Программы социальной реабилитации: различия между версиями
AMyshkis (обсуждение | вклад) Новая страница: «'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' мини|500x500пкс|Социальный проект по реабилитации и адаптации молодежи в России '''Программы социальной реабилитации молодёжи''' — это комплекс мер, направленных на восста...» |
AMyshkis (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
| (не показана 21 промежуточная версия этого же участника) | |||
| Строка 1: | Строка 1: | ||
{{AI}} | |||
[[Файл:Social_rehabilitation_youth_russia.jpg|мини|500x500пкс|Занятия в студии «Психология» в отделении реабилитации молодых инвалидов ]] | |||
'''Программы социальной реабилитации''' — это комплекс мер и мероприятий, направленных на восстановление утраченных или несформированных социальных навыков, связей и статуса индивида, а также на его реинтеграцию в общество. В контексте российской молодежной политики эти программы ориентированы на различные категории молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), сирот, молодых людей с девиантным поведением и зависимостями. | |||
== Введение == | |||
Социальная реабилитация молодежи в современной России представляет собой многоуровневый процесс, объединяющий усилия государственных институтов, некоммерческих организаций и научного сообщества. Актуальность развития реабилитационных программ обусловлена необходимостью минимизации последствий социального исключения и дезадаптации. Согласно данным социологических исследований, успешность интеграции молодежи в социум напрямую зависит от своевременности оказания социально-психологической и педагогической помощи. | |||
Научный дискурс определяет социальную реабилитацию не просто как возвращение к «норме», но как процесс активного конструирования новой социальной реальности для индивида. Это особенно значимо для российской практики, где в последние десятилетия происходит переход от патерналистских моделей к субъект-субъектным отношениям, когда молодой человек становится активным участником собственного восстановления. Программы реализуются на базе различных учреждений, таких как [[Центры социального обслуживания молодёжи]] и [[Центры социальной помощи семье и детям]]. [https://discourse.elpub.ru/jour/article/download/327/349 <nowiki>[1]</nowiki>], [https://science-education.ru/pdf/2020/3/29815.pdf <nowiki>[2]</nowiki>]. | |||
== | == Теоретические основы и научные подходы == | ||
В | В российской науке социальная реабилитация рассматривается через призму нескольких ключевых подходов: деятельностного, аксиологического и системного. Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) предполагает, что восстановление социальных функций происходит через включение молодого человека в значимые виды деятельности — трудовую, учебную, волонтерскую. | ||
Аксиологический подход акцентирует внимание на формировании ценностных ориентаций. Исследования показывают, что у дезадаптированной молодежи часто нарушена иерархия ценностей, преобладают гедонистические установки при сниженной социальной ответственности. Программы, построенные на этом подходе, направлены на трансформацию ценностно-смысловой сферы личности. Системный подход предполагает комплексное воздействие на личность, объединяя медицинские, психологические, педагогические и социально-экономические меры. | |||
Важным теоретическим аспектом является понятие «реабилитационного потенциала» — совокупности биологических, психофизиологических и социально-средовых факторов, позволяющих прогнозировать успешность восстановления. Российские ученые выделяют уровни реабилитации: элементарный (восстановление навыков самообслуживания), профессиональный (восстановление трудоспособности) и социальный (полная интеграция в общество). [https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-molodezhi-metodologicheskie-podhody-i-empiricheskie-indikatory <nowiki>[3]</nowiki>], [https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/download/568595/pdf <nowiki>[4]</nowiki>]. | |||
== Технологии и методы социальной реабилитации == | |||
В современной российской практике используется широкий спектр технологий, которые можно классифицировать по механизму воздействия. Реализация этих технологий часто возлагается на [[Центры психолого-педагогической помощи населению]]. | |||
=== Социально-психологические технологии === | |||
Данная группа методов направлена на коррекцию психоэмоционального состояния. Широко применяются тренинги личностного роста, арт-терапия, сказкотерапия и психодрама. Для работы с посттравматическим стрессовым расстройством у молодежи из зон конфликтов или неблагополучных семей используются методы когнитивно-поведенческой терапии. Научные данные подтверждают эффективность групповых форм работы, создающих пространство безопасного социального экспериментирования. | |||
== | === Социально-педагогические технологии === | ||
Ключевым методом здесь выступает социальное проектирование. Вовлечение молодежи в разработку и реализацию социальных проектов позволяет сформировать субъектную позицию и навыки командной работы. Технология «равный — равному» (peer-to-peer) доказала свою эффективность в профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции, где специально подготовленные волонтеры-сверстники выступают трансляторами позитивных социальных норм. [[Информационно-консультационные службы для молодёжи]] часто используют этот метод в своей работе. | |||
=== Социально-трудовые технологии === | |||
Трудовая терапия и профориентация занимают центральное место в реабилитации инвалидов и сирот. Современные программы отходят от примитивного труда в сторону обучения востребованным цифровым и творческим компетенциям. Создание инклюзивных мастерских и тренировочных квартир позволяет моделировать реальные жизненные ситуации в защищенных условиях. [https://moluch.ru/archive/369/83040 <nowiki>[5]</nowiki>], [https://aksp.ru/work/sd/profilaktika_bez/files/1f.pdf <nowiki>[6]</nowiki>]. | |||
== Программы для молодежи с девиантным поведением == | |||
Реабилитация несовершеннолетних правонарушителей и молодежи с отклоняющимся поведением требует специфических подходов, сочетающих контроль и поддержку. | |||
=== Восстановительное правосудие === | |||
Одной из наиболее прогрессивных технологий, внедряемых в России, являются программы восстановительного правосудия. Службы примирения (медиации) работают над урегулированием конфликтов между правонарушителем и жертвой, фокусируясь не на наказании, а на заглаживании вреда и восстановлении отношений. Исследования показывают, что участие в программах примирения (например, «Круги сообщества») снижает уровень рецидивной преступности среди подростков на 15-20%. | |||
=== Проект «Шанс» и аналоги === | |||
Программы наставничества, такие как социальный проект «Шанс», реализуемый в ряде регионов, направлены на индивидуальное сопровождение «трудных» подростков значимыми взрослыми (спортсменами, ветеранами, общественными деятелями). Методика предполагает формирование устойчивой привязанности и позитивного примера для подражания. В рамках таких программ проводятся военно-патриотические сборы, спортивные турниры и образовательные интенсивы, целью которых является замещение деструктивных досуговых практик просоциальными. [https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2012_n4/56611 <nowiki>[7]</nowiki>], [https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/application/item?id=82b76dc1-fa86-4bcb-8506-e64218773b23 <nowiki>[8]</nowiki>]. | |||
== | == Реабилитация детей-сирот и лиц из числа детей-сирот == | ||
Выпускники интернатных учреждений сталкиваются с серьезными трудностями при входе в самостоятельную жизнь. [[Служба социального сопровождения замещающих семей]] играет здесь вспомогательную роль, однако основной упор делается на постинтернатное сопровождение. | |||
=== Постинтернатное сопровождение === | |||
* | Технология постинтернатного сопровождения включает в себя помощь в решении жилищных вопросов, трудоустройстве и юридическом консультировании. Эффективной практикой является создание «тренировочных квартир» или «социальных гостиниц», где выпускники под присмотром кураторов осваивают навыки ведения домашнего хозяйства, планирования бюджета и взаимодействия с госучреждениями. | ||
=== Технология наставничества === | |||
Научно обоснованная методология наставничества для сирот предполагает длительное (не менее года) взаимодействие пары «наставник-подопечный». Исследования благотворительных фондов и академических институтов подтверждают, что наличие внешнего наставника (не сотрудника учреждения) значительно повышает уровень социальной компетентности выпускников и снижает риски виктимизации. [https://grans.hse.ru/mirror/pubs/share/788408466.pdf <nowiki>[9]</nowiki>], [https://centr-nashi-deti.gov35.ru/about/information/dostupnaya%20sreda/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%E2%84%96%204.pdf <nowiki>[10]</nowiki>]. | |||
== Программы для молодежи с ограниченными возможностями здоровья == | |||
Социальная реабилитация молодых инвалидов направлена на преодоление социальной изоляции и формирование независимого образа жизни. | |||
=== Сопровождаемое проживание === | |||
Инновационной для России является модель сопровождаемого проживания, которая выступает альтернативой психоневрологическим интернатам. В рамках этой модели малые группы молодых людей с ментальной инвалидностью проживают в обычных квартирах или домах при поддержке социальных работников. Успешные практики реализации таких программ в регионах (например, опыт Псковской области и Санкт-Петербурга) демонстрируют значительный прогресс в развитии коммуникативных навыков и навыков самообслуживания у участников. | |||
=== Профессиональная реабилитация === | |||
Специализированные программы, такие как движение «Абилимпикс», способствуют профессиональной ориентации и мотивации к труду. Научные центры (например, ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта) разрабатывают методики эргономики рабочих мест и психофизиологического сопровождения трудовой деятельности инвалидов. Важным элементом является создание защищенных мастерских, где молодые люди могут работать в адаптированных условиях. [https://opni.nso.ru/page/1845 <nowiki>[11]</nowiki>], [https://rehabperm.ru/wp-content/uploads/2018/05/Sbornik.pdf?ysclid=mi98d371v551966751 <nowiki>[12]</nowiki>]. | |||
== Реабилитация при зависимом поведении == | |||
Программы реабилитации нарко- и алкозависимой молодежи в России интегрируют медицинские и социальные компоненты. | |||
=== Терапевтические сообщества и «12 шагов» === | |||
Модель терапевтического сообщества, адаптированная к российским условиям, предполагает длительное проживание в замкнутой среде, где основным реабилитационным фактором выступает сама группа. Программа «12 шагов», широко используемая в реабилитационных центрах, фокусируется на духовном перерождении личности и принятии ответственности за свою жизнь. Важным этапом является ресоциализация — постепенный выход из закрытого учреждения в социум при поддержке групп взаимопомощи. [[Государственная система социального обеспечения молодых семей]] также может быть задействована в поддержке семей, где есть молодые люди, проходящие реабилитацию. [https://narkzdrav.ru/12-shagov <nowiki>[13]</nowiki>], [https://www.czm.su/reabilitaciya-narkozavisimyh <nowiki>[14]</nowiki>]. | |||
== Оценка эффективности программ == | |||
Вопрос оценки эффективности программ социальной реабилитации является предметом активных научных дискуссий. Традиционные количественные показатели (число трудоустроенных, отсутствие рецидивов) дополняются качественными критериями. | |||
Ученые выделяют следующие индикаторы эффективности: | |||
* '''Субъективное благополучие:''' уровень удовлетворенности жизнью, психоэмоциональное состояние. | |||
* '''Социальная компетентность:''' способность выстраивать конструктивные отношения, разрешать конфликты. | |||
* '''Ресурсность:''' наличие внешних и внутренних ресурсов для преодоления трудностей. | |||
Мониторинговые исследования показывают, что комплексные программы, сочетающие индивидуальный подход с групповой работой и постпрограммным сопровождением, демонстрируют наиболее устойчивые результаты. Лонгитюдные исследования, проводимые российскими университетами, позволяют отслеживать траектории участников программ на протяжении нескольких лет, подтверждая долгосрочный эффект качественной реабилитации. [https://psyjournal.spbu.ru/article/download/18327/12780 <nowiki>[15]</nowiki>], [https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-effektivnosti-realizuemyh-programm-i-proektov-v-oblasti-molodezhnoy-politiki-v-rossiyskih-obrazovatelnyh-organizatsiyah/viewer <nowiki>[16]</nowiki>]. | |||
== См. также == | == См. также == | ||
| Строка 50: | Строка 82: | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
[2] [https:// | [1] [https://discourse.elpub.ru/jour/article/download/327/349 Ценностные приоритеты современной молодежи в социальной адаптации (Научная статья)] | ||
[2] [https://science-education.ru/pdf/2020/3/29815.pdf Социально-педагогическая реабилитация в психолого-педагогических исследованиях] | |||
[3] [https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-molodezhi-metodologicheskie-podhody-i-empiricheskie-indikatory Социальная адаптация молодежи: методологические подходы и эмпирические индикаторы] | |||
[4] [https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/download/568595/pdf Социализация младших школьников и молодежи: обновленные приоритеты] | |||
[5] [https://moluch.ru/archive/369/83040 Технологии социальной работы с несовершеннолетними из групп риска] | |||
[6] [https://aksp.ru/work/sd/profilaktika_bez/files/1f.pdf Социальная реабилитация несовершеннолетних: технологии и методы] | |||
[7] [https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2012_n4/56611 Программы восстановительного правосудия в России] | |||
[8] [https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/application/item?id=82b76dc1-fa86-4bcb-8506-e64218773b23 Социальный проект «Шанс»: профилактика девиантного поведения] | |||
[9] [https://grans.hse.ru/mirror/pubs/share/788408466.pdf Наставничество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Исследование ВШЭ)] | |||
[10] [https://centr-nashi-deti.gov35.ru/about/information/dostupnaya%20sreda/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%E2%84%96%204.pdf Наставничество в учреждении для детей-сирот: сборник методических материалов] | |||
[ | [11] [https://opni.nso.ru/page/1845 Программы сопровождаемого проживания в Новосибирской области] | ||
[ | [12] [https://rehabperm.ru/wp-content/uploads/2018/05/Sbornik.pdf?ysclid=mi98d371v551966751 Технологии реабилитации: наука и практика] | ||
[ | [13] [https://narkzdrav.ru/12-shagov Реабилитация по программе «12 шагов»: методика и принципы] | ||
[ | [14] [https://www.czm.su/reabilitaciya-narkozavisimyh Терапевтические сообщества в реабилитации зависимых] | ||
[ | [15] [https://psyjournal.spbu.ru/article/download/18327/12780 Оценка эффективности программ психологической реабилитации (Вестник СПбГУ)] | ||
[16] [https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-effektivnosti-realizuemyh-programm-i-proektov-v-oblasti-molodezhnoy-politiki-v-rossiyskih-obrazovatelnyh-organizatsiyah/viewer Мониторинг эффективности реализуемых программ и проектов в области молодежной политики в российских образовательных организациях] | |||
[[Категория:Социальные услуги]] | [[Категория:Социальные услуги]] | ||
[[Категория:Государственные программы]] | [[Категория:Государственные программы]] | ||
Текущая версия от 22:14, 21 ноября 2025
Статья создана с использованием языковой модели ИИ на основе открытых источников, ожидает проверки экспертного сообщества |

Программы социальной реабилитации — это комплекс мер и мероприятий, направленных на восстановление утраченных или несформированных социальных навыков, связей и статуса индивида, а также на его реинтеграцию в общество. В контексте российской молодежной политики эти программы ориентированы на различные категории молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), сирот, молодых людей с девиантным поведением и зависимостями.
Введение
Социальная реабилитация молодежи в современной России представляет собой многоуровневый процесс, объединяющий усилия государственных институтов, некоммерческих организаций и научного сообщества. Актуальность развития реабилитационных программ обусловлена необходимостью минимизации последствий социального исключения и дезадаптации. Согласно данным социологических исследований, успешность интеграции молодежи в социум напрямую зависит от своевременности оказания социально-психологической и педагогической помощи.
Научный дискурс определяет социальную реабилитацию не просто как возвращение к «норме», но как процесс активного конструирования новой социальной реальности для индивида. Это особенно значимо для российской практики, где в последние десятилетия происходит переход от патерналистских моделей к субъект-субъектным отношениям, когда молодой человек становится активным участником собственного восстановления. Программы реализуются на базе различных учреждений, таких как Центры социального обслуживания молодёжи и Центры социальной помощи семье и детям. [1], [2].
Теоретические основы и научные подходы
В российской науке социальная реабилитация рассматривается через призму нескольких ключевых подходов: деятельностного, аксиологического и системного. Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) предполагает, что восстановление социальных функций происходит через включение молодого человека в значимые виды деятельности — трудовую, учебную, волонтерскую.
Аксиологический подход акцентирует внимание на формировании ценностных ориентаций. Исследования показывают, что у дезадаптированной молодежи часто нарушена иерархия ценностей, преобладают гедонистические установки при сниженной социальной ответственности. Программы, построенные на этом подходе, направлены на трансформацию ценностно-смысловой сферы личности. Системный подход предполагает комплексное воздействие на личность, объединяя медицинские, психологические, педагогические и социально-экономические меры.
Важным теоретическим аспектом является понятие «реабилитационного потенциала» — совокупности биологических, психофизиологических и социально-средовых факторов, позволяющих прогнозировать успешность восстановления. Российские ученые выделяют уровни реабилитации: элементарный (восстановление навыков самообслуживания), профессиональный (восстановление трудоспособности) и социальный (полная интеграция в общество). [3], [4].
Технологии и методы социальной реабилитации
В современной российской практике используется широкий спектр технологий, которые можно классифицировать по механизму воздействия. Реализация этих технологий часто возлагается на Центры психолого-педагогической помощи населению.
Социально-психологические технологии
Данная группа методов направлена на коррекцию психоэмоционального состояния. Широко применяются тренинги личностного роста, арт-терапия, сказкотерапия и психодрама. Для работы с посттравматическим стрессовым расстройством у молодежи из зон конфликтов или неблагополучных семей используются методы когнитивно-поведенческой терапии. Научные данные подтверждают эффективность групповых форм работы, создающих пространство безопасного социального экспериментирования.
Социально-педагогические технологии
Ключевым методом здесь выступает социальное проектирование. Вовлечение молодежи в разработку и реализацию социальных проектов позволяет сформировать субъектную позицию и навыки командной работы. Технология «равный — равному» (peer-to-peer) доказала свою эффективность в профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции, где специально подготовленные волонтеры-сверстники выступают трансляторами позитивных социальных норм. Информационно-консультационные службы для молодёжи часто используют этот метод в своей работе.
Социально-трудовые технологии
Трудовая терапия и профориентация занимают центральное место в реабилитации инвалидов и сирот. Современные программы отходят от примитивного труда в сторону обучения востребованным цифровым и творческим компетенциям. Создание инклюзивных мастерских и тренировочных квартир позволяет моделировать реальные жизненные ситуации в защищенных условиях. [5], [6].
Программы для молодежи с девиантным поведением
Реабилитация несовершеннолетних правонарушителей и молодежи с отклоняющимся поведением требует специфических подходов, сочетающих контроль и поддержку.
Восстановительное правосудие
Одной из наиболее прогрессивных технологий, внедряемых в России, являются программы восстановительного правосудия. Службы примирения (медиации) работают над урегулированием конфликтов между правонарушителем и жертвой, фокусируясь не на наказании, а на заглаживании вреда и восстановлении отношений. Исследования показывают, что участие в программах примирения (например, «Круги сообщества») снижает уровень рецидивной преступности среди подростков на 15-20%.
Проект «Шанс» и аналоги
Программы наставничества, такие как социальный проект «Шанс», реализуемый в ряде регионов, направлены на индивидуальное сопровождение «трудных» подростков значимыми взрослыми (спортсменами, ветеранами, общественными деятелями). Методика предполагает формирование устойчивой привязанности и позитивного примера для подражания. В рамках таких программ проводятся военно-патриотические сборы, спортивные турниры и образовательные интенсивы, целью которых является замещение деструктивных досуговых практик просоциальными. [7], [8].
Реабилитация детей-сирот и лиц из числа детей-сирот
Выпускники интернатных учреждений сталкиваются с серьезными трудностями при входе в самостоятельную жизнь. Служба социального сопровождения замещающих семей играет здесь вспомогательную роль, однако основной упор делается на постинтернатное сопровождение.
Постинтернатное сопровождение
Технология постинтернатного сопровождения включает в себя помощь в решении жилищных вопросов, трудоустройстве и юридическом консультировании. Эффективной практикой является создание «тренировочных квартир» или «социальных гостиниц», где выпускники под присмотром кураторов осваивают навыки ведения домашнего хозяйства, планирования бюджета и взаимодействия с госучреждениями.
Технология наставничества
Научно обоснованная методология наставничества для сирот предполагает длительное (не менее года) взаимодействие пары «наставник-подопечный». Исследования благотворительных фондов и академических институтов подтверждают, что наличие внешнего наставника (не сотрудника учреждения) значительно повышает уровень социальной компетентности выпускников и снижает риски виктимизации. [9], [10].
Программы для молодежи с ограниченными возможностями здоровья
Социальная реабилитация молодых инвалидов направлена на преодоление социальной изоляции и формирование независимого образа жизни.
Сопровождаемое проживание
Инновационной для России является модель сопровождаемого проживания, которая выступает альтернативой психоневрологическим интернатам. В рамках этой модели малые группы молодых людей с ментальной инвалидностью проживают в обычных квартирах или домах при поддержке социальных работников. Успешные практики реализации таких программ в регионах (например, опыт Псковской области и Санкт-Петербурга) демонстрируют значительный прогресс в развитии коммуникативных навыков и навыков самообслуживания у участников.
Профессиональная реабилитация
Специализированные программы, такие как движение «Абилимпикс», способствуют профессиональной ориентации и мотивации к труду. Научные центры (например, ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта) разрабатывают методики эргономики рабочих мест и психофизиологического сопровождения трудовой деятельности инвалидов. Важным элементом является создание защищенных мастерских, где молодые люди могут работать в адаптированных условиях. [11], [12].
Реабилитация при зависимом поведении
Программы реабилитации нарко- и алкозависимой молодежи в России интегрируют медицинские и социальные компоненты.
Терапевтические сообщества и «12 шагов»
Модель терапевтического сообщества, адаптированная к российским условиям, предполагает длительное проживание в замкнутой среде, где основным реабилитационным фактором выступает сама группа. Программа «12 шагов», широко используемая в реабилитационных центрах, фокусируется на духовном перерождении личности и принятии ответственности за свою жизнь. Важным этапом является ресоциализация — постепенный выход из закрытого учреждения в социум при поддержке групп взаимопомощи. Государственная система социального обеспечения молодых семей также может быть задействована в поддержке семей, где есть молодые люди, проходящие реабилитацию. [13], [14].
Оценка эффективности программ
Вопрос оценки эффективности программ социальной реабилитации является предметом активных научных дискуссий. Традиционные количественные показатели (число трудоустроенных, отсутствие рецидивов) дополняются качественными критериями.
Ученые выделяют следующие индикаторы эффективности:
- Субъективное благополучие: уровень удовлетворенности жизнью, психоэмоциональное состояние.
- Социальная компетентность: способность выстраивать конструктивные отношения, разрешать конфликты.
- Ресурсность: наличие внешних и внутренних ресурсов для преодоления трудностей.
Мониторинговые исследования показывают, что комплексные программы, сочетающие индивидуальный подход с групповой работой и постпрограммным сопровождением, демонстрируют наиболее устойчивые результаты. Лонгитюдные исследования, проводимые российскими университетами, позволяют отслеживать траектории участников программ на протяжении нескольких лет, подтверждая долгосрочный эффект качественной реабилитации. [15], [16].
См. также
- Центры социального обслуживания молодёжи
- Центры социальной помощи семье и детям
- Государственная система социального обеспечения молодых семей
- Центры психолого-педагогической помощи населению
- Служба социального сопровождения замещающих семей
- Информационно-консультационные службы для молодёжи
Ссылки
[1] Ценностные приоритеты современной молодежи в социальной адаптации (Научная статья)
[2] Социально-педагогическая реабилитация в психолого-педагогических исследованиях
[3] Социальная адаптация молодежи: методологические подходы и эмпирические индикаторы
[4] Социализация младших школьников и молодежи: обновленные приоритеты
[5] Технологии социальной работы с несовершеннолетними из групп риска
[6] Социальная реабилитация несовершеннолетних: технологии и методы
[7] Программы восстановительного правосудия в России
[8] Социальный проект «Шанс»: профилактика девиантного поведения
[9] Наставничество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Исследование ВШЭ)
[10] Наставничество в учреждении для детей-сирот: сборник методических материалов
[11] Программы сопровождаемого проживания в Новосибирской области
[12] Технологии реабилитации: наука и практика
[13] Реабилитация по программе «12 шагов»: методика и принципы
[14] Терапевтические сообщества в реабилитации зависимых
[15] Оценка эффективности программ психологической реабилитации (Вестник СПбГУ)