Школьные советы самоуправления: различия между версиями

Материал из Росмолодежь.Метода
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 25: Строка 25:
* '''Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ)''': Является ключевым документом.
* '''Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ)''': Является ключевым документом.
** '''Статья 34''' закрепляет право обучающихся на «участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом». [https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1759999696&tld=ru&lang=ru&name=_.pdf&text=Совет%20обучающихся%20общеобразовательной%20организации.%20Учебно-методическое%20пособие%20РСМ&url=https%3A%2F%2Frsm.ruy.ru%2Fupload%2Fiblock%2F351%2F_.pdf&lr=213&mime=pdf&l10n=ru&sign=6b1b38d54632de901d0aa1f3a9d732ff&keyno=0&nosw=1&serpParams=tm%3D1759999696%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3D_.pdf%26text%3D%25D0%25A1%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B5%25D1%2582%2B%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2583%25D1%2587%25D0%25B0%25D1%258E%25D1%2589%25D0%25B8%25D1%2585%25D1%2581%25D1%258F%2B%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2589%25D0%25B5%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B9%2B%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B3%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B7%25D0%25B0%25D1%2586%25D0%25B8%25D0%25B8.%2B%25D0%25A3%25D1%2587%25D0%25B5%25D0%25B1%25D0%25BD%25D0%25BE-%25D0%25BC%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B8%25D1%2587%25D0%25B5%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25B5%2B%25D0%25BF%25D0%25BE%25D1%2581%25D0%25BE%25D0%25B1%25D0%25B8%25D0%25B5%2B%25D0%25A0%25D0%25A1%25D0%259C%26url%3Dhttps%253A%2F%2Frsm.ruy.ru%2Fupload%2Fiblock%2F351%2F_.pdf%26lr%3D213%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3D6b1b38d54632de901d0aa1f3a9d732ff%26keyno%3D0%26nosw%3D1 <nowiki>[1]</nowiki>]
** '''Статья 34''' закрепляет право обучающихся на «участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом». [https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1759999696&tld=ru&lang=ru&name=_.pdf&text=Совет%20обучающихся%20общеобразовательной%20организации.%20Учебно-методическое%20пособие%20РСМ&url=https%3A%2F%2Frsm.ruy.ru%2Fupload%2Fiblock%2F351%2F_.pdf&lr=213&mime=pdf&l10n=ru&sign=6b1b38d54632de901d0aa1f3a9d732ff&keyno=0&nosw=1&serpParams=tm%3D1759999696%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3D_.pdf%26text%3D%25D0%25A1%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B5%25D1%2582%2B%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2583%25D1%2587%25D0%25B0%25D1%258E%25D1%2589%25D0%25B8%25D1%2585%25D1%2581%25D1%258F%2B%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2589%25D0%25B5%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B9%2B%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B3%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B7%25D0%25B0%25D1%2586%25D0%25B8%25D0%25B8.%2B%25D0%25A3%25D1%2587%25D0%25B5%25D0%25B1%25D0%25BD%25D0%25BE-%25D0%25BC%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B8%25D1%2587%25D0%25B5%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25B5%2B%25D0%25BF%25D0%25BE%25D1%2581%25D0%25BE%25D0%25B1%25D0%25B8%25D0%25B5%2B%25D0%25A0%25D0%25A1%25D0%259C%26url%3Dhttps%253A%2F%2Frsm.ruy.ru%2Fupload%2Fiblock%2F351%2F_.pdf%26lr%3D213%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3D6b1b38d54632de901d0aa1f3a9d732ff%26keyno%3D0%26nosw%3D1 <nowiki>[1]</nowiki>]
** '''Статья 26''' устанавливает, что «в целях учета мнения обучающихся... по инициативе обучающихся в образовательной организации создаются советы обучающихся». [hhttps://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1759999696&tld=ru&lang=ru&name=_.pdf&text=Совет%20обучающихся%20общеобразовательной%20организации.%20Учебно-методическое%20пособие%20РСМ&url=https%3A%2F%2Frsm.ruy.ru%2Fupload%2Fiblock%2F351%2F_.pdf&lr=213&mime=pdf&l10n=ru&sign=6b1b38d54632de901d0aa1f3a9d732ff&keyno=0&nosw=1&serpParams=tm%3D1759999696%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3D_.pdf%26text%3D%25D0%25A1%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B5%25D1%2582%2B%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2583%25D1%2587%25D0%25B0%25D1%258E%25D1%2589%25D0%25B8%25D1%2585%25D1%2581%25D1%258F%2B%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2589%25D0%25B5%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B9%2B%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B3%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B7%25D0%25B0%25D1%2586%25D0%25B8%25D0%25B8.%2B%25D0%25A3%25D1%2587%25D0%25B5%25D0%25B1%25D0%25BD%25D0%25BE-%25D0%25BC%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B8%25D1%2587%25D0%25B5%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25B5%2B%25D0%25BF%25D0%25BE%25D1%2581%25D0%25BE%25D0%25B1%25D0%25B8%25D0%25B5%2B%25D0%25A0%25D0%25A1%25D0%259C%26url%3Dhttps%253A%2F%2Frsm.ruy.ru%2Fupload%2Fiblock%2F351%2F_.pdf%26lr%3D213%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3D6b1b38d54632de901d0aa1f3a9d732ff%26keyno%3D0%26nosw%3D1 <nowiki>[1]</nowiki>] Закон также определяет конкретные случаи, когда учёт мнения совета обучающихся обязателен: при принятии локальных актов, затрагивающих права учеников, при выборе меры дисциплинарного взыскания и др. [https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1759999696&tld=ru&lang=ru&name=_.pdf&text=Совет%20обучающихся%20общеобразовательной%20организации.%20Учебно-методическое%20пособие%20РСМ&url=https%3A%2F%2Frsm.ruy.ru%2Fupload%2Fiblock%2F351%2F_.pdf&lr=213&mime=pdf&l10n=ru&sign=6b1b38d54632de901d0aa1f3a9d732ff&keyno=0&nosw=1&serpParams=tm%3D1759999696%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3D_.pdf%26text%3D%25D0%25A1%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B5%25D1%2582%2B%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2583%25D1%2587%25D0%25B0%25D1%258E%25D1%2589%25D0%25B8%25D1%2585%25D1%2581%25D1%258F%2B%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2589%25D0%25B5%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B9%2B%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B3%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B7%25D0%25B0%25D1%2586%25D0%25B8%25D0%25B8.%2B%25D0%25A3%25D1%2587%25D0%25B5%25D0%25B1%25D0%25BD%25D0%25BE-%25D0%25BC%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B8%25D1%2587%25D0%25B5%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25B5%2B%25D0%25BF%25D0%25BE%25D1%2581%25D0%25BE%25D0%25B1%25D0%25B8%25D0%25B5%2B%25D0%25A0%25D0%25A1%25D0%259C%26url%3Dhttps%253A%2F%2Frsm.ruy.ru%2Fupload%2Fiblock%2F351%2F_.pdf%26lr%3D213%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3D6b1b38d54632de901d0aa1f3a9d732ff%26keyno%3D0%26nosw%3D1 <nowiki>[1]</nowiki>]
** '''Статья 26''' устанавливает, что «в целях учета мнения обучающихся... по инициативе обучающихся в образовательной организации создаются советы обучающихся». [https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1759999696&tld=ru&lang=ru&name=_.pdf&text=Совет%20обучающихся%20общеобразовательной%20организации.%20Учебно-методическое%20пособие%20РСМ&url=https%3A%2F%2Frsm.ruy.ru%2Fupload%2Fiblock%2F351%2F_.pdf&lr=213&mime=pdf&l10n=ru&sign=6b1b38d54632de901d0aa1f3a9d732ff&keyno=0&nosw=1&serpParams=tm%3D1759999696%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3D_.pdf%26text%3D%25D0%25A1%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B5%25D1%2582%2B%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2583%25D1%2587%25D0%25B0%25D1%258E%25D1%2589%25D0%25B8%25D1%2585%25D1%2581%25D1%258F%2B%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2589%25D0%25B5%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B9%2B%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B3%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B7%25D0%25B0%25D1%2586%25D0%25B8%25D0%25B8.%2B%25D0%25A3%25D1%2587%25D0%25B5%25D0%25B1%25D0%25BD%25D0%25BE-%25D0%25BC%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B8%25D1%2587%25D0%25B5%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25B5%2B%25D0%25BF%25D0%25BE%25D1%2581%25D0%25BE%25D0%25B1%25D0%25B8%25D0%25B5%2B%25D0%25A0%25D0%25A1%25D0%259C%26url%3Dhttps%253A%2F%2Frsm.ruy.ru%2Fupload%2Fiblock%2F351%2F_.pdf%26lr%3D213%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3D6b1b38d54632de901d0aa1f3a9d732ff%26keyno%3D0%26nosw%3D1 <nowiki>[1]</nowiki>] Закон также определяет конкретные случаи, когда учёт мнения совета обучающихся обязателен: при принятии локальных актов, затрагивающих права учеников, при выборе меры дисциплинарного взыскания и др. [https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1759999696&tld=ru&lang=ru&name=_.pdf&text=Совет%20обучающихся%20общеобразовательной%20организации.%20Учебно-методическое%20пособие%20РСМ&url=https%3A%2F%2Frsm.ruy.ru%2Fupload%2Fiblock%2F351%2F_.pdf&lr=213&mime=pdf&l10n=ru&sign=6b1b38d54632de901d0aa1f3a9d732ff&keyno=0&nosw=1&serpParams=tm%3D1759999696%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3D_.pdf%26text%3D%25D0%25A1%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B5%25D1%2582%2B%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2583%25D1%2587%25D0%25B0%25D1%258E%25D1%2589%25D0%25B8%25D1%2585%25D1%2581%25D1%258F%2B%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2589%25D0%25B5%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B9%2B%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B3%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B7%25D0%25B0%25D1%2586%25D0%25B8%25D0%25B8.%2B%25D0%25A3%25D1%2587%25D0%25B5%25D0%25B1%25D0%25BD%25D0%25BE-%25D0%25BC%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B8%25D1%2587%25D0%25B5%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25B5%2B%25D0%25BF%25D0%25BE%25D1%2581%25D0%25BE%25D0%25B1%25D0%25B8%25D0%25B5%2B%25D0%25A0%25D0%25A1%25D0%259C%26url%3Dhttps%253A%2F%2Frsm.ruy.ru%2Fupload%2Fiblock%2F351%2F_.pdf%26lr%3D213%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3D6b1b38d54632de901d0aa1f3a9d732ff%26keyno%3D0%26nosw%3D1 <nowiki>[1]</nowiki>]
* '''Федеральный закон «О молодёжной политике в Российской Федерации» (№ 489-ФЗ)''': Создаёт общие рамки для поддержки молодёжных инициатив и определяет самоуправление как одно из приоритетных направлений работы.
* '''Федеральный закон «О молодёжной политике в Российской Федерации» (№ 489-ФЗ)''': Создаёт общие рамки для поддержки молодёжных инициатив и определяет самоуправление как одно из приоритетных направлений работы.
* '''Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (№ 124-ФЗ)''': Статья 9 запрещает ущемление прав ребёнка в образовательном учреждении и даёт обучающимся право ходатайствовать о проведении дисциплинарного расследования в отношении работников, нарушающих их права. [https://vk.com/@zauchsovet-normativnye-osnovy-uchenicheskogo-samoupravleniya <nowiki>[5]</nowiki>]
* '''Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (№ 124-ФЗ)''': Статья 9 запрещает ущемление прав ребёнка в образовательном учреждении и даёт обучающимся право ходатайствовать о проведении дисциплинарного расследования в отношении работников, нарушающих их права. [https://vk.com/@zauchsovet-normativnye-osnovy-uchenicheskogo-samoupravleniya <nowiki>[5]</nowiki>]

Версия от 11:50, 9 октября 2025

Статья создана с использованием языковой модели ИИ

Подведение итогов выборов президентов школьного ученического самоуправления

Совет школьного (ученического) самоуправления — это форма участия обучающихся в управлении общеобразовательной организацией в России, предполагающая совместную деятельность учеников, педагогов и администрации в решении вопросов школьной жизни. [1][2] Данный институт является ключевым элементом системы воспитания и социализации, направленным на формирование у школьников активной гражданской позиции, ответственности, самостоятельности и готовности к самореализации в обществе. [3]

Школьное самоуправление рассматривается как режим протекания совместной и самостоятельной жизни, который даёт всем участникам образовательных отношений право участвовать в управлении наравне с администрацией. [1] Актуальность его развития подчёркивается включением обязательного модуля «Самоуправление» в Федеральную рабочую программу воспитания. [1]

Масштабы развития ученического самоуправления в России подтверждаются статистикой. Так, в 2025 году во Всероссийском конкурсе советов обучающихся «Территория УСпеха» приняли участие более 20 000 школьников и педагогов из 89 субъектов Российской Федерации, подав 1 812 заявок. [4] Системная работа в этом направлении рассматривается как фундамент для формирования гражданского общества и первая ступень для будущих лидеров России.

Исторический контекст

Идея привлечения учеников к управлению школой имеет глубокие корни в отечественной педагогике.

  • Начало XX века: Идеи ученического самоуправления активно обсуждались и внедрялись педагогами-новаторами. Уже 16 октября 1918 года в документе «Основные принципы единой трудовой школы» было зафиксировано: «дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления... Готовясь стать гражданами государства, они должны, возможно, раньше чувствовать себя гражданами своей школы». [5]
  • Советский период: Значительный вклад в теорию и практику самоуправления внёс А.С. Макаренко. Он рассматривал самоуправление не как цель, а как средство для становления и развития воспитательного коллектива. В его системе органическое единство интересов коллектива и общества служило основным мотивом для формирования у воспитанников потребности в самоуправлении. [1] Также большой вклад внесла Н.К. Крупская, которая определяла самоуправление как процесс привлечения детей к управлению делами своего класса и школы. [1]
  • Постсоветский период: С распадом централизованных детских и молодёжных организаций (пионерии, комсомола) в 1990-е годы начался этап спонтанного формирования независимых молодёжных объединений. Этот период характеризовался поиском новых форм взаимодействия молодёжи и государства, что заложило основу для современного этапа развития школьного самоуправления.

Законодательная база

Правовой фундамент для деятельности советов школьного самоуправления в современной России заложен как в международных, так и в национальных нормативных актах.

Международное законодательство

  • Всеобщая декларация прав человека: Статья 21 гласит, что «каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной». Эта норма является основополагающей для признания права обучающихся на участие в управлении школой. [5]
  • Конвенция о правах ребенка: Статья 29 подчёркивает, что образование должно быть направлено на «подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости». [5]

Российское законодательство

  • Конституция Российской Федерации: Статья 32 закрепляет право граждан РФ «участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей», что является конституционной основой для развития всех форм самоуправления. [5]
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ): Является ключевым документом.
    • Статья 34 закрепляет право обучающихся на «участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом». [1]
    • Статья 26 устанавливает, что «в целях учета мнения обучающихся... по инициативе обучающихся в образовательной организации создаются советы обучающихся». [1] Закон также определяет конкретные случаи, когда учёт мнения совета обучающихся обязателен: при принятии локальных актов, затрагивающих права учеников, при выборе меры дисциплинарного взыскания и др. [1]
  • Федеральный закон «О молодёжной политике в Российской Федерации» (№ 489-ФЗ): Создаёт общие рамки для поддержки молодёжных инициатив и определяет самоуправление как одно из приоритетных направлений работы.
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (№ 124-ФЗ): Статья 9 запрещает ущемление прав ребёнка в образовательном учреждении и даёт обучающимся право ходатайствовать о проведении дисциплинарного расследования в отношении работников, нарушающих их права. [5]

Цели, принципы и модели школьного самоуправления

Цели и задачи

Основная цель школьного самоуправления — формирование у школьников готовности к самореализации в современном обществе. [3] Ключевые задачи:

  • Реализация права на участие в управлении школой.
  • Создание условий для самореализации: развитие творческих способностей, самостоятельности, активности и ответственности. [3]
  • Воспитание гражданственности: формирование демократической культуры, уважения к общечеловеческим ценностям и готовности действовать в интересах общества.
  • Развитие социальных компетенций: освоение навыков социального взаимодействия, самостоятельного мышления и самосознания.

Принципы построения

Деятельность органов ученического самоуправления строится на следующих принципах: [3]

  • Равноправие: все участники имеют право решающего голоса.
  • Выборность: полномочия приобретаются в результате выборов.
  • Откровенность и гласность: работа органов самоуправления должна быть открытой.
  • Законность: неукоснительное соблюдение правовых актов.
  • Целесообразность: деятельность направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.
  • Гуманность: действия основываются на нравственных принципах.
  • Самодеятельность: поощрение творчества, активности и самостоятельности.
  • Ответственность: регулярная отчётность о проделанной работе.

Структура и модели

Система школьного самоуправления чаще всего имеет иерархическую структуру:

  1. Индивидуальный и классный уровень: Первый уровень, где ученики получают первичный опыт коллективной работы, избирают своих представителей (старост, лидеров) и реализуют локальные проекты. [3]
  2. Общешкольный уровень: Второй, высший уровень, представленный Советом обучающихся (также может называться школьным парламентом, советом старшеклассников, советом президентов). Этот орган координирует деятельность на уровне всей школы. [3]

Во главе общешкольного совета часто стоит президент школы или председатель, избираемый всеми учениками. [6] В современных школах России выделяют три основные модели организации ученического самоуправления: [1]

  • Административная модель: Работа совета строится строго на основе локальных актов школы. Модель чётко вписывается в систему управления, но несёт риск формализации и бюрократизации.
  • Игровая модель: Самоуправление основано на правилах игры (например, «космический корабль», «город мастеров»). Такая модель развивает творческий потенциал, но может быть сложна для интеграции в формальные процессы управления школой.
  • Смешанная модель: Сочетает административную структуру и игровую оболочку. Например, совет может называться «министерством», но действовать в рамках реальных школьных задач.

Функции и направления деятельности

Совет обучающихся выполняет ряд ключевых функций: [1]

  • Представительская: представляет мнение всех учеников в органах управления школой.
  • Правозащитная: содействует защите академических и гражданских прав учеников.
  • Посредническая: помогает в разрешении конфликтов и взаимодействии с администрацией.
  • Образовательная: передаёт социальный и организационный опыт от старших учеников к младшим.
  • Организаторская: поддерживает инициативы учеников, помогает в реализации проектов.

Основные направления деятельности (часто оформляются в виде «министерств» или «комитетов»): [3]

  • Познавательная деятельность: организация предметных недель, интеллектуальных игр, конференций.
  • Информационная деятельность: выпуск школьной газеты, ведение социальных сетей.
  • Спортивно-оздоровительная деятельность: проведение соревнований, дней здоровья.
  • Художественно-эстетическая деятельность: организация концертов, фестивалей, выставок.
  • Трудовая и экологическая деятельность: проведение субботников, экологических акций.
  • Шефская работа: помощь младшим классам, наставничество.

Организации поддержки

Государственные организации

  • Министерство просвещения Российской Федерации — курирует и поддерживает программы развития ученического самоуправления на всероссийском уровне. [7]
  • ФГБУ «Российский детско-юношеский центр» (Росдетцентр) — выступает соорганизатором всероссийских конкурсов и форумов для лидеров ученического самоуправления. [4]

Негосударственные организации

  • Общероссийская общественная организация «Российский Союз Молодёжи» (РСМ) — является главным реализатором Всероссийской программы по развитию советов обучающихся. [7]
  • Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодёжи «Движение Первых» — ключевой партнёр проектов, интегрирующий их в повестку молодёжного движения страны. [8]
  • Всероссийские детские центры («Артек», «Океан», «Орлёнок», «Смена») — площадки для проведения крупнейших федеральных слётов лидеров. [7]

Программы и мероприятия

Поддержка школьных советов осуществляется в рамках Всероссийской программы по развитию советов обучающихся «Ученическое самоуправление». [7]

  • Всероссийский конкурс «Территория УСпеха»: Выявление и поддержка лучших практик. В 2025 году в финале приняли участие 30 советов из 18 регионов РФ. [4]
  • Всероссийский форум «Вектор УСпеха»: Крупнейшее образовательное событие для школьных активистов. В 2025 году форум в МДЦ «Артек» собрал 1 000 лидеров. [8]
  • Всероссийский форум президентов школ: Ежегодная встреча лидеров для обмена опытом. В апреле 2025 года форум в Москве объединил около 180 президентов школ. [9]
  • Всероссийская кампания «Твой выбор»: Обучение демократическим процедурам и организация выборов в советы. [7]

Проблемы и деструктивные формы

Несмотря на законодательную поддержку, на практике ученическое самоуправление часто сталкивается с проблемами и вырождается в имитационные, деструктивные формы. [1]

  • Навязанное (формальное) самоуправление: Создаётся по инициативе администрации, а не учеников. Деятельность носит формальный характер («для галочки»), реальные полномочия отсутствуют.
  • Властно-ориентированное самоуправление: Имитация деятельности через создание объединений с громкими названиями, но без реального функционала. У подростков создаётся иллюзия участия, что в итоге приводит к разочарованию.
  • «Конкурсное» самоуправление: Деятельность совета сводится исключительно к подготовке и участию в различных внешних конкурсах и фестивалях по указке руководства школы, игнорируя внутренние потребности ученического коллектива.

Для существования реального, а не имитационного самоуправления, необходимо наличие нескольких условий: социальная зрелость коллектива, реальное делегирование полномочий администрацией, собственная инициатива учеников и демократически сменяемые органы. [1]

См. также

Ссылки

[1] Совет обучающихся общеобразовательной организации. Учебно-методическое пособие РСМ

[2] Ученическое самоуправление. Школа №254, Санкт-Петербург

[3] Положение о школьном ученическом самоуправлении

[4] Определены финалисты Всероссийского конкурса советов обучающихся «Территория УСпеха»

[5] Нормативные основы ученического самоуправления

[6] Орган ученического самоуправления. Санагинская средняя школа

[7] Всероссийская программа «Ученическое самоуправление» на сайте РСМ

[8] Стали известны имена участников Всероссийского форума лидеров ученического самоуправления «Вектор УСпеха»

[9] Форум президентов школ объединил в Минпросвещения РФ около 180 лидеров ученического самоуправления ```