Всероссийская программа наставничества: различия между версиями
Нет описания правки |
|||
Строка 80: | Строка 80: | ||
* [[Корпоративные программы наставничества]] | * [[Корпоративные программы наставничества]] | ||
* [[Наставничество в детских домах и интернатных учреждениях]] | * [[Наставничество в детских домах и интернатных учреждениях]] | ||
* [[Всероссийский конкурс | * [[Всероссийский конкурс «Наставничество»]] | ||
* [[Тьюторское сопровождение в образовании]] | * [[Тьюторское сопровождение в образовании]] | ||
* [[Профессиональные стандарты наставнической деятельности]] | * [[Профессиональные стандарты наставнической деятельности]] |
Текущая версия от 16:40, 13 октября 2025
Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Введение
Всероссийская программа наставничества — это комплекс государственных и общественных инициатив, направленных на создание и развитие системы наставничества в Российской Федерации. Программа охватывает различные сферы, включая образование, профессиональную деятельность, социальную адаптацию и молодежную политику. Её основной целью является передача опыта, знаний и ценностей от старшего поколения к младшему, а также поддержка молодежи в личностном и профессиональном становлении. [1] Актуальность программы обусловлена стратегическими задачами по развитию человеческого капитала, укреплению технологического суверенитета и сохранению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. [2]
Развитие института наставничества получило новый импульс после объявления 2023 года Годом педагога и наставника в России. [3] Ключевым событием стало утверждение Правительством РФ Концепции развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года, которая определяет единые подходы и государственную политику в этой области. [4] Для реализации этих задач создана и развивается цифровая платформа [5], объединяющая наставников и наставляемых по всей стране. Программы наставничества реализуются в различных формах: от индивидуальной работы («наставник — наставляемый») до коллективных форматов, и охватывают как образовательные учреждения, так и промышленные предприятия. [2]
Законодательная база
Основой для развития всероссийской программы наставничества служит ряд стратегических документов и нормативно-правовых актов, принятых на федеральном уровне.
Федеральное законодательство
- Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 2023 года: По итогам заседания Государственного совета по вопросу повышения роли и престижа педагога и наставника, Президент поручил Правительству разработать концепцию развития наставничества. [4]
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 мая 2025 г. № 1264-р: Этим распоряжением утверждены Концепция развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года и план мероприятий по её реализации. [6] Документ определяет цель, задачи, формы и основные направления государственной политики в сфере наставничества.
- Цель Концепции: развитие личности наставляемого, формирование у него трудолюбия, ответственного отношения к труду, передача знаний и навыков, а также формирование приверженности традиционным российским ценностям. [1]
- Задачи Концепции: создание условий для самоопределения и социализации, поддержка в получении новых компетенций, повышение уровня удовлетворенности своей деятельностью как у наставников, так и у наставляемых. [2]
- Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»: Закон создает общую правовую рамку для реализации различных программ, направленных на поддержку молодежи, включая наставничество, как один из инструментов содействия в профессиональном и личностном развитии.
- Проект Федерального закона «О наставничестве»: Министерство просвещения России ведет разработку отдельного федерального закона, который должен закрепить правовой статус наставника, определить меры его поддержки и систему мотивации. [7]
Региональное законодательство
Субъекты Российской Федерации, руководствуясь федеральной Концепцией, разрабатывают и утверждают региональные программы и меры поддержки наставничества. [8] Это позволяет учитывать местные особенности и потребности в различных сферах — от промышленности до социальной работы.
Организации поддержки
Развитие наставничества в России поддерживается широкой сетью государственных ведомств, общественных объединений и некоммерческих организаций.
Государственные организации
- Министерство просвещения Российской Федерации — является ключевым организатором и координатором развития института наставничества. Ведомство организует Всероссийский конкурс «Наставничество» и разрабатывает основную нормативно-правовую базу. [9]
- Росмолодёжь — выступает партнером в реализации программ наставничества, ориентированных на молодежь, интегрируя их в общую систему молодёжной политики. [9]
- Институт развития профессионального образования (ИРПО) — является федеральным оператором Всероссийского конкурса «Наставничество» и занимается методическим сопровождением программ в системе среднего профессионального образования. [10]
- Министерство науки и высшего образования Российской Федерации — поддерживает развитие научного и академического наставничества в вузах, в том числе через программы советов молодых ученых. [9]
- Органы исполнительной власти субъектов РФ — отвечают за реализацию региональных программ и адаптацию федеральных инициатив на местах.
Негосударственные организации
- Добро.рф (Ассоциация волонтёрских центров) — предоставляет цифровую платформу для организации конкурсов и проектов в сфере наставничества, а также развивает волонтерские наставнические программы. [9]
- Россия — страна возможностей — автономная некоммерческая организация, которая реализует проекты, направленные на развитие наставничества, в том числе Всероссийский конкурс «Наставник года». [11]
- Движение первых — общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи, которое интегрирует практики наставничества в свою деятельность, в том числе по модели «равный — равному». [9]
- Российские студенческие отряды — активно развивает наставничество внутри своей структуры, передавая опыт от старших бойцов к новичкам. [9]
- Благотворительный фонд «Солнечный город» — реализует всероссийский проект «Наставничество в детских домах и интернатных учреждениях», направленный на социальную адаптацию детей-сирот. По данным на 2022 год, проект охватывал 30 регионов, в нем участвовало более 1700 пар «наставник-подопечный». [12]
- Общественное движение «Наставники России» — объединение, созданное при участии ветеранов боевых действий и спецслужб, которое насчитывает около 5000 наставников в 73 регионах. [13]
Социальная политика и меры поддержки
Государственная политика в области наставничества включает комплекс мер, направленных на его популяризацию, систематизацию и стимулирование.
- Формирование единой системы. Создание общих методических рекомендаций для реализации наставничества в различных сферах (образование, производство, госслужба), что позволяет унифицировать подходы. [4]
- Создание цифровой инфраструктуры. Развитие платформы [5] как единой точки входа для наставников и наставляемых, а также агрегатора лучших практик. [4]
- Популяризация и повышение престижа. Проведение всероссийских конкурсов, таких как «Всероссийский конкурс «Наставник года»», поддержка медиа-проектов о наставничестве и учреждение государственных наград, например, знака отличия «За наставничество». [13]
- Система мотивации. Разработка мер материального и нематериального поощрения для наставников. [14] Обсуждаются вопросы учета наставнической деятельности при аттестации и карьерном росте.
- Вовлечение особых категорий наставников. Приоритетное привлечение к наставнической деятельности ветеранов труда и боевых действий, в том числе участников специальной военной операции, для которых разрабатываются специальные образовательные программы. [8]
- Формирование реестров. Создание федерального реестра наставников и организаций, участвующих в программах наставничества, для повышения прозрачности и эффективности системы. [4]
Программы и мероприятия
Ключевое ежегодное мероприятие, организуемое Минпросвещения России. Цель конкурса — выявление и распространение лучших практик наставничества. [15] Конкурс проводится по нескольким номинациям, включая:
- «Наставничество на производстве»
- «Наставничество в сфере образования, воспитания и молодежной политики»
- «Наставничество в социальной сфере и общественной деятельности»
- «Наставничество на службе»
Регистрация участников на конкурс 2025 года проходила с 17 июля по 10 октября.
- Всероссийский семинар-совещание «Наставничество: традиции, опыт, сотрудничество»
Площадка для обмена опытом между экспертами и практиками со всей страны. В июле 2025 года семинар прошел в Калуге, где участники представили эффективные региональные модели наставничества. [16]
- Всероссийский проект «Школа наставничества»
Образовательная программа для студентов и аспирантов, направленная на развитие у них наставнических компетенций и запуск собственных проектов в шести профильных направлениях. [17]
- Проект «Наставничество» для детей-сирот
Долгосрочная программа фонда «Солнечный город», в рамках которой волонтеры-наставники помогают подросткам из детских домов подготовиться к самостоятельной жизни. [18] Проект включает этапы отбора и обучения наставников, подбор пар и их психологическое сопровождение. [12]
Исследования и аналитика
Развитие программы наставничества сопровождается аналитической работой и исследованиями. Минпросвещения России совместно с научным сообществом разработало Методологию (целевую модель) наставничества, которая служит основой для внедрения программ в образовательных организациях. [19] Эта модель описывает формы наставничества, критерии эффективности и подходы к поощрению наставников.
Исследования показывают высокую эффективность внедрения программ наставничества. Например, на предприятиях, где действует система наставничества, текучесть кадров среди молодых специалистов снижается до 20%. [13] В образовательной сфере, в частности в школах Ульяновской области, благодаря поддержке наставников 100% молодых учителей остаются работать в профессии. [13] Эти данные подтверждают, что наставничество является действенным инструментом закрепления молодых кадров и повышения качества их работы.
См. также
- Российская ассоциация наставников
- Система наставничества в образовательных организациях
- Корпоративные программы наставничества
- Наставничество в детских домах и интернатных учреждениях
- Всероссийский конкурс «Наставничество»
- Тьюторское сопровождение в образовании
- Профессиональные стандарты наставнической деятельности
- Методические центры развития наставничества
- Молодёжное наставничество «равный — равному»
- Региональные центры развития наставничества
- Цифровые платформы наставничества
- Система мотивации наставнической деятельности
Ссылки
[1] Распоряжение Правительства РФ от 21.05.2025 № 1264-р (текст Концепции)
[2] Распоряжение Правительства РФ об утверждении Концепции развития наставничества
[3] Официальная страница Года педагога и наставника
[4] Правительство утвердило Концепцию развития наставничества до 2030 года
[5] Цифровая платформа «Наставник.рф»
[6] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.05.2025 № 1264-р
[7] Новость о разработке проекта ФЗ «О наставничестве»
[8] В России утвердили Концепцию развития наставничества до 2030 года
[9] Всероссийский конкурс «Наставничество» на сайте ИРПО
[10] Дмитрий Чернышенко: «Россия по праву гордится своей системой наставничества»
[11] Участниками конкурса «Наставничество» стали более 24 тысяч человек
[12] Проект «Наставничество» фонда «Солнечный город» на платформе Добро.рф
[13] Как в России развивают институт наставничества
[14] Минпросвещения России продолжает развивать институт наставничества
[15] Всероссийский конкурс «Наставничество» в навигаторе мер поддержки
[16] Всероссийский семинар-совещание «Наставничество» завершил свою работу
[17] Всероссийский проект «Школа наставничества»
[18] Всероссийский проект «Наставничество» для детей-сирот
[19] Методология (целевая модель) наставничества обучающихся