Центры компетенций РСВ: различия между версиями

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показаны 4 промежуточные версии этого же участника)
Строка 3: Строка 3:
[[Файл: ЦКРСВ.jpg|мини|500x500пкс| Центры компетенций РСВ]]
[[Файл: ЦКРСВ.jpg|мини|500x500пкс| Центры компетенций РСВ]]


'''Центры компетенций «Россия — страна возможностей»''' — масштабный образовательный проект, реализуемый [[Автономная некоммерческая организация «Россия — страна возможностей»|АНО «Россия — страна возможностей»]] при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ с 2021 года. Проект направлен на оценку и развитие надпрофессиональных компетенций (soft skills) у студентов российских университетов и колледжей [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ <nowiki>[1]</nowiki>].
'''Центры компетенций''' — это федеральный проект, реализуемый на базе российских образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования под эгидой президентской платформы АНО «Россия — страна возможностей» [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ <nowiki>[1]</nowiki>]. Проект представляет собой единую систему для диагностики и развития у студентов надпрофессиональных компетенций (soft skills), которые востребованы современным рынком труда. Главная цель — создание условий для самореализации каждого молодого человека через построение индивидуальных траекторий развития, что способствует его успешному карьерному и социальному росту [https://softskills.rsv.ru <nowiki>[2]</nowiki>]. Участниками проекта могут стать студенты вузов и колледжей в возрасте от 18 до 25 лет [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ <nowiki>[1]</nowiki>].


По состоянию на октябрь 2025 года проект охватывает более 260 университетов в каждом федеральном округе России, а диагностику прошел уже 1 миллион участников [https://tass.ru/obschestvo/24113961 <nowiki>[2]</nowiki>]. Центры компетенций создаются в рамках проекта «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях», который был запущен по поручению Президента РФ Владимира Путина [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/36807/ <nowiki>[3]</nowiki>].
Проект решает несколько ключевых задач: предоставляет студентам инструменты для осознанного управления своим развитием, помогает образовательным учреждениям выпускать более адаптированных к рынку труда специалистов, а работодателям — находить мотивированные молодые кадры с подтвержденным уровнем развития компетенций [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ <nowiki>[1]</nowiki>]. На выходе участники получают «Паспорт компетенций» — цифровой документ, который отражает уровень владения гибкими навыками и может быть представлен работодателю в качестве конкурентного преимущества при трудоустройстве [https://softskills.rsv.ru/tpost/gm649h88o1-v-moskve-otkriti-25-tsentrov-kompetentsi <nowiki>[3]</nowiki>]. По состоянию на 2025 год, центры компетенций охватывают более 260 университетов во всех федеральных округах России [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ <nowiki>[1]</nowiki>].


== Законодательная база ==
== История и развитие проекта ==
Проект «Центры компетенций» был запущен как инициатива АНО «Россия — страна возможностей» для системной работы с надпрофессиональными навыками студентов. Первые центры начали открываться в российских вузах в 2021 году. В июле того же года на заседании экспертного совета было объявлено о планах по открытию 25 центров, однако благодаря высокому спросу со стороны университетского сообщества их число быстро выросло [https://nark.ru/news/news_nark/rossiya-strana-vozmozhnostey-i-natsionalnoe-agents/ <nowiki>[4]</nowiki>]. К концу 2021 года проект уже насчитывал 41 центр компетенций в 21 регионе страны, охватив все федеральные округа. В проект было вовлечено более 70 тысяч студентов [https://nark.ru/news/news_nark/rossiya-strana-vozmozhnostey-i-natsionalnoe-agents/ <nowiki>[4]</nowiki>].


Правовую основу деятельности Центров компетенций составляют:
Изначально основной задачей была организация диагностики компетенций в отдельных университетах. Со временем, по мере вовлечения все большего числа вузов, проект трансформировался. Начался активный обмен опытом и лучшими практиками, что позволило перейти от модели отдельных центров к созданию целой экосистемы. Центры компетенций стали превращаться в «Центры возможностей», которые не только оценивают навыки, но и служат точкой входа для студентов во все проекты платформы «Россия — страна возможностей», способствуют развитию университетских команд и модернизации образовательных программ [https://softskills.rsv.ru/tpost/d8gealz3l1-tsentri-kompetentsii-draiver-razvitiya-m <nowiki>[5]</nowiki>].


* Указ Президента Российской Федерации от 22 мая 2018 года № 251 «О создании автономной некоммерческой организации «Россия — страна возможностей»» [https://znanierussia.ru/articles/Россия_—_страна_возможностей <nowiki>[4]</nowiki>]
Следующим стратегическим шагом стало формирование отраслевых и региональных кластеров. Одним из успешных примеров стала модель единого регионального Центра компетенций в Оренбургской области, созданного на базе Министерства труда и занятости населения. Такой подход позволил решать комплексные задачи региона: снижение оттока кадров, формирование молодежного кадрового резерва и содействие трудоустройству молодежи в соответствии с запросами местных работодателей [https://softskills.rsv.ru/tpost/d8gealz3l1-tsentri-kompetentsii-draiver-razvitiya-m <nowiki>[5]</nowiki>]. К 2024 году проект значительно расширился. Например, только в Москве было открыто 25 Центров компетенций [https://softskills.rsv.ru/tpost/gm649h88o1-v-moskve-otkriti-25-tsentrov-kompetentsi <nowiki>[3]</nowiki>]. Проект также начал активно интегрироваться с учреждениями среднего профессионального образования, в частности, на базе педагогических вузов, подведомственных Министерству просвещения РФ [https://softskills.rsv.ru/tpost/d8gealz3l1-tsentri-kompetentsii-draiver-razvitiya-m <nowiki>[5]</nowiki>].
* Перечень поручений Президента Российской Федерации от 30 апреля 2021 года № Пр-716 по итогам заседания Наблюдательного совета АНО «Россия — страна возможностей» [https://dspu.ru/2024/12971/ <nowiki>[5]</nowiki>]
* Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, устанавливающие требования к универсальным компетенциям [https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/575367055.pdf <nowiki>[6]</nowiki>]


== Организационная структура ==
== Цели и задачи ==
Проект «Центры компетенций» преследует многоуровневые цели, ориентированные на различные группы участников: студентов, образовательные организации, работодателей и регионы.


=== Экспертный совет ===
'''Для студентов''' [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ <nowiki>[1]</nowiki>][https://misis.ru/university/struktura-universiteta/centers/career-center/competencies/ <nowiki>[6]</nowiki>]:
* '''Оценка и развитие навыков''': Получить объективную оценку своих надпрофессиональных компетенций (soft skills) с помощью валидных инструментов.
* '''Формирование индивидуальной траектории развития (ИТР)''': На основе результатов диагностики построить персональный план развития, включающий образовательные курсы, тренинги и участие в проектах.
* '''Повышение конкурентоспособности''': Сформировать «Паспорт компетенций» — цифровой профиль, который служит дополнением к диплому и дает преимущество при трудоустройстве.
* '''Карьерный рост''': Получить доступ к базе вакансий, стажировок и проектов от ведущих работодателей-партнеров платформы «Россия — страна возможностей».


Деятельность Центров компетенций курирует '''Экспертный совет проекта «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях»''', который возглавляют:
'''Для университета''' [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ <nowiki>[1]</nowiki>]:
* Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков
* '''Выпуск востребованных специалистов''': Повысить качество подготовки выпускников, сделав их более адаптированными к требованиям современного рынка труда.
* Президент Российской академии наук Александр Сергеев]]
* '''Модернизация образовательного процесса''': Интегрировать инструменты оценки и развития soft skills в образовательные программы, повышая их практическую значимость.
* Генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей» Андрей Бетин [https://news.tsu.ru/projects/university-in-details/otsenka-i-razvitie-upravlencheskikh-kompetentsiy/ <nowiki>[7]</nowiki>]
* '''Развитие университетской среды''': Создать на своей базе площадку для самореализации студентов и укрепить связи с работодателями.


В состав совета входят ректоры ведущих российских университетов, заместители министров федеральных ведомств, главы корпоративных университетов госкорпораций и представители бизнеса [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/36807/ <nowiki>[8]</nowiki>].
'''Для работодателей''' [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ <nowiki>[1]</nowiki>][https://softskills.rsv.ru/tpost/gm649h88o1-v-moskve-otkriti-25-tsentrov-kompetentsi <nowiki>[3]</nowiki>]:
* '''Привлечение квалифицированных кадров''': Получить доступ к базе данных студентов и выпускников, прошедших оценку, что упрощает подбор молодых специалистов с необходимыми компетенциями.
* '''Снижение издержек на подбор''': Сократить время и ресурсы на поиск и оценку кандидатов, так как «Паспорт компетенций» уже содержит информацию об уровне развития их soft skills.
* '''Формирование кадрового резерва''': Взаимодействовать с талантливой молодежью еще на этапе обучения, предлагая стажировки и участие в корпоративных проектах. Крупнейшие работодатели, такие как ГК «Росатом» и ПАО «Газпром нефть», уже активно используют «Паспорт компетенций» при найме [https://softskills.rsv.ru/tpost/gm649h88o1-v-moskve-otkriti-25-tsentrov-kompetentsi <nowiki>[3]</nowiki>].


=== Региональные центры ===
'''Для субъектов РФ''' [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ <nowiki>[1]</nowiki>]:
* '''Сохранение человеческого капитала''': Снизить отток талантливой молодежи из регионов, предлагая им востребованные позиции и возможности для карьерного и социального развития на местах.
* '''Развитие региональной экономики''': Обеспечить местные предприятия квалифицированными кадрами, отвечающими запросам регионального рынка труда.


К 2024 году созданы региональные Центры компетенций в Томской и Омской областях. В Тюменской области за два года работы диагностику прошли более 21 тысячи студентов, на базе центра прорабатывается создание круглогодичного Корпоративного университета [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/molodezhnaya-politika/86465/ <nowiki>[9]</nowiki>].
== Методология и структура работы ==
Работа Центров компетенций строится на нескольких ключевых этапах, которые студент проходит для построения своей карьерной и образовательной траектории.


== Цели и задачи проекта ==
'''1. Регистрация и диагностика'''
Первым шагом является регистрация студента на цифровой платформе «Россия — страна возможностей» [https://nnov.hse.ru/career/news/568500642.html <nowiki>[7]</nowiki>]. После этого участнику открывается доступ к этапу диагностики. Он включает в себя 8 тестов для оценки надпрофессиональных компетенций. 4 из них являются базовыми (обязательными для прохождения), а 4 — дополнительными [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ <nowiki>[1]</nowiki>]. Тестирование можно проходить в удобное время и в любой последовательности.


'''Главная цель''' — обеспечить для каждого обучающегося в российских университетах возможность самореализации через развитие карьерных, образовательных и общественных траекторий, в том числе за счет участия в конкурсах и проектах президентской платформы «Россия — страна возможностей» [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ <nowiki>[10]</nowiki>].
Компетенции, которые оцениваются у студентов, включают [https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/575367055.pdf <nowiki>[8]</nowiki>][https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ <nowiki>[1]</nowiki>]:
* '''Лидерство'''
* '''Управление командой'''
* '''Клиентоориентированность'''
* '''Коммуникация и влияние'''
* '''Партнерство и сотрудничество'''
* '''Ориентация на результат'''
* '''Анализ информации и принятие решений'''
* '''Планирование и организация'''
* '''Следование правилам и процедурам'''
* '''Стрессоустойчивость'''


'''Основные задачи проекта:'''
'''2. Получение персонального отчета и «Паспорта компетенций»'''
* Проведение диагностики надпрофессиональных компетенций студентов валидными и надежными инструментами оценки
В течение 48 часов после прохождения всех тестов в личном кабинете участника формируется персональный отчет [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ <nowiki>[1]</nowiki>]. Этот отчет содержит подробный анализ уровня развития каждой компетенции, описание сильных сторон и зон для роста. На основе этих данных формируется «Паспорт компетенций» — цифровой документ, который можно скачать, прикрепить к резюме на карьерных порталах (например, hh.ru) или предъявить работодателю [https://softskills.rsv.ru/tpost/gm649h88o1-v-moskve-otkriti-25-tsentrov-kompetentsi <nowiki>[3]</nowiki>].
* Формирование индивидуальных траекторий развития на основе результатов диагностики
* Создание цифрового профиля студента для взаимодействия с работодателями
* Интеграция курсов и программ по развитию универсальных компетенций в образовательные программы университетов
* Подготовка конкурентоспособных на рынке труда выпускников [https://misis.ru/university/struktura-universiteta/centers/career-center/competencies/ <nowiki>[11]</nowiki>]


== Диагностируемые компетенции ==
'''3. Формирование индивидуальной траектории развития (ИТР)'''
На основе результатов диагностики платформа предлагает студенту сформировать индивидуальную траекторию развития. Она включает в себя подборку бесплатных образовательных курсов (базового и продвинутого уровней), участие в вебинарах, мастер-классах и проектах от партнеров АНО «Россия — страна возможностей» [https://softskills.rsv.ru <nowiki>[2]</nowiki>]. Прохождение этих мероприятий помогает «прокачать» западающие компетенции и усилить свои конкурентные преимущества.


Центры компетенций оценивают уровень развития '''11 ключевых надпрофессиональных компетенций''', которые были определены на основе масштабного исследования потребностей работодателей [https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/575367055.pdf <nowiki>[12]</nowiki>]:
'''4. Взаимодействие с работодателями'''
Профиль студента, включающий «Паспорт компетенций» и информацию о пройденной ИТР, становится доступен работодателям-партнерам проекта [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ <nowiki>[1]</nowiki>]. Это открывает для студента доступ к целевым вакансиям, стажировкам и проектной работе, соответствующим его профилю и уровню подготовки. По данным АНО «Россия — страна возможностей», студенты, загрузившие результаты диагностики в свое резюме, получают значительно больше приглашений на собеседования [https://softskills.rsv.ru/tpost/gm649h88o1-v-moskve-otkriti-25-tsentrov-kompetentsi <nowiki>[3]</nowiki>].


=== Базовые компетенции ===
== Законодательная база и государственная поддержка ==
* '''Партнерство и сотрудничество''' — способность эффективно взаимодействовать в команде для достижения общих целей
Деятельность Центров компетенций вписывается в общую стратегию государственной молодежной политики Российской Федерации. Хотя отдельного федерального закона, регулирующего непосредственно Центры компетенций, не существует, их работа соответствует целям и задачам, закрепленным в ключевых нормативно-правовых актах.
* '''Анализ информации и выработка решений''' — умение обрабатывать данные и принимать обоснованные решения
* '''Планирование и организация''' — способность структурировать деятельность и управлять временем
* '''Коммуникативная грамотность''' — навыки эффективного устного и письменного общения


=== Управленческие компетенции ===
* '''Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»'''. Проект напрямую способствует реализации таких направлений молодежной политики, как содействие образованию, научной и научно-технической деятельности молодежи (ст. 6, п. 13), обеспечение гарантий в сфере труда и занятости (ст. 6, п. 18), выявление и поддержка одаренной молодежи (ст. 6, п. 16), а также развитие института наставничества (ст. 6, п. 17).
* '''Лидерство''' — способность мотивировать людей и координировать их работу для достижения целей
* '''Ориентация на результат''' — нацеленность на достижение поставленных задач и целей
* '''Клиентоориентированность''' — умение выявлять потребности клиентов и работать на их удовлетворение


=== Личностные компетенции ===
* '''Национальный проект «Молодёжь и дети»'''. Инициативы, подобные Центрам компетенций, являются важным элементом для достижения целей национального проекта. Он направлен на создание системы, способствующей самореализации молодежи и развитию ее потенциала [https://fadm.gov.ru/news/8-samykh-interesnykh-produktov-foruma-territoriya-smyslov-predstavleny-na-rasshirennom-zasedanii-kom/ <nowiki>[9]</nowiki>].
* '''Саморазвитие''' — стремление к постоянному личностному и профессиональному росту
* '''Стрессоустойчивость''' — способность сохранять продуктивность в сложных ситуациях
* '''Эмоциональный интеллект''' — умение понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других
* '''Следование правилам и процедурам''' — способность соблюдать установленные нормы и стандарты [https://dspu.ru/2024/12971/ <nowiki>[13]</nowiki>]


== Методология оценки ==
* '''Программа «Приоритет 2030»'''. Эта программа государственной поддержки университетов способствует новому пониманию миссии центров карьеры в вузах, которые должны играть ключевую роль в формировании карьерных траекторий студентов. Центры компетенций являются одним из инструментов для реализации этой задачи [https://www.hse.ru/data/2024/03/01/2082513678/%D0%9C%D0%B5%D1%80%D1%8B_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B8_%D1%80%D0%BE%D1%81.%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D0%B8-%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4-2.pdf <nowiki>[10]</nowiki>].


=== Диагностические инструменты ===
Проект реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ. Создание сети Центров компетенций является частью более широкой государственной инициативы по построению социальных и карьерных лифтов для молодежи [https://mollab.hse.ru/mirror/pubs/share/823942055.pdf <nowiki>[11]</nowiki>].
 
Для оценки компетенций используется '''батарея валидизированных психометрических методик''':
* '''Универсальный личностный опросник''' — оценка базовых личностных качеств
* '''Опросник жизнестойкости''' — измерение устойчивости к стрессовым ситуациям
* '''Тесты на анализ числовой информации''' — оценка способности работать с количественными данными
* '''Тесты на анализ вербальной информации''' — оценка навыков работы с текстовой информацией [https://humanities.fa.ru/jour/article/view/725?locale=ru_RU <nowiki>[14]</nowiki>]
 
=== Процедура тестирования ===
 
Диагностика включает '''8 тестов''': 4 базовых (обязательных к прохождению) и 4 дополнительных. Тестирование можно проходить в любой последовательности в удобное время. В течение 48 часов после прохождения инструмента оценки в личный кабинет на сайте президентской платформы «Россия — страна возможностей» направляется персональный отчет с результатами и рекомендациями по развитию [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ <nowiki>[15]</nowiki>].
 
== Паспорт компетенций ==
 
'''Паспорт универсальных компетенций''' — это документ, который подтверждает уровень развития надпрофессиональных навыков молодого специалиста. Паспорт выдается студентам, прошедшим полную диагностику и показавшим высокие результаты по ключевым компетенциям [https://softskills.rsv.ru/tpost/x2tilbpg61-rosatom-uchtyot-pasporta-kompetentsii-pr <nowiki>[16]</nowiki>].
 
=== Практическое применение ===
 
На октябрь 2025 года '''63 тысячи студентов''' получили паспорт компетенций. Документ признается работодателями и дает следующие преимущества:
* '''При поступлении в магистратуру''' — Московский политехнический университет дает 5 дополнительных баллов абитуриентам с паспортом компетенций [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/molodezhnaya-politika/86465/ <nowiki>[17]</nowiki>]
* '''При трудоустройстве''' — Госкорпорация «Росатом» учитывает паспорта при отборе на программу развития молодых специалистов «HiPo» [https://softskills.rsv.ru/tpost/x2tilbpg61-rosatom-uchtyot-pasporta-kompetentsii-pr <nowiki>[18]</nowiki>]
* '''В карьерных сервисах''' — результаты диагностики отображаются в резюме на платформе hh.ru с подтвержденным статусом [https://skillbox.ru/media/education/pri-ustroystve-na-rabotu-vypuskniki-budut-predyavlyat-pasport-kompetenciy/ <nowiki>[19]</nowiki>]
 
== Образовательные программы ==
 
Центр компетенций АНО «Россия — страна возможностей» предлагает '''22 образовательные программы''' для развития надпрофессиональных компетенций:
 
=== Программы развития ===
* '''Анализ информации для принятия решений'''
* '''Лидерство: основы'''
* '''Эффективные межкультурные коммуникации'''
* '''Стрессоустойчивость в современном мире'''
* '''Коммуникативная грамотность'''
* '''Управление конфликтами'''
* '''Трендвотчинг: работа с трендами'''
* '''Саморазвитие навыков'''
* '''Я — наставник'''
* '''Эмоциональное выгорание''' [https://rguts.ru/announcements/view/688 <nowiki>[20]</nowiki>]
 
== Программы и мероприятия ==
 
=== Клуб амбассадоров ===
 
Проект развивает сообщество '''амбассадоров Центров компетенций''' — проактивных студентов, которые популяризируют молодежные инициативы развития страны через Центры компетенций вузов. Более 100 амбассадоров работают во всех федеральных округах России [https://rsv.ru/news/1/7014/ <nowiki>[21]</nowiki>].
 
=== Образовательные мероприятия ===
 
Ежегодно проводится образовательное мероприятие '''«На одной волне с университетами»''', объединяющее руководителей и сотрудников Центров компетенций для обмена лучшими практиками. В 2024 году в мероприятии приняли участие 60 представителей 30 вузов России и Киргизской Республики [https://rsv.ru/news/1/7526/ <nowiki>[22]</nowiki>].
 
=== Интеграция с образовательными программами ===
 
Эксперты проекта «Центры компетенций» и Мастерская управления «Сенеж» проводят образовательные циклы для сотрудников вузов. С августа 2023 года по май 2024 года обучение прошли 796 представителей 69 университетов [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/molodezhnaya-politika/86465/ <nowiki>[23]</nowiki>].
 
== Исследования и аналитика ==
 
=== Профиль надпрофессиональных компетенций ===
 
В 2021 году АНО «Россия — страна возможностей» провела масштабное исследование для выявления ключевых надпрофессиональных компетенций, востребованных работодателями. В исследовании приняли участие представители ведущих российских компаний, студенты и преподаватели университетов [https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/575367055.pdf <nowiki>[24]</nowiki>].
 
'''Основные выводы исследования:'''
* Работодатели отводят компетенции «клиентоориентированность» 2-е место в рейтинге, в то время как студенты и университеты ставят её на 12-е и 11-е места соответственно
* Студенты недооценивают важность компетенции «ориентация на результат» для успешной карьеры
* Существует значительный разрыв в понимании важности компетенции «следование правилам и процедурам» между работодателями и образовательным сообществом [https://journal.nark.ru/articles/proekty-i-partnery/issledovanie-profilya-nadprofessionalnykh-kompetentsiy-molodykh-spetsialistov/ <nowiki>[25]</nowiki>]
 
=== Мониторинг эффективности ===
 
Проект ведет постоянный мониторинг эффективности диагностики и развития компетенций студентов. Анализируются долгосрочные тенденции в оценке и развитии компетенций, изучается влияние проекта на качество подготовки выпускников [https://mgutm.ru/2025/09/25/czentr-kompetenczij-mgutu-prinyal-uchastie-v-kruglom-stole-prezidentskoj-platformy-rossiya-strana-vozmozhnostej/ <nowiki>[26]</nowiki>].
 
== Результаты реализации ==
 
=== Охват участников ===
 
По состоянию на октябрь 2025 года:
* '''1 миллион''' студентов прошли диагностику компетенций [https://tass.ru/obschestvo/24113961 <nowiki>[27]</nowiki>]
* '''263 университета''' участвуют в проекте [https://tass.ru/obschestvo/24113961 <nowiki>[28]</nowiki>]
* '''63 тысячи''' студентов получили паспорт компетенций [https://tass.ru/obschestvo/24113961 <nowiki>[29]</nowiki>]
* '''757 тысяч''' студентов вовлечены в проект [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/molodezhnaya-politika/86465/ <nowiki>[30]</nowiki>]
 
=== Партнерства с работодателями ===
 
Более '''300 крупных работодателей''' принимают паспорта компетенций как приложение к диплому. Среди крупнейших партнеров:
* Госкорпорация «Росатом» — учитывает паспорта при трудоустройстве и карьерном развитии
* ПАО «Газпром нефть» — использует результаты диагностики при отборе молодых специалистов
* Более '''128 партнерских организаций''' сотрудничают с центрами [https://fadm.gov.ru/news/rosmolodyezh-otobrala-regiony-dlya-sozdaniya-kruglogodichnykh-tsentrov-kompetentsiy-po-prioritetnym-/ <nowiki>[31]</nowiki>]
 
== Интересные факты ==
 
* '''Уфимский университет науки и технологий''' внедрил модуль «Саморазвитие», в рамках которого студенты работают в командах, а преподаватель оценивает профессиональные знания, а сотрудник Центра компетенций — «гибкие навыки». С 2025 года модуль стал обязательным для всех студентов вуза [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/molodezhnaya-politika/86465/ <nowiki>[32]</nowiki>]
 
* '''НИЯУ МИФИ''' расширил возможности получения Паспорта компетенций — теперь студенты могут получить документ во время обучения, а не только на выпускном курсе [https://softskills.rsv.ru/tpost/57yygb7kx1-mifi-rasshiril-vozmozhnosti-polucheniya <nowiki>[33]</nowiki>]
 
* В '''Москве''' открыты 25 Центров компетенций для карьерного и личностного развития студентов [https://softskills.rsv.ru/tpost/gm649h88o1-v-moskve-otkriti-25-tsentrov-kompetentsi <nowiki>[34]</nowiki>]


== Основные персоналии ==
== Основные персоналии ==
 
* '''Алексей Комиссаров''' — генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей». Является одним из ключевых руководителей, под чьим началом был запущен и развивается проект «Центры компетенций». Он неоднократно подчеркивал востребованность проекта среди университетов и студентов и его роль в создании кадрового резерва для страны [https://nark.ru/news/news_nark/rossiya-strana-vozmozhnostey-i-natsionalnoe-agents/ <nowiki>[4]</nowiki>].
* '''Бетин Андрей Анатольевич''' — генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей», руководитель проекта
* '''Дмитрий Гужеля''' — заместитель генерального директора АНО «Россия — страна возможностей». Курирует развитие проекта, отмечает его трансформацию от отдельных точек диагностики к комплексным «Центрам возможностей» и стратегическую важность создания региональных и отраслевых кластеров [https://softskills.rsv.ru/tpost/d8gealz3l1-tsentri-kompetentsii-draiver-razvitiya-m <nowiki>[5]</nowiki>].
* '''Гужеля Дмитрий Юрьевич''' — заместитель генерального директора АНО «Россия — страна возможностей»
* '''Сергей Кириенко''' — первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации. В своих выступлениях подчеркивает важность создания бесшовной системы поддержки и развития молодежи, частью которой являются проекты платформы «Россия — страна возможностей», включая Центры компетенций [https://fadm.gov.ru/news/8-samykh-interesnykh-produktov-foruma-territoriya-smyslov-predstavleny-na-rasshirennom-zasedanii-kom/ <nowiki>[9]</nowiki>].
* '''Петрова Ольга''' — заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
* '''Кучаев Артур''' — руководитель направления по реализации проекта «Центры компетенций» АНО «Россия — страна возможностей» [https://softskills.rsv.ru/tpost/gm649h88o1-v-moskve-otkriti-25-tsentrov-kompetentsi <nowiki>[35]</nowiki>]


== См. также ==
== См. также ==
* [[Платформа «Россия — страна возможностей»]]
* [[Платформа «Россия — страна возможностей»]]
* [[Автономная некоммерческая организация «Россия — страна возможностей»]]
* [[Автономная некоммерческая организация «Россия — страна возможностей»]]


== Ссылки ==
== Ссылки ==
[1] [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ Официальная страница проекта «Центры компетенций» на платформе «Россия – страна возможностей»]


[1] [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ Официальная страница проекта «Центры компетенций» на сайте АНО «Россия — страна возможностей»]
[2] [https://softskills.rsv.ru Официальный сайт проекта «Центры компетенций»]
 
[2] [https://tass.ru/obschestvo/24113961 К проекту "Центры компетенций" присоединились 1 млн студентов — ТАСС]
 
[3] [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/36807/ Создание центров компетенций на базе российских университетов — Минобрнауки России]
 
[4] [https://znanierussia.ru/articles/Россия_—_страна_возможностей Россия — страна возможностей — энциклопедия]
 
[5] [https://dspu.ru/2024/12971/ Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях — ДГПУ]
 
[6] [https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/575367055.pdf Исследование профиля надпрофессиональных компетенций — НИУ ВШЭ]
 
[7] [https://news.tsu.ru/projects/university-in-details/otsenka-i-razvitie-upravlencheskikh-kompetentsiy/ Оценка и развитие управленческих компетенций — ТГУ]
 
[8] [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/36807/ Экспертный совет проекта — Минобрнауки России]
 
[9] [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/molodezhnaya-politika/86465/ Университетские Центры компетенций подвели итоги года работы — Минобрнауки России]
 
[10] [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ Цели проекта «Центры компетенций»]
 
[11] [https://misis.ru/university/struktura-universiteta/centers/career-center/competencies/ Тестирование и развитие компетенций — НИТУ МИСИС]
 
[12] [https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/575367055.pdf Профиль надпрофессиональных компетенций студентов — НИУ ВШЭ]
 
[13] [https://dspu.ru/2024/12971/ Компетенции, оцениваемые в Центрах — ДГПУ]
 
[14] [https://humanities.fa.ru/jour/article/view/725?locale=ru_RU Методология оценки надпрофессиональных компетенций — Финансовый университет]
 
[15] [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ Процедура тестирования в Центрах компетенций]
 
[16] [https://softskills.rsv.ru/tpost/x2tilbpg61-rosatom-uchtyot-pasporta-kompetentsii-pr Росатом учтёт Паспорта компетенций при трудоустройстве]
 
[17] [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/molodezhnaya-politika/86465/ Паспорт компетенций при поступлении в магистратуру — Минобрнауки России]
 
[18] [https://softskills.rsv.ru/tpost/x2tilbpg61-rosatom-uchtyot-pasporta-kompetentsii-pr Использование паспортов компетенций в Росатоме]
 
[19] [https://skillbox.ru/media/education/pri-ustroystve-na-rabotu-vypuskniki-budut-predyavlyat-pasport-kompetenciy/ Паспорта компетенций при трудоустройстве — Skillbox]
 
[20] [https://rguts.ru/announcements/view/688 Обучающие программы Центра компетенций — РГУТИС]
 
[21] [https://rsv.ru/news/1/7014/ Первая встреча амбассадоров проекта «Центры компетенций»]
 
[22] [https://rsv.ru/news/1/7526/ Образовательное мероприятие «На одной волне с университетами – 2024»]
 
[23] [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/molodezhnaya-politika/86465/ Образовательные мероприятия для сотрудников вузов — Минобрнауки России]
 
[24] [https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/575367055.pdf Исследование профиля надпрофессиональных компетенций работодателей — НИУ ВШЭ]
 
[25] [https://journal.nark.ru/articles/proekty-i-partnery/issledovanie-profilya-nadprofessionalnykh-kompetentsiy-molodykh-spetsialistov/ Выводы исследования компетенций молодых специалистов — НАРК]
 
[26] [https://mgutm.ru/2025/09/25/czentr-kompetenczij-mgutu-prinyal-uchastie-v-kruglom-stole-prezidentskoj-platformy-rossiya-strana-vozmozhnostej/ Мониторинг эффективности проекта — МГУТУ]


[27] [https://tass.ru/obschestvo/24113961 1 миллион участников проекта — ТАСС]
[3] [https://softskills.rsv.ru/tpost/gm649h88o1-v-moskve-otkriti-25-tsentrov-kompetentsi В Москве открыты 25 Центров компетенций для карьерного и личностного развития студентов]


[28] [https://tass.ru/obschestvo/24113961 263 университета в проекте — ТАСС]
[4] [https://nark.ru/news/news_nark/rossiya-strana-vozmozhnostey-i-natsionalnoe-agents/ «Россия – страна возможностей» и Национальное агентство развития квалификаций договорились о сотрудничестве]


[29] [https://tass.ru/obschestvo/24113961 63 тысячи паспортов компетенций — ТАСС]
[5] [https://softskills.rsv.ru/tpost/d8gealz3l1-tsentri-kompetentsii-draiver-razvitiya-m Центры компетенций – драйвер развития молодежной политики в регионах]


[30] [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/molodezhnaya-politika/86465/ 757 тысяч студентов в проекте — Минобрнауки России]
[6] [https://misis.ru/university/struktura-universiteta/centers/career-center/competencies/ Тестирование и развитие компетенций (РСВ) в НИТУ МИСИС]


[31] [https://fadm.gov.ru/news/rosmolodyezh-otobrala-regiony-dlya-sozdaniya-kruglogodichnykh-tsentrov-kompetentsiy-po-prioritetnym-/ Партнерские организации проекта — Росмолодежь]
[7] [https://nnov.hse.ru/career/news/568500642.html Запустите свой персональный трек развития в Центре компетенций НИУ ВШЭ]


[32] [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/molodezhnaya-politika/86465/ Модуль «Саморазвитие» в Уфимском университете — Минобрнауки России]
[8] [https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/575367055.pdf Исследование профиля надпрофессиональных компетенций студентов ВУЗов Российской Федерации]


[33] [https://softskills.rsv.ru/tpost/57yygb7kx1-mifi-rasshiril-vozmozhnosti-polucheniya Расширение возможностей получения паспорта в МИФИ]
[9] [https://fadm.gov.ru/news/8-samykh-interesnykh-produktov-foruma-territoriya-smyslov-predstavleny-na-rasshirennom-zasedanii-kom/ 8 самых интересных продуктов форума «Территория смыслов» представлены на расширенном заседании]


[34] [https://softskills.rsv.ru/tpost/gm649h88o1-v-moskve-otkriti-25-tsentrov-kompetentsi 25 Центров компетенций в Москве]
[10] [https://www.hse.ru/data/2024/03/01/2082513678/%D0%9C%D0%B5%D1%80%D1%8B_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B8_%D1%80%D0%BE%D1%81.%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D0%B8-%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4-2.pdf Меры поддержки российской молодежи: актуальное состояние и приоритеты]


[35] [https://softskills.rsv.ru/tpost/gm649h88o1-v-moskve-otkriti-25-tsentrov-kompetentsi Основные персоналии проекта]
[11] [https://mollab.hse.ru/mirror/pubs/share/823942055.pdf Доклад о реализации молодёжной политики в России]


''Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.''
''Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.''


[[Категория:Молодежная политика России]]
[[Категория:Трудоустройство молодёжи]]
[[Категория:Образовательные проекты России]]
[[Категория:Образовательные программы]]
[[Категория:Профессиональная ориентация]]
[[Категория:Высшее образование в России]]
[[Категория:Развитие компетенций]]

Текущая версия от 14:55, 8 октября 2025

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Центры компетенций РСВ

Центры компетенций — это федеральный проект, реализуемый на базе российских образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования под эгидой президентской платформы АНО «Россия — страна возможностей» [1]. Проект представляет собой единую систему для диагностики и развития у студентов надпрофессиональных компетенций (soft skills), которые востребованы современным рынком труда. Главная цель — создание условий для самореализации каждого молодого человека через построение индивидуальных траекторий развития, что способствует его успешному карьерному и социальному росту [2]. Участниками проекта могут стать студенты вузов и колледжей в возрасте от 18 до 25 лет [1].

Проект решает несколько ключевых задач: предоставляет студентам инструменты для осознанного управления своим развитием, помогает образовательным учреждениям выпускать более адаптированных к рынку труда специалистов, а работодателям — находить мотивированные молодые кадры с подтвержденным уровнем развития компетенций [1]. На выходе участники получают «Паспорт компетенций» — цифровой документ, который отражает уровень владения гибкими навыками и может быть представлен работодателю в качестве конкурентного преимущества при трудоустройстве [3]. По состоянию на 2025 год, центры компетенций охватывают более 260 университетов во всех федеральных округах России [1].

История и развитие проекта

Проект «Центры компетенций» был запущен как инициатива АНО «Россия — страна возможностей» для системной работы с надпрофессиональными навыками студентов. Первые центры начали открываться в российских вузах в 2021 году. В июле того же года на заседании экспертного совета было объявлено о планах по открытию 25 центров, однако благодаря высокому спросу со стороны университетского сообщества их число быстро выросло [4]. К концу 2021 года проект уже насчитывал 41 центр компетенций в 21 регионе страны, охватив все федеральные округа. В проект было вовлечено более 70 тысяч студентов [4].

Изначально основной задачей была организация диагностики компетенций в отдельных университетах. Со временем, по мере вовлечения все большего числа вузов, проект трансформировался. Начался активный обмен опытом и лучшими практиками, что позволило перейти от модели отдельных центров к созданию целой экосистемы. Центры компетенций стали превращаться в «Центры возможностей», которые не только оценивают навыки, но и служат точкой входа для студентов во все проекты платформы «Россия — страна возможностей», способствуют развитию университетских команд и модернизации образовательных программ [5].

Следующим стратегическим шагом стало формирование отраслевых и региональных кластеров. Одним из успешных примеров стала модель единого регионального Центра компетенций в Оренбургской области, созданного на базе Министерства труда и занятости населения. Такой подход позволил решать комплексные задачи региона: снижение оттока кадров, формирование молодежного кадрового резерва и содействие трудоустройству молодежи в соответствии с запросами местных работодателей [5]. К 2024 году проект значительно расширился. Например, только в Москве было открыто 25 Центров компетенций [3]. Проект также начал активно интегрироваться с учреждениями среднего профессионального образования, в частности, на базе педагогических вузов, подведомственных Министерству просвещения РФ [5].

Цели и задачи

Проект «Центры компетенций» преследует многоуровневые цели, ориентированные на различные группы участников: студентов, образовательные организации, работодателей и регионы.

Для студентов [1][6]:

  • Оценка и развитие навыков: Получить объективную оценку своих надпрофессиональных компетенций (soft skills) с помощью валидных инструментов.
  • Формирование индивидуальной траектории развития (ИТР): На основе результатов диагностики построить персональный план развития, включающий образовательные курсы, тренинги и участие в проектах.
  • Повышение конкурентоспособности: Сформировать «Паспорт компетенций» — цифровой профиль, который служит дополнением к диплому и дает преимущество при трудоустройстве.
  • Карьерный рост: Получить доступ к базе вакансий, стажировок и проектов от ведущих работодателей-партнеров платформы «Россия — страна возможностей».

Для университета [1]:

  • Выпуск востребованных специалистов: Повысить качество подготовки выпускников, сделав их более адаптированными к требованиям современного рынка труда.
  • Модернизация образовательного процесса: Интегрировать инструменты оценки и развития soft skills в образовательные программы, повышая их практическую значимость.
  • Развитие университетской среды: Создать на своей базе площадку для самореализации студентов и укрепить связи с работодателями.

Для работодателей [1][3]:

  • Привлечение квалифицированных кадров: Получить доступ к базе данных студентов и выпускников, прошедших оценку, что упрощает подбор молодых специалистов с необходимыми компетенциями.
  • Снижение издержек на подбор: Сократить время и ресурсы на поиск и оценку кандидатов, так как «Паспорт компетенций» уже содержит информацию об уровне развития их soft skills.
  • Формирование кадрового резерва: Взаимодействовать с талантливой молодежью еще на этапе обучения, предлагая стажировки и участие в корпоративных проектах. Крупнейшие работодатели, такие как ГК «Росатом» и ПАО «Газпром нефть», уже активно используют «Паспорт компетенций» при найме [3].

Для субъектов РФ [1]:

  • Сохранение человеческого капитала: Снизить отток талантливой молодежи из регионов, предлагая им востребованные позиции и возможности для карьерного и социального развития на местах.
  • Развитие региональной экономики: Обеспечить местные предприятия квалифицированными кадрами, отвечающими запросам регионального рынка труда.

Методология и структура работы

Работа Центров компетенций строится на нескольких ключевых этапах, которые студент проходит для построения своей карьерной и образовательной траектории.

1. Регистрация и диагностика Первым шагом является регистрация студента на цифровой платформе «Россия — страна возможностей» [7]. После этого участнику открывается доступ к этапу диагностики. Он включает в себя 8 тестов для оценки надпрофессиональных компетенций. 4 из них являются базовыми (обязательными для прохождения), а 4 — дополнительными [1]. Тестирование можно проходить в удобное время и в любой последовательности.

Компетенции, которые оцениваются у студентов, включают [8][1]:

  • Лидерство
  • Управление командой
  • Клиентоориентированность
  • Коммуникация и влияние
  • Партнерство и сотрудничество
  • Ориентация на результат
  • Анализ информации и принятие решений
  • Планирование и организация
  • Следование правилам и процедурам
  • Стрессоустойчивость

2. Получение персонального отчета и «Паспорта компетенций» В течение 48 часов после прохождения всех тестов в личном кабинете участника формируется персональный отчет [1]. Этот отчет содержит подробный анализ уровня развития каждой компетенции, описание сильных сторон и зон для роста. На основе этих данных формируется «Паспорт компетенций» — цифровой документ, который можно скачать, прикрепить к резюме на карьерных порталах (например, hh.ru) или предъявить работодателю [3].

3. Формирование индивидуальной траектории развития (ИТР) На основе результатов диагностики платформа предлагает студенту сформировать индивидуальную траекторию развития. Она включает в себя подборку бесплатных образовательных курсов (базового и продвинутого уровней), участие в вебинарах, мастер-классах и проектах от партнеров АНО «Россия — страна возможностей» [2]. Прохождение этих мероприятий помогает «прокачать» западающие компетенции и усилить свои конкурентные преимущества.

4. Взаимодействие с работодателями Профиль студента, включающий «Паспорт компетенций» и информацию о пройденной ИТР, становится доступен работодателям-партнерам проекта [1]. Это открывает для студента доступ к целевым вакансиям, стажировкам и проектной работе, соответствующим его профилю и уровню подготовки. По данным АНО «Россия — страна возможностей», студенты, загрузившие результаты диагностики в свое резюме, получают значительно больше приглашений на собеседования [3].

Законодательная база и государственная поддержка

Деятельность Центров компетенций вписывается в общую стратегию государственной молодежной политики Российской Федерации. Хотя отдельного федерального закона, регулирующего непосредственно Центры компетенций, не существует, их работа соответствует целям и задачам, закрепленным в ключевых нормативно-правовых актах.

  • Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». Проект напрямую способствует реализации таких направлений молодежной политики, как содействие образованию, научной и научно-технической деятельности молодежи (ст. 6, п. 13), обеспечение гарантий в сфере труда и занятости (ст. 6, п. 18), выявление и поддержка одаренной молодежи (ст. 6, п. 16), а также развитие института наставничества (ст. 6, п. 17).
  • Национальный проект «Молодёжь и дети». Инициативы, подобные Центрам компетенций, являются важным элементом для достижения целей национального проекта. Он направлен на создание системы, способствующей самореализации молодежи и развитию ее потенциала [9].
  • Программа «Приоритет 2030». Эта программа государственной поддержки университетов способствует новому пониманию миссии центров карьеры в вузах, которые должны играть ключевую роль в формировании карьерных траекторий студентов. Центры компетенций являются одним из инструментов для реализации этой задачи [10].

Проект реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ. Создание сети Центров компетенций является частью более широкой государственной инициативы по построению социальных и карьерных лифтов для молодежи [11].

Основные персоналии

  • Алексей Комиссаров — генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей». Является одним из ключевых руководителей, под чьим началом был запущен и развивается проект «Центры компетенций». Он неоднократно подчеркивал востребованность проекта среди университетов и студентов и его роль в создании кадрового резерва для страны [4].
  • Дмитрий Гужеля — заместитель генерального директора АНО «Россия — страна возможностей». Курирует развитие проекта, отмечает его трансформацию от отдельных точек диагностики к комплексным «Центрам возможностей» и стратегическую важность создания региональных и отраслевых кластеров [5].
  • Сергей Кириенко — первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации. В своих выступлениях подчеркивает важность создания бесшовной системы поддержки и развития молодежи, частью которой являются проекты платформы «Россия — страна возможностей», включая Центры компетенций [9].

См. также

Ссылки

[1] Официальная страница проекта «Центры компетенций» на платформе «Россия – страна возможностей»

[2] Официальный сайт проекта «Центры компетенций»

[3] В Москве открыты 25 Центров компетенций для карьерного и личностного развития студентов

[4] «Россия – страна возможностей» и Национальное агентство развития квалификаций договорились о сотрудничестве

[5] Центры компетенций – драйвер развития молодежной политики в регионах

[6] Тестирование и развитие компетенций (РСВ) в НИТУ МИСИС

[7] Запустите свой персональный трек развития в Центре компетенций НИУ ВШЭ

[8] Исследование профиля надпрофессиональных компетенций студентов ВУЗов Российской Федерации

[9] 8 самых интересных продуктов форума «Территория смыслов» представлены на расширенном заседании

[10] Меры поддержки российской молодежи: актуальное состояние и приоритеты

[11] Доклад о реализации молодёжной политики в России

Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.