Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ): различия между версиями

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 77: Строка 77:


== См. также ==
== См. также ==
[[Молодежная политика в России]]
[[Молодежная политика]]
 
[[Российская молодежь]]


[[Патриотическое воспитание молодежи]]
[[Патриотическое воспитание молодежи]]
Строка 87: Строка 85:
[[Общественное мнение в России]]
[[Общественное мнение в России]]


[[Волонтерское движение в России]]
[[Волонтёрство]]
 
== Ссылки ==
== Ссылки ==
[1] [https://wciom.ru/o-kompanii/istorija-vciom Официальный сайт ВЦИОМ. История компании]
[1] [https://wciom.ru/o-kompanii/istorija-vciom Официальный сайт ВЦИОМ. История компании]

Версия от 17:37, 14 сентября 2025

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Логотип Всероссийского центра изучения общественного мнения

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) — старейшая российская государственная исследовательская организация, регулярно проводящая социологические и маркетинговые исследования на основе опросов общественного мнения [1]. Центр является одной из ведущих российских организаций в области изучения молодежи и молодежной политики, проводя системные исследования российской молодежи в возрасте от 14 до 35 лет [2].

История

ВЦИОМ был создан 7 декабря 1987 года постановлением президиума ВЦСПС и Госкомтруда СССР как Всесоюзный центр изучения общественного мнения по социально-экономическим вопросам. Первым руководителем центра стала академик Татьяна Ивановна Заславская (1927–2013), выдающийся российский социолог и экономист [3]. Её заместителем был назначен Борис Андреевич Грушин, который фактически занимался формированием ВЦИОМ [4]. В 1988 году во ВЦИОМ пришел работать Юрий Александрович Левада (1930–2006), известный социолог и политолог, который возглавил организацию в 1992 году и руководил ею до 2003 года. Под руководством Левады ВЦИОМ превратился в первую в России профессиональную службу опросов общественного мнения [5]. С 2003 года генеральным директором ВЦИОМ является Валерий Валерьевич Федоров, кандидат политических наук, под руководством которого центр стал центральной социологической службой федеральных властей и ведущей исследовательской организацией в области изучения молодежи [6]. В 2017 году ВЦИОМ отметил 30-летний юбилей своей деятельности [7].

Законодательная база и статус организации

ВЦИОМ является акционерным обществом со 100-процентным государственным капиталом. В 1998 году Центр был перерегистрирован как федеральное государственное унитарное предприятие, а в 2003 году был преобразован в открытое акционерное общество с полным государственным участием [8]. Деятельность ВЦИОМ регулируется российским законодательством в области социологических исследований и работы с персональными данными. Центр соблюдает международные стандарты открытости данных, являясь участником международной Инициативы прозрачности Американской ассоциации исследователей общественного мнения AAPOR [9].

Организационная структура

ВЦИОМ включает несколько ключевых департаментов: Департамент исследований Департамент организации исследований Департамент коммуникаций Департамент образования и науки Департамент информационных технологий Департамент человеческих ресурсов Департамент издательских программ [8] В штате организации работает более 180 сотрудников, среди которых доктора и кандидаты наук [10].

Социальная политика и меры поддержки молодежи

ВЦИОМ играет ключевую роль в формировании и оценке эффективности молодежной политики России. Центр регулярно проводит комплексные исследования российской молодежи, изучая ее ценности, приоритеты, социальные установки и политические предпочтения.

Основные направления исследований молодежи

По данным исследований ВЦИОМ, в России проживает около 37 миллионов человек в возрасте от 14 до 35 лет, что составляет почти четверть населения страны [11]. Две трети молодежи проживают в городах, насчитывается 5,3 миллиона молодых семей. Центр выявил значимые тенденции в молодежной среде: 99% молодежи в возрасте 18-24 лет демонстрируют патриотические настроения (рост на 16% по сравнению с 2016 годом) 97% молодых людей гордятся Россией 91% подростков 12-18 лет связывают свое будущее с Россией [12]

Исследования ценностных ориентиров

В иерархии ценностей молодежи первые три места занимают: Доход (15%) Порядок и стабильность (11%) Самореализация (8%) [13] По данным ВЦИОМ 2024 года, 82% молодежи заявляют о том, что в России есть возможности для самореализации, 81% имеют возможность получить качественное образование, 76% успешно продвигаются по карьерной лестнице [14].

Цифровые привычки молодежи

Исследования ВЦИОМ показывают значительные изменения в медиапотреблении молодежи: Молодые люди в среднем проводят около 9 часов в день в различных социальных сетях и мессенджерах 61% молодежи больше общается с близкими и друзьями онлайн, чем в обычной жизни Наибольшей популярностью пользуются платформы Telegram, WhatsApp и ВКонтакте [15]

Программы и мероприятия

Сотрудничество с государственными органами

ВЦИОМ активно сотрудничает с ключевыми ведомствами в области молодежной политики: Сотрудничество с Росмолодежью: В 2024 году ВЦИОМ заключил соглашение о сотрудничестве с Дирекцией по организации и проведению молодежных форумов Росмолодежи. В рамках партнерства эксперты ВЦИОМ выступают на 43 форумах платформы Росмолодежь.События, проводят образовательные лекции и социологические опросы [16]. Работа с Минобрнауки: Центр регулярно проводит исследования для Министерства науки и высшего образования РФ, включая масштабные опросы студентов российских вузов. В 2024 году было опрошено более 87 тысяч студентов, 64% которых заявили о высоком эмоциональном комфорте в своих университетах [17].

Образовательные проекты

ВЦИОМ-Прометей — специальный проект для молодых, активных людей, которые интересуются общественно-политической жизнью страны, строят карьеру в сфере политики, бизнеса и медиа [18].

Исследовательские проекты

ВЦИОМ реализует множество проектов, направленных на изучение молодежи: Мониторинг образа российской молодежи — регулярное исследование представлений россиян о молодежи и ее проблемах Исследование общественной активности молодежи — изучение участия молодых людей в общественной и политической жизни Анализ ценностей молодежи — комплексное исследование жизненных приоритетов и установок молодого поколения Изучение медиапотребления молодежи — исследование цифровых привычек и коммуникативного поведения

Исследования и аналитика

Ключевые исследования молодежи

ВЦИОМ проводит системные исследования по следующим направлениям: Политические установки: По данным 2017 года, 90% россиян поддерживают вовлечение молодежи в общественную и политическую жизнь. 67% одобряют участие молодежи в выборах в качестве избирателей [19]. Общественная активность: 47% россиян замечают общественную активность молодежи, причем 43% считают ее полезной для общества и страны. 82% россиян убеждены, что власти должны поддерживать молодежные инициативы [20]. Волонтерство и социальное участие: 43% представителей молодежи принимали участие в волонтерских программах в течение последних двух лет, 49% хотели бы заниматься добровольческой деятельностью [21].

Демографические прогнозы

В рамках проекта «Футурологический конгресс — 2036» ВЦИОМ представил прогнозы развития молодежной когорты: К 2030 году численность россиян в возрасте 14-24 лет увеличится на 2,7 миллиона человек Наиболее населенным сегментом детско-юношеской аудитории в ближайшие 5-10 лет будут сегодняшние дети 8-12 лет [22]

Эмиграционные настроения

По данным исследований ВЦИОМ, эмиграционные настроения среди молодежи находятся на историческом минимуме. Если в 2022 году 12% молодых людей хотели уехать из России, то в 2025 году этот показатель снизился до 8% [14].

Интересные факты

ВЦИОМ стал первой организацией в СССР, профессионально занимающейся изучением общественного мнения Центр проводит более 600 исследований в год База данных ВЦИОМ содержит результаты опросов с 1991 года ВЦИОМ является участником международных исследовательских проектов в более чем 20 странах мира Эксперты ВЦИОМ регулярно выступают на международных научных конференциях и публикуют результаты исследований в ведущих научных журналах

Основные персоналии

Татьяна Заславская — первый директор ВЦИОМ (1988-1992), академик РАН, основатель Новосибирской экономико-социологической школы Юрий Левада — директор ВЦИОМ (1992-2003), выдающийся российский социолог и политолог Валерий Федоров — генеральный директор ВЦИОМ (с 2003 года), кандидат политических наук, декан факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ

См. также

Молодежная политика

Патриотическое воспитание молодежи

Социологические исследования в России

Общественное мнение в России

Волонтёрство

Ссылки

[1] Официальный сайт ВЦИОМ. История компании

[2] Образ российской молодежи: мониторинг

[3] ТАСС. Всероссийский центр изучения общественного мнения. Справка

[4] Большая российская энциклопедия. Всероссийский центр изучения общественного мнения

[5] Официальный сайт ВЦИОМ. Левада Ю.А.

[6] Валерий Федоров назначен деканом факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ

[7] ВЦИОМ: 30 лет изучения общественного мнения

[8] Википедия. Всероссийский центр изучения общественного мнения

[9] Официальный сайт ВЦИОМ. Вопросы и ответы

[10] OIROM.ru. ВЦИОМ

[11] РИА Новости. Голикова: число молодых людей 14-35 лет в России составляет 37 миллионов человек

[12] Лента.ру. ВЦИОМ назвал долю патриотов среди молодежи в России

[13] Ценности молодежи

[14] ТАСС. ВЦИОМ: более 80% молодых людей считают, что могут самореализоваться в России

[15] Живущие в сети, или Медиапотребление современной молодежи

[16] Платформа Росмолодёжь.События и ВЦИОМ заключили соглашение о сотрудничестве

[17] Российские вузы глазами студентов

[18] ВЦИОМ-Прометей

[19] Молодежь и политика: точки соприкосновения

[20] Общественная активность молодежи

[21] РАПСИ. ВЦИОМ: более 80% молодежи видит возможность для самореализации в России

[22] Футурологический конгресс — 2036. Демографические тренды