Общественная палата Российской Федерации: различия между версиями

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
Строка 82: Строка 82:


== См. также ==
== См. также ==
* [[Государственная молодёжная политика в Российской Федерации]]
* [[Автономная некоммерческая организация «Россия — страна возможностей»]]
* [[Добровольчество (волонтёрство) в России]]
* [[Всероссийская общественная организация «Молодая Гвардия Единой России»]]
* [[Некоммерческая организация]]
* [[Российский союз молодёжи]]
* [[Общественный контроль]]
* [[Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь)]]
* [[Социально ориентированные некоммерческие организации]]


== Ссылки ==
== Ссылки ==

Текущая версия от 01:11, 12 октября 2025

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Здание Общественной палаты Российской Федерации в Москве

Обще́ственная пала́та Росси́йской Федера́ции (неофициальное сокращение — ОП РФ) — это консультативно-совещательный орган, который обеспечивает взаимодействие граждан России, общественных объединений и некоммерческих организаций с органами государственной власти и местного самоуправления [1]. Палата была сформирована в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», который вступил в силу 1 июля 2005 года [2].

Ключевая цель ОП РФ — учёт потребностей и интересов граждан, защита их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также осуществление общественного контроля за деятельностью органов власти [3]. Общественная палата является важным институтом гражданского общества в России, который способствует согласованию общественно значимых интересов для решения ключевых вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности и защиты конституционного строя [4]. Состав палаты избирается каждые три года, и с 2005 года было сформировано восемь составов [5].

Законодательная база

Деятельность Общественной палаты Российской Федерации регулируется несколькими ключевыми законодательными актами. Основополагающим документом является Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» [6]. Этот закон определяет правовой статус, цели, задачи, порядок формирования и полномочия Палаты. С момента принятия в него неоднократно вносились изменения, адаптирующие работу органа к современным реалиям. Например, Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 235-ФЗ был изменен состав Палаты, который увеличился со 126 до 168 членов (впоследствии до 172) [7].

Деятельность ОП РФ также опирается на Конституцию Российской Федерации, которая гарантирует право граждан на участие в управлении делами государства. Кроме того, работа Палаты связана с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», который наделяет ОП РФ широкими полномочиями по осуществлению контроля за деятельностью органов власти, государственных и муниципальных организаций.

Внутренняя работа Палаты регулируется Регламентом Общественной палаты и Кодексом этики членов Общественной палаты, которые устанавливают правила проведения заседаний, порядок принятия решений и этические нормы для ее членов [6]. Законодательство также предусматривает, что региональные общественные палаты формируются и действуют на основании соответствующих законов субъектов РФ, которые учитывают местные традиции и особенности [8]. Это создает единую систему общественных палат по всей стране, обеспечивая вертикальное взаимодействие гражданского общества и власти.

Структура и состав

Общественная палата Российской Федерации состоит из 166 членов, которые представляют три равнозначные группы [9][2]:

  • 40 граждан — утверждаются указом Президента Российской Федерации. Это, как правило, авторитетные общественные деятели, представители науки, культуры и других сфер, имеющие особые заслуги перед государством и обществом [10].
  • 89 представителей от общественных палат субъектов Российской Федерации (по одному от каждого региона).
  • 43 представителя от общероссийских общественных объединений и иных некоммерческих организаций. Эти члены избираются путем голосования уже утвержденных членов из первых двух групп.

Срок полномочий каждого состава Общественной палаты составляет три года [2]. Членство в Палате является добровольным и неоплачиваемым. Членами ОП РФ не могут быть лица, замещающие государственные или муниципальные должности, а также лица, признанные недееспособными или имеющие непогашенную судимость.

Руководящими органами Палаты являются Совет Общественной палаты, Секретарь Общественной палаты и его заместители. Секретарем восьмого состава, сформированного в 2023 году, является Лидия Юрьевна Михеева [5]. Основная работа ведется в рамках комиссий и рабочих групп, сформированных по различным направлениям общественной жизни, таким как здравоохранение, образование, культура, экономика, безопасность, развитие некоммерческого сектора и другим. Комиссии готовят экспертные заключения, проводят слушания и круглые столы. Для обеспечения деятельности Палаты создан Аппарат Общественной палаты, являющийся федеральным государственным казенным учреждением.

Основные направления деятельности

Деятельность Общественной палаты РФ охватывает широкий спектр задач, направленных на укрепление гражданского общества и повышение эффективности государственного управления. Ключевые направления включают:

  • Общественная экспертиза законопроектов. Палата проводит экспертизу проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства РФ и органов исполнительной власти [4]. Заключения ОП РФ носят рекомендательный характер, но подлежат обязательному рассмотрению органами власти. Это позволяет выявить социальные последствия принимаемых решений и учесть мнение общественности [11].
  • Общественный контроль. ОП РФ осуществляет контроль за деятельностью федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также за соблюдением свободы слова в СМИ [12]. Этот механизм включает проведение общественных слушаний, мониторинг, а также направление запросов в государственные органы. Важной частью этой работы является общественное наблюдение за выборами и референдумами [13].
  • Работа с обращениями граждан. Это одно из приоритетных направлений. Палата рассматривает индивидуальные и коллективные обращения, касающиеся самых разных проблем: ЖКХ, дорожное строительство, здравоохранение, занятость. Анализ обращений позволяет выявлять системные проблемы и предлагать пути их решения на законодательном уровне [7].
  • Поддержка гражданских инициатив. ОП РФ собирает и обрабатывает информацию об инициативах граждан и НКО [14]. Палата является организатором ежегодного конкурса социально значимых проектов «Мой проект — моей стране!» и форумов «Сообщество», которые нацелены на выявление и тиражирование лучших социальных практик [7].
  • Развитие некоммерческого сектора. Палата оказывает информационную и методическую поддержку НКО, участвует в формировании реестров социально ориентированных НКО для оказания им государственной помощи, а также способствует развитию добровольчества и благотворительности [7].

Социальная политика и меры поддержки

Общественная палата РФ играет значимую роль в формировании и реализации социальной политики, выступая связующим звеном между обществом и государством по наиболее чувствительным вопросам. Палата активно участвует в обсуждении и экспертизе законодательных инициатив, касающихся пенсионного обеспечения, социальной поддержки уязвимых категорий граждан (ветеранов, инвалидов, многодетных семей), здравоохранения, образования и демографии [15].

Одним из ярких примеров работы Палаты в социальной сфере стала ее деятельность в период пандемии COVID-19. ОП РФ совместно с Минэкономразвития России участвовала в формировании реестров некоммерческих организаций, наиболее пострадавших от пандемии и нуждающихся в государственной поддержке. Было создано два реестра, в которые вошли более 23 тысяч организаций, включая получателей президентских грантов и благотворительные фонды [7].

Палата также уделяет большое внимание поддержке социально ориентированных НКО (СО НКО), которые являются ключевыми поставщиками социальных услуг. ОП РФ способствует развитию законодательства о поддержке СО НКО и выступает за расширение их доступа к бюджетному финансированию [16]. Члены Палаты регулярно проводят выездные заседания и круглые столы в регионах для изучения лучших практик и проблем в социальной сфере на местах [17]. Кроме того, ОП РФ активно продвигает развитие добровольчества (волонтерства), рассматривая его как важный инструмент вовлечения молодежи в решение социально значимых задач и укрепления гражданской солидарности [18].

Программы и мероприятия

Общественная палата РФ регулярно организует и проводит масштабные мероприятия, направленные на развитие гражданского общества, поддержку социальных инициатив и укрепление диалога между властью и гражданами.

Форумы «Сообщество» — это ключевая площадка для взаимодействия между гражданскими активистами, представителями НКО и органами власти. Форумы проходят в течение года в разных федеральных округах России и завершаются итоговым форумом в Москве. Цель — выявление и поддержка лучших практик гражданской активности, обсуждение актуальных проблем и выработка предложений по их решению [7].

Конкурс «Мой проект — моей стране!» — ежегодный конкурс социально значимых проектов, который проводится с 2017 года. Он нацелен на выявление и поощрение лидеров НКО, авторов социальных проектов и социально ответственных компаний. Награждение победителей традиционно проходит на итоговом форуме «Сообщество», часто с участием Президента РФ [7].

Проект «Перспектива» — запущенная в 2015 году комплексная система поиска и поддержки гражданских практик по всей стране. Участники проекта получают от ОП РФ консультационную, методическую и информационную поддержку для тиражирования своих успешных инициатив с муниципального на региональный и федеральный уровни [7].

В 2025 году Общественная палата отмечает свое 20-летие. В честь юбилея запланирован ряд специальных мероприятий, включая фотовыставки в городах России, создание памятных муралей, запуск просветительского проекта «Общественная палата РФ | XX лет» и проведение гражданских форумов, посвященных достижениям ОП РФ в различных сферах [19].

Исследования и аналитика

Аналитическая работа является одним из важнейших направлений деятельности Общественной палаты РФ. Палата регулярно готовит доклады, исследования и экспертные заключения по наиболее актуальным вопросам развития страны и гражданского общества.

Ключевым аналитическим продуктом является Ежегодный доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации. Этот документ готовится на основе комплексного анализа данных, экспертных опросов и результатов общественного мониторинга. Доклад представляет собой срез состояния некоммерческого сектора, уровня гражданской активности, проблем и тенденций в различных сферах общественной жизни. Он содержит рекомендации для органов государственной власти по совершенствованию законодательства и государственной политики [20].

Помимо ежегодного доклада, комиссии и рабочие группы Палаты готовят тематические исследования по узкоспециализированным вопросам. Например, исследования могут касаться доступности социальной инфраструктуры, эффективности мер поддержки НКО, проблем в сфере экологии или здравоохранения.

Для повышения качества своей аналитики Общественная палата сотрудничает с ведущими научными центрами и рейтинговыми агентствами. Например, в 2025 году официальным рейтинговым партнером Палаты стало агентство RAEX («РАЭКС-Аналитика») [21]. Это сотрудничество направлено на создание объективных рейтингов и оценок, которые помогают измерять эффективность работы НКО и институтов гражданского общества. Результаты исследований и аналитические материалы публикуются на официальном сайте ОП РФ и широко обсуждаются на экспертных площадках.

Основные персоналии

За годы существования Общественной палаты в ее состав входили многие выдающиеся общественные деятели, ученые, деятели культуры, спортсмены и правозащитники. Их авторитет и экспертиза в значительной степени определяют вес и влияние этого института.

Среди наиболее известных членов ОП РФ разных составов можно выделить:

Этот список далеко не полон и отражает разнообразие сфер, представленных в Общественной палате, что позволяет ей рассматривать общественно значимые проблемы с разных точек зрения.

См. также

Ссылки

[1] Статья 1. Общие положения Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации"

[2] Общественная палата Российской Федерации. Справка РИА Новости

[3] Об Общественной палате на официальном сайте

[4] Справочная информация об Общественной палате на сайте Совета Федерации

[5] Общественная палата Российской Федерации. Справка РИА Новости о составах

[6] Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации" от 04.04.2005 N 32-ФЗ

[7] Статья об Общественной палате РФ в Википедии

[8] Федеральный закон об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов РФ

[9] Глоссарий: Общественная палата Российской Федерации на сайте Президента РФ

[10] Путин утвердил 40 членов Общественной палаты РФ по своей квоте. ТАСС

[11] Диссертация на тему "Общественная палата Российской Федерации как институт гражданского общества"

[12] Статья 2. Цели и задачи Общественной палаты

[13] Проекты Общественной палаты РФ

[14] Статья 21. Поддержка Общественной палатой гражданских инициатив

[15] Информация о Комитете Совета Федерации по социальной политике

[16] ОП РФ рассказала о поддержанных законодательных проектах. АСИ

[17] План мероприятий Общественной палаты Ленинградской области

[18] Статья "Волонтерство как инструмент вовлечения в систему государственной молодежной политики"

[19] Общественная палата России отмечает 20-летие

[20] Опубликован Доклад Общественной палаты РФ о состоянии гражданского общества

[21] Общественная палата РФ выбрала официального рейтингового партнера на 2025 год

Статья создана с использованием языковой модели ИИ и не проходила авторское редактирование