Центры компетенций РСВ: различия между версиями

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску
Новая страница: «12»
 
Нет описания правки
 
(не показано 8 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
12
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ'''
 
[[Файл: ЦКРСВ.jpg|мини|500x500пкс| Центры компетенций РСВ]]
 
'''Центры компетенций''' — это федеральный проект, реализуемый на базе российских образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования под эгидой президентской платформы АНО «Россия — страна возможностей» [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ <nowiki>[1]</nowiki>]. Проект представляет собой единую систему для диагностики и развития у студентов надпрофессиональных компетенций (soft skills), которые востребованы современным рынком труда. Главная цель — создание условий для самореализации каждого молодого человека через построение индивидуальных траекторий развития, что способствует его успешному карьерному и социальному росту [https://softskills.rsv.ru <nowiki>[2]</nowiki>]. Участниками проекта могут стать студенты вузов и колледжей в возрасте от 18 до 25 лет [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ <nowiki>[1]</nowiki>].
 
Проект решает несколько ключевых задач: предоставляет студентам инструменты для осознанного управления своим развитием, помогает образовательным учреждениям выпускать более адаптированных к рынку труда специалистов, а работодателям — находить мотивированные молодые кадры с подтвержденным уровнем развития компетенций [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ <nowiki>[1]</nowiki>]. На выходе участники получают «Паспорт компетенций» — цифровой документ, который отражает уровень владения гибкими навыками и может быть представлен работодателю в качестве конкурентного преимущества при трудоустройстве [https://softskills.rsv.ru/tpost/gm649h88o1-v-moskve-otkriti-25-tsentrov-kompetentsi <nowiki>[3]</nowiki>]. По состоянию на 2025 год, центры компетенций охватывают более 260 университетов во всех федеральных округах России [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ <nowiki>[1]</nowiki>].
 
== История и развитие проекта ==
Проект «Центры компетенций» был запущен как инициатива АНО «Россия — страна возможностей» для системной работы с надпрофессиональными навыками студентов. Первые центры начали открываться в российских вузах в 2021 году. В июле того же года на заседании экспертного совета было объявлено о планах по открытию 25 центров, однако благодаря высокому спросу со стороны университетского сообщества их число быстро выросло [https://nark.ru/news/news_nark/rossiya-strana-vozmozhnostey-i-natsionalnoe-agents/ <nowiki>[4]</nowiki>]. К концу 2021 года проект уже насчитывал 41 центр компетенций в 21 регионе страны, охватив все федеральные округа. В проект было вовлечено более 70 тысяч студентов [https://nark.ru/news/news_nark/rossiya-strana-vozmozhnostey-i-natsionalnoe-agents/ <nowiki>[4]</nowiki>].
 
Изначально основной задачей была организация диагностики компетенций в отдельных университетах. Со временем, по мере вовлечения все большего числа вузов, проект трансформировался. Начался активный обмен опытом и лучшими практиками, что позволило перейти от модели отдельных центров к созданию целой экосистемы. Центры компетенций стали превращаться в «Центры возможностей», которые не только оценивают навыки, но и служат точкой входа для студентов во все проекты платформы «Россия — страна возможностей», способствуют развитию университетских команд и модернизации образовательных программ [https://softskills.rsv.ru/tpost/d8gealz3l1-tsentri-kompetentsii-draiver-razvitiya-m <nowiki>[5]</nowiki>].
 
Следующим стратегическим шагом стало формирование отраслевых и региональных кластеров. Одним из успешных примеров стала модель единого регионального Центра компетенций в Оренбургской области, созданного на базе Министерства труда и занятости населения. Такой подход позволил решать комплексные задачи региона: снижение оттока кадров, формирование молодежного кадрового резерва и содействие трудоустройству молодежи в соответствии с запросами местных работодателей [https://softskills.rsv.ru/tpost/d8gealz3l1-tsentri-kompetentsii-draiver-razvitiya-m <nowiki>[5]</nowiki>]. К 2024 году проект значительно расширился. Например, только в Москве было открыто 25 Центров компетенций [https://softskills.rsv.ru/tpost/gm649h88o1-v-moskve-otkriti-25-tsentrov-kompetentsi <nowiki>[3]</nowiki>]. Проект также начал активно интегрироваться с учреждениями среднего профессионального образования, в частности, на базе педагогических вузов, подведомственных Министерству просвещения РФ [https://softskills.rsv.ru/tpost/d8gealz3l1-tsentri-kompetentsii-draiver-razvitiya-m <nowiki>[5]</nowiki>].
 
== Цели и задачи ==
Проект «Центры компетенций» преследует многоуровневые цели, ориентированные на различные группы участников: студентов, образовательные организации, работодателей и регионы.
 
'''Для студентов''' [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ <nowiki>[1]</nowiki>][https://misis.ru/university/struktura-universiteta/centers/career-center/competencies/ <nowiki>[6]</nowiki>]:
* '''Оценка и развитие навыков''': Получить объективную оценку своих надпрофессиональных компетенций (soft skills) с помощью валидных инструментов.
* '''Формирование индивидуальной траектории развития (ИТР)''': На основе результатов диагностики построить персональный план развития, включающий образовательные курсы, тренинги и участие в проектах.
* '''Повышение конкурентоспособности''': Сформировать «Паспорт компетенций» — цифровой профиль, который служит дополнением к диплому и дает преимущество при трудоустройстве.
* '''Карьерный рост''': Получить доступ к базе вакансий, стажировок и проектов от ведущих работодателей-партнеров платформы «Россия — страна возможностей».
 
'''Для университета''' [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ <nowiki>[1]</nowiki>]:
* '''Выпуск востребованных специалистов''': Повысить качество подготовки выпускников, сделав их более адаптированными к требованиям современного рынка труда.
* '''Модернизация образовательного процесса''': Интегрировать инструменты оценки и развития soft skills в образовательные программы, повышая их практическую значимость.
* '''Развитие университетской среды''': Создать на своей базе площадку для самореализации студентов и укрепить связи с работодателями.
 
'''Для работодателей''' [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ <nowiki>[1]</nowiki>][https://softskills.rsv.ru/tpost/gm649h88o1-v-moskve-otkriti-25-tsentrov-kompetentsi <nowiki>[3]</nowiki>]:
* '''Привлечение квалифицированных кадров''': Получить доступ к базе данных студентов и выпускников, прошедших оценку, что упрощает подбор молодых специалистов с необходимыми компетенциями.
* '''Снижение издержек на подбор''': Сократить время и ресурсы на поиск и оценку кандидатов, так как «Паспорт компетенций» уже содержит информацию об уровне развития их soft skills.
* '''Формирование кадрового резерва''': Взаимодействовать с талантливой молодежью еще на этапе обучения, предлагая стажировки и участие в корпоративных проектах. Крупнейшие работодатели, такие как ГК «Росатом» и ПАО «Газпром нефть», уже активно используют «Паспорт компетенций» при найме [https://softskills.rsv.ru/tpost/gm649h88o1-v-moskve-otkriti-25-tsentrov-kompetentsi <nowiki>[3]</nowiki>].
 
'''Для субъектов РФ''' [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ <nowiki>[1]</nowiki>]:
* '''Сохранение человеческого капитала''': Снизить отток талантливой молодежи из регионов, предлагая им востребованные позиции и возможности для карьерного и социального развития на местах.
* '''Развитие региональной экономики''': Обеспечить местные предприятия квалифицированными кадрами, отвечающими запросам регионального рынка труда.
 
== Методология и структура работы ==
Работа Центров компетенций строится на нескольких ключевых этапах, которые студент проходит для построения своей карьерной и образовательной траектории.
 
'''1. Регистрация и диагностика'''
Первым шагом является регистрация студента на цифровой платформе «Россия — страна возможностей» [https://nnov.hse.ru/career/news/568500642.html <nowiki>[7]</nowiki>]. После этого участнику открывается доступ к этапу диагностики. Он включает в себя 8 тестов для оценки надпрофессиональных компетенций. 4 из них являются базовыми (обязательными для прохождения), а 4 — дополнительными [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ <nowiki>[1]</nowiki>]. Тестирование можно проходить в удобное время и в любой последовательности.
 
Компетенции, которые оцениваются у студентов, включают [https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/575367055.pdf <nowiki>[8]</nowiki>][https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ <nowiki>[1]</nowiki>]:
* '''Лидерство'''
* '''Управление командой'''
* '''Клиентоориентированность'''
* '''Коммуникация и влияние'''
* '''Партнерство и сотрудничество'''
* '''Ориентация на результат'''
* '''Анализ информации и принятие решений'''
* '''Планирование и организация'''
* '''Следование правилам и процедурам'''
* '''Стрессоустойчивость'''
 
'''2. Получение персонального отчета и «Паспорта компетенций»'''
В течение 48 часов после прохождения всех тестов в личном кабинете участника формируется персональный отчет [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ <nowiki>[1]</nowiki>]. Этот отчет содержит подробный анализ уровня развития каждой компетенции, описание сильных сторон и зон для роста. На основе этих данных формируется «Паспорт компетенций» — цифровой документ, который можно скачать, прикрепить к резюме на карьерных порталах (например, hh.ru) или предъявить работодателю [https://softskills.rsv.ru/tpost/gm649h88o1-v-moskve-otkriti-25-tsentrov-kompetentsi <nowiki>[3]</nowiki>].
 
'''3. Формирование индивидуальной траектории развития (ИТР)'''
На основе результатов диагностики платформа предлагает студенту сформировать индивидуальную траекторию развития. Она включает в себя подборку бесплатных образовательных курсов (базового и продвинутого уровней), участие в вебинарах, мастер-классах и проектах от партнеров АНО «Россия — страна возможностей» [https://softskills.rsv.ru <nowiki>[2]</nowiki>]. Прохождение этих мероприятий помогает «прокачать» западающие компетенции и усилить свои конкурентные преимущества.
 
'''4. Взаимодействие с работодателями'''
Профиль студента, включающий «Паспорт компетенций» и информацию о пройденной ИТР, становится доступен работодателям-партнерам проекта [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ <nowiki>[1]</nowiki>]. Это открывает для студента доступ к целевым вакансиям, стажировкам и проектной работе, соответствующим его профилю и уровню подготовки. По данным АНО «Россия — страна возможностей», студенты, загрузившие результаты диагностики в свое резюме, получают значительно больше приглашений на собеседования [https://softskills.rsv.ru/tpost/gm649h88o1-v-moskve-otkriti-25-tsentrov-kompetentsi <nowiki>[3]</nowiki>].
 
== Законодательная база и государственная поддержка ==
Деятельность Центров компетенций вписывается в общую стратегию государственной молодежной политики Российской Федерации. Хотя отдельного федерального закона, регулирующего непосредственно Центры компетенций, не существует, их работа соответствует целям и задачам, закрепленным в ключевых нормативно-правовых актах.
 
* '''Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»'''. Проект напрямую способствует реализации таких направлений молодежной политики, как содействие образованию, научной и научно-технической деятельности молодежи (ст. 6, п. 13), обеспечение гарантий в сфере труда и занятости (ст. 6, п. 18), выявление и поддержка одаренной молодежи (ст. 6, п. 16), а также развитие института наставничества (ст. 6, п. 17).
 
* '''Национальный проект «Молодёжь и дети»'''. Инициативы, подобные Центрам компетенций, являются важным элементом для достижения целей национального проекта. Он направлен на создание системы, способствующей самореализации молодежи и развитию ее потенциала [https://fadm.gov.ru/news/8-samykh-interesnykh-produktov-foruma-territoriya-smyslov-predstavleny-na-rasshirennom-zasedanii-kom/ <nowiki>[9]</nowiki>].
 
* '''Программа «Приоритет 2030»'''. Эта программа государственной поддержки университетов способствует новому пониманию миссии центров карьеры в вузах, которые должны играть ключевую роль в формировании карьерных траекторий студентов. Центры компетенций являются одним из инструментов для реализации этой задачи [https://www.hse.ru/data/2024/03/01/2082513678/%D0%9C%D0%B5%D1%80%D1%8B_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B8_%D1%80%D0%BE%D1%81.%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D0%B8-%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4-2.pdf <nowiki>[10]</nowiki>].
 
Проект реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ. Создание сети Центров компетенций является частью более широкой государственной инициативы по построению социальных и карьерных лифтов для молодежи [https://mollab.hse.ru/mirror/pubs/share/823942055.pdf <nowiki>[11]</nowiki>].
 
== Основные персоналии ==
* '''Алексей Комиссаров''' — генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей». Является одним из ключевых руководителей, под чьим началом был запущен и развивается проект «Центры компетенций». Он неоднократно подчеркивал востребованность проекта среди университетов и студентов и его роль в создании кадрового резерва для страны [https://nark.ru/news/news_nark/rossiya-strana-vozmozhnostey-i-natsionalnoe-agents/ <nowiki>[4]</nowiki>].
* '''Дмитрий Гужеля''' — заместитель генерального директора АНО «Россия — страна возможностей». Курирует развитие проекта, отмечает его трансформацию от отдельных точек диагностики к комплексным «Центрам возможностей» и стратегическую важность создания региональных и отраслевых кластеров [https://softskills.rsv.ru/tpost/d8gealz3l1-tsentri-kompetentsii-draiver-razvitiya-m <nowiki>[5]</nowiki>].
* '''Сергей Кириенко''' — первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации. В своих выступлениях подчеркивает важность создания бесшовной системы поддержки и развития молодежи, частью которой являются проекты платформы «Россия — страна возможностей», включая Центры компетенций [https://fadm.gov.ru/news/8-samykh-interesnykh-produktov-foruma-territoriya-smyslov-predstavleny-na-rasshirennom-zasedanii-kom/ <nowiki>[9]</nowiki>].
 
== См. также ==
* [[Платформа «Россия — страна возможностей»]]
* [[Автономная некоммерческая организация «Россия — страна возможностей»]]
 
== Ссылки ==
[1] [https://rsv.ru/competitions/project/1/f9d73c66-a75b-4f01-bc37-287165289a9c/ Официальная страница проекта «Центры компетенций» на платформе «Россия – страна возможностей»]
 
[2] [https://softskills.rsv.ru Официальный сайт проекта «Центры компетенций»]
 
[3] [https://softskills.rsv.ru/tpost/gm649h88o1-v-moskve-otkriti-25-tsentrov-kompetentsi В Москве открыты 25 Центров компетенций для карьерного и личностного развития студентов]
 
[4] [https://nark.ru/news/news_nark/rossiya-strana-vozmozhnostey-i-natsionalnoe-agents/ «Россия – страна возможностей» и Национальное агентство развития квалификаций договорились о сотрудничестве]
 
[5] [https://softskills.rsv.ru/tpost/d8gealz3l1-tsentri-kompetentsii-draiver-razvitiya-m Центры компетенций – драйвер развития молодежной политики в регионах]
 
[6] [https://misis.ru/university/struktura-universiteta/centers/career-center/competencies/ Тестирование и развитие компетенций (РСВ) в НИТУ МИСИС]
 
[7] [https://nnov.hse.ru/career/news/568500642.html Запустите свой персональный трек развития в Центре компетенций НИУ ВШЭ]
 
[8] [https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/575367055.pdf Исследование профиля надпрофессиональных компетенций студентов ВУЗов Российской Федерации]
 
[9] [https://fadm.gov.ru/news/8-samykh-interesnykh-produktov-foruma-territoriya-smyslov-predstavleny-na-rasshirennom-zasedanii-kom/ 8 самых интересных продуктов форума «Территория смыслов» представлены на расширенном заседании]
 
[10] [https://www.hse.ru/data/2024/03/01/2082513678/%D0%9C%D0%B5%D1%80%D1%8B_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B8_%D1%80%D0%BE%D1%81.%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D0%B8-%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4-2.pdf Меры поддержки российской молодежи: актуальное состояние и приоритеты]
 
[11] [https://mollab.hse.ru/mirror/pubs/share/823942055.pdf Доклад о реализации молодёжной политики в России]
 
''Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.''
 
[[Категория:Трудоустройство молодёжи]]
[[Категория:Образовательные программы]]

Текущая версия от 14:55, 8 октября 2025

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Центры компетенций РСВ

Центры компетенций — это федеральный проект, реализуемый на базе российских образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования под эгидой президентской платформы АНО «Россия — страна возможностей» [1]. Проект представляет собой единую систему для диагностики и развития у студентов надпрофессиональных компетенций (soft skills), которые востребованы современным рынком труда. Главная цель — создание условий для самореализации каждого молодого человека через построение индивидуальных траекторий развития, что способствует его успешному карьерному и социальному росту [2]. Участниками проекта могут стать студенты вузов и колледжей в возрасте от 18 до 25 лет [1].

Проект решает несколько ключевых задач: предоставляет студентам инструменты для осознанного управления своим развитием, помогает образовательным учреждениям выпускать более адаптированных к рынку труда специалистов, а работодателям — находить мотивированные молодые кадры с подтвержденным уровнем развития компетенций [1]. На выходе участники получают «Паспорт компетенций» — цифровой документ, который отражает уровень владения гибкими навыками и может быть представлен работодателю в качестве конкурентного преимущества при трудоустройстве [3]. По состоянию на 2025 год, центры компетенций охватывают более 260 университетов во всех федеральных округах России [1].

История и развитие проекта

Проект «Центры компетенций» был запущен как инициатива АНО «Россия — страна возможностей» для системной работы с надпрофессиональными навыками студентов. Первые центры начали открываться в российских вузах в 2021 году. В июле того же года на заседании экспертного совета было объявлено о планах по открытию 25 центров, однако благодаря высокому спросу со стороны университетского сообщества их число быстро выросло [4]. К концу 2021 года проект уже насчитывал 41 центр компетенций в 21 регионе страны, охватив все федеральные округа. В проект было вовлечено более 70 тысяч студентов [4].

Изначально основной задачей была организация диагностики компетенций в отдельных университетах. Со временем, по мере вовлечения все большего числа вузов, проект трансформировался. Начался активный обмен опытом и лучшими практиками, что позволило перейти от модели отдельных центров к созданию целой экосистемы. Центры компетенций стали превращаться в «Центры возможностей», которые не только оценивают навыки, но и служат точкой входа для студентов во все проекты платформы «Россия — страна возможностей», способствуют развитию университетских команд и модернизации образовательных программ [5].

Следующим стратегическим шагом стало формирование отраслевых и региональных кластеров. Одним из успешных примеров стала модель единого регионального Центра компетенций в Оренбургской области, созданного на базе Министерства труда и занятости населения. Такой подход позволил решать комплексные задачи региона: снижение оттока кадров, формирование молодежного кадрового резерва и содействие трудоустройству молодежи в соответствии с запросами местных работодателей [5]. К 2024 году проект значительно расширился. Например, только в Москве было открыто 25 Центров компетенций [3]. Проект также начал активно интегрироваться с учреждениями среднего профессионального образования, в частности, на базе педагогических вузов, подведомственных Министерству просвещения РФ [5].

Цели и задачи

Проект «Центры компетенций» преследует многоуровневые цели, ориентированные на различные группы участников: студентов, образовательные организации, работодателей и регионы.

Для студентов [1][6]:

  • Оценка и развитие навыков: Получить объективную оценку своих надпрофессиональных компетенций (soft skills) с помощью валидных инструментов.
  • Формирование индивидуальной траектории развития (ИТР): На основе результатов диагностики построить персональный план развития, включающий образовательные курсы, тренинги и участие в проектах.
  • Повышение конкурентоспособности: Сформировать «Паспорт компетенций» — цифровой профиль, который служит дополнением к диплому и дает преимущество при трудоустройстве.
  • Карьерный рост: Получить доступ к базе вакансий, стажировок и проектов от ведущих работодателей-партнеров платформы «Россия — страна возможностей».

Для университета [1]:

  • Выпуск востребованных специалистов: Повысить качество подготовки выпускников, сделав их более адаптированными к требованиям современного рынка труда.
  • Модернизация образовательного процесса: Интегрировать инструменты оценки и развития soft skills в образовательные программы, повышая их практическую значимость.
  • Развитие университетской среды: Создать на своей базе площадку для самореализации студентов и укрепить связи с работодателями.

Для работодателей [1][3]:

  • Привлечение квалифицированных кадров: Получить доступ к базе данных студентов и выпускников, прошедших оценку, что упрощает подбор молодых специалистов с необходимыми компетенциями.
  • Снижение издержек на подбор: Сократить время и ресурсы на поиск и оценку кандидатов, так как «Паспорт компетенций» уже содержит информацию об уровне развития их soft skills.
  • Формирование кадрового резерва: Взаимодействовать с талантливой молодежью еще на этапе обучения, предлагая стажировки и участие в корпоративных проектах. Крупнейшие работодатели, такие как ГК «Росатом» и ПАО «Газпром нефть», уже активно используют «Паспорт компетенций» при найме [3].

Для субъектов РФ [1]:

  • Сохранение человеческого капитала: Снизить отток талантливой молодежи из регионов, предлагая им востребованные позиции и возможности для карьерного и социального развития на местах.
  • Развитие региональной экономики: Обеспечить местные предприятия квалифицированными кадрами, отвечающими запросам регионального рынка труда.

Методология и структура работы

Работа Центров компетенций строится на нескольких ключевых этапах, которые студент проходит для построения своей карьерной и образовательной траектории.

1. Регистрация и диагностика Первым шагом является регистрация студента на цифровой платформе «Россия — страна возможностей» [7]. После этого участнику открывается доступ к этапу диагностики. Он включает в себя 8 тестов для оценки надпрофессиональных компетенций. 4 из них являются базовыми (обязательными для прохождения), а 4 — дополнительными [1]. Тестирование можно проходить в удобное время и в любой последовательности.

Компетенции, которые оцениваются у студентов, включают [8][1]:

  • Лидерство
  • Управление командой
  • Клиентоориентированность
  • Коммуникация и влияние
  • Партнерство и сотрудничество
  • Ориентация на результат
  • Анализ информации и принятие решений
  • Планирование и организация
  • Следование правилам и процедурам
  • Стрессоустойчивость

2. Получение персонального отчета и «Паспорта компетенций» В течение 48 часов после прохождения всех тестов в личном кабинете участника формируется персональный отчет [1]. Этот отчет содержит подробный анализ уровня развития каждой компетенции, описание сильных сторон и зон для роста. На основе этих данных формируется «Паспорт компетенций» — цифровой документ, который можно скачать, прикрепить к резюме на карьерных порталах (например, hh.ru) или предъявить работодателю [3].

3. Формирование индивидуальной траектории развития (ИТР) На основе результатов диагностики платформа предлагает студенту сформировать индивидуальную траекторию развития. Она включает в себя подборку бесплатных образовательных курсов (базового и продвинутого уровней), участие в вебинарах, мастер-классах и проектах от партнеров АНО «Россия — страна возможностей» [2]. Прохождение этих мероприятий помогает «прокачать» западающие компетенции и усилить свои конкурентные преимущества.

4. Взаимодействие с работодателями Профиль студента, включающий «Паспорт компетенций» и информацию о пройденной ИТР, становится доступен работодателям-партнерам проекта [1]. Это открывает для студента доступ к целевым вакансиям, стажировкам и проектной работе, соответствующим его профилю и уровню подготовки. По данным АНО «Россия — страна возможностей», студенты, загрузившие результаты диагностики в свое резюме, получают значительно больше приглашений на собеседования [3].

Законодательная база и государственная поддержка

Деятельность Центров компетенций вписывается в общую стратегию государственной молодежной политики Российской Федерации. Хотя отдельного федерального закона, регулирующего непосредственно Центры компетенций, не существует, их работа соответствует целям и задачам, закрепленным в ключевых нормативно-правовых актах.

  • Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». Проект напрямую способствует реализации таких направлений молодежной политики, как содействие образованию, научной и научно-технической деятельности молодежи (ст. 6, п. 13), обеспечение гарантий в сфере труда и занятости (ст. 6, п. 18), выявление и поддержка одаренной молодежи (ст. 6, п. 16), а также развитие института наставничества (ст. 6, п. 17).
  • Национальный проект «Молодёжь и дети». Инициативы, подобные Центрам компетенций, являются важным элементом для достижения целей национального проекта. Он направлен на создание системы, способствующей самореализации молодежи и развитию ее потенциала [9].
  • Программа «Приоритет 2030». Эта программа государственной поддержки университетов способствует новому пониманию миссии центров карьеры в вузах, которые должны играть ключевую роль в формировании карьерных траекторий студентов. Центры компетенций являются одним из инструментов для реализации этой задачи [10].

Проект реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ. Создание сети Центров компетенций является частью более широкой государственной инициативы по построению социальных и карьерных лифтов для молодежи [11].

Основные персоналии

  • Алексей Комиссаров — генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей». Является одним из ключевых руководителей, под чьим началом был запущен и развивается проект «Центры компетенций». Он неоднократно подчеркивал востребованность проекта среди университетов и студентов и его роль в создании кадрового резерва для страны [4].
  • Дмитрий Гужеля — заместитель генерального директора АНО «Россия — страна возможностей». Курирует развитие проекта, отмечает его трансформацию от отдельных точек диагностики к комплексным «Центрам возможностей» и стратегическую важность создания региональных и отраслевых кластеров [5].
  • Сергей Кириенко — первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации. В своих выступлениях подчеркивает важность создания бесшовной системы поддержки и развития молодежи, частью которой являются проекты платформы «Россия — страна возможностей», включая Центры компетенций [9].

См. также

Ссылки

[1] Официальная страница проекта «Центры компетенций» на платформе «Россия – страна возможностей»

[2] Официальный сайт проекта «Центры компетенций»

[3] В Москве открыты 25 Центров компетенций для карьерного и личностного развития студентов

[4] «Россия – страна возможностей» и Национальное агентство развития квалификаций договорились о сотрудничестве

[5] Центры компетенций – драйвер развития молодежной политики в регионах

[6] Тестирование и развитие компетенций (РСВ) в НИТУ МИСИС

[7] Запустите свой персональный трек развития в Центре компетенций НИУ ВШЭ

[8] Исследование профиля надпрофессиональных компетенций студентов ВУЗов Российской Федерации

[9] 8 самых интересных продуктов форума «Территория смыслов» представлены на расширенном заседании

[10] Меры поддержки российской молодежи: актуальное состояние и приоритеты

[11] Доклад о реализации молодёжной политики в России

Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.