Профилактика суицидального поведения среди молодёжи: различия между версиями

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ'''
'''Статья создана с использованием языковой модели ИИ'''


[[Файл:SuicidePreventionYouth.jpg|мини|500x500пкс|Профилактическая беседа со школьниками]]
[[Файл:SuicidePreventionYouth.jpg|мини|500x500пкс|Логотип многих профилактических бесед со школьниками]]


= Введение =
= Введение =
Строка 75: Строка 75:
По данным Росстата, в 2021 году число суицидов среди подростков 15–17 лет составило 375 случаев, что на 37,4 % больше по сравнению с 2020 годом, что связывают с последствиями пандемии COVID-19 и длительной социальной изоляции [https://rosstat.gov.ru <nowiki>[20]</nowiki>].  
По данным Росстата, в 2021 году число суицидов среди подростков 15–17 лет составило 375 случаев, что на 37,4 % больше по сравнению с 2020 годом, что связывают с последствиями пандемии COVID-19 и длительной социальной изоляции [https://rosstat.gov.ru <nowiki>[20]</nowiki>].  


Исследования психологов отмечают гендерные особенности: завершённые суициды чаще совершают юноши (соотношение 3:1), в то время как попытки суицида чаще предпринимают девушки, что объясняется различиями в выборе способов и целей суицидального поведения [https://psy.ru <nowiki>[21]</nowiki>]. Анализ посмертных судебных экспертиз выявил, что среди несовершеннолетних 9-12 лет преобладают внутрисемейные формы конфликтов, в подростковом и юношеском возрасте существенное значение приобретают конфликты внутриличностного характера, связанные с проблемами в школе, самоидентификацией и межполовыми отношениями [https://rrmedicine.ru/journal/article/1841/ <nowiki>[28]</nowiki>]. Исследования региональной специфики показывают, что в регионах Сибири и Дальнего Востока уровень подросткового суицида в 2-3 раза выше среднероссийского, что связано с социально-экономическими факторами и особенностями коренных народов [http://izvestia.asu.ru/en/article/218/ <nowiki>[36]</nowiki>].
Исследования психологов отмечают гендерные особенности: завершённые суициды чаще совершают юноши (соотношение 3:1), в то время как попытки суицида чаще предпринимают девушки, что объясняется различиями в выборе способов и целей суицидального поведения [https://psyrus.ru/ <nowiki>[21]</nowiki>]. Анализ посмертных судебных экспертиз выявил, что среди несовершеннолетних 9-12 лет преобладают внутрисемейные формы конфликтов, в подростковом и юношеском возрасте существенное значение приобретают конфликты внутриличностного характера, связанные с проблемами в школе, самоидентификацией и межполовыми отношениями [https://rrmedicine.ru/journal/article/1841/ <nowiki>[28]</nowiki>]. Исследования региональной специфики показывают, что в регионах Сибири и Дальнего Востока уровень подросткового суицида в 2-3 раза выше среднероссийского, что связано с социально-экономическими факторами и особенностями коренных народов [http://izvestia.asu.ru/en/article/218/ <nowiki>[36]</nowiki>].


= Интересные факты =
= Интересные факты =
Строка 82: Строка 82:
В регионах с развитой службой школьных психологов (не менее 1 специалиста на 500 учащихся) уровень суицидальных попыток среди учащихся ниже среднего по стране на 12-15%, что подтверждает эффективность раннего выявления и психологического сопровождения [https://rosstat.gov.ru <nowiki>[20]</nowiki>].
В регионах с развитой службой школьных психологов (не менее 1 специалиста на 500 учащихся) уровень суицидальных попыток среди учащихся ниже среднего по стране на 12-15%, что подтверждает эффективность раннего выявления и психологического сопровождения [https://rosstat.gov.ru <nowiki>[20]</nowiki>].


Исследования показывают, что 90% подростков, совершивших суицидальную попытку, в течение предшествующих 2-4 недель демонстрировали характерные признаки суицидального поведения, которые могли быть замечены родителями или педагогами [https://psy.ru <nowiki>[21]</nowiki>].
Исследования показывают, что 90% подростков, совершивших суицидальную попытку, в течение предшествующих 2-4 недель демонстрировали характерные признаки суицидального поведения, которые могли быть замечены родителями или педагогами [https://psyrus.ru/ <nowiki>[21]</nowiki>].


= См. также =
= См. также =
Строка 130: Строка 130:
[20] [https://rosstat.gov.ru Федеральная служба государственной статистики]
[20] [https://rosstat.gov.ru Федеральная служба государственной статистики]


[21] [https://psy.ru Российское психологическое общество]
[21] [https://psyrus.ru/ Российское психологическое общество]


[23] [https://gospitalnaya.ru/blog/podrostkovyj-suiczid Подростковый суицид: признаки, причины и факторы риска]
[23] [https://gospitalnaya.ru/blog/podrostkovyj-suiczid Подростковый суицид: признаки, причины и факторы риска]

Текущая версия от 20:33, 12 октября 2025

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Логотип многих профилактических бесед со школьниками

Введение

Профилактика суицидального поведения среди молодёжи — система мероприятий, направленных на снижение уровня суицидов и суицидальных попыток в возрастной группе от 14 до 24 лет на территории Российской Федерации. По данным Ведомостей, за первую половину 2025 года в России было зафиксировано 395 подростковых суицидов [1], а в 2024 году — 735 случаев суицида среди несовершеннолетних [2]. Ежегодно около 2 800 детей и подростков погибают вследствие суицида или суицидальных действий [3]. По статистике Российской Федерации, в среднем на 100 тысяч населения приходится 17,1 случаев самоубийств и селфхарма у детей [23]. Проблема требует комплексного межведомственного подхода с привлечением образовательных, медицинских, социальных служб и семьи [24].

Законодательная база

Федеральное законодательство содержит нормы, влияющие на профилактику суицидального поведения.

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011 определяет мероприятия по психолого-педагогической поддержке подростков и обязывает медицинские организации оказывать специализированную психиатрическую помощь несовершеннолетним [4].

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 требует создания в образовательных организациях служб психологической помощи и социально-педагогического сопровождения обучающихся [5].

Приказ Минздрава России от 28.12.2016 № 1005н «Об утверждении порядка оказания психологической помощи детям» регламентирует работу «телефонов доверия», горячих линий и мобильных групп реагирования, устанавливая стандарты экстренной психологической помощи [6].

Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет полномочия комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки, образовательных и медицинских учреждений в профилактической работе с детьми группы риска [25].

Распоряжение Правительства РФ от 26.04.2021 № 1058-р утверждает комплекс мер до 2025 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних, включая развитие психологических служб, повышение квалификации специалистов и информирование молодёжи о доступной помощи [26].

Факторы риска

Развитие суицидального поведения у подростков обусловлено комплексом биологических, психологических и социальных факторов. К семейным факторам риска относятся: случаи суицида в семейной истории, алкоголизм или наркомания у близких родственников, насилие в семье (физическое и психологическое), авторитарный стиль воспитания с жестким контролем, отсутствие эмоциональной привязанности между родителями и ребенком, развод родителей или смерть близких [23] [27].

Психологические факторы включают: аффективные расстройства (депрессия, биполярное расстройство), низкую самооценку и чувство несостоятельности, фрустрированные психологические потребности (хронический неуспех в достижении целей), снижение когнитивных функций и потерю интереса к обучению, чувство безнадежности и безвыходности [23] [24]. К **социальным факторам** относятся: проблемы в межличностных отношениях со сверстниками, социальная изоляция и одиночество, буллинг (травля) в школьной среде, неудачи в романтических отношениях, употребление психоактивных веществ и алкоголя, девиантное и асоциальное поведение [23] [28]. Статистика показывает, что на развитие суицидального поведения влияют также пол, возраст, место проживания и состояние здоровья подростка [29].

Признаки суицидального поведения

Специалисты выделяют характерные поведенческие признаки, указывающие на суицидальный риск: перемены в поведении (замкнутость, уединение, рискованные действия), резкое падение успеваемости и эмоциональные взрывы в школе, засыпание на уроках из-за нарушений сна, затяжные нарушения сна с кошмарами (катастрофы, катаклизмы), депрессия и изменения в режиме питания и сна [30] [31].

Эмоциональные признаки включают: усиление чувства беспокойства и безнадежности, чувство вины и потеря интереса к общественной жизни, апатия и безмолвие (тяжесть на подъем, уход от обязанностей), выраженное чувство несостоятельности и неуверенности в себе, которое может маскироваться вызывающим поведением и дерзостью [30] [31].

К вербальным признакам относятся: устные заявления типа «Я желаю быть мёртвым», «Оставь меня в покое», излишнее проявление интереса к теме смерти и усиленное внимание к оккультизму, интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера [30] [31].

Важным маркером является наличие предыдущей суицидальной попытки и примеры самоубийств в близком окружении (родители, друзья), что значительно повышает риск повторного суицидального поведения [31].

Организации поддержки

В Российской Федерации функционирует развитая система организаций, оказывающих психологическую и социальную поддержку подросткам и молодёжи.

Детский телефон доверия (тел. 8-800-2000-122) работает круглосуточно, бесплатно и анонимно по всей территории России, оказывая экстренную психологическую помощь детям, подросткам и родителям [7].

Единая горячая линия Министерства здравоохранения РФ по вопросам психического здоровья (тел. 122) обеспечивает консультирование по вопросам психиатрической помощи и направление в специализированные медицинские учреждения [8].

На региональном уровне действуют кризисные центры и отделения службы «Социальная гостиница» при органах социальной защиты, предоставляющие временное убежище и психосоциальное сопровождение подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации [9]. Негосударственный сектор представлен организациями, такими как НКО «Вместе против суицида», которая реализует обучающие семинары, акции по повышению стрессоустойчивости подростков и информационные кампании в социальных сетях [10].

Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) координирует программы поддержки молодёжи, включая гранты для проектов, направленных на профилактику деструктивного поведения и развитие психологического благополучия [13].

Роль семьи

Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование или профилактику суицидальной склонности у подростков. Статистика показывает, что истинной причиной подросткового суицида, выявляемой при детальном анализе ситуации, как правило, оказываются нарушенные взаимоотношения в семье [27].

Специфика подросткового возраста — повышенная чувствительность к эмоциональному климату в семье, что усиливается трудностями периода самоидентификации и вхождения в социум [32]. Первое и главное правило предотвращения подросткового суицида — доверительные, искренние отношения в семье, понимание является лучшим лекарством от суицида [32]. Родителям рекомендуется: учить ребенка принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия («Что будет, если...»), воспитывать привычку рассказывать не только о достижениях, но и о тревогах, сомнениях и страхах, не иронизировать над ребенком в ситуациях его слабости, а помогать и поддерживать, обсудить работу служб экстренной помощи и записать номера телефонов доверия [32]. Для предупреждения самоубийств необходимо воспитание чувства собственного достоинства, важно, чтобы ребенок ощущал себя личностью и уважал свои взгляды и убеждения [32] [33].

Социальная политика и меры поддержки

В образовательных организациях и общественных институтах реализуются следующие меры профилактики. Ежегодное социально-психологическое тестирование проводится для выявления «группы риска» по суицидальным мыслям и попыткам, а также факторов психологической уязвимости обучающихся [11]. В школах и вузах организуются тренинги и занятия по развитию навыков эмоциональной саморегуляции, стрессоустойчивости, конфликт-менеджмента и безопасного поведения в интернете [12].

Проводятся информационно-просветительские кампании «Говори, если трудно», «Живи!», «Ты не один» с участием медийных лиц, блогеров и волонтёров НКО, направленные на снижение стигматизации психологических проблем [13]. При школах и домах культуры действуют «семейные клубы» для гармонизации внутрисемейных отношений, где проводятся совместные занятия родителей и детей, консультации психологов и тренинги детско-родительских отношений [14]. Обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение учащихся, переживших кризисные ситуации (потерю близких, насилие, буллинг), с участием педагогов-психологов, социальных работников и при необходимости врачей-психиатров [15].

На федеральном уровне реализуются меры информационной безопасности: мониторинг и блокировка интернет-ресурсов, содержащих информацию о способах суицида, пропаганду самоубийств и «группы смерти» в социальных сетях [34].

Программы и мероприятия

Национальные программы

    • Программа «Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков»** Минпросвещения РФ (2022) включает три основных направления: выявление и сопровождение «группы риска» через регулярный скрининг и индивидуальное консультирование, пропаганду здорового образа жизни и психологическое просвещение (психообразование) через классные часы и тематические недели, оптимизацию межличностных отношений в образовательной среде путем профилактики буллинга и развития навыков коммуникации [16].

Федеральный проект «Детство без тревог» в рамках национального проекта «Демография» направлен на финансирование обучения школьных психологов и социальных педагогов, создание региональных кризисных центров для детей и подростков, оснащение образовательных организаций кабинетами психологической разгрузки [17]. Комплекс мер до 2025 года по совершенствованию системы профилактики суицида включает: повышение доступности психологической помощи, развитие служб медиации в школах, подготовку педагогов к раннему выявлению признаков суицидального поведения, информирование подростков о возможностях получения помощи [26].

Региональные инициативы

В Московской области функционирует программа «Телефон второй родины»: мобильная группа психологов выезжает по вызову школ и семей для оказания экстренной психологической помощи подросткам в кризисной ситуации [18].

В Приморском крае реализуется программа «Жизнь как ценность» с участием краевого колледжа искусств, где проводятся арт-терапевтические занятия, направленные на развитие эмоционального интеллекта и самовыражения подростков через творчество [19].

В Республике Татарстан действует межведомственная программа профилактики суицидов среди несовершеннолетних до 2025 года, включающая обучение специалистов, мониторинг факторов риска и создание реабилитационных центров [35]. 

В Алтайском крае, регионе с традиционно высокими показателями подросткового суицида, реализуется комплексная программа межведомственного взаимодействия органов образования, здравоохранения и социальной защиты [36].

Исследования и аналитика

По данным Росстата, в 2021 году число суицидов среди подростков 15–17 лет составило 375 случаев, что на 37,4 % больше по сравнению с 2020 годом, что связывают с последствиями пандемии COVID-19 и длительной социальной изоляции [20].

Исследования психологов отмечают гендерные особенности: завершённые суициды чаще совершают юноши (соотношение 3:1), в то время как попытки суицида чаще предпринимают девушки, что объясняется различиями в выборе способов и целей суицидального поведения [21]. Анализ посмертных судебных экспертиз выявил, что среди несовершеннолетних 9-12 лет преобладают внутрисемейные формы конфликтов, в подростковом и юношеском возрасте существенное значение приобретают конфликты внутриличностного характера, связанные с проблемами в школе, самоидентификацией и межполовыми отношениями [28]. Исследования региональной специфики показывают, что в регионах Сибири и Дальнего Востока уровень подросткового суицида в 2-3 раза выше среднероссийского, что связано с социально-экономическими факторами и особенностями коренных народов [36].

Интересные факты

С начала работы Детского телефона доверия 8-800-2000-122 в 2010–2024 годах было принято более 10 миллионов звонков от подростков и родителей, из них около 15% обращений связаны с суицидальными мыслями и кризисными состояниями [7].

В регионах с развитой службой школьных психологов (не менее 1 специалиста на 500 учащихся) уровень суицидальных попыток среди учащихся ниже среднего по стране на 12-15%, что подтверждает эффективность раннего выявления и психологического сопровождения [20].

Исследования показывают, что 90% подростков, совершивших суицидальную попытку, в течение предшествующих 2-4 недель демонстрировали характерные признаки суицидального поведения, которые могли быть замечены родителями или педагогами [21].

См. также

Ссылки

[1] Ведомости: статистика подростковых суицидов 2025

[2] РБК: рост числа детских суицидов в России

[3] Официальный сайт школы: профилактика суицидального поведения

[4] Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан

[5] Федеральный закон об образовании в РФ

[6] Приказ Минздрава о порядке оказания психологической помощи детям

[7] Детский телефон доверия 8-800-2000-122

[8] Министерство здравоохранения РФ

[9] Министерство труда и социальной защиты РФ

[10] НКО «Вместе против суицида»

[11] Министерство просвещения РФ - социально-психологическое тестирование

[12] Министерство науки и высшего образования РФ

[13] Федеральное агентство по делам молодёжи

[14] Министерство культуры РФ

[15] Министерство просвещения РФ - психолого-педагогическое сопровождение

[16] Программа профилактики Минпросвещения

[17] Правительство РФ - проект «Детство без тревог»

[18] Правительство Московской области

[19] Администрация Приморского края

[20] Федеральная служба государственной статистики

[21] Российское психологическое общество

[23] Подростковый суицид: признаки, причины и факторы риска

[24] Психологические факторы риска суицидального поведения у подростков

[25] Федеральный закон № 120-ФЗ о профилактике безнадзорности

[26] Распоряжение Правительства РФ № 1058-р

[27] Особенности суицидального поведения подростков

[28] Факторы риска суицидального поведения несовершеннолетних

[29] Факторы риска развития суицидального поведения

[30] Памятка «Как предотвратить детско-подростковый суицид»

[31] Признаки суицидального поведения у подростков

[32] Роль родителей в профилактике суицидального поведения подростков

[33] Роль семьи в профилактике суицидального поведения

[34] Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

[35] Комплекс мер профилактики суицида в Республике Татарстан

[36] Факторы распространения суицидальных рисков подростков в Алтайском крае

Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование. ```