Киберспорт в системе образования: различия между версиями

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску
Новая страница: « мини|500x500пкс|Студенты на киберспортивном турнире '''Киберспорт в системе образования''' — интеграция организованных соревновательных видеоигр в учебные программы и внеучебные практики российских образовательных учреждений. Вкл...»
 
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:




[[Файл:Киберспорт.jpg|мини|500x500пкс|Студенты на киберспортивном турнире]]
[[Файл:Киберспорт.jpg|мини|500x500пкс|Студенты на международном киберспортивном турнире «Чемпионат Дальнего Востока – Кибервосток» по Dota2 в ВВГУ]]


'''Киберспорт в системе образования''' — интеграция организованных соревновательных видеоигр в учебные программы и внеучебные практики российских образовательных учреждений. Включение киберспорта способствует развитию цифровой грамотности, командного взаимодействия и профессиональных навыков у молодёжи.
'''Киберспорт в системе образования''' — интеграция организованных соревновательных видеоигр в учебные программы и внеучебные практики российских образовательных учреждений. Включение киберспорта способствует развитию цифровой грамотности, командного взаимодействия и профессиональных навыков у молодёжи.

Версия от 10:53, 15 сентября 2025


Студенты на международном киберспортивном турнире «Чемпионат Дальнего Востока – Кибервосток» по Dota2 в ВВГУ

Киберспорт в системе образования — интеграция организованных соревновательных видеоигр в учебные программы и внеучебные практики российских образовательных учреждений. Включение киберспорта способствует развитию цифровой грамотности, командного взаимодействия и профессиональных навыков у молодёжи.

Введение

По данным исследования НИУ ВШЭ, 75,3 % студентов мужского пола и 20,2 % женского пола регулярно играют в соревновательные онлайн-игры[8]. Ежедневно в онлайн-игры играют 19,9 % студентов, несколько раз в неделю — 17,1 %, несколько раз в месяц — 11,7 %[8]. В российских вузах киберспорт уже включён в образовательные программы: Минобрнауки и Минспорт утвердили дорожную карту по внедрению дисциплин «киберспортивные практики» к 2024 г. с общим финансированием 71,5 млрд ₽ до 2030 г.[10]. Актуальность инициативы подчёркивается государственной программой цифровизации образования и необходимостью подготовки IT-специалистов нового поколения.

Законодательная база

С 2016 г. киберспорт официально признан видом спорта в РФ на основании Федерального закона № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»[12], в котором киберспорт закреплён как самостоятельная дисциплина[3]. Приказ Минспорта России № 618 от 5 июля 2017 г. возложил на Федерацию компьютерного спорта России полномочия по разработке правил и регламентов киберспортивных соревнований[11]. В 2023 г. приказом Минспорта № 940 были внесены изменения в правила вида спорта «компьютерный спорт», уточняющие возрастные и технические требования участников[1].

Организации поддержки

  • **Федерация компьютерного спорта России** — основной национальный регулирующий орган, отвечает за стандарты, лицензирование тренеров и судей[3].
  • **Российский киберспортивный союз** — общественная организация, занимающаяся развитием инфраструктуры и адвокацией интересов профессиональных киберспортсменов[3].
  • Региональные федерации при поддержке комитетов по молодёжной политике и министерств спорта субъектов РФ — реализуют местные учебно-соревновательные проекты (проект «Ленинградская киберспортивная лига» в Ленобласти)[4].

Социальная политика и меры поддержки

Государственные инициативы

  • Дорожная карта «Новое общесистемное программное обеспечение» (НОПО) до 2030 г. включает создание рабочих групп из Ростелекома, СПбГУТ и отраслевых партнёров для разработки учебных программ[10].
  • Федеральный проект «Игры будущего» по развитию фиджитал-спорта в вузах и студенческих лигах[8].
  • Бесплатные онлайн-секции Москомспорта для подростков 14–17 лет по дисциплинам Dota 2 и VALORANT на платформе Discord[5].

Негосударственные инициативы

  • Образовательные гранты Synergy ESPORTS League с призовым фондом более 50 млн ₽ для оплаты обучения в вузе[11].
  • Корпоративные программы Sber Esports для поддержки студенческих команд и проведения турниров.

Программы и мероприятия

В системе дополнительного образования действуют кружки и факультативы:

  • Школьные секции при Москомспорте: более 3 800 групп, 60 видов спорта, включая киберспорт[5].
  • Вузовские киберспортивные клубы: РГУФКСМиТ (специальность «Теория и методика компьютерного спорта»), ИТМО («Киберфизкультура»), РТУ МИРЭА (центр студенческого киберспорта)[7][11].
  • Ежегодные молодёжные киберспортивные игры СНГ, организованные РТУ МИРЭА совместно с ФКС России и СНГ-молодёжными советами[13].

Исследования и аналитика

НИУ ВШЭ провёл опрос более чем 5 000 студентов по многогранному интересу киберспорт-активностей: 51,3 % опрошенных вовсе не играют в онлайн-игры, 19,9 % — ежедневно и 17,1 % — несколько раз в неделю[8]. Отмечается потенциал фиджитал-спорта как перспективного направления для интеграции в образовательные программы[8].

Интересные факты

  • Россия стала первой страной в мире, официально признавшей киберспорт видом спорта в 2001 г. (повторное включение в реестр — 2004 г.)[11].
  • В 2023 г. стримеры и киберспортсмены участвовали в онлайн-занятиях по физической культуре в рамках проекта «Киберфизкультура в ИТМО»[11].

Основные персоналии

  • Алексей Шемякин — вице-президент Федерации компьютерного спорта России, координатор игровых программ.
  • Ростелеком и СПбГУТ — ответственные за формирование предложений по учебным планам киберспорта в вузах.

См. также

Ссылки

[1] Приказ Минспорта России № 940 от 01.12.2023

[2] «Киберспорт в России: от студенческих лиг до про-сцены»

[3] Правовое регулирование киберспорта в РФ

[4] В Ленобласти — первый фестиваль киберспорта

[5] Бесплатная онлайн-секция по киберспорту (Москомспорт)

[6] «Киберспорт в образовании»

[7] Где в России получить киберспортивное образование?

[8] Студенческий киберспорт в России (НИУ ВШЭ)

[9] Открытые киберспортивные игры 2023

[10] Из российских студентов сделают киберспортсменов

[11] «Киберспорт в России» (Wikipedia)

[12] Федеральный закон № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ»

[13] III Молодёжные киберспортивные игры Содружества ```