Корпоративные программы наставничества: различия между версиями

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 3: Строка 3:


== Введение ==
== Введение ==
'''Корпоративное наставничество''' — это форма профессионального развития и адаптации сотрудников, при которой более опытный работник (наставник) передает свои знания, навыки и опыт менее опытному или новому сотруднику (наставляемому) в условиях конкретной организации. Этот процесс направлен на ускорение профессиональной интеграции, повышение производительности труда, развитие корпоративной культуры и снижение текучести кадров. Источники: [https://www.hse.ru/news/edu/1005815172.html <nowiki>[1]</nowiki>].
'''Корпоративное наставничество''' — это форма профессионального развития и адаптации сотрудников, при которой более опытный работник (наставник) передает свои знания, навыки и опыт менее опытному или новому сотруднику (наставляемому) в условиях конкретной организации. Этот процесс направлен на ускорение профессиональной интеграции, повышение производительности труда, развитие корпоративной культуры и снижение текучести кадров [https://www.hse.ru/news/edu/1005815172.html <nowiki>[1]</nowiki>].


В Российской Федерации корпоративное наставничество приобретает особую значимость в контексте молодежной политики и кадровой стратегии государства. В условиях дефицита квалифицированных кадров и необходимости быстрой адаптации молодых специалистов к реалиям производства, наставничество становится ключевым инструментом для удержания и развития талантов. Согласно данным портала hh.ru на 2024 год, 69% российских компаний активно используют менторство для своих сотрудников, что подчеркивает широкое признание его эффективности. Источники: [https://www.klerk.ru/blogs/ispring/655209/ <nowiki>[2]</nowiki>].
В Российской Федерации корпоративное наставничество приобретает особую значимость в контексте молодежной политики и кадровой стратегии государства. В условиях дефицита квалифицированных кадров и необходимости быстрой адаптации молодых специалистов к реалиям производства, наставничество становится ключевым инструментом для удержания и развития талантов. Согласно данным портала hh.ru на 2024 год, 69% российских компаний активно используют менторство для своих сотрудников, что подчеркивает широкое признание его эффективности [https://www.klerk.ru/blogs/ispring/655209/ <nowiki>[2]</nowiki>].


Государственная поддержка и законодательное регулирование этого института в последние годы значительно усилились, что свидетельствует о его стратегической важности для экономического и социального развития страны. Программы корпоративного наставничества направлены не только на новых сотрудников, но и на развитие лидерского потенциала самих наставников, что создает устойчивую систему преемственности знаний внутри компаний.
Государственная поддержка и законодательное регулирование этого института в последние годы значительно усилились, что свидетельствует о его стратегической важности для экономического и социального развития страны. Программы корпоративного наставничества направлены не только на новых сотрудников, но и на развитие лидерского потенциала самих наставников, что создает устойчивую систему преемственности знаний внутри компаний.
Строка 16: Строка 16:
** Формирование единых подходов к реализации наставничества.
** Формирование единых подходов к реализации наставничества.
** Обобщение и распространение действующих успешных практик.
** Обобщение и распространение действующих успешных практик.
** Совершенствование мер поддержки наставничества со стороны органов власти, бизнеса и образовательных организаций. Источники: [http://government.ru/news/55086/ <nowiki>[3]</nowiki>], [https://asi.org.ru/news/2025/05/22/kabmin-utverdil-konczepcziyu-razvitiya-nastavnichestva-do-2030-goda/ <nowiki>[4]</nowiki>].
** Совершенствование мер поддержки наставничества со стороны органов власти, бизнеса и образовательных организаций [http://government.ru/news/55086/ <nowiki>[3]</nowiki>], [https://asi.org.ru/news/2025/05/22/kabmin-utverdil-konczepcziyu-razvitiya-nastavnichestva-do-2030-goda/ <nowiki>[4]</nowiki>].


*'''Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ)'''
*'''Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ)'''
Строка 24: Строка 24:
*** '''Формализация:''' Содержание работы, сроки, форма и условия оплаты должны быть закреплены в трудовом договоре или дополнительном соглашении.
*** '''Формализация:''' Содержание работы, сроки, форма и условия оплаты должны быть закреплены в трудовом договоре или дополнительном соглашении.
*** '''Оплата:''' Закон официально закрепляет наставничество как дополнительную работу, за которую предусматривается оплата. Размер выплат компания определяет самостоятельно в локальных нормативных актах.
*** '''Оплата:''' Закон официально закрепляет наставничество как дополнительную работу, за которую предусматривается оплата. Размер выплат компания определяет самостоятельно в локальных нормативных актах.
*** '''Прекращение:''' Работник-наставник или работодатель могут досрочно прекратить наставничество, предупредив другую сторону не менее чем за три рабочих дня. Источники: [https://www.klerk.ru/blogs/ispring/655209/ <nowiki>[2]</nowiki>], [https://veshk.ru/blog/1727 <nowiki>[5]</nowiki>].
*** '''Прекращение:''' Работник-наставник или работодатель могут досрочно прекратить наставничество, предупредив другую сторону не менее чем за три рабочих дня [https://www.klerk.ru/blogs/ispring/655209/ <nowiki>[2]</nowiki>], [https://veshk.ru/blog/1727 <nowiki>[5]</nowiki>].


*'''Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»'''
*'''Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»'''
Строка 30: Строка 30:


=== Региональное законодательство ===
=== Региональное законодательство ===
В рамках реализации федеральной Концепции развития наставничества, субъекты Российской Федерации уполномочены разрабатывать и утверждать региональные меры поддержки наставничества. Это могут быть дополнительные субсидии, гранты для компаний, активно внедряющих наставнические практики, а также организация региональных конкурсов и форумов. Источники: [http://government.ru/news/55086/ <nowiki>[3]</nowiki>].
В рамках реализации федеральной Концепции развития наставничества, субъекты Российской Федерации уполномочены разрабатывать и утверждать региональные меры поддержки наставничества. Это могут быть дополнительные субсидии, гранты для компаний, активно внедряющих наставнические практики, а также организация региональных конкурсов и форумов [http://government.ru/news/55086/ <nowiki>[3]</nowiki>].


== Организации поддержки ==
== Организации поддержки ==
Строка 36: Строка 36:


=== Государственные и окологосударственные организации ===
=== Государственные и окологосударственные организации ===
* '''Правительство Российской Федерации''' — определяет стратегические направления развития наставничества, утверждая концепции и планы мероприятий. Источники: [http://government.ru/news/55086/ <nowiki>[3]</nowiki>].
* '''Правительство Российской Федерации''' — определяет стратегические направления развития наставничества, утверждая концепции и планы мероприятий [http://government.ru/news/55086/ <nowiki>[3]</nowiki>].
* '''Министерство труда и социальной защиты РФ''' — курирует вопросы регулирования трудовых отношений, включая аспекты, связанные с наставничеством на рабочих местах.
* '''Министерство труда и социальной защиты РФ''' — курирует вопросы регулирования трудовых отношений, включая аспекты, связанные с наставничеством на рабочих местах.
* '''[https://myrosmol.ru/ Росмолодёжь]''' — Федеральное агентство по делам молодёжи, которое интегрирует наставничество в общую систему молодёжной политики, поддерживая проекты, направленные на профессиональное становление молодёжи.
* '''[https://myrosmol.ru/ Росмолодёжь]''' — Федеральное агентство по делам молодёжи, которое интегрирует наставничество в общую систему молодёжной политики, поддерживая проекты, направленные на профессиональное становление молодёжи.
* '''[https://asi.ru/ Агентство стратегических инициатив (АСИ)]''' — поддерживает проекты и инициативы, направленные на развитие наставничества, включая популяризацию лучших практик и поддержку цифровых платформ. Источники: [https://asi.org.ru/news/2025/05/22/kabmin-utverdil-konczepcziyu-razvitiya-nastavnichestva-do-2030-goda/ <nowiki>[4]</nowiki>].
* '''[https://asi.ru/ Агентство стратегических инициатив (АСИ)]''' — поддерживает проекты и инициативы, направленные на развитие наставничества, включая популяризацию лучших практик и поддержку цифровых платформ [https://asi.org.ru/news/2025/05/22/kabmin-utverdil-konczepcziyu-razvitiya-nastavnichestva-do-2030-goda/ <nowiki>[4]</nowiki>].


=== Негосударственные организации и бизнес-ассоциации ===
=== Негосударственные организации и бизнес-ассоциации ===
* '''[https://opora.ru/ «ОПОРА РОССИИ»]''' — общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства, реализующая федеральные проекты по развитию бизнес-наставничества, такие как «Школа наставников» и «Марафон с наставником». Источники: [https://opora.ru/komitety-i-komissii/komissii/nastavnichestvu/ <nowiki>[6]</nowiki>].
* '''[https://opora.ru/ «ОПОРА РОССИИ»]''' — общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства, реализующая федеральные проекты по развитию бизнес-наставничества, такие как «Школа наставников» и «Марафон с наставником». Источники: [https://opora.ru/komitety-i-komissii/komissii/nastavnichestvu/ <nowiki>[6]</nowiki>].
* '''Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП)''' — анализирует и публикует сборники успешных корпоративных практик, способствуя обмену опытом между крупными российскими компаниями. Источники: [http://progress-human.com/images/2023/Tom9_4/Nemytov.pdf <nowiki>[7]</nowiki>].
* '''Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП)''' — анализирует и публикует сборники успешных корпоративных практик, способствуя обмену опытом между крупными российскими компаниями [http://progress-human.com/images/2023/Tom9_4/Nemytov.pdf <nowiki>[7]</nowiki>].
* '''Образовательные организации''', в частности '''[https://www.hse.ru/ Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)]''', который предлагает программы повышения квалификации для наставников и менторов, например, онлайн-курс «Технологии наставничества и менторинга в развитии персонала». Источники: [https://www.hse.ru/edu/dpo/842059200 <nowiki>[8]</nowiki>].
* '''Образовательные организации''', в частности '''[https://www.hse.ru/ Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)]''', который предлагает программы повышения квалификации для наставников и менторов, например, онлайн-курс «Технологии наставничества и менторинга в развитии персонала» [https://www.hse.ru/edu/dpo/842059200 <nowiki>[8]</nowiki>].


== Социальная политика и меры поддержки ==
== Социальная политика и меры поддержки ==
Строка 50: Строка 50:


* '''Материальная и нематериальная мотивация:''' Новый закон о доплатах за наставничество создает основу для материального стимулирования наставников [https://nnov.hse.ru/news/1006044453.html <nowiki>[9]</nowiki>]. Компании также разрабатывают системы нематериальной мотивации: публичное признание, возможности для карьерного роста, дополнительное обучение.
* '''Материальная и нематериальная мотивация:''' Новый закон о доплатах за наставничество создает основу для материального стимулирования наставников [https://nnov.hse.ru/news/1006044453.html <nowiki>[9]</nowiki>]. Компании также разрабатывают системы нематериальной мотивации: публичное признание, возможности для карьерного роста, дополнительное обучение.
* '''Методическая поддержка:''' В рамках Концепции до 2030 года запланирована разработка методических рекомендаций по реализации наставничества для различных отраслей и типов предприятий. Источники: [http://government.ru/news/55086/ <nowiki>[3]</nowiki>].
* '''Методическая поддержка:''' В рамках Концепции до 2030 года запланирована разработка методических рекомендаций по реализации наставничества для различных отраслей и типов предприятий [http://government.ru/news/55086/ <nowiki>[3]</nowiki>].
* '''Популяризация и повышение престижа:''' Государство планирует поддерживать проекты в СМИ и интернете, направленные на повышение престижа наставнической деятельности, а также проводить всероссийские конкурсы, такие как «[[Всероссийский конкурс «Наставник года»]]».
* '''Популяризация и повышение престижа:''' Государство планирует поддерживать проекты в СМИ и интернете, направленные на повышение престижа наставнической деятельности, а также проводить всероссийские конкурсы, такие как «[[Всероссийский конкурс «Наставник года»]]».
* '''Цифровизация:''' Одной из мер поддержки является развитие цифровых платформ, таких как «Наставник.рф», для управления процессом наставничества, обучения и обмена опытом. Источники: [https://asi.org.ru/news/2025/05/22/kabmin-utverdil-konczepcziyu-razvitiya-nastavnichestva-do-2030-goda/ <nowiki>[4]</nowiki>].
* '''Цифровизация:''' Одной из мер поддержки является развитие цифровых платформ, таких как «Наставник.рф», для управления процессом наставничества, обучения и обмена опытом [https://asi.org.ru/news/2025/05/22/kabmin-utverdil-konczepcziyu-razvitiya-nastavnichestva-do-2030-goda/ <nowiki>[4]</nowiki>].
* '''Примеры успешных практик:''' Компании, такие как '''ООО «Газпром трансгаз Томск»''', внедряют комплексные модели наставничества с использованием цифровых инструментов и геймификации. Их система включает онлайн-сопровождение на всех этапах: от назначения наставника до контроля его взаимодействия с наставляемым. Источники: [https://journal.nark.ru/articles/glavnaya-tema/luchshie-praktiki-nastavnichestva-na-rabochem-meste/ <nowiki>[10]</nowiki>].
* '''Примеры успешных практик:''' Компании, такие как '''ООО «Газпром трансгаз Томск»''', внедряют комплексные модели наставничества с использованием цифровых инструментов и геймификации. Их система включает онлайн-сопровождение на всех этапах: от назначения наставника до контроля его взаимодействия с наставляемым [https://journal.nark.ru/articles/glavnaya-tema/luchshie-praktiki-nastavnichestva-na-rabochem-meste/ <nowiki>[10]</nowiki>].


== Программы и мероприятия ==
== Программы и мероприятия ==
Строка 76: Строка 76:
** '''Для наставляемого:''' Быстрая адаптация, ускоренное освоение профессиональных навыков, получение не только технических знаний, но и «секретов мастерства», а также эмоциональная поддержка.
** '''Для наставляемого:''' Быстрая адаптация, ускоренное освоение профессиональных навыков, получение не только технических знаний, но и «секретов мастерства», а также эмоциональная поддержка.
** '''Для наставника:''' Развитие лидерских и коммуникативных навыков, систематизация собственных знаний, повышение статуса в компании и получение конкурентных преимуществ на рынке труда.
** '''Для наставника:''' Развитие лидерских и коммуникативных навыков, систематизация собственных знаний, повышение статуса в компании и получение конкурентных преимуществ на рынке труда.
** '''Для HR-службы:''' Наставничество становится эффективным инструментом адаптации и развития персонала, позволяя HR-менеджерам выступать в роли методологов процесса. Источники: [https://www.hse.ru/news/edu/1005815172.html <nowiki>[1]</nowiki>].
** '''Для HR-службы:''' Наставничество становится эффективным инструментом адаптации и развития персонала, позволяя HR-менеджерам выступать в роли методологов процесса[https://www.hse.ru/news/edu/1005815172.html <nowiki>[1]</nowiki>].


== См. также ==
== См. также ==
* [[Всероссийская программа наставничества]]
* [[Всероссийская программа наставничества]]
* [[Всероссийский конкурс «Наставник года»]]
* [[Всероссийский конкурс «Наставничество»]]
* [[Бизнес-наставничество для молодых предпринимателей]]
* [[Бизнес-наставничество для молодых предпринимателей]]
* [[Профессиональные стандарты наставнической деятельности]]
* [[Профессиональные стандарты наставнической деятельности]]

Текущая версия от 16:41, 13 октября 2025

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Корпоративное наставничество

Введение

Корпоративное наставничество — это форма профессионального развития и адаптации сотрудников, при которой более опытный работник (наставник) передает свои знания, навыки и опыт менее опытному или новому сотруднику (наставляемому) в условиях конкретной организации. Этот процесс направлен на ускорение профессиональной интеграции, повышение производительности труда, развитие корпоративной культуры и снижение текучести кадров [1].

В Российской Федерации корпоративное наставничество приобретает особую значимость в контексте молодежной политики и кадровой стратегии государства. В условиях дефицита квалифицированных кадров и необходимости быстрой адаптации молодых специалистов к реалиям производства, наставничество становится ключевым инструментом для удержания и развития талантов. Согласно данным портала hh.ru на 2024 год, 69% российских компаний активно используют менторство для своих сотрудников, что подчеркивает широкое признание его эффективности [2].

Государственная поддержка и законодательное регулирование этого института в последние годы значительно усилились, что свидетельствует о его стратегической важности для экономического и социального развития страны. Программы корпоративного наставничества направлены не только на новых сотрудников, но и на развитие лидерского потенциала самих наставников, что создает устойчивую систему преемственности знаний внутри компаний.

Законодательная база

С 2025 года в России начался новый этап в развитии наставничества, связанный с его формализацией на законодательном уровне. Это создает правовую основу для внедрения и поддержки наставнических программ на предприятиях.

Федеральное законодательство

  • Концепция развития наставничества в России на период до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 21.05.2025 № 1264-р). Документ определяет государственную политику в этой сфере и ставит следующие ключевые задачи:
    • Формирование единых подходов к реализации наставничества.
    • Обобщение и распространение действующих успешных практик.
    • Совершенствование мер поддержки наставничества со стороны органов власти, бизнеса и образовательных организаций [3], [4].
  • Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ)
    • С 1 марта 2025 года вступил в силу Федеральный закон от 09.11.2024 № 381-ФЗ, который дополнил ТК РФ статьей 351.8 «Особенности регулирования труда работников, выполняющих работу по наставничеству в сфере труда».
    • Ключевые положения нового закона:
      • Добровольность: Наставничество осуществляется только с письменного согласия работника.
      • Формализация: Содержание работы, сроки, форма и условия оплаты должны быть закреплены в трудовом договоре или дополнительном соглашении.
      • Оплата: Закон официально закрепляет наставничество как дополнительную работу, за которую предусматривается оплата. Размер выплат компания определяет самостоятельно в локальных нормативных актах.
      • Прекращение: Работник-наставник или работодатель могут досрочно прекратить наставничество, предупредив другую сторону не менее чем за три рабочих дня [2], [5].
  • Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»
    • Определяет наставничество как одно из направлений молодежной политики, направленное на содействие в профессиональном, культурном и социальном становлении молодых граждан.

Региональное законодательство

В рамках реализации федеральной Концепции развития наставничества, субъекты Российской Федерации уполномочены разрабатывать и утверждать региональные меры поддержки наставничества. Это могут быть дополнительные субсидии, гранты для компаний, активно внедряющих наставнические практики, а также организация региональных конкурсов и форумов [3].

Организации поддержки

Система поддержки корпоративного наставничества в России включает государственные структуры, бизнес-ассоциации и образовательные учреждения.

Государственные и окологосударственные организации

  • Правительство Российской Федерации — определяет стратегические направления развития наставничества, утверждая концепции и планы мероприятий [3].
  • Министерство труда и социальной защиты РФ — курирует вопросы регулирования трудовых отношений, включая аспекты, связанные с наставничеством на рабочих местах.
  • Росмолодёжь — Федеральное агентство по делам молодёжи, которое интегрирует наставничество в общую систему молодёжной политики, поддерживая проекты, направленные на профессиональное становление молодёжи.
  • Агентство стратегических инициатив (АСИ) — поддерживает проекты и инициативы, направленные на развитие наставничества, включая популяризацию лучших практик и поддержку цифровых платформ [4].

Негосударственные организации и бизнес-ассоциации

  • «ОПОРА РОССИИ» — общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства, реализующая федеральные проекты по развитию бизнес-наставничества, такие как «Школа наставников» и «Марафон с наставником». Источники: [6].
  • Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) — анализирует и публикует сборники успешных корпоративных практик, способствуя обмену опытом между крупными российскими компаниями [7].
  • Образовательные организации, в частности Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), который предлагает программы повышения квалификации для наставников и менторов, например, онлайн-курс «Технологии наставничества и менторинга в развитии персонала» [8].

Социальная политика и меры поддержки

Государственная политика в области корпоративного наставничества направлена на его превращение из неформальной практики в системный и управляемый процесс.

  • Материальная и нематериальная мотивация: Новый закон о доплатах за наставничество создает основу для материального стимулирования наставников [9]. Компании также разрабатывают системы нематериальной мотивации: публичное признание, возможности для карьерного роста, дополнительное обучение.
  • Методическая поддержка: В рамках Концепции до 2030 года запланирована разработка методических рекомендаций по реализации наставничества для различных отраслей и типов предприятий [3].
  • Популяризация и повышение престижа: Государство планирует поддерживать проекты в СМИ и интернете, направленные на повышение престижа наставнической деятельности, а также проводить всероссийские конкурсы, такие как «Всероссийский конкурс «Наставник года»».
  • Цифровизация: Одной из мер поддержки является развитие цифровых платформ, таких как «Наставник.рф», для управления процессом наставничества, обучения и обмена опытом [4].
  • Примеры успешных практик: Компании, такие как ООО «Газпром трансгаз Томск», внедряют комплексные модели наставничества с использованием цифровых инструментов и геймификации. Их система включает онлайн-сопровождение на всех этапах: от назначения наставника до контроля его взаимодействия с наставляемым [10].

Программы и мероприятия

В России реализуется множество программ и инициатив, направленных на развитие корпоративного наставничества.

  • Образовательные программы:
    • НИУ ВШЭ предлагает комплексные программы, такие как «Технологии наставничества и менторинга в развитии персонала» [8] и «Креативный лидер и наставничество» [11], направленные на подготовку квалифицированных менторов.
  • Программы для бизнеса:
    • Проекты «Школа наставников» и «Марафон с наставником» от «ОПОРЫ РОССИИ» нацелены на поддержку предпринимателей через сопровождение опытными наставниками [6].
  • Социально-ориентированные программы:
    • Благотворительный фонд «Трамплин» реализует программу корпоративного наставничества для помощи подросткам и молодежи из уязвимых групп в выборе профессии и трудоустройстве [12].

Исследования и аналитика

Исследования подтверждают высокую эффективность корпоративного наставничества как для сотрудников, так и для компаний.

  • Влияние на бизнес-показатели:
    • Снижение текучести кадров: Наставничество значительно снижает увольнения на испытательном сроке.
    • Повышение лояльности: Сотрудники, у которых есть наставник, чувствуют большую поддержку и ценность для компании.
    • Экономия на обучении: Передача знаний "из рук в руки" является более дешевой и эффективной альтернативой внешним курсам. Источники: [1].
  • Польза для участников процесса:
    • Для наставляемого: Быстрая адаптация, ускоренное освоение профессиональных навыков, получение не только технических знаний, но и «секретов мастерства», а также эмоциональная поддержка.
    • Для наставника: Развитие лидерских и коммуникативных навыков, систематизация собственных знаний, повышение статуса в компании и получение конкурентных преимуществ на рынке труда.
    • Для HR-службы: Наставничество становится эффективным инструментом адаптации и развития персонала, позволяя HR-менеджерам выступать в роли методологов процесса[1].

См. также

Ссылки

[1] Институт наставничества: польза для сотрудников и компании

[2] Программа наставничества: примеры и советы по внедрению

[3] Правительство утвердило Концепцию развития наставничества до 2030 года

[4] Кабмин утвердил Концепцию развития наставничества до 2030 года

[5] Наставничество - что это такое в сфере труда: новый закон

[6] Комиссия по наставничеству «ОПОРЫ РОССИИ»

[7] Успешные российские бизнес-практики поддержки здоровья сотрудников (на основе практик РСПП)

[8] Технологии наставничества и менторинга в развитии персонала НИУ ВШЭ

[9] Наставничество и менторинг: как удержать и развить таланты

[10] Лучшие практики наставничества на рабочем месте

[11] Интенсив «Креативный лидер и наставничество» НИУ ВШЭ

[12] Программа корпоративного наставничества фонда «Трамплин»