Корпоративные программы наставничества: различия между версиями
Новая страница: «'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' мини|500x500пкс|Корпоративное наставничество на российском предприятии == Введение == '''Корпоративное наставничество''' — это форма профессионального развития и адаптации сот...» |
|||
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' | '''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' | ||
[[Файл:Corporate_mentoring_Russia. | [[Файл:Corporate_mentoring_Russia.jpeg|мини|500x500пкс|Корпоративное наставничество]] | ||
== Введение == | == Введение == | ||
'''Корпоративное наставничество''' — это форма профессионального развития и адаптации сотрудников, при которой более опытный работник (наставник) передает свои знания, навыки и опыт менее опытному или новому сотруднику (наставляемому) в условиях конкретной организации. Этот процесс направлен на ускорение профессиональной интеграции, повышение производительности труда, развитие корпоративной культуры и снижение текучести кадров | '''Корпоративное наставничество''' — это форма профессионального развития и адаптации сотрудников, при которой более опытный работник (наставник) передает свои знания, навыки и опыт менее опытному или новому сотруднику (наставляемому) в условиях конкретной организации. Этот процесс направлен на ускорение профессиональной интеграции, повышение производительности труда, развитие корпоративной культуры и снижение текучести кадров [https://www.hse.ru/news/edu/1005815172.html <nowiki>[1]</nowiki>]. | ||
В Российской Федерации корпоративное наставничество приобретает особую значимость в контексте молодежной политики и кадровой стратегии государства. В условиях дефицита квалифицированных кадров и необходимости быстрой адаптации молодых специалистов к реалиям производства, наставничество становится ключевым инструментом для удержания и развития талантов. Согласно данным портала hh.ru на 2024 год, 69% российских компаний активно используют менторство для своих сотрудников, что подчеркивает широкое признание его эффективности | В Российской Федерации корпоративное наставничество приобретает особую значимость в контексте молодежной политики и кадровой стратегии государства. В условиях дефицита квалифицированных кадров и необходимости быстрой адаптации молодых специалистов к реалиям производства, наставничество становится ключевым инструментом для удержания и развития талантов. Согласно данным портала hh.ru на 2024 год, 69% российских компаний активно используют менторство для своих сотрудников, что подчеркивает широкое признание его эффективности [https://www.klerk.ru/blogs/ispring/655209/ <nowiki>[2]</nowiki>]. | ||
Государственная поддержка и законодательное регулирование этого института в последние годы значительно усилились, что свидетельствует о его стратегической важности для экономического и социального развития страны. Программы корпоративного наставничества направлены не только на новых сотрудников, но и на развитие лидерского потенциала самих наставников, что создает устойчивую систему преемственности знаний внутри компаний. | Государственная поддержка и законодательное регулирование этого института в последние годы значительно усилились, что свидетельствует о его стратегической важности для экономического и социального развития страны. Программы корпоративного наставничества направлены не только на новых сотрудников, но и на развитие лидерского потенциала самих наставников, что создает устойчивую систему преемственности знаний внутри компаний. | ||
Строка 16: | Строка 16: | ||
** Формирование единых подходов к реализации наставничества. | ** Формирование единых подходов к реализации наставничества. | ||
** Обобщение и распространение действующих успешных практик. | ** Обобщение и распространение действующих успешных практик. | ||
** Совершенствование мер поддержки наставничества со стороны органов власти, бизнеса и образовательных организаций | ** Совершенствование мер поддержки наставничества со стороны органов власти, бизнеса и образовательных организаций [http://government.ru/news/55086/ <nowiki>[3]</nowiki>], [https://asi.org.ru/news/2025/05/22/kabmin-utverdil-konczepcziyu-razvitiya-nastavnichestva-do-2030-goda/ <nowiki>[4]</nowiki>]. | ||
*'''Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ)''' | *'''Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ)''' | ||
Строка 24: | Строка 24: | ||
*** '''Формализация:''' Содержание работы, сроки, форма и условия оплаты должны быть закреплены в трудовом договоре или дополнительном соглашении. | *** '''Формализация:''' Содержание работы, сроки, форма и условия оплаты должны быть закреплены в трудовом договоре или дополнительном соглашении. | ||
*** '''Оплата:''' Закон официально закрепляет наставничество как дополнительную работу, за которую предусматривается оплата. Размер выплат компания определяет самостоятельно в локальных нормативных актах. | *** '''Оплата:''' Закон официально закрепляет наставничество как дополнительную работу, за которую предусматривается оплата. Размер выплат компания определяет самостоятельно в локальных нормативных актах. | ||
*** '''Прекращение:''' Работник-наставник или работодатель могут досрочно прекратить наставничество, предупредив другую сторону не менее чем за три рабочих дня | *** '''Прекращение:''' Работник-наставник или работодатель могут досрочно прекратить наставничество, предупредив другую сторону не менее чем за три рабочих дня [https://www.klerk.ru/blogs/ispring/655209/ <nowiki>[2]</nowiki>], [https://veshk.ru/blog/1727 <nowiki>[5]</nowiki>]. | ||
*'''Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»''' | *'''Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»''' | ||
Строка 30: | Строка 30: | ||
=== Региональное законодательство === | === Региональное законодательство === | ||
В рамках реализации федеральной Концепции развития наставничества, субъекты Российской Федерации уполномочены разрабатывать и утверждать региональные меры поддержки наставничества. Это могут быть дополнительные субсидии, гранты для компаний, активно внедряющих наставнические практики, а также организация региональных конкурсов и форумов | В рамках реализации федеральной Концепции развития наставничества, субъекты Российской Федерации уполномочены разрабатывать и утверждать региональные меры поддержки наставничества. Это могут быть дополнительные субсидии, гранты для компаний, активно внедряющих наставнические практики, а также организация региональных конкурсов и форумов [http://government.ru/news/55086/ <nowiki>[3]</nowiki>]. | ||
== Организации поддержки == | == Организации поддержки == | ||
Строка 36: | Строка 36: | ||
=== Государственные и окологосударственные организации === | === Государственные и окологосударственные организации === | ||
* '''Правительство Российской Федерации''' — определяет стратегические направления развития наставничества, утверждая концепции и планы мероприятий | * '''Правительство Российской Федерации''' — определяет стратегические направления развития наставничества, утверждая концепции и планы мероприятий [http://government.ru/news/55086/ <nowiki>[3]</nowiki>]. | ||
* '''Министерство труда и социальной защиты РФ''' — курирует вопросы регулирования трудовых отношений, включая аспекты, связанные с наставничеством на рабочих местах. | * '''Министерство труда и социальной защиты РФ''' — курирует вопросы регулирования трудовых отношений, включая аспекты, связанные с наставничеством на рабочих местах. | ||
* '''[https://myrosmol.ru/ Росмолодёжь]''' — Федеральное агентство по делам молодёжи, которое интегрирует наставничество в общую систему молодёжной политики, поддерживая проекты, направленные на профессиональное становление молодёжи. | * '''[https://myrosmol.ru/ Росмолодёжь]''' — Федеральное агентство по делам молодёжи, которое интегрирует наставничество в общую систему молодёжной политики, поддерживая проекты, направленные на профессиональное становление молодёжи. | ||
* '''[https://asi.ru/ Агентство стратегических инициатив (АСИ)]''' — поддерживает проекты и инициативы, направленные на развитие наставничества, включая популяризацию лучших практик и поддержку цифровых платформ | * '''[https://asi.ru/ Агентство стратегических инициатив (АСИ)]''' — поддерживает проекты и инициативы, направленные на развитие наставничества, включая популяризацию лучших практик и поддержку цифровых платформ [https://asi.org.ru/news/2025/05/22/kabmin-utverdil-konczepcziyu-razvitiya-nastavnichestva-do-2030-goda/ <nowiki>[4]</nowiki>]. | ||
=== Негосударственные организации и бизнес-ассоциации === | === Негосударственные организации и бизнес-ассоциации === | ||
* '''[https://opora.ru/ «ОПОРА РОССИИ»]''' — общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства, реализующая федеральные проекты по развитию бизнес-наставничества, такие как «Школа наставников» и «Марафон с наставником». Источники: [https://opora.ru/komitety-i-komissii/komissii/nastavnichestvu/ <nowiki>[6]</nowiki>]. | * '''[https://opora.ru/ «ОПОРА РОССИИ»]''' — общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства, реализующая федеральные проекты по развитию бизнес-наставничества, такие как «Школа наставников» и «Марафон с наставником». Источники: [https://opora.ru/komitety-i-komissii/komissii/nastavnichestvu/ <nowiki>[6]</nowiki>]. | ||
* '''Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП)''' — анализирует и публикует сборники успешных корпоративных практик, способствуя обмену опытом между крупными российскими компаниями | * '''Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП)''' — анализирует и публикует сборники успешных корпоративных практик, способствуя обмену опытом между крупными российскими компаниями [http://progress-human.com/images/2023/Tom9_4/Nemytov.pdf <nowiki>[7]</nowiki>]. | ||
* '''Образовательные организации''', в частности '''[https://www.hse.ru/ Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)]''', который предлагает программы повышения квалификации для наставников и менторов, например, онлайн-курс «Технологии наставничества и менторинга в развитии персонала» | * '''Образовательные организации''', в частности '''[https://www.hse.ru/ Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)]''', который предлагает программы повышения квалификации для наставников и менторов, например, онлайн-курс «Технологии наставничества и менторинга в развитии персонала» [https://www.hse.ru/edu/dpo/842059200 <nowiki>[8]</nowiki>]. | ||
== Социальная политика и меры поддержки == | == Социальная политика и меры поддержки == | ||
Строка 50: | Строка 50: | ||
* '''Материальная и нематериальная мотивация:''' Новый закон о доплатах за наставничество создает основу для материального стимулирования наставников [https://nnov.hse.ru/news/1006044453.html <nowiki>[9]</nowiki>]. Компании также разрабатывают системы нематериальной мотивации: публичное признание, возможности для карьерного роста, дополнительное обучение. | * '''Материальная и нематериальная мотивация:''' Новый закон о доплатах за наставничество создает основу для материального стимулирования наставников [https://nnov.hse.ru/news/1006044453.html <nowiki>[9]</nowiki>]. Компании также разрабатывают системы нематериальной мотивации: публичное признание, возможности для карьерного роста, дополнительное обучение. | ||
* '''Методическая поддержка:''' В рамках Концепции до 2030 года запланирована разработка методических рекомендаций по реализации наставничества для различных отраслей и типов предприятий | * '''Методическая поддержка:''' В рамках Концепции до 2030 года запланирована разработка методических рекомендаций по реализации наставничества для различных отраслей и типов предприятий [http://government.ru/news/55086/ <nowiki>[3]</nowiki>]. | ||
* '''Популяризация и повышение престижа:''' Государство планирует поддерживать проекты в СМИ и интернете, направленные на повышение престижа наставнической деятельности, а также проводить всероссийские конкурсы, такие как «[[Всероссийский конкурс «Наставник года»]]». | * '''Популяризация и повышение престижа:''' Государство планирует поддерживать проекты в СМИ и интернете, направленные на повышение престижа наставнической деятельности, а также проводить всероссийские конкурсы, такие как «[[Всероссийский конкурс «Наставник года»]]». | ||
* '''Цифровизация:''' Одной из мер поддержки является развитие цифровых платформ, таких как «Наставник.рф», для управления процессом наставничества, обучения и обмена опытом | * '''Цифровизация:''' Одной из мер поддержки является развитие цифровых платформ, таких как «Наставник.рф», для управления процессом наставничества, обучения и обмена опытом [https://asi.org.ru/news/2025/05/22/kabmin-utverdil-konczepcziyu-razvitiya-nastavnichestva-do-2030-goda/ <nowiki>[4]</nowiki>]. | ||
* '''Примеры успешных практик:''' Компании, такие как '''ООО «Газпром трансгаз Томск»''', внедряют комплексные модели наставничества с использованием цифровых инструментов и геймификации. Их система включает онлайн-сопровождение на всех этапах: от назначения наставника до контроля его взаимодействия с наставляемым | * '''Примеры успешных практик:''' Компании, такие как '''ООО «Газпром трансгаз Томск»''', внедряют комплексные модели наставничества с использованием цифровых инструментов и геймификации. Их система включает онлайн-сопровождение на всех этапах: от назначения наставника до контроля его взаимодействия с наставляемым [https://journal.nark.ru/articles/glavnaya-tema/luchshie-praktiki-nastavnichestva-na-rabochem-meste/ <nowiki>[10]</nowiki>]. | ||
== Программы и мероприятия == | == Программы и мероприятия == | ||
Строка 76: | Строка 76: | ||
** '''Для наставляемого:''' Быстрая адаптация, ускоренное освоение профессиональных навыков, получение не только технических знаний, но и «секретов мастерства», а также эмоциональная поддержка. | ** '''Для наставляемого:''' Быстрая адаптация, ускоренное освоение профессиональных навыков, получение не только технических знаний, но и «секретов мастерства», а также эмоциональная поддержка. | ||
** '''Для наставника:''' Развитие лидерских и коммуникативных навыков, систематизация собственных знаний, повышение статуса в компании и получение конкурентных преимуществ на рынке труда. | ** '''Для наставника:''' Развитие лидерских и коммуникативных навыков, систематизация собственных знаний, повышение статуса в компании и получение конкурентных преимуществ на рынке труда. | ||
** '''Для HR-службы:''' Наставничество становится эффективным инструментом адаптации и развития персонала, позволяя HR-менеджерам выступать в роли методологов процесса | ** '''Для HR-службы:''' Наставничество становится эффективным инструментом адаптации и развития персонала, позволяя HR-менеджерам выступать в роли методологов процесса[https://www.hse.ru/news/edu/1005815172.html <nowiki>[1]</nowiki>]. | ||
== См. также == | == См. также == | ||
* [[Всероссийская программа наставничества]] | * [[Всероссийская программа наставничества]] | ||
* [[Всероссийский конкурс | * [[Всероссийский конкурс «Наставничество»]] | ||
* [[Бизнес-наставничество для молодых предпринимателей]] | * [[Бизнес-наставничество для молодых предпринимателей]] | ||
* [[Профессиональные стандарты наставнической деятельности]] | * [[Профессиональные стандарты наставнической деятельности]] |
Текущая версия от 16:41, 13 октября 2025
Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Введение
Корпоративное наставничество — это форма профессионального развития и адаптации сотрудников, при которой более опытный работник (наставник) передает свои знания, навыки и опыт менее опытному или новому сотруднику (наставляемому) в условиях конкретной организации. Этот процесс направлен на ускорение профессиональной интеграции, повышение производительности труда, развитие корпоративной культуры и снижение текучести кадров [1].
В Российской Федерации корпоративное наставничество приобретает особую значимость в контексте молодежной политики и кадровой стратегии государства. В условиях дефицита квалифицированных кадров и необходимости быстрой адаптации молодых специалистов к реалиям производства, наставничество становится ключевым инструментом для удержания и развития талантов. Согласно данным портала hh.ru на 2024 год, 69% российских компаний активно используют менторство для своих сотрудников, что подчеркивает широкое признание его эффективности [2].
Государственная поддержка и законодательное регулирование этого института в последние годы значительно усилились, что свидетельствует о его стратегической важности для экономического и социального развития страны. Программы корпоративного наставничества направлены не только на новых сотрудников, но и на развитие лидерского потенциала самих наставников, что создает устойчивую систему преемственности знаний внутри компаний.
Законодательная база
С 2025 года в России начался новый этап в развитии наставничества, связанный с его формализацией на законодательном уровне. Это создает правовую основу для внедрения и поддержки наставнических программ на предприятиях.
Федеральное законодательство
- Концепция развития наставничества в России на период до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 21.05.2025 № 1264-р). Документ определяет государственную политику в этой сфере и ставит следующие ключевые задачи:
- Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ)
- С 1 марта 2025 года вступил в силу Федеральный закон от 09.11.2024 № 381-ФЗ, который дополнил ТК РФ статьей 351.8 «Особенности регулирования труда работников, выполняющих работу по наставничеству в сфере труда».
- Ключевые положения нового закона:
- Добровольность: Наставничество осуществляется только с письменного согласия работника.
- Формализация: Содержание работы, сроки, форма и условия оплаты должны быть закреплены в трудовом договоре или дополнительном соглашении.
- Оплата: Закон официально закрепляет наставничество как дополнительную работу, за которую предусматривается оплата. Размер выплат компания определяет самостоятельно в локальных нормативных актах.
- Прекращение: Работник-наставник или работодатель могут досрочно прекратить наставничество, предупредив другую сторону не менее чем за три рабочих дня [2], [5].
- Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»
- Определяет наставничество как одно из направлений молодежной политики, направленное на содействие в профессиональном, культурном и социальном становлении молодых граждан.
Региональное законодательство
В рамках реализации федеральной Концепции развития наставничества, субъекты Российской Федерации уполномочены разрабатывать и утверждать региональные меры поддержки наставничества. Это могут быть дополнительные субсидии, гранты для компаний, активно внедряющих наставнические практики, а также организация региональных конкурсов и форумов [3].
Организации поддержки
Система поддержки корпоративного наставничества в России включает государственные структуры, бизнес-ассоциации и образовательные учреждения.
Государственные и окологосударственные организации
- Правительство Российской Федерации — определяет стратегические направления развития наставничества, утверждая концепции и планы мероприятий [3].
- Министерство труда и социальной защиты РФ — курирует вопросы регулирования трудовых отношений, включая аспекты, связанные с наставничеством на рабочих местах.
- Росмолодёжь — Федеральное агентство по делам молодёжи, которое интегрирует наставничество в общую систему молодёжной политики, поддерживая проекты, направленные на профессиональное становление молодёжи.
- Агентство стратегических инициатив (АСИ) — поддерживает проекты и инициативы, направленные на развитие наставничества, включая популяризацию лучших практик и поддержку цифровых платформ [4].
Негосударственные организации и бизнес-ассоциации
- «ОПОРА РОССИИ» — общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства, реализующая федеральные проекты по развитию бизнес-наставничества, такие как «Школа наставников» и «Марафон с наставником». Источники: [6].
- Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) — анализирует и публикует сборники успешных корпоративных практик, способствуя обмену опытом между крупными российскими компаниями [7].
- Образовательные организации, в частности Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), который предлагает программы повышения квалификации для наставников и менторов, например, онлайн-курс «Технологии наставничества и менторинга в развитии персонала» [8].
Социальная политика и меры поддержки
Государственная политика в области корпоративного наставничества направлена на его превращение из неформальной практики в системный и управляемый процесс.
- Материальная и нематериальная мотивация: Новый закон о доплатах за наставничество создает основу для материального стимулирования наставников [9]. Компании также разрабатывают системы нематериальной мотивации: публичное признание, возможности для карьерного роста, дополнительное обучение.
- Методическая поддержка: В рамках Концепции до 2030 года запланирована разработка методических рекомендаций по реализации наставничества для различных отраслей и типов предприятий [3].
- Популяризация и повышение престижа: Государство планирует поддерживать проекты в СМИ и интернете, направленные на повышение престижа наставнической деятельности, а также проводить всероссийские конкурсы, такие как «Всероссийский конкурс «Наставник года»».
- Цифровизация: Одной из мер поддержки является развитие цифровых платформ, таких как «Наставник.рф», для управления процессом наставничества, обучения и обмена опытом [4].
- Примеры успешных практик: Компании, такие как ООО «Газпром трансгаз Томск», внедряют комплексные модели наставничества с использованием цифровых инструментов и геймификации. Их система включает онлайн-сопровождение на всех этапах: от назначения наставника до контроля его взаимодействия с наставляемым [10].
Программы и мероприятия
В России реализуется множество программ и инициатив, направленных на развитие корпоративного наставничества.
- Образовательные программы:
- Программы для бизнеса:
- Проекты «Школа наставников» и «Марафон с наставником» от «ОПОРЫ РОССИИ» нацелены на поддержку предпринимателей через сопровождение опытными наставниками [6].
- Социально-ориентированные программы:
- Благотворительный фонд «Трамплин» реализует программу корпоративного наставничества для помощи подросткам и молодежи из уязвимых групп в выборе профессии и трудоустройстве [12].
Исследования и аналитика
Исследования подтверждают высокую эффективность корпоративного наставничества как для сотрудников, так и для компаний.
- Влияние на бизнес-показатели:
- Снижение текучести кадров: Наставничество значительно снижает увольнения на испытательном сроке.
- Повышение лояльности: Сотрудники, у которых есть наставник, чувствуют большую поддержку и ценность для компании.
- Экономия на обучении: Передача знаний "из рук в руки" является более дешевой и эффективной альтернативой внешним курсам. Источники: [1].
- Польза для участников процесса:
- Для наставляемого: Быстрая адаптация, ускоренное освоение профессиональных навыков, получение не только технических знаний, но и «секретов мастерства», а также эмоциональная поддержка.
- Для наставника: Развитие лидерских и коммуникативных навыков, систематизация собственных знаний, повышение статуса в компании и получение конкурентных преимуществ на рынке труда.
- Для HR-службы: Наставничество становится эффективным инструментом адаптации и развития персонала, позволяя HR-менеджерам выступать в роли методологов процесса[1].
См. также
- Всероссийская программа наставничества
- Всероссийский конкурс «Наставничество»
- Бизнес-наставничество для молодых предпринимателей
- Профессиональные стандарты наставнической деятельности
- Программы подготовки наставников
- Система мотивации наставнической деятельности
- Цифровые платформы наставничества
Ссылки
[1] Институт наставничества: польза для сотрудников и компании
[2] Программа наставничества: примеры и советы по внедрению
[3] Правительство утвердило Концепцию развития наставничества до 2030 года
[4] Кабмин утвердил Концепцию развития наставничества до 2030 года
[5] Наставничество - что это такое в сфере труда: новый закон
[6] Комиссия по наставничеству «ОПОРЫ РОССИИ»
[7] Успешные российские бизнес-практики поддержки здоровья сотрудников (на основе практик РСПП)
[8] Технологии наставничества и менторинга в развитии персонала НИУ ВШЭ
[9] Наставничество и менторинг: как удержать и развить таланты
[10] Лучшие практики наставничества на рабочем месте
[11] Интенсив «Креативный лидер и наставничество» НИУ ВШЭ
[12] Программа корпоративного наставничества фонда «Трамплин»