкурса «Большие вызовы» могут получить до 10 дополнительных баллов к результатам ЕГЭ при поступлении в ведущие университеты России, что значительно повышает их шансы на зачисление на бюджетные места [https://konkurs.sochisirius.ru <nowiki>[1]</nowiki>]. | ||
* '''Включение в государственный информационный ресурс (ГИР)''': Сведения о победителях и призерах вносятся в Государственный информационный ресурс о лицах, проявивших выдающиеся способности | * '''Включение в государственный информационный ресурс (ГИР)''': Сведения о победителях и призерах вносятся в Государственный информационный ресурс о лицах, проявивших выдающиеся способности [https://konkurs.sochisirius.ru <nowiki>[1]</nowiki>]. Это является официальным признанием достижений на федеральном уровне. | ||
'''Финансовая поддержка:''' | '''Финансовая поддержка:''' | ||
* '''Гранты Президента Российской Федерации''': Нахождение в ГИР даёт право претендовать на получение грантов Президента РФ для талантливой молодежи. Эти гранты предоставляются на весь период обучения в вузе и являются значительной материальной поддержкой | * '''Гранты Президента Российской Федерации''': Нахождение в ГИР даёт право претендовать на получение грантов Президента РФ для талантливой молодежи. Эти гранты предоставляются на весь период обучения в вузе и являются значительной материальной поддержкой [https://konkurs.sochisirius.ru <nowiki>[1]</nowiki>]. | ||
* '''Гранты Росмолодёжи''': Молодые люди в возрасте от 14 до 35 лет могут участвовать в грантовых конкурсах от [ | * '''Гранты Росмолодёжи''': Молодые люди в возрасте от 14 до 35 лет могут участвовать в грантовых конкурсах от [https://fadm.gov.ru/?ysclid=mgqlx9smxi409153466 Федерального агентства по делам молодежи] и получить до 1 миллиона рублей на реализацию своего проекта [https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/new-opportunities/poluchit-grant-na-sobstvennyy-proekt-/ <nowiki>[9]</nowiki>]. Существуют также специальные гранты для вузов (до 15 млн рублей) и НКО, занимающихся патриотическим воспитанием [https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/new-opportunities/poluchit-grant-na-sobstvennyy-proekt-/ <nowiki>[9]</nowiki>]. | ||
'''Карьерные и образовательные возможности:''' | '''Карьерные и образовательные возможности:''' | ||
* '''Стажировки и проектная работа''': Победители получают возможность пройти стажировки в подразделениях Фонда «Талант и успех», компаниях-резидентах ИНТЦ «Сириус», а также в ведущих технологических корпорациях и научных лабораториях страны | * '''Стажировки и проектная работа''': Победители получают возможность пройти стажировки в подразделениях Фонда «Талант и успех», компаниях-резидентах ИНТЦ «Сириус», а также в ведущих технологических корпорациях и научных лабораториях страны [https://konkurs.sochisirius.ru <nowiki>[1]</nowiki>]. | ||
* '''Участие в научных мероприятиях''': Победители приглашаются к участию в крупных научных событиях, таких как Конгресс молодых учёных в Сочи, что позволяет им представить свои разработки широкой аудитории и наладить контакты в научной среде | * '''Участие в научных мероприятиях''': Победители приглашаются к участию в крупных научных событиях, таких как Конгресс молодых учёных в Сочи, что позволяет им представить свои разработки широкой аудитории и наладить контакты в научной среде [https://unicornroad.ru/competition/tpost/nrj1f0jp71-vserossiiskii-konkurs-nauchno-tehnologic <nowiki>[3]</nowiki>]. | ||
* '''Развитие навыков''': В процессе участия в конкурсе школьники и студенты развивают как профессиональные (hard skills), так и гибкие (soft skills) навыки. Они учатся основам проектной деятельности, тайм-менеджменту, публичным выступлениям и защите своих идей перед экспертными комиссиями | * '''Развитие навыков''': В процессе участия в конкурсе школьники и студенты развивают как профессиональные (hard skills), так и гибкие (soft skills) навыки. Они учатся основам проектной деятельности, тайм-менеджменту, публичным выступлениям и защите своих идей перед экспертными комиссиями [https://konkurs.sochisirius.ru <nowiki>[1]</nowiki>]. | ||
== Программы и мероприятия == | == Программы и мероприятия == | ||
Всероссийские конкурсы научно-технологических проектов имеют сложную, многоуровневую структуру, нацеленную на максимальный охват и качественный отбор участников. Структура конкурса «Большие вызовы» является наиболее показательной. | Всероссийские конкурсы научно-технологических проектов имеют сложную, многоуровневую структуру, нацеленную на максимальный охват и качественный отбор участников. Структура конкурса «Большие вызовы» является наиболее показательной. | ||
'''Структура конкурса «Большие вызовы»:''' | '''Структура конкурса «Большие вызовы»:''' | ||
Конкурс проходит в два параллельных трека, что позволяет принять участие молодежи из всех регионов России и стран СНГ | |||
Конкурс проходит в два параллельных трека, что позволяет принять участие молодежи из всех регионов России и стран СНГ [https://konkurs.sochisirius.ru/about <nowiki>[2]</nowiki>]. | |||
1. '''Региональный трек''': Проводится очно в тех субъектах РФ, где созданы региональные центры по модели «Сириуса». Этот трек включает два подэтапа: | 1. '''Региональный трек''': Проводится очно в тех субъектах РФ, где созданы региональные центры по модели «Сириуса». Этот трек включает два подэтапа: | ||
2. '''Дистанционный трек''': Предназначен для школьников из тех регионов, где нет очного трека, а также для тех, чья тематика проекта не совпадает с направлениями, представленными в их регионе. Отборочный этап проходит полностью в заочном формате [https://konkurs.sochisirius.ru/about <nowiki>[2]</nowiki>]. | |||
2. '''Дистанционный трек''': Предназначен для школьников из тех регионов, где нет очного трека, а также для тех, чья тематика проекта не совпадает с направлениями, представленными в их регионе. Отборочный этап проходит полностью в заочном формате | |||
'''Заключительный этап:''' | '''Заключительный этап:''' | ||
Победители обоих треков приглашаются на заключительный этап, который проходит в Образовательном центре «Сириус». Он состоит из двух туров: | Победители обоих треков приглашаются на заключительный этап, который проходит в Образовательном центре «Сириус». Он состоит из двух туров: | ||
* '''Первый тур''': Индивидуальное выполнение заданий (тестирование) по профилю направления. | * '''Первый тур''': Индивидуальное выполнение заданий (тестирование) по профилю направления. | ||
* '''Второй тур''': Индивидуальное собеседование и защита проекта перед экспертной комиссией, состоящей из ведущих ученых, представителей вузов и индустриальных партнеров | * '''Второй тур''': Индивидуальное собеседование и защита проекта перед экспертной комиссией, состоящей из ведущих ученых, представителей вузов и индустриальных партнеров [https://old2.konkurs.sochisirius.ru/o-konkurse <nowiki>[11]</nowiki>]. | ||
'''Тематические направления:''' | '''Тематические направления:''' | ||
Конкурс охватывает широкий спектр направлений, соответствующих приоритетам Стратегии научно-технологического развития РФ. Среди них: | Конкурс охватывает широкий спектр направлений, соответствующих приоритетам Стратегии научно-технологического развития РФ. Среди них: | ||
* Агропромышленные и биотехнологии | * Агропромышленные и биотехнологии | ||
| Строка 66: | Строка 72: | ||
* Освоение Арктики и Мирового океана | * Освоение Арктики и Мирового океана | ||
* Современная энергетика | * Современная энергетика | ||
'''Другие конкурсы и программы:''' | '''Другие конкурсы и программы:''' | ||
* '''«Технологии Первых»''': Конкурс для школьников от 12 до 18 лет. Участники представляют проекты, основанные на решении проблем в научной или технологической сфере. Победители получают путевку на Конгресс молодых учёных в Сочи | * '''«Технологии Первых»''': Конкурс для школьников от 12 до 18 лет. Участники представляют проекты, основанные на решении проблем в научной или технологической сфере. Победители получают путевку на Конгресс молодых учёных в Сочи [https://unicornroad.ru/competition/tpost/nrj1f0jp71-vserossiiskii-konkurs-nauchno-tehnologic <nowiki>[3]</nowiki>]. | ||
* '''«Молодёжь и будущее авиации и космонавтики»''': Ежегодный конкурс, проводимый с 2009 года, ориентированный на проекты в аэрокосмической отрасли | * '''«Молодёжь и будущее авиации и космонавтики»''': Ежегодный конкурс, проводимый с 2009 года, ориентированный на проекты в аэрокосмической отрасли [https://vk.com/aerofuture <nowiki>[4]</nowiki>]. | ||
* '''#ВЦЕНТРЕНАУКИ''': Конкурс от Минобрнауки для молодых ученых, студентов и аспирантов до 35 лет по приоритетным направлениям научно-технологического развития | * '''#ВЦЕНТРЕНАУКИ''': Конкурс от Минобрнауки для молодых ученых, студентов и аспирантов до 35 лет по приоритетным направлениям научно-технологического развития [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/announcements/60457/ <nowiki>[8]</nowiki>]. | ||
== Исследования и аналитика == | == Исследования и аналитика == | ||
Проведение всероссийских конкурсов научно-технологических проектов является предметом педагогических и социологических исследований, направленных на оценку их эффективности и влияния на развитие научного потенциала молодежи. Анализ результатов таких конкурсов позволяет совершенствовать методики работы с одаренными детьми и выявлять ключевые факторы успеха. | Проведение всероссийских конкурсов научно-технологических проектов является предметом педагогических и социологических исследований, направленных на оценку их эффективности и влияния на развитие научного потенциала молодежи. Анализ результатов таких конкурсов позволяет совершенствовать методики работы с одаренными детьми и выявлять ключевые факторы успеха. | ||
Одним из направлений исследований является анализ корреляции между успехами участников в предметных олимпиадах и качеством их проектной деятельности. Исследование на примере Всероссийского конкурса научных работ школьников «Юниор» показало, что существует связь между успешностью в олимпиаде по профилю и самостоятельностью вклада участника в проект. [https://s.science-education.ru/pdf/2021/3/30810.pdf <nowiki>[12]</nowiki>] Это подчеркивает важность глубоких предметных знаний как основы для успешной исследовательской работы. | Одним из направлений исследований является анализ корреляции между успехами участников в предметных олимпиадах и качеством их проектной деятельности. Исследование на примере Всероссийского конкурса научных работ школьников «Юниор» показало, что существует связь между успешностью в олимпиаде по профилю и самостоятельностью вклада участника в проект. [https://s.science-education.ru/pdf/2021/3/30810.pdf <nowiki>[12]</nowiki>]. Это подчеркивает важность глубоких предметных знаний как основы для успешной исследовательской работы. | ||
Другой аспект — это роль конкурсов в формировании творческого потенциала для постановки и решения исследовательских задач | Другой аспект — это роль конкурсов в формировании творческого потенциала для постановки и решения исследовательских задач [https://s.science-education.ru/pdf/2021/3/30810.pdf <nowiki>[12]</nowiki>]. Конкурсы стимулируют молодежь не просто усваивать знания, а применять их на практике, оформлять свои идеи в виде полноценных проектов и защищать их перед экспертным сообществом. Это способствует развитию критического мышления, навыков проектирования и публичных выступлений. Инновационные образовательные проекты, такие как «Технопарк» в системе дополнительного профессионального образования, также рассматриваются как инструмент для самоопределения молодого поколения в условиях быстрого технологического прогресса [https://vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/8432 <nowiki>[13]</nowiki>]. | ||
Использование современных информационных технологий, таких как интернет-платформы для проведения конкурсов и привлечения экспертов из разных регионов, значительно повышает объективность оценки и расширяет географию участия | Использование современных информационных технологий, таких как интернет-платформы для проведения конкурсов и привлечения экспертов из разных регионов, значительно повышает объективность оценки и расширяет географию участия [https://ntb.gpntb.ru/jour/article/download/666/582 <nowiki>[14]</nowiki>]. Создание виртуальных образовательных сред также рассматривается как способ повышения качества образования и обмена опытом между участниками [https://vovr.elpub.ru/jour/article/download/2694/1640 <nowiki>[15]</nowiki>]. Анализ эффективности региональных фондов поддержки научной и инновационной деятельности показывает важность институциональной преемственности между федеральными и региональными структурами для создания единой системы стимулирования инноваций [https://vest.rea.ru/jour/article/download/1129/829 <nowiki>[16]</nowiki>]. В целом, аналитика подтверждает, что научно-технологические конкурсы являются действенным механизмом вовлечения молодежи в науку и инновации, способствуя формированию будущего научного и технологического лидерства России. | ||
== См. также == | == См. также == | ||
* | * [[Менделеевская карта — программа поддержки талантливой молодёжи]] | ||
* | * [[Фонд «Талант и успех» (образовательный центр «Сириус»)]] | ||
* | * [[Стипендии Президента и Правительства Российской Федерации]] | ||
[[Категория:Научная деятельность]] | |||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
Текущая версия от 16:04, 30 октября 2025
Статья создана с использованием языковой модели ИИ на основе открытых источников, ожидает проверку экспертного сообщества. |

Всероссийский конкурс научно-технологических проектов — это комплексное мероприятие, направленное на выявление и поддержку талантливых молодых людей в России, проявляющих интерес к научной, исследовательской, инженерно-технической и инновационной деятельности. Наиболее известным и масштабным конкурсом в этой категории является «Большие вызовы», организуемый Образовательным центром «Сириус» [1] Конкурс является ключевым элементом национальной системы поддержки одаренной молодежи и содействует достижению целей Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Его основная задача — вовлечение школьников и студентов колледжей в решение актуальных задач современной науки и технологий, а также создание проектных работ под руководством ведущих ученых и экспертов [2]. За время своего существования конкурс «Большие вызовы» привлек более 120 000 участников из 87 регионов России, что свидетельствует о его высокой значимости и популярности среди молодежи [2]. Помимо «Больших вызовов», в России проводится ряд других значимых конкурсов, таких как «Технологии Первых» [3], «Молодёжь и будущее авиации и космонавтики» [4] и «Орбита молодёжи» [5], каждый из которых вносит свой вклад в развитие научно-технического творчества молодежи.
Законодательная база
Правовую основу для проведения Всероссийского конкурса научно-технологических проектов составляют несколько уровней нормативных актов. Ключевым документом является Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», который определяет цели и принципы государственной поддержки молодежи, включая содействие в научной и инновационной деятельности. Проведение конкурсов напрямую способствует реализации положений этого закона, направленных на создание условий для самореализации молодого поколения.
Непосредственно порядок организации и проведения таких мероприятий регулируется ведомственными актами. Например, Приказ Минобрнауки России от 13.12.2013 № 1345 (в последующих редакциях) утверждает Перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи [6]. Включение конкурса в этот перечень придает ему официальный статус и позволяет его победителям и призерам претендовать на различные преференции, в том числе при поступлении в вузы.
Каждый конкретный конкурс проводится на основании собственного Положения, которое детализирует все аспекты его организации. Например, Положение о Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы» определяет его цели, задачи, этапы, сроки, требования к участникам и проектам, а также критерии оценки [7]. Этот документ является основным руководством для организаторов, экспертов и участников. В нем, в частности, прописаны обязательства организаторов по публикации работ победителей, а также права на дисквалификацию участников в случае нарушения правил [7]. Кроме того, важным юридическим аспектом является получение согласия родителей или законных представителей на обработку и публикацию персональных данных несовершеннолетних участников и их работ [7].
Организации поддержки
Ключевую роль в организации и проведении Всероссийского конкурса научно-технологических проектов играют государственные и негосударственные структуры, формирующие экосистему поддержки талантливой молодежи.
Государственные организации:
- Образовательный Фонд «Талант и успех» и его структурное подразделение Образовательный центр «Сириус» являются главными организаторами конкурса «Большие вызовы» [2]. «Сириус» не только проводит конкурс, но и предоставляет площадку для финальных этапов, а также организует образовательные программы и стажировки для победителей.
- Министерство науки и высшего образования Российской Федерации осуществляет общую координацию и нормативно-правовое регулирование в сфере поддержки научной деятельности молодежи. Ведомство утверждает перечни олимпиад и конкурсов, дающих право на получение государственных преференций, и организует собственные конкурсы, например, #ВЦЕНТРЕНАУКИ [8][6].
- Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодёжь) является оператором грантовых конкурсов для физических лиц и некоммерческих организаций, в том числе на реализацию научно-популярных и исследовательских проектов [9]. Грантовая поддержка от Росмолодёжи может стать важным ресурсом для молодых исследователей, желающих развить свои проекты.
- Региональные центры выявления и поддержки одаренных детей, созданные по модели «Сириуса», выступают организаторами региональных треков конкурса «Большие вызовы», обеспечивая вовлечение школьников по всей стране [2].
Негосударственные организации и партнеры:
- Высшие учебные заведения и научно-исследовательские институты активно участвуют в конкурсах в качестве экспертов, наставников и площадок для стажировок. Вузы также заинтересованы в привлечении талантливых абитуриентов и предоставляют победителям до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении [1].
- Государственные корпорации и технологические компании выступают индустриальными партнерами конкурса. Они формируют тематику направлений, предоставляют наставников из числа своих сотрудников и предлагают стажировки для лучших участников. Это позволяет молодежи работать над реальными задачами, стоящими перед российской экономикой [10].
Социальная политика и меры поддержки
Участие и победа во Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов открывают для молодежи широкий спектр возможностей и мер поддержки, которые являются важной частью социальной и образовательной политики государства.
Академические преференции:
- Дополнительные баллы при поступлении в вузы: Победители и призеры заключительного этапа конкурса «Большие вызовы» могут получить до 10 дополнительных баллов к результатам ЕГЭ при поступлении в ведущие университеты России, что значительно повышает их шансы на зачисление на бюджетные места [1].
- Включение в государственный информационный ресурс (ГИР): Сведения о победителях и призерах вносятся в Государственный информационный ресурс о лицах, проявивших выдающиеся способности [1]. Это является официальным признанием достижений на федеральном уровне.
Финансовая поддержка:
- Гранты Президента Российской Федерации: Нахождение в ГИР даёт право претендовать на получение грантов Президента РФ для талантливой молодежи. Эти гранты предоставляются на весь период обучения в вузе и являются значительной материальной поддержкой [1].
- Гранты Росмолодёжи: Молодые люди в возрасте от 14 до 35 лет могут участвовать в грантовых конкурсах от Федерального агентства по делам молодежи и получить до 1 миллиона рублей на реализацию своего проекта [9]. Существуют также специальные гранты для вузов (до 15 млн рублей) и НКО, занимающихся патриотическим воспитанием [9].
Карьерные и образовательные возможности:
- Стажировки и проектная работа: Победители получают возможность пройти стажировки в подразделениях Фонда «Талант и успех», компаниях-резидентах ИНТЦ «Сириус», а также в ведущих технологических корпорациях и научных лабораториях страны [1].
- Участие в научных мероприятиях: Победители приглашаются к участию в крупных научных событиях, таких как Конгресс молодых учёных в Сочи, что позволяет им представить свои разработки широкой аудитории и наладить контакты в научной среде [3].
- Развитие навыков: В процессе участия в конкурсе школьники и студенты развивают как профессиональные (hard skills), так и гибкие (soft skills) навыки. Они учатся основам проектной деятельности, тайм-менеджменту, публичным выступлениям и защите своих идей перед экспертными комиссиями [1].
Программы и мероприятия
Всероссийские конкурсы научно-технологических проектов имеют сложную, многоуровневую структуру, нацеленную на максимальный охват и качественный отбор участников. Структура конкурса «Большие вызовы» является наиболее показательной.
Структура конкурса «Большие вызовы»:
Конкурс проходит в два параллельных трека, что позволяет принять участие молодежи из всех регионов России и стран СНГ [2].
1. Региональный трек: Проводится очно в тех субъектах РФ, где созданы региональные центры по модели «Сириуса». Этот трек включает два подэтапа:
2. Дистанционный трек: Предназначен для школьников из тех регионов, где нет очного трека, а также для тех, чья тематика проекта не совпадает с направлениями, представленными в их регионе. Отборочный этап проходит полностью в заочном формате [2].
Заключительный этап: Победители обоих треков приглашаются на заключительный этап, который проходит в Образовательном центре «Сириус». Он состоит из двух туров:
- Первый тур: Индивидуальное выполнение заданий (тестирование) по профилю направления.
- Второй тур: Индивидуальное собеседование и защита проекта перед экспертной комиссией, состоящей из ведущих ученых, представителей вузов и индустриальных партнеров [11].
Тематические направления:
Конкурс охватывает широкий спектр направлений, соответствующих приоритетам Стратегии научно-технологического развития РФ. Среди них:
- Агропромышленные и биотехнологии
- Беспилотный транспорт и логистические системы
- Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение
- Генетика и биомедицина
- Космические технологии
- Нанотехнологии
- Новые материалы
- Освоение Арктики и Мирового океана
- Современная энергетика
Другие конкурсы и программы:
- «Технологии Первых»: Конкурс для школьников от 12 до 18 лет. Участники представляют проекты, основанные на решении проблем в научной или технологической сфере. Победители получают путевку на Конгресс молодых учёных в Сочи [3].
- «Молодёжь и будущее авиации и космонавтики»: Ежегодный конкурс, проводимый с 2009 года, ориентированный на проекты в аэрокосмической отрасли [4].
- #ВЦЕНТРЕНАУКИ: Конкурс от Минобрнауки для молодых ученых, студентов и аспирантов до 35 лет по приоритетным направлениям научно-технологического развития [8].
Исследования и аналитика
Проведение всероссийских конкурсов научно-технологических проектов является предметом педагогических и социологических исследований, направленных на оценку их эффективности и влияния на развитие научного потенциала молодежи. Анализ результатов таких конкурсов позволяет совершенствовать методики работы с одаренными детьми и выявлять ключевые факторы успеха.
Одним из направлений исследований является анализ корреляции между успехами участников в предметных олимпиадах и качеством их проектной деятельности. Исследование на примере Всероссийского конкурса научных работ школьников «Юниор» показало, что существует связь между успешностью в олимпиаде по профилю и самостоятельностью вклада участника в проект. [12]. Это подчеркивает важность глубоких предметных знаний как основы для успешной исследовательской работы.
Другой аспект — это роль конкурсов в формировании творческого потенциала для постановки и решения исследовательских задач [12]. Конкурсы стимулируют молодежь не просто усваивать знания, а применять их на практике, оформлять свои идеи в виде полноценных проектов и защищать их перед экспертным сообществом. Это способствует развитию критического мышления, навыков проектирования и публичных выступлений. Инновационные образовательные проекты, такие как «Технопарк» в системе дополнительного профессионального образования, также рассматриваются как инструмент для самоопределения молодого поколения в условиях быстрого технологического прогресса [13].
Использование современных информационных технологий, таких как интернет-платформы для проведения конкурсов и привлечения экспертов из разных регионов, значительно повышает объективность оценки и расширяет географию участия [14]. Создание виртуальных образовательных сред также рассматривается как способ повышения качества образования и обмена опытом между участниками [15]. Анализ эффективности региональных фондов поддержки научной и инновационной деятельности показывает важность институциональной преемственности между федеральными и региональными структурами для создания единой системы стимулирования инноваций [16]. В целом, аналитика подтверждает, что научно-технологические конкурсы являются действенным механизмом вовлечения молодежи в науку и инновации, способствуя формированию будущего научного и технологического лидерства России.
См. также
- Менделеевская карта — программа поддержки талантливой молодёжи
- Фонд «Талант и успех» (образовательный центр «Сириус»)
- Стипендии Президента и Правительства Российской Федерации
Ссылки
[1] Официальный сайт конкурса «Большие вызовы»
[2] О конкурсе «Большие вызовы»
[3] Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Технологии Первых»
[4] Сообщество конкурса «Молодёжь и будущее авиации и космонавтики»
[5] Всероссийский молодёжный конкурс научно-технических работ «Орбита молодёжи»
[6] Приказ Минобрнауки России от 13.12.2013 N 1345
[7] Положение о Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы»
[8] Молодежный конкурс научных проектов #ВЦЕНТРЕНАУКИ
[9] Грантовые конкурсы Росмолодёжи
[10] Официальное сообщество конкурса «Большие вызовы» ВКонтакте
[11] Структура конкурса «Большие вызовы» (архив)
[12] Анализ Всероссийского конкурса «Юниор» с точки зрения подготовки будущего поколения ученых
[13] Инновационный образовательный проект «Технопарк»
[14] Автоматизированная система проведения конкурсов электронных публикаций
[15] Повышение уровня профессиональных компетенций с использованием виртуальной образовательной среды
[16] Региональные фонды поддержки научной и инновационной деятельности: институциональный аспект