Программы профилактики экстремизма в образовательной среде: различия между версиями

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску
Новая страница: «123»
 
Нет описания правки
 
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
123
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ'''
 
'''Программы профилактики экстремизма в образовательной среде''' — это комплексная система государственных и общественных мер, направленных на предупреждение распространения идеологии экстремизма и терроризма среди учащихся и студентов в Российской Федерации. Данная деятельность включает в себя образовательные, воспитательные, правовые, психологические и организационные мероприятия, целью которых является формирование у молодежи устойчивого неприятия к радикальным идеям, воспитание толерантности, патриотизма и гражданской ответственности. Актуальность проблемы обусловлена тем, что молодежь, в силу своих социально-психологических особенностей, является одной из наиболее уязвимых групп для вербовки со стороны экстремистских организаций [http://vestnik.pspu.ru/files/profilaktika-ekstremizma.pdf <nowiki>[1]</nowiki>].
 
== Введение ==
В современном российском обществе проблема распространения экстремизма в молодежной среде признается одной из наиболее значимых угроз национальной безопасности. Образовательная среда (школы, колледжи, вузы) становится ключевой площадкой для реализации программ профилактики, поскольку именно здесь закладываются основы мировоззрения и ценностных ориентаций подрастающего поколения. Молодые люди часто становятся мишенью для экстремистских организаций, которые активно используют интернет и социальные сети для пропаганды своих идей, спекулируя на социальных, политических и экономических трудностях [http://vestnik.pspu.ru/files/profilaktika-ekstremizma.pdf <nowiki>[1]</nowiki>]. Рост числа правонарушений и преступлений экстремистской направленности, совершаемых несовершеннолетними, подтверждает необходимость системного и комплексного подхода к профилактической работе [https://53.мвд.рф/upload/site1/folder_page/001/234/567/Metodrekomendatsii.pdf <nowiki>[2]</nowiki>].
 
Профилактическая деятельность направлена на нейтрализацию факторов, способствующих вовлечению молодежи в экстремизм, таких как:
* '''Социальная напряженность:''' неопределенность будущего, экономические трудности, чувство социальной несправедливости [http://vestnik.pspu.ru/files/profilaktika-ekstremizma.pdf <nowiki>[1]</nowiki>].
* '''Деформация ценностных ориентаций:''' размывание традиционных духовно-нравственных ценностей и насаждение чуждых культурных норм, в том числе через деструктивные религиозные организации и секты [http://vestnik.pspu.ru/files/profilaktika-ekstremizma.pdf <nowiki>[1]</nowiki>].
* '''Психологические факторы:''' юношеский максимализм, агрессия, неустойчивая психика, потребность в самоутверждении и поиске «своей» группы, что активно используется вербовщиками [http://vestnik.pspu.ru/files/profilaktika-ekstremizma.pdf <nowiki>[1]</nowiki>].
* '''Влияние интернета:''' доступность радикального контента, анонимность и возможность быстрой пропаганды и координации действий экстремистских ячеек [http://vestnik.pspu.ru/files/profilaktika-ekstremizma.pdf <nowiki>[1]</nowiki>].
 
Эффективная профилактика экстремизма в образовательной среде предполагает не только запретительные меры, но и создание альтернативного позитивного контента, развитие у молодежи критического мышления и формирование устойчивой гражданской позиции, основанной на уважении к закону, истории и культуре многонационального народа России [https://53.мвд.рф/upload/site1/folder_page/001/234/567/Metodrekomendatsii.pdf <nowiki>[2]</nowiki>].
 
== Законодательная база ==
Система профилактики экстремизма в России опирается на ряд нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней. Эти документы определяют основные понятия, субъектов противодействия и ключевые направления деятельности.
 
'''Федеральное законодательство:'''
* '''Конституция Российской Федерации''' — гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности и отношения к религии, а также запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
* '''Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»''' — является основополагающим актом в данной сфере. Он дает правовое определение экстремистской деятельности (экстремизма), устанавливает основные принципы противодействия, определяет субъектов и их полномочия. В качестве одного из основных направлений противодействия экстремизму закон определяет принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих ее осуществлению [http://vestnik.pspu.ru/files/profilaktika-ekstremizma.pdf <nowiki>[1]</nowiki>][https://53.мвд.рф/upload/site1/folder_page/001/234/567/Metodrekomendatsii.pdf <nowiki>[2]</nowiki>].
* '''Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года''' — комплексный документ, определяющий цели, задачи и приоритетные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму. Особое внимание в Стратегии уделяется профилактической работе с молодежью, защите информационного пространства от экстремистской идеологии и формированию в обществе атмосферы нетерпимости к любым ее проявлениям [https://53.мвд.рф/upload/site1/folder_page/001/234/567/Metodrekomendatsii.pdf <nowiki>[2]</nowiki>].
* '''Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»''' — закрепляет принципы государственной политики в сфере образования, среди которых — воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма и ответственности. Закон обязывает образовательные организации создавать безопасные условия обучения и воспитания.
 
'''Региональное законодательство:'''
На уровне субъектов Российской Федерации принимаются региональные законы, государственные программы и комплексные планы мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма. Эти документы конкретизируют федеральные нормы с учетом местной специфики и координируют деятельность органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, образовательных и общественных организаций. Они предусматривают финансирование профилактических мероприятий, разработку методических материалов и проведение мониторинга ситуации в молодежной среде.
 
== Организации поддержки ==
Профилактика экстремизма в образовательной среде осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия с участием широкого круга государственных и общественных структур.
 
=== Государственные органы ===
* '''Министерство просвещения Российской Федерации''' и региональные органы управления образованием: организуют профилактическую и воспитательную работу в школах, колледжах и организациях дополнительного образования, разрабатывают методические рекомендации, координируют деятельность по обеспечению безопасности образовательной среды [http://rosmolodezh.gov.ru/analytics/files/actors_profilaktika.pdf <nowiki>[3]</nowiki>][https://edu.gov.ru/activity/bezopasnost <nowiki>[5]</nowiki>].
* '''Министерство науки и высшего образования Российской Федерации''': отвечает за профилактическую работу в вузах, в том числе через создание координационных центров по вопросам профилактики экстремизма и формирования гражданской идентичности у студентов [http://rosmolodezh.gov.ru/analytics/files/actors_profilaktika.pdf <nowiki>[3]</nowiki>].
* '''Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)''' и его территориальные органы: координируют профилактическую работу, проводят лекции и беседы в образовательных учреждениях, выявляют несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений экстремистской направленности, и ведут с ними индивидуальную работу [http://rosmolodezh.gov.ru/analytics/files/actors_profilaktika.pdf <nowiki>[3]</nowiki>].
* '''Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь)''': организует всероссийские и региональные форумы, конкурсы и проекты, направленные на гармонизацию межнациональных отношений и профилактику экстремизма, предоставляет грантовую поддержку молодежным инициативам в этой сфере [http://rosmolodezh.gov.ru/analytics/files/actors_profilaktika.pdf <nowiki>[3]</nowiki>].
* '''Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН России)''': проводит мероприятия и научные исследования в сфере государственной национальной политики, противодействия национальному и религиозному экстремизму [http://rosmolodezh.gov.ru/analytics/files/actors_profilaktika.pdf <nowiki>[3]</nowiki>].
* '''Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России)''' и '''Генеральная прокуратура Российской Федерации''': участвуют в разработке рекомендаций, осуществляют надзор за исполнением законодательства и ведут профилактическую работу [http://rosmolodezh.gov.ru/analytics/files/actors_profilaktika.pdf <nowiki>[3]</nowiki>].
* '''Роскомнадзор''': осуществляет мониторинг информационного пространства с целью выявления и блокировки материалов экстремистского содержания [http://rosmolodezh.gov.ru/analytics/files/actors_profilaktika.pdf <nowiki>[3]</nowiki>].
 
=== Негосударственные и общественные организации ===
* '''Российское движение детей и молодёжи «Движение первых»''': формирует мировоззрение детей и молодежи на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, вовлекая их в социально значимую деятельность [http://rosmolodezh.gov.ru/analytics/files/actors_profilaktika.pdf <nowiki>[3]</nowiki>].
* '''Учебно-методические центры военно-патриотического воспитания молодёжи «Авангард»''': реализуют программы патриотического воспитания и противодействия деструктивным идеологиям [http://rosmolodezh.gov.ru/analytics/files/actors_profilaktika.pdf <nowiki>[3]</nowiki>].
* '''Этнокультурные и религиозные объединения''': играют важную роль в гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, сохранении традиционных ценностей и проведении просветительской работы с молодежью. Их взаимодействие с органами власти является ключевым фактором стабильности [http://elar.urfu.ru/handle/10995/154321/m_th_khrabrova_2025.pdf <nowiki>[4]</nowiki>].
* '''Молодежные общественные объединения и волонтерские организации''': реализуют проекты, направленные на развитие межнационального диалога, изучение культур народов России и оказание помощи в адаптации мигрантов.
 
== Социальная политика и меры поддержки ==
Социальная политика в сфере профилактики экстремизма строится на нескольких ключевых моделях и подходах, направленных на снижение рисков радикализации молодежи.
 
* '''Модель альтернативного замещения''': предполагает создание для молодежи привлекательных и социально одобряемых форм досуга и самореализации, которые могут служить альтернативой экстремистской активности. Это включает в себя развитие спорта, творчества, туризма, волонтерства и других видов деятельности, позволяющих молодым людям удовлетворить потребность в риске, ярких эмоциях и самовыражении в конструктивном русле [http://elar.urfu.ru/handle/10995/154321/m_th_khrabrova_2025.pdf <nowiki>[4]</nowiki>].
* '''Модель позитивного развития личности''': ориентирована на формирование у молодежи устойчивых ценностно-мировоззренческих установок, несовместимых с идеологией экстремизма. Основная цель — включение личности в позитивные, творческие процессы, развитие критического мышления, патриотизма и уважения к государственным институтам. Этот подход является наиболее сложным, так как требует комплексной и долгосрочной работы [http://elar.urfu.ru/handle/10995/154321/m_th_khrabrova_2025.pdf <nowiki>[4]</nowiki>].
* '''Диалоговая модель''': основана на активном вовлечении в профилактическую работу представителей традиционных конфессий и этнокультурных объединений. Организация совместных семинаров, круглых столов и фестивалей с участием светских и религиозных деятелей, педагогов, молодежи и представителей власти демонстрирует единство общества в борьбе с экстремизмом и способствует укреплению межконфессионального и межнационального согласия [http://elar.urfu.ru/handle/10995/154321/m_th_khrabrova_2025.pdf <nowiki>[4]</nowiki>].
 
Меры поддержки также включают психолого-педагогическое сопровождение учащихся, своевременное выявление детей из «группы риска» и неблагополучных семей, оказание им социальной и психологической помощи. Важным элементом является работа с родителями с целью повышения их осведомленности об угрозах экстремизма и методах защиты детей от деструктивного влияния [http://vestnik.pspu.ru/files/profilaktika-ekstremizma.pdf <nowiki>[1]</nowiki>].
 
== Программы и мероприятия ==
Профилактическая работа в образовательных организациях носит системный характер и реализуется на трех уровнях: работа с учащимися, с педагогическим составом и с родителями [http://vestnik.pspu.ru/files/profilaktika-ekstremizma.pdf <nowiki>[1]</nowiki>].
 
'''Работа с обучающимися''' включает:
* '''Урочная деятельность:''' интеграция тем по профилактике экстремизма, воспитанию толерантности и формированию гражданской идентичности в содержание учебных предметов (история, обществознание, литература, ОБЖ).
* '''Внеурочная деятельность:''' проведение классных часов, дискуссий, дебатов на темы, связанные с опасностями экстремизма, правовыми последствиями, а также на темы межнациональной дружбы и уважения культур.
* '''Организация мероприятий:''' проведение недель правовых знаний, фестивалей национальных культур, спортивных соревнований под лозунгами дружбы народов, конкурсов плакатов и эссе [http://vestnik.pspu.ru/files/profilaktika-ekstremizma.pdf <nowiki>[1]</nowiki>].
* '''Развитие ученического самоуправления:''' вовлечение учащихся в управление школьной жизнью, что способствует развитию ответственности и социальной активности [http://vestnik.pspu.ru/files/profilaktika-ekstremizma.pdf <nowiki>[1]</nowiki>].
* '''Информационная безопасность:''' проведение бесед и тренингов по безопасной работе в сети Интернет, обучению распознавания манипулятивных технологий и фейковой информации [http://elar.urfu.ru/handle/10995/154321/m_th_khrabrova_2025.pdf <nowiki>[4]</nowiki>].
 
'''Работа с педагогическим составом''' направлена на:
* Повышение квалификации учителей по вопросам профилактики экстремизма и работы с детьми «группы риска».
* Создание и работа методических объединений классных руководителей по вопросам формирования толерантности и гражданского воспитания [http://vestnik.pspu.ru/files/profilaktika-ekstremizma.pdf <nowiki>[1]</nowiki>].
* Обеспечение педагогов методическими материалами, разработками уроков и внеклассных мероприятий.
 
'''Работа с родителями''' включает:
* Проведение родительских собраний с участием психологов, юристов, сотрудников правоохранительных органов.
* Разработку и распространение памяток и буклетов с информацией о признаках вовлечения ребенка в экстремистские группы и рекомендациями по реагированию [http://vestnik.pspu.ru/files/profilaktika-ekstremizma.pdf <nowiki>[1]</nowiki>].
* Индивидуальное консультирование и работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.
 
== Исследования и аналитика ==
Эффективность программ профилактики экстремизма во многом зависит от качества аналитической работы, которая предшествует и сопровождает их реализацию. Любая профилактическая деятельность в образовательной организации должна начинаться с диагностики исходной ситуации [http://vestnik.pspu.ru/files/profilaktika-ekstremizma.pdf <nowiki>[1]</nowiki>].
 
Основные направления исследовательской деятельности:
* '''Социологические исследования:''' проведение анкетирования, опросов, интервью и фокус-групп среди учащихся, родителей и педагогов. Целью таких исследований является выяснение уровня толерантности, наличия ксенофобских настроений, осведомленности о проблеме экстремизма и оценки эффективности проводимых мероприятий [http://vestnik.pspu.ru/files/profilaktika-ekstremizma.pdf <nowiki>[1]</nowiki>].
* '''Мониторинг социальных сетей:''' анализ информационного пространства и коммуникативной среды учащихся для выявления очагов распространения деструктивной идеологии и своевременного реагирования [https://edu.gov.ru/activity/bezopasnost <nowiki>[5]</nowiki>].
* '''Научно-практические конференции и семинары:''' обсуждение актуальных проблем и обмен опытом между учеными, практиками, представителями органов власти и общественных организаций.
* '''Академические исследования:''' написание научных статей, диссертаций (например, магистерских работ), в которых анализируются существующие технологии профилактики и разрабатываются новые подходы, как, например, исследование технологий профилактики среди молодежи этнокультурных объединений [http://elar.urfu.ru/handle/10995/154321/m_th_khrabrova_2025.pdf <nowiki>[4]</nowiki>].
 
Данные, полученные в ходе таких исследований, ложатся в основу планирования профилактической работы, адаптации существующих программ под конкретные условия и оценки их итоговой эффективности. Координацией научной и исследовательской деятельности в этой сфере также занимаются профильные ведомства, такие как ФАДН России [http://rosmolodezh.gov.ru/analytics/files/actors_profilaktika.pdf <nowiki>[3]</nowiki>].
 
== См. также ==
* [[Федеральное агентство по делам национальностей]]
* [[Совет по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации]]
* [[Общероссийская ассоциация общественных объединений «Российские соотечественники»]]
* [[Ассамблея народов России]]
* [[Дом народов России]]
* [[Институт этнологии и антропологии РАН]]
* [[Национально-культурные автономии]]
* [[Молодёжные интернациональные клубы]]
* [[Фестиваль «Россия — страна возможностей» (межэтническое направление)]]
* [[Центры межнационального сотрудничества]]
* [[Международный день толерантности в образовательных организациях]]
* [[Региональные дома дружбы народов]]
* [[Программы интеграции для молодёжи из семей мигрантов]]
* [[Конкурсы лучших практик межнационального мира]]
* [[Фестивали национальных культур народов России]]
 
== Ссылки ==
[1] [http://vestnik.pspu.ru/files/profilaktika-ekstremizma.pdf Довгяло В.К. Профилактика экстремизма в молодежной среде // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2018. Вып. 1.]
 
[2] [https://53.мвд.рф/upload/site1/folder_page/001/234/567/Metodrekomendatsii.pdf Взаимодействие органов внутренних дел с образовательными организациями по вопросам профилактики экстремизма среди несовершеннолетних и молодёжи. Методические рекомендации. – Великий Новгород: УМВД России по Новгородской области, 2015.]
 
[3] [http://rosmolodezh.gov.ru/analytics/files/actors_profilaktika.pdf Перечень субъектов, реализующих направление по обеспечению межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде. – М.: Аналитический центр Росмолодежи, 2024.]
 
[4] [http://elar.urfu.ru/handle/10995/154321/m_th_khrabrova_2025.pdf Храброва В.А. Технологии профилактики экстремизма среди молодежи этнокультурных объединений Свердловской области. Магистерская диссертация. – Екатеринбург: УрФУ, 2025.]
 
[5] [https://edu.gov.ru/activity/bezopasnost Министерство просвещения РФ. Противодействие терроризму и его идеологии.]
 
''Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.''
 
[[Категория:Межнациональное согласие]]
[[Категория:Профилактика экстремизма]]
[[Категория:Государственные программы]]
[[Категория:Образовательные программы]]

Текущая версия от 12:07, 26 сентября 2025

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Программы профилактики экстремизма в образовательной среде — это комплексная система государственных и общественных мер, направленных на предупреждение распространения идеологии экстремизма и терроризма среди учащихся и студентов в Российской Федерации. Данная деятельность включает в себя образовательные, воспитательные, правовые, психологические и организационные мероприятия, целью которых является формирование у молодежи устойчивого неприятия к радикальным идеям, воспитание толерантности, патриотизма и гражданской ответственности. Актуальность проблемы обусловлена тем, что молодежь, в силу своих социально-психологических особенностей, является одной из наиболее уязвимых групп для вербовки со стороны экстремистских организаций [1].

Введение

В современном российском обществе проблема распространения экстремизма в молодежной среде признается одной из наиболее значимых угроз национальной безопасности. Образовательная среда (школы, колледжи, вузы) становится ключевой площадкой для реализации программ профилактики, поскольку именно здесь закладываются основы мировоззрения и ценностных ориентаций подрастающего поколения. Молодые люди часто становятся мишенью для экстремистских организаций, которые активно используют интернет и социальные сети для пропаганды своих идей, спекулируя на социальных, политических и экономических трудностях [1]. Рост числа правонарушений и преступлений экстремистской направленности, совершаемых несовершеннолетними, подтверждает необходимость системного и комплексного подхода к профилактической работе [2].

Профилактическая деятельность направлена на нейтрализацию факторов, способствующих вовлечению молодежи в экстремизм, таких как:

  • Социальная напряженность: неопределенность будущего, экономические трудности, чувство социальной несправедливости [1].
  • Деформация ценностных ориентаций: размывание традиционных духовно-нравственных ценностей и насаждение чуждых культурных норм, в том числе через деструктивные религиозные организации и секты [1].
  • Психологические факторы: юношеский максимализм, агрессия, неустойчивая психика, потребность в самоутверждении и поиске «своей» группы, что активно используется вербовщиками [1].
  • Влияние интернета: доступность радикального контента, анонимность и возможность быстрой пропаганды и координации действий экстремистских ячеек [1].

Эффективная профилактика экстремизма в образовательной среде предполагает не только запретительные меры, но и создание альтернативного позитивного контента, развитие у молодежи критического мышления и формирование устойчивой гражданской позиции, основанной на уважении к закону, истории и культуре многонационального народа России [2].

Законодательная база

Система профилактики экстремизма в России опирается на ряд нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней. Эти документы определяют основные понятия, субъектов противодействия и ключевые направления деятельности.

Федеральное законодательство:

  • Конституция Российской Федерации — гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности и отношения к религии, а также запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
  • Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» — является основополагающим актом в данной сфере. Он дает правовое определение экстремистской деятельности (экстремизма), устанавливает основные принципы противодействия, определяет субъектов и их полномочия. В качестве одного из основных направлений противодействия экстремизму закон определяет принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих ее осуществлению [1][2].
  • Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года — комплексный документ, определяющий цели, задачи и приоритетные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму. Особое внимание в Стратегии уделяется профилактической работе с молодежью, защите информационного пространства от экстремистской идеологии и формированию в обществе атмосферы нетерпимости к любым ее проявлениям [2].
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — закрепляет принципы государственной политики в сфере образования, среди которых — воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма и ответственности. Закон обязывает образовательные организации создавать безопасные условия обучения и воспитания.

Региональное законодательство: На уровне субъектов Российской Федерации принимаются региональные законы, государственные программы и комплексные планы мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма. Эти документы конкретизируют федеральные нормы с учетом местной специфики и координируют деятельность органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, образовательных и общественных организаций. Они предусматривают финансирование профилактических мероприятий, разработку методических материалов и проведение мониторинга ситуации в молодежной среде.

Организации поддержки

Профилактика экстремизма в образовательной среде осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия с участием широкого круга государственных и общественных структур.

Государственные органы

  • Министерство просвещения Российской Федерации и региональные органы управления образованием: организуют профилактическую и воспитательную работу в школах, колледжах и организациях дополнительного образования, разрабатывают методические рекомендации, координируют деятельность по обеспечению безопасности образовательной среды [3][5].
  • Министерство науки и высшего образования Российской Федерации: отвечает за профилактическую работу в вузах, в том числе через создание координационных центров по вопросам профилактики экстремизма и формирования гражданской идентичности у студентов [3].
  • Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) и его территориальные органы: координируют профилактическую работу, проводят лекции и беседы в образовательных учреждениях, выявляют несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений экстремистской направленности, и ведут с ними индивидуальную работу [3].
  • Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь): организует всероссийские и региональные форумы, конкурсы и проекты, направленные на гармонизацию межнациональных отношений и профилактику экстремизма, предоставляет грантовую поддержку молодежным инициативам в этой сфере [3].
  • Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН России): проводит мероприятия и научные исследования в сфере государственной национальной политики, противодействия национальному и религиозному экстремизму [3].
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) и Генеральная прокуратура Российской Федерации: участвуют в разработке рекомендаций, осуществляют надзор за исполнением законодательства и ведут профилактическую работу [3].
  • Роскомнадзор: осуществляет мониторинг информационного пространства с целью выявления и блокировки материалов экстремистского содержания [3].

Негосударственные и общественные организации

  • Российское движение детей и молодёжи «Движение первых»: формирует мировоззрение детей и молодежи на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, вовлекая их в социально значимую деятельность [3].
  • Учебно-методические центры военно-патриотического воспитания молодёжи «Авангард»: реализуют программы патриотического воспитания и противодействия деструктивным идеологиям [3].
  • Этнокультурные и религиозные объединения: играют важную роль в гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, сохранении традиционных ценностей и проведении просветительской работы с молодежью. Их взаимодействие с органами власти является ключевым фактором стабильности [4].
  • Молодежные общественные объединения и волонтерские организации: реализуют проекты, направленные на развитие межнационального диалога, изучение культур народов России и оказание помощи в адаптации мигрантов.

Социальная политика и меры поддержки

Социальная политика в сфере профилактики экстремизма строится на нескольких ключевых моделях и подходах, направленных на снижение рисков радикализации молодежи.

  • Модель альтернативного замещения: предполагает создание для молодежи привлекательных и социально одобряемых форм досуга и самореализации, которые могут служить альтернативой экстремистской активности. Это включает в себя развитие спорта, творчества, туризма, волонтерства и других видов деятельности, позволяющих молодым людям удовлетворить потребность в риске, ярких эмоциях и самовыражении в конструктивном русле [4].
  • Модель позитивного развития личности: ориентирована на формирование у молодежи устойчивых ценностно-мировоззренческих установок, несовместимых с идеологией экстремизма. Основная цель — включение личности в позитивные, творческие процессы, развитие критического мышления, патриотизма и уважения к государственным институтам. Этот подход является наиболее сложным, так как требует комплексной и долгосрочной работы [4].
  • Диалоговая модель: основана на активном вовлечении в профилактическую работу представителей традиционных конфессий и этнокультурных объединений. Организация совместных семинаров, круглых столов и фестивалей с участием светских и религиозных деятелей, педагогов, молодежи и представителей власти демонстрирует единство общества в борьбе с экстремизмом и способствует укреплению межконфессионального и межнационального согласия [4].

Меры поддержки также включают психолого-педагогическое сопровождение учащихся, своевременное выявление детей из «группы риска» и неблагополучных семей, оказание им социальной и психологической помощи. Важным элементом является работа с родителями с целью повышения их осведомленности об угрозах экстремизма и методах защиты детей от деструктивного влияния [1].

Программы и мероприятия

Профилактическая работа в образовательных организациях носит системный характер и реализуется на трех уровнях: работа с учащимися, с педагогическим составом и с родителями [1].

Работа с обучающимися включает:

  • Урочная деятельность: интеграция тем по профилактике экстремизма, воспитанию толерантности и формированию гражданской идентичности в содержание учебных предметов (история, обществознание, литература, ОБЖ).
  • Внеурочная деятельность: проведение классных часов, дискуссий, дебатов на темы, связанные с опасностями экстремизма, правовыми последствиями, а также на темы межнациональной дружбы и уважения культур.
  • Организация мероприятий: проведение недель правовых знаний, фестивалей национальных культур, спортивных соревнований под лозунгами дружбы народов, конкурсов плакатов и эссе [1].
  • Развитие ученического самоуправления: вовлечение учащихся в управление школьной жизнью, что способствует развитию ответственности и социальной активности [1].
  • Информационная безопасность: проведение бесед и тренингов по безопасной работе в сети Интернет, обучению распознавания манипулятивных технологий и фейковой информации [4].

Работа с педагогическим составом направлена на:

  • Повышение квалификации учителей по вопросам профилактики экстремизма и работы с детьми «группы риска».
  • Создание и работа методических объединений классных руководителей по вопросам формирования толерантности и гражданского воспитания [1].
  • Обеспечение педагогов методическими материалами, разработками уроков и внеклассных мероприятий.

Работа с родителями включает:

  • Проведение родительских собраний с участием психологов, юристов, сотрудников правоохранительных органов.
  • Разработку и распространение памяток и буклетов с информацией о признаках вовлечения ребенка в экстремистские группы и рекомендациями по реагированию [1].
  • Индивидуальное консультирование и работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Исследования и аналитика

Эффективность программ профилактики экстремизма во многом зависит от качества аналитической работы, которая предшествует и сопровождает их реализацию. Любая профилактическая деятельность в образовательной организации должна начинаться с диагностики исходной ситуации [1].

Основные направления исследовательской деятельности:

  • Социологические исследования: проведение анкетирования, опросов, интервью и фокус-групп среди учащихся, родителей и педагогов. Целью таких исследований является выяснение уровня толерантности, наличия ксенофобских настроений, осведомленности о проблеме экстремизма и оценки эффективности проводимых мероприятий [1].
  • Мониторинг социальных сетей: анализ информационного пространства и коммуникативной среды учащихся для выявления очагов распространения деструктивной идеологии и своевременного реагирования [5].
  • Научно-практические конференции и семинары: обсуждение актуальных проблем и обмен опытом между учеными, практиками, представителями органов власти и общественных организаций.
  • Академические исследования: написание научных статей, диссертаций (например, магистерских работ), в которых анализируются существующие технологии профилактики и разрабатываются новые подходы, как, например, исследование технологий профилактики среди молодежи этнокультурных объединений [4].

Данные, полученные в ходе таких исследований, ложатся в основу планирования профилактической работы, адаптации существующих программ под конкретные условия и оценки их итоговой эффективности. Координацией научной и исследовательской деятельности в этой сфере также занимаются профильные ведомства, такие как ФАДН России [3].

См. также

Ссылки

[1] Довгяло В.К. Профилактика экстремизма в молодежной среде // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2018. Вып. 1.

[2] Взаимодействие органов внутренних дел с образовательными организациями по вопросам профилактики экстремизма среди несовершеннолетних и молодёжи. Методические рекомендации. – Великий Новгород: УМВД России по Новгородской области, 2015.

[3] Перечень субъектов, реализующих направление по обеспечению межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде. – М.: Аналитический центр Росмолодежи, 2024.

[4] Храброва В.А. Технологии профилактики экстремизма среди молодежи этнокультурных объединений Свердловской области. Магистерская диссертация. – Екатеринбург: УрФУ, 2025.

[5] Министерство просвещения РФ. Противодействие терроризму и его идеологии.

Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование.