Студенческие общежития: различия между версиями
AMyshkis (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
AMyshkis (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
| (не показано 7 промежуточных версий 2 участников) | |||
| Строка 1: | Строка 1: | ||
{{AI}} | |||
[[Файл:Studencheskoe_obschezhitie_v_Rossii.jpg|мини|500x500пкс|Общежитие НИУ ВШЭ в Дубках]] | [[Файл:Studencheskoe_obschezhitie_v_Rossii.jpg|мини|500x500пкс|Общежитие НИУ ВШЭ в Дубках]] | ||
''' | '''Студенческие общежития''' — специализированные жилые здания или комплексы, предназначенные для временного проживания обучающихся в учреждениях среднего профессионального и высшего образования на период их учебы. В Российской Федерации система студенческих общежитий является ключевым элементом образовательной инфраструктуры, обеспечивающим академическую мобильность и доступность качественного образования для иногородних и иностранных граждан. | ||
== Введение == | == Введение == | ||
Студенческое общежитие в России — это не просто место проживания, но и специфическая социальная среда, играющая важную роль в процессе вторичной социализации молодежи. Согласно данным исследований НИУ ВШЭ, обеспеченность студентов общежитиями в стране остается актуальной проблемой: если в 2015 году показатель составлял 86,7%, то к 2022 году он снизился до 82,1% [http://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/430139936.pdf [1]]. В абсолютных цифрах дефицит мест, особенно в крупных образовательных центрах (Москва, Санкт-Петербург), может достигать десятков тысяч единиц [https://iz.ru/1948136/sergei-guranov/zaiki-bez-luzaiki-pocemu-studentam-ne-hvataet-mest-v-obsezitiah [2]]. | |||
Современная государственная политика направлена на модернизацию жилого фонда вузов. В рамках национального проекта «Наука и университеты» реализуется масштабная программа строительства кампусов мирового уровня, что должно кардинально изменить представление о качестве студенческого жилья к 2030 году [https://minobrnauki.gov.ru/ [3]]. Важным аспектом является поддержка особых категорий обучающихся, в том числе [[студенческая семья|студенческих семей]], для которых создаются специализированные условия проживания. | |||
== История и эволюция == | |||
История студенческих общежитий в России насчитывает несколько столетий и тесно связана с развитием университетского образования. | |||
=== Дореволюционный период === | |||
Первыми прообразами общежитий были «бурсы» при духовных учебных заведениях. Самая известная из них возникла при Киево-Могилянской академии в XVII веке. Условия жизни в бурсах были крайне аскетичными, что сформировало специфическую субкультуру, описанную в классической литературе (например, у Н.Г. Помяловского). В XIX веке при императорских университетах начали открываться казенные квартиры и общежития для «казеннокоштных» студентов. Примером может служить здание Александровской коллегии в Санкт-Петербурге, ставшее первым крупным университетским общежитием [https://campus.spbu.ru/60-istoriya/300-istoria-studgorodka.html [4]]. | |||
=== Советский эксперимент === | |||
Революционным этапом в развитии архитектуры и идеологии совместного проживания стали 1920–1930-е годы. Конструктивисты видели в общежитии инструмент формирования «нового человека». Архитектор И.С. Николаев спроектировал знаменитый Дом-коммуну на улице Орджоникидзе в Москве (1929–1930), где быт был полностью обобществлен, а личное пространство сведено к минимуму ради сна («спальные кабины»). Это здание, известное как «общежитие-самолет» из-за своей формы в плане, стало памятником архитектуры авангарда [https://akvarto.ru/blog/zizn-uiut/kak-menialas-sovetskaia-arxitektura [5]]. | |||
В послевоенный период и эпоху массового индустриального домостроения (хрущевки, брежневки) утвердились типовые проекты общежитий коридорного и блочного типов, которые составляют основу жилого фонда российских вузов и сегодня. | |||
== Типология и архитектурные особенности == | |||
В современной России выделяют несколько основных типов планировочных решений студенческого жилья, каждое из которых имеет свою специфику социального взаимодействия. | |||
* '''Коридорный тип.''' Самый массовый и исторически ранний тип. Жилые комнаты расположены вдоль длинного коридора, а санитарные узлы, душевые и кухни являются общими на этаж. Такая планировка способствует интенсивной, но часто вынужденной социализации. | |||
* '''Блочный (секционный) тип.''' Комнаты объединены в блоки (обычно по 2–4 комнаты), имеющие собственный санузел и иногда душевую. Кухня остается общей на этаж или секцию. Этот тип обеспечивает больший уровень приватности [https://1hostels.ru/articles/tipyi-obshhezhitij [6]]. | |||
* '''Квартирный тип.''' Наиболее комфортный формат, представляющий собой полноценные одно- или двухкомнатные квартиры с собственной кухней и санузлом. Часто используется для размещения аспирантов, иностранных студентов и семейных пар. Такие общежития приближены к формату [[арендное жильё социального использования|арендного жилья социального использования]]. | |||
* '''Кампусы мирового уровня.''' Новая категория объектов, включающая не только жилые зоны, но и коворкинги, спортивные залы, библиотеки и технопарки в едином периметре. К 2030 году в России планируется построить 25 таких кампусов, а к 2036 году — 40 [https://na.ria.ru/20240604/kampus-1950234515.html [7]]. | |||
== Социальная политика и меры поддержки == | == Социальная политика и меры поддержки == | ||
Государство и вузы реализуют комплекс мер, направленных на обеспечение доступности проживания и поддержку уязвимых категорий студентов. | |||
=== Оплата и льготы === | |||
Законодательство РФ ограничивает максимальный размер платы за наем жилого помещения в общежитии для обучающихся на бюджетной основе. От платы за проживание полностью освобождаются определенные категории граждан, включая детей-сирот, инвалидов, ветеранов боевых действий и граждан, подвергшихся воздействию радиации. Вузы имеют право снижать плату или предоставлять материальную помощь для её покрытия за счет собственных средств. | |||
=== Поддержка студенческих семей === | |||
В связи с демографическими вызовами особое внимание уделяется молодым семьям. С 2024 года фиксируется рост числа студенческих семей на 17% [https://realnoevremya.ru/news/344440-za-2024-god-v-rossii-stalo-na-17-bolshe-studencheskih-semey [8]]. Для них в новых кампусах проектируются семейные блоки, а на законодательном уровне обсуждаются инициативы по приоритетному заселению супругов. В качестве альтернативы общежитию для таких семей могут предлагаться [[жилищные субсидии для молодых семей|жилищные субсидии]] или участие в программе [[программа «Молодая семья»|«Молодая семья»]]. | |||
== Программы и мероприятия == | |||
Развитие инфраструктуры студенческих общежитий осуществляется через федеральные и региональные целевые программы. | |||
* '''Федеральная программа капитального ремонта.''' По поручению Президента РФ реализуется программа капремонта 800 общежитий вузов. На эти цели в период 2025–2027 гг. выделяются значительные бюджетные средства. Например, Владимирский государственный университет получил субсидию около 150 млн рублей на комплексный ремонт одного из корпусов [https://www.vlsu.ru/novosti-i-sobytija/novost/news/vlgu-nachinaet-kompleksnyi-kapitalnyi-remont-obshchezhitii [9]]. | |||
* '''Создание сети кампусов.''' Проект «Создание сети современных кампусов» (нацпроект «Наука и университеты») предполагает строительство объектов общей площадью более 1 млн кв. м. Новые пространства проектируются по принципу «город в городе», интегрируя образовательную и жилую функции [https://prorus.ru/interviews/nauka-vs-zhizn-universitetskie-kampusy-budushchego/ [10]]. | |||
* '''Цифровизация управления.''' Внедряются единые цифровые платформы (суперсервисы) для заселения («Поступление в вуз онлайн»), позволяющие отслеживать место в очереди, подавать заявки и оплачивать проживание дистанционно. Это повышает прозрачность распределения мест и снижает коррупционные риски [https://globalcio.ru/discussion/51398/ [11]]. | |||
Для выпускников вузов, покидающих общежития, актуальными становятся такие меры поддержки, как [[социальная ипотека]], а также региональные инициативы, например, [[программы переселения молодых семей в сельскую местность]] для специалистов аграрного и бюджетного профилей. | |||
== Исследования и аналитика == | |||
Студенческое общежитие является объектом пристального внимания социологов, психологов и педагогов. Научные исследования последних лет (2020–2025) выявляют ряд значимых закономерностей. | |||
=== Психологическая адаптация и стресс === | |||
Исследования показывают, что студенты, проживающие в общежитиях, проходят более сложный и длительный период адаптации по сравнению с теми, кто живет дома. По данным К.В. Грибенщикова (2017, 2024), первокурсники в общежитиях демонстрируют более высокий уровень ситуативной тревожности и склонность к нервно-психическим срывам в первые месяцы учебы. Это связано с резким изменением бытового уклада, необходимостью самостоятельного ведения хозяйства и «вынужденным общением» в условиях высокой плотности проживания [https://scienceforum.ru/2015/article/2015017652 [12]]. | |||
== | === Влияние на здоровье и образ жизни === | ||
Сравнительный анализ, проведенный в ряде российских вузов, выявил различия в состоянии здоровья студентов. Обучающиеся, живущие в общежитиях, чаще жалуются на нарушения сна (27,6% против меньших показателей у домашних студентов) и хроническую утомляемость. Это объясняется нарушением режима дня, шумом и невозможностью полноценного уединения [https://applied-research.ru/article/view?id=8076 [13]]. Также отмечается более высокая частота заболеваний желудочно- кишечного тракта из-за нерегулярного питания. | |||
=== Академическая успеваемость === | |||
Влияние условий проживания на успеваемость оценивается неоднозначно. Исследование студентов медицинских вузов показало, что средний балл у студентов, живущих в общежитии (3,73), несколько ниже, чем у тех, кто живет дома или снимает квартиру (4,1). Особенно заметен этот разрыв на младших курсах сложных факультетов (например, педиатрического). Однако другие исследования (Т.Н. Волкова, 2018) указывают, что к старшим курсам успеваемость выравнивается за счет формирования навыков тайм-менеджмента и взаимопомощи в учебных группах, сформированных в общежитии [http://journal.ugatu.su/index.php/mvu/article/view/3346 [14]]. | |||
=== Социализация и «жилищная карьера» === | |||
Социологи рассматривают общежитие как важный этап «жилищной карьеры». Проживание в общежитии формирует специфический социальный капитал — сети горизонтальных связей, которые помогают в дальнейшей профессиональной деятельности. Вместе с тем, перенаселенность и бытовые конфликты могут приводить к стратегиям избегания: студенты стараются проводить в общежитии минимум времени, используя его только для ночлега, что превращает кампус в «транзитное пространство». | |||
== Интересные факты == | == Интересные факты == | ||
* | * '''«Коридоры МГУ».''' Общежития Главного здания МГУ (Дом студента) представляют собой уникальный архитектурный комплекс, где студенты могут месяцами не выходить на улицу, так как учебные аудитории, столовые, библиотека и бытовые службы находятся в одном здании, соединенном переходами. | ||
* | * '''Студенческий фольклор'''. В российских общежитиях существует богатая традиция примет и ритуалов, например, призыв «Халявы» в форточку в полночь перед экзаменом. Эта традиция зародилась именно в плотной среде общежитий. | ||
* | * '''Самое большое общежитие.''' Одним из крупнейших современных комплексов является кампус Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) на острове Русский, построенный к саммиту АТЭС-2012 и переданный студентам. Он спроектирован по гостиничному типу и считается одним из самых комфортабельных в стране. | ||
* '''Многодетные семьи.''' В редких случаях, если студенческая семья становится многодетной еще в период обучения, она может претендовать на особые меры поддержки, вплоть до предоставления [[земельные участки многодетным семьям|земельных участков]] в регионе проживания после окончания вуза, хотя чаще эта мера реализуется уже по месту постоянной регистрации. | |||
== См. также == | == См. также == | ||
* [[Студенческая семья]] | * [[Студенческая семья]] | ||
* [[ | * [[Социальная ипотека]] | ||
* [[ | * [[Жилищные субсидии для молодых семей]] | ||
* [[ | * [[Программа «Молодая семья»]] | ||
* [[ | * [[Арендное жильё социального использования]] | ||
* [[ | * [[Программы переселения молодых семей в сельскую местность]] | ||
* [[ | * [[Земельные участки многодетным семьям]] | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
[2] [https:// | [1] [http://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/430139936.pdf Исследование НИУ ВШЭ: Учебные сообщества на базе общежитий] | ||
[2] [https://iz.ru/1948136/sergei-guranov/zaiki-bez-luzaiki-pocemu-studentam-ne-hvataet-mest-v-obsezitiah Статья Известия: Почему студентам не хватает мест в общежитиях] | |||
[3] [https://minobrnauki.gov.ru/ Официальный сайт Министерства науки и высшего образования РФ] | |||
[ | [4] [https://campus.spbu.ru/60-istoriya/300-istoria-studgorodka.html История Студгородка СПбГУ] | ||
[ | [5] [https://akvarto.ru/blog/zizn-uiut/kak-menialas-sovetskaia-arxitektura История советской архитектуры: от домов-коммун до функционализма] | ||
[ | [6] [https://1hostels.ru/articles/tipyi-obshhezhitij Классификация типов общежитий: блочные, коридорные, гостиничные] | ||
[ | [7] [https://na.ria.ru/20240604/kampus-1950234515.html РИА Новости: Новые кампусы как драйверы развития территорий] | ||
[ | [8] [https://realnoevremya.ru/news/344440-za-2024-god-v-rossii-stalo-na-17-bolshe-studencheskih-semey Статистика роста числа студенческих семей в России] | ||
[ | [9] [https://www.vlsu.ru/novosti-i-sobytija/novost/news/vlgu-nachinaet-kompleksnyi-kapitalnyi-remont-obshchezhitii Программа капитального ремонта общежитий ВлГУ] | ||
[ | [10] [https://prorus.ru/interviews/nauka-vs-zhizn-universitetskie-kampusy-budushchego/ Интервью об архитектуре университетских кампусов будущего] | ||
[ | [11] [https://globalcio.ru/discussion/51398/ Цифровизация управления общежитиями как инструмент молодежной политики] | ||
[ | [12] [https://scienceforum.ru/2015/article/2015017652 Динамика адаптации первокурсников, проживающих в общежитии] | ||
[ | [13] [https://applied-research.ru/article/view?id=8076 Исследование социально-бытовых факторов образа жизни студентов] | ||
[14] [http://journal.ugatu.su/index.php/mvu/article/view/3346 Эффективность автоматизации процессов в студенческих общежитиях] | |||
[[Категория:Жилищная поддержка]] | [[Категория:Жилищная поддержка]] | ||
[[Категория:Молодые семьи]] | [[Категория:Молодые семьи]] | ||
[[Категория:Образовательные программы]] | [[Категория:Образовательные программы]] | ||
Текущая версия от 23:09, 21 ноября 2025
Статья создана с использованием языковой модели ИИ на основе открытых источников, ожидает проверку экспертного сообщества. |

Студенческие общежития — специализированные жилые здания или комплексы, предназначенные для временного проживания обучающихся в учреждениях среднего профессионального и высшего образования на период их учебы. В Российской Федерации система студенческих общежитий является ключевым элементом образовательной инфраструктуры, обеспечивающим академическую мобильность и доступность качественного образования для иногородних и иностранных граждан.
Введение
Студенческое общежитие в России — это не просто место проживания, но и специфическая социальная среда, играющая важную роль в процессе вторичной социализации молодежи. Согласно данным исследований НИУ ВШЭ, обеспеченность студентов общежитиями в стране остается актуальной проблемой: если в 2015 году показатель составлял 86,7%, то к 2022 году он снизился до 82,1% [1]. В абсолютных цифрах дефицит мест, особенно в крупных образовательных центрах (Москва, Санкт-Петербург), может достигать десятков тысяч единиц [2].
Современная государственная политика направлена на модернизацию жилого фонда вузов. В рамках национального проекта «Наука и университеты» реализуется масштабная программа строительства кампусов мирового уровня, что должно кардинально изменить представление о качестве студенческого жилья к 2030 году [3]. Важным аспектом является поддержка особых категорий обучающихся, в том числе студенческих семей, для которых создаются специализированные условия проживания.
История и эволюция
История студенческих общежитий в России насчитывает несколько столетий и тесно связана с развитием университетского образования.
Дореволюционный период
Первыми прообразами общежитий были «бурсы» при духовных учебных заведениях. Самая известная из них возникла при Киево-Могилянской академии в XVII веке. Условия жизни в бурсах были крайне аскетичными, что сформировало специфическую субкультуру, описанную в классической литературе (например, у Н.Г. Помяловского). В XIX веке при императорских университетах начали открываться казенные квартиры и общежития для «казеннокоштных» студентов. Примером может служить здание Александровской коллегии в Санкт-Петербурге, ставшее первым крупным университетским общежитием [4].
Советский эксперимент
Революционным этапом в развитии архитектуры и идеологии совместного проживания стали 1920–1930-е годы. Конструктивисты видели в общежитии инструмент формирования «нового человека». Архитектор И.С. Николаев спроектировал знаменитый Дом-коммуну на улице Орджоникидзе в Москве (1929–1930), где быт был полностью обобществлен, а личное пространство сведено к минимуму ради сна («спальные кабины»). Это здание, известное как «общежитие-самолет» из-за своей формы в плане, стало памятником архитектуры авангарда [5].
В послевоенный период и эпоху массового индустриального домостроения (хрущевки, брежневки) утвердились типовые проекты общежитий коридорного и блочного типов, которые составляют основу жилого фонда российских вузов и сегодня.
Типология и архитектурные особенности
В современной России выделяют несколько основных типов планировочных решений студенческого жилья, каждое из которых имеет свою специфику социального взаимодействия.
- Коридорный тип. Самый массовый и исторически ранний тип. Жилые комнаты расположены вдоль длинного коридора, а санитарные узлы, душевые и кухни являются общими на этаж. Такая планировка способствует интенсивной, но часто вынужденной социализации.
- Блочный (секционный) тип. Комнаты объединены в блоки (обычно по 2–4 комнаты), имеющие собственный санузел и иногда душевую. Кухня остается общей на этаж или секцию. Этот тип обеспечивает больший уровень приватности [6].
- Квартирный тип. Наиболее комфортный формат, представляющий собой полноценные одно- или двухкомнатные квартиры с собственной кухней и санузлом. Часто используется для размещения аспирантов, иностранных студентов и семейных пар. Такие общежития приближены к формату арендного жилья социального использования.
- Кампусы мирового уровня. Новая категория объектов, включающая не только жилые зоны, но и коворкинги, спортивные залы, библиотеки и технопарки в едином периметре. К 2030 году в России планируется построить 25 таких кампусов, а к 2036 году — 40 [7].
Социальная политика и меры поддержки
Государство и вузы реализуют комплекс мер, направленных на обеспечение доступности проживания и поддержку уязвимых категорий студентов.
Оплата и льготы
Законодательство РФ ограничивает максимальный размер платы за наем жилого помещения в общежитии для обучающихся на бюджетной основе. От платы за проживание полностью освобождаются определенные категории граждан, включая детей-сирот, инвалидов, ветеранов боевых действий и граждан, подвергшихся воздействию радиации. Вузы имеют право снижать плату или предоставлять материальную помощь для её покрытия за счет собственных средств.
Поддержка студенческих семей
В связи с демографическими вызовами особое внимание уделяется молодым семьям. С 2024 года фиксируется рост числа студенческих семей на 17% [8]. Для них в новых кампусах проектируются семейные блоки, а на законодательном уровне обсуждаются инициативы по приоритетному заселению супругов. В качестве альтернативы общежитию для таких семей могут предлагаться жилищные субсидии или участие в программе «Молодая семья».
Программы и мероприятия
Развитие инфраструктуры студенческих общежитий осуществляется через федеральные и региональные целевые программы.
- Федеральная программа капитального ремонта. По поручению Президента РФ реализуется программа капремонта 800 общежитий вузов. На эти цели в период 2025–2027 гг. выделяются значительные бюджетные средства. Например, Владимирский государственный университет получил субсидию около 150 млн рублей на комплексный ремонт одного из корпусов [9].
- Создание сети кампусов. Проект «Создание сети современных кампусов» (нацпроект «Наука и университеты») предполагает строительство объектов общей площадью более 1 млн кв. м. Новые пространства проектируются по принципу «город в городе», интегрируя образовательную и жилую функции [10].
- Цифровизация управления. Внедряются единые цифровые платформы (суперсервисы) для заселения («Поступление в вуз онлайн»), позволяющие отслеживать место в очереди, подавать заявки и оплачивать проживание дистанционно. Это повышает прозрачность распределения мест и снижает коррупционные риски [11].
Для выпускников вузов, покидающих общежития, актуальными становятся такие меры поддержки, как социальная ипотека, а также региональные инициативы, например, программы переселения молодых семей в сельскую местность для специалистов аграрного и бюджетного профилей.
Исследования и аналитика
Студенческое общежитие является объектом пристального внимания социологов, психологов и педагогов. Научные исследования последних лет (2020–2025) выявляют ряд значимых закономерностей.
Психологическая адаптация и стресс
Исследования показывают, что студенты, проживающие в общежитиях, проходят более сложный и длительный период адаптации по сравнению с теми, кто живет дома. По данным К.В. Грибенщикова (2017, 2024), первокурсники в общежитиях демонстрируют более высокий уровень ситуативной тревожности и склонность к нервно-психическим срывам в первые месяцы учебы. Это связано с резким изменением бытового уклада, необходимостью самостоятельного ведения хозяйства и «вынужденным общением» в условиях высокой плотности проживания [12].
Влияние на здоровье и образ жизни
Сравнительный анализ, проведенный в ряде российских вузов, выявил различия в состоянии здоровья студентов. Обучающиеся, живущие в общежитиях, чаще жалуются на нарушения сна (27,6% против меньших показателей у домашних студентов) и хроническую утомляемость. Это объясняется нарушением режима дня, шумом и невозможностью полноценного уединения [13]. Также отмечается более высокая частота заболеваний желудочно- кишечного тракта из-за нерегулярного питания.
Академическая успеваемость
Влияние условий проживания на успеваемость оценивается неоднозначно. Исследование студентов медицинских вузов показало, что средний балл у студентов, живущих в общежитии (3,73), несколько ниже, чем у тех, кто живет дома или снимает квартиру (4,1). Особенно заметен этот разрыв на младших курсах сложных факультетов (например, педиатрического). Однако другие исследования (Т.Н. Волкова, 2018) указывают, что к старшим курсам успеваемость выравнивается за счет формирования навыков тайм-менеджмента и взаимопомощи в учебных группах, сформированных в общежитии [14].
Социализация и «жилищная карьера»
Социологи рассматривают общежитие как важный этап «жилищной карьеры». Проживание в общежитии формирует специфический социальный капитал — сети горизонтальных связей, которые помогают в дальнейшей профессиональной деятельности. Вместе с тем, перенаселенность и бытовые конфликты могут приводить к стратегиям избегания: студенты стараются проводить в общежитии минимум времени, используя его только для ночлега, что превращает кампус в «транзитное пространство».
Интересные факты
- «Коридоры МГУ». Общежития Главного здания МГУ (Дом студента) представляют собой уникальный архитектурный комплекс, где студенты могут месяцами не выходить на улицу, так как учебные аудитории, столовые, библиотека и бытовые службы находятся в одном здании, соединенном переходами.
- Студенческий фольклор. В российских общежитиях существует богатая традиция примет и ритуалов, например, призыв «Халявы» в форточку в полночь перед экзаменом. Эта традиция зародилась именно в плотной среде общежитий.
- Самое большое общежитие. Одним из крупнейших современных комплексов является кампус Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) на острове Русский, построенный к саммиту АТЭС-2012 и переданный студентам. Он спроектирован по гостиничному типу и считается одним из самых комфортабельных в стране.
- Многодетные семьи. В редких случаях, если студенческая семья становится многодетной еще в период обучения, она может претендовать на особые меры поддержки, вплоть до предоставления земельных участков в регионе проживания после окончания вуза, хотя чаще эта мера реализуется уже по месту постоянной регистрации.
См. также
- Студенческая семья
- Социальная ипотека
- Жилищные субсидии для молодых семей
- Программа «Молодая семья»
- Арендное жильё социального использования
- Программы переселения молодых семей в сельскую местность
- Земельные участки многодетным семьям
Ссылки
[1] Исследование НИУ ВШЭ: Учебные сообщества на базе общежитий
[2] Статья Известия: Почему студентам не хватает мест в общежитиях
[3] Официальный сайт Министерства науки и высшего образования РФ
[5] История советской архитектуры: от домов-коммун до функционализма
[6] Классификация типов общежитий: блочные, коридорные, гостиничные
[7] РИА Новости: Новые кампусы как драйверы развития территорий
[8] Статистика роста числа студенческих семей в России
[9] Программа капитального ремонта общежитий ВлГУ
[10] Интервью об архитектуре университетских кампусов будущего
[11] Цифровизация управления общежитиями как инструмент молодежной политики
[12] Динамика адаптации первокурсников, проживающих в общежитии
[13] Исследование социально-бытовых факторов образа жизни студентов
[14] Эффективность автоматизации процессов в студенческих общежитиях