Медиаобразование в школах и вузах: различия между версиями
Elina (обсуждение | вклад) Новая страница: «'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' мини|500x500пкс|Студенты на лекции по медиаграмотности в одном из российских вузов '''Медиаобразование в России''' — это процесс развития и саморазвития личности на материалах...» |
Elina (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' | '''Статья создана с использованием языковой модели ИИ''' | ||
[[Файл:Media_education_in_Russia.jpg|мини|500x500пкс| | [[Файл:Media_education_in_Russia.jpg|мини|500x500пкс|Научно-практическая конференция «Преподавание основ медиаграмотности в системе среднего образования: теории, практики, перспективы»]] | ||
'''Медиаобразование в России''' — это процесс развития и саморазвития личности на материалах и с помощью средств массовой коммуникации (медиа), направленный на формирование культуры взаимодействия с медиа, развитие творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, а также обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. [https://znanierussia.ru/articles/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 <nowiki>[1]</nowiki>] Актуальность медиаобразования для российской молодежи обусловлена глубокой интеграцией медиа в повседневную жизнь: по данным на 2024 год, 44% детей в России находятся в сети практически круглосуточно. [https://www.unkniga.ru/vishee/7249-mediaobrazovanie-rol-i-mesto-v-sovremennoy-rossii.html <nowiki>[2]</nowiki>] | '''Медиаобразование в России''' — это процесс развития и саморазвития личности на материалах и с помощью средств массовой коммуникации (медиа), направленный на формирование культуры взаимодействия с медиа, развитие творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, а также обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. [https://znanierussia.ru/articles/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 <nowiki>[1]</nowiki>] Актуальность медиаобразования для российской молодежи обусловлена глубокой интеграцией медиа в повседневную жизнь: по данным на 2024 год, 44% детей в России находятся в сети практически круглосуточно. [https://www.unkniga.ru/vishee/7249-mediaobrazovanie-rol-i-mesto-v-sovremennoy-rossii.html <nowiki>[2]</nowiki>] |
Текущая версия от 12:21, 29 сентября 2025
Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Медиаобразование в России — это процесс развития и саморазвития личности на материалах и с помощью средств массовой коммуникации (медиа), направленный на формирование культуры взаимодействия с медиа, развитие творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, а также обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. [1] Актуальность медиаобразования для российской молодежи обусловлена глубокой интеграцией медиа в повседневную жизнь: по данным на 2024 год, 44% детей в России находятся в сети практически круглосуточно. [2]
В России медиаобразование получило официальный статус в июне 2002 года, когда учебно-методическое объединение при Министерстве образования РФ зарегистрировало новую вузовскую специализацию 03.13.30 «Медиаобразование». [3][4] Это направление призвано помочь школьникам и студентам адаптироваться в мире медиакультуры, освоить язык средств массовой информации и развить способность к критическому анализу медиатекстов. [1]
Законодательная база
Основным документом, регулирующим сферу медиа, является Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации». Он устанавливает общие принципы свободы массовой информации, порядок регистрации и деятельности СМИ, а также права и обязанности журналистов. [5]
С точки зрения медиаобразования молодежи особое значение имеют поправки, внесенные в рамках Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Этот закон ввел возрастную маркировку для информационной продукции и установил, что деятельность СМИ, нарушающих его положения, может быть прекращена по решению суда. [6] Эти законодательные меры создают правовую основу для формирования безопасной информационной среды для детей и подростков, что является одной из задач медиаобразования.
Организации поддержки
Развитие медиаобразования в России поддерживается как государственными структурами, так и общественными организациями.
Государственные организации и инициативы
- Министерство науки и высшего образования РФ (Минобрнауки России) выступает инициатором образовательных проектов для студентов-медийщиков. Одним из ключевых проектов является «Поколение медиа», реализуемый совместно с РЭУ им. Г.В. Плеханова. [7]
- Министерство просвещения РФ поддерживает внедрение медиаобразовательных практик в школах, в том числе через развитие школьных медиацентров и интеграцию медиаграмотности в воспитательный процесс. [8]
- Лига безопасного интернета — общественная организация, возглавляемая Екатериной Мизулиной, которая активно занимается вопросами медиаграмотности и кибербезопасности молодежи. Организация разрабатывает методические материалы для школ, которые интегрируются в образовательную среду и используются учителями по всей стране для проведения уроков по безопасном поведению в сети. [9]
Негосударственные организации
- Ассоциация специалистов медиаобразования (АСМО) — первая в России некоммерческая организация, объединяющая медиапедагогов и представителей медийной сферы. Цель АСМО — развитие медиаграмотности, поддержка специалистов и формирование информационной культуры в регионах России. [10][11]
- Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России — одно из старейших общественных объединений в этой сфере, основанное в 1967 году. Ассоциация объединяет более 300 педагогов и деятелей кино и занимается поддержкой массового кино- и медиаобразования в школах, вузах и учреждениях дополнительного образования. [1]
- Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» и ее Российский комитет играют важную роль в продвижении идей медийной и информационной грамотности, участвуя в организации конференций и поддерживая образовательные инициативы. [12]
Социальная политика и меры поддержки
Медиаобразование в России реализуется через различные формы в школах, вузах и учреждениях дополнительного образования.
Медиаобразование в школах
В школах медиаобразование активно развивается через создание школьных медиацентров, которые становятся площадками для творческой самореализации учащихся и формирования практических навыков. Эта деятельность способствует повышению воспитательного и образовательного потенциала школы. [8] Ярким примером является опыт школ Аксайского района Ростовской области:
- Медиацентр «Ракурс» (Аксайская школа № 2) создает контент для школьного сообщества в социальных сетях, разрабатывает авторский проект «Школьный подкаст», выпуски которого вошли в Федеральный сборник подкастов «После уроков. С педагогами о главном». [8]
- Кружок «Юнкор» (Лицей № 1 г. Аксая) объединяет учащихся, которые публикуются в районной газете, участвуют в областных журналистских конкурсах и занимаются мультимедийным сопровождением школьных мероприятий. [8]
- Газета «ОКНО» (Гимназия № 3 г. Аксая) регулярно выпускает тематические выпуски, а ее редколлегия неоднократно становилась победителем всероссийских конкурсов медиапроектов. [8]
- Медиацентр «Траектория успеха» (Аксайская школа № 4) специализируется на создании поздравительных, информационных и познавательных видеороликов, развивая у учеников навыки видеосъемки и монтажа. [8]
Помимо медиацентров, в школах внедряются уроки медиаграмотности. Эксперты настаивают, что медиаобразование должно начинаться с 1-го класса, поскольку современные дети получают доступ к цифровым устройствам в раннем возрасте. [13]
Медиаобразование в вузах
В высших учебных заведениях медиаобразование представлено как отдельными магистерскими программами, так и интеграцией в обязательные дисциплины. [14]
- Магистерские программы. Целевая подготовка специалистов в области медиаобразования ведется в ряде ведущих вузов. Например, в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) реализуется программа «Медиаобразование в социокультурной сфере». [15] В Новосибирском государственном педагогическом университете (НГПУ) действует магистерская программа «Медиаобразование», включающая такие дисциплины, как «Медиапсихология» и «Медиабезопасность». [16] РЭУ им. Г.В. Плеханова с 2021 года активно развивает Институт «Первая Академия медиа» под руководством телеведущего Эрнеста Мацкявичюса. [7]
- Интеграция в учебный процесс. Технологии медиаобразования внедряются в преподавание традиционных дисциплин, а также в рамках факультативов и проектной деятельности, такой как создание студенческих СМИ (газет, лонгридов). [14] Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) предлагает студентам курс «Медиаграмотность», нацеленный на формирование навыков анализа новостных материалов и атрибутирования источников. [17]
Программы и мероприятия
Для популяризации и развития медиаобразования среди молодежи проводятся федеральные проекты и научные конференции.
Проект «Поколение медиа»
«Поколение медиа» — совместная образовательная инициатива Минобрнауки России и РЭУ им. Г.В. Плеханова, запущенная в 2025 году. Проект предназначен для студентов в возрасте от 18 до 35 лет, стремящихся развиваться в медиасфере. [7]
- Цель: Поддержка талантливых студентов-медийщиков и развитие их профессиональных навыков.
- Направления: Проект охватывает пять треков: «Наука», «Культура», «Спорт», «История» и «Управление в медиакоммуникациях».
- Наставники: Финалисты конкурса получают возможность реализовать собственные проекты под руководством опытных наставников, среди которых представители Минобрнауки России, главные редакторы ведущих СМИ, руководители пресс-служб и эксперты в области коммуникаций.
- Результат: Лучшие работы получают менторскую поддержку, а их авторы — дипломы о прохождении программы.
Конференции и форумы
- Всероссийская научно-практическая конференция «Медиаобразование в России и мире: вызовы, технологии, практики». Прошла 26 марта 2025 года в РГПУ им. А. И. Герцена в рамках XV Петербургского международного образовательного форума. Конференция собрала около 400 делегатов из 60 регионов России и шести зарубежных стран для обсуждения целей, задач и перспектив развития медиаобразования. [12][18]
- Всероссийская практическая конференция «МЕСТО | Медиаобразование 2025». Состоялась 27-28 марта 2025 года и была посвящена развитию коммуникативных, креативных и технологических навыков, критического мышления, а также вопросам подготовки медиапедагогов. [19]
Исследования и аналитика
Научно-исследовательская работа в области медиаобразования ведется на базе ведущих российских университетов и научных центров.
- Журнал «Медиаобразование» (Media Education Journal) — международный научный журнал, издающийся с 2005 года. Является ключевой площадкой для публикации исследований по истории, теории и практике медиапедагогики. Главный редактор — Александр Викторович Фёдоров. [1]
- Научные центры. Активные исследования проводятся на факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, в МПГУ, Таганрогском институте им. А. П. Чехова и других вузах. Исследования охватывают проблематику диссертаций, анализ современных тенденций, а также вопросы интеграции генеративного искусственного интеллекта в образовательный процесс. [20][21]
Интересные факты
- Термин «медиаобразование» в России получил официальный статус в 2002 году. [4]
- Одна из старейших организаций в этой сфере, Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, была основана еще в 1967 году. [1]
- По данным на 2024 год, 44% российских детей находятся онлайн практически постоянно, а еще у 30% проявляются симптомы компьютерной зависимости, что подчеркивает острую необходимость в развитии медиаграмотности. [2]
См. также
Ссылки
[1] Медиаобразование: концепция и развитие - Российское общество «Знание»
[2] Медиаобразование: роль и место в современной России - «Университетская КНИГА»
[3] Ассоциация специалистов медиаобразования
[4] Медиаобразование в России: краткая история развития
[5] Закон РФ "О средствах массовой информации" (СМИ) - КонсультантПлюс
[9] В школах появились материалы «Лиги безопасного интернета» по медиаграмотности - Газета.Ru
[10] Ассоциация специалистов медиаобразования (АСМО) - Официальный сайт
[11] Ассоциация специалистов медиаобразования - ВКонтакте
[12] Всероссийская конференция по медиаобразованию прошла в Санкт-Петербурге - ИИТО ЮНЕСКО
[13] Ирина Зуева о важности и особенностях медиаобразования в школах - JourNS
[17] Программа учебной дисциплины «Медиаграмотность» - НИУ ВШЭ
[18] Медиаобразование в России и мире: итоги герценовской конференции 2025 - КиберЛенинка
[19] Всероссийская практическая конференция «МЕСТО | Медиаобразование 2025»
[20] Российское медиаобразование на современном этапе в диссертационных исследованиях
[21] Генеративный искусственный интеллект: интеграция в вузах России и мира ```