Программы медиаграмотности для молодёжи: различия между версиями
Elina (обсуждение | вклад) Новая страница: «```text '''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' мини|500x500пкс|Молодые люди участвуют в мастер-классе по созданию медиаконтента '''Программы медиаграмотности для молодёжи в России''' — комплекс современных образовате...» |
Elina (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
| (не показано 6 промежуточных версий 3 участников) | |||
| Строка 1: | Строка 1: | ||
{{AI}} | |||
[[Файл:Media_Literacy_Youth_Russia.jpg|мини|500x500пкс|Молодые люди участвуют в мастер-классе по созданию медиаконтента]] | [[Файл:Media_Literacy_Youth_Russia.jpg|мини|500x500пкс|Молодые люди участвуют в мастер-классе по созданию медиаконтента в г.Тамбов]] | ||
'''Программы медиаграмотности для молодёжи в России''' — комплекс современных образовательных, просветительских и практических мер, ориентированных на формирование у подростков и молодых людей критического мышления, устойчивых ценностей и ответственного поведения в цифровой среде. В XXI веке медиаграмотность становится ключевой компетенцией не только для личной безопасности, но и для успешной профессиональной и социальной реализации молодежи в России, поскольку интернет и новые медиа составляют основу повседневной жизни, образования, досуга и гражданской активности молодого поколения | '''Программы медиаграмотности для молодёжи в России''' — комплекс современных образовательных, просветительских и практических мер, ориентированных на формирование у подростков и молодых людей критического мышления, устойчивых ценностей и ответственного поведения в цифровой среде. В XXI веке медиаграмотность становится ключевой компетенцией не только для личной безопасности, но и для успешной профессиональной и социальной реализации молодежи в России, поскольку интернет и новые медиа составляют основу повседневной жизни, образования, досуга и гражданской активности молодого поколения[https://kavtoday.ru/article/9187 <nowiki>[1]</nowiki>][http://kemschool24.ru/docs/mediagramot.pdf <nowiki>[2]</nowiki>]. | ||
Согласно аналитике ВЦИОМ (2025 год), '''96% подростков 12–17 лет используют интернет ежедневно'''; среди детей 4–11 лет — этот показатель составляет до 99%, хотя ежедневное использование постепенно возрастает с возрастом. Главным каналом потребления медиаконтента для молодежи становится смартфон (есть у 92% подростков), а почти четверть интернет-времени подростки тратят на социальные сети, ещё 22% — на видеохостинги (YouTube, RuTube, TikTok), 20% — на мессенджеры[https://adindex.ru/publication/analitics/search/2025/03/4/331414.phtml <nowiki>[3]</nowiki>]. Для «цифрового поколения» характерны клиповое мышление, тенденция к «микродозированному» потреблению информации, а треть молодых россиян активно комментируют и обсуждают новости онлайн[https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/informacionnyi-marafon-kak-i-zachem-rossijane-chitajut-novosti-v-2025-godu <nowiki>[4]</nowiki>]. | |||
Согласно аналитике ВЦИОМ (2025 год), '''96% подростков 12–17 лет используют интернет ежедневно'''; среди детей 4–11 лет — этот показатель составляет до 99%, хотя ежедневное использование постепенно возрастает с возрастом. Главным каналом потребления медиаконтента для молодежи становится смартфон (есть у 92% подростков), а почти четверть интернет-времени подростки тратят на социальные сети, ещё 22% — на видеохостинги (YouTube, RuTube, TikTok), 20% — на мессенджеры[https://adindex.ru/publication/analitics/search/2025/03/4/331414.phtml <nowiki>[3]</nowiki>]. Для «цифрового поколения» характерны клиповое мышление, тенденция к «микродозированному» потреблению информации, а треть молодых россиян активно комментируют и обсуждают новости онлайн[https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/informacionnyi-marafon-kak-i-zachem-rossijane-chitajut-novosti-v-2025-godu <nowiki>[ | |||
Одновременно растут риски: эксперты отмечают, что подростки все чаще сталкиваются в интернете с кибербуллингом, агрессией, фейками, манипуляциями, угрозами мошенничества и вовлечением в деструктивные субкультуры[http://kemschool24.ru/docs/mediagramot.pdf <nowiki>[ | Одновременно растут риски: эксперты отмечают, что подростки все чаще сталкиваются в интернете с кибербуллингом, агрессией, фейками, манипуляциями, угрозами мошенничества и вовлечением в деструктивные субкультуры[http://kemschool24.ru/docs/mediagramot.pdf <nowiki>[2]</nowiki>][https://s.top-technologies.ru/pdf/2021/8/38798.pdf <nowiki>[5]</nowiki>]. | ||
== Законодательная база == | == Законодательная база == | ||
Медиаграмотность в России регламентируется совокупностью федеральных законов и стратегических документов: | Медиаграмотность в России регламентируется совокупностью федеральных законов и стратегических документов: | ||
* '''Закон РФ "О средствах массовой информации"''' ограничивает распространение деструктивного, экстремистского, порнографического и иного вредного для молодежи контента[https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ <nowiki>[ | * '''Закон РФ "О средствах массовой информации"''' ограничивает распространение деструктивного, экстремистского, порнографического и иного вредного для молодежи контента[https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ <nowiki>[6]</nowiki>]. | ||
* '''Федеральный закон № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"''' устанавливает требования по маркировке медиа, возрастным ограничениям и защите от вредоносной информации. | * '''Федеральный закон № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"''' устанавливает требования по маркировке медиа, возрастным ограничениям и защите от вредоносной информации. | ||
* '''Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года''' непосредственно определяет медиаграмотность одной из современных компетенций. Дополнительная правовая проработка реализуется субъектами РФ. | * '''Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года''' непосредственно определяет медиаграмотность одной из современных компетенций. Дополнительная правовая проработка реализуется субъектами РФ. | ||
* '''Методические рекомендации Минпросвещения РФ и Роскомнадзора''' закрепляют необходимость профилактики киберугроз и обучения цифровой гигиене в школах и вузах[https://rkn.gov.ru/press/news/news73190.htm <nowiki>[ | * '''Методические рекомендации Минпросвещения РФ и Роскомнадзора''' закрепляют необходимость профилактики киберугроз и обучения цифровой гигиене в школах и вузах[https://rkn.gov.ru/press/news/news73190.htm <nowiki>[7]</nowiki>]. | ||
* Министерство науки и образования определяет повышение медиакомпетенций преподавателей как стратегическое направление развития образования[https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/97812/ <nowiki>[ | * Министерство науки и образования определяет повышение медиакомпетенций преподавателей как стратегическое направление развития образования[https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/97812/ <nowiki>[8]</nowiki>]. | ||
== Основные направления и форматы программ == | == Основные направления и форматы программ == | ||
| Строка 24: | Строка 22: | ||
* Онлайн-курсы, массовые практикумы, хакатоны и открытые олимпиады по медиакоммуникациям. | * Онлайн-курсы, массовые практикумы, хакатоны и открытые олимпиады по медиакоммуникациям. | ||
* Интерактивные мастер-классы, квесты, игровые тренинги и медиафорумы в федеральных и региональных лагерях и образовательных центрах («Артек», «Орленок», «Сириус»). | * Интерактивные мастер-классы, квесты, игровые тренинги и медиафорумы в федеральных и региональных лагерях и образовательных центрах («Артек», «Орленок», «Сириус»). | ||
* Программы волонтерства и наставничества — медиаволонтеры обучают сверстников цифровой гигиене и основам создания качественного контента[https://mosvolonter.ru/programs/media <nowiki>[ | * Программы волонтерства и наставничества — медиаволонтеры обучают сверстников цифровой гигиене и основам создания качественного контента[https://mosvolonter.ru/programs/media <nowiki>[9]</nowiki>]. | ||
* Поддержка молодых журналистов, блогеров, медиатренеров — создание медиаотрядов, медиацентров, конкурсных площадок для самостоятельных проектов. | * Поддержка молодых журналистов, блогеров, медиатренеров — создание медиаотрядов, медиацентров, конкурсных площадок для самостоятельных проектов. | ||
== Крупнейшие проекты, кейсы, события == | == Крупнейшие проекты, кейсы, события == | ||
'''Федеральный и международный масштаб''' | '''Федеральный и международный масштаб''' | ||
* '''Международный медиафорум «Артек»''' — в 2024–2025 годах собрал более 300 юных журналистов, блогеров и медиатренеров из России и СНГ. Форум проводится Лигой юных журналистов совместно с МДЦ «Артек», включает медиаквесты, молодежные редакции («ОстровА», «Артек-ТВ»), подкасты, соревнования и тренинги по цифровой гигиене[https://ynpress.com/archives/34692 <nowiki>[ | * '''Международный медиафорум «Артек»''' — в 2024–2025 годах собрал более 300 юных журналистов, блогеров и медиатренеров из России и СНГ. Форум проводится Лигой юных журналистов совместно с МДЦ «Артек», включает медиаквесты, молодежные редакции («ОстровА», «Артек-ТВ»), подкасты, соревнования и тренинги по цифровой гигиене[https://ynpress.com/archives/34692 <nowiki>[10]</nowiki>][https://ppsjournal.rsu-rzn.ru/wp-content/uploads/ППП-2-ИТОГ.pdf <nowiki>[11]</nowiki>]. | ||
* '''Медиашкола — «Школа медиаграмотности» Лиги безопасного интернета:''' 1-я школа открыта в Краснодаре (2023), к 2024 году проведено 508 очных и онлайн-лекций, 19770 детей получили сертификаты цифровой грамотности[https://ligainternet.ru/pervoj-v-rossii-shkole-mediagramotnosti-ispolnilsya-god/ <nowiki>[ | * '''Медиашкола — «Школа медиаграмотности» Лиги безопасного интернета:''' 1-я школа открыта в Краснодаре (2023), к 2024 году проведено 508 очных и онлайн-лекций, 19770 детей получили сертификаты цифровой грамотности[https://ligainternet.ru/pervoj-v-rossii-shkole-mediagramotnosti-ispolnilsya-god/ <nowiki>[12]</nowiki>]. | ||
* '''«Мастерская новых медиа», «Поколение медиа», «Good Stuff», «Telling Stories» (ВШЭ), форум «МедиаДвиж» — крупнейшие ежегодные форумы и профильные медиафестивали[https://mosmolodezh.ru/mediadvizh/ <nowiki>[13]</nowiki>][https://news.tsu.ru/calendar-of-events/23-24-maya-mediafestival-good-stuff-gud-staff/ <nowiki>[ | * '''«Мастерская новых медиа», «Поколение медиа», «Good Stuff», «Telling Stories» (ВШЭ), форум «МедиаДвиж»''' — крупнейшие ежегодные форумы и профильные медиафестивали[https://mosmolodezh.ru/mediadvizh/ <nowiki>[13]</nowiki>][https://news.tsu.ru/calendar-of-events/23-24-maya-mediafestival-good-stuff-gud-staff/ <nowiki>[14]</nowiki>][https://www.hse.ru/ba/journ/courses/839670780.html <nowiki>[15]</nowiki>][https://5uglov.ru/post/16659_obrazovatelnie_platformi_dlya_nachinauschih_zhurnalistov_i_ne_tolko <nowiki>[16]</nowiki>]. В Москве в дни фестиваля на ВДНХ — до 49 тысяч участников, сотни практикумов, выступления десятков первых лиц медиаиндустрии[https://www.mos.ru/news/item/143388073 <nowiki>[17]</nowiki>]. | ||
* '''«Медиашкола для молодежи» (МО МИР, СПбГУТ)''' — онлайн-программы по журналистике, сторителлингу, работе с фото/видео и SMM[https://www.sut.ru/bonchevents/889-media-shkola-dlya-molodezhi <nowiki>[ | * '''«Медиашкола для молодежи» (МО МИР, СПбГУТ)''' — онлайн-программы по журналистике, сторителлингу, работе с фото/видео и SMM[https://www.sut.ru/bonchevents/889-media-shkola-dlya-molodezhi <nowiki>[18]</nowiki>]. | ||
* '''Медиавожатые и медиаотряды''' — специальные смены и олимпиады для учащихся на площадках МДЦ «Артек», ВДЦ «Орлёнок», форума «ЮНПРЕСС» и др.[https://xn--80aakddprjetwc0akm.xn--p1ai/medialeader <nowiki>[ | * '''Медиавожатые и медиаотряды''' — специальные смены и олимпиады для учащихся на площадках МДЦ «Артек», ВДЦ «Орлёнок», форума «ЮНПРЕСС» и др.[https://xn--80aakddprjetwc0akm.xn--p1ai/medialeader <nowiki>[19]</nowiki>][https://edu.gov.ru/press/4612/v-arteke-yunye-zhurnalisty-obuchayutsya-tonkostyam-sovremennyh-mediaprofessiy/ <nowiki>[20]</nowiki>]. | ||
'''Региональные практики''' | '''Региональные практики''' | ||
* Медиакластеры, сетевые конкурсы для юных лидеров, тематические смены, цифровые уроки, грантовые лаборатории в регионах Кузбасса, Татарстана, Тюменской, Свердловской, Рязанской, Ростовской областей, на базе сотен школ и колледжей[https://xn--n1ach.xn--80af5akm8c.xn--p1ai/project?id=449 <nowiki>[ | * Медиакластеры, сетевые конкурсы для юных лидеров, тематические смены, цифровые уроки, грантовые лаборатории в регионах Кузбасса, Татарстана, Тюменской, Свердловской, Рязанской, Ростовской областей, на базе сотен школ и колледжей[https://xn--n1ach.xn--80af5akm8c.xn--p1ai/project?id=449 <nowiki>[21]</nowiki>]. | ||
* Программы, реализуемые «Движением Первых», «Волонтёрами Победы», национальными центрами социально-гуманитарного образования. | * Программы, реализуемые «Движением Первых», «Волонтёрами Победы», национальными центрами социально-гуманитарного образования. | ||
| Строка 48: | Строка 46: | ||
== Образовательные платформы и курсы == | == Образовательные платформы и курсы == | ||
* Курс «Медиаграмотность и искусственный интеллект в практике учителя» от «Знание.Академия» — учит педагогов проверять достоверность информации, развивать критическое мышление у школьников и интегрировать цифровые инструменты и ИИ в образовательный процесс[https://rsv.ru/education/course/1/3648/ <nowiki>[ | * Курс «Медиаграмотность и искусственный интеллект в практике учителя» от «Знание.Академия» — учит педагогов проверять достоверность информации, развивать критическое мышление у школьников и интегрировать цифровые инструменты и ИИ в образовательный процесс[https://rsv.ru/education/course/1/3648/ <nowiki>[22]</nowiki>]. | ||
* Бесплатные онлайн-курсы: платформа Stepik («Журналистика и медиаграмотность»), Инфоурок, Akademia TASS — для школьников, студентов и молодых профессионалов[https://5uglov.ru/post/16659_obrazovatelnie_platformi_dlya_nachinauschih_zhurnalistov_i_ne_tolko <nowiki>[ | * Бесплатные онлайн-курсы: платформа Stepik («Журналистика и медиаграмотность»), Инфоурок, Akademia TASS — для школьников, студентов и молодых профессионалов[https://5uglov.ru/post/16659_obrazovatelnie_platformi_dlya_nachinauschih_zhurnalistov_i_ne_tolko <nowiki>[16]</nowiki>]. | ||
* Дополнительные образовательные ресурсы — сайты «Добро.Университет», «Россия – страна возможностей», платформы «Другое дело» и др. | * Дополнительные образовательные ресурсы — сайты «Добро.Университет», «Россия – страна возможностей», платформы «Другое дело» и др. | ||
== Вовлечение блогеров, кейсы профориентации, цифровая культура == | == Вовлечение блогеров, кейсы профориентации, цифровая культура == | ||
* В рамках форумов и смен проводится взаимодействие молодых людей с известными блогерами, создание совместных социальных проектов, журналистских расследований, медиакроссов и VR-интервью («Тик-ток поможет», «По душам», «Хотите — верьте, хотите — нет»)[https://cgitc.ru/media/osobennosti-virtualnogo-prostranstva-i-tsifrovaya-gigiena-dlya-detey-molodezhnyy-tsifrovoy-ombudsmen/ <nowiki>[ | * В рамках форумов и смен проводится взаимодействие молодых людей с известными блогерами, создание совместных социальных проектов, журналистских расследований, медиакроссов и VR-интервью («Тик-ток поможет», «По душам», «Хотите — верьте, хотите — нет»)[https://cgitc.ru/media/osobennosti-virtualnogo-prostranstva-i-tsifrovaya-gigiena-dlya-detey-molodezhnyy-tsifrovoy-ombudsmen/ <nowiki>[23]</nowiki>][https://ynpress.com/archives/125195 <nowiki>[24]</nowiki>]. | ||
* Специальные секции по цифровой гигиене, профориентации и этике дают практические навыки информационной безопасности и уважительного поведения в сетях и медиасреде. | * Специальные секции по цифровой гигиене, профориентации и этике дают практические навыки информационной безопасности и уважительного поведения в сетях и медиасреде. | ||
== Результаты и эффективность == | == Результаты и эффективность == | ||
* Только за 2023–24 годы по России проведено более 3400 очных и онлайн-уроков медиаграмотности и цифровой гигиены, охвачено 117,939 детей[https://ligainternet.ru/pervoj-v-rossii-shkole-mediagramotnosti-ispolnilsya-god/ <nowiki>[ | * Только за 2023–24 годы по России проведено более 3400 очных и онлайн-уроков медиаграмотности и цифровой гигиены, охвачено 117,939 детей[https://ligainternet.ru/pervoj-v-rossii-shkole-mediagramotnosti-ispolnilsya-god/ <nowiki>[12]</nowiki>]. | ||
* Более 53% молодых россиян хотя бы иногда создают и публикуют медиаконтент для широкой аудитории, молодёжь становится активным субъектом цифровой коммуникации[https://xn--80aakddprjetwc0akm.xn--p1ai <nowiki>[ | * Более 53% молодых россиян хотя бы иногда создают и публикуют медиаконтент для широкой аудитории, молодёжь становится активным субъектом цифровой коммуникации[https://xn--80aakddprjetwc0akm.xn--p1ai <nowiki>[25]</nowiki>][https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zhivushchie-v-seti-ili-mediapotreblenie-sovremennoi-molodezhi <nowiki>[26]</nowiki>]. | ||
== Исследования и аналитика == | == Исследования и аналитика == | ||
Актуальность и эффективность медиапросветительских программ подтверждаются регулярными социологическими исследованиями (ВЦИОМ, MediaScope, РАНХиГС, МГУ, МГПУ и др.), анализом цифровых следов и медиаактивности молодёжи, изучением кейсов самореализации участников форумов и олимпиад, а также мониторингом успешных медиаинициатив на площадках России[https://ru.rudn.ru/media/news/science/mediagramotnost--russkaya-natsionalnaya-ideya-/ <nowiki>[ | Актуальность и эффективность медиапросветительских программ подтверждаются регулярными социологическими исследованиями (ВЦИОМ, MediaScope, РАНХиГС, МГУ, МГПУ и др.), анализом цифровых следов и медиаактивности молодёжи, изучением кейсов самореализации участников форумов и олимпиад, а также мониторингом успешных медиаинициатив на площадках России[https://ru.rudn.ru/media/news/science/mediagramotnost--russkaya-natsionalnaya-ideya-/ <nowiki>[27]</nowiki>][https://mediamonitormsu.ru/editions/russian/medialmanakh/mediaobrazovanie-mediagramotnost-i-mediapotreblenie-molodezhi-obzor-sovremennykh-issledovaniy/ <nowiki>[28]</nowiki>]. | ||
== Интересные факты == | == Интересные факты == | ||
| Строка 75: | Строка 73: | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
[1] [https:// | [1] [https://kavtoday.ru/article/9187 Всероссийский проект для подростков «МедиаЛето» — Кавказ Сегодня] | ||
[2] [ | [2] [http://kemschool24.ru/docs/mediagramot.pdf Программа внеурочной деятельности «Медиаграмотность»] | ||
[3] [https://adindex.ru/publication/analitics/search/2025/03/4/331414.phtml Тренды медиапотребления аудитории 4–17 лет в 2025 году] | [3] [https://adindex.ru/publication/analitics/search/2025/03/4/331414.phtml Тренды медиапотребления аудитории 4–17 лет в 2025 году] | ||
[4] [https:// | [4] [https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/informacionnyi-marafon-kak-i-zachem-rossijane-chitajut-novosti-v-2025-godu Аналитика ВЦИОМ: медиапотребление россиян 2025] | ||
[5] [https:// | [5] [https://s.top-technologies.ru/pdf/2021/8/38798.pdf MASS EDUCATIONAL ONLINE COURSES – NEW DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT] | ||
[6] [https:// | [6] [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ Закон РФ «О средствах массовой информации» (СМИ) — КонсультантПлюс] | ||
[7] [ | [7] [https://rkn.gov.ru/press/news/news73190.htm О требованиях закона «О СМИ», направленных на защиту интересов детей — официальный сайт Роскомнадзора] | ||
[8] [https:// | [8] [https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/97812/ Стартовал проект «Поколение медиа» — официальный сайт Минобрнауки России] | ||
[9] [https:// | [9] [https://mosvolonter.ru/programs/media Медиаволонтёрство — ресурсный центр «Мосволонтёр»] | ||
[10] [https:// | [10] [https://ynpress.com/archives/34692 III Международный юношеский медиафорум «Артек»] | ||
[11] [https:// | [11] [https://ppsjournal.rsu-rzn.ru/wp-content/uploads/ППП-2-ИТОГ.pdf Научная аналитика о молодежных медиапрактиках] | ||
[12] [https:// | [12] [https://ligainternet.ru/pervoj-v-rossii-shkole-mediagramotnosti-ispolnilsya-god/ Первая в России «Школа медиаграмотности» Лиги безопасного интернета] | ||
[13] [https://mosmolodezh.ru/mediadvizh/ Форум «МедиаДвиж»] | [13] [https://mosmolodezh.ru/mediadvizh/ Форум «МедиаДвиж»] | ||
[14] [https:// | [14] [https://news.tsu.ru/calendar-of-events/23-24-maya-mediafestival-good-stuff-gud-staff/ Медиафестиваль Good Stuff (ТГУ)] | ||
[15] [https:// | [15] [https://www.hse.ru/ba/journ/courses/839670780.html Курс «Медиаграмотность 2023 и 2024 учебного года», ВШЭ] | ||
[16] [https:// | [16] [https://5uglov.ru/post/16659_obrazovatelnie_platformi_dlya_nachinauschih_zhurnalistov_i_ne_tolko Курсы и платформы по журналистике и медиаграмотности] | ||
[17] [https:// | [17] [https://www.mos.ru/news/item/143388073 Московский медиафестиваль — официальный сайт Правительства Москвы] | ||
[18] [https:// | [18] [https://www.sut.ru/bonchevents/889-media-shkola-dlya-molodezhi Медиа-школа для молодежи — СПбГУТ] | ||
[19] [https:// | [19] [https://xn--80aakddprjetwc0akm.xn--p1ai/medialeader Медиавожатый – Международный медиафорум «Артек»] | ||
[20] [https:// | [20] [https://edu.gov.ru/press/4612/v-arteke-yunye-zhurnalisty-obuchayutsya-tonkostyam-sovremennyh-mediaprofessiy/ Юные журналисты — медиафорум в Артеке, сайт Минпросвещения] | ||
[21] [https:// | [21] [https://xn--n1ach.xn--80af5akm8c.xn--p1ai/project?id=449 Проект «Медиаграмотность – актуальный тренд» — Фонд президентских грантов] | ||
[22] [https:// | [22] [https://rsv.ru/education/course/1/3648/ Курс «Медиаграмотность и искусственный интеллект», знание.академия] | ||
[23] [https:// | [23] [https://cgitc.ru/media/osobennosti-virtualnogo-prostranstva-i-tsifrovaya-gigiena-dlya-detey-molodezhnyy-tsifrovoy-ombudsmen/ Цифровая гигиена и молодежный цифровой омбудсмен в Артеке] | ||
[24] [https:// | [24] [https://ynpress.com/archives/125195 Юные журналисты реализуют медиапроекты в «Артеке»] | ||
[25] [https:// | [25] [https://xn--80aakddprjetwc0akm.xn--p1ai/ Международный медиафорум «Артек» — Лига юных журналистов] | ||
[26] [https:// | [26] [https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zhivushchie-v-seti-ili-mediapotreblenie-sovremennoi-molodezhi Живущие в сети: медиапотребление современной молодежи — аналитика ВЦИОМ] | ||
[27] [https:// | [27] [https://ru.rudn.ru/media/news/science/mediagramotnost--russkaya-natsionalnaya-ideya-/ Медиаграмотность — русская национальная идея? Аналитика РУДН] | ||
[28] [https:// | [28] [https://mediamonitormsu.ru/editions/russian/medialmanakh/mediaobrazovanie-mediagramotnost-i-mediapotreblenie-molodezhi-obzor-sovremennykh-issledovaniy/ Медиаобразование, медиаграмотность и медиапотребление молодежи: обзор современных исследований — Меди@льманах] | ||
[[Категория:Медиа и контент]] | [[Категория:Медиа и контент]] | ||
[[Категория:Государственные программы]] | [[Категория:Государственные программы]] | ||
``` | ``` | ||
Текущая версия от 15:21, 3 ноября 2025
Статья создана с использованием языковой модели ИИ на основе открытых источников, ожидает проверки экспертного сообщества |

Программы медиаграмотности для молодёжи в России — комплекс современных образовательных, просветительских и практических мер, ориентированных на формирование у подростков и молодых людей критического мышления, устойчивых ценностей и ответственного поведения в цифровой среде. В XXI веке медиаграмотность становится ключевой компетенцией не только для личной безопасности, но и для успешной профессиональной и социальной реализации молодежи в России, поскольку интернет и новые медиа составляют основу повседневной жизни, образования, досуга и гражданской активности молодого поколения[1][2].
Согласно аналитике ВЦИОМ (2025 год), 96% подростков 12–17 лет используют интернет ежедневно; среди детей 4–11 лет — этот показатель составляет до 99%, хотя ежедневное использование постепенно возрастает с возрастом. Главным каналом потребления медиаконтента для молодежи становится смартфон (есть у 92% подростков), а почти четверть интернет-времени подростки тратят на социальные сети, ещё 22% — на видеохостинги (YouTube, RuTube, TikTok), 20% — на мессенджеры[3]. Для «цифрового поколения» характерны клиповое мышление, тенденция к «микродозированному» потреблению информации, а треть молодых россиян активно комментируют и обсуждают новости онлайн[4].
Одновременно растут риски: эксперты отмечают, что подростки все чаще сталкиваются в интернете с кибербуллингом, агрессией, фейками, манипуляциями, угрозами мошенничества и вовлечением в деструктивные субкультуры[2][5].
Законодательная база
Медиаграмотность в России регламентируется совокупностью федеральных законов и стратегических документов:
- Закон РФ "О средствах массовой информации" ограничивает распространение деструктивного, экстремистского, порнографического и иного вредного для молодежи контента[6].
- Федеральный закон № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает требования по маркировке медиа, возрастным ограничениям и защите от вредоносной информации.
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года непосредственно определяет медиаграмотность одной из современных компетенций. Дополнительная правовая проработка реализуется субъектами РФ.
- Методические рекомендации Минпросвещения РФ и Роскомнадзора закрепляют необходимость профилактики киберугроз и обучения цифровой гигиене в школах и вузах[7].
- Министерство науки и образования определяет повышение медиакомпетенций преподавателей как стратегическое направление развития образования[8].
Основные направления и форматы программ
Масштабные программы медиаграмотности охватывают школьников, студентов, педагогов и молодёжных лидеров по всей России:
- Интеграция медиаграмотности в школьное и вузовское образование (обязательные и внеурочные курсы, элективы, спецсеминары).
- Онлайн-курсы, массовые практикумы, хакатоны и открытые олимпиады по медиакоммуникациям.
- Интерактивные мастер-классы, квесты, игровые тренинги и медиафорумы в федеральных и региональных лагерях и образовательных центрах («Артек», «Орленок», «Сириус»).
- Программы волонтерства и наставничества — медиаволонтеры обучают сверстников цифровой гигиене и основам создания качественного контента[9].
- Поддержка молодых журналистов, блогеров, медиатренеров — создание медиаотрядов, медиацентров, конкурсных площадок для самостоятельных проектов.
Крупнейшие проекты, кейсы, события
Федеральный и международный масштаб
- Международный медиафорум «Артек» — в 2024–2025 годах собрал более 300 юных журналистов, блогеров и медиатренеров из России и СНГ. Форум проводится Лигой юных журналистов совместно с МДЦ «Артек», включает медиаквесты, молодежные редакции («ОстровА», «Артек-ТВ»), подкасты, соревнования и тренинги по цифровой гигиене[10][11].
- Медиашкола — «Школа медиаграмотности» Лиги безопасного интернета: 1-я школа открыта в Краснодаре (2023), к 2024 году проведено 508 очных и онлайн-лекций, 19770 детей получили сертификаты цифровой грамотности[12].
- «Мастерская новых медиа», «Поколение медиа», «Good Stuff», «Telling Stories» (ВШЭ), форум «МедиаДвиж» — крупнейшие ежегодные форумы и профильные медиафестивали[13][14][15][16]. В Москве в дни фестиваля на ВДНХ — до 49 тысяч участников, сотни практикумов, выступления десятков первых лиц медиаиндустрии[17].
- «Медиашкола для молодежи» (МО МИР, СПбГУТ) — онлайн-программы по журналистике, сторителлингу, работе с фото/видео и SMM[18].
- Медиавожатые и медиаотряды — специальные смены и олимпиады для учащихся на площадках МДЦ «Артек», ВДЦ «Орлёнок», форума «ЮНПРЕСС» и др.[19][20].
Региональные практики
- Медиакластеры, сетевые конкурсы для юных лидеров, тематические смены, цифровые уроки, грантовые лаборатории в регионах Кузбасса, Татарстана, Тюменской, Свердловской, Рязанской, Ростовской областей, на базе сотен школ и колледжей[21].
- Программы, реализуемые «Движением Первых», «Волонтёрами Победы», национальными центрами социально-гуманитарного образования.
Цифровая гигиена и критическое мышление
Современные «цифровые уроки» учат молодых россиян:
- отличать фейк от достоверной информации;
- осознавать особенности цифрового следа;
- защищать свои персональные данные;
- бороться с буллингом и манипулятивным контентом;
- создавать собственные медиапродукты — подкасты, видео, онлайн-журналы.
Образовательные платформы и курсы
- Курс «Медиаграмотность и искусственный интеллект в практике учителя» от «Знание.Академия» — учит педагогов проверять достоверность информации, развивать критическое мышление у школьников и интегрировать цифровые инструменты и ИИ в образовательный процесс[22].
- Бесплатные онлайн-курсы: платформа Stepik («Журналистика и медиаграмотность»), Инфоурок, Akademia TASS — для школьников, студентов и молодых профессионалов[16].
- Дополнительные образовательные ресурсы — сайты «Добро.Университет», «Россия – страна возможностей», платформы «Другое дело» и др.
Вовлечение блогеров, кейсы профориентации, цифровая культура
- В рамках форумов и смен проводится взаимодействие молодых людей с известными блогерами, создание совместных социальных проектов, журналистских расследований, медиакроссов и VR-интервью («Тик-ток поможет», «По душам», «Хотите — верьте, хотите — нет»)[23][24].
- Специальные секции по цифровой гигиене, профориентации и этике дают практические навыки информационной безопасности и уважительного поведения в сетях и медиасреде.
Результаты и эффективность
- Только за 2023–24 годы по России проведено более 3400 очных и онлайн-уроков медиаграмотности и цифровой гигиены, охвачено 117,939 детей[12].
- Более 53% молодых россиян хотя бы иногда создают и публикуют медиаконтент для широкой аудитории, молодёжь становится активным субъектом цифровой коммуникации[25][26].
Исследования и аналитика
Актуальность и эффективность медиапросветительских программ подтверждаются регулярными социологическими исследованиями (ВЦИОМ, MediaScope, РАНХиГС, МГУ, МГПУ и др.), анализом цифровых следов и медиаактивности молодёжи, изучением кейсов самореализации участников форумов и олимпиад, а также мониторингом успешных медиаинициатив на площадках России[27][28].
Интересные факты
- В компетенции медиаграмотности в 2025 году по международным тестам российская молодежь демонстрирует устойчивый рост, занимая ведущие позиции среди стран СНГ.
- ЮНПРЕСС, Лига юных журналистов и «Артек» ежегодно реализуют более 10 совместных медиаотрядов.
- C 2023 года активно развиваются региональные центры цифровой грамотности, а МГПУ и Институт педагогики РАН внедряют сертификацию медиатренеров для школ.
- Около 20% победителей медиашкол и олимпиад выбирают профессию в области медиа, коммуникаций и ИТ.
См. также
Ссылки
[1] Всероссийский проект для подростков «МедиаЛето» — Кавказ Сегодня
[2] Программа внеурочной деятельности «Медиаграмотность»
[3] Тренды медиапотребления аудитории 4–17 лет в 2025 году
[4] Аналитика ВЦИОМ: медиапотребление россиян 2025
[5] MASS EDUCATIONAL ONLINE COURSES – NEW DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
[6] Закон РФ «О средствах массовой информации» (СМИ) — КонсультантПлюс
[8] Стартовал проект «Поколение медиа» — официальный сайт Минобрнауки России
[9] Медиаволонтёрство — ресурсный центр «Мосволонтёр»
[10] III Международный юношеский медиафорум «Артек»
[11] Научная аналитика о молодежных медиапрактиках
[12] Первая в России «Школа медиаграмотности» Лиги безопасного интернета
[13] Форум «МедиаДвиж»
[14] Медиафестиваль Good Stuff (ТГУ)
[15] Курс «Медиаграмотность 2023 и 2024 учебного года», ВШЭ
[16] Курсы и платформы по журналистике и медиаграмотности
[17] Московский медиафестиваль — официальный сайт Правительства Москвы
[18] Медиа-школа для молодежи — СПбГУТ
[19] Медиавожатый – Международный медиафорум «Артек»
[20] Юные журналисты — медиафорум в Артеке, сайт Минпросвещения
[21] Проект «Медиаграмотность – актуальный тренд» — Фонд президентских грантов
[22] Курс «Медиаграмотность и искусственный интеллект», знание.академия
[23] Цифровая гигиена и молодежный цифровой омбудсмен в Артеке
[24] Юные журналисты реализуют медиапроекты в «Артеке»
[25] Международный медиафорум «Артек» — Лига юных журналистов
[26] Живущие в сети: медиапотребление современной молодежи — аналитика ВЦИОМ
[27] Медиаграмотность — русская национальная идея? Аналитика РУДН